Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование (Проектирование интерьера квартиры. Идея дизайна и мебели.)

Содержание:

Введение

Каждый человек хотя бы раз задумывался о своём доме, своей квартире, помещении, в которых живёт, смене интерьера или ремонте, видел тематические сайты, журналы об интерьерах, советовался со специалистами и в итоге приходил к выводу, какие именно стили оформления ему нравятся и подходят, выбирал своё пространство, свой стиль, свой интерьер. Но, что именно нравится в интерьере, что заставляет людей выбирать какой-то определенный цвет стен, их фактуру, отделку потолков и пола, выбирать материалы покрытия, текстиль, бытовую технику, мебель, предметы декора? Выбор определённого интерьера человеком – это его предпочтения, которые помогают ему создать уют и гармонию внутри жилья, внутри помещения, которое нравится и подходит именно ему, в котором он проводит много времени один или с близкими людьми.

Есть люди, которые очень бережно относится к своим вещам, окружающим их, особенно к старым предметам, связанным с какими-то важными событиями или периодами их жизни, например, подаркам родных и друзей, которые бережно хранят и даже передают из поколения в поколения семьи. Для них уютными являются предметы, напоминающие о людях или датах. Хозяин такого, чаще не дорогого, интерьера очевидно зависим от этих вещей и смена обстановки для него будет дискомфортна. А значит, такой человек выберет для меблировки шкафы с большим количеством полочек, ящиков, стеллажи для хранения вещиц и мелочей. В его интерьере будут ковры, портьеры, декоративные подушки, покрывала, статуэтки, рамки с фотографиями, картины, панно и другие причудливые вещи.

Некоторым людям, наоборот, не нравится сидеть на месте и накапливать вещи. Они любят эксперименты, переезды, перестановки. А значит самое главное требование к их жилью – это много свободы, простора и минимум вещей, только самое необходимое. Для них важны функциональность и простота, а ещё сублимация. Чтобы помещение могло легко поменять своё назначение. Например, спальня могла превратиться в гостиную для дружной компании, гостиная – в спальню или кабинет. Такие люди выбирают современную мебель-трансформеры, простую и удобную, функциональную и не сложную в уходе, хранят мало вещей, практически не готовят дома еду, а значит у них минимум бытовой техники, приборов и систем хранения.

Есть категория людей, для которых интерьер их дома – это показатель благополучия. Они любят, могут себе позволить и окружают себя дорогими вещами: антиквариатом, произведениями искусства, иногда коллекционными экземплярами, драгоценными и полудрагоценными материалами. Для них важен стиль интерьера, чаще это – барокко, рококо, ампир, модерн, классицизм и т.д., качественные, уникальные и дорогие материалы в отделке, мебель ручной работы, иногда старинная, реставрированная или прекрасно сохранившаяся.

Иногда люди превращают свои квартиры или дома в эклектику, приобретая и размещая в них мебель и декор разных, иногда даже противоположных стилей, совмещая несовместимые материалы и фактуры, цвета и композиции, слушают советы родственников и друзей, доводящий их жильё до кича.

А есть, наоборот, индивидуалисты и модники, которые делают неповторимые интерьеры, супермодные, с техническими «наворотами» и индивидуальной мебелью немыслимой архитектоники. Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения, присущих конструкции системы объекта.[1] В их интерьерах много автоматизированных креативных штучек, типа: умный дом на связи со смартфоном, домашний кинотеатр на дистанционном управлении, программируемая бытовая техника, выдвижная и трансформируемая мебель, освещение, реагирующее на голосовые команды и т.д. Такие хозяева приверженцы стиля хай-тек, инженерных и электронных новинок.

Некоторые типы людей выбирают оформление своего жилья в стиле этно, прирастают к нему душой. Однажды познакомившись с культурой какого-нибудь народа или страны, влюбляются в него всем сердцем и пытаются воссоздать стилистику этой культуры в своём интерьере. Таинственные африканские мотивы, экзотика тихоокеанских островов, восточный минимализм, северная добротность, британская роскошь, нежность прованса, индийская сказка, русский колорит, - всё это может стать основной идеей оформления интерьера. Такие хозяева заказывают специальную мебель, отделочные материалы, и, где бы ни были, ищут предметы быта этого стиля, дополняя и украшая ими свой дом.

В любом случае, какими бы ни были пристрастия хозяина жилого помещения, как бы он не проецировал свой стиль жизни на интерьер своего дома, есть его желания и есть специалист, который всегда может помочь реализовать в интерьере эти пожелания и выполнить его задумку лучше, чем кто бы то ни было, со знанием материалов, всех правил организации и оформления пространства. Этот специалист – дизайнер интерьера. Обладая знаниями проектирования среды и пространства, этот специалист учтёт все нюансы помещения, его достоинства и недостатки, все пожелания хозяина-заказчика, все новинки бытовой техники, конструкцию мебели и особенности отделочных материалов, продумает комфорт, эргономику, цветовое решение, функциональность и гармонию интерьера. Ведь единственное главное условие для оформления дома – это комфорт.

Язык дизайна сначала воздействует на сердце, и только потом на разум.[2]

Глава 1

Проектирование интерьера квартиры. Идея дизайна и мебели. Эргономика пространства. Цветовое решение

1.1. Этапы проектирования. Дизайн-проект

Проектирование дизайна квартиры начинается с ознакомления с чертежами, схемами и планами – пакетом документов, дающих полное представление и понимание помещений. А ещё со знакомства с хозяином-заказчиком и разговора с ним об его пожеланиях в оформлении жилого пространства и предпочтениях в стилистике, материалах и фактурах, что обязательно должно быть в его интерьере, а что категорически неприемлемо. Составляется своего рода техзадание.

На первом этапе дизайнер продумывает, возможно ли совместить и реализовать просьбы и пожелания хозяина-заказчика с исходными данными помещений, их площадью, планировкой, этажностью, высотой потолков, толщиной стен и их несущими функциями, размещением всевозможных коммуникаций, расположением дверных и оконных проёмов. Итог первого этапа – это эскизы дизайнера, зарисовки, наброски в цвете своих идей архитектуры, дизайна и декора интерьеров. Эскизы согласовываются с заказчиком, в них вносятся правки, уточнения, если необходимо, более детальные проработки. Иногда мнение дизайнера и заказчика полностью совпадают и можно приступать к работе, иногда предложение дизайнера не совсем понятны или откровенно не нравятся заказчику, иногда приходится буквально начинать сначала, но чаще находится компромиссный вариант, и дизайнер приступает ко второму этапу работы – дизайн-проекту.

Если заказчик настаивает на том, что нужно сделать так, как он хочет, я бы для начала показал ему то, что хочется ему, а потом показал, как это сделать лучше. В нашем деле визуальные образы способствуют решению проблемы быстрее всяких слов.[3]

Дизайн-проект — это комплект документов и материалов дополняющего и поясняющего свойства, а именно, характеризующих все отделочные решения по дизайну квартиры или отдельной комнаты. Прописывается всё, начиная с плана возведения новых перегородок и заканчивая схемой подбора цветов для стен и мебели. Дизайн-проект может быть выполнен в любом стиле и включает в себя несколько разделов, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку. В целом, дизайн-проект является прописанной концепцией дизайна для конкретного объекта.

Дизайн-проект содержит в себе следующие документы: обмерный план, план демонтажа стен (если необходимо), план возведения перегородок и конструкций (если необходимо), план после перепланировки помещений с указанием открывания дверей, план расстановки мебели, план монтажа потолка и план декора потолка, план монтажа конструкций пола, план пола с указанием отделочных материалов, план расположения плинтусов, план размещения сантехнического оборудования, план размещения осветительных приборов, план размещения выключателей и розеток, развёртка стен со всевозможными разрезами и видами, ведомость отделки помещений, ведомость техники и оборудования, спецификации дверей, штучных элементов, мебели, осветительных приборов, заказных элементов, отделочных материалов, их расхода.

Обмерный план создаётся для указания точных размеров всей площади помещений. Это необходимо для инженерных и иных расчётов перепланировки (при необходимости), строительных и отделочных материалов, которые следует использовать для работы. Прописываются площади комнат, расстояние между оконными и дверными проёмами, высота потолков и другие исходные величины помещений, дизайн которых создаётся.

На плане демонтажа стен указывается, какие стены будут снесены и какие проёмы расширены. От этой планировки зависит площадь отдельных комнат: гостиной, спальни, детской, кухни, столовой, ванной, и т. д.

План перепланировки, возведения перегородок и иных конструкций несёт в себе информацию о стенах, перегородках, нишах, декоративных элементах, таких, например, как подиумы, колонны, которые необходимо возвести, создавая новое пространство помещения. Также указываются размеры дверей и то, в какую сторону они открываются. Указываются точные их размеры.

План расстановки мебели детально прописывает, где и как будет располагаться тот или иной предмет мебели, указываются его габаритные размеры, а если это необходимо, то и расстояние от него до стены или другого предмета интерьера. Этот план помогает просчитать занятость мебелью площади определённой комнаты, количество предметов стандартной мебели и размеры мебели, изготавливаемой на заказ, если такая потребуется. Например, встраиваемая гардеробная мебель, кухонная мебель, шкафы купе, стеллажи и т.д. А также от расстановки мебели зависит расположение розеток для включения светильников, бытовой техники, предметов декора и выключателей освещения.

План монтажа потолка – один из основных и служит для указания размеров потолка, уровней высот, если потолки многоуровневые. В сложных конструкциях потолков обязательно указываются разрезы и виды для пояснения этих мест. На плане отмечаются моменты примыкания к потолку всевозможных декоративных элементов, таких как декоративные перегородки, колонны, потолочные плинтуса, ниши для бокового освещения, встроенные в потолок карнизы и т. д., обозначаются все конструкции, которые будут связаны с потолком. А в плане декора потолка подробно показан эстетичный вид. Указываются материалы для отделки: цвет и марка краски, штукатурки, или сорт и цвет обоев, или выбор натяжных материалов, или композиции для росписи и т.д. Выбор материалов зависит от площади поверхности, самого помещения, его освещения и выбора общей цветовой гаммы в нём.

На плане конструкции пола указываются все перепады высот пола (ступеньки, декоративные монолиты, армированные стяжки, если есть, то подиумы, и т. д.) План служит для расчёта количества материалов для возведения и для покрытия с учётом площадей пола.

План пола с указанием отделочных материалов, их привязка к рисунку или узору, который необходимо соблюдать и направлению укладки. План служит для того, чтобы указать с какого места, от какой стены, и как начать покрытие плиткой, паркетом, ламинатом, натуральной деревянной доской или другим материалом, заливкой наливных полов. Обязательно прикладывается рисунок и все необходимые схемы. Добавляются спецификации с размерами, артикулами, коллекциями и количеством отделочных материалов. Так же указываются плинтуса из плитки, пластика или дерева.

План размещения сантехнического оборудования прописывает как будет размещено оборудование в санузле и на кухне. Детально показывается то, как будет подведён водопровод к раковине, ванной или душу, туалету, посудомоечной и стиральной машине. Указывается, отвод использованной воды - подводка канализации к тому же оборудованию.

План размещения осветительных приборов связан с назначением комнаты, её меблировкой и декором. Светильники подбираются в зависимости от их мощности и предназначения и это обязательно указывается в плане так же, как и точка размещения прибора. План сопровождается спецификацией с указанием полной информации о светильниках, их количестве, мощности, артикула, коллекции и т.д.

В плане выключателей обозначаются все выключатели в помещении с указанием всех светильников, которые они включают и выключают каждой кнопкой. Обязательно указывается расположение выключателя на стене, его высота по отношению к полу.

План размещение розеток напрямую зависит от расположения в комнате предметов мебели, бытовых приборов, оргтехники, предметов декора, которым необходимо электрическое питание. План должен точно определять количество розеток, их предназначение и расположение на стене и по отношению к полу. Так как функции и мощность бытовой техники различна, на плане обязательно поясняется функция каждой розетки для ТВ, для модема связи, для светильников, телефона, для электроплиты или микроволновой печи, электрического нагревателя и прочего электрооборудования.

Развёртки стен на специальном чертеже каждого помещения изображаются в одной плоскости. Это помогает указать все элементы отделки и декора, цветовое решение комнаты, использование материалов на поверхности стены с учётом её площади, раскладку плитки и место начала раскладки. Обязательно прикладывается спецификация всех используемых материалов с артикулами, названиями производителей, коллекций и другая полная информация.

В проект входят спецификации с подробным описанием мебели, дверей, оконных рам, осветительных приборов, розеток, бытовых приборов, техники и оборудования, которые будут использованы в интерьере, отделочных материалов, каких-то особенных, штучных элементов, таких как картины, панно, витражи, лепнина, ковка и т.д., и тех предметов мебели и декора, которые будут изготавливаться по индивидуальному заказу с приложением подробных эскизов, чертежей и схем.

В дизайн-проекте могут быть две составляющие. Сначала выполняется первая, для заказчика, более упрощённая, схематичная и красочная, с перспективой и визуализацией, чтобы можно было обсуждать на уровне пользователя, и вторая - более подробная, детальная, с точными расчётами и сметами, рабочими чертежами и планами, которая согласовывается со строителями и другими специалистами. В любом случае весь дизайн-проект полностью обязательно согласовывается с заказчиком.

1.2. Создание конкретного дизайн проекта

Рассмотрим создание дизайн-проекта на конкретном примере.

Объект дизайна – трёхкомнатная квартира общей площадью 83 м2 с прихожей, гостиной, спальней, кухней, ванной и гостевой комнатой. Задача – проектирование интерьера этой квартиры.

Заказчик – молодой 30-летний мужчина, предприниматель, преуспевающий программист-компьютерщик. Он холост, живёт один, общителен, прагматичен, с активной жизненной позицией, увлекается йогой, приверженец минимализма, открытого пространства и простых форм, любит природу и много путешествует, с его слов «это его мотивирует», часто готовит или разогревает еду, любит принимать гостей, друзей, иногда работает дома. Заказчик хочет видеть в своей квартире простую, функциональную и комфортную мебель, подчёркнутую характерным цветовым решением, выполненную из экологичных природных материалов, с элементами массива дерева, отдаёт предпочтение свободному открытому пространству, простой классической отделке, продуманному зонирующему освещению и набору необходимой бытовой техники и приборов.

Начнём с обмерочного плана (приложение 2, лист 1).

В квартире три комнаты: 22.30м.кв, 20,34 м2, 17,30 м2, коридор с входной дверью 7,56 м2, кухня-коридор 9,30 м2, санузел 6,20 м2. Общая площадь квартиры 83 м2.

Самая большая из комнат, примыкающая к кухне, проходная к коридору, будет гостиной. Средняя по площади комната, имеющая общую стену с гостиной, будет спальней и третья, меньшая по площади комната, с выходом на коридор, будет гостевой, а в перспективе – детской. Все три комнаты имеют окна, гостиная смежную стену и дверь на кухню. Многие дизайнеры в таких случаях предлагают расширить проём, сделать арку, избавиться от двери, чтобы кухня плавно переходила в зону отдыха. Но в данном случае это невозможно, так как в квартире газовая плита.

5.11. Допускается сообщение кухни со смежно расположенной жилой комнатой (общей) посредством дверных проемов, а также по заданию на проектирование разрешается объединять кухню, оборудованную электроплитой, с жилой комнатой (общей) и прихожей в единое пространство с созданием в быту функциональных зон за счет расстановки мебели.

5.12. Кухни, оснащенные бытовым газовым оборудованием, должны быть обеспечены притоком свежего воздуха через форточки, фрамуги или створки окон, снабженные приборами, обеспечивающими фиксацию их положения для проветривания, или клапаны для постоянного притока свежего наружного воздуха.[4]

Но, чтобы сэкономить пространство гостиной и кухни, дверь будет не распашная, а откатывающаяся.

Во всех остальных комнатах двери распашные.

А теперь рассмотрим каждую комнату отдельно на предмет функциональности, эргономики и меблировки, продумаем стиль оформления комнат и цветовое решение.

Кухня представляет собой две зоны: рабочая зона для хранения, подготовки и приготовления еды, и обеденная зона со столом и стульями. Обеденная зона находится у окна с деревянным подоконником, над обеденным столом камерный свет. Рабочая зона разделена проходом в помещение на две части. С одной стороны входа расположены мойка, рабочий стол, варочная панель, вентиляционная вытяжка, тумбы для хранения посуды и столовых приборов, а с другой стороны - холодильник, духовой шкаф, микроволновая печь и шкафы для хранения продуктов. Что касается кухни, то при ее планировке следует все грамотно измерить и продумать. Необходимо спланировать расположение всех ящиков и полок, обеспечив свободный и безопасный доступ к ним. Для этого нужно освободить пространство в 1,5 – 2 метра от стола-тумбы. Оптимальная высота для кухонной рабочей поверхности от пола составляет 800 – 900 мм, ширина не менее 600 мм. Минимальная высота полки для хранения – 450мм, глубина – 300 мм, рекомендуемая высота от рабочего стола – 600 мм, полная высота до 1500 мм. При этом полка должна находиться не выше 1000 мм над уровнем рабочей поверхности. Но оптимальной высотой для ее считается 600 мм.

Гостиная представляет собой квадратное помещение. В нём разместится зона отдыха – большой диван, удобное кресло, приставная тумба-пуф, журнальный столик, полки, большой телевизор на стене, музыкальный центр, полки для вина и бокалов. Окно в этой комнате большое, вдоль зоны отдыха, поэтому уместно будет сделать большой деревянный подоконник, переходящий в полку, своего рода столешницу, на которой можно размещать интерьерные мелочи. Если диваны расположены друг напротив друга, то рекомендуемое расстояние между ними в 1100 мм. При этом ширина одного посадочного места должна быть как минимум 600 мм, а глубина –700мм. Расстояние между диванами и стоящими напротив столиками или креслами должны быть не меньше 600 мм.

Спальня имеет спальное место – двуспальную кровать с ортопедическим матрасом, шуфлядами для белья, высоким подголовником и встроенными в него полочками, прикроватным столиком и небольшими настенными полками для мелочей; напротив кровати – встроенный шкаф от пола до потолка с полноценной системой хранения вещей; и рабочее место – рабочий стол со стулом и книжный шкаф типа стеллаж. В этой комнате 2 окна, одно расположено у подножья кровати, второе – рядом с изголовьем. Второе окно вместе с расположенной напротив дверью, условно делят комнату на 2 части, отделяют спальное место от рабочего. При обустройстве спальни нужно учитывать, что расстояние между кроватью и стеной должно быть 700 мм с трех сторон (при расположении кровати изголовьем к стене). При оборудовании рабочего места следует учесть расположение полок: их максимальная высота над письменным столом должна составлять примерно 475 мм. Стандартная высота стола от пола при этом должна быть 700 мм.

Гостевая комната прямоугольной формы, на меньших стенах которой расположена дверь и напротив – окно. В глубине комнаты располагается зона отдыха с диваном-трансформером, при необходимости превращающимся в спальное место для гостей, большим креслом напротив, переносной тумбой-пуфом, большим телевизором на стене, а также небольшим журнальным столиком. С одной стороны входной двери расположится шкаф с открытой полкой для мелочей, с другой стороны – рабочее место с рабочим столом и стулом.

Прихожая меблируется тумбой для обуви и большой системой вешалок для верхней одежды, либо встроенным шкафом на длину помещения.

Ванная совмещена с туалетом в одном помещении. В нём располагаются угловая ванна с гидромассажной системой, мойка с тумбой для хранения бытовой химии, над ней большое зеркало с боковой подсветкой, с полкой для мелочей. Слева от тумбы с мойкой – корзина для белья. К стене, примыкающей с кухней и имеющей общие коммуникации, расположен туалет с псевдобиде. Рядом с туалетом – полотенцесушитель и настенные полки для мелочей и полотенец. Рядом с входной дверью располагается стиральная машина и полки для полотенец, халатов и других банных принадлежностей. Очень важно обеспечить свободное пространство между ванной и противоположной стеной или предметами сантехники, которое должно составлять приблизительно 700 мм. Стандартная высота ванны должна быть равна примерно 600 мм. При установке раковины нужно учесть, что пространство для наклона должно быть 700 мм. Кроме того, необходимо выделить свободное место по бокам от раковины – в общей сложности для мойки нужно – 1100 мм. Минимальное расстояние от края унитаза до противоположной стенки или других предметов сантехники должно составлять 600 мм. Ширина – не менее 600 мм. Пространство с учётом места для свободного пользования должно быть минимум 700 мм.

Эргономика помещений способствует оптимальному расположению предметов интерьера для их наиболее безопасного и комфортного использования. Главное помнить, что единственное главное условие для оформления дома – это комфорт и впечатления, которое получает человек.

Впечатление – полнота ощущений, восприятий, знаний, чувств, вызываемых каким-либо событием или взаимодействием. С точки зрения дизайна, это определение продукта, услуги, или бренда в связи с затрагивающими несколько органов чувств и/или эмоциональными потребностями.[5]

1.3. Стиль интерьера. Цветовое решение

Цветовое решение выбрано с учётом заказчика, увлекающегося восточной философией, йогой, предпочитающего сочетать в окружающем интерьере триаду главных цветов – белого, чёрного и зелёного.

Основным цветом интерьеров квартиры будет – белый. Цвет стен, потолков, оконных рам, некоторых предметов мебели.

Древнейшее символическое значение белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Происхождение этой символики нетрудно понять, если вспомнить, где наблюдал древний человек этот цвет. Белый – это цвет солнечного света в полдень, цвет самого дня, как антипода ночи, «белый день» - это время ясного видения и вместе с тем время трудовой активности, бодрости.[6]

Белый цвет активно применяется в интерьерах, но, чтобы белый интерьер смотрелся должным образом, нужно знать все его особенности и правильно применять к дизайну. Белый цвет, несмотря на его банальность, является весьма необычным. У него имеются самые разнообразные положительные качества – нейтральность, способность увеличить пространство, придавать дополнительную яркость цветовым акцентам, отражать цвета, расположенные рядом.

Белый цвет в интерьере – хорошая основа или фон для другого цветового сочетания, добавление белого дает возможность влиять на насыщенность другого цвета. Оттенки белого также могут вызывать разнообразные ощущения – холода или тепла. Белая комната всегда светлая и воздушная. Стоит отметить также отличную сочетаемость белого с любой текстурой и фактурой различных материалов.

Мягкий оттенок белого – молочный, слоновая кость, наилучшим образом сочетается со спокойной текстурой и другим цветом. Эти оттенки белого очень подходят для натуральных материалов и тканей – отбеленного и вощеного дерева, камня и кожи, натуральных льняных тканей. Белый цвет оттенков слоновой кости, молока, если правильно подобрать освещение, сделать его умеренным, придает ощущение спокойствия и расслабленности. Именно его мы и выбираем для интерьера нашего проекта.

Следующим по значимости станет – чёрный цвет.

«Внешне чёрная – самая беззвучная краска, на которой поэтому всякая другая краска, как бы ни был слаб её звук, звучит сильнее и определённее» - говорит о чёрном цвете Василий Кандинский.

В искусстве второй половины ХХ в. Чёрный цвет занимает почётное место среди всех других. Художники заново открыли в нём метафизические смыслы и нашли целительное средство против своих неврозов, комплексов, психозов. «Чёрная живопись» Раушенберга, например, воспринимается чуть менее как главная серия картин на его огромной выставке в Москве 1997г. Чёрное – это то, из чего мы вышли и куда мы все вернёмся.[7]

Многие относятся к чёрному цвету в интерьере как к банальному стереотипу. Возможно, это связано с тем, что в природе мало встречается что-либо совершенно чёрное, или жизненный опыт встреч с этим цветом негативный – но чёрный цвет всегда ассоциируют с чем-то мрачным, загадочным и нежелательным. В славянском менталитете черный цвет ассоциируется с ночью, страхом, тьмой и горем, и потому очень редко его можно встретить в интерьерах в чистом виде. Чёрный цвет может эффективно использоваться с рядом других цветов, которые оттеняют чёрный, оживляя и открывая его потаенную страсть. Этот цвет может очень понравиться, но для этого его нужно использовать очень аккуратно.

В этом цвете заключены многочисленные философские подтексты, мотивы и намёки, многогранность проявления как эмоционального, так и художественного. Чёрный цвет завораживает взгляд, концентрирует внимание, заставляет задуматься. Он может быть разным, всегда предстаёт в новом обличии, меняется.

Черный цвет совершенный, в современной интерпретации, в последствии переплетения многих культур и эпох, его уже не назовёшь ни печальным, ни радостным, он обладает своей особой элегантностью, совершенством, гармонией. Если оттенок чёрного цвета подобран грамотно, к нему не будет внутреннего отчуждения. Особенно в тканях и фактурах чёрный может быть таким разнообразным: королевской чёрный бархат, нежная вуаль, богатая, роскошная тафта, строгий струящийся шёлк. Преимущество черного цвета – в его однородной глубине, он может стать прекрасным фоном для мелких деталей. Именно с этим связано правило демонстрации ювелирных украшений на подложке из черного бархата – он выводит на первый план любые вещи.

Черный цвет стен подчеркивает контуры различных элементов, показывает их законченность, и они воспринимаются как произведения искусства, заключенные в рамке. Кровать, красивый стол или стул, кресло – все это на черном фоне может заявить о своем лидерстве, увеличить свою значительность и самоценность, всё наполняется особым значением и смыслом.

Любой цвет рядом с чёрным становится акцентом, выражением, и потому яркие оттенки получают больше яркости, а светлые – больше света.

Черный цвет в интерьере делает его нарядным и торжественным, особенно если это касается стен. На контрасте черного и белого цветов можно построить особые ощущения от пространства – оно покажется воздушным и безграничным. Черный цвет в интерьере интригует, вызывает ассоциации с загадочной ночью. Только уверенный в себе человек использует в такие экстравагантные решения. Для спальни черный цвет – это неприкрытый эротизм. Оригинальным будет использование черного цвета в ванной комнате. На фоне черного кафеля серебристая и белоснежная сантехника выглядит особенно гармонично, однако это возможно только при правильном освещении. Используя черную гамму в рабочем кабинете, можно добиться концентрации и строгого настроения. Если выбрать чёрный цвет для мебели и добавить яркие элементы фурнитуры – у неё появится совершенно иное смысловое насыщение.

Вместе, белый и чёрный цвета приобретут определённую философию жизни, времени, пространства.

У древних и средневековых философов Европы и Азии неоднократно повторяется идея о тождестве чёрного и белого.

В древнейших индийских упанишадах чёрное понимается как «инобытие белого» или как сверхбелое, т.е. такой яркий свет, который уже не может быть воспринят человеком как свет (он слепит человека), т.е. тождественен тьме, чёрному.[8]

Вместе с молочно-белым и чёрным будут использованы текстуры массива натурального дерева, дуба, с множеством его оттенков в предметах мебели. Это смягчит контрастное сочетание, успокоит его мощную энергетику и придаст интерьеру природную мягкость.

Третий цвет, который будет использован в интерьере, конкретно акцентом в ванной, - это зелёный. Оттенок сочного зелёного яблока.

Место зелёного в природе совершенно исключительно и по количеству, и по качеству. Это цвет растительности, дающей питание мириадам существ животного мира – от бактерий до слонов. Множество насекомых, птиц, пресмыкающихся и земноводных окрашены в зелёный цвет, в том числе и нелюбимые людьми: саранча, ящерицы, лягушки, змеи. У хищных ночных животных глаза светятся зелёным цветом.

Среди драгоценных и полудрагоценных камней очень много зелёных (в сравнении с синими или красными): это изумруд, малахит, берилл, топаз, турмалин, яшма, воробьевит, авантюрин и другие. Каждый из них обладает, согласно старинным верованиям, какими-либо чудесными свойствами.

Зелёный занимает особое, единственное место в спектре солнечного света: он находится как раз посредине возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зелёного располагаются красный, оранжевый и жёлтый, справа – голубой, синий и фиолетовый (если рассматривать спектр от длинноволновых к коротковолновым цветам). Зелёный находится между этими двумя группами и поэтому, может быть, является нейтральным в смысле действия на нервную систему человека.

Очень важно и то, что зелёный – это цвет одного из трёх цветочувствительных аппаратов в органе зрения человека, т.е. он относится к основным цветам. К тому же он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.[9]

Сочетание в интерьере белого, чёрного или зеленого цветов делают его бодрящим, сочным, жизнеутверждающим. А это именно то, что нужно для ванной комнаты, где человек иногда просто рождается заново.

Общий стиль такого дизайна квартиры можно назвать "Мотивационный минимализм". Минимализм отличают следующие характеристики: пространственная свобода: малое количество мебели и аксессуаров, зонирование пространства, многоуровневое освещение, светлая цветовая палитра, основанная на игре полутонов, много белого цвета, подчёркнутого чёрным или серым, их дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, стекла, простые формы и линии, простые природные отделочные материалы, практически нет декора на стенах и окнах, и вообще отсутствуют излишки декора и орнаментов.

Итак, для проектирования интерьера помещения, квартиры или дома нужно соединить в единую композицию информацию о самом помещении, его технические данные, характеристики и возможности; пожелания заказчика, спроецировать его стиль жизни на интерьер; своё видение перепланировки, если она необходима для выполнения задач заказчика, стилистики дизайна и декора, цветовое решение оформления интерьера; новинок техники и рекомендации по их применению, видение технологий выполнения работ, использование всевозможных материалов, позволяющих добиться необходимых качеств, визуального эффекта, красоты и гармонии будущего интерьера.

Глава 2

Отделочные работы: декор, материалы, технологии. Электричество. Освещение

2.1. Предварительные строительные работы (приложение 2, лист 2)

Для того, чтобы приступить к отделочным работам в помещениях, необходимо будет, согласно плана возводимых перегородок, возвести две перегородки из кирпича, отделяющие кухню от ванной и гостиную от ванной, и выполнить зашивку гипсокартоном трёх простенков для дальнейшей установки встроенных шкафов, зашивку радиатора отопления, а также, с учётом запланированной расстановки мебели, бытовых приборов, техники и предметов декора, необходимо будет произвести разводку электричества. Для этого в проекте есть план вывода розеток и привязки светильников (приложение 2, лист 2).

2.2. Электрические сети (приложение 2, лист 11)

В кухне нужны розетки и точки подключения для бытовой техники справа – холодильника, духового шкафа, микроволновой печи, слева – для вентиляционной вытяжки и варочной панели. Что касается светильников, тона кухне 8 точек подключения и всё освещение разделено на три части: справа 5 точек, рядом с системой хранения, 2 точки над рабочей поверхностью и 1 точка над обеденным столом, а также соответственно 3 выключателя к ним. Освещение кухни делиться на 3 зонирующие части: камерный свет над обеденным столом, яркий направленный свет над рабочей зоной и рассеянный общий свет над зоной хранения.

В ванной планируется электрический подогрев пола, подключение гидромассажа ванной, стиральной машины и 4 точки освещения – 3 на потолке и 1 на стене, розетки возле умывальника и соответственно 3 выключателя. Освещение в ванной делится на 2 части: общий свет в помещении и направленный свет возле предметной полочки с зеркалом.

В гостиной планируются 8 розеток, в том числе точек подключения телевизора и музыкального центра, 16 точек светильников на потолке и 3 выключателя к ним. Освещение в гостиной разделено на 3 части: первая – это ряд из 6 потолочных светодиодных светильников над общей стеной с кухней и ванной, вторая – ряд из 6 светильников над стеной общей стеной со спальней, третья – 4 потолочных мощных светильников общего света.

В спальне планируются 14 розеток, в том числе компьютерная и телефонная, 6 точек подключения светильников и 3 выключателя. Освещение в спальне делится на 3 зонирующие части: 1 светильник общего света, 4 светильника в зоне рабочего места и 1 светильник прикроватного освещения.

В гостевой комнате предусмотрено 16 розеток, в том числе компьютерная, телевизионная, телефонная, 6 светильников и 2 выключателя к ним. Освещение в гостевой комнате делиться на 2 зонирующие части: 4 светильника общего света и 2 светильника над рабочим местом.

В прихожей планируются 3 розетки, в том числе для домофона, 6 светильников общего света и 1 выключатель к ним.

После расчётов точек электрической разводки и освещения, следующий этап – это расчёты отделочных работ и материалов для напольных покрытий, стен и потолков.

2.3. Напольные покрытия (приложение 2, лист 7)

Напольные покрытия в ванной и прихожей – это керамогранит «молочный зебрано», а во всех остальных комнатах: гостиной, спальне и гостевой – ламинат «белёный дуб».

Как показано на разрезе В-В, дизайн-проекта (приложение 2, лист 8), пол в ванной будет многослойным (в связи с особенностью данного помещения – повышенной влажностью): деревянные лаги, пароизоляция, пеноплистерол, специальная плёнка, выравнивающий слой с проводкой тёплого пола, клеевой слой и керамогранит. В связи с этим высота пола будет больше чем, во всех остальных помещениях квартиры.

В прихожей тоже будет керамогранит, но из первого списка укладки материалов исключается системы тёплого пола, пароизоляцию и влагоизоляцию, и остаются: деревянные лаги, листы ДСП, выравнивающий слой, клеевой слой и керамогранит.

Во всех остальных помещениях квартиры напольное покрытие будет состоять из: деревянные лаги, листы ДСП, выравнивающий слой, клеевой слой и ламинат.

В общей сложности на пол ванной и прихожей по расчёту необходимо 13,76 м2 керамогранита. На пол всех остальных комнат квартиры, кухни, гостиной, спальни, гостевой, - 69,24 м2 ламината.

Главная идея пола – это то, что он непрерывный в кухне-гостиной-спальне (возможно, как вариант в прихожей и гостевой). Но, чтобы не было недостатка износостойкости, в прихожей рекомендуется более износоустойчивый материал, такой как керамогранит.

2.4. Потолки (приложение 2, лист 10)

Расчёт материалов для отделочных работ с потолком рассмотрим в каждом помещении отдельно.

На кухне, для монтажа электропроводки потолочных светильников над зоной хранения, необходима конструкция из гипсокартона высотой 450 мм. Всё остальное пространство будет зашито глянцевым натяжным потолком ПВХ, молочного цвета,на глубину 150 мм, с монтажом светодиодных светильников.

В ванной планируется зашивка специальным влагостойким гипсокартоном на глубину 400 мм для возможности электропроводки и монтажа к потолочным светильникам.

В гостиной по периметру комнаты (кроме стороны над окном) планируется монтаж гипсокартоновой конструкции (короба) высотой 750 мм для монтажа электропроводки и подключения 12 светильников. Всё остальное пространство будет зашито глянцевым натяжным потолком, молочного цвета, высотой 150 мм с 4-мя точками подключения светильников общего света.

В спальне над шкафом для одежды планируется зашивка конструкции из гипсокартона на глубину 250 мм для возможности монтажа электропроводки и светодиодных светильников. Всё остальное пространство планируется зашить глянцевым натяжным потолком ПВХ, молочного цвета,высотой 150 мм.

Прихожая зашивается гипсокартоном на глубину 250 мм, с возможность произвести монтаж электропроводки и светильников общего света.

2.5. Стены (приложение 2, лист 12)

Поверхности стен в плане отделочных материалов тоже рассмотрим в каждой комнате отдельно. Предварительные отделочные работы для стен: выравнивания этапной и финишной шпаклёвкой белоснежного цвета и пропитки их специальной грунтовкой под покраску.

Кухня требует особенного ухода, поэтому её стены со стороны рабочего стола будут облицованы керамической плиткой типа «кабанчик» молочного цвета. Примыкающая к рабочей зоне стена, связывающая её с обеденной зоной, планируется покрыть краской «Tikkurila», чёрного цвета и фактурой школьной доски, чтобы на ней можно было писать мелками рецепты любимых блюд, номера телефонов дорогих людей, рисовать поздравления с праздниками, доказывать теоремы, записывать прекрасные стихи, песни вместе с нотами или цитаты великих людей. Такая стена станет доминантой комнаты, привлекающей внимание, заряжающей хорошим настроением или помощницей в делах и отдыхе. Это прекрасная идея для свободного творческого человека, молодой пары или семьи с детьми.

Для остальных стен кухни предлагается покраска акриловой краской для ванных, кухонь и других специфических помещений с повышенной влажностью и перепадами температур.

Гостиную ждёт на стенах с трёх сторон покраска акриловой водоэмульсионной краской молочного цвета. На четвёртой стене, в зоне мягкого угла для отдыха и полок для вина и бокалов, предполагается покраска чёрной матовой краской с эффектом чёрного бархата. Чёрный сработал за счёт того, что он ограничен нишей со светильниками с тщательно подобранной высотой под эргономику человека. В этой конструктивной ситуации получается чёрной не стена, а лишь, важная для нас, её психологически часть. Светильники вдоль стены спотовые, светящие на чёрную стену мягким светом, и дают красивый рисунок IES файлов на стене, но не дают в итоге излишнего света, из-за низкой отражаемости чёрного. В результате даже ночью полностью включённый свет у дивана остаётся интимным, и засвеченная стена не бликует в телевизоре на противоположной стене.

Стены спальни планируется покрасить матовой акриловой водоэмульсионной краской молочного цвета.

В гостевой комнате три стены планируется покрасить матовой акриловой водоэмульсионной краской молочного цвета и стену с входной дверью и рабочим местом – чёрной краской с эффектом чёрного бархата.

Прихожую тоже планируется покрасить в молочный цвет акриловой водоэмульсионной краской.

В ванной 3 стены планируется покрасить в чёрный бархатный цвет и одна стена в цвет спелого зелёного яблока. Краска акриловая водоэмульсионная для ванных, кухонь и других специфических помещений с повышенной влажностью и перепадами температур. Ванная может как остаться открытой, и светлой, единой со всем интерьером, так может отличаться кардинально. Но молодому и креативному заказчику понравился контраст, свежий акцент, и смена обстановки. Зелёный цвет выбран оптимальным психологически, и уместным в плане температурного восприятия, так как является не холодным и не тёплым.

Покрасочные работы рекомендуется проводить не валиками, а распылением пневматическими краскопультами для получения идеально ровной поверхности и абсолютной матовости.

Площади стен, перегородок и потолков для обработки, расход материалов приведены в ведомость отделки, страница 16 дизайн-проекта.

Выбор отделочных материалов, конструкций потолка, пола и стен напрямую зависит от функций, которые выполняет помещение, задач, которые нужно решить в связи с этим. Например, необходимо скрыть новые коммуникации или сделать декоративную нишу для оргтехники или светильников. Для этого выстраиваются короба из гипсокартона на потолке и стенах или силикатных строительных блоков на полу. Что касается материалов, то для ванной, туалетной комнаты и кухни важны влагоотталкивающие покрытия для часто моющихся стен и полов таких как керамическая плитка, ПВХ панели, специальная штукатурка, пропитка и краска, для жилых комнат важны фактуры, передающие замысел дизайнера: практичность виниловых или бумажных обоев, покраска акриловыми красками со всевозможными эффектами, многообразие декоративной штукатурки с фактурами фресок, кирпичных стен или перламутра, художественной росписью и декоративными панно, обивка тканью и шпалерами, от хлопка и сатина, до шёлка и бархата. Потолки могут быть натяжными; с подвесными конструкциями; просто выровненные с помощью шпаклёвочного материала и покрашенные в нужный цвет, с художественной росписью, гипсовой или молдинговой лепниной и т.д. Главное чувствовать меру и не нарушать гармонию пространства помещения, его триаду пол-стены-потолок, которая является трёхмерным измерением любой комнаты. И от того, как воспринимаются эти три измерения, как по отдельности, так и вместе, зависит полное впечатление от интерьера.

Глава 3

Меблировка. Декор. Стандартная мебель и индивидуальный заказ

3.1. Подбор мебели и предметов декора, выбор цвета (приложение 1, приложение 2, листы 3, лист 14)

После проработки планов изменения пространства помещений, перепланировок, сносимых или вновь возводимых перегородок, переноса коммуникаций и сетей; после подбора способов, технологий и материалов для выравнивания потолков, стен и полов; после выбора бытовых техники и приборов, приходит время для меблировки комнат и размещения в интерьере всех необходимых вещей, создающих атмосферу, уют и комфорт. Мебель, шторы или жалюзи, ковры, ковровые покрытия или их отсутствие, светильники для камерного света или особой подсветки, картины, панно, возможно фрески и росписи на стенах, витражи в окнах, на дверях или стеклянных перегородках, напольные вазы или скульптуры, гобелены, всевозможные архитектурные пластические инсталляции, их текстуры и фактуры, – все эти вещи не только помогают следовать определённому стилю или подчеркнуть достоинства помещения, но и создают неповторимую атмосферу интерьера, его дух, особенность, уникальность. Одновременно продумывается и цветовое решение всех этих вещей.

Начинают, конечно же, с больших предметов мебели: шкафов, гардеробных, сервантов, кровати, диванов, стеллажей и т.д. Затем продумывают и расставляют средние по размеру предметы мебели: комоды, тумбы, столы, кресла, а потом и малые: стулья, пуфы, полки, предметные, журнальные, кофейные столики, консоли и т.д.

Необходимо сразу делать эскизы и визуализацию таких расстановок. Так удобнее подбирать оттенки цвета, продумывать остальные предметы декора.

Как правило, при выборе цветовой гаммы интерьера дизайнерами используются всего два приема: принцип подобия (один цвет разных оттенков, монохромия, нюансы) и принцип контраста, который может быть представлен в различных вариациях. Куда важнее создать правильный баланс нюансов или выделить какие-то акценты, чем выбрать два-три конкретных цвета и их чередовать. Такой приём применим, когда заказчик высказал пожелание увидеть в интерьере пару своих любимых цветов. Но, иногда получается так, что на первый взгляд, они абсолютно не сочетаются. Хотя профессионал знает, как правильно использовать, переработать и подать такую ситуацию. В любом случае, пожелания заказчика важнее всего и лишь потом можно предложить своё видение работы с цветом. Именно для этого делаются эскизы в цвете и цветная визуализация.

Для кухни нашего проекта была выбрана и предложена белая мебель с молочным оттенком в цвет стен с натуральными деревянными столешницами, верхними крышками, а для верхнего шкафчика над рабочей поверхностью и фасадами. Так как ситуация с рабочей зоной нестандартная, а именно здесь важны два аспекта: расстояние от стены до входной двери и обязательное использование материала – массива белёного дуба; то мебель лучше выполнить на заказ по точным чертежам и эскизам. В таком же ключе выбраны стулья. Бытовая техника: варочная панель, вентиляционная вытяжка, духовой шкаф, микроволновая печь; а также светильник направленного света над рабочим столом, с покрытием или корпусами из нержавеющей стали. Плафон светильника над обеденным столом металлический с чёрным покрытием. Сочетание молочно-белых стен, жалюзи и мебели; столешниц, подоконника, фасадов и стульев из натурального белёного дуба; и металлического присутствия техники, мойки, водопроводного крана и кухонной посуды; а также чёрная стена, светильник; можно дополнить набором столовой посуды из французского стекла чёрно-белой комплектации (приложение 1, кухня 1, кухня 2).

В ванной планируется монтаж короба для зашивки коммуникаций. Сверху на коробе будет небольшая столешница их массива белёного дуба. Рядом, на соседней стене зелёного цвета, планируются белый полотенцесушитель и четыре белые полки в форме короба для банных принадлежностей и мелочей. На стене напротив планируются прямые полки из массива белёного дуба. Из такого же материала планируется тумба под керамическую мойку и боковины-держатели для зеркала. Они тоже будут изготовлены под заказ (приложение 1, ванная 1, ванная 2).

Гостиная вторит кухне. С её молочно-белыми и одной чёрной стенами и элементами из массива натурального белёного дуба. Мягкая мебель простых прямоугольных форм. Большой угловой диван со съёмными модульными подушками-спинками, подушками-сиденьями и специальной ортопедической частью, тёплого серого цвета с чехлами из прочной мебельной ткани типа «искусственная замша», плотный натуральный лён или жаккард. Тон серого цвета чехлов желательно обсудить с заказчиком. Серый цвет может быть светлым под оттенки стали, либо в сторону затемнения, мышисто-серого. Кресло и пуф этой же коллекции, с чехлами из такой же мебельной ткани. Такие гарнитуры для отдыха есть у многих мебельных компаний.

Журнальный столик из МДФ молочно-белого цвета с выдвижным механизмом крышки, благодаря которому столик из журнального превращается в кофейный, а во внутреннем пространстве можно хранить салфетки, аксессуары для коктейлей, журналы, диски, пульт от телевизора и музыкального центра и всякие необходимые мелочи. Объединяет композицию зоны отдыха мягкий ковёр с ворсом средней длины. Цвет ковра однотонный, при выборе которого и хорошо бы применить принцип нюансов, выбрать компромиссный вариант между чёрным, светло-серым и белым.

Жалюзи горизонтальные, белые, в цвет рамы окна.

Полки для вина и бокалов, Дверь, разделяющая гостиную от кухни и столешница, заменившая подоконник, всё выполнено их массива белёного дуба – все эти предметы выполняются под заказ, как и мебель на кухню и в ванную, чтобы избежать расхождения в цвете и качестве материала.

На чёрной стене в зоне дивана – самый яркий акцент комнаты – галерея из картин в рамах под стеклом, оформленных белым паспорту. Выигрышно будет смотреться триптих или диптих из композиций, выполненных пастельными мелками. Работы в стилистике фэнтези, абстракция, футуризм, авангард и т.д. Над которыми нужно подумать, пофантазировать, вызывающими ассоциации, воспоминания и т.д. Альтернативный вариант для оформления галереи – яркие фотографии в рамах под стекло.

Рядом с чёрным большим ЖК-телевизором полки такого же цвета для мелочей.

Хорошо дополнят интерьер небольшие элементы декора или живые комнатные цветы в белых глазурованных керамических горшках геометричных форм, стоящие, например, на столешнице-подоконнике (приложение 1, гостиная 1, гостиная2).

В спальню планируется вся мебель под заказ. Большая двуспальная кровать из чёрного ДВП с высоким изголовьем и полочками, шуфлядами для белья и ортопедическим матрасом. Прикроватный двойной столик, настенные прикроватные полки, рабочий стол и стул изготавливаются из белёного дуба.

Шкаф-купе напротив кровати и шкаф-стеллаж в рабочей зоне из белого ДСП. По периметру шкафа-купе монтируется рамка из чёрного ДСП. В чёрный цвет планируется окрасить и радиатор отопления. Краска для него нужна специальная, выдерживающая повышенные температуры.

В комнате два окна и оба планируется оборудовать горизонтальными белыми жалюзи в цвет оконной рамы.

На стене над кроватью планируется экспозиция из рамок со стеком с чёрно-белыми фотографиями или монохромными композициями и светильника направленного света.

В районе рабочего стола тоже планируется украсить стену фото рамками или композициями.

Светильник общего света из коллекции «Чёрное» как и на кухне (приложение 1, спальня 1, спальня 2).

Для гостевой комнаты часть мебели планируется закупить из мебельных коллекций, часть выполнить под заказ. Чёрный или тёмно-серый диван, кресла, пуф, журнальный столик и ковёр можно найти в продаже, как и телевизор. А вот шкаф, рабочий стол и стул планируется заказать у того же изготовителя, что и мебель на кухню, в ванну, гостиную, прихожую и спальню. Дверь в комнату можно поискать в продаже или выполнить на заказ. Зона рабочего стола будет украшена галереей фото рамок или монохромных композиций (приложение 1, гостевая 1, гостевая 2).

Прихожая меблируется большой тумбой для обуви и вешалкой для верхней одежды или полноценной системой хранения вещей в форме шкафа-купе на всю длину помещения. По желанию и на выбор заказчика.

3.2. Услуга дизайнера «сопровождение проекта»

Выбор мебели для квартиры или дома очень ответственная и сложная задача. Нужно совместить сразу пять задач: форму, функции, цвет, материал и стоимость. Опытный дизайнер постоянно мониторит рынок предложений и услуг покупки мебели, материалов, интересные предложения и новинки. Если есть возможность предложить хорошую готовую мебель, подходящую для конкретного интерьера и приемлемую по цене, то, для экономии времени, этот вариант предпочтительнее изготовления на заказ. Но если есть нюансы с размерами, оттенками цвета или качеством материалов, то лучше заказать мебель и немного подождать.

Бывают случаи, когда заказчики хотят ограничиться профессиональной разработкой дизайн-проекта, а дальше, приступить к его реализации и оформить интерьер самостоятельно. Иногда это желание мотивировано стремлением выполнить свой интерьер своими руками. А иногда заказчику просто хочется сэкономить. Здесь возникают различные аспекты, которые стоит учесть, как в первом, так и во втором варианте.

При покупке мебели, её сборке и установке нужно обладать опытом работы с такими материалами и хороший профессиональный набор инструментов. Иначе, заказчик рискует испортить новые вещи, интерьер и своё настроение. Если такие навыки присутствуют, то вопрос успешного завершения проекта – это вопрос времени.

При желании сэкономить на услуге подбора и поиска, самостоятельного заказа или изготовления, и сборки мебели, заказчик должен понимать, что этот процесс потребует больших затрат как финансовых, временных, так и эмоциональных. Если дизайнер постоянно сотрудничает с поставщиками, изготовителями и продавцами мебели и имеет у них скидки и преимущества на свои услуги, то, пришедший «с улицы» разовый клиент, слабо понимающий чего хочет, конечно же, переплатит однозначно. Плюс время, нервы и эмоции, потраченные на весь этот долгий процесс в редкие перерывы между работой или в выходные дни. Всё это отнимет радость и добавит в этот процесс суету и дискомфорт. Поэтому услуга дизайнера с лихвой покроет все эти затраты, сэкономит время, силы и эмоции.

Именно поэтому большинство заказчиков договариваются и оплачивают дизайнеру сопровождение проекта на этапе отделочных работ и меблировки.

Заключение

В каждом конкретном случае проектирования интерьера дизайнер должен подходить к началу работы с полным пакетом документов с согласованием на перепланировку помещений, если таковая требуется, схемами коммуникаций: водоснабжения, канализации, газопровода, отопления, воздухообмена; электрических, телефонных, телевизионных и интернет сетей; точным обмерочным планом помещений. Обязательно должна состояться личная беседа с хозяином будущего интерьера, во время которой необходимо подробно расспросить его о назначении интерьеров, пожеланиях, в плане комплектации и функциональности мебели, цветовых предпочтениях, его увлечениях и ритме жизни, физических возможностях и особенностях здоровья, таких как наличие или отсутствие аллергии, проблем опорно-двигательного аппарата, зрения, расстройств памяти и т.д., планируется ли изменение семейного положения или пополнения в семье, от этого зависит безопасность интерьера для маленьких детей и пр., возможно у него есть какие-то особые пожелания по стилистике оформления и т.д. и т.п. Чем больше будет задано вопросов и получено откровенных ответов, тем больше вероятность, что проект получится идеальным именно для этого человека с учётом всех его пожеланий, возможностей и сроков реализации.

Приступая к работе над проектом, дизайнер, имея всю необходимую информацию, чаще всего уже представляет в общих чертах единую картинку оформления.

Ее можно представить в виде логически строгой триады: ОСОЗНАТЬ - ПРОЧУВСТВОВАТЬ - ВЫРАЗИТЬ (организовать), которая характеризует механизм психологии восприятия и поэтапного формирования умственных действий и в целом соответствует методологии самой дизайн-деятельности как диалектического взаимодействия принципов научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества.[10]

Но, иногда, пообщавшись с заказчиком и поговорив с ним в доверительной беседе, дизайнер начинает видеть и понимать, что должно в итоге получиться, даже немножко больше, чем сам заказчик. Это позволяет профессионалу применить своё видение, свои знания и умения, всю необходимую информацию и сделать проект ещё более интересным, ещё более удобным, ещё более комфортным и ещё более поразительным, чем представляет его заказчик. Конечно, можно чётко учесть все пожелания, сделать проект так, как просит и видит заказчик, если он этого категорически требует, но всегда можно после ознакомления с этим вариантом, показать ему своё виденье интерьера и атмосферы в нём, удивить его интересными вариантами оформления или декора.

Возможно, человек стремиться к изменению окружающего пространства. Для этого достаточно поменять интерьер. В результате изменится жизнь, заиграет новыми красками, событиями и яркими впечатлениями. Не нужно бояться экспериментов – главное не «перестараться», чувствовать меру, «золотую середину». Здесь дизайнер немножечко выступает в роли психолога и даже психотерапевта. И ему в помощь приходят многие понятия в композиции пространства и проектировании интерьера: статика и динамика, ритм, симметрия и асимметрия, появление доминанты или её отсутствие, стиль, архитектура пространства и конструкций, пластика форм и гармония цвета, эргономика и т.д., и т.п.

При работе с цветом цель должна заключаться в создании гармонии. Вообще, гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятные ощущения (музыка, поэзия и т.д.). Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определённые положительные чувства и ощущения.[11]

Быть дизайнером на самом деле не сложно. В основе проектирования лежат даже не знания книжных терминов и определений, а искреннее желание понять то, чего же на самом деле хочет заказчик, что ему действительно нужно, что понравится больше всего. Потому что даже тогда, когда он рассказывает про любимые цвета и оттенки, описывает предметы необходимой мебели и даже конкретный понравившийся стиль, в основе его желаний – мечта о доме с особенной атмосферой, где он будет счастлив, где ему будет уютно и комфортно. Доме, который расскажет о нем гораздо больше, чем знает он сам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гармония цвета. Производственно-практическое издание. – Мн.: Харвест, 2004. — 320 с.: ил.

Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-е изд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — 151 с.

Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.12.2010 N 485 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве". ТКП 45-3.02-230-2010 (02250) ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ И БЛОКИРОВАННЫЕ Строительные нормы проектирования. Глава 5. Объемно-планировочные и конструктивные решения. пункты 5.11, 5.12.

Тарабуко Н.И. Знаки и знаковые системы в дизайне / Н.И.Тарабуко - Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — 285 с.

Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Фил Кливер. - М.: РИПОЛ классик, 2015. — 224 с.

Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум / Чернышев О.В. – Мн.: Харвест, 1999. – 509 с.

  1. Тарабуко Н.И. Знаки и знаковые системы в дизайне / Н.И.Тарабуко - Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — С.256.

  2. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Фил Кливер. - М.: РИПОЛ классик, 2015. — С.30.

  3. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Фил Кливер. - М.: РИПОЛ классик, 2015. — С.90.

  4. См. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.12.2010 N 485 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве"ТКП 45-3.02-230-2010 (02250) ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ И БЛОКИРОВАННЫЕ Строительные нормы проектирования. Глава 5. Объемно-планировочные и конструктивные решения. пункты 5.11, 5.12.

  5. Тарабуко Н.И. Знаки и знаковые системы в дизайне / Н.И.Тарабуко - Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — С.258.

  6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-е изд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.47-48.

  7. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.63.

  8. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.61.

  9. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.63-64.

  10. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум./ Чернышев О.В. - Мн.: Харвест, 1999.-С. 19.

  11. Гармония цвета. Производственно-практическое издание. – Мн.: Харвест, 2004. — С.11.