Процессы верстки и корректуры многополосных изданий
Содержание:
Введение
Тема курсовой работы: «Процессы верстки и корректуры многополосных изданий», актуально тем, что верстка - один из первых и важных шагов к производству полиграфической продукции. Грамотное изготовление макета - залог хороших результатов при исполнении заказа на производстве. Когда вы приступаете к верстке, вы должны четко осознавать, что хотите увидеть в конечном результате. Лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом, или поискать нужную информацию в книгах, чем потом вам придется всё переделывать.
Очень важно выбрать формат издания, от этого зависит расход материалов (бумаги), а соответственно и цена, а также удобство пользованием вашим готовым продуктом. Для этого существуют стандарты для книг, журналов, листовок, плакатов, календарей и т.д. При верстке необходимо учитывать, будет ли цветное изображение или черно-белое.
Оформление - тоже одна из главных составляющих на продукции. Удачное и правильное расположение изображений и текста привлечет внимание читателя, и будет пользоваться популярностью не один год.
Немаловажно выбрать правильные шрифты. Существуют декоративные и «неполиграфические» шрифты, которые служат только для украшения издания, для основного текста их использовать нельзя. И есть шрифты, которые несут смысловую нагрузку, они должны быть удобочитаемы. Одно из правил верстки - в одном издании не желательно использовать более трех видов гарнитур.
Цель исследования, изучить процессы верстки и корректуры в многополосных изданиях.
Предмет исследования, Процессы верстки и корректуры многополосных изданий.
- Задачи исследования:
- Освоить основные понятия многополосных изданий;
- Рассмотреть основные виды версток;
- Изучить понятия корректурных изданий;
- Провести анализ корректурных знаков и их необходимость в корректурном процессе.
ГЛАВА 1. ВЕРСТКА МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ
1.1. Что собой представляет верстка изданий и кем она осуществляется.
Верстка - один из этапов процесса макетирования, предполагающий компоновку иллюстративных и текстовых блоков в соответствии с особенностями дизайна издания. Верстка осуществляется на компьютере с помощью специальных издательских программных пакетов.
Верстка определяет, как именно будет выглядеть печатное издание после выхода из типографии, удобно ли будет им пользоваться и доставит ли оно читателю эстетическое удовольствие. В зависимости от вида издания используются разные подходы к верстке. Так, периодика верстается по разработанной модульной сетке. Ее создание — сложный и трудоемкий процесс, и неудивительно, что ведущие таблоиды мира берегут свою модульную сетку от глаз конкурентов как зеницу ока.
Верстка представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:
Композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.
Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.
Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.
В таком процессе как верстка издания должно достигаться выполнение всех указанных требований.
Различают несколько основных видов верстки: книжно-журнальная, акцидентная, а также газетная. Книжно-журнальная верстка формируется с учетом требований верстки книг или различных типов журналов. Акцидентная верстка используется при разработке дизайна рекламных листовок, афиш, бланков и плакатов. Данная верстка может применяться и для разработки обложек и титулов. Газетная верстка выделяется особым расположением текста, изображений и характеризуется более свободными требованиями к переносам.
Верстка выполняется в соответствии с определенными правилами для конкретных видов печатной продукции. Главные правила верстки — соблюдение высокой точности размера полос и единообразие верстки. Под единообразием верстки понимается идентичный вид верстки для всех полос книги, журнала, газеты. Так, например, особое внимание уделяют следующим аспектам: равенство отбивок подзаголовков и заголовков, одинаковый метод верстки изображений, сходное оформление сносок, примечаний и т.д.
1.2. Виды версток.
Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:
1. По виду издания:
Книжно-журнальная верстка. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.
Рис.1. Книжно-журнальная верстка
Газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно -журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.
Рис.2. Газетная верстка
Акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колон-линейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульных, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.
Рис.3. Акцидентная верстка
Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий - проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм -- пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей».
Существует четыре группы сложности верстки:
- Верстка простого (сплошного) текста;
- Верстка текста с не шрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;
- Верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;
- Сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения)
- По конфигурации материалов:
- Прямая, ломаная и смешанная верстка
При прямой конфигурации колонки по высоте одинаковы, и каждая образует прямоугольник. Применяется обычно в учебниках, многих газетах и журналах, изданиях художественной литературы. Преимущество - удобочитаемость и аккуратный строгий вид полосы;
Для ломаной конфигурации характерны ступенчатые формы материалов с разными по высоте колонками. Как правило, ее применяют в газетной верстке, в журналах неформального характера. Это усложняет работу, но придает дизайну динамики. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной и смешанной (не в исполнении, а в восприятии). Поэтому большинство наших газет после не продолжительного увлечения ломаной версткой снова стали строиться по методу прямой верстки. Она в большей мере отвечает сдержанному, строгому характеру наших газет, хотя и искусно выполненная ломаная или смешанная верстка не нарушает этой строгости, открывая в то же время возможность для более свободного и динамичного расположения материалов.
По расположению материалов относительно центра полосы -вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.
Верстка бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе. К первой иногда обращаются в процессе подготовки праздничных номеров или целевых полос, стремясь привлечь внимание читателей необычностью их дизайна. Подавляющее большинство газетных полос строится на основе асимметричной верстки.
По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.
По расположению текстового и иллюстративного материала:
- Открытая - изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы;
- Закрытая - изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами;
- Глухая - изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами;
- Вразрез - текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части;
- В оборку - иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст;
- На полях - небольшие изображения располагаются на полях.
1.3 Работа над версткой изданий
Технический редактор обязан проверить:
- соответствие набора указаниям в спецификации и разметки в оригинале;
- Равномерность апрошей (зрительно);
- Отсутствие «коридоров»;
- Одинаковость абзацных отступов;
- Отсутствие более пяти строк с переносами подряд;
- Части текста, набранные более крупным шрифтом, должны быть выровнены по нижней линии шрифта;
- Одинаковость междустрочных пробелов;
- Отсутствие переносов в заголовках, одинаковая ширина «форточек»;
- Отсутствие букв из других гарнитур;
- Равные промежутки в отточиях в содержании или оглавлении;
- Соблюдение единообразия оформления таблиц и выводов (если есть), а также размерность шрифтов, которыми они
- Набраны, и другие правила набора таблиц и выводов;
- Соблюдение правил набора формульного текста;
- Соблюдение правил верстки: одинаковая высота всех полос;
- Отсутствие «висячих строк»;
- Одинаковый размер спусков;
Пробел от рубрики до предыдущего текста должен быть больше пробела от рубрики до следующего; если текст в концевой строке перед рубрикой не доходит до ее левого края, такая строка считается пробельной;
Заверстываемые рубрики вместе с отбивками должны быть кратны кеглю шрифта, которым набран основной текст;
Над или под рубриками в разрез, вначале или в конце полосы следует заверстывать не менее трех строк основного текста;
Лежачие таблицы на четных полосах располагают заголовком в наружное поле, на нечетных — в корешковой;
Нельзя заверстывать рисунок раньше ссылки на него в тексте;
Нельзя размещать иллюстрации на начальных и концевых полосах (за исключением заставок и концовок);
Минимальный размер оборки в квадратах выражается числом, полученным в результате деления кегля данного шрифта на четыре. Сверстанные полосы, пройдя редакторскую и авторскую правки, снова попадают к техническому редактору в виде рабочего экземпляра издания. На этом этапе задача технического редактора — устранить последствия исправлений, нарушающих верстку (вставка/выкидка слов или строк и т. п.) Существует несколько приемов, при помощи которых можно избежать переверстки всего издания:
- Вгонка или выгонка строк;
- Переборка отдельных элементов (например, таблиц) так,
- Чтобы они занимали больше или меньше места;
- Изменение расположения иллюстраций на полосе с целью увеличения или уменьшения количества текста;
- Создание лишней полосы или выкидка одной из полос;
- Незначительные изменения отбивок элементов от текста.
Задача технического редактора - свести переверстку к минимуму, сохранив при этом техническое и эстетическое качество верстки. Работая над версткой, технический редактор должен определить объем будущего издания в физических и условных печатных листах, а также привести число страниц издания к технологически удобному объему. Технический редактор определяет количество накидок и вклеек и их расположение, делает соответствующие пометки на полях верстки. На титульном листе указывается количество дополнительных элементов тетрадей. Сверка - оттиски с выправленной верстки издания. Сверка поступает в издательство или редакцию. Чаще всего сверку в печать подписывает редактор. Правка в сверке возможна лишь минимальная, переверстка недопустима. Если в сверке много правки, ее снова отправляют в типографию или в производственный отдел для получения новых оттисков.
ГЛАВА 2. КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ
2.1. Основное понятие корректуры многополосных изданий.
Корректура (из лат. correctura «то, что подлежит исправлению; должность корректора, наместника») — совокупность корректурных исправлений и сам процесс исправления ошибок и устранения технических недочётов в корректурном оттиске набора и печатной форме, включающий чтение корректурных оттисков и корректурную правку. Для внесения исправлений используются специальные символы - корректурные знаки (в России — ГОСТ 7.62-2008). Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков.
Основные задачи:
- Осуществление смыслового контроля материала после редактуры;
- Обеспечение соответствия текста нормам русского языка (устранение грамматических, морфологических и словообразовательных ошибок, проверка синтаксиса, орфографии, пунктуации);
- Обеспечение единства издательского оформления текста — сокращений, наименований, сносок, ссылок и т. д.;
- Обеспечение соответствия набранного текста оригиналу или предыдущей корректуре с учётом правки;
- Обнаружение ошибок вёрстки и художественного оформления изданий.
Этапы корректуры:
Для достижения наилучшего результата корректорская правка должна иметь не однократный характер, но состоять из нескольких стадий.
Первая корректура — вычитка текста до передачи в вёрстку (как правило, производится в электронном виде). Включает:
- Устранение орфографических и пунктуационных ошибок;
- Исправление недостатков смыслового и стилистического характера;
- Унификация используемых в тексте символов, единиц измерения, терминов, сокращений, обозначений;
- Проверка правильности оформления таблиц, сносок, перечней, полноты библиографического описания.
Вторая корректура — итоговая вычитка свёрстанного текста (на листах с помощью корректурных знаков, в PDF-файле либо другом электронном формате):
- Исправление ошибок, допущенных при вёрстке (проверка наличия и правильности переносов, удаление висячих строк, соблюдение формата заголовков, размещения колонтитулов, рисунков и подписей, таблиц и т. п.);
- Обеспечение единства издательского оформления текста — сокращений, наименований, размерностей, сносок, шрифтовых выделений и др.
2.2. Виды и работа надо корректурой многополосных изданий
Корректуры делятся на два вида: типографскую и издательскую (заказчика). В свою очередь типографская корректура делится на первую, вторую, третью и четвёртую.
По составу и сложности полиграфического исполнения для ассортимента печатной продукции достаточно первой и второй типографских корректур. Первая типографская корректура включает читку распечаток электронных версий, а вторая - читку свёрстанных полос набора (раскладок или пленок).
Для достижения наилучшего результата корректорская правка должна иметь не однократный характер, но состоять из нескольких стадий.
Первая корректура — вычитка текста до передачи в верстку (как правило, производится в электронном виде). Включает:
- Устранение орфографических и пунктуационных ошибок;
- Исправление недостатков смыслового и стилистического характера;
- Унификация используемых в тексте символов, единиц измерения, терминов, сокращений, обозначений;
- Проверка правильности оформления таблиц, сносок, перечней, полноты библиографического описания.
Вторая корректура — итоговая вычитка сверстанного текста (на листах с помощью корректурных знаков, в pdf-файле либо другом электронном формате):
- Исправление ошибок, допущенных при верстке (проверка наличия и правильности переносов, удаление висячих строк, соблюдение формата заголовков, размещения колонтитулов, рисунков и подписей, таблиц и т. п.);
- Обеспечение единства издательского оформления текста - сокращений, наименований, размерностей, сносок, шрифтовых выделений и др.
В отдельных случаях для книг (журналов) большого объёма целесообразна частичная вычитка корректуры оригинала перед сдачей его в набор. При обнаружении на одной странице 3 и более ошибок оригинал следует вернуть заказчику для дополнительной читки корректуры и правки текста. После набора такого текста выполняется первая и вторая типографские корректуры.
Задачи корректуры
Корректура, выполняемая типографским корректором, преследует цели:
- обеспечить соответствие набора оригиналу, т. е. устранить всо расхождения набора с оригиналом (пропуски, искажения, повторения и т. и.);
- добиться соблюдения всех технических правил набора и верстки, а при сводке (корректуре перед печатью) - еще и технических требовании к печати и расположению (спуску) полос.
Корректура, выполняемая издательским корректором, преследует цели:
- Соответствие набора оригиналу, т. е. устранить все расхождения набора с оригиналом (пропуски, искажения, повторения и т. п.);
- Добиться высокого качества набора и верстки, т. е. выявить и потребовать устранить все отступления от технических правил набора и верстки, от указании спецификации и разметки оригинала;
- Предотвратить орфографические, пунктуационные, технические ошибки и случаи не единообразного оформления, перешедшие в набор из оригинала, все нарушения графического стиля издания;
- Обратить внимание редактора и автора на замеченные смысловые, фактические, логические, стилистические погрешности.
Задачи редакционной корректуры:
- проверить содержание и форму произведения по существу;
- проверить еще раз цитаты и другой фактический материал;
- оценить качество набора п верстки с точки зрения соответствия полиграфического оформления назначению и содержанию издания (потребовать устрашить путающие читателя переносы, искажающее смысл расположение иллюстраций, неверные рубрикационное решения и т. д.);
- проконтролировать работу корректора (устранить неверные по существу исправления) и «снять» поставленные им вопросы;
- выбрать наиболее рациональные приемы-исправлений, предлагаемых автором, отклонив исправления необязательные; использовать приемы компенсационной правки во избежание переверстки, нарушений норм верстки;
- проставить, где нужно, ссылки на страницы и сверить все ссылки и все взаимосвязанные элементы (заголовки в тексте и в оглавлении и т. п.).
Задачи авторской корректуры:
- Проверить еще раз произведение по существу содержания;
- Оценить соответствие полиграфического исполнения назначению издания и характеру произведения.
2.3. Корректурные знаки и их необходимость в корректурном процессе
Корректурная правка проводится с помощью специальных знаков по ГОСТу 7.62–2008 «Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных пробных оттисков». Стандарт включает в себя общие положения, правила применения корректурных знаков, их классификацию, начертание и назначение. В ГОСТе приведены примеры употребления корректурных знаков.
В соответствии с ГОСТом при применении корректурных знаков необходимо соблюдать следующие правила:
- Выносить корректурные знаки при одноколонном наборе небольшого и среднего формата на правое поле, а при большем формате – на ближайшее из полей;
- Флажки корректурных знаков направлять в сторону того поля, на которое знак выносится;
- По возможности располагать корректурные знаки на поле против «своей» строки;
- Повторять одинаковые корректурные знаки для исправления разного рода ошибок на одном оттиске допускается при интервале между исправлениями только через 8–10 строк;
- При внесении в нескольких строчках оттиска нескольких одинаковых исправлений в тексте ставят один и тот же знак, на поле его повторяют один раз с указанием (в овале) числа исправлений: 5 раз, 7 раз и т. п.;
- При нескольких исправлениях в одной строке соблюдать последовательность расположения корректурных знаков на поле;
- Перечеркивать текст корректурным знаком так, чтобы его можно было прочитать;
- Вставки текста более одной строки (до трех строк) должны быть напечатаны на компьютере;
- Вставки более трех наборных строк следует не печатать, а прилагать страницу оригинала, где ручкой красного цвета обвести пропущенный текст и на поле написать: «пропуск», а на корректурном оттиске в месте пропуска знак вставки вынести на поле и рядом (в овале) написать слово «пропуск»;
- «Вожжи» следует использовать только при многоколонном наборе;
- Исправлять ошибки только темной пастой, различной по цвету для каждого, кто работает с текстом. Карандашные исправления верстальщик в расчет не принимает. Все письменные указания на полях обводить ручкой кружками во избежание случайного внесения в текст, при наборе.
Пункты ГОСТа 5.2–5.4 уточняют некоторые правила применения корректурных знаков для текстовых оригиналов, иллюстраций и издательских макетов соответственно.
По ГОСТу знаки подразделяются на следующие группы:
- Для изменения букв, слов (замена, выкидка, вставка) знаков;
- Перестановки элементов набора;
- Изменения пробелов;
- Выделения абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменения этих
- Выделений;
- Уточнения написания букв различных алфавитов;
- Исправления технических дефектов набора;
- Исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).
1. Знаки замены:
Рис.4. Знаки замены отдельных знаков
Рис.5. Знаки замены нескольких букв, знаков, слов, строки
Рис.6. Знаки замены нескольких строк другими
Рис.7. Знаки замены линейки другой по начертанию или рисунку
2. Знаки вставки:
Рис.8. Знаки вставки в слово пропущенной буквы, букв, знаков
Рис.9. Знаки вставки
3. Знаки выкидки:
Рис.10. Знаки замены соединенные со знаком выкидки
- Знаки перестановки элементов набора:
Рис.11. Знаки поменять местами соседние буквы, слоги, слова, строки
Рис.12. Знаки перемены порядка нескольких слов или строк
- Знаки перестановки слов, строк из одного места в другое:
Рис.13. Знаки перестановки слов
- Знаки подвижки элементов вправо, влево, вверх, вниз до нужного места:
Рис.14. Знаки подвижки элементов
- Знаки набора на верхнюю или нижнюю линию строки:
Рис.15. Знаки набора на верхнюю или нижнюю линию строки
- Знак абзацного отступа:
Рис.16. Знак абзацного отступа
- Знаки изменения, введения, выравнивания между словных и междустрочных пробелов:
Рис.17. Знаки изменения и введения
- Знаки шрифтовых выделений и изменений:
Рис.18. Знаки шрифтовых выделений
- Знак устранения разрядки:
Рис.19. Знак устранения разрядки
Знаки устранения дефектов набора:
Рис.20. Знак возврата в правильное положение перевернутой вверх ногами буквы, слова, строки
Рис.21. Знак выравнивание строк по вертикали и горизонтали
Рис.22. Знак устранение коридора
Рис.23. Знак усиление или ослабление натиска, устранение грязи, сближение линеек таблицы в стыках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для раскрытия темы во введении была определена цель – изучить процессы верстки и корректуры в многополосных изданиях.
Поставленная цель была достигнута решением ряда задач, которые решены следующим образом:
- Задачи исследования:
- Освоить основные понятия многополосных изданий;
- Рассмотреть основные виды версток;
- Изучить понятия корректурных изданий;
- Провести анализ корректурных знаков и их необходимость в корректурном процессе.
Данная тема была актуальна тем, что верстка - один из первых и важных шагов к производству полиграфической продукции. Грамотное изготовление макета - залог хороших результатов при исполнении заказа на производстве. Когда вы приступаете к верстке, вы должны четко осознавать, что хотите увидеть в конечном результате. Лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом, или поискать нужную информацию в книгах, чем потом вам придется всё переделывать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Базанова А.Е. Литературное редактирование : учеб. пособие / А.Е. Базанова ; Рос. ун-т дружбы народов, Центр довуз. образования "Уникум" РУДН. – М. : РУДН, 2008. - 201 с. ил., табл.
- Гасов В.М. Методы и средства подготовки электронных изданий [Электронный ресурс] / В.М. Гусов, А.М. Цыганенко. – [Б.м., б.г.]. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook081/01/index.html.
- Марголин Л.Н. Компьютерные методы обработки информации : конспект лекций / Л.Н. Марголин ; М-во образования и науки РФ, Фед. агентство по образованию, Моск. гос. ун-т печати. - М. : МГУП, 2006. - 78 с. : табл.
- Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Журналистика" / Е.Л. Мжельская. - М. : Аспект-пресс, 2005. – 108 с. : ил.
- Мильчин А.Э. Методика редактирования текста : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Изд. дело и редактирование" / А.Э. Мильчин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2005. - 523 с. - (Новая университетская библиотека).
- Пономарева Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий : конспект лекций / Е.Л. Пономарева ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М. : МГУП, 2001. - 56 с. - Библиогр. в конце кн.
- Попов М.П. Эффективные приемы набора и редактирования текста / М. Попов. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. - 426 с. : ил., табл.
- Редакторская подготовка изданий : учеб. для вузов : по специальности "Изд. дело и редактирование" / С.Г. Антонова [и др.] ; под общ. ред. С.Г. Антоновой ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М. : МГУП, 2002. - 466 с.
- Редакторская подготовка изданий : учебник / С.Г. Антонова [и др.] ; под общ. ред. С.Г. Антоновой. - М. : Логос, 2004. - 495 с. : ил. - (Новая университетская библиотека).
- Редакторская подготовка периодических изданий : учеб. пособие / [В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина ; Моск. гос. акад. печати]. - М. : Мир кн., 1993. - 98 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/cont.htm.
- Облачные Сервисы (основы технологий облачных вычислений)
- Проектирование реализации операций бизнес-процесса транспортной доставки товаров
- Назначение и структура системы защиты информации коммерческого предприятия (технологии управления мобильными устройствами)
- «Эффективность менеджмента организации» .
- Управление миграционными процессами (Теоретические и методологические основания политического прогнозирования миграционных процессов)
- Тестирование производительности программ: подходы в зависимости от категорий приложений .
- «Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей мебелью»
- «История и развитие методологии объектно-ориентированного программирования. Сферы применения»
- Прекращение предпринимательской деятельности
- Прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя(Правовые особенности ИП)
- Методы стимулирования продаж в розничной торговле ( основы розничной торговли)
- Визуальная концепция сайта