Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование составление первичного описания

Содержание:

Введение

В широком смысле, проектирование – это составление первичного описания, которое позволяет создавать ещё не существующий объект для определённых заданных условий. Проектирование берёт начало в выраженной потребности, направленной на необходимость возникновения тех или иных объектов. К таким объектам относятся результаты строительной деятельности, промышленные изделия, программное обеспечение, различные процессы. Для описания, которое можно в будущем воплотить в виде реального объекта, используют текстовые записи, расчёты, чертежи, таблицы, эскизы, а для выражения условной последовательности действий применяют алгоритмы. С латинского языка слово «projectus» и переводится как «брошенный вперёд». В целом, после проведённой детализации, расчётов, дополнений и оптимизации описание объекта становится основой для воплощения идеи в жизнь.

В этой работе проектирование будет мной рассмотрено в качестве основного практического умения дизайнера. Всё созданное человеком имеет дизайн. Будь то планировка мебели в комнате, дорожки в саду или парке, детали электроприбора – нужно подумать над планировкой, использованием и механизмами. Не всё, что создано с помощью дизайна, имеет физическую структуру. Сервисы, лекции, правила, процедуры и организационные структуры в сфере бизнеса и государства не имеют физического воплощения, однако механизмы их работы тоже проектируются. В этом заключаются главные особенности проектирования: возможность учесть все потребности, предусмотреть всевозможные ошибки и недочеты еще на стадии проекта, адекватно оценить актуальность и значимость будущего продукта, сделать продукт дизайна удобным и интуитивно понятным для использования в повседневности и при выполнении сложных задач.

Для своей работы по данной теме мной было выбрано направление дизайна интерьера, так как интерьер – это то, что окружает нас каждый день, находимся ли мы при этом дома, на работе или кафе. Безусловно, от правильного дизайна будет напрямую зависеть эмоциональное состояние как нас самих, так и других посетителей. Не важно, кем они нам приходятся, будь то гости, потенциальные покупатели или просто прогуливающиеся мимо люди, решившие «заглянуть». Исходя из вышесказанного, я придерживаюсь соответствующих целей:

  1. Создать удобное пространство, учитывая потребности людей,
  2. Сделать это пространство максимально соответствующим его первоочередной задаче
  3. Проработать визуальные характеристики для психологического восприятия, а для этого –
  4. Рассмотреть различные стили и выбрать наиболее подходящее по замыслу.

В своей работе мной были использованы такие источники, как популярные сайты, давно знакомые многим, учебные пособия, а так же книги известных художников, дизайнеров и архитекторов.

Глава 1. О теории

С чего начинался дизайн

В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется и как глагол, и как существительное. В первом случае оно означает: указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать что-либо с определенной целью. Во втором — цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств. Мало того, что слово многозначно, им называют и процесс создания, зарождения, воплощения, и результат деятельности. Буквальный перевод слова «дизайн» с английского на русский — «план», «рисунок», «чертеж». Дизайнер — человек, умеющий планировать, рисовать, чертить.[1]

Становление дизайна, как особого вида проектного творчества, вызвано не только переводом изготовления предметного мира на промышленные рельсы. Этому способствовал и ряд других обстоятельств.

Во-первых: на рубеже XIX и XX столетий в результате колоссального развития средств и путей сообщения произошло своего рода сближение разделенных морями и океанами разных культур. Европа, чуть ли не свысока воспринимавшая образы африканского или азиатского искусства как экзотические отклонения от собственных эстетических норм, начала органически включать переставшие быть чуждыми ей формы в произведения своего творчества.

Во-вторых: в мировом культурном сообществе накопилась своеобразная «усталость» от прямолинейно трактованных рецептов реализма, опиравшихся на воспроизводство только «натуральных» форм окружающего мира. Началось движение к полновесному использованию всех доступных художнику средств выразительности, в т.ч. «абстрактных» линий, объемов, пятен, рассчитанных на ассоциативное образное восприятие.

В-третьих: появились технические средства практически безукоризненного тиражирования любых произведений человеческих рук, сразу лишившие когда-то уникальные картины, скульптуры, ювелирные украшения великих мастеров прошлого ореола таинственной неповторимости — важен стал не носитель образа, а сам акт творения. Так три обстоятельства — отказ от региональных эстетических канонов, признание за абстрактными формами прав на самодостаточное отражение духовного мира и снятие с понятия «произведение искусства» пиетета «единственности» — поставили плоды декоративно-прикладного творчества, рассчитанного на каждодневное потребление и восприятие, как бы в один ряд с продукцией «высокого искусства».[2]

Основы дизайна и проектирования

      1. Цвет

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдение над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов, близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного - неприятного или привлекательного - непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера. [3]

Цвет передает настроение, описывает реальность или кодирует информацию. Дизайнеры используют цвета, чтобы сделать заметными одни предметы (например, предупреждающие знаки) и заставить исчезнуть другие (камуфляж). Цвет обособляет и соединяет, подчеркивает и скрывает.

Почему цветовой круг так полезен для дизайнера? Цета, расположенные на цветовом круге рядом, - аналогичные цвета. Их совместное использование означает минимальный цветовой контраст и внутреннюю гармонию, поскольку каждый цвет имеет общий с другими, идущими друг за другом, элемент. Аналогичные цвета обладают близкой теплотой цвета. Два цвета, расположенные друг напротив друга на круге, являются дополнительными (комплиментарными). Они не содержат общих элементов и обладают контрастной теплотой (теплые/холодные). Решение использовать аналогичные либо контрастные цвета влияет на визуальную энергию и настроение любой композиции. (приложение 1)[4]

Не секрет, что цвет помещений оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. В одной и той же комнате можно испытывать ощущения уюта или дискомфорта в зависимости от его окраски, т.е. мы можем говорить о «психологических эффектах» цвета. Поэтому цветовое решение может (и должно) изменяться в зависимости от назначения помещения (таблица 1). При подборе цветовой гаммы следует также учесть вкусы, возраст, интересы и род деятельности людей, которые будут находиться в данном помещении.

      1. Форма, текстура, ритм

Всё имеет форму – хорошую или плохую, приятную или отталкивающую. Даже декор – это «заблудившаяся» форма. Бесформенности не существует. Форма и содержание взаимосвязаны и взаимозависимы. В той же мере как форма воздействует на содержание, содержание определяет суть этого воздействия. Безотносительно к направлению – говорим ли мы о конструктивизме или авангарде, – есть хорошая форма, а есть плохая форма. О форме нельзя говорить, не подразумевая некой ценности и оценки. Форма может усиливать, запутывать или даже менять смысл, но она не пребывает в вакууме. С другой стороны, содержание никогда не сможет спрятаться за формой – чем больше оно пытается это сделать, тем сильнее проявляет свою несостоятельность.[5]

Разнообразие окружающих человека структур определяется исходя из 4 основных систем человеческого восприятия, которые, так или иначе, определяют особенности течения физиологических и психологических процессов:

— Зрительные (воздействуют: цвет, форма, линии). Зрительное восприятие является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики.

— Тактильные (воздействуют: форма, текстура).

— Слуховые (воздействуют: шумы, звуки, музыка). Мир звуков для человека является особой реальностью, от восприятия которой зависит его эмоциональной состояние, настроение, энергетический заряд.

— Обонятельные (воздействует: запах). Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний.[6]

Наши предки, жившие в пещерах, не знали чётких геометрических форм. Лишь с появлением способа обработки камня и дерева, а также с изобретением искусственных строительных материалов (таких, как кирпич), комнаты приобрели привычную для нас форму - параллелепипед. Эти формы настолько вписались в нашу жизнь, что стали едиными для всех народов. [7]

Посредством необычных форм и нестандартных объемов можно сделать интерьер оригинальным, при этом сохранив комфорт и функциональность. Но, для того, чтобы сделать это грамотно, необходимо знать тонкости «Формальной композиции» и учесть «Эргономические нормы», которые являются обязательными при проектировании интерьера. Правильно подобранная композиция позволяет превратить все предметы в единое целое и тем самым гармонизировать пространство. Разрабатывая дизайн, важно правильно комбинировать пропорции со стилем интерьера. Например, готический стиль предполагает высокие потолки и большие дверные проемы, которые при этом в другом стиле будут смотреться неуместно.[8]

Форма – понятие многозначное. Оно обозначает и узнаваемый внешний вид (скажем, стул, на котором сидит человек), и определенное состояние, в котором то или иное вещество себя проявляет (например, вода в форме льда и пара). В искусстве и архитектуре понятие формы часто относится к формальной структуре – способу расположения и сочетания элементов и частей композиции, составляющих единое целое.

Понятие формы относится и к внутренней структуре, и к внешнему силуэту, и к принципу единого целого. Если форма нередко имеет смысл трехмерной объемной массы, то контуры служат главным определяющим аспектом формы: это конфигурация, взаимосвязанное расположение линий и очертаний фигуры и формы. Кроме контура, форма имеет следующие визуальные свойства:

Размеры. Физические измерения длины, ширины и глубины. Они задают пропорции формы, в то время как ее масштаб определяется в контексте размеров других форм.

Цвет. Эффект освещения и визуальное восприятие можно рассматривать как индивидуальную реакцию на цветовые оттенки, интенсивность и тональность красок. Цвет – это атрибут формы, особенно четко выделяющий ее из окружающей среды. Он также способен придавать ей особую визуальную значимость.

Фактура. Специфические зрительные и тактильные особенности создаются размерами, расположением и пропорциональным соотношением компонентов поверхности предмета. От фактуры зависит степень отражения и поглощения света поверхностью плоскости.

Круг – центричная, уравновешенная, замкнутая в себе фигура, образующая самостоятельный центр в пространстве. Помещенный в центр некоего поля, круг центрирует его. Однако, сопоставив круг с прямыми и угловыми формами или расположив элемент на окружности, можно придать ему круговую динамику.

Треугольник символизирует стабильность. Покоясь на одной из сторон, он становится в высшей степени устойчивой фигурой. Но если поставить его на одну из вершин, он будет опасно и неуверенно балансировать, готовый упасть на одну из сторон.

Квадрат олицетворяет чистоту и рациональность. Это статичная нейтральная фигура, не имеющая никакого предпочтительного направления. Все другие прямоугольники можно считать разновидностями квадрата – отклонениями от нормы в высоту или в ширину. Подобно треугольнику, квадрат статичен, покоясь на одной стороне, и динамичен, поставленный на один из углов.

При вращении или продолжении в пространстве первичных геометрических фигур образуются объемные фигуры, конкретные, правильные и легко узнаваемые. Из кругов получаются сферы и цилиндры, из треугольников – конусы и пирамиды, из квадратов – кубы.[9]

Три основные формы – квадрат, треугольник и круг – создаются при помощи четырех различных пространственных построений. Квадрат основан на горизонталях и вертикалях, отличительным признаком треугольника является диагональ, круг определяется циркульным движением. [10]

Как принцип дизайна, ритм может быть определен как повторение визуальных образов в пространстве. Ритм создает визуальное единство и движение. Повторение строительных элементов создает ритм в трех измерениях. Например, колонны, потолочные балки, окна, лестницы создают ощущение движения и делают пространство интересным. Чтобы сделать ритмическую схему более интересной, можно варьировать размещение повторяющегося элемента и так задать "темп" для визуального ритма, либо изящный и спокойный, либо резкий и стимулирующий. Наконец, свет тоже может создавать ритм. Например, можно разместить светильники через одинаковые промежутки, чтобы создать повторяющиеся модели из света и тени. Светильники очень эффективны для добавления интереса комнате, особенно встроенные, расположенные вдоль лестниц, стены, коридора. В столовой можно использовать ряд подвесных ламп над столом в сочетании с ритмической схемой, созданной стульями или табуретами, расположенными у обеденного стола.[11]

Форма предметов интерьера тесно связана с восприятием. Так, при наличии в интерьере преимущественно квадратных форм, создается ощущение твердости, интерьер приобретает «серьезность». Треугольные, угловатые формы воспринимаются резкими, динамичными, что создает возбужденную обстановку. Округлыми, плавными формами можно так же создать динамику благодаря ритмичности, однако в небольшом количестве такие формы делают атмосферу помещения обволакивающей, и правильный подбор материалов сделает ее более легкой и воздушной.

Безусловно, материалы, использующиеся в интерьере (и отделка, и текстиль), должны не только гармонировать между собой, но и нести также правильную смысловую нагрузку и нужное восприятие. Так, например, к холодным и сдержанным материалам можно отнести камень, металл, стекло, штукатурку, текстильные изделия из шелка. К тёплым – дерево, различный текстиль, меха, шерсть, кожа. Для создания определенной тематики или настроения в помещении, можно придерживаться как холодной или теплой гаммы, так и сочетать их между собой. Это предоставляет нам возможность сделать интерьер более интересным, в необычной тактильной и визуальной гармонии.

      1. Стили интерьеров

• Авангард: стилевое новаторство. Авангардный стиль перешел в интерьеры из искусства, в начале 20 века. Это новаторское направление подразумевает применение самых современных материалов и бытовой техники, необычную мебель и умелое использование цветовой палитры для стилизации помещений. Контраст в оформлении стен, окна и дверные проемы необычной формы, подсвеченные ниши и мебель по индивидуальному проекту — это лишь малая толика интересных деталей характеризующих этот необычный стиль.

• Английский стиль: респектабельная сдержанность. Английский стиль подойдет и обширному домовладению, и обычной квартире. Главное, соблюсти основные принципы: консерватизм, домовитость, элегантность. Следует помнить, что стиль формировался достаточно давно, а потому предметы старины – слегка потрепанный ковер, зеркало в бронзовой раме или картина – подчеркнут его истоки. Если речь о доме, то приветствуется холл, не обойтись и без камина, настоящего или искусственного. Еще один важный атрибут – библиотека. Выбирая между модными и натуральными материалами, предпочтение отдайте дереву и камню. Паркет, однако, допустимо заменить плиткой «под древесину», а стены оклеить обоями в неброскую полоску, покрасить в палевый, молочный, шафрановый цвета или же обшить панелями. Английский стиль любит мебель: диваны-честерфилд, секретер, плетеные кресла, комоды, письменный стол и столик для чая, буфет, напольные часы и другие старомодные предметы. У люстры в жилище роль вспомогательная, осветительные функции, главным образом, выполняют двух-рожковые бра, торшеры и настольные лампы. Текстиля по традиции много: это и солидные ковры, и тяжелые гардины, и длинные, в пол скатерти, и, конечно же, пледы.

• Античный стиль. Древняя Эллада и Римская империя – это культ красоты, размах и могущество. Потому жилье в античном стиле смотрится парадно и величественно. Такому интерьеру требуется пространство, ведь главная задача – создать внутри атриум, а значит, не обойтись без колоннад и свода. Дорические, ионические, коринфские колонны (а точнее, их имитация) могут обрамлять двери, зеркала, выситься у кровати. Стены античного дома украшают барельефами, устраивают ниши, в которых выставляют вазы или статуи. Поверхности покрывают штукатуркой либо краской насыщенных оттенков синего, зеленого и золотого в сочетании с белым; в прихожей, ванной и на кухне используют плитку «под мрамор». Идеальный потолок – в виде купола, расписной, украшенный лепниной; полы гладкие, полированные. Мебель в доме стиля антик деревянная: трапециевидные столы, стулья на характерных выгнутых ножках, скамейки, лежанки, тумбы, сундучки с мозаичными вставками. Свет рассеянный (целесообразны лампы в виде факелов), окна драпируют римскими шторами, детали – различная античная символика: амфоры, фигурки грифонов и сфинксов, статуэтки мифических героев.

• Черты интерьера Ампир – расписной потолок и узорчатый пол, статусная мебель, расставленная по особому, дворцовому этикету, большие зеркала, украшения в виде предметов воинской славы. Потолки высокие, с росписью и медальонами, стены покрыты лепниной. На карнизах фигурки древнегреческой Ники и римской Виктории, луки и стрелы, восьмиконечные звезды, гербы и элементы геральдики. Царствуют белый, золотой, аметистовый или же сапфировый цвета. Мебель из дерева одной породы, монументальная, с величавыми контурами. Обязательны круглый столик на резной, с инкрустацией опоре, стеклянные шкафы-витрины с фарфором, эксклюзивные музыкальные инструменты, уместны копии античных артефактов. Из текстиля допустимы только ковры, гобелены и дорожки пурпурного или винного оттенка, обивка мебели, шторы и портьеры в тон. Освещение обеспечивают огромные люстры и лампы, стилизованные под старинные светильники.

• Арабский стиль позволит создать дома комфортную и богатую обстановку. Изящные геометрические узоры, линии и сложные орнаменты используются повсеместно, что придает помещениям особую эстетику. Стилю свойственны богатое освещение и цветовая палитра. Мебель, преимущественно, из темного дерева, украшена резьбой. Обязательно присутствуют тумбы, подставки для ног, оттоманка, низкий диван и столик, кровать под балдахином. Арабский стиль предполагает некое уединение, поэтому ему не присущи модные европейские открытые планировки.

• Арт-деко сложился в эпоху индустриализации, поэтому не равнодушен к алюминию и хрому, стеклу и нержавеющей стали. Для покрытия пола используют и паркетную доску, и керамическую плитку, стены красят в яркие цвета или оклеивают обоями с выраженным геометрическим орнаментом. Потолок может быть белым с золотыми бордюрами или же темным, с подсветкой, что придаст помещению клубности. Декорируют дом винтажными постерами, работами авангардистов, ретро-статуэтками и дорогими безделушками, привезенными из путешествий. Базовые качества интерьера арт-деко – многоуровневые потолки, геометрические узоры, вкрапления из редкого сырья (слоновая кость, крокодиловая кожа, шкура зебры на полу), лакированная, глянцевая мебель, контрастная палитра, зеркала в форме лучистого солнца, дорогие ткани и обилие светильников.

• Арт-нуво. Плавно изогнутые, вычурные линии – основной принцип этого стиля. Дверям и окнам, шкафам и каминам придают арочную форму, а флористический орнамент украшающий стены, перила, мебель и шторы является обязательным условием. Арт-нуво – приём настолько живописный, что, в сущности, не требует множества сторонних деталей. Такой интерьер будет особенно интересен людям неординарным, уверенным в себе и обладающим безупречным вкусом.

• Африканский стиль. Динамика, экспрессия, кричащий колорит, вот три кита, на которых держится идея африканского стиля. Стены красят в оттенки глины и песка, выжженного грунта, сухой травы, густых джунглей; смело добавляют эбонитовый (это могут полки), пятна алого, золотого, янтарного цвета. Можно нарисовать фигурки животных из легендарной африканской пятерки (слон, носорог, лев, леопард и буйвол), раскрасить стены «под шкуру» гиппопотама или крокодила, придать им узор растрескавшейся земли. Мебель нарочито примитивная, тяжеловесная, возможно с пестрой росписью. Для обивки используют ткани с «хищными» принтами, а украшают помещение африканскими масками, деревянными блюдами, фигурками жирафов и антилоп. Светильники – настенные, с эффектом живого огня. Подвесные полки на канатах, бамбуковые занавеси, ротанговое кресло и пара циновок дополнят африканскую фантазию.

• Барокко. Барочным интерьерам присущи театральная напыщенность, изогнутость линий, игра теней, внушительность предметов, обилие зеркал и ковров. Потолок украшают фресками и лепниной, стены покрывают панелями из красного, палисандрового дерева либо гобеленами. Табу – натуральная и, тем более, искусственная кожа, бюджетные и современные отделочные средства. Характерные цвета для стен – карамельный, кофейный, горчичный, бордовый. Стиль заточен под вельмож, поэтому среди предметов мебели главенствуют кресла, диваны и кровати. Корпулентные, помпезные, с дорогой, светлых тонов драпировкой, ножками-львиными лапами, они занимают самые почетные места. Текстиля много: это не только шторы и портьеры с ламбрекенами, но еще и балдахины, украшенные воланами и бантами. Расцветка тканей напоминает драгоценные металлы и камни – золото, рубин, изумруд. Люстры из хрусталя перекликаются с настенными светильниками и торшерами на резных шестах.

• Баухауз. Сформировавшись в начале ХХ века, это направление дизайна стало правилом для тех, кто считал интерьерную роскошь буржуазным пережитком, пошлостью и мишурой. Баухаузу свойственны практичность и универсальность, простые, прямоугольные формы, современные материалы и машинные технологии, минимум декоративных элементов. Интерьер предполагает зонирование и различную интенсивность освещения для разных уголков жилища. Ресурсы стиля – металл, пластик, стекло, в меньшей степени древесина и кожа. Стены штукатурят либо оклеивают шпалерами с неприметным геометрическим узором. В качестве покрытия на пол подойдут линолеум, плитка, ламинат. Потолок обязательно многоуровневый (собственно, потолок разной высоты – ноу-хау разработчиков этого стиля). Мебель – эргономичная, долговечная и доступная любому карману. Это, в частности, встроенные шкафы, кресла без ручек, стулья из гнутых трубок, столы-трансформеры. Цветовой диапазон – нейтральный с яркими акцентами (к примеру, бежевый и зеленый или серый и красный).

• Жилищу в стиле Бидермейер свойственны целостность, пропорциональность, геометрическая простота и естественный цвет. Его реквизиты – белая печь, небольшие серванты с посудой, настенные или напольные часы, вышивки, музыкальные шкатулки, фигурки пастушек, иные сентиментальные мелочи. Стены оформляют обоями теплых тонов с мелким рисунком или обшивают деревянными панелями; пол покрывают паркетом или ламинатом. Мебель обычно из светлого дерева, с плавными спинками и подлокотниками, гнутыми ножками, с растительным орнаментом. Доминируют большие круглые столы, угловые шкафчики, бюро и трюмо.

• Брутализм (необрутализм). Слоган этого стиля — логичность и напористость. Характерные детали – декоративные потолочные балки, кирпичная кладка, бетонные и каменные, непокрытые поверхности и трубы. На полу допустимо ковровое покрытие, однако цвет его не должен выбиваться из цементно-каменной гаммы. Цветовая палитра — сдержанная. Предметы мебели массивные, брутальные на вид.

• Венецианский стиль. Особенности стиля – витые колонны, мрамор (или его имитация) на полу, сложная гамма оттенков, объемный декор, золотистые и серебристые элементы, венецианские зеркала, ажурная ковка, ковры. Стены покрывают венецианской штукатуркой, применяют шелкографию или барочную роспись. Полы допустимо покрыть керамической плиткой «под мрамор». В ванной обязательна мозаика. Мебель деревянная, светлого цвета, внушительная и устойчивая, с виртуозной отделкой. Ко времени и месту книжные шкафы, старинные карты и глобусы. В обивке властвуют бархат, шелк и гобелены. Стены украшают копии известных итальянских живописцев, а каминную полку – канделябры, венецианские маски, вазы из муранского стекла.

• Версаль. Он сочетает высокопарность, свойственную королевским покоям, с достоинством, свойственным королям. Зиждется версальский стиль на тезисах барокко. А его индивидуальная черта – уникальность каждого предмета обстановки. Все, от кресла до суповой ложки, должно быть с собственной историей. Увы, версальский стиль не воссоздать, накупив предметы мебели и прочее в ближайшем супермаркете. Базовые цвета – жемчужно-серый, золотой, бирюзовый, сиреневый. Стены покрывают матовой краской, декоративной штукатуркой, полы оформляют паркетной доской или художественным ламинатом, который имитирует ценную древесину и называется «версаль». Непременные аксессуары в подобном жилище – вольтеровское кресло, софа и секретер. Придать гостиной вид салона можно, если выбрать мебель с закругленными краями и задрапировать стены полупрозрачными тканями.

• Викторианский стиль – синтез пропорций классики, элементов готики, барокко и восточной, колониальной экзотики. Скажем, библиотеку украшают на готический лад, гостиную оформляют в индийском или китайском вкусе, а в спальне царствует рококо. Стены можно оклеить обоями с тиснением, абрисами цветов и птиц, или тканевыми шпалерами с росписью из дубовых, папоротниковых листьев. Неплохая мысль – панели из матового дерева. Для пола предпочтительней паркет или же плитка с «деревянной» текстурой. Гостиную обставляют антикварной мебелью, один из углов делают «зеленым», расположив в нем кадки с комнатной флорой. Центральный предмет – камин с кованой решеткой; не представить викторианский дом и без высоких зеркал в эффектных багетах, письменного стола с подставками для карандашей, без кресел и чайного столика. Цветовое решение – оттенки бурого, вишневый с фрагментами зеленого, лавандового, миндального оттенков.

• Винтаж. Его приметные штрихи – природные материалы (дерево, керамика, ковка), налет старины на предметах, черно-белые фото, вещи «с чердака» (старые пластинки, книги в потертых переплетах, куклы, которыми, возможно, играли наши бабушки), а также живые цветы. Винтаж не предъявляет жестких требований к материалам отделки. Да, он не приемлет ультрановых технологий, однако и не просит дорогой древесины и натурального камня. Поскольку стиль декоративный, изобилующий подробностями, стены лучше оклеить светлыми, нейтральными обоями или выкрасить. А пол не грех застелить ковролином. Освещение должно быть домашним, рассеянным, для чего используют старые торшеры, лампы под «шляпами», бра.

• Восточный стиль объединяет интерьеры многих стран Азии и Северной Африки, которые во многом отличаются друг от друга. Оформить свое жилище с применением столь необычного дизайна стремятся в основном те, кто устал от скудости минимализма, кто желает окружить себя азиатской роскошью и подчеркнуть свой высокий статус, а также люди, влюбленные в культуру Востока.

• Особенности георгианского интерьера – традиционный камин, наличие красного дерева, лепнины, украшения из цветного стекла. Стены в таком доме, как и предписано классическими нормами, делили на три части: цокольную обшивали деревянными панелями, середину покрывали тканью или обоями, а верхнюю украшали фризом и карнизами. Паркетные полы до блеска натирали воском или покрывали лаком. Для пущего уюта использовали ковры, доставленные из колоний. Мебель в таком жилище состоит в едином гарнитуре, все предметы основательны, практичны, но не лишены очарования. Из тканей отдавали преимущество бархату, дамасту, гобеленам.

• Готика в жилье – это камень, древесина дуба, сосны или кедра, мозаичные полы, винтовая лестница, витражные окна, бронзовая или кованая фурнитура, высокие буфеты, столы с большим количеством выдвижных и потайных ящиков, сундуки, обтянутые кожей. Цвета – густо-коричневый, карминный, концентрированный синий или желтый. Потолки в такой обители высокие, нередко с балками (или их муляжом), покрытыми резьбой. Проемы дверей и окон арочные, заостренные кверху. Стены оформляют декоративным камнем, покрывают дубовыми панелями, коврами-гобеленами. Пол устилают плиткой в виде мозаики. Освещение рассеянное, нередко скрытые его источники прячут за витражными вставками.

• Гранж. Стены такого жилища часто оставляют «обнаженными», декорируют кирпичной кладкой или обшивают натуральной доской. На потолке оставляют для обзора небрежно отшлифованные балки разной толщины. Та же бесхитростность, кустарность заметна на полу: доски, камень, плиты. В общем, у комнаты-гранж такой облик, как будто вчера здесь пылились мешки с зерном или же винные бочки. Ткани выбирают натуральные, незатейливые. Зато мебель – элегантная, плавных форм и уважаемых брендов. Шкафам и сервантам предпочитают стеллажи, монументальным столам – раздвижные и тумбы. Декоративные акценты расставляют при помощи выбеленного дерева, искусственных потертостей, патины на рамках для зеркал, кованых деталей и примитивных фигурок животных. А пара лоскутных подушек, пестрый плед, брошенный в кресло, и ретро-плакат на стене станут яркими, заключительными мазками.

• Греческий. Стены отделаны штукатуркой под мраморную, неновую кладку. Если штукатурка кажется вам скучным вариантом, стены можно украсить росписью – на мифологическую тему или тему олимпийских игр. Проемы стилизуют под арки, добавляют пилястры, багеты. Пол покрывают неглазурованным кафелем, похожим на гальку, песок или ракушки, декорируют овечьими шкурами, вязаными дорожками или ремесленными ковриками. Из мебели обязательны скамейки на выгнутых ножках, шкафы из светлого дерева, невысокие стулья с коваными фрагментами. Кухонный стол – большой, хлебосольный, простецкий на вид. Из украшений можно посоветовать амфоры, лекифы, настенные светильники, статуэтки кентавров и нимф.

• Египетский стиль. Цветовое оформление составляют насыщенные природные цвета: оранжевый, желтый, песочный, бежевый, цвет слоновой кости, синий, светло-зеленый, красный и золотой. Для оформления жилища используются только натуральные отделочные материалы. Мебель в египетском стиле, как правило, массивная, устойчивая и удобная. Ножки в форме звериных лап, сундуки и комоды, расписанные или украшенные позолотой, со вставками из слоновой кости, столы и тумбы со стеклянной столешницей – все это присуще египетскому стилю. Важным атрибутом является текстиль. Шторам, подушкам, коврикам и другим изделиям присущи четкие формы, дополненные красотой цвета и оригинальностью египетских узоров.

• Индийский стиль. Цвета в оформлении яркие, насыщенные, экзотичные. Теплые оттенки с легкостью разбавляются холодными, что визуально придаёт пространству простор и глубину. Мебель приземистая, функциональная и элегантная, украшается резными орнаментами и ковкой. Большое внимание уделяется текстильному оформлению интерьера. Тканями различных фактур декорируют стены, потолки, балдахины.

• Индустриальный стиль (индастриал) – это обширная площадь, отделка из простых и современных материалов, функциональная мебель и минимум подробностей. Распространенные средства – металл, бетон и состаренное дерево. Стены штукатурят, на полу допустима плитка. А вместо штор лучше прикрепить рольставни. Мебелью могут быть самые неожиданные предметы: винные ящики, составленные в виде стола, лабораторные стеллажи в качестве буфетов, стремянки вместо полок.

• Ключевыми чертами интерьера в итальянском стиле можно назвать исторические мотивы, связанные с этой страной — семейность и легкость. Интерьер оформленный в итальянском стиле, как правило, отличается простотой и изыском. А одной из важнейших особенностей данной стилистики является применение в отделке натуральных материалов, которые подчеркивают единение с природой.

• Кантри-стиль многонационален и разнообразен. Ведь в каждой стране свои деревни и обычаи. Остановимся на общих признаках. Кричащих красок и контраста следует чураться. Избегают также ультрасовременных материалов, оргстекла и пластика. Из мебели стоит приобрести не только диваны, стол и стулья, но лавки, сундуки, комоды. Не забудьте о лампах под узорчатыми тканевыми колпаками.

• Китайский стиль. Важные предметы в интерьере – ширма с тонко нарисованным пейзажем, приземистая, деревянная, тщательно отлакированная мебель, резные, из фанеры украшения, легкие, бамбуковые перегородки. Стены можно оштукатурить или оклеить бумажными обоями, изобретенными, кстати, в Китае. За неимением бамбука полы покрывают темными досками, подойдет и циновочный ковролин. Потолки в китайских жилищах светлые и многоуровневые, декорированные деревом и оснащенные подсветкой. Самый почитаемый в стране – цвет киновари, сулящий удачу. Красным может быть ковер, стены и даже мебель. Не отвергаются, однако, коричневый, винный, миндальный. Из аксессуаров на самых почетных местах – напольные вазы, чайные сервизы, веера из кости или рисовой соломки, бронзовые фигурки драконов, карликовые деревья в горшочках.

• Классицизм. Стиль благоволит к шикарным материалам – редкому камню, ценным породам дерева, атласу, бархату, шелку. Полы покрывают наборным, мозаичным паркетом, стены обтягивают тканями, украшают декоративной штукатуркой, не запрещаются сегодня и обои – из тончайшего, натурального волокна. Потолки высокие, оснащенные плафонами и лепными карнизами. Как правило, их поддерживают колонны и полуколонны. Колористика – ликующие, нежные цвета: эмалево-голубой, перламутрово-розовый, ванильный, лиловый. Обивка и шторы более приглушенного цвета. Люстры и светильники если не хрустальные, то из тонкого, драгоценного стекла. Мебель фасонная, изящная, однако не особо вычурная: секретер с кубическим корпусом, кресла с позолотой и лампасной обивкой, диваны, обтянутые гобеленами, комоды со мраморными столешницами. Из декоративной атрибутики необходимо вспомнить зеркала, фарфоровые вазы и картины.

• Колониальный стиль — это сочетание экзотики, изысканности и комфорта; синтез европейских традиций и восточной роскоши. Этот самобытный дизайн предполагает размах во всем: большие окна, высокие потолки, просторные комнаты. В отделке применяются только натуральные материалы. Мебель добротная, надежная, зачастую украшена этническими узорами. Актуальна и плетёная мебель. Стилю свойственна светлая цветовая гамма и обильное освещение.

• Консерватизм – враг сумбура, все предметы на «насиженных» местах и передаются по наследству. Строительно-отделочный репертуар этого стиля – долговечные материалы, натуральные или из качественной синтетики. Мебель может быть отделана шпоном под мореное дерево. Окна убирают простыми, без рисунка шторами, стены покрывают обоями теплого цвета: сливочного, орехового, грушевого

• Конструктивизм. Его проявления – геометризм помещения, высокая функциональность предметов мебели и даже предметов декора, передвижные перегородки, естественное освещение, скудная расцветка. Стены покрывают безликой штукатуркой, штукатурят также потолок либо укрепляют на нем панели с подсветкой. Полы застилали паркетом, сегодня допустимы линолеум и ламинат. Материалы – шпон, металл, стекло, прочный пластик. Стол сделан для того, чтобы за ним обедать, стул, чтобы сидеть, кровать, чтобы спать – таково отношение конструктивизма к мебели. То есть, никаких изгибов и загогулин – все по делу.

• Кресла-мешки, мягкие шезлонги и другие, исключительно комфортные, приятные на ощупь предметы – вот основа стиля Лаунж. Линии интерьера, конечно же, плавные, закругленные, ведь именно такие человека расслабляют, умиротворяют, усыпляют. Цвета идиллические, не тревожащие глаз. Интерьер деталями не перегружен.

• Лофт – тренд в дизайне интерьера, при помощи которого под дорогое, элитарное жилье адаптируют заброшенные промышленные сооружения: цеха, ангары, гаражи. При этом лофт соединяет старое (бетонные стены, лестницы, балки, вентиляцию и трубы) и актуальное (мягкая, мебель, зеркала, новейшая техника) в стильный, единый ансамбль. Интерьеру лофт присущи полное отсутствие внутренних перегородок, высокий, характерный для индустриального сооружения потолок, зонирование при помощи контрастной окраски, трубы, шахты, кабеля и прочее фабрично-заводское «приданое» в качестве декора. Материалы – бетон, кирпичная кладка, грубая штукатурка, керамические плиты на полу. Мебель служит не только по прямому назначению, но делит комнату на рабочую зону и зону для отдыха.

• В марокканском интерьере торжествуют несколько ярких, контрастных друг другу цветов – ультрамариновый и земляничный, золотой и пурпурный, бирюзовый и медный… Каменные или грубые деревянные полы покрыты пестрыми, ремесленной работы ковриками. Если же используют керамогранитную плитку, то выкладывают мозаику, что тоже характерно для Марокко. Стены не оклеивают – только красят, а в холле и ванной облицовывают кафелем. Высоким потолкам придают вид небосвода, покрывая их лазурью. В богатых домах можно увидеть ажурные и многослойные деревянные потолки. В нишах, свойственных марокканскому интерьеру, укрепляют светильники. Закрывая их резными или коваными решетками, делают фальш-окна. Высокие, арочные двери украшают резьбой, окна оснащают ставнями или обрамляют кованым «кружевом». Мебель, преимущественно, из темного дерева, резная.

• очность композиции, простота и лапидарность обстановки, отсутствие декора для декора – суть минималистического стиля. Его узнаешь безошибочно по малому количеству мебели, пространству, разделенному на зоны, многоуровневому освещению, нейтральной цветовой палитре, блеску стекла и металла, по обилию природного света, которое льется сквозь большие окна. Отделочные материалы – простые, без затей: нетронутый кирпич, необработанное дерево, бетон или простая штукатурка. Мебель корпусная, с плоскими поверхностями. Формы предметов примитивно-геометрические. В потолок прячут подсветку из неоновых или галогенных ламп. Шторы считаются лишними, их заменяют роллетами.

• Модерн. Реквизиты стиля: много дерева твердых и ценных пород, пластичность и фигурность линий, изогнутее, как лебединые шеи лестницы, закругленные проемы, барельефы, узоры в виде лилий, ирисов, стрекоз, витражи, художественная ковка. Потолки декорируют и деревом, и гипсовой лепниной, кессонами и молдингами. Стены обшивают панелями из недешевой древесины, драпируют светлым шелком. Лучший вариант для пола – живописный паркет. Мебель компактная, деревянная, плавной, причудливой формы, с изощренной резьбой и инкрустациями. Цвета модерна – жемчужный, небесно-голубой, пепельно-розовый, приглушенно-лавандовый. Текстиль – портьеры и шторы из богатой материи с рисунком из маков, орхидей или павлиньих перьев.

• Приметы неоклассики – чувство меры, отказ от излишеств, природные цвета и «вечные» декоративные детали: лепнина, бордюры, зеркала. Стены окрашивают либо оклеивают обоями кремового, голубого, фисташкового тона, полы покрывают светлой доской, потолкам придают белый цвет, оформляя неброской лепниной. Дверные проемы, бывает, украшают пилястрами. Элегантная, из светлой или красной древесины мебель располагается симметрично относительно центра; в гостиной, как правило, находится камин. Фешенебельной люстре «помогают» бра и торшеры.

• Поп-арту присущи глянцевая текстура, контрастные цветовые сочетания, присутствие кислотных «вспышек», концертные афиши, портреты и автографы кумиров на видных местах (даже на подушках, занавесках и декоративных тарелках), неоновое, светодиодное, с эффектом софитов освещение, а еще применение обычных бутылок и консервных банок в качестве ваз. Мебель поп-арта – кресла-кровати, встроенные шкафы, различные удобные трансформеры. Диваны предпочтительно кожаные, пуфы и кресла синтетические, столики низкие, овальные или округлые.

• Постмодернизм в интерьере – свобода творчества, динамика линий, разнообразие форм, симметрия и асимметрия, контраст фактур и текстур, оригинальные конструкции. Цвета в приоритете энергичные, с отливом и флуоресценцией. Единых правил относительно отделочных материалов не существует, но стены разнообразят нишами, вставками из стекла, пластика или металла. Потолки многоуровневые, разной высоты, одноцветные. Если пол покрывают ковролином, то бодрого, насыщенного цвета. Меблировка поражает экстравагантностью. Предметы разной формы, со строгими и обтекаемыми линиями, с отделкой из кожи и хрома, дерева и пластика, стекла и никеля соседствуют, не ссорясь. Кресла и диваны подчас настолько футуристичны, что обстановка кажется кадром из утопического фильма.

• Секрет прованса – в удивительной гармонии, соединившей деревенскую простоту и галантное изящество, шарм романтизма и хозяйственную смекалку, пышность замысла и скромность отделки. Стены штукатурят и окрашивают в молочный, карамельный, медовый, кукурузный оттенки. Окрашивают нарочито небрежно, имитируя трещинки, щербины, патину. Для отделки используют и дикий камень, и глазурованный кирпич. Потолки в провинциально-французском особняке высокие и с балками, на которые подвешивают утварь, полотняные мешочки с пряными травами и сухоцветы. Полы каменные или дощатые, исчерченные временем. Занавески на окнах легкие, пропускающие ласковый бриз и солнечные лучи. Для их пошива используют ситец, батист и сатин, однотонный или же с нежным цветочным узором. Скатерти и салфетки чаще из хлопка, с вышивкой и мережками. Мебель состаренная, с семейной историей. Об этом свидетельствуют фамильные вензеля, резные ножки, кованные ажурные вставки.

• Ренессанс. Ориентиры этого стиля – пилястры, пилоны, колоны с архивольтами и архитравами. Линии у Ренессанса церемонно-строгие, среди форм главенствуют прямоугольник и квадрат. Стены таких строений из натурального, но полированного камня, характерный для стилистики прием – и покрытие декоративной штукатуркой. Применяли, оформляя помещение внутри, также ценные породи дерева. Полы делали либо из природного камня, либо из массивных досок. Потолки сводчатые, высокие, с росписью по центру либо античным орнаментом. Не запрещен и деревянный, покрытый лаком потолок. Типичная для той эпохи мебель – четких линий письменный стол, секретер с обилием ящичков, кресла с ножками крест-накрест, кушетка с позолотой, буфет с инкрустацией и ларец-кессоне. Делали ее из дерева либо железа нередко с позолотой. Поверхности предметов украшены рельефными античными рисунками. Из обивочных материалов успехом пользовались парча, кожа и бархат.

• Стиль ретро – напоминание о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Дизайн в стиле Ретро может быть весьма разнообразным. Интерьеры 50-х, 60-х и 70-х годов имеют определенные различия и являются своеобразными субнаправлениями ретро-стилистики. Что, в свою очередь, позволяет подобрать наиболее привлекательное оформление.

• Рококо – интерьер эксклюзивный, штучный. Для его создания требуется много средств и не меньше условий. Первое из них – достаточно большие габариты домовладения. Ведь закругление стен, резные панели, позолоченные бордюры, огромные зеркала требуют места. Центральным предметом в гостиной рококо был и остался камин, оправленный в мрамор. Его украшали часы, канделябры из бронзы, фарфоровые безделушки, а сверху зеркало в неистово-роскошной раме. Обязательна и люстра с лампами-свечами, подвесками в виде морских раковин, бронзовыми или золочеными цепями. Между зеркалами желательно укрепить светильники-бра. Мебель-рококо изогнутых линий, покрытая лаком, украшенная бронзовыми накладками и ювелирной резьбой. Характерные предметы обстановки – секретеры с потайными ящиками, канапе, комоды, картоньерки, туалетные столики на изогнутых, «паучьих» ножках. Обворожительные эти атрибуты должны быть приятны на ощупь и удобны в пользовании. Спектр рококо – акварельные расцветки, сияющие оттенки драгоценных камней, блеск золота.

• Скандинавский стиль. Его особенности – избыток дневного света, благодаря панорамным окнам, натуральные, экологические материалы, удобная мебель из светлого дерева, оптимистичные тона. Стены штукатурят либо покрывают краской льняного, сливочного, незабудкового цвета. Достойная альтернатива – отделка деревянными панелями, которая, к тому же, поделит пространство на зоны. Полы тоже светлые, паркет или ламинат, с сосновым, ольховым, липовым узорами. Мебель негромоздкая, функциональная, с обивкой из кожи, замши, хлопка и льна. Плотным портьерам и шторам места не найдется, их заменяют роллетами, полупрозрачными занавесками. Концепцию сближения с природой поддерживают аксессуары: глиняные, соломенные поделки, корзинки из лозы, лоскутные одеяла и коврики, сухоцветы.

• Стимпанк – это мир шестеренок, гаек, анкеров, рычагов и поршней. Его миссия – напомнить о времени, когда был создан первый двигатель, а почетное место алхимиков заняли механики с их доселе невиданными изобретениями. Материалы, присущие стилю, – металл, стекло, в отделке стен древесина и камень. Стены можно покрыть гладкими, «металлическими» красками или оклеить, а потолок оборудовать под пристань для «летальных аппаратов», подвесив всевозможные модели цеппелинов. Цвета интерьера хмурые: грифельный, древесно-коричневый, темно-вишневый. Мебель либо темного, либо насыщенного цвета: кресла с кожаными сиденьями и каркасом из трубок, диваны с медными заклепками, низкие столы и шкафчики с выдвижными, на шарнирах ящиками, оснащенные особой, из болтов и шурупов фурнитурой.

• изайн в стиле техно — это строгая геометрия, грубое сырье в качестве отделочных материалов, совмещение гостиной и кухни, трубы, коммуникации, винтовые лестницы в роли перегородок, зонирующих пространство, металлические акценты, раздвижная мебель и холодные, урбанистические цвета в оформлении. Стены практически не обрабатываются, выставляя на обозрение бетон или кирпичную кладку. Потолки оснащают глянцевыми навесными конструкциями металлического, серебристого цвета, добиваясь сходства комнаты с рубкой футуристического транспортного средства. Ощущение усиливают грубые металлические двери, а также полы, покрытые материалами, имитирующими бетон или металл. Мебель разноцелевая: диван с полками, шкаф с потайным сейфом, журнальный столик, превращающийся в обеденный. Бытовая техника представлена едиными комплектами. Освещением обеспечивают точечные светильники, лампы на кронштейнах и штативах. Из текстиля в техно-интерьер приглашены лишь обивка и пара диванных подушек. Окна защищают жалюзи.

• Футуризм. Главными свойствами этой стилистики являются: эргономика, функциональность, новейшие материалы и технологии, а также максимум свободного пространства. Стены, потолки и мебель могут иметь необычные формы и конфигурацию. Монохромность светлого интерьера разбавляют яркими акцентами, привнося разнообразие в цветовую палитру.

• Фьюжн – фанат всевозможного текстиля, персидские ковры и звериные шкуры, римские шторы и безыскусные занавески, мягкие подушки в узорах и лоскутные половички. То же можно сказать об освещении: используют и люстры импозантного вида, и встроенные плафоны, и лампы под колпаками, и подсветку на мебели. Идеально подходят для фьюжн-пространства различные винтажные, антикварные и экзотические предметы: зеркало-солнце из эпохи арт-деко, богемское стекло, костяные фигурки, веера и папирусы.

• Случайным вещам в доме хай-тек не место. Если голый бетон не вдохновляет, допустимо покрасить стену или оклеить обоями цвета металлик. Потолок часто украшают декоративные балки. Полы – дерево, ламинат или же плитка с системой обогрева, разумеется. Мебель из современной синтетики, стекла и нержавейки, легкая и без декора. В фаворе столы-книжки, стеклянные шкафы, из которых, не тратя лишней секунды, можно достать необходимую вещь, встроенные купе, низкие диваны-трансформеры. Света много. Его излучают потолочные и боковые светильники абстрактных форм, лампы-прищепки, торшеры на хромированных ножках. Текстиль лишен декоративного «звучания». Окна прикрывают жалюзи, роллеты или рулонные шторы. Однако, чтобы смягчить спартанство обстановки, можно повесить и занавески – из плотной, без оборок ткани с металлическим отливом. Из украшений позволительны абстрактное панно, цифровые рамки, большой аквариум с рыбками. Находка для хай-тека – фигурки техно-арт.

• Шебби шик – детище британского дизайнера Рейчел Эшвилл. На блошиных рынках, на распродажах она находила старую мебель, реставрировала, декорировала, меняла обивку… И продавала с возрастающим успехом. Сегодня «потрепанный шик» – любимый постоялец многих домов. Интерьер в стиле шебби шик это: белый и пастельные тона, аутентичные предметы мебели разных эпох (барокко, рококо, викторианство), романтичные мотивы, наличие поделок хенд-мейд и постоянство живых, чаще весенних цветов. Полы чаще светлые, из паркетной доски, ламината или плитки. Потолок девственно-белый, с легкой лепниной, светлыми балками. Стены белят или красят в теплые тона, оклеивают обоями с нежными и блеклыми букетами, херувимами, тонкими полосками. А вот за мебелью придется отправиться не в современный салон, а на барахолку. Или на чердак. Старые комоды, серванты, кофейные, туалетные столики на резных, филигранных ножках, кресла и кровати со сквозными изголовьями сперва реставрируют, покрывая светлой краской, ловко подчеркивая либо имитируя потертости, патину и трещинки.

• Предметы прошлого, настоящего и отчасти будущего пытается составить в одну композицию эклектический стиль. А равновесие при этом достигается, благодаря определенным хитростям. Главная из них заключается в том, что все разностильные вещи должны подходить друг другу по цвету, сочетаться либо схожестью фактуры, либо формы. Шторы, пледы и подушки объединяются по этому же принципу. Потолок и стены окрашивают или оклеивают материалами индифферентного цвета для дальнейшего создания ярких, контрастных пятен, панно или фрагментов с росписью. Нередко используют кафельные изразцы, густо испещренные орнаментом. Для пола приемлем любой вариант, а также ковры и дорожки из разных стилевых эпох. Мебель тоже «разновозрастная»: резной буфет, оставшийся в наследство, и велюровый модный диван, отреставрированный комод и барный пластиковый табурет.

• Экостиль. Стены такого жилья нуждаются в дереве, пробке, диком камне или керамике. Это могут быть и панели, и шероховатая плитка, и бамбуковые обои. Не исключена и декоративная штукатурка. Потолок простой, без навесных конструкций. Полы мощенные доской, паркетом, по которому тянет ходить босиком, тем паче, что их застилают ковриками с имитацией травы, циновками из соломы или пеньки. Мебель – из разнообразных природных даров: дерева, ротанга, тростника, лозы, бамбука. Даже на мягких предметах, на подлокотниках и спинках присутствуют деревянные вставки. Не испортят общую картину и каменные детали (например, опора для стола), а также стекло в качестве столешниц. Для убранства широко используют живую зелень: это могут быть вьющиеся растения, покрывающие стену сочным ковром, а также композиции в бутылках и бокалах – флорариумы.

• Японский стиль не выставляет напоказ ни дорогие украшения, ни безделушки, привезенные издалека, ни семейные фотоснимки. Но у японского интерьера свои преимущества. Это, например, высокая экологичность. Ведь для отделки дома японцы используют дерево, ротанг, бамбук, рогожу. Планировка японских жилищ свободная, без внутренних стен и углов. С функциями перегородок справляются передвижные ширмы, легко преобразуя одну комнату в две. Мебель в японских домах только жизненно необходимая, все шкафы и полки, предназначенные для хранения вещей, скрыты в стенах. Предметы меблировки невысокие, из-за чего помещение кажется выше и больше. Цветовая гамма – игра «деревянных» тонов, от серо-оливкового до темно-коричневого, густо-вишневого и угольно-черного. Нелишне знать, что сочетание светлого и темного, столь характерное для японского стиля, преследует не только эстетическую цель, но соответствует японской философии с ее доктриной о единстве инь и янь. Свет в японском интерьере приглушенный, рассеянный, благодаря бумажным фонарям и шелковым, расписанным иероглифами абажурам.[12]

      1. Эргономика

За недолгие – с первой трети прошлого века – годы своего существования эргономика прошла стремительный путь развития и взросления. Начав с простейших советов как сделать более удобной форму рукоятки у молотка или отвертки, она превратилась в многоуважаемого консультанта, разбирающегося практически во всем, что касается благоустройства, комфорта и безопасности человеческой деятельности – от расположения приборов на панели управления автомобиля до распорядка рабочего дня на швейной фабрике. Впервые за века существования человечества эргономика сделала главным в образе жизни конкретного человека, в организации его работы и быта не результаты его работы (инструменты, изделия, квадратные метры тканей, скорость движения на дороге и другие «реальности», делающие нашу жизнь полнее, богаче, лучше, удобнее), а самого человека, его самочувствие, удовольствие, подходящий лично ему ритм собственного дыхания. Вместо «пользы вообще» эргономика на своем знамени написала: польза для конкретного работника, пользователя, для того мужчины, той женщины, того ребенка, которому должно быть полезно данное дело, кресло, место под солнцем. В результате во много раз повысилась реальная производительность труда, эффективность отдыха, качество получаемого от жизни удовольствия. И движение это весьма далеко от завершения.

Эргономика, пока что занимающая скромную нишу прикладного, чуть ли не вспомогательного вида научно-проектного творчества, ставит себе задачи и попроще. Ее критерий – эффективность трудовых и бытовых процессов, их бережное отношение к человеку и обществу, ради которого задумываются, совершаются и оборудуются эти процессы. То есть важнейшая, но все-таки составная часть средового образа. Отсюда – три следствия.

Первое – прямого действия – именно процессы, их временные рамки, энергетические, пространственные, физиологические и прочие модели, структуры и показатели являются принципиальной основой интеграции всех выводов и рекомендаций эргономических исследований. Это наблюдается и в средовом дизайне – образующая среду деятельность (через желания и возможности заказчика) диктует формирование большинства ее особенностей.

Второе – обратное – качество, эффективность процессуального комплекса определяются реальным набором предметно-пространственных условий и факторов их осуществления, сценариями их интеграции в целостную систему регулирования процессуальной основы. Что свойственно и средовому проектированию, формирующему, в конечном счете, именно обстоятельства средового процесса, его архитектурно-дизайнерскую оболочку.

Это приводит к третьему, концептуальному выводу – и эргономика, и дизайн архитектурной среды заняты общим делом: созиданием условий целесообразного, совершенного, благоприятного для каждого отдельного человека и всего общества образа жизни. Оба (со своими критериями практической эффективности в одном случае и художественной целостности – в другом) сходятся в перспективе в единую линию – счастья человека и человечества.

Именно этим путем идет сегодня эргономика, все более усложняя объекты своих исследований, включая в их число системы информации и управления, пересматривая критерии оценки эргономических решений, переходя от методов определения критических состояний к принципам формирования условий стабильной рабочей активности.[13]

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается на интуиции и спонтанности, с одной стороны, это решение эмоционально-образных задач (сфера искусства), информации и методологии, с другой – решение утилитарно-конструктивных задач (область науки и техники). Проектирование (архитектор, дизайнер) как бы балансирует между искусством и научными фактами. К основополагающим факторам, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее технически или объемно-планировочно объект проектирования. Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой, а также социально-психологические моменты, связанные с межличностными отношениями, влияющими на психологический климат в коллективе. В процессе жизнедеятельности теснейшим образом взаимосвязаны человек и технические средства, многие объекты, с которыми он взаимодействует. Последние, т.е. различные объекты, невозможны и ненужны без человека – их он создает для себя и его особенностям они должны соответствовать. В свою очередь творения рук человека оказывают непосредственное воздействие на своего создателя. Таким образом человек и все созданное им находятся в неразрывной взаимосвязи, образуя единую систему. Еще один компонент этой системы составляют условия, в которых происходит их взаимодействие, т.е. среда жизнедеятельности, среда обитания.

Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек – машина - предмет деятельности - среда обитания» (сокращенно «человек – машина – среда»). Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов социальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.

Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе «человек – машина – среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, антропологических, физиологических характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Эргономические свойства – это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек – предмет – среда» в результате реализации эргономических требований.

Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

  • Анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания;
  • Разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендации по их учету;
  • Формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды.[14]

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: немаловажная часть проектирования – это основы дизайна. Никакой грамотный дизайн-проект не может существовать без предварительного обращения архитектором или дизайнером к истокам и истории. Тем более, если проект представляет собой концептуально новый художественный стиль.

Будущий объект проектирования должен быть подходящим для человека, неся правильную психологическую нагрузку благодаря цветовой гамме, подобранным материалам и эргономике.

Глава 2. О практике

2.1. Основной смысл проекта

Для создания своего проекта мной был выбран интерьер небольшого «камерного» кафе. Смыслом задумки выступает тематика релаксации, медитативной атмосферы. Такая тематика подразумевает приглушенные тона цветных поверхностей, в основной массе ахроматическую гармонию с использованием легких акцентов. Исходя из данной задачи, можно подобрать соответствующие для интерьера стиль, цвета, материалы и формы предметов интерьера и декора. Учитывая медитативную и релаксационную составляющую, не стоит забывать о таком термине, как «созерцание», ведь эта одна из основ расслабления, помогающая настроиться на нужные мысли или наоборот отвлечься. Форма самого помещения и окон как нельзя лучше подходят для удовлетворения этой потребности человека, а форма мебели и цветовая гамма служат для дополнительного комфорта при пребывании в данном помещении.

2.2. Стиль и цветовая гамма проекта

Немаловажную роль в любом интерьере играет, конечно же, стиль и цветовая гамма. Выбрав стиль, мы можем гармонично сопоставить внешние факторы и внутреннее содержание. Для такого интерьера более подходящим будет гармоничное переплетение цвета и формы, их лаконичность в расположении по помещению. Таким образом, в моей работе «открытое кафе» будут использованы направления минимализма и японского стиля с присущей им простотой форм, ненавязчивым оформлением. Это будет создавать необходимую легкость, увеличит свободное пространство и поспособствует нужному эмоциональному восприятию интерьера.

Цветовая гамма для такого интерьера будет подобрана в соответствии с психологическим восприятием цветов, а именно природные оттенки: древесина, зелень, акценты бледно-желтого и оранжевого цвета. В таком интерьере необходимо обилие воздуха, которое можно достичь при помощи больших окон, светлой или даже белой мебели, избегая при этом громоздких светильников.

2.3. Форма

Стиль подразумевает наличие в интерьере определенных форм, однако же для следования определенным целям основная форма и размеры могут меняться. Некоторые помещения могут не иметь правильных квадратных или прямоугольных форм, а мебель может быть создана под конкретного человека или конкретное помещение. Например, выше или ниже, шире или уже.

В качестве мебели в моем проекте будут использованы диваны и кресла повышенной комфортности, столики округлых форм. Для создания визуально более высоких потолков вся мебель будет более приземленной, чем мы привыкли видеть ее в обычных кафе и ресторанах, а также будут добавлены вертикальные элементы декора.

Форма помещения и особенности мебели будут смоделированы не только по заданным качествам (мягкость, приземленность), но и по эргономическим требованиям. Все это сделает интерьер не только приятным визуально, но и удобным и практичным для людей. Ведь главная цель проекта – создать комфортное и расслабляющее место.

2.4. Этапы работы над проектом

При первых наработках учитываются формы помещения и инженерные особенности, составляется технический план помещения. В первую очередь любой проект начинается с задумки, формируется первичное представление.

Следующим этапом является эскизирование, представленный на первом этапе интерьер обретает визуализацию, что помогает правильно скорректировать имеющиеся недочеты или разработать несколько вариантов будущего интерьера и выбрать наиболее удовлетворяющий потребностям и стилистике.

Эскизы от руки становятся почвой для следующего этапа – компьютерного моделирования. Оно является немаловажной частью проектирования, т.к. имеет более точную визуализацию. Помимо этого, компьютерные модели просты в управлении и удобны в использовании – можно без труда рассмотреть будущий объект проектирования со всех сторон в объеме, отправить файл по почте или просматривать на различных устройствах, и, конечно же, распечатать на удобном формате.

Иногда промежуточным этапом становится создание макета из различных материалов, что поможет лучше воспринять проектируемый объект. Такой прием используется не только в проектировании мебели или интерьеров, но и в проектировании автомобилей, музыкальных инструментов и других совершенно различных предметов, вплоть до электроприборов.

После того, как все вышеперечисленные этапы пройдены, согласованы с заказчиком и инженерами, начинается этап строительства (или изготовления) объекта проектирования.

Из практической части своей работы могу сделать следующий вывод: для воплощения проекта в жизнь необходимо проработать все этапы проектирования, еще на моменте проекта продумать все варианты и нюансы.

Нюансами могут быть не только пожелания заказчика, но и возможные сложности с инженерными коммуникациями, которые могут работать неправильно или испортить дизайн, если это не будет предусмотрено еще на стадии проекта.

Очень важно рассмотреть несколько вариантов эскизов будущего проекта и разработать их с помощью графических программ. Это поможет избежать недочетов и ускорить процесс создания проекта.

Заключение

Резюмируя проведенные исследования в своей курсовой работе, могу выделить самое важное в проектировании. Любой дизайн (или дизайн-проект) невозможен без освоения основных художественных дисциплин, таких как колористика, рисунок, эргономика и психология.

Рисунок – основное и безусловное умение дизайнера. Без знания основ рисунка не представляется возможным создание проектов в такой сфере, как дизайн. Это и правильность построения фигур, и точные рисунки от руки на этапе эскизирования, и правильные композиционные решения.

Композиционные решения могу рассматриваться не только в графических эскизах проекта, но и в цветовых решениях для создания выигрышной цветовой гармонии. Ведь цвет – это то, что мы воспринимаем на подсознательном уровне. Это тот инструмент, который может создать правильное психологическое восприятие и нужное настроение.

Немаловажным элементом в проектировании является эргономика, ведь с ее помощью мы создаем удобные для нас формы мебели, помещений и прочих предметов, что делает нашу жизнь комфортнее.

Психологическая составляющая любого проекта – это взаимодействие человека и объекта проектирования. То, какие эмоции будет получать человек, напрямую зависит от внешнего вида проекта.

Все эти дисциплины тесно связаны между собой и привносят в дизайн и проектирование закономерность и грамотность их существования.

Список использованных источников

  1. Лаврентьев, Α. Η. Л13 История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. — М. : Гардарики, 2007. — 303 с. : ил
  2. Шимко В.Т. Основы дизайна и средового проектирования. Уч. пособ. – М.: Архитектура-С, 2007. – 160с.: ил.
  3. Иоханнес Иттен Искусство цвета / Пер. с немецкого; 12-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: изд. Д. Аронов, 2018. – 96 с.; ил.
  4. Луптон Э., Филлис Дж. Л85 Графический дизайн. Базовые концепции. / Пер. Н.Рицман. – СПб.: Питер, 2017. – 256с.: ил.
  5. А87 Архитектурная колористика. Цвет в интерьере : учебное пособие для студентов специальности 270301 «Архитектура» очной формы обучения / сост. В.Ю. Рыбникова, И.В. Куага. – Кострома : КГСХА, 2007. – 40 с.
  6. Р96 Дизайн: форма и хаос / Пол Рэнд ; [пер. с англ. И. Форонова]. – М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013 – 244с. : ил.
  7. Дизайн и интерьер. Психологические аспекты интерьера [https://style.klubokidei.com/248959368082229726/psihologicheskie-aspekty-interera/]
  8. Смысл формы в интерьере [https://my-fresh.ru/dom/539-smysl-formy-v-interere.html]
  9. Дизайн интерьера. Курс для начинающих / Сидоренко Т. – М.: 200 с.; ил.
  10. Ч-63 Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д. К. Чинь; пер. с англ. Е. Нетесовой. – М.: АСТ: Астрель, 2005. 339, [17] с.: ил.
  11. Иоханнес Иттен Искусство формы / Пер. с немецкого; 8-е издание. – М.: Изд. Д. Аронов, 2018. – 136 с.; ил.
  12. Основы дизайна интерьера: ритм [https://domadiz.ru/dizajn-interera/371-osnovy-dizajna-interera-ritm]
  13. Стили интерьера. [https://rehouz.info/vse-stili-interera-spisok/]
  14. Рунге В. Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. Ппособие. – М.: Архитектура-С. 2005
  15. Р86 Рунге В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. Пособие. – М.: Архитектура-С. 2006 – 160 с. Ил.

Приложение

Приложение 1

Источник: Иоханнес Иттен Искусство цвета / Пер. с немецкого; 12-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: изд. Д. Аронов, 2018. – 96 с.; ил.

Таблица 1

Цвет

Локализация

вверху

Боковые поверхности или перспективы

внизу

Красный

Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воздейстие

Возбуждает

Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Ощущение легкости, счастья

Чувство счастья, нежности

Часто ассоциируется

с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Способствует концентрации внимания

Ощущение тепла способствует релаксации

Эффект принадлежности

и тепла, иногда воспринимается неестественно

Желтый

Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации

Возбуждает,

может вызывать неприятные ощущения

Эффект приподнятости, иногда парения

Зеленый

Воспринимается неестественно

Успокаивает

Успокаивает, охлаждает, может оказывать снотворное действие

Голубой

Ощущение легкости. Способствует релаксации

Охлаждает, вызывает отчуждение

Охлаждает (более выраженно, чем зеленый)

Коричневый

Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется)

Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Ощущение уверенности, твердости

Синий

Вызывает тревожность, беспокойство

Отчуждение

Тревога, холод, ощущение «бездны»

Источник: Архитектурная колористика. Цвет в интерьере : учебное пособие для студентов специальности 270301 «Архитектура» очной формы обучения / сост. В.Ю. Рыбникова, И.В. Куага. – Кострома : КГСХА, 2007. – 40 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

  1. Глава 1. О теории………………………………………………………4
    1. С чего начинался дизайн………………………………………..4
    2. Основы дизайна и проектирования…………………………….5
  2. Глава 2. О практике…………………………………………………...34
    1. Основной смысл проекта………………………………………34
    2. Стиль и цветовая гамма проекта………………………………34
    3. Форма……………………………………………………………35
    4. Этапы работы над проектом…………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...38

Приложения…………………………………………………………………...39

  1. Лаврентьев, Α. Η. Л13 История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. — М. : Гардарики, 2007. — 303 с. : ил

  2. Шимко В.Т. Основы дизайна и средового проектирования. Уч. пособ. – М.: Архитектура-С, 2007. – 160с.: ил.

  3. Иоханнес Иттен Искусство цвета / Пер. с немецкого; 12-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: изд. Д. Аронов, 2018. – 96 с.; ил.

  4. Луптон Э., Филлис Дж. Л85 Графический дизайн. Базовые концепции. / Пер. Н.Рицман. – СПб.: Питер, 2017. – 256с.: ил.

  5. А87 Архитектурная колористика. Цвет в интерьере : учебное пособие для студентов специальности 270301 «Архитектура» очной формы обучения / сост. В.Ю. Рыбникова, И.В. Куага. – Кострома : КГСХА, 2007. – 40 с.

  6. Дизайн и интерьер. Психологические аспекты интерьера [https://style.klubokidei.com/248959368082229726/psihologicheskie-aspekty-interera/]

  7. Смысл формы в интерьере [https://my-fresh.ru/dom/539-smysl-formy-v-interere.html]

  8. Дизайн интерьера. Курс для начинающих / Сидоренко Т. – М.: 200 с.; ил.

  9. Ч-63 Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д. К. Чинь; пер. с англ. Е. Нетесовой. – М.: АСТ: Астрель, 2005. 339, [17] с.: ил.

  10. Иоханнес Иттен Искусство формы / Пер. с немецкого; 8-е издание. – М.: Изд. Д. Аронов, 2018. – 136 с.; ил.

  11. Основы дизайна интерьера: ритм [https://domadiz.ru/dizajn-interera/371-osnovy-dizajna-interera-ritm]

  12. Стили интерьера. [https://rehouz.info/vse-stili-interera-spisok/]

  13. Рунге В. Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. Ппособие. – М.: Архитектура-С. 2005

  14. Р86 Рунге В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. Пособие. – М.: Архитектура-С. 2006 – 160 с. Ил.