Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства»

Содержание:

Введение

Актуальность данного исследования в том, что проблемы организации правового государства были в центре внимание философов и ученых-юристов в каждый период истории государств вплоть до сегодняшнего дня.

Интерес к данной проблеме, в том числе и в России, связан с проведением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей в современном обществе. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении значения народа как источника власти, подчинении государства праву.

Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых принципов разделение властей, верховенство закона, независимость суда и правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей его наиболее успешного оформления и эффективного функционирования.

Философы, историки, юристы, различных взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, создавали соответствующие теории. В ходе нашего исследования привлекались такие источники как произведения древних мыслителей Платона, Аристотеля и Цицерона, работы известных философов Нового Времени - Ш.Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Д. Дидро.

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. В данной курсовой работе рассматриваются идеи таких ученых как Венгеров А.Б., Нерсесянц В.С., Алексеев С.С., В.Н. Хропанюк и др. Они позволяют прийти к гипотезе, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей, излишнего контроля с их стороны, сковывающего индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Цель курсовой работы: изучить теорию и процесс становления и развития правового государства на разных этапах истории цивилизации.

В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:

– раскрыть ключевое понятие правового государства;

– определить основные признаки и принципы правового государства;

– рассмотреть основные этапы развития теории правового государства;

– сформировать представление о становлении в России правового государства и проследить перспективы его развития.

Объект исследования – теория правового государства.

Предмет исследования – понятие и признаки правового государства, процесс формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в процессе подготовки публичных выступлений и дальнейших исследований по данной теме, учебных материалов гуманитарных дисциплин, а также для широкого круга читателей.

Глава 1. Идея правового государства

1.1 Понятие и сущность правового государства

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократического режима правления и развитой правовой системы, в основе которой лежит взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство воспринимается как тип государства, в котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется [6]. Именно через право, имеющее всеобщий, формально определенный характер, предоставляется возможность выразить и защитить интересы индивидов.

Как и любое государство, правовое государство обладает аппаратом управления и аппаратом принуждения для проведения внутренней и внешней политики. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории, для его содержания существует бюджет, налоговая система. Правовое государство, так же, как и другие обладает суверенитетом, верховенство которого относится ко всем гражданам и организациям внутри его, и независимостью на международной арене [11].

Названные характеристики являются общими, они свойственны как правовым, так и неправовым государствам. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется всевластием по отношению к обществу, ограждением от общества, беззащитностью гражданина перед произволом и злоупотреблением со стороны органов власти и должностных лиц [21].

Правовое государство отличает, прежде всего, власть, основанная на праве, им ограниченная и через него реализуемая. Она действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется этому обществу и ответственна перед ним, обеспечивает социальную и правовую защиту граждан. В отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный спектр правовой диспозиции, в основе которого находится формула «дозволено все, что не запрещено законом» [17]. Но подобное представление, в сущности верное, будет неполным для объективного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложный, разветвленный механизм.

Все его структурные компоненты функционируют на основе принципа разделения и взаимодействия властей в строгом соответствии с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства [14]. На современном этапе проблема прав человека выходит на международный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они занимают все более значительное место в национальных правовых системах. Права человека и правовое государство, без сомнения, обладают общими закономерностями возникновения и функционирования. Из этого следует, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть подлинно правовыми. Именно в ограничении правом политической системы и заключается сущность правового государства [22].

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки системы не обратились в пороки государственной власти. Поэтому на деле, правом ограничивается не собственно управленческая деятельность со стороны государственных органов на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. В правовом государстве обосновывается возможность в рамках закона отстаивать и продвигать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в создании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и др. [12]

Современное правовое государство – это, в первую очередь демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти, непосредственно или через представителей. Это предполагает высокий уровень политическое культуры граждан и развитое гражданское общество [11].

Развитое правовое гражданское общества - это утвержденная в государстве рыночная экономика в различных формах собственности, высокий уровень гласности, свободы средств массовой информации, социальное обеспечение граждан.

Идея правового государства возникла в связи с пониманием необходимости более совершенной государственной организации. Государственная власть, как и любая другая, стремится к постоянному расширению своих полномочий, что ведет к ущемлению прав и свобод личности. Такое стремление обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, самой сутью власти и властвующих. Ограничить власть может только другая власть – власть права, власть общества [3].

Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы приоритет права во всех сферах жизни общества, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов, их ответственности перед обществом [16].

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

- обеспечение прав и свобод человека;

- ограничение правом государственной власти.

Свобода человека определяется как способность действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Это понимание свободы в философском смысле [19].

Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой обыденности, важно уточнить, что свобода каждой личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Эти пределы и устанавливаются правом, которое является мерой свободы, и обеспечиваются государством [22]. К сожалению, для России, в отличии от западных стран более привычно понятие не «свобода», а «воля». А воля понимается как безграничное удовлетворение индивидуальных интересов. Понятие «воля» не ассоциируется ни с какими ограничениями. Это понятие распространяется и на деятельность государственных органов и должностных лиц [5]. Поэтому именно в ограничении правом государственных органов и должностных лиц и заключается сущность правового государства. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути [13].

Таким образом, в основе идеи правового государства – господство права, которое словно «меняется местами» с властью: устанавливается верховенство первого над вторым. Тем самым, правовое государство как организация политической власти, создает условия не только полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, но и последовательного ухода этой самой власти от различного рода злоупотреблений. Правовое государство - путь к возрождению естественных прав и свобод, приоритета личности в ее отношениях с государством. Это, в сущности, фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

1.2. Признаки и основные принципы

Признаки правового государства являются необходимым элементом в характеристике правового государства с точки зрения теории. Ведь именно они позволяют идентифицировать государство именно как правовое, а не какое-либо другое. Правовое государство определяется следующими признаками [20]:

1. Демократия как проявление народовластия.

Понятие «народовластие» - один из важных составляющих демократии в ее современном общепринятом понимании. Народ должен быть реальным источником власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных законодательной властью. В условиях народовластия создается механизм, воздействующий на государство методами, предусмотренными законом – партии, сообщества, митинги, демонстрации и т.д. В сущности, этот принцип - главный элемент теории правового государства [7].

Высшие органы публичной власти на основе Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми методами. Тем самым, в условиях данного политического режима равным образом существуют институты представительной демократии -представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры, и институты непосредственной демократии - референдум и т.д. [18]

2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это значит, что ни один из государственных органов не обладает всей властью в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, свойственную ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение осуществляется для того, чтобы удерживать власть от всевозможных злоупотреблений, не допускать возникновения управления, не связанного правом. При этом если одна из трех ветвей не занимает высшего положения, то политический механизм будет тормозиться постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство [25].

Поэтому верховное положение занимает власть законодательная, поскольку именно она формулирует законы, обязательные в обществе. Исполнительная власть посредством различных ведомств, занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана защищать эти правовые нормы, устои государства и общества от любых посягательств со стороны органа власти, должностного лица, любой организации и отдельной личности. За нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судом [23].

В соответствии с теорией разделения властей, соединение трех ветвей власти в одном органе, в руках одной должности угрожает установлением авторитарного режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для предотвращения возникновения абсолютной деспотичной власти, не ограниченной правом, власть должна быть разделена на обособленные друг от друга ветви. Так, государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, осуществляют взаимный контроль, обеспечивается равновесие во взаимоотношениях между ними. Деление власти происходит не только на законодательную, исполнительную и судебную, но и между верховными, региональными и местными органами – это называется вертикалью власти [14].

Данный признак отличает существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть вместе с этим одновременно и целостной, единой. Именно поэтому, наряду с обозначенными тремя ветвями власти функционирует как бы обособленный институт главы государства [24].

Идеологом концепции разделения властей считается французский просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и по большому счету на принципе разделения властей основывалось государственное устройство Римской республики [19].

Один из видов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет много возможно­стей взаимоконтроля и ограничения друг друга. Такой государст­венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предпо­лагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодатель­ной, что характерно, например, для Англии [16].

Сбалансированность властей опирается на суверенитет народа, что нашло закрепление в конституциях ряда современных государств [24]. По своему смыслу законодательная власть принимает законы, исполнительная - орга­низовывать их выполнение, а судебная - решает спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

3. Верховенство права, закона в государстве и обществе.

Именно в этом и заключается смысл правового государства. Право не может быть придатком государственной власти. Правовые нормы должны соблюдать не только граждане, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Это необходимое условие нормального функционирования социальных и политических институтов, обеспечения порядка в обществе. [21]

Законам подчинены все другие нормативные правовые акты. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Органы представительной власти призваны выражать в законах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают верховенством [6]. Все нормативно-правовые акты государственных органов являются подзаконными, т.е. принимаются на основе законов, и не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону, признается действие закона.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности, как всеобщего требования неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права, распространяющегося на все сферы деятельности государства, общественных организаций, отдельных граждан [9].

4. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Верховенство закона подразумевает не столько приоритет закона в отношении подзаконных актов, сколько широкий диапазон прав и свобод, предоставленных гражданам действующим законодательством. В правовом государстве исходным началом законодательной деятельности государства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, любое ущемление прав человека недопустимо [13].

Напротив, органы власти обязаны последовательно и неукоснительно обеспечивать реализацию прав и их защиту. В этой связи, важное значение приобретает проблема равенства в обществе и государстве. Ее решение предполагает создание надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство [17].

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.;

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств [23].

Всеобщая декларация прав и свобод человека провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством. Каждый человек имеет право на равную защиту, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. Не допускается незаконное вмешательство в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и др. Гарантируется свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, свободный выбор профессии, равную оплату, защиту от безработицы и др. [1]

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны реально претворятся в жизнь законодательными актами государства, закрепляющими их в соответствующей сфере общественных отношений.

Отсюда следует непреложная истина - чем сильнее развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечивается институтами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем шире возможности их реализации [3].

5. Политический и идеологический плюрализм.

В правовом государстве свободно функционируют различные, в том числе оппозиционные, политические партии, организации, объединения, действующие в рамках Конституции, существуют различные идеологические концепции, течения, взгляды, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных органов власти [7].

В юридической литературе в числе признаков правового государства также называют взаимную ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти – средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности, правовое государство не сможет эффективно реализовывать свои функции [8].

Помимо основных признаков, в теории государства и права существует ряд основополагающих принципов, на которых и строится идея правового государства.

Прежде всего, правовое государство предполагает жизнедеятельность гражданского общества, самостоятельных, независимых личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью [12]. Реализация и защита их прав в общественных отношениях, контроль за соблюдением обязанностей, требует появления политической власти, действующей на основе общественного договора с данным обществом граждан [14].

При этом, подчиняясь юридическим нормам, государство превращается в одного из субъектов права и обладает равноправием с другими субъектами, в первую очередь с гражданами [15]. Без такого равенства не может существовать ни право, ни, тем более, правовое государство. В таких обстоятельствах суд выступает, в первую очередь, как орган разрешения споров между различными субъектами гражданского общества и государства. Он признает наличия или отсутствия права у того или иного субъекта, принуждает к восстановлению нарушенного правового состояния, в том числе отмене неправомерных действий должностных лиц и органов государства, нарушающих права граждан [21].

Вследствие вышесказанного, государство только тогда становиться правовым, когда ограничивается и связывается правом, а издаваемые им законы не противоречат и подчиняются праву. Органы государственной власти ориентированы на не подчинение прав и свобод граждан, а наоборот, их гарантию, обеспечение и защиту, в первую очередь тех прав человека, которые в теории государства и права называются естественными и неотчуждаемыми. Внешне это проявляется в разграничении властей, плюрализме политических и общественных институтов, и конечно, в важнейшем аспекте режима демократии – народовластии.

Глава 2. Возникновение и развитие идеи правового государства

2.1. Теория правового государства в различные эпохи

Идеи о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже в раннем периоде истории человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни [25]. Мыслители античности, такие как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон пытались выявить такие связи между правом и властью, которые бы обеспечивали гармоничное развитие общества той эпохи. Уже ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общества, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства [9].

Власть государства, принимающая право и, вместе с тем, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой. Зачатки теории правового государства в форме идеи господства права и закона в жизни общества и государства, прослеживаются в диалогах Платона [6]. В «Государстве» и «Законах» он высказывает суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона. «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя», - писал и Аристотель [8].

С идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство и древнеримских политических деятелей. Показательны работы оратора и писателя Цицерона. В произведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обосновывал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и сформулировал принцип, согласно которому «под действие права должны подпадать все» [25].

В отличие от своих предшест­венников Цицерон рассматривает государство не просто как выражение  общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий пра­вопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический мир, само человеческое бытие - вот истинный источник права. Цицерон приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков своеобразной правовой культуры государства, которая затем трансформировалась в конструкцию пра­вового государства [6].

Подобные взгляды о тождестве права и закона обосновывались философами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводится мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», «страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок» [16].

Правовые идеи и политические институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве. Рост производства, изменение социально-политических отношений в обществе, переход от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общества. Центральное место в них занимают проблемы такой организации государства, которая исключит концентрацию власти в руках одного лица или органа власти, утвердит равенство всех перед законом, обеспечит правовую свободу [20].

С развитием политических и правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным вопросом в теории правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, фактически является главным пунктом в теории право­вого государства [19].

Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей полноты власти, которой обладает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выразил известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государст­ве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистиче­ское понимание человека [22].

Следует указать также на взаимодействие идей правового госу­дарства и идей обеспечения прав и свобод личности. Права человека - это суть правового государства, важнейший фактор в развитии об­щества в целом [17]. Знаменитый софист Протагор вывел важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло осознание того, что лучшая гарантия прав человека, это закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав [7].

В данной связи следует упомянуть немецкого философа И. Канта, которого уже в первой трети XIX в. назвали крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права [24]. Нормы законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоот­ношения между людьми, носителями свободной воли, и в конечном счете выступает совокупностью условий, позволяющих совместить свободу одного лица со свободой другого, с точки зрения всеобщего закона свободы [3]. Таким образом, право, по Канту, не только условие внешней свободы, но и сущностная характери­стика, которую он называет категорическим императивом. Одна из форм исторического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему толь­ко как к средству» [8].

В Европе превалирует немецкая конструкция правово­го государства, базирующая на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через пре­одоление произвола [8]. Немецкой юриспруденции свойст­венно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрыв­ные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал [9]. В этой связи вызывает вопросы, встречающееся в литературе мнение о том, что пози­тивистская концепция правового государства, свойственная прежде всего немецким авторам, представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторонни­кам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, им же самим созданным [17].

Наиболее известные идеи правового государства изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого [24]. При рассмотрении вопроса о формах государства предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Ж. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит [24]. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Формирование правового государства – сложный и длительный процесс, который развивается по мере проведения в жизни экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построение цивилизованного, демократического гражданского общества [21]. Положения этой теории известны в работах английских философов Т. Гоббса, Дж. Локка, французского философа Ш.Л. Монтескье, отечественных писателей А.Радищева, А.Герцена и др.

Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на сво­боду, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их первостепенность по отношению к позитивным законам [23]. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, основанные на публичном правом, могут быть призна­ны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права [25]. Конфликт индивида и государства посредством права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Субъективные права являются обязывающими по отношению к государству и статутному праву [18].

Одним из первых, кто вывел теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство сильно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не просто сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных [19].

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии Англии, но при этом он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями [8]. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал, как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений 12].

Свой вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо. В работе «Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, возникает только в результате договора свободных людей [15]. Оно должно основываться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство является результатом общественного договора [20]. Суверенную власть следует понимать, как проявление общественного инте­реса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неиз­бежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естествен­ного права [20]. Причем суверенная власть находится в подчинении у права, и го­сударство как политический организм перестает существовать, если суве­рен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным 22].

Подобные теоретические размышления отража­ются и в некоторых правовых документах. В Декларации независимости США, содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожден­ными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав лю­ди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согла­сия управляемых...» [11]. Важно иметь в виду, что суверенитет народа состав­ляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан такой признак правового государства, как господство права, поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления [9]. Деятельность государства как юридически организованною общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона мыслилось в том плане, что он является не просто результатом воли государства, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах Европы происходит по следую­щей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, кото­рые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реа­лизуются в конкретных правоотношениях субъектов права [23].

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы дореволюцтонного периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства [22].

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с их точки зрения. Существуют следующие пути формирования правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы [23].

Реальные гарантии правовой государственности в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола: а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения. [19]

В послереволюционный период в России идеи правового государства были обусловлены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из жизни. Советская правовая наука в период социализма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства [13].

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности. Сам термин «правовое государство» возникает и утверждается в немецкой юридической литературе первой трети XIX века, в трудах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др. [15]

Исторически это происходило в общей канве прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления нового антифеодального, светского мировоззрения, расширения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поиска различных государственно-правовых концепций и форм, в том числе разделение властей, верховенство закона и др., направленных против узурпирования власти и ее безответственности перед обществом [18].

При всей своей актуальности, идеи правовой государственности опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и традиции гуманизма. Философы, юристы, историки, независимые во взглядах и суждениях, создавали представления о правовом государстве, определяли соответствующие ориентиры [9].

Во второй половине XX в. теория правового государства была реализована и юридически закреплена конституционным законодательством демократических государств. Хотя прямые упоминания о правовом характере в конституциях ряда государств и не упомянуты, они определяются как социальные, демократические, светские, по уровню гарантий соблюдения прав и свобод граждан эти государства можно вполне назвать правовыми [23].

Конституционное законодательство современных развитых демократических государств закрепляет три фундаментальных принципа правового государства:

- народный суверенитет;

- разделение властей;

- обеспечение прав и свобод граждан [23].

Принцип народного суверенитета означает, что государство, обладая властью, выступает в качестве представителя не только правящей элиты, но и всех слоёв общества. При этом народ является главным источником всей власти. В то же время необходим механизм, позволяющий народу воздействовать на власть.

Проблема правового государства исследуется и обсуждается и в наше время. При этом, современные исследователи теории права и государства также по-разному трактуют понятие правового государства, акцентируют внимание на разных его компонентах. Так, А.В. Малько полагает, что в идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. Исходя из этого, он дает следующее понятие правового государства: «Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений» [19].

Г.Н. Мами рассматривает правовое государство как «политическую ипостась гражданского общества», подчеркивая, что взаимодействие гражданского общества и правового государства «принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания» [17].

А.В. Корнев и В.В. Лазарев считают, что «главным пунктом в содержании теории правового государства является идея народного суверенитета» [16].

По В.Н. Хропанюку правовое государство - это форма организации и деятельности власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, основанные на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически [23]. В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности.

Нравственная основа правового государства заключается в принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового тем, что законы должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. «Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию.» [6]

Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что современное общество нуждается в более совершенной организации государства. В основе настоящей правовой государственности лежит демократическая политическая система. Без развитой демократии правовое государство не существует и не функционирует. Дословно «демократия» означает власть народа. Но нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству представляется гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию и мнение, бороться за него в рамках закона, открыто и свободно [12].

Демократия – это общечеловеческая ценность, исключающая произвол как одного лица, так и большинства по отношению к отдельному индивиду. Демократический является механизмом обеспечения интересов различных слоев общества и решений, строящихся на компромиссе интересов, позиций и мнений. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает согласование общественного мнения различных социальных категорий населения посредством всеобщих выборов представительных органов и многопартийную политическую систему [20].

Партии как основа демократического режима организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников, строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов и в отстаивании своих позиций в представительных органах. Демократическое государство запрещает создание и функционирование экстремистских и расистских организаций, партий и групп, тех, что стремятся к насильственному свержению конституционного строя [18].

Поэтому, подлинно правовое государство и гражданское общество, на каждом историческом этапе развития должно строится на согласовании закона и власти с идеями демократии, в условиях идейного и политического многообразия - плюрализма. Тем самым на этапе развития современного гражданского общества, правовое государство предполагает довольно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития.

2.2. Становление правового государства в России

То, каким образом формируется правовое государство можно проследить на примере России.

Идея правового государства для нашей страны стала одним из важных ориентиров на этапе преодоления социализма и проведения кардинальных политических и экономических реформ. И вполне закономерно, что она получила свое признание в Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей основы нового демократического периода развития российского общества и государства [13]. Такая ориентация на создание и развитие правового государства обусловлена объективными потребностями общественного и политического развития в постсоветской России, утверждения прав и свобод во всех сферах жизни общества и государства.

Особенностью российской Конституции является не совершенствование и дальнейшее развитие давно сложившегося права и правосознания, а изначальное формирование и утверждение правовых начал в общественной и политической жизни, в правовой организации власти, в правоотношениях между властью и народом, в признании и защите прав и свобод человека и гражданина [10].

В Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных элемента правового государства: права и свободы человека и гражданина, господство права и верховенство закона, система разделения и взаимодействия властей [10].

Согласно ч. 1 статьи 1 конституции, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для развития правовой государственности основное значение имеют, прежде всего, положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (статья 2), о разделении властей (статья 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых составляющих источников действующего права (статья 15) [2].

Конституция Российской Федерации согласно принципу разделения властей, внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (статья76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон [2].

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента. Конституция Российской Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства [7].

Необходимо стремиться к тому, чтобы Конституция занимала по-настоящему центральное место в правовой системе, имела прикладную ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сфер государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы законодательные акты, конкретизирующие конституционные установления в той мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника прямых норм, обязательных для государственных органов и должностных лиц. К числу таким норм, относятся закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, направленного на реализацию определенной группы конституционных норм [7].

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России.

Ст. 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [2].

Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, Конституции Российской Федерации и федеральным законам [4]. Такую функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации.

Статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации [2].

Признаки формирования в РФ гражданского общества содержатся в конституционных нормах о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, о едином экономическом пространстве и т.д. (статьи 8, 9) [2].

В современной России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом (статья 13).

Конституция Российской Федерации опирается на естественные идеи о естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека, что и определяет в итоге правовой характер основного закона нашего государства [13].

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.» , а статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами [2].

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.»

Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции [2].

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения [10].

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав [10]. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики [2].

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...”. [2]

Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50) [2].

Среди ряда уже ранее названных особенностей права российского гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только становятся целью законодательства, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный элемент при определении правомерности того, или иного поведения, элемент судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека [4].

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы [2].

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46) [2]. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4) [2].

Несмотря на все вышесказанное, конституционная модель российской государственности остается сформированной еще не до конца. Поэтому первоочередной, является задача доведения до конца процесса формирования всех политических и общественных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов на общефедеральном, региональном и местном уровне. В этой связи, важное значение имеет последовательное проведение судебной реформы и доведение ее до конца, формирование такой системы правосудия, которая действительно была бы мощной защитницей правопорядка в стране [4].

Наряду с указанными достоинствами конституционная модель российского правового государства имеет ряд недостатков. В их числе дисбаланс в разделении властей, отсутствие надлежащей системы сдержек и противовесов при их взаимодействии, независимость правительства от парламента, отсутствие должной ясности в распределении полномочий между федерацией и субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего права, неопределенность статуса прокуратуры, так как она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной, внутренняя противоречивость негосударственной компетенции местного самоуправления с наделением его рядом государственно-правовых полномочий, чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т.д. [4]. Ведь стабильность и долгосрочность конституционной модели правового российского государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации.

Поэтому важно, чтобы необходимые изменения и корректировки модели российской государственности осуществлялись на основе принципов и механизмов Конституции, доступными конституционными средствами и в результате этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования [13].

Особое внимание заслуживает своеобразная конкуренция между актами Президента Российской Федерации и федеральными законами. Согласно Конституции (статья 90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» [2]. Здесь, отчасти ввиду некоторых пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников права, Конституция – закон – указ и т.д., в рамках правового государства [4].

Данный принцип требует иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение законов» [4].

Очевидно, что указанное законотворчество, нарушает правомочия законодательной власти и девальвирует принцип верховенства закона. Тем самым подтачиваются и общие основы всей системы нормативно-правовых актов. С учетом сложной процедуры внесения в Конституцию поправок было бы целесообразно данную коллизию между законом и указом разрешить в пользу верховенства закона посредством соответствующего толкования Конституции Конституционным Судом Российской Федерации [10].

В целом в вопросе модернизации и реализации конституционной модели российской правовой государственности, наиболее актуальной и сложной остается проблема согласования надлежащим образом всех уровней представительной власти, полномочия которой соответствовали бы смыслу и требованиям разделения властей в теории правового государства [7].

Следовательно, задача становления по-настоящему правового государства в России заключается первоначально в том, чтобы преодолеть закостенелый принцип российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности. Поэтому судьба российского конституционализма в текущих условиях во многом будет зависеть от успехов на пути к утверждению необходимой системы сдержек и противовесов между разделенными на три ветви властями, в рамках действующей Конституции Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает в основном в форме конституционного принципа, лозунга и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США.

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что в основе организации правового государства лежит принцип разделения властей, законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго обозначенные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию не нарушения демократических норм и против злоупотребления властью. Важно, что сами граждане через систему избирательного права имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости корректировать ее действия.

Государственная власть в таком государстве подчинена праву и закону. При этом правовое государство обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной жизни, реализацию прав личности, создание условий для ее свободного развития, взаимную ответственность государства и личности, режим законности и стабильности правопорядка.

Современному же российскому обществу достаточно далеко до достижения идеалов правового государства, но у нас есть широкие возможности двигаться в этом направлении. Необходимо воспитывать глубокое уважение к Конституции и законам, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство. Совершенно точно, что идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Правовое государство может сформироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И в какой степени такое общество создается, в той же степени складывается и правовое государство.

Движение к правовому государству предполагает совершенствование института власти. Следовательно, задача становления по-настоящему правового государства в России заключается первоначально в том, чтобы преодолеть закостенелый принцип российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности. Поэтому судьба российского конституционализма в текущих условиях во многом будет зависеть от успехов на пути к утверждению необходимой системы сдержек и противовесов между разделенными на три ветви властями, в рамках действующей Конституции Российской Федерации. На сегодняшний день, в России формирование гражданского общества еще не завершилось и не получило четкого юридического оформления, поэтому это довольно непростая задача.

В основе идеи правового государства – господство права, которое словно «меняется местами» с властью: устанавливается верховенство первого над вторым. Тем самым, правовое государство как организация политической власти, создает условия не только полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, но и последовательного ухода этой самой власти от различного рода злоупотреблений. Правовое государство - путь к возрождению естественных прав и свобод, приоритета личности в ее отношениях с государством. Это, в сущности, фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Подлинно правовое государство и гражданское общество, на каждом историческом этапе развития должно строится на согласовании закона и власти с идеями демократии, в условиях идейного и политического многообразия - плюрализма. Тем самым на этапе развития современного гражданского общества, правовое государство предполагает довольно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития.

Список использованных источников

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Право URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805. (Дата обращения: 05.05.2018).

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 //Российская газета URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. (Дата обращения: 05.05.2018).

3. Алексеев С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев. – М.: Питер, 2008. – 521 с.

4. Алексеев С.С. Россия – страна попранного права // Независимая газета. – 1995. -№10. –С. 12-14.

5. Барциц И.Н. Правовое пространство России / И.Н. Барциц. - М.: Вита-Пресс, 2000. – 223 с.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2006. – 514 с.

7. Венгеров А. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты // Общественные науки и современность. – 1995, №5. – С. 49.

8. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В.В. Витюк. - М.: Юриспруденция, 2005. – 221 с.

9. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Е.А. Воротилин. - М.: Зерцало, 2004. – 311 с.

10. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2008. - №6. –С. 32-24.

11. Гуменюк Т.А., Дымченко В.И., Федоров В.П., Современное государство и право // Вопросы теории и истории. - 1992. -№6. – С. 25-26.

12. Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2007. – 432 с.

13. Кабышев ВТ. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Государство и право. - 2007. - №1.- С. 28

14. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И. Коваленко. – М.: Полиграф, 1993. – 504 с.

15. Кудрявцев В.Н. Правовое государство / В.Н. Кудрявцев. – М.: Вопросы философии, 2009. – 347 с.

16. Лазарев В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Слово. – 2004. – 528 с.

17. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство. – 2003. - №8. – С. 21-25.

18. Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Государство и право. - 1990. - № 1. - С. 47–51.

19. Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М.: Юристъ, 2005. – 768.

20. Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин.- М.: «Маркет ДС», 2007.- 427 с.

21. Нерсисянц В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2011. -№3. – С.34-39.

22. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 832 с.

22. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства // Вопросы и ответы. -1999. -№6. –С. 48

23. Хропанюк В.И. Теория государства и права / В.И. Хропанюк.- М.: Эксмо, 1993. – 456 с.

24. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию // Институт государства и права. –1993. –№ 9. –С. 141

25. Честнов И.Л. Теория государства и права как наука / И.Л. Честнов.- СПб., 2004.- 428 с.