Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Воображение является одним из основных психических процессов, благодаря которому ребенок имеет возможность проявлять себя и развиваться с творческой стороны. Это особое свойство психики, которое находится отдельно от других психических процессов и занимает особое место среди восприятия, памяти и мышления. Во многом развитие ребенка и его поведение зависит именно от этого компонента психики. Стоит заметить, что вся материальная и духовная культура человечества была создана лишь благодаря воображению, творческому мышлению и творческой деятельности людей.

Проблемой развития воображения повсеместно занимается множество ученых и педагогов среди которых наиболее углубленно изучали тему А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их исследования были ориентированы на изучение вопросов развития воображения отдельной личности и проявление оригинальности, креативности и индивидуальности творческой деятельности в процессе игры. Ведь именно в игре ребенок может наиболее действенно овладеть творчеством. Среди них музыкальная, художественная, изобразительная творческая деятельность и другие.

Ни для кого не секрет, что воображение нуждается в особом подходе для своего развития. Оно динамично развивается в дошкольном возрасте и претерпевает торможение к более зрелому, поэтому, если не заниматься его интенсивным развитием еще в детском возрасте, развивать его далее будет практически невозможно. В связи с этим новые возможности воображения сокращаются, что приводит к оскудению личности и снижению творческого потенциала.

Стоит отметить, что проблема развития воображения дошкольников является и будет являться актуальной всегда. С развитием общества и социального фона, в котором начинает свою жизнь каждый человек, меняются и задачи образования. Сейчас в век новых технологий и ускоренного темпа жизни, как никогда актуальна тема с развитием воображения, ведь новые проблемы и задачи требуют новых решений, подвижности и гибкости мышления, а новые условия жизни требуют быстрой адаптации и творческого подхода к решению проблем. Новые социальные образования теперь требуют активную личность, способную мыслить нестандартно, креативно. В связи с этим, перед образовательными учреждениями встает новая задача развития изобретального потенциала юных членов общества. Таким образом мы выходим на определение воображения с точки зрения психологии. «Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений». [5]

Только новый подход к уже известной проблеме способен двигать общество и его развитие дальше. Это один из принципов развития общества, а дошкольное образование – первая ступень к решению этой важной задачи.

Цель курсовой работы изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

- изучение теоретической базы психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте;

- рассмотреть и описать виды и особенности развития воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;

- организовать и провести исследования для выявления уровня развития воображения детей и создать условия для успешного развития воображения дошкольников;

- проанализировать результаты и на их основе составить рекомендации для развития воображения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является изучение воображения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности воображения детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: широта воображение детей зависит от количества накопленного опыта и от методов и приемов, которыми пользуется педагог в процессе развития воображения.

Методом написания курсовой работы является теоретический анализ литературы, эксперимент, диагностика развития воображения.

Курсовая работа состоит из введения и двух частей: 1 часть – теоретическая и посвящена описанию теоретических аспектов развития воображения у детей дошкольного возраста, в которой раскрывается сущность и виды воображения дошкольника, развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии, изучаются особенности развития воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

2 часть курсовой работы имеет практический характер и включает в себя экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников, а также анализ полученных результатов с составлением рекомендаций для успешного развития воображения дошкольников.

Каждая глава завершается кратким выводом по изученным вопросам.

Также в курсовой работе присутствует заключение, которое дает важный вывод по всей исследовательской работе и подводит черту под всем вышеописанным. В списках литературы указаны основные источники, которые были использованы для раскрытия темы. В приложении можно ознакомиться с бланками, которые использовались для проведения эксперимента, а также все необходимые для него иллюстрации из теста Роршаха.

Экспериментальная база исследования: детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области.

Экспериментальная группа исследования: дети группы «Теремок» 3-4 лет и группы «Сказка» 5-7 лет.

1 Теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста

Сущность и виды воображения дошкольника

Воображение — фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. [14] Другими словами, воображение – это процесс, который позволяет рождать в голове события, вещи, никогда не существующие в нашем поле зрения ранее. Это синтез происшествий, сцен, событий, которые уже происходили, но которые в совокупности никогда не существовали. Другими словами, воображение воссоздает что-то опирающееся на действительность.

Ученые выделяют несколько несколько видов синтеза представлений в процессе воображения:

«Агглютинация – синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т. п.).» [9]

Гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта или предмета, изменение его качеств.

«Заострение – прием воображения, для которого характерно акцентирование какой-либо части образа или определенного его качества.» [16]

«Схематизация – процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств». [17]

Типизация представляет собой выделение похожего, повторяющегося свойства в похожих явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Процесс воображения необходим каждому человеку в реальной жизни, дабы находить пути и решение сложных жизненных задач.

Для того, чтобы фантазия человека работала активно, ее нужно формировать с самого юного возраста. Этим и занимается педагогика и психология. Однако тема развития воображения и по сегодняшний день является наименее раскрытой и разработанной. Одно известно наверняка – воображение у детей дошкольного возраста настолько активно и ярко, что множество педагогов и психологов рассматривали это свойство, как особую детскую способность, которая ослабевала с течением времени и с годами теряло силу.

Согласно мнению советского психолога Ильенкова Эвальда Васильевича, воображение характерно способностью «видеть» целое раньше, чем его части и лишь благодаря ассоциациям может строить целостный образ. Следовательно, одной из отличительных особенностей воображения можно назвать «уход от действительности», создание совершенно иного, нового образа, а не просто воспроизведение уже полученных представлений. [7]

Т. Рибо считал, что воображение не предоставляется человеку с самого его рождения. Оно развивается с накоплением впечатлений, практического опыта, знаний, развития иных психических функций. Этот психический процесс развивается во взаимосвязи с развитием самой личности, в единстве с памятью, волей, мышлением и чувствами, а также в процессе воспитания и обучения. Современная наука исследует это свойство в контексте онтогенеза.

В Фирсов Н.Н. в своей книге «Микробиология» онтогенез трактует как «индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. [12]

Рассмотрим основные периоды онтогенеза в контексте развития воображения.

Период новорожденности является первым кризисным периодом в психическом развитии человека. В это время интенсивно развиваются все органы чувств, поэтому необходимо создавать всевозможные условия для их успешного развития. Также у ребенка появляется первая социальная потребность – общение. Именно непосредственно-эмоциональное общение также является и ведущим видом деятельности. Начинает формироваться первоначальная память. Благодаря всем этим особенностям и происходит отражение действительности через накопление первого опыта.

В раннем детстве (1-3 года) у детей еще нет четкой границы между вымыслом и реальностью. В этот период дети с бурным воображением могут придумать ситуацию, вещь, животное, которого не существовало или они никогда его не видели и наивно считать, что это действительно было. Это происходит именно из-за невозможности определения плода своей фантазии (оно же воображение) от реально существующего события или живого существа.

В период первого детства (4-7 лет) ребенок начинает наделять предметы и образы возможностью к действию. В этом возрасте личность учится изменять и модернизировать созданные образы, управлять ими. Также ребенок уже может регулировать свою фантазию, но составлять определенный план действий или планировать будущие шаги он еще не способен. Такая способность начинает появляться к 5-ти годам.

В возрасте 6-7 лет активность воображения достигает такого уровня, что ребенок уже может создавать в сознании свои миры, в которых он способен существовать. Не редко родители встречались с такими проблемами, когда ребенок старшего дошкольного возраста разговаривает сам с собой, а на вопрос «с кем ты разговариваешь?» он спокойно отвечает – «со своим другом». Эти ситуации не стоит рассматривать, как психическую проблему, просто у ребенка очень бурно работает фантазия, которой он активно пользуется и создает «друзей» и «миры», в которых потом благополучно живет.

Период второго детства (мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет) характеризуется возможностью ребенка создавать собственные разнообразные ситуации, придает одним предметам свойства совершенно других (листья как деньги в игре, камушки как продаваемый товар). Ребенок начинает испытывать трудности в реальной жизни и нередко может уходить в свой воображаемый идеальный мир.

Подростки (юноши 13-16 лет, девушки 12-15) имеют мечтательный характер. Зажатые дети активно начинают принимать на себя роли более сильных и физически крупных героев, которым несвойственны комплексы, которые есть у ребенка. Ребенок начинает перевоплощаться в героев, у которых нет недостатков, которые отравляют сегодняшний день. В этом возрасте подростки создают идеальные образы будущего, к которым следует стремиться. Воображение теперь становится творческим и продуктивным, произвольное внимание и дисциплина укрепляются, развиваются память и восприятие.

В юношеском возрасте (юноши 17-23, девушки 16-21) укореняется характер человека, но еще многое в восприятии и воображении можно исправить, изменить, дополнить, развить.

В зрелом возрасте (мужчины 24-35, женщины 22-35) вера в сказочных персонажей и волшебство начинает работать по-другому. Креативность в этом возрасте может помочь человеку добиться больших высот в реализации своего творческого потенциала.

Преклонный возраст характерен спадом всех психических функций. На первое место выдвигается забота о семье, а человек становится пассивным, малоэмоциональным, обидчивым. Возникают страхи, которые личность начинает воспринимать остро. Человек ищет для себя новые хобби и увлечения, которые способны отвлечь его от одиночества. Личность пытается реализовать свой нерастраченный творческий потенциал и начинает делиться богатым жизненным опытом. [15]

Таким образом мы можем заметить, что наиболее благоприятным периодом развития воображения является начало первого детства, когда ребенок способен рождать образы из своего сознания, но осознанно управлять им еще не имеет возможности. Также можно сделать вывод, что весь период дошкольного детства является наиболее удобным для формирования воображения и фантазии ребенка, которые затем перерастут в креативность взрослого человека, которую личность потом сможет активно проявлять и реализовывать во взрослом возрасте.

Воображение многогранно и представляет перед исследователями целое поле для его изучения.

Л.Д. Столяренко в своих исследованиях выделил несколько видов воображения. Среди них основными является пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение делится на произвольное (грезы, мечты) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Такой вид воображения подчиняется желаниям, которые воплощаются в образах. Образы, тем самым, «удовлетворяют» неудовлетворенные потребности, которые есть у личности. Образы, рожденные пассивным воображением направлены на положительное окрашивание эмоций и вытесняют негативные и аффективные.

Пассивное воображение отличается от активного тем, что направлено на мнимое удовлетворение желаний и потребностей, в то время как реалистическое направлено на действительное.

Пассивное воображение схоже с активным лишь в том, что порождает образы и представления, которые образуются в сознании из опыта жизни.

Активное воображение всегда ставит перед собой задачу реализации творческой или личностной цели. В таком воображении мало места мечтательности или фантазии, все действия, как правило, направлены на создание объективной возможности появления новых творческих и оригинальных взаимосвязей между существующими в памяти человека и условиями общества.

Активное воображение направлено на окружающую среду человека, социум и обстоятельства, в которых он находится, а не на свое внутреннее состояние. В конце концов, активное воображение от пассивного отличается еще и тем, что направляется задачей; движется лишь с помощью волевого усилия и поддается контролю воли.

Воссоздающее воображение является одним из видов активного воображения, с помощью которого создаются новые образы, сюжеты, представления у людей в рамках условий, схем, задач, которые поступили извне (от общества, обстоятельств, событий). И тем не менее, воображение все равно создает решения и образы, ранее не воспринимаемые человеком. Таким образом, воссоздающее воображение есть ничто иное, как процесс перестраивания, комбинирования имеющихся в памяти впечатлений из опыта в нечто новое, синтезированное.

Понятие антищигатирующее воображение трактуется у Л.Д. Столяренко как предвидение последствий и результатов своих действий. Ф.Лерш назвал такую способность прометеевской (глядящей вперед), которая прямо пропорционально зависит от жизненной перспективы: чем человек моложе, тем ярче представлена перспектива. У пожилых людей воображение ориентировано на прошлый жизненный опыт.

Творческое воображение характеризуется самостоятельным созданием образов и идей человеком, которые представляют собой ценность для общества, и которые преобразовываются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Такой вид воображения является основой всех творческих видов деятельности.

В структуре творческого воображения исследователи выделили два типа интеллектуальных операций: первый – операции, с помощью которых создаются идеальные образы; второй – операции, на основе которых происходит переработка готовой продукции.

Т.Рибо – первый, кто изучил эти процессы и выделил две основные операции: диссоциация – подготовительная операция, с помощью которой дробится чувственно данный опыт. В ходе такой обработки опыта его части способны входить в новые комбинации. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, в котором происходит подготовка материала. Если диссоциации не происходит, творческое воображение не может осуществляться.

Ассоциация – процесс, в ходе которого создается целостный образ из частей единиц образов. Именно этот процесс дает возможность появиться новым сочетаниям и образам. [10]

Итак, изучив сущность воображения, можно говорить о том, что оно представляет собой очень сложный процесс, который может являться как управляемым, так и наоборот.

Одно из самых важных функций воображения состоит в том, что оно позволяет предсказывать результаты деятельности до его начала, помогая человеку ориентироваться в процессе деятельности. Воображение позволяет принимать решение даже без достаточной полноты знаний о проблеме или событии, однако это не означает, что этот процесс всегда рождает правильные пути решения проблемы.

Можно также сделать вывод о том, что простор для воображения и появления решения сокращается при привычной или определенной ситуации, и чем ситуация неопределеннее, тем выше шанс на появление оригинального решения.

1.2 Развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии

Проблема развития воображения является до конца не раскрытой, ответы на множество вопросов о возникновении воображения так до сих пор и не найдены, еще больше вопросов оставляет за собой воображение как психический процесс, который имеет свое развитие с течение жизни человека. Раскрытием этой проблемы занималось множество отечественных и зарубежных ученых. У каждого педагога, психолога, философа была своя точка зрения насчет воображения. Рассмотрим некоторых из них.

Евгения Александровна Флерина – исследователь детского творчества отмечала, что воображение есть ничто иное как осознанное отражение действительности ребенком в процессе разных видов деятельности: лепке, конструировании, рисунке, которое непосредственно построено на активности воображения и впечатлений, полученных при помощи разных видов искусств – словесное, художественное и другие. Ребенок не копирует то, что происходит вокруг него, он комбинирует это в связи с личным накопленным опытом. В своей работе «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» она на основе своих наблюдений делает интересные умозаключения. Говоря о творческом процессе в рисунке, автор отмечает, что благодаря опоре (педагогу, руководящему, помощнику) улучшается качество изображение и именно такая опора позволяет развиваться детскому творческому воображению. При правильном руководстве детским творчеством у ребенка обнаруживается развитие воспроизводящего воображение, а сам продукт (рисунок) отражает в себе способности и творческие данные ребенка. Е.А. Флерина также говорит о том, что краски, бумага, карандаши становятся неотъемлемым спутником ребенка в познании окружающего мира, а все, что остается взрослым – создать благоприятные для этого условия. Главная ценность в этом процессе – реализация и отражение замыслов и переживаний ребенка, поиск образов для их выражения. Как исследователь детского творчества, Флерина замечает, что именно такой вид детской деятельности способствует не только развитию воображения, но и инициативы, чувств, воли и памяти. А задача взрослого в этом деле – заинтересовать, приобщить, привлечь внимание, возбудить желание ребенка творить и создавать. [13]

Таким образом, можно заметить, что Евгения Александровна придерживалась позиции, в которой двигающей силой развития воображения ребенка непосредственно является взрослый, который должен уметь правильно воздействовать на воображение.

Российский психолог и специалист в области возрастной и педагогической психологии Ольга Михайловна Дьяченко в своей работе «Развитие воображения дошкольника» говорит о том, что воображение является одним из компонентов творчества. Воображение, по ее словам, это базис любого творчества. Дьяченко, ссылаясь на исследования великого отечественного психолога Л.Выготского, сообщает о том, что воображение ребенка не появляется сразу с его рождения, оно развивается по мере накопления ребенком опыта. «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» - сообщает Лев Семенович. [3] Наиболее «сензитивным» периодом для развития воображения является дошкольное детство. [4]

Лев Семенович Выготский, глубоко изучая воображение, также выявил один из главных законов, которому подчиняется воображение: деятельность воображения зависит от богатства накопленного опыта человека, ибо именно этот опыт и является материалов, из которого потом создаются образы. Этим и можно объяснить скупость фантазии ребенка - у него еще недостаточно опыта. [3] Тем самым мы должны помочь ребенку в увеличении опыта, который автоматически раздвигает рамки его воображения, что способствует более активному проявлению творческой деятельности.

Второй формой связи фантазии с реальностью Выготский назвал готовым продуктом фантазии и каким-либо сложным явлением действительности. Описал он это как переработанные элементы действительности, которые требуют большого опыта, дабы воссоздать эти образы. Здесь, в отличие от первой формы, в которой воображение опиралось на опыт, все наоборот – теперь опыт опирается на воображение. В работе описаны хорошие примеры, которые легко помогают понять эту форму, например, чтение рассказа, описывающего какое-либо место, которое раньше ребенок не видел, но которое он четко обрисовывает с помощью воображения, и уже когда ребенок попадет в похожее место, он наверняка вспомнит, как сам рисовал его в голове.

Третьей формой является эмоциональная связь, которая проявляется в двух направлениях: первое – любая эмоция или чувство стремится к материализации в известных образах, соответствующих этому чувству. В таком случае эмоция обладает возможностью самостоятельно подбирать впечатления или образы, которые созвучны настроению, в котором человек пребывает на данный момент. Ведь в печали или радости мир начинает играть совершенно другими красками. Во втором направлении наоборот, воображение влияет на чувства. Это значит, что любой плод нашего воображения обратно оказывает влияние на наши чувства, а если плод не соответствует действительности, то чувство, которое он вызывает, является настоящим, действенным. Иными словами, это можно назвать иллюзией. Яркий пример, это рождение ребенком образа монстра из горы одежды на стуле в сумерках. По факту – как выясняется, это лишь гора одежды, но эмоция страха, которую испытывает ребенок – настоящая.

Четвертая форма связи воображения с реальностью заключается в рождении плода фантазии, которое никогда не наблюдалось в опыте и не похоже ни на что, когда-либо существующее, но позже имеющее возможность воплотиться, материализоваться и стать реально существующим объектом, способным воздействовать на другие. Ярким примером является любой вид орудия, робототехники или машины. Они создаются посредством комбинирующего воображения человека, но ранее никогда не существовали. [3]

Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» сравнивает творческое воображение с образной памятью. Последнюю он характеризует как воспроизведение прошлого опыта, который отображается не точно, в силу специфики этого психического процесса. Такая память содержит в себе множество изменений, трансформаций, сдвигов, но не является воображением.

Воображение же подразумевает независимость от полученных данных. Оно проявляется в своем смысле лишь тогда, когда воображение способно отойти от непроизвольных изменений и способно свободно оперировать образами. Для воображения, как замечает Сергей Леонидович, характерна свобода по отношению к прошлому опыту, которая дает возможность перерабатывать материал и преобразовывать его в нечто новое.

Рубинштейн справедливо определяет два уровня «мощи» творческого воображения, которые заключаются в том: 1) насколько воображение придерживается ограничений, от которых зависит осмысленность творений; 2) насколько оригинальны и отличны от данного его порождения. [7]

Таким образом, можно заметить сходство выводов одних из самых влиятельных отечественных исследователей, психологов, которые сделали масштабный вклад в изучение такого важного и нужного психического процесса как воображение. Их исследования даже спустя долгие годы являются актуальными и интересными для изучения.

Наряду с великими отечественными исследователями мы рассмотрим понимание воображения со стороны зарубежных педагогов и психологов.

Французский психолог Теодюль Рибо внес огромный вклад в понимание структуры воображения. В своей работе «Творческое воображение», он не дает точного определения понятия «воображение», но определяет существенный его признак. В отличие от воспроизводящего воображения, которое требует памяти, творческое воображение требует чего-то нового. Лишь памяти недостаточно, важно еще наличие желания и страсти к этому действию.

Также Рибо уделил большое внимание образам, которые являются материалом для воображения: 1) полные образы, которые представляют собой обыденные предметы и вещи, которые встречаются каждый день и остаются в памяти достаточно ясными; 2) неполные образы, которые появляются из разных источников: от слабых или недостаточных для восприятия и от переживаний, полученных аналогичными предметами; 3) схематические образы – это образы, которые лишены индивидуальных свойств и характеристик.

Однако в своих исследованиях Рибо оставляет вопросы, на которые ответы в силу того времени невозможно было дать без определенной методологической базы. Так, например, остается неясно, чем «управляет» воображение, если Рибо ясно дает понять, что воля управляет движениями. Психолог определяешь лишь материал для творческого воображения, то есть образы.

Теодюль Рибо определяет три компонента, благодаря которым воображение является результатом их взаимодействия: эмоционально-аффективной сферы, бессознательного и умственной жизни, где умственная жизнь отвечает за ощущения и эмоции, образы и их комбинации, а также некоторые логические действия. [6]

В целом, можно говорить о том, что Теодюль Рибо является прародителем изучения проблемы воображения. Л. Выготский в своих работах часто опирался на уже полученные данные Рибо, и ссылаясь на них делал собственные умозаключения, продолжая развивать тему, посвященную развитию воображения.

В 50-е годы 20-го века американским психологом Джоем Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта, которая заключалась в выделении отдельных факторов креативности, которые признаются общими как для взрослых, так и для детей.

Такой фактор как широта категоризации означает неожиданность ассоциаций или способов использования предметов, придание им нового функционального назначения, уровень обобщения событий и явлений, которые не имеют очевидных связей.

Беглость мышления отвечает за скорость образования ассоциаций, их разнообразие и количество образовавшихся связей.

Оригинальность мышления представляет собой появление остроумных альтернатив по решению задач относительно традиционных способов.

Именно Джоем Гилфордом было популяризировано понятие «креативность», которое затем стало вытеснять понятие «воображение» из литературных источников по психологии и творческим способностям. [18]

Начиная с 50 годов роль воображения была признана важнейшей человеческой способностью. В творческом процессе оно приравнялось к роли суждения и знания.

Как уже говорилось ранее, важность проблемы развития воображения и изучение его специфики является одной из наиболее сложных проблем в педагогике и психологии. Наряду с иными психическими процессами воображение занимает одно из первых мест по раскрытию своей сущности и порождает новые вопросы и дискуссии.

1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста
в разных видах деятельности

Проще всего за развитием воображения ребенка наблюдать в процессе какой-либо деятельности, будь то рисование, лепка, игры с конструктором или игрушками. Дети с бурным воображением выделяются на фоне других: они используют ручку как черпак будучи в роли повара, нарисованный треугольник переворачивают, дорисовывают ушки и нос, изображая собаку, собирают из конструктора необычные машины или конструкции, которые мы сами никогда не видели.

Очень важно в этот момент не мешать ребенку продолжать фантазировать, еще лучше, если мы поговорим с ним о том, что он создает. Это поможет не только наладить с ним контакт, но и поможет узнать ребенка лучше, помочь развитию его воображения.

Прежде чем рассматривать способы, благодаря которым воображение детей развивается наиболее успешно, стоит разобраться в особенностях воображения детей разного возраста.

Ольга Михайловна Дьяченко, изучая исследования множества зарубежных и отечественных психологов определила характерные особенности развития младшего дошкольного возраста.

Самые первые фантазии у ребенка начинают возникать, когда ребенок начинает действовать на основе собственных представлений. Это может наблюдаться уже тогда, когда малыш просто стучит погремушкой или «кормит» любимую куклу кашей. В таком случае о наличии воображения говорить не приходится, то ли дело, когда малыш палочкой начинает мешать «кашу» в игрушечной тарелке или укладывает любимого медвежонка в коробку, как в кроватку. Это и есть принцип замещения предметов. В таком случае, мы можем говорить о том, что возникновение воображения можно наблюдать еще на раннем возрастном периоде жизни ребенка.

Исследования Дьяченко показывают, что, как правило, воображение младшего дошкольника «привязано» к предмету. Малыш начинает играть и представляет себе игру на основе предметов, которые он видит, поэтому, если ребенок видит ракушки, камушки, скорее всего он начнет играть в магазин, а если вдруг встречается лужа, то он становится храбрым капитаном корабля или путешественником.

Так как воображение младшего дошкольника связано с определенными предметами, нужно заметить, какие это предметы. Как правило это яркие, красиво оформленные игрушки. Он использует предмет в своих целях и откладывает его достаточно быстро, потому что усидчивость и внимание детей такого возраста достаточно кратковременны. Как правило такие игры длятся 10-15 минут.

В словесном творчестве малыши еще недостаточно «компетентны» в плане развития речевого аппарата, но уже ярко представляют себе сказку, которую они слышат. Дети уже способны дополнить ее своими маленькими вставками или ответить на заданный вопрос. Если попросить малыша рассказать историю по картинке, то он ограничится перечислением того, что он видит на ней. Он даже не пытается сопоставить увиденное с событиями, которые могли предшествовать ситуации в иллюстрации или быть после событий.

Детки постарше уже начинают активно подключать собственное воображение. Они могут придумать собственный сюжет по иллюстрации и даже выйти за его рамки. И лишь дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) могут почти свободно придумать собственную сказку или рассказ по предложенной картине.

В изобразительном творчестве дела еще более скудные. Рисунки бедны на детали и, как правило, однообразны.

Еще одна интересная особенность малышей - это отсутствие предварительного замысла. Его линии, кружочки, черточки, которые изначально должны были быть корабликом, в конце могут превратиться в птичку, потому что постепенно малыш видел, как черточки корабля «уплывают» не туда, куда он бы хотел. Однако, младший дошкольник не опускает руки и просто сообщает о том, что нарисовал нечто другое, совершенно отличное от первоначальной идеи. Это один из признаков воображения малышей – неустойчивость и отсутствие подчинения определенным задачам.

С течением времени психические процессы начинают приобретать иной характер, и предметная игра детей до 3 лет превращается в сюжетно-ролевую для дошколят 4-6 лет. Такая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.

В таком возрасте дети активно начинают подражать действиям взрослых. Если малышу предложили накормить куклу сначала компотом, а потом первым и вторым блюдами, и он согласился, то более взрослый ребенок на такое предложение отвечает: "Нет. Мамы так не должны делать». Таким поведением и характеризуется сюжетно-ролевая игра. В таком виде игры ребенок копирует или повторяет действия взрослого, стремится к подражанию. Важно заметить, что в таком виде игры нужно предоставлять ребенку больше возможностей и вызывать большое количество эмоций, тогда площадь для развития воображения расширится.

У детей старшего дошкольного возраста постепенно расширяются сюжеты. Теперь ребенок не только мама, которая готовит и моет малыша, а полноценный член общественных отношений: он доктор, шофер, продавец. [4]

Рассмотрим особенности воображения детей в разных видах деятельности.

Дидактическая игра является одним из основных средств развития воображения. Хотя бы потому, что игра априори является ведущей деятельностью дошкольника. В ней ребенок проводит большинство своего времени, а если игра еще задействует все виды воображения ребенка, она начинает становиться основной движущей силой развития того самого воспроизводящего воображения.

Для начала определим виды дидактических игр.

1 вид – словесные дидактические игры. Они ориентированы на рассуждения детей, обмен мнениями, выполнение разных задач.

2 вид – с игрушками или предметами.

3 вид – настольно-печатные. Представляют собой набор карточек, поля для игр с определенными правилами.

Стоит заметить, что дидактическая игра является посредником между ребенком и его познанием мира. Именно через дидактическую игру, отражающую действительность, ребенок способен изучать взаимоотношения между людьми, виды труда, природу, явления и события через игровой процесс, что помогает ненавязчиво расширять кругозор и опыт ребенка.

В окружающем ребенка пространстве (дом, детский сад) всегда должен присутствовать определенный набор игр. Их количество должно быть достаточным, но не слишком большим, иначе внимание ребенка не сможет аккумулироваться на чем-то одном, что будет мешать усвоению материала.

Нельзя не сказать о том, что игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом ребенка, а также подходить по уровню развития. Слишком простые или, наоборот, сложные игры не будут заинтересовывать ребенка и пробуждать интерес к познавательной деятельности или умственной активности. В подборе необходимого материала могут помочь игровые методики. Игры вводятся в процесс по степени доступности для ребенка. Они должны достаточно сильно влиять на развитие навыков и способностей, а также активизировать познавательные процессы.

Используя замены предметов или ролей, ребенок постепенно строит в уме представления об окружающей его среде, применяет их при решении каких-либо задач. Постепенно у ребенка начинает формироваться навыки, позволяющие представить себя на месте другого человека, он научается моделировать ситуации, что очень важно для развития воображения в дошкольном возрасте.

Как мы можем заметить, использование дидактических игр является активным стимулятором развития воображения дошкольников. Благодаря дидактическим играм у ребенка расширяется запас знаний и опыта, который, как мы уже выяснили является необходимым для развития воображения. Чем больше опыта ребенок получит в игре, тем ярче и активнее будет его воображение.

Другой продуктивный способ развития детского воображения – изодеятельность.

Изоядеятельность является аккумулятором развития множества психических процессов и физических способностей детей. Благодаря ему у ребенка активно развивается мелкая моторика, включаются зрительные и двигательные анализаторы. В процессе изодеятельности мы можем заметить проявление особенностей психики, которых раньше, возможно, мы не замечали. Рисование помогает в развитии мышления и воображение, что, как мы выяснили, является родственными процессами.

С взрослением ребенок перестает подражать действиям взрослого с карандашом и начинает подключать собственное воображение и фантазию. Ребенок уже осознанно представляет то, что он хочет видеть на бумаге. Это могут быть как образы сказочных выдуманных существ, так и предметы, явления, существующие в действительности.

При целенаправленном воздействии у ребенка начинают развиваться важные качества воображения: широта, креативность, произвольность и устойчивость.

Для наиболее эффективного развития воображения ребенку нужно предоставлять свободу в экспериментировании с различными материалами и образами, широту этих самых материалов, помогать в переживании тех или иных эмоций.

Сказка как средство развития воображения является одной из наиболее эффективных методик развития и формирования воображения.

С самого раннего возраста каждый из нас сталкивался с выдуманными историями, которые с течением времени превращались в полноценные литературные произведения, несущие в себе глубокий смысл и потенциал для воспитания.

Сказка представляет собой крепкую основу для развития воображения. Она является «зеркалом» культуры народов, в процессе восприятия историй открывается простор для активизации развития речи, памяти, творческого мышления, окружающий ребенка мир начинает приобретать новые свойства и краски, благодаря восприятию сказочных историй. Когда ребенок представляет себя на месте героя, ему в голову может приходить множество способов решения трудностей задач, для чего мы должны предоставлять ребенку такую возможность. Эмоциональный фон детей тоже расширяется и приносит огромное количество положительных эмоций, что делает детство ребенка запоминающимся и беззаботным.

Пересказ сказок, театрализация, ролевые игры и обсуждение историй активно стимулируют развитие воображение детей.

Конструирование повсеместно используется для развития воображения. Конструируя из кубиков, фигур, конструктора, ребенок уже предстает создателем чего-то нового, необычного. Конструирование и моделирование является эффективным методом обучения детей завершать начатое.

Есть несколько положительных качеств подобного вида деятельности: ребенок заранее придумывает и представляет постройку, которую он хочет соорудить, параллельно знания об окружающем мире расширяются и углубляются, изучаются свойства предметов и их функционал, развивается память посредством запоминания особенностей частей конструктора, ребенок получает первые навыки знаний о построении моделей, которые затем учится применять в деле.

Для развития воображения на занятиях конструированием можно использовать следующие материалы: готовые наборы для конструирования определенных моделей (машины, роботы, конструкции); наборы, с помощью которых дошкольник может построить все, что сможет придумать в своем воображении; нетрадиционные технологии, которые в последнее время все чаще внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, это могут быть оригами, монотипии, рисование при помощи цветных ниток или готовых шаблонов для печатания, кляксография и другие.

Все эти виды деятельности в полной мере помогают ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично не только в плане воображения, но и других психических процессов и физических способностей, таких как мелкая моторика, интеллект, зрительное восприятие, мышление и другие. Благодаря таким видам деятельности ребенок постепенно продуктивно адаптируется для перехода на следующую ступень, а в дальнейшем развивает способность успешно усваивать программы обучения и расти развитой, разносторонней, находчивой и креативной личностью. [19]

Выводы по 1 главе

Подводя итог первой главы исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

- воображение - это сложный психический процесс, который требует углубленного изучения, по сей день ответы на множество вопросов так и не были даны;

- развитие воображения зависит прямиком от количества полученного опыта личностью;

- воображение зарождается в самом раннем возрасте и находит свое развитие с течением времени и взросления ребенка;

- главной движущей силой развития воображения ребенка является взрослый, который вводит малыша в жизнь, демонстрирует специфику явлений и происшествий, показывает окружающее пространство и делится своим собственным опытом;

- для всесторонне развитой творческой личности необходимо постоянное обновление впечатлений ребенка, предоставление ему пространства для фантазий.

Таким образом, нам удалось теоретически изучить свойства воображения как психического процесса, понять его истоки и способы развития воображения у детей дошкольного возраста.

Полученные знаний помогут нам в следующей главе курсовой работы, которая посвящена изучению развития воображения дошкольников с помощью практических методик.

2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников

В исследовании принимали участие дети разных возрастных групп МДБОУ – детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» города Клинцы.

В таблице 1 представлен список испытуемых по возрастным группам.

Таблица 1. Количество испытуемых.

Имя ребенка

Возрастная группа

1.

2.

3.

4.

5.

Миша К.

Костя Н.

Женя С.

Аня К.

Аня Л.

3.5

3.4

3.4

3.1

3.2

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Соня З.

Толик Н.

Саша К.

Милана Л.

Леша Л.

Саша Л.

4.9

4.11

4.2

4.1

4.3

4.3

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Соня С.

Кристина Л.

Настя Б.

Соня См.

Аврора А.

Макар Н.

Артем Д.

Полина К.

Арсений К.

5.9

5.8

5.3

5.6

5.3

5.10

5.5

5.4

5.9

21.

22.

23.

24.

25.

Артем Л.

Егор Г.

Никита М.

Ярослав А.

Вика Л.

6.5

6.3

6.5

6.2

7.4

Перед началом исследования была поставлена цель: выявить уровень развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения цели была использована методика Е.Торренса «Неполные фигуры» и «Модифицированный тест Роршаха» [11]. Также была разработана методика «Предсказатель».

В тесте креативности Торренса детям старшего дошкольного возраста были предложены 4 фигуры из оригинального теста, для детей младшего школьного возраста фигуры были упрощены и сокращены.

Тест креативности.

Цель: выявить уровень развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)

Задание: на листе изображены фигуры. Дорисуйте фигуры так, чтобы получилось что-то необычное. Дорисовывание может производиться как внутри фигуры, так и за ее пределами. Лист с фигурой можно переворачивать удобной для ребенка стороной.

Примечание: качество, яркость, красота, аккуратность, соблюдение пропорций при анализе учитываться не будут, так как тест направлен на выявление уровня креативности и развития воображения детей дошкольного возраста.

Критерии оценивания: работы детей старшего дошкольного возраста будут делиться на 4 группы:

1 – изображения оригинальны во всех 4 случаях;

2 – изображения оригинальны в 3 случаях;

3 – изображения оригинальны в 2 случаях;

4 – 1 изображение оригинально;

5 – оригинальных изображений нет.

Работы детей младшего дошкольного возраста будут делиться на 3 группы.

1 – изображения оригинальны в 3 случаях;

2 – изображения оригинальны в 2 случаях;

3 – 1 изображение оригинально;

4 – оригинальных изображений нет.

Также будет подсчитано общее количество оригинальных работ у детей старшего и младшего дошкольного возраста, дабы учитывать варианты воплощения изображения разными детьми.

Методы и приемы: эмоциональная беседа, объяснение, игровая ситуация, положительная оценка каждой работы, выбор ярких цветов карандашей для активизации воображения и эмоций ребенка.

Результаты эксперимента.

Полученные данные дали следующий результат: работы детей старшего дошкольного возраста преимущественно находятся во 2 и 3 подгруппах.

Наиболее часто встречающимися являются образы:

1 фигура – дерево.

2 фигура – цифра 2 в обратную сторону и палец.

3 фигура – лук и стрелы.

4 фигура – птица и сердце.

Наиболее интересными показались работы, в которых дополненные фигуры имели следующие образы:

1 фигура – трезубец, метла, рогатка.

2 фигура – сердце, цветок.

3 фигура – мостик, баранка.

4 фигура – очки.

Две работы имеют 2 и 3 оригинальных изображения из этого списка.

Целостный результат отражен в таблице 2.

Таблица 2. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Дорисованный образ

Соня С.

Дерево, цветок, человечек, сердце

Кристина Л.

Дерево, двойка, мостик, сердце

Настя Б.

Дерево, палец, кристалл, цветок

Соня См.

Дерево, сердце, лестница, цветок

Аврора А.

Дерево, лестница, бублик, птица

Макар Н.

Дерево, палец, лук и стрелы, птица

Артем Л.

Метла, двойка, мешок, сердце

Егор Г.

Рогатка, море, лук и стрелы, птица

Никита М.

Трезубец, палец, лук и стрелы, птица

Ярослав А.

Дерево, палец, лук и стрелы, очки

Полученные данные у детей младшего дошкольного возраста дали следующий результат: оригинальность изображений находится в 3 и 4 подгруппах.

Наиболее часто встречающиеся образы:

1 фигура –домик.

2 фигура – елочка.

3 фигура – солнце, колесо, воздушный шарик.

Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей младшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Дорисованный образ

Миша К.

Домик, пирамидка, воздушный шарик

Костя Н.

Домик, колпак, шарик

Женя С.

Машина, пирамидка, воздушный шарик

Аня К.

Домик, елка, солнце

Аня Л.

Окно, елка, воздушный шарик

Соня З.

Домик, человечек, солнце

Толик Н.

Домик, елка, колесо

Саша К.

Машина, елка, колесо

Милана Л.

Домик, елка, солнце

Леша Л.

Закрасил фигуры

Модифицированный тест Роршаха.

С детьми старшего дошкольного возраста был проведен еще один тест, целью которого было развитие творческого воображения, научить находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.

Оборудование: 10 карточек с пятнами. (см. Приложение 3-12)

Задание: дошкольники должны указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.

Методы и приемы: объяснение задания, беседа с детьми об образах, увиденных на иллюстрациях, положительное и эмоциональное оценивание любого образа, найденного ребенком на иллюстрации, побуждение ребенка к поиску образов посредством подбадривания и эмоциональности.

Критерии оценивания:

1 – ребенок не смог найти сходство пятна с каким-либо предметом;

2 – ребенок озвучивает сходство пятна с одним объектом;

3 – ребенок озвучивает сходство пятна с несколькими объектами.

Результаты теста.

Детальная обработка результатов представлена в таблице 4.

Таблица 4. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Название объекта
на иллюстрации

Количество названий

1

Артем Д.

Цветок

1

2

Настя Б.

-

0

3

Вика Л.

Ослик, бабочка, кролик

3

4

Полина К.

Дракон, огонь, принцесса

3

5

Арсений К.

Дракон

1

6

Никита М.

Пауки, череп, морской конек

3

7

Соня См.

Змей-горыныч

1

8

Ярослав А.

-

0

9

Артем Л.

Белки, бабочка

2

10

Егор Г.

-

0

Всего:

14

3 человека – не дали ни одного названия;

3 человека – 1 название;

1 человек – 2 название;

3 человека – 3 названия.

В таблице 5 определены уровни развития воображения.

Таблица 5. Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий

Средний

Низкий

30%

40%

30%

Тест «Предсказатель».

Старшим дошкольникам было предложение задание целью которого было определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.

Оборудование: иллюстрация. (см. Приложение 13)

Задание: детям демонстрируется иллюстрация, затем предлагается подумать и пофантазировать, что случилось до того, что изображено на иллюстрации, а что случилось позже.

Примечание: анализируется полнота рассказа, количество описанных деталей, варианты, предшествующие событию и количество вариантов последствий. Исследование направлено на развитие и выявление воображения.

Перед началом эксперимента название иллюстрации не озвучивалось.

Для эксперимента были выбраны дети 5 и 6-7 лет, чтобы определить, зависит ли уровень развития воображения от возраста детей, и, следовательно, от количества накопленного опыта.

Для эксперимента были подобраны методы и приемы, которые способствуют налаживанию контакта детьми посредством эмоциональной подачи материала, яркой иллюстрации, обсуждения мнения каждого ребенка, индивидуального подхода к каждому испытуемому, а также положительная оценка любого описания иллюстрации, которое могли предложить дети.

Результаты теста.

По результатам исследования выяснилось, что все дети легко описывают происходящее на картинке. Детям 5-ти сложнее дается описание предшествующих событий, а последующие описывают легко практически все испытуемые. Большинство детей 6-7-ми лет ярко и эмоционально рассказывают историю как до событий, так и после. Так же пристальное внимание уделяют деталям на иллюстрации.

Подробные данные исследования описаны в таблице 6.

Таблица 6. Результаты вербального теста «Предсказатель» у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Описываемые события

Качество описания

До

Во время

После

Артем Д.

+

+

Долго пытался составить лаконичную историю по иллюстрации в воображении, ярко описал события, которые происходят на иллюстрации, легко придумал последующие события

Настя Б.

+

Из-за особенностей характера, смогла только сухо рассказать произошедшее на иллюстрации, описание до и после событий не удалось

Вика Л.

+

+

+

Эмоционально и ярко рассказала о предшествующих событиях, на иллюстрации большое внимание уделила деталям, предварительно их рассмотрев, озвучив и описав. Логично и оригинально описала последующие события

Полина К.

+

Пристально рассмотрела иллюстрацию и эмоционально рассказала о событиях, на иллюстрации, предсказывать события отказалась, а последующие события для ребенка не ясны и скомканы

Арсений К.

+

+

Быстро сориентировался в иллюстрации. Объяснил происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя, последующие события продолжил также от лица наблюдателя

Никита М.

+

+

+

Выразительно и эмоционально подошел к описанию предшествующих событий. Последующие описал с юмором. Обратил пристальное внимание на детали и даже поделился собственным опытом насчет происходящего на иллюстрации

Соня См.

+

+

Легко смогла придумать продолжение истории и ярко описала происходящее на иллюстрации, добавила собственные детали, которых на иллюстрации нет

Ярослав А.

+

+

С огромным трудом смог предвидеть предыдущие события и с помощью педагога выстроить логическую цепочку. События на иллюстрации описал очень сухо, невнимательно, без энтузиазма

Артем Л.

+

+

+

Смог рассказать цельную историю от начала событий и до конца от лица мамы мальчика, изображенного на иллюстрации. Обращал пристальное внимание на детали и даже посмеивался от увиденного

Егор Г.

+

+

+

История, которую рассказал по иллюстрации испытуемый была наполнена фактами, которые не озвучивал перед этим ни один ребенок. Изложение истории грамотное, неэмоциональное, но полное

Таким образом, нам удалось провести эксперимент, в котором удалось выявить уровень воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста, помочь в его развитии, зафиксировать данные, с помощью которых будет проводиться анализ.

2.2 Анализ результатов проведенных исследований

В процессе исследования уровня развития воображения детей младшего и старшего возрастов посредством использования разных видов текстов и экспериментов можно провести анализ и подвести итог исследовательской деятельности.

Целью первого эксперимента «Тест креативности», который проводился по методике Е.Торренса «Неполные фигуры» было выявление уровня развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)

Ход исследования: детям было предложено дорисовать фигуры, которые изображены на бланках.

В результате проведенного исследования среди разных возрастных групп было выявлено, что среди детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как среди детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) лишь 5.

Таким образом, эти результаты лишь подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень развития воображения зависит от количества накопленного опыта детьми, а чем ребенок старше, тем, соответственно, у него больше опыта. Конечно на этот параметр также влияет и активная работа взрослого с ребенком, что на протяжение эксперимента ярко демонстрировалось педагогами, которые проводили занятия с детьми.

Результаты исследования образно-логического мышления и произвольности у детей младшего и старшего дошкольного возраста представлены в таблице 7.

Таблица 7. Результаты диагностики воображения детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Порядковый номер ребенка

Дети группы «Теремок» (младшие)

Порядковый номер ребенка

Дети группы «Сказка» (старшие)

Баллы

Баллы

1.

1

12.

2

2.

2

13.

3

3.

1

14.

3

4.

1

15.

3

5.

1

16.

2

6.

1

17.

1

7.

1

21.

2

8.

2

22.

2

9.

1

23.

2

10.

0

24.

2

Баллы выставлялись по следующим критериям: оригинальность работ, количество деталей, количество цветов.

У детей младшего школьного возраста преобладающе количество баллов выставлялось за выбор цветовой гаммы. Практически все малыши использовали в своих работах 3 и более цветов.

Дети старшего дошкольного возраста делали упор на оригинальность своих работ и количество деталей. Большинство детей долго вырисовывало мелкие незначительные детали, которые придавали их иллюстрации креативность и наполненность.

В результате проведенной диагностики было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют низкий уровень воображения, образное мышление развито плохо, а образно-логическое мышление без правильного направление взрослым, практически отсутствует.

У детей старшего дошкольного возраста ситуация совершенно другая. Отмечается достаточно высокий уровень развития воображения, а также произвольности внимания. Образно-логическое мышление также имеет высокий уровень. Дети группы «Сказка» активно беседовали во время проведения занятия, отвечали на вопросы и даже рассказывали об иллюстрациях истории, чувствовали себя спокойно, настроение имело положительную окраску, многие дети улыбались, когда исследователь обсуждал с ними их работы.

Стоит заметить, что один ребенок из детей группы «Теремок» с заданием не справился и просто закрасил фигуры разными цветами. Можно ли назвать это проявлением иного взгляда на мир и иным путем креативности – сказать сложно, но после беседы с педагогом, выяснилось, что ребенок имеет отклонения в развитии, чем и можно объяснить его беспорядочное закрашивание предоставленных фигур. После беседы с ребенком, исследователь пришел к выводу, что мальчик может придать закрашенной фигуре абсолютно любой образ, который он придумает. Опять же, связано это с новым уровнем креативности или ребенок просто называет беспорядочно пришедшие слова в голову – вопрос открытый.

Также была проведена методика, ориентированная на развитие творческого воображения. С помощью модифицированного теста Роршаха также следовало научить детей находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.

В ходе занятия было предложено дошкольникам старшего дошкольного возраста указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.

В ходе эксперимента было выявлено две возрастные группы детей. С результатами работы можно ознакомиться в таблице 8.

Таблица 8. Результаты модицифированного теста Роршаха двух возрастных групп.

Порядковый номер ребенка

Баллы детей 5-ти лет

Порядковый номер ребенка

Баллы детей 6-7-ми лет

14.

0

21.

2

15.

1

22.

0

18.

1

23.

3

19.

3

24.

0

20.

1

25.

3

В результате наблюдаются достаточно неоднозначные результаты данных, среди которых общее количество баллов детей 5-ти лет – 6, а 6-ти лет – 8. При этом двое детей из группы шестилеток не смогли найти в иллюстрации вообще ни одного образа.

После общения с этими детьми, мы можем однозначно сказать о чертах характера каждого ребенка. На испытуемого под номером 24 оказывалось положительное эмоциональное давление. Ребенок улыбался, отзывался на эмоции, но этот метод не помог найти ему образы в пятне. Испытуемому 22 предлагались разные методы рассматривания иллюстрации – переворачивание, рассматривание отдельных элементов иллюстрации, но результатов это не принесло.

Стоит отметить, что далее с этими детьми провелась отдельная беседа, в процессе которой детям предлагались иные чернильные пятна и далее результаты исследования дали следующие показатели. Результаты индивидуальной работы с детьми представлены в таблице 9.

Таблица 9. Результаты индивидуальной работы с детьми.

Порядковый номер ребенка

Номер иллюстрации

Названия образов

Количество названий образов

22.

1

Львы

1

2

Муха

1

3

Кролик

1

24.

4

Бабочка, дракон

2

5

Мотылек

1

6

Кузнечик

1

Данные индивидуальной работы с детьми показали, что несмотря на то, что ребенок находит в пятнах какие-то образы, уровень развития воображения все равно является достаточно низким.

Стоит отметить, что индивидуальная работа помогла раскрыть потенциал детей, а также оказала воздействие на развитие воображение испытуемых. Дети охотно согласились вне рамок исследования придумать собственные пятна и отыскать в них новые образы.

Посредством такой работы, можно говорить о том, что отдельные занятия с детьми послужили развитию логически-образного мышления и произвольного внимания, относительно предварительных результатов, а также побудило интерес к новому виду творчества.

Хочется также отметить индивидуальные особенности отдельных детей.

В ходе эксперимента наиболее удивительные результаты показали девочки-сестры 5 и 7 лет. Они обе очень быстро находили образы на иллюстрациях и даже предлагали альтернативные варианты цветов для изображения их образов. После исследования они показали свои иллюстрации, которые были нарисованы с опорой на то, что они увидели в чернильных пятнах.

В результате такого эксперимента, мы можем говорить о том, что у детей 6-7 лет воображение развито несколько лучше, нежели у пятилеток.

В ходе исследования также был проведен эксперимент «Предсказатель», ориентированный на определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.

Детям предлагалось по картинке описать ситуацию, которая изображена, а также события до и после нее. Результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10. Результаты теста «Предсказатель» двух возрастных групп.

Порядковый номер ребенка

Баллы детей

5-ти лет

Порядковый номер ребенка

Баллы детей

6-7 лет

14.

1

21.

3

15.

2

22.

3

18.

2

23.

3

19.

1

24.

2

20.

2

25.

3

Результаты анализа ясно дают понять, что вербальное воображение детей более старшего возраста намного ярче, выразительнее. Дети 6-7 лет наполняли свой рассказ деталями, которых нет на иллюстрациях, дополняли истории собственными домыслами охотно и с энтузиазмом. Кто-то из детей подходил к ситуации с юмором, кто-то оценивал происходящее со стороны стороннего наблюдателя или персонажа, которого он придумал сам. Речь детей наполнена интересными формулировками. Почти все дети эмоционально окрасили историю.

Дети 5-ти лет несколько спокойно отнеслись к заданию. Многие не смогли предвидеть ситуацию в связи с малым количеством опыта. Некоторые не смогли описать события и после ситуации. Один ребенок очень сухо описал происходящее, как бы, лишь то, что он видит. Плохое объяснение задания – не аргумент в пользу пассивности ребенка, задание было объяснено всем единовременно и эмоционально, интерес детей подогревался интонациями исследователя, а также яркой иллюстрацией с понятным всем сюжетом.

Таким образом, мы еще раз можем подтвердить гипотезу о том, что уровень воображения подкрепляется количеством полученного ребенком опыта, а у детей более старшего возраста он больше, и иллюстрация с школьной ситуацией им более понятна, потому что большинство детей уже посещают школы для подготовки к обучению в ней.

Для успешного развития воображения и представлений ребенка мы предлагаем несколько эффективных рекомендаций.

- Яркие иллюстрации – основа заинтересованности ребенка темой. Показывайте ребенку красочные иллюстрации. Чем больше будет наглядных примеров, тем шире будет зреть ребенок.

- Большое количество реквизита для театрализаций, детских опер и концертов. Чем больше будет разнопланового реквизита и декораций, тем активнее будет работать воображение ребенка при выборе нужного ему компонента для выступления. Позвольте ребенку самому выбрать нужный ему реквизит и не забывайте хвалить его за любое креативное проявление себя.

- Позвольте ребенку навести беспорядок. Не даром говорят, что беспорядок в комнате творческого человека является творческим. Именно в нем ребенок чувствует себя наиболее комфортно. Чем более вокруг него красочных, интересных, необычных деталей, с которыми он взаимодействует, тем шире его творческий кругозор. Однако перебарщивать не стоит. А навести порядок в комнате можно даже с помощью игры-соревнования «Кто быстрее уберет игрушки». Пусть этот порядок продержится не долго, но у ребенка будет пространство для воображения.

- Всегда эмоционально-положительно реагируйте на любые оригинальные проявления ребенка в игре и творчестве.

- Внимательно выслушайте все, что вам рассказывает ребенок. Задавайте больше вопросов, когда он рассказывает историю. Проявляйте искренний интерес к его рассказам.

- Отвечайте сами на вопросы, которые задает ребенок, какими бы они странными и нелепыми были.

Такие простые, но эффективные советы помогут не только родителям, но и педагогам достичь наиболее высоких показателей в развитии воображения и мышления детей.

Таким образом, после анализа всех результатов исследований, можно однозначно говорить о том, что воображение имеет сложную структуру, которая поддается лишь одному закону, о котором говорил еще Выготский: чем больше у человека накопленного опыта, тем шире его воображение, что и было доказано на примере нескольких тестов.

Целесообразно будет порекомендовать также литературу, которая поможет в развитии воображения. Книга «Развиваем внимание и творческое мышление» Монтессори направлена также на развитие мышления ребенка. «Головоломки. Для развития творческого мышления детей 3-5 лет» Г.Н. Губановой – литература, которая поможет расширить возможности детей в творческом созидании новых образов. С.В. Кукалев предлагает несколько правил для преодоления ступора творческого воображения детей в своей книге «Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ».

Выводы по 2 главе

Таким образом, в результате проведенных исследований, мы можем сделать вывод о том, что наиболее развитое воображение и творческое мышление, а также образно-логическое мышление наблюдается у детей 6-7 лет, в то время как наиболее слабое проявление этих психических процессов проявляется в группе детей 3-4 лет. Напрашивается вывод о том, что, чем ребенок старше, тем активнее он проявляет свою креативность. Однако все не так просто. В исследовании, основанном на модифицированном тесте Роршаха заметно, что даже у детей 6 лет, наблюдается низкий уровень воображения, сравнимый с воображением детей 4 лет, это, в первую очередь, говорит об индивидуальных особенностях развития этого самого воображения у каждого ребенка.

Со многими детьми над развитием их воображения работают не только педагоги, но и родители. И чем активнее проводится такая работа, тем продуктивнее затем работает воображение ребенка, поэтому наверняка нельзя утверждать, что дети 6-7 лет намного креативнее детей 5-ти лет. Все индивидуально. Есть конечно исключения в виде знаний о школе, но в целом разница не велика, что и продемонстрировано в таблице 8, например.

Если обособлять особенности развития процессов мышления и воображения, то можно выделить основные направления творческих способностей, благодаря которым они проявляются.

  1. Развитие творческого воображения, в процессе которого создается продукт, богатый созданными образами. Как правило, такой процесс является направленным.
  2. Развитие качеств, которые и формируют воображение, оригинальность, креативность – ассоциативность, системность и диалектичность мышления. [8]

Именно детский возраст имеет наиболее богатую почву для развития и закрепления креативности. С течением времени эта «почва» оскудевает, поэтому целесообразно будет заниматься этой важной составляющей именно с дошкольного детства активно.

Таким образом, предложенные меры будут эффективно способствовать развитию креативности, воображения и творческого мышления детей и, соответственно, скажутся в целом на развитии личности каждого ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении исследовательской работы можно сказать, что воображение – процесс неустойчивый. Оно имеет как пик своей активности, так и время наименее эффективное для своего развития. Для того, чтобы воображение имело продуктивный и активный характер, подкреплять интерес творческой личности необходимо с самого раннего возраста, с самых первых необычных, оригинальных, креативных проявлений, о чем неоднократно говорил Выготский, Рубинштейн и другие великие педагоги и психологи.

Конечно же, воображение ребенка развивается на занятиях и в повседневной жизни, но главную роль в развитии играет игровая деятельность. В игре ребенок не только знакомится с множеством явлений, которые помогают ему социализироваться, понять устройство окружающего мира и взаимодействовать с предметами, начиная с самого первого вида игры – предметной, но также развивает свои творческие способности, в том числе и воображение. В игре мы обязаны предоставлять пространство для фантазии ребенка и, конечно, предоставлять ему полную свободу действий, не важно насколько они будут правильными в контексте реальной жизни. Однако стоит помнить, что рамки приличия и норм должны быть однозначно. В игре ребенок делает первые шаги своей творческой деятельности. Взрослые являются главными помощниками в этом деле. Они обогащают ее новыми материалами, творческими элементами. Взрослые обязаны продемонстрировать ребенку многообразие способов использования одного и того же предмета в качестве других, где палочка может стать ложкой или фонариком.

С течением времени игра постепенно меняется и становится сюжетно-ролевой. Именно такой вид игры предоставляет наиболее широкое поле для творческой деятельности ребенка. Взрослые обязаны знать, во что дети играют, какой игра имеет сюжет и разнообразен ли он. Если игра повторяется изо дня в день, педагог или родитель должен показать новые правила иных игр, предложив поиграть вместе с ними, чем помогает ребенку расширять свои знания и возможности посредством общения со взрослым. Но нельзя забывать, что именно ребенок в игре является главным. Он придумывает свои правила или меняет уже имеющиеся, ведет игру по той линии, которую прочерчивает сам, взрослый является лишь помощником в таком виде деятельности.

Множество интересных игр, способствующих развитию воображения отражены в разработках Б.Н.Никитина, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко.

Нельзя забывать о вербальном развитии воображения ребенка. Наилучшим помощником в этом деле является сказка. Она – богатейшая кладезь способов развития фантазии. И способов развития воображения с помощью сказки множество, начиная от простейшего – продолжи сказку, заканчивая «переворотом» сказки наоборот, придумыванием продолжения сказки или иного конца уже известной истории. Конечно, наиболее интересным методом является придумывание собственной сказки, где взрослый предоставляет полную свободу мыслей ребенку, лишь обрамляя созданную историю в более логический и лаконичный образ.

В результате проведенных исследований было выявлено также, что на активность творческой деятельности детей влияет правильное общение взрослого с ребенком. Простая, лаконичная, эмоционально выразительная речь – залог доброжелательного отношения между ребенком и взрослым. Она способна расположить ребенка ко взрослому, позволить ребенку доверить себя и свои фантазии педагогу. Ребенок также может предложить взрослому пофантазировать вместе, но важно не перекрывать образы ребенка своими домыслами, ведь воображение ребенка в первую очередь выдвигаться на первый план.

Большое количество положительных отзывов о продуктах творческой деятельности ребенка тоже дает свои плоды. Ребенок более активно и целенаправленно занимается созданием собственных образов и важно, чтобы оценка продукта ребенка была одобрена только положительно. Еще более важно, если взрослый задаст несколько вопросов, касающихся продукта воображения ребенка.

Используя все эти методы, мы можем говорить о том, что они являются эффективными двигателями развития творческого потенциала ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Боровик. О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО ЦГЛ РОН, 2000. 112 с.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989, 114 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: СОЮЗ, 1997. 8-9 С.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-синтез, 2007. 11-19 С.
  5. Первушина О.Н. Общая психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 14 С.
  6. Рибо Т.А. Творческое воображение. М.: Книга по Требованию, 2013. 328 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 345-369 С. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 345-369 С.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Глобус, 2008. 39 С.
  9. Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 2004. 6 С.
  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 120 С.
  11. Урунтатьева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Модифицированный тест Роршаха. М.: Владос, 2005. 96 С.
  12. Фирсов Н.Н. Микробиология. М.: 2006. 73 С.
  13. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.

Интернет-источники

  1. Гурова Л.Л. Большой академический словарь [Электронный ресурс] // Воображение. URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 12.01.2020)
  2. Лазарева Л.А. Bestreferat.ru [Электронный ресурс] // Реферат: Воображение в онтогенезе. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-302585.html (дата обращения 14.01.2020)
  3. Студопедия [Электронный ресурс] // Воображение. URL: https://studopedia.ru/7_83829_voobrazhenie.html (дата обращения 13.01.2020)
  4. Справочник [Электронный ресурс] // Механизмы воображения. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fpsihologiya%2Fvoobrazhenie%2Fmehanizmy_voobrazheniya%2F (дата обращения 13.01.2020)
  5. Allbest [Электронный ресурс] // Воображение в психологии. URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00431902_0.html (дата обращения 19.01.2020)
  6. Allbest [Электронный ресурс] // Развитие воображения у детей дошкольного возраста. URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00570648_0.html (дата обращения 19.01.2020)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

C:\Users\IP\Desktop\picture.jpg