Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей

Содержание:

Введение

Учитывая, что педагогическая литература, отражающая педагогические учения В.А. Сухомлинского об обучении и развитии детей на протяжении многих лет используется в процессе воспитания, обучения детей, тема «Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей» является актуальной и думается, что ее актуальность не утратится на протяжении еще многих и многих лет.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в далее воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Именно поэтому, творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Объектом курсовой работы выступают педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского.

Предметом курсовой работы является педагогический процесс В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе.

Цель курсовой работы заключается в исследовании и отражении взглядов Василия Александровича Сухомлинского.

Из предопределенной цели вытекают следующие задачи:

  1. исследовать работы В.А. Сухомлинского об обучении и развитии детей;
  2. определить цели и содержание педагогического опыта В.А. Сухомлинского;
  3. отразить теоретические аспекты педагогического опыта В.А. Сухомлинского о сотрудничестве учителей и родителей в процессе обучения младших школьников;
  4. выделить значимые практические аспекты педагогического опыта В.А. Сухомлинского о сотрудничестве учителей и родителей в процессе обучения младших школьников.

Предопределенные задачи будут разрешены методом теоретического анализа литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, синтез.

Разработанность в науке гуманистических идей педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно отметить исследования следующих научных деятелей: В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской.

Практическая значимость заключается в том, что на некоторые выводы и предложения могут быть обращены взоры современных педагогических деятелей в их педагогической деятельности.

Структура курсовой работы формируется из вводной части, двух глав, включающих четыре параграфа, заключительной части и списка использованной литературы.

Глава 1. Педагогический опыт В.А. Сухомлинского

1.1 Учения В.А. Сухомлинского о воспитании детей

    Открыв настольную книгу любого учителя "Как воспитать настоящего человека", созданную великим педагогическим деятелем Василием Александровичем Сухомлинским в крайние годы его жизни, вот как выступает одна из его статей: "Учение, изучение познаниями, занятие за книгой - огромное добро и счастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли лишь мечтать о том, чтоб присесть за парту, брать в руки книжку, читать, писать, узнавать мир. Твое детство, детство, ранняя молодость - это дворец, озаренный светом познаний", примерно так пишет ученый.

Полагают, что конкретно это обращение обязан нести любой преподаватель современной школы к собственным воспитанникам. Ведь в следствии такого, что преподавание в нашем обществе стало не только доступным, но и обязательным, в глазах большинства людей оно перестало быть благом. Хуже такого, для некой доли школьников преподавание является ярмом. Учись, поэтому что преподавание - это добро и счастье. Эти слова произносятся в школах очень много раз, но их глубочайший значение далеко не постоянно доходит до молодых душ.

Педагог отмечает, что разумный труд детей различается от умственного труда зрелого человека. Для ребенка окончательная цель овладения познаниями не может быть основным стимулом его усилий, как у зрелого. Источник желания обучаться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске идеи, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь малыша сидеть за книгой.

Как отмечают современники, Сухомлинский В.А. один из первых, кто в середине XX века обосновал и реализовал в своей школе педагогическую систему, ориентированную на развитие духовного, интеллектуального и физического потенциала ребенка[1].

Личные эксперименты Сухомлинского уверили его, что наиболее основное в данной узкой сфере обучения - постоянная мысленная активность - без переутомления, без рывков и спешки.

Некоторые авторы пишут, что воспитание развивает принципы, которые формируют мировозрение личности, которое формируется родителями, воспитателями, усителями[2].

Подлинная школа - это королевство деятельной идеи. Если скажем, что
сейчас воспитаннику нужно выучить 10 страничек школьного материала, то он будет тружеником идеи только тогда, когда без помощи других прочтет 20, 30, 40 страничек школьного материала.

В книге " Сердце отдаю детям " Сухомлинский дает учителям комитет: "Идите в поле, в парк, пейте из родника идеи, и эта живая влага сделает ваших воспитанников разумными; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами".

Он отмечает, что "вывести деток на лужайку, посетить с ними в бору, в саде - дело существенно наиболее трудное, чем вести уроки". Так как на проведение экскурсии учителю нужно уделять столько же времени и интереса как на проведение урока, а то и более. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней совсем. Но и при подготовке следует учесть, что не непременно все время экскурсии обязано быть занято дискуссиями.

Сухомлинский отмечает: "Детям не нужно немало произносить, не нужно кормить их рассказами, слово не забава, а словесное удовлетворение - одно из самых вредоносных пресыщений. Ребенку необходимо не лишь выслушивать слово воспитателя, но и безмолвствовать; в эти мгновения он задумывается, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный предмет восприятия слов. А, посреди природы ребенку нужно отдать вероятность слушать, поглядеть, ощутить3».

В работе принципиально и содержание материала, и тон беседы, и время этой беседы, и внешний вид учителя, и стиля его поведения. Слово учителя обретает отголосок в сердцах воспитанников и делается их собственным достоянием только тогда, когда "мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет учеников цельностью, красотой идейно-жизненных взоров, морально-этических принципов". Дети чрезвычайно отлично ощущают ложь слов, если они не подходят нравственному убеждению воспитателя. Они ненавидят такого, кто пробует предоставить черное за ясное, закрыть угрюмое темными словами.

Сухомлинский подчеркивал: " Корень почти всех бед обучения как раз в том, что часто любимца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет ". Именно в этом Сухомлинский наблюдает высшее назначение преподавателя.

Необходимо направить интерес, что цель обучения, по В. А. Сухомлинскому, содержится в том, чтоб процесс овладения познаниями снабжал лучшей степенью всеобщего развития, а сплошное формирование, достигаемое в процессе обучения, содействовало наиболее удачному овладению познаниями, эмоциональную культуру развития ребенка.

В связи с этим пишет, что бедность эмоциональной реакции детей на явления окружающего мира, порождается безразличием взрослых к культуре детского мышления[3].

Испокон веков педагоги решают две пары взаимосвязанных проблем: «обучение - воспитание» и «обучение - развитие». Одни отмечали, что главное - знание, другие видели главное в развитии, третьи рассуждали о единстве воспитания и обучения, обучения и развития.

Сухомлинский же не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие. Нельзя учить, не воспитывая характер. Ничего не получится.

Все его работы позволяют сделать вывод: для учителя на уроке есть еще одна пара проблем, такая же важная, как и две первых.

Учитель на уроке учит, воспитывает и развивает. Но все это нереально, если преподаватель сразу не вызывает влечение к учению и не воспитывает, призывая к воспитанию.

"Я верую в могучую силу обучения, верую в то, что счастье и удовольствие для человека в совершенной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном имуществе влечений, порывов, в познании красоты и величия бытия… ".

Эти слова Сухомлинского обращают нас к ключевой его идеи, - к идеи о отрицание счастья ребенка. Ведь духовную полноту и насыщенность жизни может отдать лишь обширное, разностороннее образование, пытливое познание мира, функциональное рвение к познанию, удовлетворенность познания. Ребенок не может быть счастливым, если в школе ему нехорошо или скучно.

Сделать ребенка счастливым, - означает, изначально посодействовать ему обучаться.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности Павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

Когда его спрашивали: " Что наиболее основное было в его жизни? ", он отвечал: " Любовь к детям! ". Искренняя любовь к детям и истинная педагогическая цивилизация, по Сухомлинскому, мнения нерасторжимые. Он считал, что преподаватель должен мочь ценить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением блага и верности. Без данных свойств не может быть учителя.

" Если преподаватель стал ином для ребенка, если эта дружба озарена благородным стремлением, порывом к чему-то ясному, умному, в сердечко ребенка никогда не закрадется зло. И если в школах имеется насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а время от времени и злобные дети, то только поэтому, что учителя не узнали их, не отыскали подхода к ним, не смогли стать их друзьями. Воспитание без дружбы с ребенком разрешено сопоставить с блужданием в потемках ".

В. А. Сухомлинский - благородный преемник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом только педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела пространство определенная эволюция его взоров. Вначале он признавал в принципе необходимость наказаний, был уверен, что они в определенных вариантах могут быть действенным способом воспитательного действия, а в крайние годы собственной деятельности радикально защищал последующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как дерзкое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для исполнения какой-нибудь работы, особые жалобы в дневнике учителя.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников исследовал еще глубже. " В среде преподавателей, - подмечал Сухомлинский, - разрешено часто услышать дискуссии о одобрении и наказании. А между тем, наиболее основное одобрение и наиболее мощное наказание в педагогическом труде – это критика ". 

" Беда почти всех учителей в том, что они измеряют и расценивают церковный мир малыша лишь оценками и баллами, разделяют всех учащихся на две категории в зависимости от такого, изучают или не изучают дети уроки".

В. А. Сухомлинский считал, что правом воспользоваться острым инвентарем оценки владеет лишь тот преподаватель, который обожает детей. Учитель обязан быть для ребенка таковым же драгоценным человеком, как мама, вера школьника в учителя, обоюдное доверие между ними, гуманность и доброта - вот то, что нужно воспитателю, то, что желают созидать детей в собственном наставнике. Одно из самых ценных его свойств - гуманность, в которой смешивается сердечная доброта с разумной жесткостью родителей.

Говоря об оценке как способе наказания, Сухомлинский считал возможным ее использование лишь для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особенно больно ранит, обижает и унижает амбиции учащегося. Нельзя допускать, чтоб ребенок в самом начале собственного пути с "поддержкой" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети прибывают в школу наиболее разные: собранные и несобранные, бдительные и рассеянные, скоро схватывающие и тугодумы, неряшливые и осторожные. Едины они в одном. Все дети без исключения прибывают в первый класс с чистосердечным желанием отлично учиться. Красивое человечное желание - отлично обучаться - озаряет
весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В. А. Сухомлинского постоянно оптимистична, это наказание за труд, а не наказание за лень. Он почитал " детское неведение ". Месяц, полгода, год у ребенка " может кое-что не получаться, но придет время - выучиться ". Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у всякого она имеет свою скорость.

Сухомлинский упорно советовал родителям не спрашивать от детей непременно лишь хороших оценок, чтоб отличники "не ощущали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало эмоции неполноценности".

Сухомлинский советует преподавателям вызывать в школу родителей не по поводу нехорошей успеваемости или дисциплины их дитя, а тогда, когда он делает что-то неплохое. Пусть незначительный на первый взгляд, но хороший поступок.

В пребывании ребенка необходимо похвалить, помочь и обязательно написать в дневнике.

Система обучения, в базе которой лежит критика лишь позитивных итогов, приводит очень изредка к психическим срывам, к появлению "тяжелых" подростков.

В. А. Сухомлинский, как А. С. Макаренко и остальные русские преподаватели, разглядывал коллектив как могучее средство коммунистического обучения. Сухомлинский считал, что коллектив - это постоянно идейное соединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности всякого за всех и всех за всякого. "Детский коллектив - сильнейшее лекарство обучения, такое могучее, что им нужно воспользоваться с популярной осторожностью. Дети - не зрелые, они просто возбудимы, просто поддаются предложению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все с осторожностью; воспитатель никогда не обязан выпускать из-под контроля детские влечения. И коллективное мировоззрение, которое посреди зрелых верности, может начинать предпосылкой неисправимых искренних травм у детей".

"Воздействие на не устоявшуюся, просто ранимую психику ребенка силой нравственного осуждения коллектива чаще только приводит к тому, что ребенок "ломается", делается лицемером и приспособленцем, или, что не наименее ужасно, ожесточается в слепой нелюбви против всех".
На этом основании было бы неуверенным делать вывод о том, что В. А. Сухомлинский в общем отрицал воспитательную роль коллектива. " Коллектив может начинать воспитывающей средой только в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он формируется в общей творческой деятельности, в труде, доставляющем любому удовлетворенность, обогащающем религиозно и умственно, развивающем интересы и возможности. И при этом нужно держать в голове, что настоящий коллектив создается только там, где имеется опытнейший, любящий детей преподаватель. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей вырастает рвение начинать лучше не на показ, не для такого, чтоб тебя похвалили, а из внутренней потребности ощущать почтение окружающих, не уронить в их очах собственного плюсы".

Рожденная в живом эксперименте Павлышской школы способ обучения коллектива строилась не на "организационных зависимостях ", а на развитии духовных имуществ личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды собственной "персональной духовной деятельности " и обогащаться в духовном общении. Как регулярность обучения личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: " Чем больше умственный степень и глубже, хуже нравственные убеждения ученика, тем... богаче обязана быть духовная жизнь коллектива, чтоб личность нашла в нем источник собственного предстоящего развития ".

И еще один действующий вывод обязаны мы изучить, осматривая вопрос о намеренной дисциплине. Для В. А. Сухомлинского не было проблемы: личность или коллектив. " Это две границы, две стороны одного человечного бытия. Нет, и не может быть обучения личности вне коллектива, буквально так же, как не может быть " теоретического "коллектива без личностей".

Василий Александрович писал: "Меня изумил взор моего оппонента на возмездие как на нужную, неминуемую вещица в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту правду, что наших детей разрешено растить лишь хорошем, лишь лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это нереально, то не поэтому, что воспитание без наказаний нереально, а поэтому, что почти все учителя не могут воспитывать без наказаний. Если вы желаете, чтоб в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний»[4]

1.2 Цели и содержание педагогического опыта В.А. Сухомлинского

В. А. Сухомлинский в личностной педагогической практике в 50-60-х годах искрометно осуществлял культурно-педагогическую традицию, сущность которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические мнения приметно отличались от общепризнанных в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.
Официальная дисциплина относилась к ним очень настороженно и даже воинственно, стараясь вместить их в прокрустово ложе классовой идеологии. В. А. Сухомлинского винили в " абстрактном гуманизме ", в том, что он " ввел туманное мнение, называемое человечностью ". На эти выпады Сухомлинский отвечал: " Я - преподаватель, воспитатель детей, так как я продолжаю себя в собственных питомцах, так как если мои рот говорят или мое перышко пишет слова " гуманный, человечный, добросердечный ", то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и места, а о любви к нашим русским детям. Я обожаю их неоспоримо и без какой-бы то ни было оглядки. Я уверен, что лишь человечностью, лаской, добротой - да, обычный человечной добротой, разрешено вырастить реального человека... Я добиваюсь такого, чтоб наша школа была школой сердечности ".

Сухомлинский изучил и использовал связи образования с высоконравственным обучением, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами считал знание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с другом. Сухомлинский одним из первых в русской педагогике собственного времени стал упражнять гуманистические традиции отечественной и вселенской педагогической идеи. В его работе " Проблемы обучения многосторонне образованный личности " он пишет о том, что " любой человек уже в годы детства и в особенности в детстве и ранней молодости обязан понять счастье полноты собственной духовной жизни, удовлетворенность труда и творчества ". В. А. Сухомлинский не ставил точных пределов между разными сторонами обучения.

Рассмотрим главные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача обучения у ребенка собственного дела к окружающей реальности, сознание собственного дела и ответственности перед родными, друзьями и социумом и, что основное, перед своей совестью. Василий Александрович строчит, что задача школы не элементарно передать знания, но " раскрыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым сложным в интеллектуальном развитии воспитанником те сферы развития его духа, где он может добиться вершины, выразить себя, сообщить о собственном Я, черпать силы из источника человечного достоинства, ощущать себя не обделенным, а религиозно состоятельным ".

Отсюда основная цель воспитания - гражданско-патриотическое создание личности. Сухомлинский считал, что суть принципиальной воспитательной задачи содержится в том, чтоб взор на мир выражался не лишь в умении разъяснить суть явлений, но и в практической деятельности, в труде. В собственной системе умственного обучения Сухомлинский употреблял трудовые поручения, основная цель которых - создание мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения чрезвычайно принципиально, чтоб мыслительные операции находили отображение в практической деятельности воспитанника.

Еще одной важной воспитательной задачей Сухомлинский полагал то, чтоб мировоззренческие убеждения создавались в процессе функциональной деятельности.

По понятию Сухомлинского, не предположить равнодушного, безразличного дела воспитанника к полученным познаниям, когда еще нет ни малейшего дела до их содержания - также является одной из задач воспитывающего обучения. Формирование научного мировоззрения - это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое управление его мышлением, действием знания окружающего мира, трудящийся деловитостью.

Исходя из вышеизложенного, В. А. Сухомлинский развивает очень главную педагогическую мысль о 2-ух важных задачах учителя: во-первых, отдать воспитанникам установленный резерв познаний, во-вторых, обучить воспитанников непрерывно, всю жизнь наполнять и обогащать свои познания, обучить без помощи других воспользоваться ценностями из сокровищницы человечной культуры.

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически интеллигентный личности, по его мнению, может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все границы человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Особая неувязка для теории и практики обучения - воспитание потребностей. Сложность содержится в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что нужно обучить воспринимать " что " имеет моральное преимущество желать любой определенный человек. Поэтому " воспитание культуры желаний - один из самых ярчайших цветов той трудной вещи, которую мы именуем высоконравственным значением школьной жизни ".

Проблемой современной школы, обучения и обучения, по понятию Сухомлинского, является то, что человек, получивший неплохое образование, не желает участвовать в процессе материального труда. Это имеется пережитки старого мира. Наше общество, как показывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели обязаны взять в толк, что функция образования поменялась. Образование закончило быть средством избавления от труда. Напротив, сейчас " нужно выкормить не элементарно подготовленность - практическую и нравственную - к этому труду, но и рвение, желание, желание посвятить ему всю свою жизнь ". Сухомлинский считал, что в процессе обучения значимую роль играют взаимоотношения учителя и воспитанника. Поэтому они обязаны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из схожих установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совокупные походы, сочинения и чтение стихов, обсуждение " музыки " бора, реки, полей, воздуха. Через такие моменты создается дорогой эксперимент общения воспитанников и воспитателей.

Учитель в первую очередность, как считал Сухомлинский, обязан стремиться к распознанию церковного мира ребенка, воспринимать в каждом ребенке " собственное ": " Нет в мире ничто труднее и богаче человечной личности ". И конкретно к личности обращен преподаватель в собственной деятельности, благодаря чему преподаватель - это человек, который не лишь овладел теорией педагогики, он еще и практик, ощущающий малыша, он мыслитель, который объединяет концепцию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю».

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А.Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше.

В качестве основных качеств воспитательной системы В.А. Сухомлинского в современной литературе отмечаются следующие:

- трактовку к формирующейся личности как самооценности;

- понимание воспитателя как феномена, в значительной степени, не зависимо от требований общества;

- выдвижение в качестве главной цели – воспитание свободного развития ребенка как активной личности;

- раскрытие индивидуальности ребенка, способной противостоять нивелирующей тенденции[5].

В педагогическом опыте В.А.Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали. Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, принятие ответственности за свой выбор.

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы. Итак, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

В 1953 году Сухомлинский В.А. летом собрал шестилеток и своём селе. И родителям сказал, что хочет подготовить их к школе. Он организовал «Школу радости» для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались «аппетитные» прогулки. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для «начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

Школа молодых родителей начиналась с беседы «Отношения взрослых в семье и нравственное воспитание детей». Молодым родителям говорили о том, что главное условие здорового развития ребенка - это гармония отношений взрослых людей, окружающих ребенка. Взрослые дают детям ощущение счастья, уверенности в своих силах, ощущение справедливости мира, в котором они живут. Здесь учили родителей, как правильно ориентировать ребенка в сложной нравственной сфере человеческих желаний и возможностей их удовлетворения, учили разбираться в таких понятиях, как «хочу», «надо», «нельзя», «можно», в том, как воспитывать человечность в ребенке.

Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу.

Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми. Сухомлинский В.А. видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни».«Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости».

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном счете, ослабляет и школу.

Поэтому одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. «Мы в Павлыше изучаем и знаем духовную жизнь каждой семьи, но это лишь начало семейно-школьного воспитания» В.А.Сухомлинским была образована родительская школа, в которой читался курс психологии и педагогики, теории физического, умственного, нравственного воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы.

Занятия проводились 2 раза в месяц, основная форма занятий - лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей, курс психологии и педагогики был рассчитан на 250 часов. На занятиях педагоги стремились к тому, чтобы теоретические знания, которые родители получали в родительской школе, соотносились ими с духовной жизнью ребенка.

В родительской школе в Павлыше иногда проводились занятия только с матерями. По мнению В. А. Сухомлинского, это необходимо при разъяснении вопросов, связанных с половым воспитанием подростков. Также необходимо проводить занятия с отцами, на которых педагоги должны разъяснять отцам о высокой миссии мужчины в семье. Этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная. На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, необходимо рассказывать, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость в воспитании.

Впоследствии В. А. Сухомлинский отмечал, что «без родительской школы мы не представляем полноценного семейно-школьного воспитания». Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар педагогической культуры или семинар для учителей. Занятия проводилась по понедельникам 1-2 раза в месяц. План работы семинара был известен педагогам заранее, и они тщательно к нему готовились. Они знали, что на семинаре разговор будет идти только о принципиальных проблемах воспитания.

Первая часть психологического семинара посвящалась обсуждению психолого-педагогической характеристики учащегося, из которой складывался образ ребенка. Чаще всего готовилась характеристика ученика, ничем не проявившего себя в коллективе, не доставлявшего никаких хлопот учителям. На семинаре педагоги пытались проникнуть в сложный духовных мир ребенка, старались изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка - педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

В. А. Сухомлинский утверждал, что трудовое воспитание - весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи. Для ребенка младшего школьного возраста коллективность самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека. По мнению В. А. Сухомлинского, педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Итак, увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Нельзя не подчеркнуть и то, что в развитии детской индивидуальности В. А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.

Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы.

Сухомлинский считал, что настоящее умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда имуществом учащихся встанут более ценные интеллектуальные имущества населения земли. В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача - достигнуть такого, чтоб в умственном развитии воспитанников следующее пространство заняли базы наук о природе и труде, о человечном организме и мышлении, об сообществе и духовной жизни человека, об художестве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологи, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо настоящее умственное воспитание.

Итак, вся образовательно-воспитательная система руководимой В. А. Сухомлинским Павлышской школы была нацелена на идеи гуманизма, человечности, хорошего дела к детям, сотворения критерий для индивидуально-творческого развития всякой личности, подразумевала вовлеченность в него самого ребенка.

Семья и школа совместно обязаны совершенствовать в ребенке чувство долга и ответственности, критерии жизни в обществе. Это обязано реализоваться исходя из критериев, что истинное человеколюбие имеется высочайшая наука поступков, эмоций, идей.

Воспитание В. А. Сухомлинский разумел как произведение счастья всякого ученика. " Воспитание содержится в том, - утверждал гениальный преподаватель, - чтоб умело, разумно, разумно, деликатно, душевно прикоснуться к всякой из тысячей граней, отыскать ту, которая, ежели ее как алмаз оттачивать, засияет неповторимым блеском человечного таланта, а это блеск доставит человеку собственное счастье. Открыть в каждом человеке его, лишь его неповторимую границу - в этом художество обучения ". Обладая не лишь педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский выложил собственный богатейший, неповторимый эксперимент, свои философско-педагогические выводы в бессчетных статьях, книжках, оставил огромное рукописное наследие.

В целом педагогический опыт В.А. Сухомлинского, цели и содержание этого опыта явствуют нам о том, что в  воспитании всесторонне развитой гармонической личности, в расцвете всех ее сторон, полном в той мере, в какой уровень развития производительных сил, общественных отношений и воспитания делает это возможным. Далее эта цель конкретизируется с учетом специфических особенностей каждого возраста. В системе Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.

Глава 2. Теоретический и практический опыт В.А. Сухомлинского формах сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников

2.1. Теоретические аспекты В.А. Сухомлинского о сотрудничестве учителей и родителей в процессе обучения младших школьников

В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Ведущими идеями концепции В. А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Как и физический труд, так и умственный труд должен иметь цель, иначе обучение для ребенка становится бессмысленным запоминанием знаний.
«Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата».

Сухомлинский писал, что это неправильно (за 30 лет до получения автором соответствующего опыта!).

«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения. Как можно меньше случайного, непредусмотренного, "аварийного" труда - таково правило воспитания трудолюбия».

И еще есть две важных составляющих успешного воспитания ребенка трудолюбию: 

1)      Воспитание своим примером. «Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение».

2)      Обучение других школьников своему умению.
«Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому».

В павлышской средней школе, директором которой Сухомлинский работал 22 года до конца своей жизни, было правило – все, что школьники могли сделать своими руками, они делали сами: строили парты, шили шторы и т.д. Конечно, это было вызвано еще и послевоенной тяжелой обстановкой, но все же Павлышская школа отличалась от других. Изделия школьников выглядели чуть хуже фабричных, но все же были функциональными. Представить только гордость детей, которые, заходя в школу, видят что-то, сделанное своими руками! Насколько это меняет отношение к школе. И слова – «Школа – наш общий дом» становятся уже не просто словами, а правдой.

Также очень важно, чтобы ученик в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других учеников. И каждый стал бы в своем деле лучшим. 

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и творчества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ; без которых невозможна жизнь человека[6].

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В. А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. А. являются: природа, книга, сказка, труд.

В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, он изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие, которое сегодня с интересом изучается и применяется педагогами на практике.

Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно привести труды В.В.Серикова, В.А.Петровского, И.С. Якиманской, В.В.Зайцева, А.Г.Козловой, Е.В. Бондаревской.

2.2. Практические аспекты В.А. Сухомлинского о сотрудничестве учителей и родителей в процессе обучения младших школьников

На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальной работы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место «выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душах жажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнении знаний. Дух радости познания - вот та идейная и интеллектуальная атмосфера, которая должна сейчас царствовать в школе».

Педагог трактовал понятие «радость познаний» как мировоззренческую категорию, ибо она стимулирует более полное и продуктивное овладение духовными и материальными богатствами жизни.

В.А. Сухомлинский призывал педагогов: «Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли - окружающий мир. Дадим ему величайшую радость - радость познания».

В работе «Сердце отдаю детям» он отмечает, что важно достижение успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания и обучения. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Педагог советовал учителям: «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Он также писал: «буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Как ценны эти слова должны быть для каждого педагога, ведь в них столько истины, столько духовной силы и простой веры в силу человеческого духа… в силу каждого педагога и воспитателя…

Отличительной особенностью педагогической системы В. А. Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств.

На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальной работы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место «выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душах жажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнении знаний. Дух радости познания – вот та идейная и интеллектуальная атмосфера, которая должна сейчас царствовать в школе». Педагог трактовал понятие «радость познаний» как мировоззренческую категорию, ибо она стимулирует более полное и продуктивное овладение духовными и материальными богатствами жизни.

В.А. Сухомлинский призывал педагогов: «Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую радость – радость познания».

В работе «Сердце отдаю детям» он отмечает, что важно достижение успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания и обучения. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Педагог советовал учителям: «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Он также писал: «буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Как ценны эти слова должны быть для каждого педагога, ведь в них столько истины, столько духовной силы и простой веры в силу человеческого духа… в силу каждого педагога и воспитателя.

Резюмируя изложенное отметим, что приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял идее нравственного воспитания, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Новой в теории В.А. Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя.

Заключение

«На любви к детям держится мир». Сегодня уже тяжело припомнить кто сказал эту фразу, но лишь поточнее не скажешь о значении человечной жизни. Во все времена лучшие преподаватели именно эту мысль считали ключевой в деле обучения. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. "Что наиболее основное было в моей жизни? Без размышлений отвечаю: любовь к детям" - так писал он в ключевой книге собственной жизни " Сердце отдаю детям ". И название ее совсем не прекрасный писательский оборот, а чистая истина.

Все что мы называем воспитанием есть большое творчество отражения себя в Человеке.

Учителя и воспитанников обязана соединять духовная общность, при которой забывается что преподаватель – учитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком без духовной общности с ним разрешено сопоставить с блужданием в потемках.

В своем крайнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы В. А. Сухомлинский так заявлял юношам и женщинам, вступающим в жизнь: " еловеческой силе духа нет предела. Нет проблем и излишний, которых бы не мог победить человек. Не молчаливо перетерпеть перестрадать, но победить вылезти победителем начинать посильнее. Больше только бойтесь минуты когда трудность покажется вам непреодолимой, когда покажется мысль отойти пойти по легкому пути ".

Созданная В. А. Сухомлинским воспитательная система базируется на различных принципах. Так, одной из основ является упор на энтузиазм младших школьников (благодаря чему дети с наслаждением посещали школу, обучение приносило им удовлетворенность, бодрое расположение и желание ходить туда в любой день, что, к огорчению, не наблюдается в наше время).

Следующий принцип - концентрация интереса не на недочеты ребенка, а на его успехи. Отсюда принципиальное состояние выдвинул В. А Сухомлинский - воспитание не на искоренение недочетов, а на улучшение в ребенке только самого лучшего.

Принцип веры в детей подразумевает, что успехи в учебе будут обеспечены младшим школьникам, если они поверят в себя, свои силы способности.
Сухомлинский В. А. обращает особый интерес на моральное воспитание, в котором преподаватель основным считал создание собственного представления у ребенка об окружающей реальности, воспитание долга и ответственности перед социумом, перед родителями, перед самим собой - перед собственной совестью.
Высоко оценивая смысл трудового обучения во всей системе формирования личности возрастающего человека, В. А Сухомлинский углубленно и многосторонне открыл суть трудящийся деятельности и ее воздействие на личность ребенка, на его умственную, физиологическую, нравственную, эмоциональную сферы. Раскрыл мотивы труда и установил связь умственного труда с физическим, показал воздействие контраста видов деятельности на воспитание намеренного дела к труду и определил пути трудового обучения.

Значительную роль В. А. Сухомлинский передавал обучению младших школьников на национальный традициях. Приобщая детей к народному творчеству и культуре, преподаватель развивал у школьников эмоции гордости за собственных родителей - работников, работающих на добро родного края. Все это в свою очередность формировало у детей эмоции любви и преданности к Родине, видение красивого и бережного отношения к природе.

На образце Павлышской средней школы В. А. Сухомлинский показал, как общая активность школы и семьи оказывает подходящее воздействие на создание личности младшего школьника и содействует различным фронтам в воспитании: трудовому, нравственному, умственному, физическому, обучению на национальных традициях. Педагог употреблял различные способы взаимодействия школы и семьи. Среди них: разговоры с родителями и воспитанниками, общая работа на пришкольном участке, производственные экскурсии, кружковая служба, праздники, лекции и школа для родителей. Последняя форма реализовывалась в сделанной В. А. Сухомлинским "Школе для родителей". Эта школа содействовала увеличению педагогических познаний родителей, вырабатывала у них педагогическую культуру, единичные педагогические взоры, что в свою очередность благотворно отразилось на обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

В настоящее время учителя и родители могут выделить немало полезного из эксперимента В. А. Сухомлинского, так как в собственной теории и практике он определил принцип сотрудничества как главный, то есть как базу обучения детей младшего школьного возраста. Установил, что успех и действенность воспитания и образования детей основаны на содействии школы и семьи, и это взаимодействие обязано просачиваться во все сферы обучения (нравственную, трудовую правовую и остальные). Конечно эксперимент В. А Сухомлинского не стоит воспринимать как аксиому. Современные преподаватели обязаны формировать свои личные программы, идеи и пути сотрудничества школы и семьи. Ведь конкретно от положительного взаимодействия выигрывают и дети, и родителя, и учителя.

Список использованных источников и литературы

Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 3// Под. ред. А.А. Орлова. – М: Директ-Медиа, 2014. – 168 с.

Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе // Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

Багуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, - 2012. – 434 с.

  1. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики //– М.: Просвещение, 1994. – 140 с.
  2. Кульневич С. В. Истоки гуманистической альтернативы // Педагогика. – 2000. - № 7. – С.69-82.
  3. Логвин Г. Педагог от романтизма // Педагогика. – 2005. - С.6-8.
  4. Лукманова Х. Х. История образования и педагогической школьного обучения мысли: Учебное пособие для студентов //– Уфа: БГПУ, 2002. – 112 с.
  5. Лушников А. М. История педагогики //– М.: Наумов, Н. Д. Философско-педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их развитие во второй половине ХХ столетия // Русский учитель. – 2004. – 13 мая.

Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994. – 290 с.

Психология. Хрестоматия. Часть II. М:. Современная гуманитарная академия, 2004. – 161 с.

  1. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов //– М.: Высшая школа, 1995. – 165 с.
  2. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы.//Педагогика. – 1991. - № 10. – С. 110-117.
  3. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухмлинского // - М. Педагогика. – 1991. – 212 с.
  4. Руденко Ю.Д. Народная педагогика В.А. Сухомлинского//Советская педагогика. – 1991. – № 2. – С. 103-106.
  5. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии //– Волгоград: Вектор, 1994. – 355 с.

 Соловейчик С. «В.А. Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.

Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с.

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании //– М.: Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979. – 390 с.
  2. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика // Избранные сочинения в 3-х томах // – М.: Просвещение, 1981. – 360 с.
  3. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы //- М.: Просвещение, 1982. – 310 с.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // – Киев: - Радянска Школа, 1998. – 260 с.
  5. Сухомлинский В. А. Что такое добро и зло // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8.

Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьника. - 1998. - № 5.

Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. - 560 с.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Академия, 1996. – 210 с.

  1. Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 3// Под. ред. А.А. Орлова. – М: Директ-Медиа, 2014. – 168 с.

  2. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта// - Санкт-Петербург: КАРО. – 2015. – 296 с. (страница 196)

  3. Анохина Е.Ю. Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие.//- М: - ФЛИНТА. – 2015. – 210 с. (страница 28)

  4. Багуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, - 2012. – 434 с. (страница 95)

  5. Багуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. М. – ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, - 2012. – 434 с. (страница 351)

  6. Психология. Хрестоматия. Часть II. М:. Современная гуманитарная академия, 2004. – 161 с. (страница 78)