Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими причинами. Глобальные изменения, произошедшие в способе передачи информации и в ее представлении к концу ХХ века, нашли свое отражение во всех сферах человеческой деятельности. Цифровые технологии проникли в в нашу повседневность, в том числе в образование. Процесс модернизации образования на сегодняшний день вступил в активную фазу. В мире звукозаписи изменения происходят ежедневно. Многие технологии и программное обеспечение за короткий промежуток времени становятся устаревшими. Так же налицо неверная трактовка и искаженное восприятие информации в связи с быстрым развитием музыкально-технических технологий. Таким образом, множество образовательных дисциплин требуют неотложных изменений в методике преподавания. Прежде всего, новые стандарты предполагают интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, включения инновационных, информационных и интерактивных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы студентов. В стороне не остались и дисциплины музыкальной направленности. Функционал, который выполняли огромные студии, теперь доступен в цифровых рабочих станциях, которые помещаются на компьютер. Достижения звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки, и потребовали таких знаний, которыми музыканты, получившие академическое музыкальное образование, в большинстве своем не обладают. В связи этим, во многих высших учебных заведениях культуры и искусства начинается подготовка специалистов по новым специальностям – «Звукорежиссура», «Музыкальная звукорежиссура», в учебные планы которых входят дисциплины «Основы студийной звукозаписи» и «Оборудование студийной звукозаписи», включающие в себя базовый материал по акустике, физике звука, оборудованию, коммутации, записи, сведению и мастерингу аудиозаписей.

В результате исследования была выявлена проблема, суть которой заключается в усвоении материала студентами, в связи с быстрым развитием технологий в мире цифровой звукозаписи. Отсутствие актуальной отечественной литературы усложняет процесс обучения, в результате чего студенты усваивают информацию, которая не соответствует действительности. Предметом исследования, являются технологии и методики преподавания музыкально-технических дисциплин. Цель работы ─ выявить наиболее эффективные технологии и методики преподавания дисциплины «оборудование студий звукозаписи». Данная цель предполагает решение следующих задач: 1) Изучить основные положения педагогики и современные методики преподавания. 2) Рассмотреть методики преподавания музыкально-технических дисциплин. 3) Проанализировать методики, используемые в преподавании дисциплины «оборудование студий звукозаписи».

Для решения задач мы использовали следующие методы исследования:

В качестве теоретических методов исследования в данной работе использован анализ научной литературы и сравнительный анализ.

Эмпирические методами данной работы является изучение актуальных педагогических практик и методик, применяющихся на базе ведущих звукорежиссерских факультетов страны. Практическая значимость: анализ технологий и методик преподавания будет интересен педагогам в сфере звукорежиссуры

1. Характеристика основ педагогики и современных методов преподавания.
 

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  2. Практические функции:
    • повышение качества воспитания;
    • создание новых педагогических технологий;
    • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  3. Прогнозирование:
    • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Категории педагогической науки

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:

– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:

– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:

– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:

– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование

Образование, как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание

(деятельность учителя)

Учение

(деятельность ученика)

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

  • уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  • зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических материалов педагогики нельзя обеспечить должное образование по дисциплине «Оборудование студий звукозаписи».
 

2. Технологии и наиболее эффективные методы преподавания дисциплины «Оборудование студии звукозаписи».


Звукозапись известна человеку с древнейших времён. До изобретения механических, электрических и цифровых устройств звукозаписи люди использовали нотный стан. Девятый век считается веком открытия эры механической звукозаписи. В 875 году братья Бану Муса создают – «водный орган». Позже в городе Мелехен появились первые хроматически отстроенные колокола под названием «карильон» (соединенные определенным механизмом с клавиатурой, похожей на органную, колокола), которые догадались оборудовать специальными цилиндрами. Цилиндры эти были в определенном порядке усеяны штифтами, которые при вращении цилиндров задевали в свою очередь различные связки, ведущие к колоколам. Так воспроизводился звук. .Механизм, описанный выше, был очень похож на устройство музыкальной шкатулки. В 1857 году Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль создаёт механическое устройство, получивший название «фоноавтографа». Но фоноавтограф не мог воспроизводить записанный фрагмент.

В конце XIX века, в 1877 году состоялся первый шаг к современной звукозаписи. К созданию нового устройства, фонографа, были причастны Томас Эдисон и Шарль Кро, но Томас Эдисон первее зарегистрировал патент. Первой записью голоса на фонограф стала детская песенка «У Мэри был барашек», которую Эдисон громко пропел в рожок своего изобретения. Принцип действия фонографа состоял в передаче звуковых колебаний на поверхность вращающегося цилиндра, покрытого оловянной фольгой. Колебания наносились стальной иглой, один конец которой был соединен со стальной мембраной, улавливающей звуки. Цилиндр приходилось вращать вручную с частотой один оборот в секунду. Спустя 10 лет после создания первого фонографа мир увидел первый граммофон, его изобретателем стал Эмиль Берлинер. Изначально учёный использовал стеклянный диск, покрытый сажей, на который осуществлялась поперечная запись, но через какое-то время Берлинер отказывается от диска с сажей и выбирает метод кислотного травления. Диск теперь был из цинка, покрытый тонким слоем воска. Запись процарапывалась иридиевым острием, после чего диск подвергали травлению в 25% хромовой кислоте. Менее чем через полчаса появлялись канавки глубиной около 0,1 мм, после чего диск отмывали от кислоты и использовали по назначению. Заслуга Берлинера состояла также и в том, что он осознал необходимость создания копии записи с оригинала (матрицы). Возможность тиражирования аудиозаписей на долгое время стала основой всей звукозаписывающей индустрии. Именно ему мы обязаны другой известной «заповедью» современной звукозаписи –тиражированием, так как Э. Берлинер понимал, что необходимо копировать записи. В 1896 году Луи Розенталь из Франкфурта после долгих экспериментов в поисках нужного материала для пластинок и способов изготовления матрицы разрабатывает специальную массу и процесс ее прессования. Грампластинки, полученные в результате применения этой разработки, пришлись по вкусу изобретателю граммофона, и вплоть до 1946 года они производились именно по этой технологии. Позднее, в 1907 году, Гильон Кеммлер решил поместить громоздкий рупор внутри граммофона, что значительно облегчило переноску аппарата. В новом виде граммофон был назван патефоном, по названию фирмы, где работал Кеммлер –«Патэ». Начиная с 1950-х годов, патефоны были вытеснены более практичными электропроигрывателями, воспроизводившими уже виниловые пластинки со скоростью 33 и 1/3оборотов в минуту, итого –до получаса с одной стороны пластинки. Однако имели место и менее популярные форматы –в частности, на 45 оборотов. Следующим этапом развития стала магнитная звукозапись. Оберлин Смит доказал возможность преобразования акустических колебаний в электромагнитные в 1888 году.

Здесь также не обошлось без Томаса Эдисона, ибо Смита на эксперименты с магнитной записью вдохновило посещение знаменитой лаборатории Эдисона. Но только в 1896 году датский инженер Вальдемар Поульсен регистрирует новое устройство, названное телеграфон, где носителем была стальная проволока. Основополагающий принцип аналоговой записи звука путем намагничивания носителя с тех пор остался неизменным. 

На записывающую головку, вдоль которой на постоянной скорости проходит носитель (позднее им стала более удобная лента), подается сигнал с усилителя, в итоге носитель намагничивается в соответствии со звуковым сигналом. При воспроизведении носитель проходит уже вдоль воспроизводящей головки, индуцируя в ней слабый электрический сигнал, который, усиливаясь, поступает в динамик. Магнитная пленка была запатентована в Германии в середине 20-х годов прошлого века. Поначалу лента изготавливалась на бумажной основе, а впоследствии–на полимерной. В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма BASF произвела настоящую революцию в звукозаписи, применяя в качестве покрытия пленки оксид железа. Качество записи изменилось в лучшую сторону, так же изменилось соотношение сигнал/шум .Примерно в то же время фирма AEG запустила в производство студийный аппарат магнитной записи для радиовещания. Так появился «магнитофон». Принцип «высокочастотного подмагничивания» (когда в записываемый сигнал добавляется высокочастотная составляющая) предложили в 1940 году немецкие инженеры Браунмюль и Вебер, что так же улучшило качество звука.
Бобинные магнитофоны стали использоваться с 30-х годов ХХ века. В конце 50-х появились картриджи, однако наибольшую популярность снискали компактные и удобные кассетные магнитофоны. Появление привычной и знакомой с детства кассеты связано с зарегистрированном в 1952 году соответствующим патентом, а уже в 1963 компания Philips представляет первую компакт-кассету, которая всего за несколько лет станет главным массовым форматом воспроизведения звука. Пиком развития магнитофонов

принято считать появление плееров Sony марки «Walkman» в 1979 году. Эти маленькие устройства без возможности записи произвели фурор, ибо теперь любимую музыку можно было слушать на ходу, занимаясь спортом и т.п. Кроме того, человек с плеером не мешал окружающим, так как слушал аудиозаписи в наушниках. Позднее появились плееры с возможностью записи. В 1979 году компании Philips и Sony разработали технологию лазерной звукозаписи. Именно компания Sony внесла свой формат кодирования сигнала под названием PCM (импульсно-кодовая модуляция), который применялся в цифровых магнитофонах. Уже в 1982 году в ФР Гбыло налажено первое массовое производство CD-audio дисков. Постепенно на дисках перестали хранить исключительно аудиозаписи, появились CD-ROM, заполненные оцифрованной информацией. Позднее в свободной продаже появились CD-R, CD-RW, а также устройства для их записи, называемые CD-RW приводами. Вскоре появились DVD-диски, изначально предназначенные для просмотра фильмов, а затем также попавшие в «оборот» цифровой информации. В основу оптической звукозаписи лег принцип образования на компакт-диске спиральных дорожек, состоящих из гладких участков и впадин-питов. Лазерная эра позволила представить звуковую волну в сложную комбинацию нулей (гладких участков) и единиц (питов).

Считывание/запись данных осуществляется с помощью лазерного луча. В случае с DVD отличие состоит лишь в том, что плотность витков спирали куда больше, а запись осуществляется лазерным пучком с более высокими показателями точности. Хотя внешне отличить «болванки» друг от друга проще всего, сравнив цвет рабочей поверхности. «Цветное» (чаще всего фиолетовое) зеркало DVD будет отличаться от «белого» у обычного компакт-диска. Алгоритмы сжатия информации помогли существенно уменьшить размер цифровых аудиофайлов, причем без особых потерь для человеческого слухового восприятия. Наибольшее распространение получил формат МР3, и теперь МР3-плеерами именуют все компактные проигрыватели цифровой музыки, хотя они, безусловно, поддерживают и другие форматы, в частности, тоже довольно популярные WMA и OGG. Формат MP3 (сокращение от английского «MPEG-1/2/2.5 Layer 3») также поддерживается любыми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров. В нем применен алгоритм сжатия с потерями, которые несущественны для восприятия ухом человека. Размер MP3-файла со средним битрейтом 128 кбит/с по размеру примерно равен 1/10 от оригинального файла формата Audio-CD. Формат MP3 был разработан рабочей группой института Фраунгофера, руководимой Карлхайнцем Бранденбургом в сотрудничестве с AT&T Bell Labs и Thomson. В основу MP3 положили экспериментальный кодек ASPEC (Adaptive Spectral Perceptual Entropy Coding).

Программа L3Enc (выпущена летом 1994 года) стала первым кодировщиком в формат MP3, а первым программным MP3-плеером–Winplay3 (1995 год). Звукозапись – запись звуковых колебаний на восковом диске, стальной проволоке, ферромагнитной ленте, фотографической пленке для последующего звуковоспроизведения; процесс сохранения колебаний в диапазоне 20–20 000 Гц (музыки, речи или иных звуков) на каком-либо носителе (грампластинки, магнитная лента, компакт-диск и т. д.) с помощью специальных приборов (микрофон, микшерный пульт, магнитофон и т. д.). Сохранѐнная в результате этого процесса на каком-либо носителе звуковая запись называется фонограммой. Осуществление записи музыкальных произведений (речи или отдельных звуков) происходит в студии звукозаписи – специальном помещении, акустически подготовленном, для записи и обработки звука. Данное помещение также известно под названием «звукозаписывающая студия». Помещение студии звукозаписи состоит, как правило, из контрольной комнаты звукоинженера, и тон студии, или комнаты для записи. К помещениям, где производится непосредственно звукозапись, имеются специальные требования: звукоизоляция и шумопоглощение. Оборудование студий звукозаписи состоит из устройств, способных преобразовать акустический сигнал в электрический (например, микрофоны); усилителей (микрофонные предусилители, усилитель для гитары); приборов, выполняющих функцию конвертации звука (АЦП/ЦАП); приборов частотной обработки (эквалайзер); приборов динамической обработки (компрессор, гейт, лимитер и т.д.); приборов пространственной обработки (ревербератор, дилей); приборов мониторинга (мониторы, мониторные контроллеры, наушники); а так же цифровой рабочей станции (DAW). Мониторы, правильное установленные в акустически подготовленном пространстве – неотъемлемая часть студии звукозаписи. Функция студийных мониторов не только в воспроизведении звука, но и в его мониторинге, являющемся важнейшей составляющей при записи, а так же на этапе сведения и мастеринга.

Для мониторинга применяются студийные наушники и студийные мониторы. Мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего поля. Так же, мониторы могут быть пассивными (с внешним отдельным усилителем), или активными (со встроенным усилителем). Микрофоны преобразуют акустическую волну в электрические колебания. В настоящее время во всех студиях звукозаписи используются в основном конденсаторные (транзисторные или ламповые), ленточные и динамические микрофоны. Они отличаются своими частотными и динамическими характеристиками, чувствительностью и направленностью, наличием или отсутствием фантомного питания, широтой мембраны. Вокальные микрофоны, как правило, конденсаторные, построены на большой мембране, имеют повышенный динамический и частотный диапазон и высокую чувствительность. Микрофон закрепляется на специальной резиновой подставке (паук) для исключения попаданий низкочастотных вибраций на корпус микрофона. Инструментальные микрофоны каждый звукорежиссер подбирает под конкретную задачу. Микшерный пульт является сердцем студии. Устройство содержит в себе множество каналов, шин, аудиовыходов, аудиовходов. Микшер позволяет суммировать все каналы в соответствии с задачей. Каждый источник звука проходит через множество этапов обработки, например: предусиление, эквализация, компрессия, панорамирование, смешение с другим каналом и т.д.

Маршрутизация аудиовходов/выходов/шин позволяет каскадообразно обработать аудиосигнал и в конечном итоге включить его в общий микс. В настоящее время широко распространены виртуальные микшерные пульты, интегрированные в программы для работы с аудиофайлами, например в Pro Tools, Cubase, Reaper. В настоящее время DAW являются недорогим выбором и хорошей альтернативой классическим студиям звукозаписи, для некоторых целей. Виртуальный микшер в таких программах как Cubase или Pro Tools имеет идентичный классическому аналоговому микшеру набор функций. Несмотря на то, что студийная звукозапись начала осуществляться еще в начале ХХ века на радио-и киностудиях, а позднее и телестудиях, подготовка специалистов для данного вида деятельности в высших учебных заведениях не осуществлялась. Звукозаписью в то время занимались в основном выпускники технических и музыкальных вузов. Глобальные изменения, произошедшие в способе передачи информации в ХХ веке, нашли свое отражение во всех сферах человеческой деятельности. Цифровые технологии проникли в музыкальное творчество и образование. Развитие звукорежиссуры и технологий потребовали таких знаний, которыми музыканты, получившие академическое музыкальное образование, в большинстве своем не обладают.

В связи этим, во многих высших учебных заведениях культуры и искусства начинается подготовка специалистов по новым специальностям –«Звукорежиссура», «Музыкальная звукорежиссура», в учебные планы которых входит дисциплина «Оборудование студий звукозаписи». В настоящее время подготовка специалистов для осуществления различных видов звукозаписи осуществляется в высших и средних учебных заведениях, связанных с разными областями культуры и искусства. Так, например, специальность «Музыкальная режиссура» имеется в Российской академии музыки имени Гнесиных и в Институте современного искусства (г. Москва). Выпускники данных учебных заведений подготавливаются к следующим видам профессиональной деятельности: запись музыки разных стилей и творческих направлений в исполнении инструменталистов, вокалистов и составов исполнителей любой сложности; звукоусиление концертов различной жанровой принадлежности; реставрация звукозаписей;работа с готовыми фонограммами; монтаж фонограмм; экспертиза качества фонограмм и звуковоспроизводящей аппаратуры. В Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского в учебный план специальности «Звукорежиссура» в блок профессиональных дисциплин входят следующие предметы: «Звукорежиссура», «Слуховой анализ», «Оборудование студий», «Звукозапись в студии», «Звукорежиссура кино и телевидения», «Звукорежиссура радиовещания» и др. Программа учебной дисциплины основана на методических разработках по данной специальности Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Российской академии музыки им. Гнесиных, Московского гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина.

Учебно-тематический план дисциплины включает следующие разделы: «Акустика, основы электротехники, звукотехники», «Звукоусилительная аппаратура», «Акустические системы», «Приборы обработки звука», «Современные технологии обработки звука», «Звукозапись», «Создание фонограммы», «Создание звукового образа», «Создание экспликации фонограммы». Общий объем часов –52 (из них 40 –лекционные и 12 –практические). Проникновение современных информационных технологий и электронных музыкальных инструментов в учреждения общего и дополнительного образования потребовало пересмотра традиционного содержания подготовки педагогических кадров для образовательной области «Искусство», что нашло отражение в появлении новых специальностей в педагогических вузах, таких как бакалавр художественного образования по профилям «Музыкально-компьютерные технологии», «Дизайн и компьютерная графика, «Экранные искусства», «Хореографическое образование», «Театральное образование». Согласно действующим государственным образовательным стандартам по направлениям «Художественное образование» и «Педагогическое образование» учебная дисциплина «Основы студийной звукозаписи» вошла в блок дисциплин профессиональной подготовки профилей «Музыка» и «Музыкально-компьютерные технологии».

В одних вузах она закреплена за кафедрой информатики, в других –за кафедрой музыкального теоретического образования. «050100.62 –Педагогическое образование, профиль «Музыка», разработана Н.А. Павловым, преподавателем кафедры информатики и ОТД. Данная дисциплина изучается в 7 семестре. Общее количество часов –180 (на заочном отделении –16 часов аудиторных). Отчетность –экзамен. В содержание дисциплины входят следующие разделы: «Основные понятия акустики», «Современное студийное оборудование», «Основные приемы студийной звукорежиссуры». Материально-техническим обеспечением учебной дисциплины являются: компьютерный класс, операционная система Windows XP или Mac OS. В ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»учебная программа этой дисциплины разработана кафедрой музыкально-компьютерных технологий. Сравнительный анализ учебных программ дисциплины «Оборудование студий звукозаписи» разных вузов выявил следующее; все авторы указывают, что в результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны знать: профессиональную терминологию; значение звукорежиссуры в современном мире; историю звукорежиссуры; понятия записи и трансляции звука; электро-акустический тракт; виды и типы микрофонов и громкоговорителей; виды и типы носителей; понятия монтажа, реставрации, мастеринга; понятие о цифровом звуке; способы пространственного воспроизведения фонограмм; протокол ОИРТ; историю звукозаписи в области эстрадной музыки с 20х годов века по сегодняшние дни.

уметь: осуществить коммутацию звукового оборудования; пользоваться профессиональной аппаратурой для звукозаписи, разбираться в видах и типах микрофонов и громкоговорителей; оценить качество звучания фонограммы, опираясь на протокол ОИРТ; использовать профессиональную терминологию. Записывать эстрадные фонограммы согласно требованиям художественного образа. Иметь представление об электроакустических инструментах. Записывать эстрадные коллективы, поп, рок и прочие жанры массовой культуры.

владеть: навыками осуществления записи в студии звукозаписи, трансляций из студий и концертных залов, звукоусиления, различных технологий записи, спецификой оперативной работы на радио и телевидении, в том числе в ситуации прямого эфира, навыками комплексного, синтетического решения художественных задач в различных музыкальных жанрах с опорой на теорию, историю музыкального искусства и знание технологии творческого процесса звукорежиссера, техниками записи эстрадных коллективов.
В ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» учебная программа по дисциплине «Основы студийной

68звукозаписи» подготовлена на кафедре художественного образования. Она предназначена для студентов направления «050600.62 –Художественное образование, профиль –Музыкально-компьютерные технологии» и направления «050100 –Педагогическое образование, профиль –Художественное образование. Музыкально-компьютерные технологии». Данная дисциплина является одной из базовых и входит в блок дисциплин профильной подготовки (ДПП. Ф.03).Дисциплина изучается на 3 –4 курсах в 5 –8 семестрах. Общий объем в часах –140 часов, из них 14 лекционных часов на очном отделении и 10 часов на заочном отделении, лабораторных занятий –60 часов (очная форма обучения) и4 часа (заочная форма обучения). Итоговой аттестацией является экзамен, промежуточной –зачеты. Учебная программа предмета «Основы студийной звукозаписи» предполагает тесную связь с базовыми дисциплинами профессиональной подготовки «Информационные технологии в музыке», «Основы композиции и компьютерной аранжировки», «Музыкально-теоретические дисциплины», «Цифровые технологии в инструментальном исполнительстве», «Вокально-инструментальный ансамбль», «Управление певческой деятельностью» «Акустика», и реализуется параллельно с ними, во многом опираясь на представленный в них материал. Цель изучения данного курса – ознакомление с оборудованием современной студии звукозаписи. Развитие навыков работы с оборудованием и программными средствами. Основные задачи дисциплины: – формирование системы знаний в области звукозаписи (программное, аппаратное обеспечение, комплекс технологических приѐмов);–развитие навыков практического применения программных и аппаратных средств современной звукозаписи;–формирование основного понятийного аппарата, необходимого для работы со студийным оборудованием;–формирование умений и навыков записи и обработки звука;

формирование правильных представлений о качественном звуке в зависимости от стилевых особенностей музыкального материала; формирование творческого подхода к процессу звукозаписи. Процесс изучения дисциплины «Основы студийной звукозаписи» направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК)–способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1); способности понимать значение культуры и искусства как форм человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК–3); способности работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК–9);общепрофессиональных (ОПК)–осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК–1); в области культурно-просветительской деятельности – способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК–8);–способности к профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9). Основными требованиями к результатам освоения учебной дисциплины «Основы студийной звукозаписи» являются следующие:студент, изучивший данную дисциплину, должен знать: понятия, терминологию, которые приняты в сфере звукозаписи и аудиотехнологий; историю звукозаписи, закономерности развития информационных технологий в музыке; классы и типы программного обеспечения в сфере музыкального искусства; классы и типы аппаратуры для работы в сфере музыкальных информационных технологий; требования к аппаратным средствам персонального компьютера; основы акустики и других дисциплин, связанных со звукозаписью. Уметь: работать во всех типах программного обеспечения в сфере звукозаписи;–использовать студийное оборудование и программно-аппаратные комплексы в своей профессиональной деятельности; самостоятельно осваивать новые программные продукты в сфере технологий звукозаписи; организовать комплекс аппаратного и программного обеспечения для работы в сфере музыкально-компьютерных технологий. Владеть: навыками применения теоретических знаний в практической деятельности; навыками исследовательской работы; навыками записи и микширования сигнала и приборами обработки звука; звуковыми редакторами, цифровыми рабочими станциями, плагинами и прочим программным обеспечением.
Содержание дисциплины скомпоновано в следующие разделы.

1. Звуковой образ в классической и драматургической звукорежиссуре. Понятие «Звуковой образ». Основные принципы теории звукового образа. Этапы работы и художественно-выразительные средства воплощения звукового образа. Реализация творческих замыслов с помощью современных средств звукорежиссуры. 2. Основное студийное оборудование. Микшерный пульт (Цифровой и аналоговый). Его назначение. Мониторы их классификация и назначение. Приборы для частотной обработки звука (графические и параметрические эквалайзеры), для динамической обработки звука (компрессоры, лимитеры, гейты, экспандеры, максимайзеры), для пространственной обработки звука (ревербераторы, дилеи), для фазовой обработки звука (фленджеры, хорус) и др. Аппаратное и программное обеспечение. Цифровые рабочие станции для записи и обработки звука. («Cubase», «Pro Tools», «Samplitude», как варианты программы для практического освоения). 3. Обработка звука. Подробный разбор классификаций приборов для обработки звука. Динамическая обработка звука. Компрессор-лимитер (основные понятия и назначение). Сжатие динамического диапазона и использование компрессии уровня звука для улучшения его восприятия. Применение устройств коммутации и предварительной обработки для одновременной записи нескольких источников звука. Частотная обработка звука. Использование частотной коррекции для исправления нелинейных характеристик звукового тракта и для получения эффектов, усиливающих выразительность звучания. Применение многополосных частотных фильтров (эквалайзеров) в различных частях звукового тракта. Понятие динамической частотной обработки и конструкция частотно-зависимых компрессоров. Временная обработка звука. Механические ревербераторы. Цифровые ревербераторы. Методы борьбы с нежелательной естественной реверберацией. Цифровой сигнал. Оцифровка звука. Понятие оцифровки звукового сигнала. Типы, схемы и принципы работы АЦП. Общее понятие об архитектуре компьютера и особенности оцифровки звука с применением компьютера. Понятие частоты дискретизации и уровня квантования. Архитектура звуковых карт компьютера. Профессиональные звуковые карты. Коммуникация. Потоки событий. Коммутация оборудования в студии. Различные стандарты коммуникации электронных инструментов. Особенности коммуникации между различными устройствами: клавиатурами и звуковыми модулями, синхронизаторами и коммутаторами. Применение синхронизации звукозаписывающих устройств, для осуществления комбинированной записи нескольких источников звука.

Рациональное размещение оборудования и коммуникаций в студии для обеспечения максимального качества звука и удобства работы звукорежиссѐра. Пространственная характеристика звука. Стереофония. Способы пространственного размещения источников звука на записанном материале. Понятие стереофонии. Локализация источников звука. Понятие прозрачности фонограммы. Многоплановость и многопространственность. Панорамирование. 4. Основы звукорежиссуры. Микшерный пульт и его структура. Основные приѐмы микширования звука. Понятия симметричного и несимметричного сигнала. Виды кабелей, назначение, распайка. 5. Принципы звукозаписи и редактирование фонограмм. Работа с программами «Cubase», «Pro Tools», «WaveLab». Монтаж фонограмм. Использование различных плагинов для достижения необходимого художественного эффекта. Мастеринг. Самостоятельная работа студентов при изучении данной дисциплины предусматривает следующее: подготовку к практическим занятиям с помощью контрольных вопросов и заданий; самостоятельное изучение тем учебной программы, достаточно простых для усвоения и хорошо обеспеченных литературой и источниками электронной информации; освоение ряда программных продуктов в соответствии с предложенной методикой; проведение исследовательских экспериментальных работ в области звукового синтеза; подготовку докладов и сообщений для выступления на семинарах и конференциях; подготовку творческих работ по звуковому оформлению. Типовыми заданиями для самостоятельной работы студентов являются: сравнительный анализ структуры различных микшерных пультов; выбор микрофонов для записи; размещение источников звука и микрофонов; применение устройств коммутации и предварительной обработки для одновременной записи нескольких источников звука; применение многополосных частотных фильтров (эквалайзеров); применение реверберации для увеличения выразительности звучания; применение компрессии; коммуникация электронных инструментов; синхронизация звукозаписывающих устройств; микширование звуковых сигналов;–представление пространства на записи с помощью стереофонии;–мастеринг записанного музыкального материала;

Результаты самостоятельной работы выносятся на лабораторные занятия, где также происходит показ творческих работ студентов. Итоговая аттестация по дисциплине «Основы студийной звукозаписи» проходит в форме экзамена (в 8 семестре) и включает в себя проверку теоретических знаний студентов. Организация учебного процесса предусматривает лекционные и лабораторные занятия. На лабораторных занятиях широко применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например, при изучении работы с микшерным пультом и микрофонами могут быть следующие виды заданий:
Микшерный пульт имеет секцию входов и секцию выходов. Секция входов состоит из определенного количества входных каналов (ячеек)–монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов на пультах кратно двум. Вход каждого моно канала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA). Пример задания 1.Студенты учатся настраивать микрофон с помощью микшерного пульта. Студент «А» говорит в микрофон, а студент «Б» настраивает чувствительность канала, тембр и уровень выходной мощности. Остальные студенты анализируют процесс и высказывают свои соображения по данному моменту. Затем эту настройку делают другие студенты и также подвергаются анализу и получают рекомендации по настройке звука. Пример задания 2.На занятии студенты анализируют структуры различных микшерных пультов, которые имеются в распоряжении театра музыкальной комедии. Это цифровые и аналоговые, активные и пассивные, студийные и концертные и т.д. Разбираются достоинства и недостатки.

Пример задания 3.Студент «А» хорошо знает программу CUBASE, но посредственно знает микшерный пульт. Студент «Б» наоборот–хорошо знает, как настроить микрофон на микшерном пульте, но посредственно знает мультитрек в программе CUBASE. В процессе занятия не только оба эти студента учатся друг у друга, но и вся группа активно включается в данный процесс. В сложившей практике высшего профессионального образования учебно-воспитательный процесс по каждой дисциплине осуществляется на основе учебно-методического комплекса (УМК) –«совокупности всех учебно-методических документов (планом, программ, методик, учебных пособий), представляющих собой проект системного описания» образовательного процесса. Данный комплекс является информационной моделью педагогической системы, отображающей ее основные элементы. В учебно-методический комплекс входят следующие документы: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий и карта обеспеченности студентов учебной литературой. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) –это совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине, по составлению заданий для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов. Центральным методическим документом в УМКД является рабочая учебная программа.

Рассмотрим основные понятия, связанные с учебно-методическим комплексом. Учебная программа:–документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявляемого к изучению материала с распределением его по годам обучения, по разделам и темам ,документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения;–средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета.В учебной программе показывается система научных знаний, которыми должны овладеть студенты, способы деятельности, опыт творческой деятельности. Цели учебного предмета, его место в учебном плане, связи с другими предметами цикла приводятся в объяснительной записке. Основные требования к тексту учебной программы –«полнота и конкретность представления содержания учебного предмета, включение всех необходимых и достаточных для реализации выдвинутых целей элементов и с их характеристиками и взаимосвязями». Учебник–«книга, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики»;–учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебникам «предъявляются достаточно жесткие требования; он должен быть краток, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом».

Хороший учебник должен быть «информативен, энциклопедичен», связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству. Учебное пособие:–учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью, заменяющее или дополняющее учебник;–средство обучения, содержащее дополнительную информацию и применяемое для помощи учителю и учащимся;–печатные графические, изобразительные материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых предметов или явлений, облегчения овладения двигательными умениями и т.д. В педагогической справочно-информационной литературе к учебным пособиям также принято относить словари и справочники, таблицы, карты, картины, макеты, модели, коллекции минералов, физические и химические приборы и т.п. Учебно-методическое пособие:–учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания;–вид учебника, специально предназначенного для обучающегося, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистанционного образования. В учебно-методическом пособии должны быть представлены: 1. Текстовый материал по каждой теме учебной дисциплины. 2. Иллюстративный материал. 3. Практические работы и задания. 4. Вопросы для самоконтроля и контрольные задания. Как уже говорилось выше специальных учебников по дисциплине «Основы студийной звукозаписи» для подготовки бакалавров профиля «Музыкально-компьютерные технологии» для педагогических вузов в настоящее время не существует. Основная учебно-методическая литература для подготовки специалистов в этой области представлена учебниками для подготовки профессиональных звукорежиссеров, самоучителями и другими изданиями, краткое содержание которых представлено во второй главе . Рассмотрим более подробно содержание работ, непосредственно связанных с процессом звукозаписи.

Гибсон Д. Искусство сведения. Цель данной книги –объяснить, как делать хорошие миксы. Также в ней затронуты другие факторы в понимании, что же такое хорошая, качественная запись. Книга состоит из 7 глав. В первой главе рассмотрены все аспекты записанной музыкальной пьесы–концепция, мелодия, ритм, гармония, текст, аранжировка, инструментовка, структура, исполнение, качество оборудования/записи, сведение. Автор показывает, что звукоинженер может сделать для прояснения каждого из этих компонентов. Остальная часть книги –продолжение рассмотрения процесса сведения (микширования). Во второй главе «Визуальное представление образов» описано воображаемое расположение звуков между динамиками, показана разница между звуковыми волнами, исходящими из динамиков и воображаемым нахождением звуковых образов; рассмотрены понятия громкости, частоты, панорамы; объяснено, как и почему могут быть использованы особые иллюстрации для каждого звука и эффекта в студии. В третьей главе «Руководство по сведению» объясняются причины выбора того или иного способа сведения; показано, как музыкальный стиль влияет на выбор способа сведения, как песня или ее части диктуют выбор способа сведения, как каждый ее аспект может влиять на положение громкости, эквалайзера, панорамы и эффектов; описано, как конкретные люди –инженеры, группа, продюсер, массовая аудитория влияют на способ сведения. В четвертой главе «Функции студийного оборудования и визуальное представление всех параметров» объясняются функций каждого устройства, представленного во второй главе, а также параметры установок для этих устройств, используемые в различных музыкальных стилях; объясняется разница между различными видами эквалайзеров – графическими, параметрическими–и описывается их влияние на частотные диапазоны, также описывается пошаговое создание различных стилей микса.

В пятой главе «Традиции и основные «музыкальные эффекты», создаваемые с помощью студийного оборудования» автор обсуждает невероятно большой набор «эффектов», воспринимаемых различными людьми в музыке, включая чувства и эмоции; образ мышления и физические реакции; культурный и духовный подтекст; приводит обзор, как различное оборудование влияет на чувства и эмоции людей, песню и ее структуру. В шестой главе «Стили микширования»объясняется влияние музыки на высоком уровне, которое создается различными установками параметров. В седьмой главе рассмотрено соотношение между музыкальным «влиянием», создаваемой оборудованием, и музыкальным «влиянием», находящимся в музыке и песнях изначально. Загуменнов А.П. «Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты». М. : Издательство «НТ Пресс», 2016. 181с. В книге проанализированы получившие в настоящее время всеобщее признание системы цифровой записи и редактирования звука с помощью персонального компьютера. Рассмотрены вопросы обработки звука, записанного на цифровой носитель, и способы насыщения его всевозможными эффектами. Книга состоит из 9 разделов. В первом разделе дана характеристика одному из методов записи звука –многоканальной записи. Второй раздел посвящен сведению и линейному и нелинейному монтажу.

В третьем разделе описаны требования к стереофонической записи. В четвертом разделе приведены основные понятия, определяющие акустический сигнал: динамический диапазон и уровни, частотный диапазон и спектры, время реверберации, субъективные критерии оценки звучания–слоговая разборчивость, отзвук и его длительность, прозрачность, пространственное впечатление, эхо. В пятом разделе затронуты вопросы преобразования аналогового и цифрового сигналов. В шестом разделе основное внимание уделено простейшему редактированию: использованию обзорных окон, копированию, перемещению, вставке, удалению звуковых фрагментов, реверсу звука, редактированию стереофайлов. В седьмом разделе рассмотрены основные звуковые процессы: слияние волновых форм, инверсия, амплитудные преобразования, устранение смещения по постоянному току, нормализация, расширение панорамы, частотная коррекция, фильтры и их характеристики. В восьмом разделе дается описание звуковых эффектов, таких как задержка сиг-налов, модуляция и фазовые сдвиги, изменение высоты и времени звучания, автоматическое изменение панорамы, особые эффекты (компрессия–сжатие динамического диапазона; искажения, имитирующие аналоговые перегрузки; вокодер, караоке и т.п.). В девятом разделе рассказывается о дополнительных инструментах обработки звука: спектральном анализе, синтезе звука и создании семплов, шумопонижении, синхронизации с видеорядом, отмене ошибочных действий.

Так как в программах используются разные алгоритмы обработки звука, эффект от их применения на одном и том же звуковом материале также различается. Поэтому каждый из описанных в книге методов обработки иллюстрируется не одной, а несколькими программами. Все разделы книги снабжены подробными описаниями приемов работы на примерах из программ редактирования звука SoundForge, WaveLab, SAWStudio и SamplitudeProfessional для Windows. Они позволяют производить разнообразные действия над звуком, так или иначе изменяя его (порой до неузнаваемости).Автор книги указывает, что все программы, работающие с оцифрованным звуком, предъявляют довольно жесткие требования к компьютеру. Так, понадобится достаточно много свободного места на жестком диске (одна минута стереозаписи с качеством компакт-диска занимает около 10 Мб).Для надежной записи и качественного воспроизведения звука необходим жесткий диск со средним временем доступа не более 11 миллисекунд, а также значительный объем оперативной памяти. Широкие возможности рассматриваемых в книге программ позволяют использовать их для различных целей: производства (мастеринга) фонограмм, мультимедийных приложений и аудиофайлов для Internet и для презентаций, компьютерной телефонии, анализа параметров звука. При этом программы дополняют друг друга и предоставляют пользователю средства для решения любых профессиональных задач. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. «Звукозапись на компьютере». СПб.: БХВ-Петербург,2016. 806 с.Данная книга относится к самоучителям. Весь материал разделен на две части. Первая часть содержит основы теории и практики записи и обработки звука на компьютере. Материал скомпонован в шесть глав: «Аудиосигналы и

82их основные свойства», Спектральное представление сигналов», «Фильтрация», «Динамическая обработка аудиосигналов», «Звуковые эффекты», «Элементы домашней звуковой студии». \Во второй части подробно рассмотрены программы для редактирования звука: профессиональный звуковой редактор Adobe Audition3, бесплатный звуковой редактор с открытым кодом Audacity и плагины Voxengo, раскрыты основные приемы работы в указанных программах. Представляет интерес и статья Кристофера Принципы и основы цифровой звукозаписи. http://www. 3dnews.ru/multimedia/ sound-homestydio. В данной статье рассматриваются проблемы аналоговых и цифровых трактов звукозаписи, а также основные технические характеристики микрофонов и вопросы безопасности при работе со звуком.
Анализ наиболее значимых книг для осуществления звукорежиссером студийной звукозаписи показал, что в настоящее время не существует какой-либо одной книги, которая могла бы стать учебником или учебным пособием для дисциплины «Основы студийной звукозаписи».
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования была выявлена проблема, суть которой заключается в усвоении материала студентами, в связи с быстрым развитием технологий в мире цифровой звукозаписи и отсутствием актуальной современной русскоязычной литературы. Субъектом исследования являлся студент высшего учебного заведения, обучающийся дисциплине музыкальная звукорежиссура.
Целью данной работы было исследование актуальной русскоязычной литературы по дисциплине звукорежиссура. Исследование достигло поставленных задач:

1) были изучены основные современные методики обучению компьютерно-музыкальным дисциплинам;

2) рассмотрены основные технологии, используемые в звукозаписи в настоящее время;

3) проанализированы наиболее эффективные способы коллективного обучения дисциплине «Оборудование студий звукозаписи»;

4) исследованы тенденции развития мирового рынка технологий современной звукозаписи.

В работе было выявлено, что звукозапись сегодня требует особых навыков, которые недоступны рядовым музыкантам и людям с техническим образованием, как это происходило ранее.

В нынешней работе звукорежиссера требуется обрабатывать большое количество информации, в связи со стремительным развитием аудиотехнологий. В связи с чем, требуется актуальная русскоязычная литература.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

1. Алдошина И.А. – Музыкальная акустика: учебное пособие, архив журнала «Звукорежиссер» 2015. -142 с.

2. Меерзон Б.Я. – Акустические основы звукорежиссуры: учебно-методическое пособие, 2008.-205 с.
3. Севашко А.В. – Звукорежиссура и запись фонограмм: учебно-методическое пособие, « Альтекс-А», 2004.-83 с.
4. Динов В.Г. – Звукорежиссура и запись фонограмм: учебное пособие, «Геликон Плюс» 2012. – 35 с.
5. Бьюик П. – Живой звук: учебное пособие, 2017. -102с.
6. Кирн П. – Цифровой звук: учебно-методическое пособие, 2012. -152с.
7. Дворко Н.И. – Основы звукорежиссуры: учебное пособие, 2004. -98с.
8. Ньюэлл Ф. – Звукозапись и акустика помещений: учебное пособие, 2005. -154с.

9. Овсински Б. – Настольная книга инженера записи: учебное пособие, 2017. -64с.
10. Ставроу М. – Сведение разумом: учебное пособие, 2007. -215с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

11. Институт современного искусства [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://isi-vuz.ru/aboutp.hp
12. Мурманский государственный гуманитарный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.mspu.edu.ru
13. Российская академия музыки им. Гнесиных [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gnesin-academy.ru/
14. Российский государственный профессионально-педагогический университет [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.rsvpu.ru/
15. Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.uralconsv.org/
16. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gukit.ru/
17. Санкт-Петербургский университет профсоюзов [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gup.ru/
18. Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.tsiac.ru/academy
19. http://www.muzkom net/afisha
20. Morgan, Chester Цифровая звукозапись: Общие принципы и немного истории. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://mail. mantrid.ru/page/cifrovaya-zvukozapis-obshchie-principy-i-nemnogo-istoriimorganchester