Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психофизиология. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет людям наиболее выгодно взаимодействовать друг с другом. Но на самом деле, для понимания сказанного, осознания смысла недостаточно. Невербальное общение основывается на идеях Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Ч. Дарвина, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, изучение этих достойных авторов в школе, колледже, институте, также послужило выбором темы для написания работы. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром. Оценка человеком всего того, что окружает его повседневно, основывается на системе ценностей, принятой тем обществом, в котором рос, развивался и существует индивид. Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Эмоции есть мощный фактор, усиливающий переживания. Выразительные движения выполняют функцию общения, далеко не последнюю и очень актуальную. Я сталкивался с предположениями о том, что выразительные движения представляются рудиментами, без выполнения каких-либо функций, с таким мнением я не согласен и попробую опровергнуть его в своей работе. Напротив, выразительные движения, с их символическим значением, возникают при наличии достаточного опыта общения. Такие виды невербального общения формируются у нас под воздействием той общественной среды, к которой мы принадлежим. Испытываемые нами чувства рождают четкие сокращения и расслабления лицевых мышц и структур, чем и определяют отражение эмоций. Некоторые люди пытаются управлять состоянием своих лицевых мышц и нередко им это удается, распознать маскировку или имитацию эмоций можно, овладев понятиями невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Всё вышеперечисленное и послужило выбором темы для данной работы. По роду своей деятельности психологи больше, чем кто-либо, общаются, коммуницируют, взаимодействуют с людьми и должны четко, в полном объеме, владеть методами диагностики невербального общения. Не всегда клиент может или хочет рассказать о том, что его по-настоящему тревожит, вот тут и помогут знания и опыт, полученные во время обучения и практики. Обладать такими знаниями – половина успеха практикующего специалиста. Правильное поведение и грамотно выбранная стратегия, основанные на полученных невербальных проявлениях эмоционального состояния человека, позволят разобраться с поставленными задачами.

Цель работы - раскрыть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для реализации цели были постановлены следующие задачи:

1) проанализировать типы невербальной коммуникации.

2) изучить методы диагностики невербального общения.

Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы

Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие невербальной коммуникации

1.1Типы невербальной коммуникации

Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.[1] Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение. Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.[2]
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми. Процесс общения выполняет 6 функций: прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности); формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого); подтверждение (возможность познавать, утвердить себя); объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей); организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми); внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).[3]

Невербальная коммуникация, невербальные средства общения.

Под понятием «невербальная коммуникация» понимается общение посредством языка жестов, мимики, исключая речевые средства. Невербальные средства общения необходимы для: регуляции общения, создания психологического контакта между партнерами; выражения эмоций и обогащения информации, передаваемой словесно. Средства невербального общения делятся на следующие разновидности: визуальные – контакт глаз, движения головы, рук, ног, туловища, выражение лица, направление взгляда, поза; кожные – покраснение, пот; отражающие дистанцию – индивидуальное пространство собеседников; акустические (звуковые) – тембр голоса, громкость, интонация, ритм, паузы; экстралингвистические – вздох, смех, кашель и т.д.; тактильно-кинестические – физические воздействия на собеседника (пожатие руки, объятия, хлопанье по плечу).

Виды невербальных средств общения.

В психологии различают три основных вида невербальных средств передачи информации: фонационные (тембр голоса, громкость речи, темп, интонация, паузы и т.д.); кинетические (позы, мимика, жесты); графические (проявляются в письменной речи). В общении и передаче информации особую роль играет мимика – движения мышц лица. Мимика целостна и динамична. [4]

Данное явление связано с распространением возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга, происходит возбуждение симпатической нервной системы.[5] Например, при выражении недовольства человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо. Мимика бывает следующих видов: сильноподвижная говорит об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний; малоподвижная – на постоянство душевных процессов, настроение устойчивое и редко изменяется. Такая мимика характеризует человека как спокойного, рассудительного и уравновешенного; редкая смена форм, монотонность сопровождается медлительностью, слабой импульсивностью. Человек с такой мимикой меланхоличен, скован, часто это проявляется при печали, скуке, равнодушии; Сопряженная мимика состоит из множества отдельных выражений. Взгляд является одним из наиболее важных элементов мимики. Визуальный контакт говорит о расположении к общению. При помощи контакта глаз собеседникам передаются точные сигналы о состоянии человека. Например, если человек чем-то заинтересован, его зрачки расширяются, а сердитое настроение заставляет зрачки сужаться. Жестами являются выразительные движения руками, головой, совершающиеся с целью общения, сопровождающие размышления или состояние человека.[6] Жесты могут быть: указательными (направление в сторону предметов или людей с целью обращения внимания); подчеркивающими (подкрепление высказываний); демонстративными; касательными (установление социального контакта, ослабление значения высказывания).[7] Положение человеческого тела называется позой. Наглядно поза показывает, как себя ощущает человек в обществе, как воспринимает свой статус. Походкой называется стиль передвижения человека, по которому можно распознать его эмоциональное состояние. Например, при гневе проявляется тяжелая похода, при радости – легкая, при гордости – большая длина шага и т.д. Итак, невербальная коммуникация не менее важна в процессе общения, чем вербальные и несут большой объем информации. Психологи установили, что в процессе коммуникации больше информации передается за счет невербальных средств. Проявление языка телодвижений связано с импульсами подсознания человека.

1.2 Формы невербальной коммуникации

Невербальное общение имеет множество форм, таких как, невербальные аспекты речи, расположение человека, визуальный контакт, жесты, мимика, позы, одежда человека.[8] Паралингвистика – наука, изучающая невербальные аспекты речи, делающая акцент на том, как именно говорит человек и какой смысл несут его слова. Паралингвистика исследует: громкость голоса; тон голоса; темп речи; паузы; смех и т.д. Проксемика изучает расположение человека во время беседы, дистанцию между собеседниками.[9] Визуальный контакт устанавливается при взгляде в глаза другого человека. Такой контакт является сильным невербальным знаком и выполняет ряд функций. [10] Взгляд регулирует ход коммуникации, указывая на начало или завершение разговора. При помощи взгляда можно получить информацию о собеседнике, интерес собеседника к предмету разговора или его отсутствие. Например, взгляд «в сторону» говорит о том, что собеседнику не интересен разговор или о том, что он застенчив или боязлив. Взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку. Пристальный взор в глаза собеседника используется как знак агрессии или доминирования. Так, коллеги, обменявшись взглядами, согласовывают совместные действия.

Исследователи сделали вывод о том, что среди людей имеются индивидуальные различия в стремлении к визуальному контакту. Например, экстраверты смотрят на собеседника чаще и продолжительнее, чем интроверты. При соревновательном характере коммуникации собеседники меньше глядят друг на друга, однако иногда уделяют больше времени взгляду соперника, поскольку нуждаются в доминировании. Гендерные различия также играют роль в установлении визуального контакта – женщины склонны к пристальному взгляду, особенно в общении с другими женщинами. Мимика играет немаловажную роль в межличностном взаимодействии. Выражение лица человека может отражать его истинные чувства, однако, это не всегда так. Определенные выражения лица являются врожденными, тем самым являясь доступными для каждого человека, собеседника. К примеру, американцы, русские и японцы одинаково интерпретируют шесть универсальных эмоций (радость, удивление, печаль, отвращение, гнев и страх). Однако в разных культурах мимика может воспринимать по-разному, например, улыбка в разных странах не всегда отражает одну и ту же эмоцию.

Позы и телодвижения человека несут о человеке ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном взаимодействии. В особенностях поз и телодвижений проявляются личностные черты, намерения, эмоции, настроение человека. Например, по походке можно судить о настроении, эмоциях и намерениях личности. Нередко встречается такое явление, что человек взволнованный часто прикасается к определенным частям тела, потирает или щупает их. В состоянии возбуждения люди проявляют больше телодвижений, чем в спокойном состоянии. Изучение коммуникативных функций человека обособилось в отдельную науку – кинесику. Исследователи выделяют около 60 основных типов телодвижений, составляющих основу невербального языка тела. Также они отмечают гендерные различия в языке тела, например, мужчины склонны принимать открытые позы, а женщины, наоборот, принимают закрытые позы.[11]

1.3 Невербальные проявления эмоций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Понятие Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом;[12]

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Типы невербальной коммуникации. Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. [13]

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени). Невербальные проявления эмоций Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов.[14]

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.[15] Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже: «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.[16]

1.4 Невербальное общение как распознание эмоционального состояния человека

Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. [17] А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Можно подумать, зачем нам знать больше, ведь вербально это как просто, да?[18]

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха. Подробнее о таких нюансах вы сможете узнать, в следующей статье: «Самые интересные фишки невербального общения между людьми», а сейчас предлагаю ознакомиться с основными видами:

Виды

1.Голос

по факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.[19]

Характеристики голоса

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.[20]

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.

Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.

Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.

Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.

Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2.Мимика

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.[21]

Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.

Прямой означает интерес и готовность общаться.

Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.

Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.

Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.

И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.

Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.

Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения.[22]

Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.

Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.[23]

Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.

Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

3.Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.

Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.[24]

Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.[25]

Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.[26]

Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.[27]

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.[28]

На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.

На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.

На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.

На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.

Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.

Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.

Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.

На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Как распознать ложь?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

Колебания в разговоре либо длительные паузы.

Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.

Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.

Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.

Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.

Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

2. Эмпирическое исследование психологического портрета личности по невербальным особенностям речи

2.1 Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон

Использование опросников.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).[29]

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии.

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.[30]

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST –Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.[31]

CARAT – методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

2.2 Результаты и их обсуждение

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А.И.Щебетенко).

Таблица 1.Изучение каналов экспрессии

0

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

Рис.1 Связь речевой тревожности с экспрессивными каналами


Рис. 2 Зависимость ведущих каналов экспрессии от типов темперамента

Рис.3 Связь между уровнем речевой тревожности и типом темперамента

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. [32]Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.[33]

Предлагается 6 рисунков-схем, изображающих руку собеседника, сидящего за столом. Приведем некоторые из возможных интерпре таций.

1. Настойчивость в достижении своих целей граничит с непреклонной жесткостью. Если прижатые пальцы расслаблены, то негативные качества могут проявляться периодически — после некоторых периодов уступчивости и внимательности к окружающим.

2. Человек способен на смелый шаг, но он в основном не уверен в себе и с готовностью примет помощь или совет от других. Заметны застенчивость и робость.

3. Очень общительный человек. Индивидуальные черты характера могут проявиться в полной мере только «на людях», когда человек уверен, что его поддерживают. Воля ослаблена, но не отсутствует вовсе.

4. Что называется, «глубокий человек». Впечатлительный, чуткий, внимательный к другим. Довольно легко подчиняется чужим желаниям, чужой воле — ради спокойствия. Не любит конфликтов. Конформный тип. О таком говорят, что он «не умеет добиваться своего». Домашним своим этот человек не может не нравиться, хотя подчас он заслуживает упреков в мягкотелости.

5. Сдержанность, умение владеть собой, скрытность характера. Взаимопонимание с таким человеком достигается с трудом. Считается, что если большой палец не прячется в кулаке, то человек честен, принципиален, не умеет «юлить». И такому человеку можно смело поверять свои тайны — он не болтлив и порядочен.

6. А здесь большой палец спрятан — человек скрытен, боится, что будут обнаружены его слабости и недостатки всякого рода. Повседневные заботы заслоняют от такого человека крупные цели, он не интересуется чужой жизнью и чужими судьбами. Поэтому у него мало друзей, окружающие относятся к нему с подозрением.

Позы 1. Движение рук означает: «Я готов вас выслушать со вниманием и побеседовать всласть». 2. Так сложены руки у человека, который вполне компетентен при обсуждении данной темы беседы. 3. Человек привык ценить точность суждений, любит «дойти до сути» и не терпит поверхностных и неряшливых формулировок, которых и сам старается не допускать. 4. Момент агрессии. Человек любит ловить собеседника на слове, обличать его в неправоте или лжи. 5. Проявление неуверенности, застенчивости. Поправляется в таких случаях не только галстук, но и прическа; часто изменяется положение ног, рук, наклоны головы. 6. Это не выражение уверенности, а демонстрация ее. На самом деле уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании своего мнения. При настоящей уверенности человек не съеживается, не прячет рук (здесь одна рука спрятана).

Заключение

Люди ежедневно вступают в межличностное взаимодействие, решают определенные задачи и успешная коммуникация играет важнейшую роль для их решения. Развитие человека, его включение в среду, личностный и профессиональный рост – невозможны без общения. Невербальное общение играет ничуть не меньшую роль, что и вербальное. Тема невербальной коммуникации изучается до сих пор и остается открытой для исследований. Мы знаем, что невербальная коммуникация позволяет получить гораздо больше информации о человеке, чем вербальное общение и это становится стимулом для изучения вопроса более глубоко. Жесты и мимика – универсальные визуальные системы невербального общения. Взаимодействуя друг с другом, люди развивают свое познание о личности. Тем ценнее и нужнее становится одновременная передача вербальной и невербальной информации. Взглядом, жестом, мимикой дополняя сказанное.

Необходимо помнить о том, что интерпретировать невербальные проявления эмоций стоит комплексно, чтобы не ошибиться. Не всегда агрессивное поведение говорит о характере или отношении человека. Бывает, что это просто самозащита или ответ на ранее негативный опыт или травматизацию. И наоборот, есть риск столкнуться с имитацией положительных эмоций, когда человек использует их для достижения корыстных целей, вводя окружающих в заблуждение. Не стоит забывать и про социум, в котором мы в данный момент находимся. В некоторых странах проявление жестов, эмоций – носит разный подтекст, разную смысловую нагрузку. Язык тела формируется под влиянием множества факторов: возраст, национальность, воспитание, социальный статус, темперамент, характер, профессия, настроение, умение пользоваться или скрывать невербальные проявления эмоций. Единого эталона оценивания языка тела не существует, однозначно интерпретировать возможно лишь некоторые, универсальные элементы.

Наиболее интересным мне показались исследования невербальных форм экспрессии. Распознавание эмоционального состояния другого человека, мимико-интонационное выражение эмоций – вот на что бы я обратил внимание при обучении будущих психологов. В любой области психологии. Невербальные формы проявления – довольно объективный показатель эмоциональности.

При любом эмоциональном переживании реагирует практически весь организм. Мышцы лица, тела, выразительные движения или же наоборот еле заметные, научиться распознавать мимолетные изменения, считывать мгновенно меняющиеся сигналы – искусство, достигающееся тренировками. Распознать смену интонации, дрожь в голосе, плавность, гибкость речи – не менее важное умение.

Действие всегда имеет содержание, это способ выразить свое отношение к окружающему. Невербальные проявления эмоций есть внешняя форма их проявления. Их мимические компоненты являются фактором, который усиливает эмоциональное переживание.

Выразительные движения выполняют функцию общения, представляя собой и средство общения и средство воздействия. Речь без слов, но с экспрессией. Функция движений сформировалась не за один день, а развивалась долгие годы, выйдя из элементарных функций, которые были присуще человеку в самом начале его эволюционного развития.

Список литературы

  1. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
  2. Атай, Е.Г. Чтение по лицам и жестам для начинающих / Елена Атай. - М.: "Издательство "Эксмо", 2014. - 389 c.
  3. Багдасарова Н.А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур. М., 2014 – 302 с.
  4. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М., 2004. - 534 с.
  5. Вемъ, А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз / А. Вемъ. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
  6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб., 2006. - 496 с.
  7. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 1981.
  8. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.
  9. Гласс, Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам / Лиллиан Гласс. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
  10. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.
  11. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2
  12. Дмитриева, Л. И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
  13. Жалпанова, Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов / Л.Ж. Жалпанова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c
  14. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта /И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
  15. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - 464 с.
  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.
  17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 1990.
  18. Лотоцкая Ю. Мы говорим на одном языке? // Люди дела. — 2013. — № 9.- С. 15-19.
  19. Малышкина, М. В. Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым / М.В. Малышкина. - М.: АСТ, Сова, 2014. - 234 c
  20. Мальцева, И. А. Жесты. Привет - пока / И.А. Мальцева. - М.: Карапуз, 2015. –
  21. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.
  22. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6.
  23. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.
  24. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2002, №3.
  25. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 1975.
  26. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2009, №4.
  27. Равенский, Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика / Н.Н. Равенский. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252
  28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 1979.
  29. Рюкле Хорст. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
  30. Спейс, Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов / Дэвид Спейс. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
  31. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.
  32. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2.
  33. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
  34. Штробель, Т. Я знаю, что ты чувствуешь. Как понять своего собеседника по движениям тела, мимике и эмоциям / Татьяна Штробель. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, - 2015. - 315 c.
  1. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.

  2. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.

  3. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.

  4. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.

  5. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.

  6. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.

  7. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.

  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.

  9. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.

  10. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.

  11. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.

  12. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.

  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.

  14. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.

  15. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.

  16. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.

  17. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.

  18. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.

  19. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.

  20. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.

  21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.

  22. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.

  23. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.

  24. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.

  25. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.

  26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.

  27. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.

  28. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.

  29. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.

  30. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.

  31. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.

  32. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.

  33. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.