Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шрифты. Классификация шрифтов (История появления, развития и классификация шрифта)

Содержание:

Введение

Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, который есть средство передачи текста в книге.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.

Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Глава 1

1.1. История появления и развития шрифта

В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:

Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный).

В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием, названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

В нашей стране пока нет общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов. Как, впрочем, нет и достаточного количества шрифтов на русской графической основе. Усилиями российских дизайнеров-шрифтовиков ХХ в. был создан лишь необходимый минимум шрифтовых гарнитур.

1.2. Классификация шрифтов по группам

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. 

 Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

Букварная группа шрифтов. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская.

Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

1. 3. Классификация компьютерных шрифтов

Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ниже приводится следующая классификация шрифтов, принятая в семействе операционных систем Microsoft Windows:

– Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони).

– Swiss - группа рубленых шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и другие).

– Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);

– Script - группа рукописных шрифтов;

– Decorative - группа декоративных шрифтов.

1.4. Классификация шрифтов по начертанию

Строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. В современной шрифтографии сложилась четкая терминология, позволяющая охарактеризовать каждый шрифт по всем его параметрам.

Шрифты различаются по:

● гарнитуре;

● начертанию;

● насыщенности;

● плотности;

● пропорциональности;

● контрастности.

Для каждого начертания шрифта характерна также своя емкость и удобочитаемость. Кроме того, компьютерные шрифты по форме представления шрифтового файла делятся на три группы: контурные, векторные и растровые.

Гарнитура шрифта Это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, либо совокупность начертаний, включающая общий характер графического построения знаков и решения их элементов. При различных прочих характеристиках – насыщенности, плотности, пропорциональности, контрастности, – общность графического построения выступает объединяющей доминантой гарнитуры. Каждая гарнитура имеет собственное имя.

Начертание шрифта Это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Одно начертание шрифта может включать от 256 до нескольких тысяч знаков.

Начертания шрифта классифицируются:

● по плотности – узкое, нормальное, широкое;

● по насыщенности – светлое, полужирное, жирное;

● по наклону – прямое, курсивное, наклонное.

Как правило, гарнитура включает четыре начертания – светлое или нормальное (normal), светлое курсивное (italic), полужирное или жирное (bold) и полужирное курсивное (bold italic). Многие гарнитуры, особенно рубленые, обладают более широким диапазоном начертаний.

Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков строчных букв к их высоте; для светлых шрифтов это отношение должно быть не более 23%, для полужирных – 23–34%, для жирных – более 34%.

Контрастность – один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных (с пропорцией 1:1) до сверхконтрастных (с пропорциями 1:5 и выше) шрифтов.

Выделительные шрифты проектируются для логически или структурнообособленных небольших текстовых групп – врезов, вводок, распространенных подзаголовков, подрисуночных подписей и пр. Удобочитаемость и емкость уступают место цветовой насыщенности, контрастности с текстом, композиционной игре с более крупными кеглями. В выделительных шрифтах у гротеска и антиквы нет преимуществ.

Титульные шрифты проектируются для крупных кеглей.

1. 5. Категории шрифтов

Все типографские шрифты условно можно разделить на следующие категории:

– Текстовые. Это шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей - от 0 до 12 пунктов.

– Титульные. Это шрифты более крупных кеглей - от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые - как текстовые, вторые - как титульные.

– Акцидентные. Данные шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

1.6. Элементы буквенных знаков

Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:

  • основные штрихи,
  • соединительные (дополнительные) штрихи,
  • концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных.

Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.

Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, поскольку печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. Есть еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, - это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.

К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) – небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а таже точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Соединительные штрихи важны так же, как и основные. Ведь некоторые буквы, например, «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако наличие (или отсутствие) концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик – рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.

Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.

Неодинаково и расстояние между основными штрихами букв. Это расстояние называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

Глава 2

2.1. Понятие кегля и гарнитуры шрифта

Кегель (кегль) – это величина площадки, на которой размещается знак. Определяется в пунктах. Он включает в себя высоту строчного знака, верхних и нижних выносных элементов (например, засечек) и заплечиков. Заплечики – это просветы сверху и снизу площадки, на которой расположен символ. Они нужны для того, чтобы элементы знаков на соседних строках не пересекались друг с другом.

Проще говоря, кегль – это размер шрифта по высоте. Он определяется в типографских пунктах. Пункт, в свою очередь, измеряется в системе Дида. Он равен 0,376 мм. Например, шрифт десятым кеглем – это шрифт, высотой в 10 Пт, то есть 3,76 мм.

При переходе от металлического набора к компьютерному термин не претерпел изменений. Несколько изменилось представление о размере кегля изза одновременного функционирования в шрифтографии трех систем измерения.

Текстовые шрифты проектируются для набора полос текста в книгах, газетах и журналах.

Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости и емкости. Хороший текстовый шрифт способствует долговременному успешному чтению без усталости. Поэтому преимущество здесь отдается, как правило, антиквенным шрифтам. Но для набора небольших участков текста вполне подойдут и рубленые гарнитуры.

Самый важный параметр в типографике – гарнитура шрифтов – набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.

Понятия "гарнитура" и "шрифт" достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания. Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.

2.2. Интерлиньяж шрифта

Интерлиньяж (interligne) — пространство, расстояние между базовыми линиями соседних строк. Понятие появилось в те времена, когда между строками для увеличения междустрочного пробела клали тонкие латунные полоски шириной в 2 пункта — шпоны. Для значительного увеличить расстояние между базовыми линиями соседствующих строчек клали полосы свинца.

В настоящее время в понятие интерлиньяжа вкладывается несколько иной смысл. В современных программа для верстки интерлиньяж складывается из размера кегля (вертикального размера строки) а также расстояния между соседними смежными строками. К примеру: если текст набран кеглем 11pt/13pt, это значит, что его интерлиньяж равен 13 пунктам.

Задача интерлиньяжа — обеспечить удобство читаемости текста, выделение строки текста, за счет акцента. Интерлиньяж обеспечивает плотность строк на странице публикации. Если же требуется добавить в верстку публикации "воздух" или попросту заполнить требуемый объем, а текста маловато, можно прибегнуть, в разумных пределах, к увеличению значения интерлиньяжа. Блок текста станет более "легким" и займет заметно больше места. Сказанное в полной мере относится к авто-интерлиньяжу и к фиксированному интерлиньяжу.

Отрицательный интерлиньяж — пространство между соседними строками меньшее, чем высота самих литер в строках (например, набор 12pt/10pt - набор текста литерами высотой в 12 пунктов при расстояние между базовыми линиями соседних строк в 10 пунктов).

Заключение

Умение сделать текст не только красивым, но и удобным для чтения. Важно, чтобы в начертании букв отражался характер издания или определенный информационный посыл.

Это умение принести визуальную гармонию в печатный текст или страницу сайта. Она не ограничивается лишь выбором шрифта контента, абзацных отступов и выравнивания.

Это искусство выразить смысл написанного не только через слова, но и через их отображение.

Список использованных источников

Основная литература:

  1. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература:

  1. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).

Электронные ресурсы

  1. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
  2. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков.  режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.20).