Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Принцип наглядности в начальной школе

Содержание:

Введение

В нaстоящее время в обществе сложилось новая цель обрaзования – зaбота о формировании у ученика способности к саморазвитию. По этой причине придается большое значение улучшению методов обучения.

Одним из основных средств в работе с млaдшими школьниками является использование принципа наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие.

Принцип наглядности используется очень часто. Принцип может быть организованным, в условиях воспитания определенных заведениях и неорганизованным, в условиях домашнего воспитания. Принцип наглядности развивает разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, понимаю связи науки с жизнью.

Известно, что первое впечатление у детей быстро впивается в память, очень важно не создавать ложные впечатления, которые в последствии сложно исправить.

Объектом исследовaния является процесс использования наглядности в начальной школе.

Предметом исследования являются дидактические условия использования средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель данного исследования – это выделение и проверка дидактических условий использования принципа наглядности в начальной школе.

Передо мной стоят следующие задачи исследования:

1) Объяснить понятие принципа наглядности в начальной школе.

2) Выделить и рассказать о дидактических условиях использования принципа наглядности в процессе изучения материала в начальной школе.

3) Проанализировать принцип наглядности в педагогическом опыте.

Глава 1. Понятие наглядности и ее классификация

Что такое наглядность?

Нaглядность – это принцип обучения, в основу которого входит показ предметов. В процессе создание образа участвуют: ощущения, память и мышление. Образ является наглядным, когда человек осмысливает и анализирует объект, привязывает его с уже имеющимся знаниям.

Существуют несколько видов наглядности:

1. Естественная наглядность (рaстения, животные). Это наглядность позволяет учащимся познакомится с реальными объектами природы.

2. Экспериментальная наглядность (таяния льда). Это наглядность позволяет учащимся знакомится с явлениями и процессами через опыты и наблюдения.

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино). Эта наглядность позволяет учащимся узнать предметы, явления, факты через их отображение.

4. Объемная нaглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры). Эта наглядность позволяет учащимся познакомится с объемными предметами.

5. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио). Эта наглядность позволяет воспроизводить звуковые образы.

6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы). Эта наглядность позволяет учащимся развить абстрактное мышление, символически отображать реальный мир.

7. Смешaнная наглядность - учебный звуковой кинофильм. Эта наглядность воссоздает живое отображение действительности.

Для каждого урока надо понимать цель и задачи данного урока для того, чтобы выбрать тип наглядности. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

Бывает так, что на уроке достаточно использовать только один учебник. Есть случаи, где потребуется использовать комплексное применение разных видов наглядности. Оба этих случая зависят от поставленных целей урока.

В начальных классах создаются представления учащихся об изучаемых объектах и их понятиях. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

В начальных классах формируются понятия и представления об изучаемых объектах. Для этого используются различные виды наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

Исторический взнос в развитие принципа наглядности сделал Л.В. Занков. Он исследовал разные формы сочетания слова учителя и наглядность. Выделил основные 4 формы:

1 форма – учитель руководит наблюдениями учеников только через слово;

2 форма – учитель через слово и наглядные объекты ведет учеников к осмыслению и формированию таких явлений, которые не могут быть видны в процессе обучения;

3 форма – объект учениками воспринимается через вербальные сообщения учителя, слова учителя звучат для подтверждения словесных свидетельств;

4 форма – учитель рассказывает о явлениях наблюдения, которые осуществляются учениками, но которые не воспринимаются ими.

Существуют разные формы наглядности, все формы взаимодействуют и помогают друг другу. Выбрать одну определенную форму наглядности было бы ошибкой.

Большей эффективностью запоминания владеют не сами наглядные пособия, а их сочетание с описанием и практической деятельностью.

Роль наглядности в обучении для усвоения информации очень велика. Правильное использование наглядных пособий помогает ученику узнать новое, закрепить эти знания, а также помогает лучшему усвоению знаний в целом.

1.2. Психолого-педагогические концепции

Применение наглядных методов учебы на уроке обусловлено дидактичным принципом наглядности и реализуется в использовании в учебном процессе, в том числе и в процессе учебы грамоты, разнообразных наглядных пособий. Свое обоснование принцип наглядности получил в "Большой дидактике" Я.А. Коменского. Он писал: "...Пусть будет для учеников золотым правилом: все, что лишь можно, представлять для восприятия ощущениями, а именно: виденное - для ощущения зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно укусить - вкусом, доступное прикосновению - прикосновением".

Принцип наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого. И.Г. Песталоцци писал: "Моей самой существенной, исходной точкой зрения следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, сколько оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Все, что следует за ним, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия". Песталоцци значительно обогатил принцип наглядности. Отстаивая необходимость наглядности, он в то же время считал, что органы ощущения приносят неблагоустроенные свидетельства об окружающем мире. Обучение должно уничтожить неустроенность в наблюдениях, разграничить предметы, то есть сформировать понятие.

Отвечaя нa зaмечание тех, кто считaл, что нaглядности уделяется много внимaния, А. Дистервег утверждaл: «Не пришло еще время остaновиться, поскольку тысячи учителей используют aбстрактный метод учебы».

Прогрессивные педагогические деятели на протяжении всей истории работали над проблемой изобретения не только новых методических приемов, но и вспомогательных средств, чтобы облегчить процесс учебы.

В частности, передовые педагоги Западной Европы сделали надлежащий вклад в развитие начальной учебы, усовершенствовав систему наглядности, произведши соответствующие методические приемы, которые способствовали преодолению трудностей при учебе грамоты, но не смогли полностью решить проблему начальной школы.

Без наглядности ребенок не сможет быстро познать окружения и дойти до конкретных выводов. В начальный период учебы деть не нуждаются в выводах, доказательствах, логической последовательности; им нужны определенные обиды - все то, которое возбуждает внимание и конкретизирует определенные понятия.

К.Д. Ушинский также предоставлял огромного значения принципа наглядности; он призывал сочетать применение наглядных пособий по развитию вещания и мышления, а развитость образного вещания ставил в зависимость от использования своеобразного показа наглядно. О наглядной учебе К. Д. Ушинский писал, что " ...это такая учеба, которая строится не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных обидах, непосредственно воспринятых человеком... Этот ход учебы, от конкретного к абстрактному, от представления к мысли, такой естественный и основывается на таких ясных психических законах, что отрицать его потребность может только тот, кто вообще отрицает потребность учитывать в учебе по требованию человеческой природы вообще и детской в частности". И дальше: " Детская природа выразительно требует наглядность. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и она вас не поймет, вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и она вас понимает быстро. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным: одной за рисунками, второй без рисунков, - и вы оцените тогда все значение рисунков для ребенка".

При наглядной учебе учитель, так сказать, присутствующий при самом процессе формирования языка у детей и может направлять этот процесс. При этом основную дидактичную функцию несет определено наглядное пособие: он «исправляет» неправильный эпитет, упорядочивает нестройную фразу, указывает пропуск какой-либо части; одно слово, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно.

К.Д. Ушинский утверждал, что наглядную учебу надо проводить до тех пор, пока у учеников произведется достаточный навык сознательного, правильного и быстрого чтения, а потом переходить к объяснительному чтению, безусловно, с максимальным использованием наглядности.

За такими принципом построенный учебник для чтения "Родное слово", который состоит из трех книг в соответствии с годами учеба. Первый год включает азбуку и первую после азбуки книгу для чтения. С гласными звуками и буквами дети знакомятся синтетически, с согласными - аналитически, выделяя их из удачно подобранных слов. Начальное обучение проводилась на рукописном шрифте, а позже организовывалось на двух шрифтах одновременно. В книге много сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок, взятых из народной жизни; они отбивают народные взгляды. Кроме этого, есть много рисунков, которые развивают у детей наблюдательность, содействуют развитию умственной активности школьника и культуры его мышления и вещания. Но в условиях тогдашней действительности не было возможности широко применить наглядную учебу грамоты через ограниченность финансовых ресурсов отдельных школ. Кроме того, против него выступила значительная часть консервативно настроенных педагогов.

Принцип наглядности в учебе после появления теоретических трудов и конкретных методических разработок К.Д. Ушинского нашел много последователей как среди выдающихся педагогов-теоретиков, так и среди широкого круга народных учителей. Появление методической системы выдающегося ученого сделало революцию в процессе учебы: вместо двух-трех лет нужных для учебы грамоты за буквенно-составным методом, ученики учились читать и писать в течение четырех-пяти месяцев. Триумф наглядной концепции К.Д. Ушинского привел к поражению учителей-консерваторов, какие учебы грамматики проводили за буквенно-составным методом и отрицали важность принципа наглядности в учебном процессе, адекватность оригинального метода учебы.

Известный русский педагог М.В. Бунаков широко использовал идею наглядности Ушинского и творчески дополнил ее. Методическая система М.В. Бунакова характеризуется систематическим использованием показа наглядно : демонстрация предметов или иллюстрация рисунков, разнообразные упражнения (аналитические и синтетические) с разрезной азбукой при изучении нового слова, широкое использование иллюстрированного букваря.

Процесс учебы грамоты П. Вахтеров рекомендовал организовывать на основе максимального использования наглядность. Да, слово для анализа выделяется из беседы, которая организуется на основе рассмотрения и воссоздания содержания рисунка, рассмотрению ли отдельного предмета. Для основательного усвоения выделенного звука автор рекомендовал сравнить его с аналогичными звуками в природе.

Определенные приемы показа наглядно произвели не только представители методических систем, которые вошли в историю учебы грамоты, но и передовые народные учителя. В педагогическом процессе второй половины XIX в. - началу XX в. встречается много статей, в которых освещается лучший опыт учителей, - практиков относительно организации учебы, рекомендации эффективных форм показа наглядно, внедрения их в практику работы школы.

Актуализация эмоциональных наблюдений детей является особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках в начальной школе. Это положение глубоко развил в своих трудах В.О. Сухомлинский: "Природа мозга ребенка, - писал он, - требует, чтобы ее ум воспитывался около источника мысли - среди наглядных образов, и в первую очередь - среди природы, чтобы мысль переключалась из наглядного образа на "обработку" информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней учебы ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро устают и не производятся с работой, которую предлагает учитель. А этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым часто встречаются учителя в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, словно внимательно слушает, но не понимает ни одного слова, что педагог рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает".

Значение наглядности в учебе выплывает из концепции высшей нервной деятельности, которая предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.

Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и навсегда заданной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнутые процессами мышления. Этот вывод особенно очевиден в мире открытого П. К. Анохиним явления предупреждающего отображения. Он характеризовал это понятие как способность организма подготовиться к реакции на некоторое событие еще до того, как она состоится, на основе отображения события А, которая является первой в ряде событий, где событие Д является последним. Операция отображения является основной формой приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными часовыми характеристиками, параметрами. Отсюда вытекает, что наглядные представления всегда взаимоувязаны в той или другой мере из мыслительными процессами. Обучение может идти как от наглядного к абстрактному, так и от обобщенных абстракций к анализу реальных наглядных объектов, фактов, примеров и др.

Для определения термина "наглядные пособия" необходимо выходить из целей и средств учебы, а также из характера отображения учеником окружающей действительности. Окружающий нас материальный мир не средство, а цель человеческого познания. Объективно существующая реальность не наглядные пособия и не наглядность. Неоконченная Вселенная с большим количеством предметов и явлений существует объективно, независимо от человеческого познания, и не может быть для ученика ни наглядностью, ни наглядным пособием. Поэтому из понятия "наглядные пособия" следует исключить реальные предметы, явления в естественных условиях своего существования и развития.

Понятие "наглядные пособия" имеет такие существенные признаки. Первая - любой наглядные пособие являет собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое. Вторая - любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия - это учебная модель. Третья - наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия. Четвертая - наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания.

Следовательно, наглядное пособие моделирует определенные стороны исследуемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.

Выводы по 1 главе.


Познание всегда начинается из непосредственного созерцания, из наблюдения вещей, явлений, то есть из непосредственного взаимодействия человека с выучиваемыми предметами с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, ребенок должен его со всех сторон осмотреть, определить форму, цвет, твердость, вкус, запах и тому подобное. Изучен так фактический материал становится основой для дальнейшей умственной его обработки. Всякое мышление осуществляется только на основе данных, приобретенных в результате непосредственного или опосредствованного ознакомления с предметами, явлениями, процессами.

Учеба в школе является специфическим познавательным процессом. Процесс познания человека и приобретения знаний учениками в школе имеют определенные отличия. Они заключаются главным образом в том, что на уроке ученики не исследуют ничего нового, они лишь изучают сведения, понятия, которые твердо установлены наукой. К этой цели учитель ведет их прямой дорогой, значительно короче, чем и, которой проходило человечество в исследовании научных истин [18, 42]. Однако, как и в познавательном процессе, в приобретении знаний, умений и навыков важную роль играет практическая деятельность. При выполнении практических заданий ученики рассматривают предметы, анализируют явления и процессы, сравнивают их между собой и из раньше изученными, делают обобщение, применяют знание на практике.

Глава 2. Практическая часть

1. Урок по русскому языку на тему: «Слово, предложение, текст». (Повторение с наглядным обеспечением)

Цели урока: Повторить знания детей о типах предложений по цели высказывания, по интонации. Развивать орфографическую зоркость. Повторить написание слова из словарика.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске висят перевёрнутые карточки, 11 штук, с буквами. На столе учителя лежат карточки, тоже перевёрнутые, на них - числа от 1 до 11.

Выходит один ученик, вытаскивает любую карточку со стола. Учитель загадывает вопрос под этим номером. Если ученик отвечает правильно, то учитель переворачивает карточку с этим же номером, и дети видят букву. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.

Затем выходит другой ученик, и т. д.

Вопросы:

1. Найдите «лишнее» слово.

НОЧЬ, НОЧНОЙ, НОЧЛЕГ, НОЧЕВКА. (Ночной, так как это имя прилагательное, а остальные слова -- имена существительные.) Открывается буква П.

2. Прочитайте предложение.

(Валя и Наташа подруги.) Открывается буква Р.

3. Найдите существительные.

ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬ ТЕЧЬ. (Вода, в лодке, течь (2 предл.) Открывается буква Е.

4. Назовите противоположное по смыслу слово.

ДРУГ - ? (враг) ДОБРО - ? (зло) ХОЛОД - ? (жара)

РАДОСТЬ - ? (горе) ПРАВДА - ? (ложь) ЖИЗНЬ - ? (смерть)

Открывается буква Д.

5. Найдите такое слово.

Мой корень в просьбе заключен

(В ней он озвучен и смягчен).

Приставка в воплощенье где-то,

На целое - все ждут ответа. (Вопрос.)

Открывается буква Л.

6. Вставить в слова разделительный Ь или Ъ, чтобы получились новые слова.

ПОДЕЛИ - ? (подъели) СЕЛ - ? (съел)

СЕМЯ - ? (семья) КОЛЬЯ - ? (коля)

Открывается буква О.

7. Найдите слово без приставки.

ПОЖЕЛТЕТЬ, ПОИЛКА, ПОЛИВКА, ПОЛОМКА. (Поилка.) Обрывается буква Ж.

К прилагательному подберите синоним.

СВЕЖИЙ ХЛЕБ (мягкий).

СВЕЖИЙ ВЕТЕР (прохладный).

Открывается буква Е.

Сколько звуков и букв в словах?

ЮЛА (3 буквы, 4 звука); СОЛНЦЕ (6 букв, 5 звуков). Открывается буква Н.

Составьте «рассыпанное» слово.

ЕЛОНЬ (олень); КОКАШ (кошка).

Открывается буква И.

Кто в лесу живёт? Какого зверя называют так:

СОХАТЫЙ? (лось); СЕРЫЙ? (волк); КОСОЙ? (заяц).

Открывается буква Е.

Дети читают получившееся слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

II. Проверка домашнего задания

Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формой

предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД.)

В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.)

- Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли (ОСВЕЩАЕТСЯ, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ)

III. Чистописание

а) Вот качели -

Буква «М»!

Здесь качаться

Можно всем! (Е. Тарлапан)

- На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе.

б) Массаж пальчиков.

- Погрейте! (потирание ладошек).

- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

- Покатайте ручку между двумя пальчиками.

- Похлопайте в ладоши.

в) Письмо в тетради.

Учитель показывает образец письма в тетради.

г) Работа со скороговоркой.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочерёдно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).

IV. Работа по теме урока

а) Учитель на доске заранее делает следующую запись:

... - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически,

... - это название предмета, признака предмета, действия предмета,

... - это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

- Подберите к трем единицам языка (СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ) определения.

б) Игра «Паровозик».

Класс делится на группы по 4-6 человек. Кто-нибудь произносит короткое предложение, например:

Я ИДУ В ШКОЛУ.

Второй ученик добавляет слово и произносит новое предложение целиком. Я БЫСТРО ИДУ В ШКОЛУ.

Третий ученик добавляет ещё одно слово, и предложение повторяется вновь.

Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Четвёртый ученик добавляет новое слово.

УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Пятый ученик тоже добавляет слово.

РАННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Шестой ученик добавляет своё слово.

РАННИМ ОСЕННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

- Ребята, для чего служат предложения? (При их помощи люди выражают свои мысли и чувства, спрашивают друг друга, советуют, просят.)

в) Виды предложений.

- На какие две группы можно разделить предложение? (По цели высказывания и по интонации.)

На доске вывешивается плакат с надписью

Предложения

По цели высказывания По интонации

На какие подгруппы можно разделить эти две группы?

На доске появляется таблица.

г) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст. Где в жизни встречались с рисуночным письмом? (Дорожные знаки, вывески «Парикмахерская», «Столовая», «Гостиница»).

- Какое вопросительное предложение можно составить к этому тексту? (Каким называют современное русское письмо? Почему оно получило

такое название?)

Каким по цели высказывания является третье письмо? (Повествовательное.)

Спишите этот текст.

V. Физкультминутка

Песенка мартышки

Лучшие качели -

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны. (Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад,)

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопки)

Тот не огорчается

Никогда! (прыгают)

VI. Словарно-орфографическая работа

а) Послушайте текст. Запомните имена собственные.

Москва.

Свыше 800 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой. Город рос. Деревянные, дубовые стены были заменены новыми из белого камня. Много лет прошло с тех пор. Сейчас город Москва является столицей России.

б) Работа по учебнику.

- Озаглавьте текст. Что нового вы узнали из текста? Какие имена собственные встретились в этом тексте? (Юрий Долгоруков, Московское, Москва).

- Найдите в этом тексте восклицательное предложение. Какие чувства оно выражает? (Восторг, восхищение).

- Спишите текст.

VII. Домашнее задание

Упражнение 5, стр. 5.

VIII. Итог урока

- Прочитайте предложение с различной интонацией. УРОК ЗАКОНЧИЛСЯ.

- Как это изобразить на письме? (С помощью знака препинания в конце предложения).

2. Урок по русскому языку на тему: «Слово, предложение, текст».

(Без применения наглядности)

Цели урока: Повторить знания детей о типах предложений по цели высказывания, по интонации. Развивать орфографическую зоркость. Повторить написание слова из словарика.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

-- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами повторим и закрепим материал полученный на предыдущих уроках.

II. Проверка домашнего задания

Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формой

предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД.)

В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.)

- Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли(ОСВЕЩАЕТСЯ, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ)

III. Чистописание

а) Вот качели -

Буква «М»!

Здесь качаться

Можно всем! (Е. Тарлапан)

- На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе.

б) Массаж пальчиков.

- Погрейте! (потирание ладошек).

- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

- Покатайте ручку между двумя пальчиками.

- Похлопайте в ладоши.

в) Письмо в тетради.

г) Работа со скороговоркой.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочерёдно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).

IV. Работа по теме урока

а) Учитель на доске заранее делает следующую запись:

... - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически,

... - это название предмета, признака предмета, действия предмета,

... - это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

- Подберите к трем единицам языка (СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ) определения.

б) Игра «Паровозик».

Класс делится на группы по 4-6 человек. Кто-нибудь произносит короткое предложение, например:

Я ИДУ В ШКОЛУ.

Второй ученик добавляет слово и произносит новое предложение целиком. Я БЫСТРО ИДУ В ШКОЛУ.

Третий ученик добавляет ещё одно слово, и предложение повторяется вновь.

Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Четвёртый ученик добавляет новое слово.

УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Пятый ученик тоже добавляет слово.

РАННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Шестой ученик добавляет своё слово.

РАННИМ ОСЕННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

- Ребята, для чего служат предложения? (При их помощи люди выражают свои мысли и чувства, спрашивают друг друга, советуют, просят.)

в) Виды предложений.

- На какие две группы можно разделить предложение? (По цели высказывания и по интонации.)

На доске появляется запись

Предложения

По цели высказывания По интонации

На какие подгруппы можно разделить эти две группы?

г) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст. Где в жизни встречались с рисуночным письмом? (Дорожные знаки, вывески «Парикмахерская», «Столовая», «Гостиница»).

- Какое вопросительное предложение можно составить к этому тексту? (Каким называют современное русское письмо? Почему оно получило такое название?)

Каким по цели высказывания является третье письмо? (Повествовательное.)

Спишите этот текст.

V. Физкультминутка

Песенка мартышки

Лучшие качели -

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны. (Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад,)

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопки)

Тот не огорчается

Никогда! (прыгают)

VI. Словарно-орфографическая работа

а) Послушайте текст. Запомните имена собственные.

Москва.

Свыше 800 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой. Город рос. Деревянные, дубовые стены были заменены новыми из белого камня. Много лет прошло с тех пор. Сейчас город Москва является столицей России.

б) Работа по учебнику.

- Озаглавьте текст. Что нового вы узнали из текста? Какие имена собственные встретились в этом тексте? (Юрий Долгоруков, Московское, Москва).

- Найдите в этом тексте восклицательное предложение. Какие чувства оно выражает? (Восторг, восхищение).

- Спишите текст.

VII. Домашнее задание

Упражнение 5, стр. 5.

VIII. Итог урока

- Прочитайте предложение с различной интонацией. УРОК ЗАКОНЧИЛСЯ.

- Как это изобразить на письме? (С помощью знака препинания в конце предложения).

3. Сравнительный анализ уроков

Первый урок с применением наглядности, оказался наиболее эффективным в процессе обучения младших школьников. Так как у них наглядно-образное мышление. С первых дней обучения, учителю целесообразно использовать наглядный материал и далее с каждым годом обучения он все больше и больше внедряет наглядность в учебный процесс. Неважно первый, второй, третий или четвертый класс, просто в каждом используется разная наглядность. Она повышает творческую активность, логическое мышление, развивает память, воображение, речь детей. Использование загадок, кроссвордов, карточек, и всевозможных плакатов более заинтересовывает детей, дает тягу к познаниям, также использование фильмов и диафильмов, макетов на уроках природоведения.

Второй урок (на ту же тему) представленный без наглядности более скуден, внимание детей рассеяно, они не сосредоточены на данном материале. Вывод: без наглядного обеспечения учебный процесс для ребенка не интересен и непонятен.

Наглядность на уроках способствует:

1. прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;

2. развитию творческой активности младших школьников;

3. обогащению абстрактного мышления школьников.

Заключение

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;

5) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

6) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

7) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

8) мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

1) применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;

2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3) наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

5) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

6) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

7) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Список использованной литературы

Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998.

Баранов С.П. Принципы обучения. - М., 1975.

Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2003. - 420 с.

Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. - М., 1964.

Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Векoнт, 1999.- 96 с.

Зaгвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сoвецкая педагогика. - 1978. - № 10

Зaгвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.

Зaнкoв Л.З. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979.

Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский. В 2-х т. - М., 1982, т. 1., с. 384.

Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

Oкoнь В. «Введение в общую дидактику». М. Высшая школа, 2001. - 268 с.

Педагогика / Под ред. Пидкaсистого, С. 172 - 184.

Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990, С. 120 - 128.

Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.,1984