Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Поведение человека в толпе (Понятие и виды толпы)

Содержание:

Введение

Тема нашей работы является актуальной, так как феномен толпы – это то, что всегда присутствует в нашей жизни. Разрушительная сила толпы известна абсолютно каждому. На наш взгляд, очень важно понять, что происходит с человеком внутри толпы, что влияет на его поведение? Знание определенных процессов и закономерностей позволяет делать прогноз относительно данного социально-психологического феномена. Актуальность данной темы также заключается и в ее неоднозначности. Например, весьма актуален вопрос ответственности за совершенные толпой преступления. Возможно, более детальное понимание данной темы поспособствует разрешению многих вопросов, связанных с данным социально-психологическим феноменом.

Цель нашей работы – охарактеризовать поведение человека в толпе.

В соответствии с целью, нами выделены следующие задачи:

  • дать определение понятию толпы;
  • охарактеризовать специфику толпы;
  • охарактеризовать отличия толпы от массы;
  • дать определение понятию поведения;
  • охарактеризовать внутренние (психологические) факторы, которые могут быть решающими для возникновения некоего поведения;
  • охарактеризовать влияние толпы на поведение индивида;
  • описать типичное поведение человека в толпе.

При написании данной работы мы опирались на научные концепции таких авторов, как: Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, В.М. Бехтерев, З. Фрейд, Э. Бургиньон, К.Г. Юнг, Почебут Л.Г и др.

Мы полагаем, что в связи со спецификой темы, данная работа может представлять интерес для студентов изучающих социологию и социальную психологию. Возможно, данная работа является нашим первым шагом на пути более углубленного изучения данной темы.

1. Понятие и виды толпы

Мы полагаем, что начать данную работу стоит с определения понятия толпы. А также, на наш взгляд, стоит охарактеризовать различия между толпой и массой. Так как данные понятия достаточно близки, и при определении одного из них или обоих возможно возникновение путаницы.

Толпа – понятие социологии и социальной психологии, отражающее социальные и социально-психологические особенности внутренне неорганизованных групп людей, временно объединяемых какими-либо общими интересами, представлениями, настроениями и увлечениями. Толпе присущи специфические формы обществ, сознания и поведения [10, c. 533].

Согласно позициям в вопросах толпы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона и В.М. Бехтерева, толпа представляет собой не простое скопление людей, а особую психическую общность, попадая под влияние которой человек начинает думать, действовать и чувствовать совершенно иным образом, по сути, перестает быть собой [4, с. 75].

Итак, согласно современному научному знанию, толпа – это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Толпа обладает огромной силой воздействия на общество, его жизнь, она способна в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Толпа обладает отличительными от других социальных групп особенностями:

  • индивиды внутри толпы располагаются физически близко относительно друг друга;
  • между индивидами возникают временные случайные связи;
  • поведение внутри толпы определяется зачастую бессознательными мотивами;
  • внутри толпы интеллектуальная активность индивидов снижается, а эмоциональная активность наоборот повышается;
  • у индивидов внутри толпы пропадает способность к рациональному и самостоятельному оцениванию происходящего;
  • в толпе проявляет себя высокая степень всеобщей заразительности поведения, повышается внушаемость;
  • имеет место быть групповая эйфория.
  • Циркулярная реакция – это основной механизм определяющий поведение индивидов в толпе. Понимание особенностей функционирования циркулярной реакции может позволить делать прогноз возникновения и протекания некоторых событий внутри толпы [5, с. 338-339].

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может, например, веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д. Циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие.

Стоит отметить, что вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так. Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей. Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе. Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением. На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями. Общий вывод довольно парадоксален: пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания [6, с. 19-20].

Первые (и до настоящего времени наиболее точные) теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. Фрейд. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность [14, с. 2]. Г. Лебон рассматривал массу и толпу как понятия близкие по своей сущности [10, с. 533]. Понятие «масса» является более общим понятием, чем понятие «толпа». Толпа – это одна из разновидности массы [15, с. 158]. Масса – это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. В массе нет никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Тем не менее, массовое поведение – это совокупность индивидуальных линий поведения, и оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. Слово «масса» преобразуется в социологическое понятие (в смысле человеческой «массы») во второй половине XIX в., когда толпы становились политически все более значимыми и попали в поле зрения складывавшейся тогда науки об обществе. При этом за словом «толпа» сохранилось значение фактического скопления людей, тогда как слово «масса» стало приобретать свойство научного термина, обозначающего особый класс человеческих общностей. Понятия «толпа» и «масса» оказываются связанными, но не синонимичными: «толпа» – всегда физически цельное, видимое и действующее множество людей; «масса» – понятие, характеризующее любое множество людей, взятое простейшим способом с точки зрения его количества (энергии) и плотности.

Во второй половине XX в. понятие «масса» начало широко использоваться для описания людских множеств, объединенных признаком похожих действий или взглядов, но не имеющих физически обозримого воплощения. Стало принято говорить о массе футбольных или хоккейных болельщиков, массе покупателей данного товара, массе читателей данной книги или газеты, радиослушателей, вкладчиков, посетителей, сторонников, участников чего-либо и т. п.

Таким образом, понятие «масса» описывает самую простую форму человеческих ассоциаций, все случаи множеств, характеризуемых сходством, однотипностью поведения людей, а также их личных свойств, которые проявляются в рамках этих массовых ассоциаций и взаимодействий. Понятие «масса» характеризует также мощность этих множеств с точки зрения их численности и плотности скопления на определенной территории. Как известно, массы – только один из типов человеческих общностей такие как семья, формальные и неформальные организации, государство, партии, профсоюзы и другие политические структуры, которые организованы иначе, чем массовые общества [2, с. 31-33].

З. Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа – просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю (лидеру), личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей» [14, с. 2].

Согласно Б.А. Грушину, специфические черты массы следующие: статистичность – люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов; стохастичность, вероятность (случайность, неупорядоченность отношений). Границы массы размыты, а состав неустойчив; ситуативность – ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; гетерогенность, разнородность состава, его межгрупповая природа; аморфность – отсутствие внутренней организации, структуры; анонимность – члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами [15, с. 158].

Толпа, точно также, как и любые другие социальные феномены, может быть классифицирована. Так, например, выделают (по управляемости) толпу стихийную (формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретных лидеров, организаторов и иных физических лиц; ей свойственна абсолютная непредсказуемость и неуправляемость); толпу ведомую (формируется и проявляется под воздействием конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее организатором и (или) лидером); толпу организованную (флэшмобы, заранее объявленные распродажи, митинги и т.д. ). Кроме того, выделяют четыре основных вида толпы: толпа окказиональная (случайная, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию); толпа конвенциональная (образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу); толпа экспрессивная (в ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию); толпа действующая (отличается наличием активных действий и включает в себя подвиды: агрессивная толпа; стяжательская толпа; паническая толпа) [14, с. 3-5].

Г. Лебон открыл коллективное бессознательное, которое составляет душу толпы. Так согласно Г. Лебону, при возникновении в толпе особого состояния происходит исчезновение сознательной личности, а мысли и чувства индивидов внутри толпы становятся однонаправленными. Толпа – это один из способов формирования коллективного бессознательного; содержание этого коллективного бессознательного – совместно переживаемые чувства. Очень важно, как для отдельного человека, так и для всего общества, чтобы подобные чувства обладали позитивной направленностью и доброжелательностью. Благодаря этому происходит образование общности на долговременной основе, возникает доверие, сплоченность, солидарность, чувство единения. Агрессивные чувства, зародившиеся в толпе, совершенные совместно преступные действия способны объединять людей только на короткое время в попытке уйти от ответственности. Быстро пережитые совместные негативные чувства, как правило, порождают взаимную подозрительность и разрушают общность.

Итак, содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты — глубинные, истинные его обитатели, и чувства — пришельцы из области сознания, надолго поселившиеся в нем. Толпа представляет из себя катализатор для взаимного обмена инстинктами и чувствами между бессознательным и сознанием. Сознательная, целеустремленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным, в толпе ослабевает. Мембрана становится прозрачной, происходит взаимопроникновение инстинктов и чувств [13, с. 22-23]. Более подробно поведение индивида в толпе, а соответственно и изменения происходящие с его психикой мы рассмотрим в последующих частях нашей работы.

2. Понятие поведения и факторы на него влияющие

Согласно социологическому словарю, поведение – это процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение различают на биологических, психологических и социальных уровнях [11, с. 243].

Согласно психологическому словарю, поведение – это внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. Поведение включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т.п., т.е. все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма. В широком значении термин употребляется в разных областях психологии, исключая бихевиоризм. Бихевиористы называют поведением лишь такие движения организма, которые можно непосредственно наблюдать и объективно оценивать [7, с. 288-289].

Оба определения, на наш взгляд, удачны. Совершенно определенно, что бихевиоризм нас интересует. Скорее наоборот – больший интерес представляют бессознательные процессы. Поведение в контексте нашей работы может быть рассмотрен как поведение коллективное. Поведение коллективное – это особый вид поведения социального: находит свое выражение в толпе или массах людей. Поведение социальное – это внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка; это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуется внутреннее побуждение чел [10, с. 333].

Попробуем разобраться какие психологические факторы могут быть решающими для поведения индивида в толпе. Поведение индивида в толпе может меняться в зависимости от его психического состояния. Психические состояния характеризуют внутренние переживания индивида в некий конкретный момент. К психическим состояниям можно отнести эмоции, переменчивые состояния внимания, состояния удовольствия и неудовольствия, покой и беспокойство и др. Такие состояния сопутствуют процессу удовлетворения потребностей индивида, возникают в процессе преодоления им препятствий, мешающих достижению его цели [8, с. 10-11]. Они могут возникать в толпе и определять поведение индивида.

Психические состояния человека могут быть разделены на две группы: нормальные психические состояния; ненормальные психические состояния. Нормальные психические состояния – это те психические состояния, возникновение которых происходит в повседневности, в обычном жизненном укладе. Например: состояние удовольствия, состояние бодрствования и др.

Ненормальные или экстремальные психические состояния возникают в крайне необычных ситуациях. Они чаще связаны с негативными событиями. К ним относят: страх, ярость, гнев и т. д. И нормальные и ненормальные психические состояния представляют из себя сложную системную реакцию человеческой психики, человеческого организма на некую ситуацию [9, с. 926].

Согласно американскому культурному антропологу Э. Бургиньону у участников толпы возникает измененное состояние личности. Социально-психологические исследования показывают, что измененные состояния личности способны возникать благодаря воздействию толпы, которая находится в возбужденном эмоциональном состоянии. Индивид, будучи частью этой толпы, испытывает состояние транса, данное состояние способны усиливать звуки барабана (ритмическая музыка), песни, танцы, наркотики. С научной точки зрения, принято выделять два состояния транса – это просто транс и транс одержимости. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость человека от окружающих людей, психически воздействующих на него. Напротив, впадающий в транс одержимости человек включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями. «Впадающий в транс одержимости, — пишет Э. Бургиньон, — отрекается от собственного „Я“, идентифицируется с более сильным „Я“. Его тело, принимая это „Я“, совершает яркие действия». Измененные состояния сознания — это многочисленные разнообразные состояния, полностью или частично захватывающие человека. Они не сводятся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу.

Измененные состояния сознания — это состояния, в которых происходят изменения в когнитивной (ощущения, восприятия, представления), эмоциональной и поведенческой сферах. Изменяется отношение к самому себе, собственному телу; меняются чувство тождественности собственного «Я» и восприятия времени, пространства и других людей. Способствуют возникновению измененного состояния сознания специфические условия получения сенсорной информации. Причем закономерности восприятия и познания, присущие индивиду в его обычном состоянии, в измененном состоянии сознания меняются.

А. Людвиг в 1968 г. определил пять причин благодаря которым возникает измененное состояния сознания: снижение стимуляции внешних ощущений и моторной активности; увеличение стимуляции внешних ощущений и моторной активности; повышение бдительности и психической включенности; снижение бдительности и психической включенности; психосоматические факторы. Он указывал на то что первой причиной является снижение уровня внешней стимуляции и активности (это происходит в ситуации одиночного заключения). Влияние второго фактора (увеличение стимуляции внешних раздражений) можно наблюдать в ситуации большого скопления людей. Согласно А. Людвиг, увеличивающаяся стимуляция и моторная активность включают в себя такие состояния, как «массовое заражение», религиозная конверсия, лечебные трансы, танцевальный и музыкальный транс, возникающий в ответ на джаз, рок-н-ролл и другую высоко-ритмичную музыку. Увеличивающаяся бдительность и психическая активность появляются, например, при длительной бессоннице, особенно у военнослужащих при проведении военной операции или у длительно молящихся верующих. Четвертый тип — пониженная бдительность и психическая включенность — иллюстрируется расслаблением в мечтаниях, полной релаксацией или трансом медиумов и состояниями медитации. Как отмечает А. Людвиг, эти причины, которые кажутся противоречащими друг другу, тем не менее, приводят к состояниям, имеющим ряд сходных особенностей. Эти особенности состоят в следующем: изменения процесса протекания мышления, нарушенное чувство времени, потеря самоконтроля, изменения в выражении эмоций, ощущении тела, перцептивные искажения, чувство невыразимости, чувство омоложения и гипервнушаемость [13, с. 20-21].

Г. Лебон подробно проанализировал психические процессы, составляющие психологию индивида в толпе: 1) мышление. Находясь внутри толпы индивид начинает оперировать лишь небольшим количеством идей; 2) рассуждения. Для индивида внутри толпы логические рассуждения становятся недоступными. Мыслительные способности захватывает внушение; 3) воображение. Воображение у индивида становится очень восприимчивым. Образы воображения у индивида внутри толпы всегда простые и ясные; 4) убеждения. Убеждения в толпе выступают в очень специфической форме. Лебон называл подобные убеждения «религиозным чувством». Им были выделены основные черты такого явления: обожание верховного существа; страх перед приписываемой ему магической силы; слепое подчинение верховному существу; невозможность оспаривания догматов верховного существа; индивид испытывает желание распространять их; возникает враждебное отношение ко всем, кто не уважает эти догматы [12, с. 612-615].

3. Влияние толпы на поведение человека

Поведение человека в толпе – спорная тема. Так в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в среде правоведов обсуждалась проблема уголовной ответственности, уголовного наказания за преступления, совершенные в составе толпы.

Решая собственно юридические вопросы определения вменяемости и степени ответственности такого рода преступников, правоведы апеллировали к трудам по социальной философии и психологии толпы, опубликованными следующими авторами: Н.К. Михайловский, Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, В.М. Бехтерев.

Согласно позиции этих исследователей, толпа представляет собой не простое скопление людей, а особую психическую общность, попадая под влияние которой человек начинает думать, действовать и чувствовать совершенно иным образом, по сути, перестает быть собой.

С точки зрения Н.К. Михайловского, в ней циркулируют процессы бессознательного взаимного подражания подчас непреодолимой силы, берущие верх над индивидуальным разумом, личным интересом, чертами характера.

Подобное социальное образование Г. Тард сравнивал с «бешеным несдержанным зверем, слепой игрушкой своих инстинктов», неким беспозвоночным низшего порядка, чудовищным червем, «извивающимся в беспорядочных движениях даже после отделения головы». В его понимании, толпа отличается эмоциональной неустойчивостью, догматичностью и деспотичностью, тягой к разрушению, проявлениями коллективного безумия, бреду преследования и величия.

С. Сигеле утверждал, что толпа более склонна к злу, чем к добру, и в нравственном опьянении доходящей до своеобразного сомнамбулизма, не сомневается в праве быть чьим-то судьей и палачом. Такая толпа легко попадает под влияние преступников, умалишенных, обитателей городского «дна».

По Г. Лебону, становясь частицей толпы, индивид спускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации, становится варваром – инстинктивно действующим существом, проявляющим черты произвола, буйства, свирепости, а также энтузиазма и героизма, свойственные первобытному человеку.

Совместно с другими он готов поддаться любому искушению, превратить внушенные идеи в немедленные действия, внезапно перейти от кровавой жестокости к великодушию или малодушию, стать неким автоматом, управлять которым собственная воля бессильна.

Согласно В.М. Бехтереву, процессы взаимного внушения, характерные для толпы, несут в себе чрезвычайную опасность: «И если бы можно было сосчитать те жертвы, которые прямо или косвенно обязаны влиянию этого психического микроба, то вряд ли число их оказалось бы меньшим, нежели число жертв, уносимых обыкновенным физическим микробом во время народных эпидемий».

Некоторые из отечественных юристов поддержали суждение Г. Тарда, согласно которому преступный акт, совершенный как бы под принуждением толпы кем-то из ее членов, в действительности вполне соответствует скрытым наклонностям данного индивида. При этом заурядный мошенник, способный к кражам, но не к убийству, под влиянием «нравственной заразы» массового характера может дойти до крайней степени жестокости и насилия. Тот же, кто нравственно чист, найдет силы не поддаться влиянию большинства [4, с. 75-76].

Основателями психологии толпы (Г. Лебон, Г. Тард) подчеркивалась определяющая роль подражания, внушения, заражения. Данные явления являются механизмами преобразования психики, а не причинами. З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Лебон соглашаются в том, что индивид находясь в толпе, приобретает эмоциональное состояние характерное для человека на примитивной стадии развития общества.

Согласно взглядам данных авторов, групповая психология является первоначальной формой человеческого сознания, а в ситуации стресса в толпе данная форма сознания выходит на передний план. Сознание находясь в контакте с первозданным психическим слоем, высвобождает обычно дремлющую энергию.

Данная энергии освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. К. Левин для описания подобного состояния использовал термин «регрессия».

Регрессия является распространенным феноменом, который проявляется в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития. В толпе происходит сужение жизненного пространства человека, происходит регрессия. Психика человека внутри толпы подвержена сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», т.е. зависимым от окружающего поля [13, с. 29].

Согласно В.М. Бехтереву толпе присущ монодеизм (“одноцельность”), наличие специфической впечатлительности, высокая возбудимость, легковерие, безрассудство, переменчивость и т.д. Также в толпе происходит подавление личности, нивелировка различий между индивидами.

При описании влияния толпы на личность В.М. Бехтерев особенно выделял взаимное внушение. Суть подобного внушения заключается в следующем: в ситуации ограниченного движения при сосредоточенном внимании на каком-то объекте индивид начинает утомляться.

В связи с этим возникают предпосылки к тому, чтобы чьи-то мысли и чувства воспринимались и принимались индивидом пассивно, без критического отношения. Такая информация в толпе проходит не через призму «личного» сознания, а через призму «общего» сознания [3, с. 18–19].

А.М. Зимичев отмечал такие закономерности, происходящие с личностью в толпе:

  • стираются индивидуальные различия, соответственно исчезают многие сдерживающие в повседневности барьеры;
  • в толпе проявляется предпосылка ношения униформы;
  • если в толпе присутствует некий пример, его роль становятся для индивида сильным мотивирующим фактором;
  • повышается подверженность эмоциональному волнению. Легко возникает: смех, гнев, страх и т.д. Возникшее чувство легко переходит в противоположное;
  • в толпе индивид проявляет способность активизироваться и пойти за лидером;
  • в толпе индивид может ориентироваться на выполнение некоей невероятной задачи, которую в обычной жизни не стал бы перед собой ставить: чаще разрушить что-либо;
  • в толпе индивид перестает быть восприимчивым к аргументам и здравому смыслу.

Можно громко позвать всех купаться, и толпа побежит купаться, прекратить же это движение словами, что температура воды не более десяти градусов, практически не представляется возможным [12, с. 638-640].

Согласно Почебут Л.Г. измененные состояния человека одной страны или одной культуры (в толпе) не отличаются от измененных состояний человека в толпе, который относиться к другой культуре или является гражданином другой страны – данное утверждение доказано исследованиями (контент-анализ научной и публицистической литературы (отечественной и зарубежной), в которой дается описание поведения людей, попавших в толпу, многократные наблюдения (зафиксировано более семидесяти девяти случаев поведения толпы: толпа футбольных болельщиков после матча; толпа поклонников звезд современной музыки; толпа на митинге и демонстрации; толпа при входе в метро)). Также согласно Почебут Л.Г., в целом, характеристики поведения «человека толпы» состоят в следующем:

  1. уменьшение или полное прекращение общения на межличностном уровне с помощью вербальной коммуникации;
  2. бесцельность движений и перемещений в толпе, которая выливается в повышенную агрессивность людей; психомоторное возбуждение, проявляющееся в хаотичной, бесцельной физической активности, низком контроле и координации движений и действий; склонность к однотипным движениям;
  3. высокая импульсивность в действиях участников толпы, быстрый отклик на указы и призывы лидера;
  4. подражание движениям и поведению лидера и более активных участников толпы;
  5. высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкриках отдельных слов, фраз, междометий; в рассеянном взгляде, бегающих глазах; в нервности, порывистости движений;
  6. эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смены настроений, быстром переходе в состояние ярости, гнева или восторга;
  7. высокая категоричность в оценках, мнениях, суждениях. Отсутствие чувства меры;
  8. потребность в простых решениях, не требующих долгой умственной работы. В толпе господствует категорический императив поведения: «Да здравствует», «Не допустить», «Заставить», «Долой»;
  9. неспособность к созидательной деятельности;
  10. возможность возникновения у некоторой части участников толпы слуховых, зрительных, обонятельных иллюзий и галлюцинаций. Поведение людей, испытывающих такие иллюзии, изменяется следующим образом: частое оглядывание вокруг, уклонение от несуществующих препятствий, частое переспрашивание находящихся рядом людей, уточнение их восприятия, что является одним из механизмов заражения иллюзиями других;
  11. возможность у отдельных членов толпы (психически и нервнобольных) возникновения припадков с судорожным синдромом;
  12. склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.

Перечисленные особенности индивидов в толпе определяют именно поведение толпы. Те или иные поведенческие реакции проявляются в зависимости от повода (причина возникновения толпы) и состава. Толпа, чье возникновение определенно религиозной причиной обладает яркой выраженной подчиненностью некоему лидеру. Толпа, чьей возникновение определенно революцией демонстрирует агрессивное разрушительное поведение. Подобные характеристики имеют место быть в абсолютно любой толпе, социальнодемографический состав и культурная принадлежность не играют никакой роли. На основе наблюдений поведения индивидов в толпе (в России, Китае, США, Италии, Германии, Японии, Пакистане) было выявлено, что культуральные различия в поведении людей стираются, что приводит к абсолютно одинаковым действиям. Толпа китайцев на площади Тянь Ань Мынь, толпа русских на Красной или Дворцовой площади, толпа американцев, митингующих у стен Белового Дома в Вашингтоне, толпа антиглобалистов в Генуе, толпа арабов-мусульман в Исламабаде и т. д. — все это явления одного порядка. Представители каждой страны утрачивают свои этнические и культурные особенности и становятся подчиненными власти инстинктов, демонстрируют однотипные формы поведения. Это очень важное положение. Получается, что попадая в толпу, индивид теряет то культурное богатство, которое было накоплено поколениями. Он как бы выпадает из культуры, испытывает измененное состояние сознания, и полными властелинами психики становятся инстинкты [13, с. 27-28].

Заключение

В заключении подведем итоги в соответствии с поставленными ранее задачами. Толпа – это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Основной механизм, определяющий поведение индивида в толпе – это циркулярная реакция [5, с. 338-339].

Первые (и до настоящего времени наиболее точные) теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. Фрейд. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность [14, с. 2].

Понятие «масса» является более общим понятием, чем понятие «толпа». Толпа – это одна из разновидности массы [15, с. 158].

Поведение – это процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [11, с. 243]. Поведение индивида в толпе может меняться в зависимости от его психического состояния. Психические состояния характеризуют внутренние переживания индивида в некий конкретный момент [8, с. 10-11]. Психические состояния человека могут быть разделены на две группы: нормальные психические состояния; ненормальные психические состояния [9, с. 926]. Согласно американскому культурному антропологу Э. Бургиньону у участников толпы возникает измененное состояние личности. Измененные состояния сознания — это состояния, в которых изменяются когнитивная (ощущение, восприятие, представление), эмоциональная и поведенческая сферы. Происходят изменения отношения (к самому себе, своему телу, чувство тождественности собственного «Я») и восприятия времени, пространства и других людей. Измененные состояния сознания возникают в результате воздействия специфических условий получения сенсорной информации, причем закономерности восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в измененном состоянии сознания искажаются [13, с. 20-21].

А.М. Зимичев отмечал такие закономерности, происходящие с личностью в толпе: стираются индивидуальные различия, соответственно исчезают многие сдерживающие в повседневности барьеры; в толпе проявляется предпосылка ношения униформы; если в толпе присутствует некий пример, его роль становятся для индивида сильным мотивирующим фактором; повышается подверженность эмоциональному волнению. Легко возникает: смех, гнев, страх и т.д. Возникшее чувство легко переходит в противоположное; в толпе индивид проявляет способность активизироваться и пойти за лидером; в толпе индивид может ориентироваться на выполнение некоей невероятной задачи, которую в обычной жизни не стал бы перед собой ставить: чаще разрушить что-либо; в толпе индивид перестает быть восприимчивым к аргументам и здравому смыслу [12, с. 638-640].

Также согласно Почебут Л.Г., в целом, характеристики поведения «человека толпы» состоят в следующем:

  • уменьшение или полное прекращение общения на межличностном уровне с помощью вербальной коммуникации;
  • бесцельность движений и перемещений в толпе, которая выливается в повышенную агрессивность людей; психомоторное возбуждение, проявляющееся в хаотичной, бесцельной физической активности, низком контроле и координации движений и действий; склонность к однотипным движениям;
  • высокая импульсивность в действиях участников толпы, быстрый отклик на указы и призывы лидера;
  • подражание движениям и поведению лидера и более активных участников толпы;
  • высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкриках отдельных слов, фраз, междометий; в рассеянном взгляде, бегающих глазах; в нервности, порывистости движений;
  • эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смены настроений, быстром переходе в состояние ярости, гнева или восторга;
  • высокая категоричность в оценках, мнениях, суждениях. Отсутствие чувства меры;
  • потребность в простых решениях, не требующих долгой умственной работы. В толпе господствует категорический императив поведения: «Да здравствует», «Не допустить», «Заставить», «Долой»;
  • неспособность к созидательной деятельности;
  • возможность возникновения у некоторой части участников толпы слуховых, зрительных, обонятельных иллюзий и галлюцинаций. Для людей, испытывающих такие иллюзии, свойственно: частое оглядывание вокруг, уклонение от несуществующих препятствий, частое переспрашивание находящихся рядом людей, уточнение их восприятия, что является одним из механизмов заражения иллюзиями других;
  • возможность у отдельных членов толпы (психически и нервнобольных) возникновения припадков с судорожным синдромом;
  • склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.

Попадая в толпу, человек утрачивает то культурное богатство, которое было накоплено людьми в процессе филогенеза. Везде люди утрачивают этнические и культурные различия, подчиняются власти инстинктов, демонстрируют однотипные формы поведения [13, с. 27-28].

Список используемой литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
  2. Горчицкая, Е.А. Социология: планы семинарских занятий и методические указания : / Е.А. Горчицкая, И.В. Лоткин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=564390 (дата обращения: 23.05.2020). – Библиогр. в кн. – DOI 10.23681/564390. – Текст : электронный.
  3. Горбатов, Д.С., Михайлова И.В. Теории толпы в отечественной психологии конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 31. № 1. С. 15–23. URL: https://psyjournals.ru/files/108159/scientific_notes_2019_n1_Gorbatov_Mikhaylova.pdf (дата обращения: 24.05.2020).
  4. Горбатов, Д.С. Проблема преступлений толпы: подход П.Н. Обнинского [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68330.shtml (дата обращения: 24.05.2020).
  5. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
  6. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения : лекции / А.П. Назаретян. – Москва : ПЕР СЭ, 2001. – 112 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233269 (дата обращения: 24.05.2020). – Текст : электронный.
  7. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  8. Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
  9. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Т. II Познавательные процессы и психические состояния: учебник / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 1007 с. – Серия: Магистр.
  10. Осипов, Г.В. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Чернощек. — М. : Норма, 2008. — 608 с.
  11. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1998. – 488 с.
  12. Почебут, Л.Г. Социальная психология. / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2016. – 672 с.
  13. Почебут, Л.Г. Измененные состояния сознания человека в толпе [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenennye-sostoyaniyasoznaniya-cheloveka-v-tolpe (дата обращения: 24.05.2020).
  14. Подлиняев, О.Л. Психология толпы и специфика еѐ разновидностей // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-tolpy-i-spetsifika-eyoraznovidnostey (дата обращения: 25.05.2020).
  15. Шульга М.М. Политология и социология : учебное пособие / М.М. Шульга, Е.В. Галкина, Е.С. Гундарь и др. ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. – 200 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458206 (дата обращения: 23.05.2020). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.