Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование интерьера (Эскизирование интерьера на бумаге)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования исходит из того, что обстановка интерьера – важнейшая составляющая нашего психологического и эмоционального состояния. Именно из этого исходит желание людей часто менять как цветовое оформление квартиры, так и ее внешний вид.

Зачастую дизайн интерьера воспринимают как декорацию, поскольку он оказывает сильнейшее визуальное воздействие.

Несмотря на то, что дизайн интерьеров как самостоятельное направление в оформлении помещений сложилось не так давно, однако, стоит отметить, желание вносить изменения в окружающую среду – черта, которая всегда была свойственна человечеству.

Цель исследования: разработать новый интерьер для ДШИ «Этнос» в г. Южно-Сахалинске.

Задачи курсовой работы:

  • изучить правила разработки интерьера помещения;
  • разработать интерьер на примере ДШИ «Этнос» в г. Южно-Сахалинске;
  • дать рекомендации по дальнейшему дизайну и внешнему благоустройству территории.

Объект исследования: интерьер как общее понятие, а также интерьер в ДШИ «Этнос» в г. Южно-Сахалинске.

Предмет исследования: разнообразие стилей интерьера, а также правила расстановки мебели в помещении (вазы, картины, зеркала и т.д.)

В ходе написания курсовой работы использовалась самая актуальная литература, а также нормативные документы.

Теоретическая глава

1. Проектирование интерьера

1.1 Поэтапная разработка интерьера

Прежде чем создать дизайн интерьера, необходимо разработать дизайн-проект, поскольку именно дизайн-проект – ключ к великолепному ремонту. Важно отметить, что включает в себя данный дизайн-проект. Итак, дизайн-проект включает в себя весь процесс ремонта: от общих планов до расстановки мебели в помещении до количества необходимой плитки для ванной комнаты, кухни, также в проекте прописаны все строительные материалы, которые требуются для ремонта. [7]

Следует дать более четкое определение понятию «дизайн-проект». Итак, дизайн-проект – это определенное количество чертежей, спецификаций по оборудованию, рекомендации, которые помогают выбрать подходящую мебель, сметы по материалам, которые будут использовать. Важно верно выполнять дизайн-проект, поскольку благодаря этому все идеи по созданию дизайна интерьера будут воплощены в жизнь строителями. [2]

Есть несколько разновидностей дизайн-проектов для интерьера. Мы считаем важным назвать эти разновидности. Итак,

1) базовый, в который входят моменты, которые дизайнер считает необходимыми:

а) планы помещения до реконструкции;

б) планы помещения после реконструкции;

в) виды внутренней поверхности стен;

г) развертки внутренней поверхности стен;

д) планы потолка с учетом его покрытия;

е) планы пола с учетом его покрытия;

ж) рекомендации по освещению помещения, по выбору дверей, отделочных материалов и положению сантехники.

2) расширение первого, базового дизайн-проекта, техническими деталями, а именно:

а) планы потолка и пола;

б) разрезы потолка и пола;

в) схемы установки электричества;

г) схемы расположения розеток и выключателей;

д) подбор сантехники и приборов для освещения помещения. [11]

3) детализированный, то есть в данном дизайн-проекте прописаны рекомендации по выбору мебели и аксессуаров интерьера помещения.

Важно отметить, что создание дизайн-проекта проходит в несколько этапов. Назовем их:

1) собирание сведений, которые касаются будущего объекта. Назовем эти сведения:

а) место строительства;

б) качество среды;

в) рельеф и климат среды;

г) сведения об историческом развитии среды, которые представлены в виде размеров, зарисовок, фотоснимков, плана местности, созданного макета, графического фиксирования подосновы, изображения во всех деталях инфраструктуры места строительства;

д) исследование социально-утилитарных условий;

е) предпроектное предложение, то есть создание плана планировки интерьера.

2) постановка авторами проекта целей и приоритетов при создании дизайнерских проектов. [5]

Существует предпроектная деятельность, то есть анализ, сложившийся ситуации, имеющийся опыт и эрудиция, которые являются важнейшими факторами в проектировании объектов, которые отвечают поставленным требованиям.

Главнейшим фактором, который гарантирует целостность условий деятельности архитектурной среды, является творческая и авторская установки (составляющие второго этапа в проектной работе). [12]

Так, существует 4 типа установки. Назовем их:

1) ситуативный (внимание создателя проекта сконцентрировано на ценности преходящего состояния в эстетической ситуации, при которой объект – инструмент ее воплощения в жизнь);

2) эстетизированный (сопоставление объекта и художественного идеала);

3) прагматический (объект – инструмент удовлетворения какой-либо потребности в то время, когда на первый план выходит полезность некой вещи);

4) профессиональный (противоположность прагматическому) – создание объекта является ценностью в период его «делания», предмет интереса же – архитектоника, приемы создания функции, а также соотношение объекта с конкретной средой. [4]

Теперь поговорим о 3 этапе создания дизайн-проекта. Следует отметить, что 3 этап – один из важнейших в ходе работы над проектом, его суть – поиск концепции проекта. На данном этапе определяются методы и приемы, которые создают эффективность следующих работ над проектом. [12]

После того, как выбраны варианты концепций проекта, их воплощают графически или с помощью создания макета, а также с помощью иных форм, как машинных, так и ручных.

В ходе воплощения концепций указанными нами формами уточняется объемно-пространственная композиция, сравнивают варианты, затем получают желаемый результат, в котором воплощается главная идея проекта, которую и принимают к разработке.

Данный этап можно охарактеризовать следующим способом – это эскиз-идея, который может быть представлен с помощью разных средств, материалов. Данный эскиз довольно абстрактен по форме. Этот эскиз можно представить в виде картин, рельефов, макетов и др. Смысл данной формы в том, что можно усилить суть идеи проекта. Именно желание усилить, обострить идею позволяет вести поиск на остальных этапах создания проекта. [10]

Искать идею проекта можно либо одному человеку, либо всему коллективу. Коллективная работа более результативна, когда проектирование касается прогностических проектов, объёмного проектирования, которое не имеет аналогов.

Перейдем к 4 этапу создания дизайн-проекта. Итак, 4 этап – это проектная разработка. Результатом данного этапа должен стать технический проект, в котором уже известны метрические и пространственные характеристики объекта, то есть его габариты, пропорции, стилистика, материалы и т.д. Данная стадия работы над проектом представляется в виде графических изображений, чертежей, макетов и т.д. [12]

После того, как будет выбран эскиз, его прорабатывают в следующих планах:

1) конструктивном;

2) техническом;

3) углубленном;

4) функционально-пространственном;

5) планировочном;

6) эстетическом.

Помимо вышесказанного, ищут параметры и архитектурные характеристики, которые будут соответствовать поставленным целям, задачам и условиям работы.

Проектная разработка – это самостоятельная деятельность, которая заключается в установлении взаимного расположения отдельных зон и определении их эстетики.

Теперь стоит уточнить значение понятия «технический проект». Итак, технический проект – это описание объекта проектирования, которое прописано в определенных конструкторских документах, которые важны для составления технической документации, а также для производства и дальнейшего использования продукции. [22]

Именно при проектной разработке составляются практически все мероприятия по завершению проектных работ. [17]

Рассмотрим 5 этап создания дизайн-проекта. Итак, 5 этап – это разработка рабочих чертежей. То есть на этой стадии подготавливаются все имеющиеся материалы для будущего воплощения принятого проекта. Также разработка рабочих чертежей – это некий творческий этап, в ходе которого намечаются проблемы, обособляются следующие понятия технической эстетики:

1) массовость;

2) технологичность;

3) качество;

4) проектирование отдельных предметов.

Работа на данном этапе соответствует всем требованиям, которые были поставлены перед проектом. Помимо этого, работа на данном этапе полностью соответствует техническому заданию на проектирование. [15]

В действительности указанный выше этап соотнесен с работами, которые формально входят в проектный процесс дизайна среды. Уточним, с какими работами соотнесен этот этап:

1) взаимодействие со смежниками;

2) взаимодействие с производителями работ;

3) взаимодействие со строителями и др.

То есть можно наблюдать обратную связь – искажение принятых решений условиями действительности, завершающей проектирование. [17]

Если появилось желание изменить дизайн интерьера квартиры, то, безусловно, необходимо обратиться к опытному специалисту, который выполнит всё качественно. Чем больше у вас идей по изменению жилого помещения, тем важнее позвать дизайнера, который поможет реализовать все идеи.

Если прийти к кому-то в гости, и появится чувство равновесия, если увидите, что мебель и аксессуары подобраны гармонично, знайте – без советов дизайнеров точно не обошлось. [14]

1.2 Планировка и зонирование интерьера

1. Перед началом дизайнерских работ, надо сделать чертежи плана квартиры. Это необходимо для того, чтобы как можно лучше использовать пространство и заранее составить варианты расположения мебели и аксессуаров.

Рис 1. План квартиры до планировки

Рис 2. План квартиры после планировки

2. Разделить квартиру на зоны. В качестве перегородок могут выступать подиумы или же мобильные разделители, а именно: стеллажи, этажерки, мебель и т.д. [6]

3. Необходимо соблюдать следующие правила:

а) применение светлых тонов для стен и потолка позволяет визуально расширить пространство;

б) узоры на обоях или текстиле лучше делать нежными нежели яркими и бросающимися в глаза, которые привлекают к себе внимание;

в) широкие доски для пола или же плиты из керамики большого размера делают пространство глубже;

г) если использовать одинаковые светлые спокойные покрытия для всех комнат, то это позволит убрать границы между этими зонами, что визуально расширит пространство, помещение будет казаться более просторным;

д) мягкое освещение, которое равномерно распределено в помещение визуально расширит пространство. [11]

4. Когда придет черед выбирать мебель для интерьера, важно помнить следующие правила:

1) мебель лучше выбирать из светлого дерева, сатинировованного стекла или же из металла с матовым блеском;

2) мебель должна быть нейтральных тонов, а блестящие поверхности и какие-либо механизмы вместо ручек – хорошее средство от ощущения громоздкости;

3) для предотвращения массивных фронтальных поверхностей, необходимо приобретать шкафы с дверцами из стекла;

4) чтобы пространство не казалось громоздким, надо приобретать открытые стеллажные системы на опорах из металла;

5) приобретать мебель на ножках (будет ощущение, что мебель взлетает от пола);

6) необходимо визуально выделять вход, это можно сделать, развесив вокруг двери шкафчики. [16]

5. Если у вас есть желание разделить комнату на несколько зон, то можно установить раздвижную дверь от пола до потолка. Поясним, почему нельзя в этом случае устанавливать обычные двери. Обычные двери занимают очень много места, именно по этой причине надо устанавливать двери-купе или двери- «гармошке», как вариант – вообще не устанавливать двери. [20]

6. Правила использования оконного пространства:

1) пространство возле окна может стать местом для отдыха. Поясним, каким образом можно это осуществить. Итак, можно поставить небольшой диван без спинки, накидать на него подушек – получится вполне комфортное место для любования из окна;

2) широкий подоконник тоже можно пустить в дело. Так, например, он может стать рабочим столом, если в этой зоне установить хорошее освещение. [7]

1.3 Организация интерьера

После того, как разделили помещение на функциональные зоны, визуально сделали пространство шире, можно перейти к следующему этапу – выделению основного и вспомогательных акцентов, а помогут в этом приемы и средства композиции. [19]

Рис 4. Симметрия вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы

Рис .5 Асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм

Симметричное и асимметричное построение предполагает использование таких композиционных средств, как повтор, нюанс и контраст. [11]

Рассмотрим чуть подробнее названные нами средства. Итак, повтор можно увидеть в ходе анализа симметричных решений. Поясним, что это значит: по обе стороны от оси находятся одинаковые элементы и, что важно, количество повторений этих элементов не фиксировано.

Если в таком композиционном средстве как «повтор» сохраняются размер, материал, цветовая гамма и т.д., то изменение даже одного из этих составляющих в небольшом количестве может привести к нюансным решениям. Если же резко изменить указанные составляющие, то это приведет к контрасту. [9]

Рис.6. Повтор

Рис.7. Нюанс

Рис.8. Контраст

В случае объединения приемов, которые дадут один и тот же эффект, то формулируются следующие правила:

1) если вы хотите создать ощущение большей высоты, необходимо:

а) окрасить пол в насыщенные тона;

б) использовать контрастный фон;

в) использовать крупные рисунки;

г) создавать лакированную поверхность;

д) устанавливать подсветку нижней части помещения. [13]

2. Если хотите, чтобы высота помещения была зрительно увеличена, то можно следовать следующим правилам декорирования потолка:

1) установить в потолок встроенные светильники;

2) применять пространственную структуру подвесного потолка;

3) использовать блестящую поверхность;

4) использовать зеркальное стекло;

5) установить подсветку в верхней части помещения, что позволит увеличить яркость потолка.

3. Чтобы визуально увеличить ширину помещения, необходимо соблюдать следующие правила:

1) вертикальные и горизонтальные ограждающие плоскости необходимо окрашивать в контрастные цвета, тона этих плоскостей должны быть противопоставлены;

2) необходимо сопоставлять контрастные фактуры. [14]

1.4 Эскизирование интерьера на бумаге

Эскизы интерьеров – это черно-белые или цветные наброски, выполненные без использования чертежных инструментов. Рисуются маркерами, гелевой ручкой, пастельными карандашами, тушью, акварелью.

При выполнении дизайна интерьера для достижения удачного творческого результата эскизирование тоже нужно, а в иных случаях просто необходимо. [19]

С чего начинается работа профессиональной дизайн-студии над новым проектом? С рисунка.

Перед тем, как создавать основной рисунок интерьера, надо выполнить несколько эскизов этого рисунка с разных точек зрения. Поясним, что изображают на этих рисунках. Итак, на них видны уходящие в глубину основные линии стен, пола, потолка, оконных и дверных проемов.

После того, как перспективное построение и пропорции помещения будут проверены, намечаются крупные части интерьера в общем виде.

Вместе с этим, создаются эскизы, схемы рисунка и планы помещения. При этом определяется точка зрения, картинная плоскость и точка схода (рис.9), что позволяет лучше разобраться в сложном перспективном построении предметных форм и их расположении в пространстве интерьера. Предварительные варианты эскизов, выполненные с различных точек зрения, дадут возможность выбора лучших композиционных решений для основного рисунка. [10]

Соблюдая последовательность усложнения задач, первые учебные задания по рисунку интерьера следует начинать с угловых с включением в них, подобно натюрморту, не более двух-трех крупных бытовых предметов. Такие объекты ставятся на полу у стены (или у стен) в углу, чтобы создать интерьерную среду [13]. Сюда также могут войти такие элементы интерьера, как окно, дверь, выступы на стене, отопительные системы и т.п. По мере усвоения, последовательно усложняя задачу, студенты постепенно переходят к рисункам более сложных интерьеров.


Рис.9. Последовательность рисования углового интерьера с показом плана-схемы ситуации: точка зрения, линия горизонта

Производя правильное перспективное построение изображения интерьера, очень важно строго соблюдать пропорциональные отношения частей и целого (стен, пола, потолка с предметами, включенными в интерьер). Уточняются планы расположения предметов, расстояния между ними и их объемные величины.

Рис.10. Перспективное построение изображения интерьера

В перспективном построении изображения пространства интерьера, в отдельных случаях можно применять два горизонта, а, следовательно, две точки схода. [9] Это тот случай, когда необходимо показать фронтальную стенку (панно, рельеф, мозаику и т.п.) более масштабно, значимо.

Таким образом, выбрав наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера, приступайте к рисованию. При этом формат бумаги должен быть выбран в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции. Для начала намечают основные линии стен, пола и потолка.

Проверив и уточнив их, намечают окна, дверные проемы, балки, конструкции и т.п. [11] Только после этого переходят к рисованию основных крупных предметов, не отвлекаясь на детали. Построив в рисунке основные предметы интерьера, проверив их, следует перейти к уточнению деталей и нанесению легкой светотени. Переходя к светотеневой проработке форм, одновременно выявляют их пространственную глубину. Для этого необходимо сопоставление степени проработанности переднего и дальних планов, что способствует правильной передаче перспективных сокращений и воздушной перспективы. Более четко прорабатывают детали переднего плана. Детали дальнего плана прорабатывают мягче и несколько обобщают. При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы, начиная от простых карандашей, тонированной и простой бумаги до угля, соуса, сангины, туши, и многих других материалов. [25]

1.5 Программы для создания дизайна помещения

Работа во всех программах для дизайна интерьера построена на общих принципах. Какие же возможности даёт программа? Как с ней работать?

  1. Нарисовать план квартиры (задавая в цифрах параметры плана). Это намного удобнее и быстрее, чем рисовать от руки.
  2. Выбрать материалы, их цвет и текстуру.
  3. Расставить предметы интерьера (техника, мебель, светильники), меняя их форму и размер.
  4. Сделать рендеринг (т.е. визуализацию нарисованного в 3D объёме) и посмотреть на плоды своего творчества в готовом варианте.
  5. Подсчитать приблизительную стоимость материалов (смета). Эта функция есть не во всех программах. [8]

Чтобы понимать, о чём речь пойдёт ниже, ознакомьтесь с некоторыми специфическими терминами. Поверьте, они вам пригодятся.

Интерфейс – это внешний вид и меню программы.

Библиотека – это база элементов интерьера (мебели, светильников и т.п.), которые вы можете добавлять в интерьер при моделировании своей квартиры.

Плагин – это дополнительный компонент для основной программы, который нужен для расширения возможностей программы (скачивается отдельно и подключается к программе). [25]

Рендеринг – это функция, которая делает визуализацию нарисованного в 3D объёме (как правило с тенями, приближенную к реалистичности). [17]

В настоящее время существует огромное количество разнообразных программ и редакторов, с помощью которых можно спроектировать дизайн квартиры или жилого дома. Это могут быть как комплексные пакеты, так и утилиты узкой направленности. К первой категории программ относятся AutoCAD, ArchiCAD и Google Sketchup, ориентированные на профессионалов широкого профиля. Ко второй группе можно отнести весьма популярные среди дизайнеров интерьеров PRO100, Sweet Home 3D, Дизайн интерьера 3D и Астрон Дизайн. Программы из этих 2-х категорий отличаются в большей степени требованиями. В первом случае вам предоставляется мощный инструмент, который позволяет создать проект любой сложности при необходимом уровне знаний в сфере дизайна и строительства. Что касается 2-го варианта, то подобные программы представляют различные вспомогательные объекты интерьера и более удобный интерфейс по сравнению с профессиональными решениями. Это делает их интересными как для профессионалов, так и для любителей.

Многим пользователям важна визуализация конечного варианта проекта, и здесь просто не обойтись без сторонних средств. Именно для решения выше обозначенной задачи мы отобрали в этом наборе функциональные и удобные программы, которые позволяют моделировать проект помещения в 2D или 3D. Следует лишь учитывать, что большинство профессиональных редакторов по дизайну помещений являются платными, либо распространяются с ограничением по функционалу.

В завершении данного раздела необходимо сказать, что в данном разделе работы было рассмотрено, как происходит поэтапная разработка интерьера. Отдельно рассмотрено, что такое планировка и зонирование интерьера и как происходит организация интерьера. Отдельным параграфом данной работы обозначено, как изначально происходит в действительности разработка интерьера, начиная от эскизирование интерьера на бумаге и в дальнейшем, как данный эскиз переносится в программы и какие на данный момент наиболее популярные программы.

2. Практическая глава

2.1 Объект исследования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Этнос»

Учредитель: городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией города Южно-Сахалинска в лице отраслевого (функционального) органа администрации города - Управления культуры администрации города Южно-Сахалинска.

Местонахождение Учредителя: 693020, Россия, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица Ленина, дом 172. Тел.8 (4242)72-20-69

Дата создания образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Этнос» создана 01 ноября 1991 года в городе Южно-Сахалинске на основании Приказа Управления культуры администрации Сахалинской области от 31.10.1991 №135а с наименованием «Школа народного творчества».

Форма получения образования: очная

Адрес школы: 693007, г.Южно-Сахалинск, ул.Тихоокеанская 30А.

Рис 11. «Детская школа искусств «Этнос» на карте

Телефон: 22-02-90, 22-03-38

Режим работы школы: 8.00 – 20.00

Режим работы администрации школы: 9.00- 13.00 и 14.00 – 17.15

Сайт: etnos.shl.muzkult.ru

E-mail: culture@yuzhno-sakh.ru

2.2 Разработка интерьера Детской школы искусств «Этнос»

Концептуальное решение интерьеров Детской школы искусств «Этнос»

Общей концепцией комплексного решения среды детской школы искусств «Этнос» стала разработка максимально лаконичного дизайна помещений, создание светлых, открытых, лёгких воздушных пространств с яркими акцентами, максимально способствующих полёту фантазии. Одна из главных идей проекта – переход к крупным формам, исключение мелких деталей.

При анализе структуры помещений и создании проекта интерьеров здания Детской школы искусств «Этнос» учитывались и использовались теоретические сведения и положения по теории дизайна. В данном проекте эстетическая выразительность достигалась путем последовательного осуществления конструкторского замысла. Осуществляя его, пытались добиться совершенства формы: упорядоченность, пропорциональность, гармоничность линий, объем цветовых элементов. Большое внимание было уделено цветовому решению проекта. Цвет и сочетания цвета – один из инструментов в изменении пространства, используемый дизайнерами интерьера. Умело расставляя цветовые акценты на нужном фоне и используя необходимую цветовую гамму возможно менять размеры помещения во всех трёх измерениях.

В данном проекте цвет является одним из главных инструментов в создании и формировании пространства. Цвета в интерьере существенно влияют на психологическое и интеллектуальное состояние человека. Любой цвет не только вызывает психологическую реакцию у каждого человека, подчеркивает настроение, но и создают атмосферу в доме.

Все цвета в интерьере имеют последствия для восприятия человека, как положительные, так и отрицательные. Цветовая гамма затрагивает ощущения любого человека.

Между различным цветовым решением и восприятием человека существует зависимость. Доказано, что любой цвет вызывает в человеке ассоциацию и различные реакции в подсознании человека. Цвет может отталкивать или привлекать человека, может вселять чувство спокойствия, умиротворения, успокаивать, а может тревожить и беспокоить.

Основой цветовой концепции внутренних помещений стало наполнение светлого пространства крупными геометрическими формами, представленными сочетаниями различных оттенков оранжевого и бирюзового цветов.

Белый – несомненно, это чистота, свобода, лёгкость и свежесть. Визуально расширяет площадь пространства, создаёт реалистичный эффект простора и воздушности в интерьере. Лучшего фона, чем белый не существует – он усиливает свойства и достоинства других выразительных цветов. Серый – прежде всего, это меланхолия и печаль. Пробуждает чувства, возникающие во время пасмурной погоды, затяжных ливней, поздней осени. Он практичен, но без участия ярких цветовых акцентов может быть скучным. О преимуществах оранжевого цвета в интерьере можно говорить достаточно долго. Психологи отмечают, что его положительное влияние на умственную деятельность. Оранжевый – является переходом от красного к жёлтому. В его свойствах можно найти проявления, характерные для близких цветов. Так, оранжевый, по аналогии с жёлтым, стимулирует и дарит тепло, и в то же время подталкивать к физической и умственной деятельности. Зеленый цвет это тормозящий, холодный, успокаивающий. В малых количествах снимает стресс и успокаивает, а в больших – нагрузка для психики и помеха для концентрации внимания., в связи с чем отлично подходят для образовательных пространств.

Вестибюль – та зона, которая создаёт первое впечатление о пространстве и школе искусств в целом, поэтому цветовое решение предполагалось ярким, запоминающимся. В зоне рекреации важным является преобладание теплых активных цветов, способствующих веселому настроению. Цветовое решение лестничного пролёта следует рассматривать вместе с решением вестибюля и рекреационных помещений.

Рис 12. Цветовые решение проекта

2.3 Разработка и реализация концепции расположения знаков визуальной коммуникации и информационных стендов в интерьере

Важной задачей в разработке интерьеров рекреации учебного заведения являлось создать грамотную и яркую систему визуальной коммуникации, чтобы обеспечить комфортное пребывание в заведении постоянных резидентов и приглашенных зрителей. Также немаловажно обеспечить учащихся и их родителей необходимой и доступной информацией, а гостей максимально погрузить в творческую атмосферу заведения. Главными информационными зонами, помимо внешней площадки, являются зоны ожидания и гардероба входной группы первого этажа и зона фойе актового зала на втором этаже.

Был разработан единый облик информационных установок, позволяющий идентифицировать информационную зону и максимально быстро найти необходимую информацию об учебном заведении, планирующихся мероприятиях, ознакомиться с расписанием занятий и организационными моментами .

Рис. 13. Информационные установки

Для создания системы навигации принято использовать крупные элементы графики в различных плоскостях рекреации, а также вмонтировать навигационные элементы в дверные установки. В данном проекте отсутствуют стандартные указатели и таблички, вместо них на всех плоскостях помещений используются крупные изображения, построенные на художественно переработанных ассоциативных образах. Дополнительная подсветка элементов визуальной коммуникации и информационных установок дополняет основной потолочный свет, тем самым обеспечивая равномерное освещение помещений.

Рис 14. Навигационные элементы

В палитре визуальной навигации использовались оранжевые и бирюзовые цвета нескольких оттенков. Все изображения связаны между собой как общей цветовой гаммой, так и графическими элементами в виде линий, расположенных в пространстве помещений и перетекающих в хаотичном порядке из плоскости в плоскость. Данная система взаимосвязи тематических графических элементов отражает главную художественную идею проекта: все виды искусств, так или иначе, взаимосвязаны между собой. Данные навигационные элементы расположены по всей территории Детской школы искусств «Этнос».

Рис 15. Рекреация второго этажа

Любое самостоятельное направление искусства, будь то музыка, живопись, танец, является частью огромной системы, имеющей множество ответвлений и пересечений. Так и в системе дополнительного образования, изучая одну творческую дисциплину, учащийся непременно соприкасается и с другими направлениями искусства.

Дополнительным средством визуальной коммуникации в данном проекте являются установленные у кабинетов магнитные и маркерные доски белого цвета, не нарушающие структуру помещений. Данные установки позволят педагогам обмениваться дополнительной информацией оперативно оформлять ее, не применяя лишних усилий.

Рис 16. Маркерные доски белого цвета,

Эффективность средств визуальной навигации определяется той точностью, которая обеспечивается при ориентации в пространстве на основе полученной информации о параметрах световых полей (геометрических размерах, цвете, временных характеристиках, взаимном расположении). Потребность в средствах визуальной навигации велика. Оптические системы этих средств определяют качество создаваемых световых полей и требуют оптимизации, чтобы обеспечить нужный объем получаемой от них информации.

2.4 Разработка светового дизайна помещений

Одним из основных элементов проекта, усиливающих восприятие форм и моделирующих пространство, является свет. Так как качественное освещение является залогом комфортного нахождения в пространстве, возможности искусственного освещения должны быть хорошо продуманы. Свет предполагает возможность создания различных зрительных иллюзий в пространстве. При помощи грамотного применения света можно значительно изменить размеры, высоту и даже форму помещения.

Основной приём – это применение световых акцентов. Для увеличения высоты помещения световые акценты переносятся в верхние части стен, на потолок. Этому способствует применение встроенных светильников, создание пространственной структуры потолка, использование направленных потолок света, применение глянцевых поверхностей на потолке.

В ходе работы над световым дизайном помещений детской школы искусств «Этнос» главной целью являлось обеспечение высокого уровня освещенности помещений, соответствующего нормативам. Основная задача света, помимо его непосредственных функций – оживить пространство, визуально расширить его.

Рис 17. Зона рекреации первого этажа

Также в данном проекте свет является неотъемлемой частью визуальной коммуникации. Основной объем светового оснащения приходится на зону рекреации, так как в связи с особенностями планировочного решения здания в коридорах не имеется доступа к естественному свету.

Дополнительными факторами, которые необходимо было принять во внимание при проектировании светового дизайна помещений, помимо общепринятых требований к освещению помещений образовательных учреждений, являлись многоуровневая структура потолочных конструкций первого этажа, в связи с которой разница в высоте потолков колеблется от 30 сантиметров до 90 сантиметров, а также максимальная высота потолков относительно достаточно узких коридоров.

Для освещения рекреации используются светодиодные осветительные приборы, встраиваемые в потолочные конструкции. Данное решение обусловлено тем, что светодиодные светильники, состоящие из корпуса с размещенным в нем источником света и светоотражающего защитного элемента очень просты в монтаже и демонтаже.

Также светодиодные осветительные приборы не подвержены нагреванию и отличаются бесшумной работой. В отличие от люминесцентных ламп не излучают ультрафиолетовые лучи и не обладают стробоскопическим эффектом, что сказывается на производительности труда.

Важным элементом дополнительного освещения в данном проекте служат дверные конструкции, спроектированные с использованием полупрозрачных материалов. Таким образом свет из помещений с наличием естественного света будет проникать в зону рекреации, тем самым создавая дополнительное освещение.

В данном проекте еще учитывается подсветка отдельных элементов информационных установок и дверных проемов дополнительными световыми приборами в виде светодиодных лент. В совокупности все элементы освещения создают единую систему, позволяющую равномерно распределить свет в рекреации, тем самым визуально расширив помещение, наполнив его воздухом, подчеркнув структуру. Также световые элементы являются одной из структурных частей визуальной коммуникации.

В заключении данной главы подведем итоги. Цветовое решение рекреационных помещений разработано таким образом, чтобы насыщенные и яркие цветовые пятна, основанные на контрастном сочетании, попадали в поле зрения и легко считывались, образуя выразительные композиции.

Итак, подводя итоги формирования концепции комплексного решения Детской школы искусств «Этнос» можно объединить и выявить основные положения концептуального решения:

- пространственная концепция интерьеров рекреации подразумевает создание открытого и свободного пространства, наполненного светом и способствующего комфортному пребыванию в стенах ДШИ «Этнос»;

- концепция цветового решения обусловлена теоретическими знаниями в области психологии восприятия цвета и направлена на повышение творческой активности резидентов учебного заведения и создание благоприятной атмосферы для творчества;

- концепция освещения направлена на создания равномерно освещенного пространства и создание оптической иллюзии расширения пространств рекреации.

Что же касается задач по освещению, то в проекте были определены:

- обеспечение равномерного освещения всех уровней помещения, корректирующего недостатки планировочного решения и размерности потолочных конструкций;

- создание зрительной иллюзии увеличения и расширения помещения;

- формирование комплекса визуальной навигации и коммуникации.

3. Рекомендации по озеленению, благоустройству и модернизации прилегающей территории

Помимо работы с внутренними помещениями, необходимо уделить внимание озеленению, благоустройству и модернизации прилегающей территории. Необходимо принять решение в рамках дизайн проекта комплексной организации среды образовательного учреждения благоустроить часть прилегающей к входной группе территории.

Рис 18. Фасад детской школы искусств «Этнос»

Для данной территории предлагается создание открытой площадки, которая будет являться частью входной группы. Это пространство предполагает возможность использования его как в целях досуга во время плановых перерывов, так и возможную платформу для массовых мероприятий, гуляний, постановок и занятий на открытом воздухе.

Также для проекта можно предусмотреть зоны, позволяющие использовать пространство как информационную площадку. Специально для этого можно разработать крупные уличные стенды, вписывающиеся в общую концепцию проекта и которые позволят размещать информацию различного содержания, относящуюся к деятельности Детской школы искусств «Этнос».

Ряд древесных посадок вдоль проезжей части и дерево, находящееся на разрабатываемой территории, несмотря на то, что они не соответствуют общепринятым нормам озеленения пришкольных участков необходимо сохранить.

Для обустройства прилегающей территории возможна высадка зеленых изгородей по краям аллеи, проходящей вдоль учебного корпуса.

У входа в здание можно создать прогулочную площадку с возможностью установки на ней парковых скамеек, разработанных в общей стилистике проекта, что будет актуально как для учащихся в неурочное время, так и для родителей, ожидающих детей с занятий или просто гуляющих с малышами.

Рис 19. Парковые скамейки для входной зоны возле Детской школы искусств «Этнос»

На данной площадке возможна установка объекта ландшафтного дизайна, представляющий собой возвышенность с поднимающимися к верхней точке дорожками, одна из которых выходит в сторону входа на территорию учебного комплекса, а другая - к детской школе искусств.

Рис 20. Ландшафтная установка

В холодное время года данная установка может использоваться как ледяная горка и послужить отличной площадкой, например, для масленичных гуляний с театрализованным представлением. Фасад здания также предполагается подвергнуть модернизации.

Из фотографий видно, что фасад здания ремонтировался относительно недавно поэтому его менять необходимости нет. Также он вписывается в общую городскую концепцию.

Из существующих декоративных элементов мы планируем оставить эмблему Детской школы искусств «Этнос» расположенную в центре входной группы над входом в вестибюль

Рис 21. Эмблема детской школы искусств «Этнос»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе данной работы было рассмотрено, как происходит поэтапная разработка интерьера. Отдельно рассмотрено, что такое планировка и зонирование интерьера и как происходит организация интерьера. Отдельным параграфом данной работы обозначено, как изначально происходит в действительности разработка интерьера, начиная от эскизирование интерьера на бумаге и в дальнейшем, как данный эскиз переносится в программы и какие на данный момент наиболее популярные программы.

Во второй главе данной работы была разработана художественная концепция интерьера, основанная на уклоне образовательного учреждения, выразительности языка театра и уникальности театрального искусства. Главной задачей являлось создание комплексного решения пространства Детской школы искусств «Этнос», отвечающего современным требованиям и способствующее развитию театрального искусства. Целью проекта стала задача реорганизации платформы, на базе которой происходит воспитание новых поколений профессиональных театральных артистов, художников-декораторов, гримеров и специалистов других смежных специальностей.

В третей главе были даны рекомендации по дальнейшему озеленению, благоустройству и модернизации прилегающей территории и какие малые архитектурные формы возможно разместить на территории Детской школы искусств «Этнос».

В ходе работы над комплексным проектом была подобрана основная цветовая палитра, полностью отвечающая художественной концепции интерьеров и экстерьера, модернизированы функционально-планировочное решение рекреации, система визуальной коммуникации и проект освещения рекреационной зоны.

Рост интереса к творческой деятельности и развитие дополнительного образования в целом обуславливают актуальность реализации данного дизайн проекта в условиях реорганизации и модернизации учреждений дополнительного образования в России.

Список использованных источников

  1. Пособие к СНиП 2.08.02-85. По проектированию общественных зданий и сооружений.
  2. СНиП 1.01.01-82* Система нормативных документов в строительстве. Основные положения
  3. СНиП II-К.2-62 Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования
  4. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. Проектирование учебных комплексов и центров.
  5. Айсмен Л. Дао цвета. – М.: Эксмо, 2012.
  6. Архитектура, строительство, дизайн: Учебник для вузов. М.: Феникс, 2014.
  7. Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. (Сер. Высшее образование) М.: Феникс, 2014.
  8. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: АРТ-РОДНИК. 2016.
  9. Гарашин А.А. Методология, дизайн – проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных объектов Учеб. пособие/ А.А. Гаршин.- М., 2014.- 232 с.: ил.
  10. Герасимов, Д.Б. Дизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в Arcon Home 2 / Д.Б. Герасимов. - СПб.: Наука и техника, 2008. - 256 c.
  11. Ефимов А.В., Минервин Г.Б., Ермолаев А.П. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. М.: Архитектура-С, 2016.
  12. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2011.
  13. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. для вузов. М.: Омега-Л, 2016. (Сер. Humanitas).
  14. Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2017. (Сер. Disciplinae).
  15. Лежнева, Т.Н. Биодизайн интерьера: Учебное пособие / Т.Н. Лежнева. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 64 c.
  16. Макарова, В.В. Дизайн помещений: стили интерьера на примерах. / В.В. Макарова. - СПб.: BHV, 2011. - 160 c.
  17. Матюнина, Д.С. История интерьера: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды» / Д.С. Матюнина. - М.: Парадигма, Акад. Проект, 2012. - 552 c.
  18. Митина, Н. Дизайн интерьера / Н. Митина. - М.: Альпина Пабл., 2013. - 302 c.
  19. Митина, Н. Дизайн интерьера: как открыть свое дело / Н. Митина. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 302 c.
  20. Митина, Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера: 57 способов привлечь клиентов / Н. Митина. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 168 c.
  21. Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т. Учеб. пособие. М.: Союз дизайнеров России, 2014.
  22. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна: Учебник по специальности «Дизайн архитектурной среды» – 2-е изд. испр. и доп. – М, 2012 – 260 с., ил.
  23. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016.
  24. Рослова, А. Дизайн интерьера от журнала Seasons. Цвет. Стиль. Идеи / А. Рослова, И. Кузнецова, Д. Осина. - М.: Эксмо, 2010. - 244 c.
  25. Рунге, В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции): Учебник / В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2011. - 256 c.
  26. Рунге Ф.В. История дизайна, науки и техники. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2016.
  27. Софиева, Н. Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы / Н. Софиева. - М.: Эксмо, 2012. - 656 c.
  28. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера: Учебник. / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2011. - 256 c.
  29. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, Творческая группа Incub, 2015.