Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Права авторов и их защита

Содержание:

Введение

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.

Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»[1].

Цель настоящей курсовой работы дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, и определение срока действия авторского права опираясь прежде всего на нормы гражданского кодекса РФ и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В ходе настоящего исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, различные международные нормативные акты и др., также были использованы труды таких известных исследователей, как Л.Н. Борохович, А.А. Монастырской, М.В. Трохова, Г.Ф. Шершеневич, Б.С. мартьянов и другие, а также материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и значение авторского права

1.1. Понятие авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[2].

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам[3]. Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции Российской Федерации);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Также авторское право имеет определенные функции:

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств[4]. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие)[5].

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты. Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей[6]. Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

На авторско-правовые отношения распространяют свое действие положения гражданского права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, эти нормы права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д.

Обычными, являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования. В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе)[7]. Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом использования и определенным сроком использования[8]. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.

Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав). Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом[9].

И наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения[10]. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть, как юридическое, так и физическое лицо[11]. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

1.2. Источники авторского права

Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы. Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания[12]. Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное, "цементирующее" значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов[13].

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения")[14]. Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства").

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон. Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции[15]:

- по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

- по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Не является источником гражданского а, следовательно и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г)[16];

- Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г) (далее - Бернская конвенция)[17];

- Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г);

- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими. Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что "если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора". Согласно ст.1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного кодексом срока действия исключительного права на них[18].

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения[19].

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п.1 ст.5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

1.3. Принципы авторского права.

Нашему авторскому праву присущи определенные общие принципы.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства[20].

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества отражен в ст. 488 ГК РФ, допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 488 ГК РФ предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения[21].

Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различные рода произведения также является способом материального стимулирования.

Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Законодательство об авторском праве. Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве[22]. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов, в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав.

Законодательство об авторском праве это составная часть гражданского законодательства. Хотя в основах гражданского законодательства и в гражданском кодексе авторское право выделено в самостоятельный раздел, тем не менее на регулируемые им отношения распространяется действие других норм этих законов, причем не только общих (например, о правоспособности граждан, включающей возможность иметь авторские права), но и ряда специальных (например, о наследовании при переходе по наследству некоторых правомочий автора, о договорах при заключении и исполнении авторских договоров, о возмещении убытков при защите имущественных прав авторов и др.)[23].

Нормы авторского права содержатся в различных законодательных и нормативных актах республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Раздел Основ при разрешении споров по авторским делам применяется руководящее постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений". Республика Казахстан, как и другие субъекты, бывшего СССР участвует в международной системе охраны авторских прав, что связано с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 1973 г. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого принципа в каждой стране - участнице, произведениям иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е. применяются правила национального законодательства об авторском праве. Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Законодательство ряда стран идет по этому пути.

Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска их произведений в свет[24]. Охраняются авторские права граждан государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства - участника конвенции.

Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство-участник имеет право внутренним законодательством предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам, постоянно проживающим на территории этого государства, как и своим гражданам. Всемирная конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав: специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания (С), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в свет; специальные процессуальные требования, продолжительность срока охраны и др.

1.4. Субъекты авторского права.

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).

Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д. Иностранный гражданин может быть субъектом авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме[25].

Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками[26]. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора. Наследники как субъекты авторского права приобретают права в силу закона или завещательных распоряжений[27]. По закону и по завещанию наследнику принадлежит право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, право на вознаграждение. Наследник вправе решить вопрос об использовании изданных произведений, а также тех, что еще не выходили в свет. Различия прав наследника и действительного автора проявляются не только в их объеме, но и в сроке действия. Авторские права наследников действуют в течение 25 лет после смерти автора.

Государство становится субъектом авторского права в определенных случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом[28]. Согласно ст. 497 ГК РФ, принудительно выкуплено государством может быть авторское право на издание, публичное исполнение и иное использование произведения. В каждом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений. Государство становится обладателем не всей совокупности авторских прав, а лишь отдельных правомочий. Другим основанием признания государства субъектом авторского права является объявление произведений достоянием государства. Закон имеет в виду произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права (ст. 496 ГК РФ). И в этом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений, объявленных достоянием государства.

Действующее законодательство закрепляет авторское право за юридическими лицами в случаях и пределах, специально установленных законодательством. Гражданский Кодекс признает за издательствами, выпускающими энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, право на использование произведения в целом (книги, журнала, сборника, газеты) ( ст. 479 ГК РФ ); за кино и телестудиями - право на использование фильма в целом (ст. 480 ГК РФ); за организациями эфирного вещания - право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач, а также право разрешать публичное воспроизведение телепередач (ст. 480 ГК РФ). Однако эти права не называются законом авторскими. Такой подход дает основание закрепить в законе авторские права за членами творческого коллектива, объединившего автора сценария, композитора, художника, режиссера-постановщика, оператора и других творческих работников. В любом случае произведение создается творческим трудом конкретных граждан, а юридические лица могут становиться субъектами авторских правоотношений лишь в случаях использования ими произведений, а не в качестве авторов (создателей)[29].

Соавторство. Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются ст. 476 и ст. 477 ГК РФ. Из этих правовых норм вытекает, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение[30].

Соавторство характеризуется несколькими признаками:

а) совместный труд нескольких лиц;

б) создание коллективного произведения

в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраняемыми объектами. Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе, как, например, это делали Ильф и Петров, художники. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы[31].

Другой признак, характеризующий соавторство, создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п. Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания. Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например, кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение. Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения.

Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства: нераздельное и раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части. В этих случаях соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Вопрос об ответственности соавторов нормативно не урегулирован. В юридической литературе высказываются разные точки зрения, одна из которых заключается в том, что при нарушении обязательств по созданию такого произведения одним из соавторов ответственность наступает для всех без исключения.

Совместным трудом соавторов создаются произведения, состоящие из отдельных самостоятельных частей. К таким произведениям относятся песня (музыка и поэтический текст), опера (музыка и либретто), книга (текст и иллюстрации). В данном случае соавторство раздельное, поскольку каждая часть произведения имеет самостоятельное литературное, научное или художественное значение. Автор такой части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать отдельно от других частей[32].

Положения ст. 476 ГК РФ в части раздельного соавторства оцениваются в юридической литературе неоднозначно. Высказываются сомнения по поводу соавторства автора литературного произведения и автора иллюстраций к нему, композитора и автора текста песни. Предлагается раздельное соавторство именовать случаями совместного использования различных произведений. Оправдана ли трактовка раздельного соавторства как совместное использование различных произведений? Видимо, нет, поскольку каждая часть произведения требует для создания различные виды творческой деятельности. Соединение результатов творчества различных авторов (музыки и стихов) приводит к появлению нового объекта авторского права это песни.

Для раздельного соавторства характерна строго индивидуализированная ответственность. Нарушение обязательств одним из соавторов не влечет юридических последствий для его коллег.

Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. В нем отражены различные вопросы: последовательность указания имен, способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашение может быть составлено в письменной форме и подписано всеми соавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы над коллективным произведением. При отсутствии письменного соглашения отношения соавторов регулирует закон. Оказание автору или соавторам технической помощи (подбор и перепечатка материалов, составление схем, чертежей и т.п.) не является основанием возникновения соавторства[33].

Субъекты авторского права на зависимые произведения. Субъектом авторского права выступает составитель сборника. Его труд выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой, составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу[34].

Составители используют произведения, составляющие предмет чьего-либо авторского права или таковым не являющиеся. При формировании сборника из произведений, имеющих авторов, составитель должен получить их согласие. Он пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов, чьи произведения обработал или систематизировал (ст. 487 ГК РФ). Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права: законы, судебные решения, иные официальные документы, произведения народного творчества, авторы которых неизвестны, произведения, не охраняемые авторским правом, и др. Собравшему сборник из названных произведений принадлежит авторское право, если он самостоятельно их обработал или систематизировал.

Согласно ст. 485 ГК РФ, перевод - самостоятельный объект авторского права, а лицо его осуществившее, признается субъектом авторскою права. Переводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод: на обозначение своего имени, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское вознаграждение и т. д. Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на отдельные объекты (оригинальное произведение и выполненный перевод). Использование перевода допускается с согласия переводчика. Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования дает ему право получать вознаграждение за использование произведения на другом языке. Размер, условия и порядок выплаты вознаграждения предусматриваются в постановлениях правительств[35].

Иные субъекты авторского права. Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число, например, артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современные средства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение и т.п.). Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматичные и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны. Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, "примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название "смежных" прав. В ст. 141 основ гражданского законодательства впервые для нашей страны закрепляется охрана прав исполнителей (артистов), режиссеров (постановщиков, дирижеров), создателей аудио и видеозаписей и организаций эфирного вещания, ставших в силу этого субъектами авторского права (см. ст. ст. 142. 143 основ). Разумеется, они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых или записываемых и воспроизводимых произведений. Объектом их авторских прав служит само исполнение либо аудио и видеозапись (обычно полученная по договору с автором). Поэтому особый, в известной мере ограниченный характер носят и их авторские права, сводящиеся к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

2. Права авторов и их защита

2.1. Права авторов, их содержание и осуществление

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права: право авторства (на авторство), право на имя, на опубликование и иное использование произведения, на неприкосновенность произведения, на вознаграждение за использование произведения другими лицами, то есть всеми правами, перечисленными в статье 475 ГК РФ.

Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью, это право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которыми обладает автор[36].

В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права автора в законе.

В содержание права на авторство входит не только право лица считаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпущено. С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить в свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями. Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, т.е. путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и т. д.

Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произведения с помощью снятия с него копии или иным способом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и т. д.). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора. Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статья 488 ГК РФ предусматривает случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 490 ГК РФ - использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения.

Право автора на распространение своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцом произведения[37].

Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и т.д.

Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения изменений в само произведение, его название и в обозначение имени автора без его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.). Статья 482 ГК РФ запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Указывается только один способ - издание, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.

В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам. Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушать замысел автора, особенности его стиля и т.д. Вносимые ими в произведение исправления должны согласовываться с автором. К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественное право[38].

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного права связано с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии[39]. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачивается, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения, рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк оплачиваются аккордно, т.е. за произведение в целом. Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и т.д.). При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: например второе и третье издание литературно-художественном произведения в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и т.д. При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание -100%, а ранее опубликованный материал в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания[40].

Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшийся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными нормами (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного исполнения произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие публичного исполнения уже опубликованных произведений. За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки неопубликованного произведения автору выплачивается единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

Личные и имущественные права автора тесно переплетены, каждое принадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и неимущественные интересы. Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского вознаграждения. Лицо, выдавая чужое произведение за свое, нарушает право на авторство и право на имя действительного автора, а также его право на авторское вознаграждение. В данном случае тесно переплетены личные и имущественные интересы автора.

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты[41]. Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имущественный и неимущественный интересы.

2.2. Защита авторских прав

При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановлены нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении. Пресечение действий, нарушающих права автора, достигается запрещением выпуска произведения в свет либо прекращением его распространения.

Независимо от требований автора, связанных с защитой его личных неимущественных прав, согласно ст. 499 ГК РФ, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора. Нарушение имущественных прав (ст. 499 ГК РФ) может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т.п.).

Возмещение стоимости, утраченной или поврежденной вещи, не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права. Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока исковой давности[42].

Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство. В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных и имущественных прав.

Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произведения, а также при бездоговорном использовании. В первом случае речь идет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении порядка и сроков выплаты вознаграждения и т.д.; во втором об отказе организации выплатить автору, причитающийся ему гонорар.

Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создано в 1973 году по инициативе творческих союзов. Академии наук СССР, Агентства печати "Новости" и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и их правопреемников, ВААП обеспечивало их представительство, принимало необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело дела авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения[43].

Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров с зарубежными партнерами и на представительство интересов авторов, нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому происходящие в стране процессы радикального обновления существенно отразились на его деятельности.

2.3. Срок действия авторского права

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора[44].

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. - 25 лет. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения, установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе была рассмотрена структура авторского права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в определениях как объектов, так и субъектов авторского права. Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

В ст. 44 Конституции Российской Федерации государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституция гарантирует доступ граждан к культурным ценностям.

Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы: положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в законодательстве, это нашло отражение в законе, ряде международных актов, специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан. Действующими нормативными актами установлены права авторов на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, их неприкосновенность, на имя, на получение авторского вознаграждения и на другие права, возникающие из авторских правоотношений. Обеспечение защиты нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов имеет большое значение в усилении дальнейшего стимулирования их творчества, охране общественных интересов.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;

3. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 44.

4. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 1263.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 488.

Основная литература:

1. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012 г. – С.125.

2. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, - 2011 г. – С.147.

3. Гаврилов Э.П. О кодификации законодательства, относящегося к интеллектуальной собственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. № 10. – 2014 г. - С. 95.

4. Гражданское право. Учебник в 2-х томах. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Бек. – 2011 г. – С.704.

5. Дорошков В.В. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Информационное право. – 2006 г. - N 3. – С.14.

6. Леонтьев К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях: Автореф. дисс…. канд. юр. наук. М., - 2003 г. - С.26.

7. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2014 г. – С.129. 

8. Рузакова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России // Юридический консультант. – 2012. - № 9. - С.8.

9. Степанов В.В. Декларация по интеллектуальной собственности: новые ориентиры, новые задачи // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2012 г. - № 4. - С.12.

10. Судариков С.А. Основы авторского права. М.: Амалфея. – 2011 г. – С.232.

Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. – 2013 г. - N 3. - С.40.

11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби». – 2013 г. – С.245.

12. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. - 2007. - N 12. - С.23.

13. Чигарин Т.Г. Авторские права и Интернет // Авторское право: Учебное пособие. Авторский коллектив. -2013 г. – С.447.

14. Халипова Е.В. Интеллектуальная собственность и проблемы ее формирования и развитие в России: социологический аспект: Дис. … док. юрид. наук. М. – 2009 г. - С. 63-64.

Судебная практика:

1. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 (ред. от 15.06.2010) «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации»)//» Собрание законодательства РФ», 24.05.2010, N 21, ст. 2603.

2. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.2004, N 26, ст. 2668.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2002 г. N КГ-А40/3481-02// Вестник Арбитражного суда, июль 2002 № 7.

  1. Федеральный закон от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями на 20 июля 2004 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2006 года) // Российская газета. - № 8. – 2005. - ст. 1244.

  2. Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник. М., - 2011 г. - С.629.

  3. Авторское право: Сборник нормативных актов. М.: Юрист, - 2012 г. – С.96.

  4. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 1263.

  5. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав. – 2014 г. – С.78.

  6. Гражданское право: Учебник: Часть 1. Изд. 3-е, перераб. и доп / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект. – 2010 г. – С.632.

    2 Гришаев С.П. Авторское право. М.: Система ГАРАНТ. – 2009 г. - С.24-34.

  7. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., - 2012 г. – С.24.

  8. Еремин А.В. Современные международные отношения и законодательство России в области авторского права. Автореферат дисс... канд. юр. наук. М., - 2012 г. – С.30.

  9. Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой. М.: Экзамен. – 2014 г. – С.288.

  10. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.2004, N 26, ст. 2668.

  11. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 44.

  12. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".

  13. Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".

  14. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации".

  15. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;

  16. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;

  17. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон». – 2014 г. - С.22.

  18. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. - 2007. - N 10. – С.19.

  19. Дорошков В.В. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Информационное право. – 2006 г. - N 3. – С.14.

  20. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 488.

  21. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., - 2013 г. - С. 191.

  22. Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. – 2011 г. - С. 17.

  23. Халипова Е.В. Интеллектуальная собственность и проблемы ее формирования и развитие в России: социологический аспект: Дис. … док. юрид. наук. М. – 2009 г. - С. 63-64.

  24. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. – 2013 г. - N 3. - С.40.

  25. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ».– 2014 г. – С.321. 

  26. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. - 2007. - N 12. - С.23.

  27. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби». – 2013 г. – С.245.

  28. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2014 г. – С.129. 

  29. Судариков С.А. Основы авторского права. М.: Амалфея. – 2011 г. – С.232.

  30. Степанов В.В. Декларация по интеллектуальной собственности: новые ориентиры, новые задачи // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2012 г.- № 4. - С.12.

  31. Рузакова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России // Юридический консультант. – 2012. - № 9. - С.8.

  32. Леонтьев К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях: Автореф. дисс…. канд. юр. наук. М., - 2003 г. - С.26.

  33. Гражданское право. Учебник в 2-х томах. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Бек.– 2011 г. – С.704.

  34. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 1263.

  35. Гаврилов Э.П. О кодификации законодательства, относящегося к интеллектуальной собственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. № 10. – 2014 г. - С. 95.

  36. Чигарин Т.Г. Авторские права и Интернет // Авторское право: Учебное пособие. Авторский коллектив. -2013 г. – С.447.

  37. Степанов В.В. Декларация по интеллектуальной собственности: новые ориентиры, новые задачи // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2014 г. - № 4. - С. 12.

  38. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012 г. – С.125.

  39. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби». – 2013 г. – С.225..

  40. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, - 2011 г. – С.147.

  41. Дорошков В.В. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Информационное право. – 2006 г. - N 3. – С.13.

  42. Халипова Е.В. Интеллектуальная собственность и проблемы ее формирования и развитие в России: социологический аспект: Дис. … док. юрид. наук. М. – 2009 г. - С. 63.

  43. Милицин А. Объект авторского права: понятие и признаки // ИС. Авторское право и смежные права. М., -2003.  - № 5. – С. 34.