Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Многие, наверное, задаются рядом вопросов непосредственно связанных с государством. К таким вопросам можно отнести, например, какие сферы жизнедеятельности общества и каждого гражданина в отдельности защищает наше государство, каким образом оно регулирует эти сферы и, конечно, ответственно ли оно за тот или иной вопрос.

Несомненно, все это очень важно для каждого из нас.

Именно поэтому «вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении».[1]

Это можно объяснить рядом причин:

1. Эти вопросы затрагивают интересы всех слоев общества, включая также партии и различного рода движения. Т.е. они важны для каждого человека и гражданина, без какого бы то ни было исключения.

2. Дело в том, что только государство может справляться со всем объемом задач и функций, который необходимо решать ежеминутно. Никакое другое объединение (организации) не в силах сделать этого в том же объеме.

3. «Государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречива его деятельность и социальная роль».[2]

Т.о., только государство создается самим обществом для регулирования всех складывающихся в процессе его развития отношений, и только оно призвано обеспечить его целостность и определенную управляемость. Именно государство обязано и, конечно, выполняет те функции, которые необходимы обществу и обусловлены его потребностями и интересами.

Одно можно считать очевидным. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости от каких-то особенностей (географических, климатических, исторических условий). Можно сказать, что государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое для установления общего закона и порядка даже посредством силового принуждения его исполнения.

На основании вышесказанного можно с уверенностью говорить о том, что пока существует государство, данная тема будет важна и актуальна.

Данная тема включает в себя ряд вопросов, которые необходимо будет раскрыть в данной работе. К ним можно отнести такие как: понятие и признаки государства, сущность государства (классовые и общесоциальные аспекты), понятие, содержание и классификация функций государства, а также, конечно, рассмотрен вопрос проблемы понятия и признаков государства, который будет освещен в заключение всей работы. Дабы раскрыть этот вопрос мы будем использовать всю исследованную в предыдущих вопросах информацию.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки государства

С давних времен многие мыслители задавались вопросом «Что такое государство?». В процессе развития общества складывались все новые и новые направления в данном понятии, выдвигалось все больше признаков и основных моментов в понимании «государства». В результате каждый отдельно взятый период мы можем сопоставить с понятием «государство», которое выражало особенности существовавшей на тот момент теории.

«Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Тулий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок...?

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территорий, занимаемой этими людьми, и власти».[3]

В то же время сторонники психологической теории права были не согласны с данным определением и вывели свое, на основании которого «государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».[4]

Особо можно выделить определения, которые давали в свое время К. Маркс и Ф. Энгельс. Они называли государство «той формой, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».[5]

Позднее В.И. Ленин несколько смягчил довольно жесткую фразу и получил следующее определение: «государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[6]

В настоящее время выделяют следующие основные черты государства, которые складываются в части определения государства в целом.

Итак, «государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».[7]

Несколько иное определение государству дает Большой юридический словарь, который определяет государство в теории права как «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм государства, его аппарат».[8]

Государство являет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой власти. Поэтому три явления —
государство, власть и политика отождествляются. Теория государства
охватывает три группы проблем, связанных с происхождением, формированием и существования государства: 1) общественной, 2) классовой и 3) политико-правовой и организационно-структурной основой гос. деятельности, «государственным формализмом» (Гегель). В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства: 1. политико-философский или политико-научный, идущий от античной традиции, при котором государство рассматривается как средство решения «общих дел» (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель); 2. классовый, как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В. И. Ленин) и определению Ф. Энгельсом государства как «... государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»; 3. правовой или организационно-структурный — как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Следовательно, выделяются три ряда политических отношений, которые охватывает государство, и три его основные функции: организационная, управляющая, созданная ради сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, и т.п.; специфическая функция господства и подавления (зачастую государство с помощью имеющихся у него средств и мер принуждения выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами и государством); функция правового государства основой которого является создание правовой системы и управление ею, в том числе с помощью созданного и регулируемого им государственного аппарата.

Несмотря на то, что вышеперечисленные определения имеют некоторые различия, все же основные моменты, которые мы и можем назвать признаками государства, у них едины.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Территориальная организация населения и отправление публичной власти согласно данных территорий – один из основных признаков государства.

Т.о., «государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства».[9]

Еще одним важным признаком государства является публичная власть.

«Марксистско-ленинская теория государства рассматривает публичную власть как специфическую разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические классы.

Публичная власть - политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти — подчинение (в т. ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса. В классово антагонистическом обществе публичная власть по сути своей - диктатура господствующего класса, орудие эксплуатации трудящихся. Аппарат публичной власти состоит из вооруженных сил, разведки, органов управления, дипломатической службы и т.д.»[10]

В качестве третьего признака государства можно назвать государственный суверенитет.

Согласно Большой советской энциклопедии государственный суверенитет (нем. souveränität, от франц. souverainete — верховная власть) – верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом.

…Суверенитет реализуется, прежде всего, в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а, следовательно, и государственного суверенитета. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан — всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.). Только государственная власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. Суверенитет государственной власти внутри государства тесно связан с её независимостью вовне. Суверенитет государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права».[11]

В качестве последнего признака государства можно назвать неразрывную связь государства и права. Ведь только с помощью права можно юридически оформить государство и государственную власть, а также выразить их функции. «Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство».[12]

Т.о., можно говорить о том, что «в самом общем понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует способы образования высших органов государственной власти, порядок распределения между ними полномочий. Различают две основные формы правления: монархию и республику.

Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются две формы государственного территориального устройства: унитарная и федеративная. В унитарных (единых) государствах (например, Франция, Швеция, Финляндия) центральные органы государственной власти определяют полномочия органов власти на местах. В федерациях (США, Германия) субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут меняться центральной властью в одностороннем порядке.

Система способов осуществления государственной власти, а также формы и методы участия населения в делах государства охватываются понятием политического режима.

Многовековая история государства знает два вида политического режима: демократический и авторитарный».[13] При демократии население участвует в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, а также обладает довольно большими политическими правами и свободами. В такого рода государствах приветствуется режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

В противоположность демократии авторитарные режимы - деспотия, фашизм, которые можно охарактеризовать бесправным положением граждан, в том числе и в области их влияния на формирование государственной власти. Этому режиму обычно соответствует наличие единоличной власти. В странах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, а также в качестве верного спутника выступают самые грубые формы нарушения прав человека.

А теперь предлагаю рассмотреть конкретный пример понятия государства, воплощенного в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ. Данная статья называет Российскую Федерацию (Россию) - демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

«Часть 1 комментируемой статьи закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления, которые затем раскрываются в последующих статьях. Норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Вместе с этим Конституция содержит еще одну важную характеристику России как правового государства».[14]

Рассматриваемая нами статья имеет основополагающее значение. «В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкие представления о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть в настоящее время».[15]

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее:

1. В стране действует республиканская форма правления, что означает, что все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации (Федерального Собрания, Президента Российской Федерации (подробнее об этом можно найти в ст. ст. 81, 96 Конституции РФ).

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую множество самых разнообразных субъектов, в том числе республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

«Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные (от лат. foederatio - союз, объединение), т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли т.д.), и унитарные (от лат. unitas - единство), т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства (Италия, Испания и др.) находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными».[16]

В условиях России, представляющей многонациональное государство, данная форма государственного устройства является наиболее приемлемой ввиду того, что именно она позволяет сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

3. Российская Федерация - демократическое государство, что позволяет ее гражданам участвовать в делах государства и формировании его органов, а также гражданам предоставляются иные политические права, закрепленные, в том числе, в гл. 2 Конституции РФ.

«Как известно, демократия (от греч. demos - народ + kratos - власть) - это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации на сегодняшний день к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления».[17]

Еще одним важным моментом можно назвать закрепление Российской Федерации в качестве правового государства.

«Родоначальником доктрины правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощался идеал политико - правового устройства общества, способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.

В современной политико - правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека».[18]

1.2. Сущность государства: классовые и общесоциальные аспекты

«Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование»

Как говорится в Учебнике под редакцией проф. В.М. Корельского «основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе».[19]

В качестве сущности государства Энциклопедический словарь под общей редакцией В.И. Червонюка называет то, что «государство есть универсальная организация власти социально неоднородного общества, призванная обеспечивать целостность этого общества и конструктивное взаимодействие всех его структур».[20]

Складывалось несколько теорий, основой которых был классовый подход к пониманию государства в целом посредством выражения власти того или иного класса.

Так в ХХ в. была популярна теория элит. В рамках данной теории делался вывод о том, что народ не способен осуществлять власть и управлять делами. Власть должна всецело быть в руках элиты общества.

К данной теории примыкает технократическая теория. Согласно которой властвовать в обществе должны профессионалы-управленцы, т.к. только они способны это делать должным образом.

Рассмотренные нами теории слишком оторваны от народа, что напротив, было основным «козырем» других теорий, в частности демократической, которая говорила о том, что первоисточником власти является народ.

Марксистская теория выдвинула в качестве основы власти вообще политическую власть экономически господствующего класса, которая используется в его интересах. «Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение».[21]

Как считает ряд ученых, классовый подход определяет сущностную сторону государства, является его основным началом. Но нельзя забывать о том, что такой подход наиболее актуален в недемократических государствах, где существует эксплуатация одной части общества другой.

В демократических государствах государство должно решать все возникающие противоречия между различными классами не методом силы и принуждения, а путем компромиссов.

В настоящее время государства должны стремиться к тому, чтобы решать общесоциальные задачи, а не задачи отдельных классов общества.

Именно поэтому для оптимального анализа сущности государства необходимо учитывать как его классовое начало, так и общесоциальное.

«Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство в своей деятельности как раз на них и опирается. Значит от широты социальной базы государства, активности общества при его поддержке зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи».[22]

Именно поэтому основными составляющими государства должны быть: поддержка обществом государственной власти, вера народа в могущество государства, а также престиж государства, основанный на доверии широких слоев населения.

ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Понятие, содержание и классификация функций государства

«Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе».[23]

Более широкое понятие указано в Учебнике под редакцией проф. В.М. Корельского. В качестве функций государства он выделяет «основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами».[24]

При этом существует одна особенность понятия «функция государства». Оно не связано ни со степенью развития, масштабами или удельным весом того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате – достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством».[25]

В последнее время понятие «функции государства» также подверглось некоторому дополнению. Теперь помимо направлений деятельности в них включается и механизм государственного воздействия на общественные процессы.

В результате появилось такое определение функций государства.

«Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение».[26]

Все вышеизложенное поможет вывести существенные признаки функций государства.

1. Функция государства – не любое, а основное направление деятельности государства, без которого оно не сможет существовать на данном историческом этапе.

2. Через функции выражается сама сущность государства.

3. Выполняя свои функции, государство решает вставшие перед ним те или иные задачи по управлению обществом. Т.е. выполняет практическую деятельность.

4. Реализация функций осуществляется в определенных (обычно правовых) формах и особыми методами, которые характерны государственной власти.

Учитывая все это, хочется отметить, что «государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления».[27]

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых,
общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное
формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической организации — политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;
обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.

Перейдем к рассмотрению вопроса о классификации функций государства.

Проблема классификации функций государства заключается в том, что у различных типов государства функции также различны. Но, несмотря на это, их все-таки можно классифицировать по некоторым общим признакам.

Сначала повторимся. На функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Как говорилось ранее, сущность государства имеет две основные стороны: общесоциальную и классовую.

Ранее функции рассматривались лишь с точки зрения классовости, но в последнее время, с развитием цивилизации и демократии «возрос интерес» и к общесоциальным функциям.

В результате «по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.)».[28]

По направленности функции выделяют внутренние и внешние.

«Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга».[29]

2.2 Внутренние и внешние функции государства

Как говорилось выше, государство выполняет совершенно разнообразные функции, которые в свою очередь можно разделить на «внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами».[30]

Внутренние функции делятся на классовые и общесоциальные. «Классовые осуществляются в интересах господствующего класса (социальной группы) – охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и т.п. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты, и подчиненных классов и социальных групп (строительство дорог, ирригационных систем, других общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и проч.».[31]

В настоящее время довольно широкое распространение получило несколько иное деление функций государства, вне зависимости от его отнесения к тому или иному классу (социальной группе).

В связи с этим, выделят следующие функции:

- экономическая (нормальное развитие экономики через охрану всех существующих форм собственности);

- политическая (охрана суверенитета страны от внешних посягательств, обеспечение государственной и общественной безопасности и т.п.);

- идеологическая (поддержка определенных идеологий, науки, культуры и искусства и т.п.);

- экологическая (природоохранная функция);

- социальная («охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.»[32]).

Кроме того, в качестве разновидности политической функции можно назвать охрану правопорядка. «В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка».[33]

Кроме того, выделяют еще одну функцию государства, которая в последние десятилетия стала довольно актуальной – функция развития научно-технического прогресса. Она заключается в том, что «государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям».[34]

В отношении внешних функций государства хочется отметить, что ими традиционно являются защита страны от нападения со стороны других государств, ведение захватнических войн, осуществление дипломатических отношений.

В наше время, в связи с ростом мировой торговли государства стараются заключать межгосударственные взаимовыгодные контракты и сделки, развивается коллективная безопасность. Особое место отводят миротворческим вооруженным силам и т.п.

Т.о., с развитием мирового сообщества постепенно расширяется и дополняется круг внешних функций государств.

Осуществляя все вышеперечисленные функции, государство использует правовые и неправовые методы. К правовым можно отнести, например, правотворческую деятельность, заключающуюся в разработке и принятии соответствующих нормативно-правовых документов; правоприменительную, основанную на законотворческой, но выражающуюся в непосредственной реализации данных актов на практике; и правоохранительную, направленную на осуществление контроля за реализацией законодательства.

К неправовым методам следует отнести экономические, заключающиеся, например, в регулировании цен на рынке, дотации, госзаказы и т.п.; политические (международные переговоры и согласование позиций разных политических партий и течений); собственно организационные (планирование, прогнозирование и контроль). При этом необходимо отметить, что неправовые методы иногда реализуются посредством правового регулирования. Так, например, государство в Трудовом Кодексе РФ устанавливает минимальный размер заработной платы.

2.3 Проблемы понятия и признаков государства

Как было нами выяснено ранее, уже с давних времен многие мыслители задавались вопросом «Что такое государство?». В процессе развития общества складывались все новые и новые направления в данном понятии, выдвигалось все больше признаков и основных моментов в понимании «государства». В результате на каждом отдельно взятом историческом этапе развития общества формировалось свое, особое понятие государства, которое выражало особенности существовавшей на тот момент теории.

В самом начале работы мы указывали на то, что первое упоминание о государстве как таковом было еще в Древнем Риме и олицетворялось «общим правопорядком...»

В более позднее время, а именно в буржуазную эпоху под государством стали понимать совокупность людей, территорий, занимаемой этими людьми, и власти.

Далее понятие государства стало отождествляться с господствующим классом, который и осуществляют свои общие интересы посредством этого образования.

Можно сказать, что данное положение вещей оставалось без изменений довольно длительный период, особенно для тех государств, которые поддерживали идею социализма-коммунизма с господством одного класса над другим.

Подытожив имеющуюся информацию в предыдущих параграфах данной работы можно выделить следующие основные черты государства, которые складываются в части определения государства в целом.

Итак, «государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества (с помощью системы обладающей внутренней структурой, имеющей специальные органы для реализации своих полномочий, т.е. государственного аппарата), суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок, а также распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся, в необходимых случаях, на средства и меры принуждения».

А все составляющие этого определения, думаю, можно назвать признаками государства, которые можно охарактеризовать следующим образом:

Территориальная организация населения и отправление публичной власти согласно данной территории – один из основных признаков государства, т.к. именно это позволяет четко распределить суверенную власть исключительно на население, проживающее не данной территории, т.е. исключительно на граждан данного государства.

Еще одним важным признаком государства является публичная власть или политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления, основной функцией которой является подчинение.

В качестве третьего признака государства нами был назван государственный суверенитет, который являет собой верховенство и независимость государственной власти.

В качестве последнего признака государства можно назвать неразрывную связь государства и права. Ведь только «право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство».[35]

Т.о., только государство создается самим обществом для регулирования всех складывающихся в процессе его развития отношений, и только оно призвано обеспечить его целостность и определенную управляемость. Именно государство обязано и, конечно, выполняет те функции, которые необходимы обществу и обусловлены его потребностями и интересами.

На основании вышесказанного можно с уверенностью говорить о том, что пока существует государство, тема «понятие и признаки государства» будет важна и актуальна, а проблемы этих категорий будут заключаться в их различном толковании и выборе авторами соответствующих теорий приоритетов.

Т.о., «для изучения государственно-правовой динамики государства важно понимать, что она обусловлена в первую очередь внутренними свойствами каждой конкретной цивилизации.

Цивилизационный подход отрицает единство исторического развития для всех государств. Кажущаяся предзаданность и единство пути обусловлены доминированием западной цивилизации, которая диктует условия остальным цивилизациям.

С точки зрения цивилизационного подхода государство является формой организации общества (цивилизации). Таким образом, государство формируется на основе присущих цивилизации признаков, на основе традиций данной цивилизации. С учетом этих особенностей формируется и право.

Механизм развития цивилизации представляет собой систему «вызова - ответа». Он раскрывается следующим образом: окружающая среда (т.е. мировое сообщество) непрерывно бросает вызов обществу, объединенное в государство, а общество через творческое меньшинство (элиту) отвечает на вызов. Этот процесс происходит постоянно и имеет свои закономерности.

Вызов представляет собой внешнее воздействие, исходящее от чужой цивилизации. Он нарушает привычный уклад жизни общества. Вызовом может быть война, научно-технический прогресс, навязывание своего уклада жизни и ценностей и т.д.

Необходимость ответа на внешний вызов обусловлена изменением структуры общественных отношений. Поскольку игнорирование вызова не снимает необходимости ответа. Внешнее воздействие сохраняется и нарушает привычный самостоятельный уклад жизни государства.

Важно уяснить, что «ответ» - внутреннее действие, своеобразная реформа, преобразование социальной структуры для компенсации «вызова».

Соотношение «вызова» и «ответа» своеобразно и противоречиво. «Вызов» одной цивилизации порождает «ответ» других цивилизаций. Этот ответ является вызовом для первой цивилизации, поскольку препятствует реализации ее первоначальной целевой установки. Ее ответ на данные действия, опять же, следует рассматривать как вызов, и так до бесконечности.

…Но глубина модернизации определяется степенью традиционности общества, силой вызова, прошедшими этапами модернизации и др. Однако общество не сможет отказаться от определяющих его черт характера. Иначе оно перестанет быть обществом, самостоятельной цивилизацией.

Согласно цивилизационному подходу в ответ на внешние вызовы общество создает институты: регулярную армию, торговый флот, представительные органы власти и т.д. Так, в ответ на вызов со стороны Скандинавских стран государствами Древней Руси была создана феодальная система, которая способствовала дисциплине, перераспределению продукта, особой воинской организации. В ответ на давление Европы в начале XX в. в России была создана социалистическая модель общества, которая позволила быстро восстановить паритет, дать отпор усиливающемуся давлению в условиях нищеты и разрухи».[36]

Создание различного рода институтов основано на желании общества сохранить свою самобытность и дать достойный ответ другому обществу. В результате возникает один вопрос: «Каким образом осуществляется управление при «даче ответа» на поставленный «вызов»?

Довольно частое и быстрое ускорение общественных процессов, научно-технический прогресс, в том числе в сфере коммуникации, обусловили высокую частоту вызовов и, как следствие, «ответов» на эти вызовы.

«Это приводит к тому, что государства-цивилизации … вынуждены давать ответ как минимум один раз в течение жизни одного поколения (примерно 25 лет). Таким образом, в течение указанного периода ожидается новый виток модернизации, сопутствующий росту самоидентификации и выражающийся в смене формы государства. Несложно заметить, что такой процесс не минует и правовую систему.

Таким образом, цивилизационная составляющая во многом определяет сущность современного государства. Необходимость «ответа» на «вызовы» внешней среды во многом определяет государственно-правовые явления, в том числе форму, механизм государства, правовую систему, правосознание и правовую культуру».[37]

Как следует из некоторых источников, в частности из «Истории государства и права» в настоящее время государства, решая проблемы совершенствования и развития национальных правовых систем, идут несколькими принципиально различными путями.

«Первый путь - сохранение замкнутой правовой системы, ориентированной на исконно присущие для данного государственно-организованного общества правокультурные ценности. При этом те традиции и ценности, которые остальным миром рассматриваются в качестве основы постепенной унификации национальных правовых систем, либо игнорируются, либо интерпретируются в собственном духе.

…Второй путь - последовательное проведение государством правовой политики, направленной на вхождение в состав вновь формирующихся «глобальных империй». Такая политика предполагает постановку цели унификации национальной правовой системы в соответствии с требованиями, предъявляемым западными государствами, тотальное и полное копирование западных образцов.

Однако данный путь развития оказывается неподходящим для незападных государств, поскольку в данном случае встает вопрос о коренной ломке и перестройке не только позитивного права, но и правосознания.

…Наконец, существует и третий путь - постепенная модернизация правовой системы посредством заимствования чужого государственно-правового опыта с сохранением собственных правокультурных традиций».[38]

Собственно говоря, именно по этому пути и идет на сегодняшний день большинство государств, но не во всех случаях это может привести к «значительному улучшению существующей правовой системы». Возможны случаи, когда это может привести к отбрасыванию прежнего права, возрастанию противоречий, недопустимых упрощений законодательства и т.п.

Следовательно, каждое государство должно четко для себя решить и выбрать именно тот путь, который нужен ей для достижения оптимального сочетания всех необходимых признаков государства и, конечно, права.

«Перенимая мировой опыт, необходимо принимать во внимание, что право будет эффективно действовать лишь тогда, когда создается на основе и с учетом собственных специфических условий, к которым относятся в первую очередь исторические традиции, особенности культуры конкретной нации и её правового менталитета. Правовая жизнь отдельно взятого государственно-организованного общества, ее специфичность в значительной степени детерминирована особенностями правового менталитета. Именно правовой менталитет выступает тем компонентом, который способен обеспечить единство и целостность правовой системы, эффективное и согласованное функционирование всех составляющих ее элементов».[39]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами была рассмотрена тема «Проблемы понятия государства и его признаков». Эта тема заслуживает большого внимания и должна быть изучена в теории государства и права, т.к. ведь «именно на государство возлагается главная обязанность реформирования общества, анализ взаимоотношений государства и общества, функциональные характеристики государства для установления степени модификации его деятельности, целей и задач в условиях перехода к рыночной экономике и к новому общественному строю».[40]

Многие умы занимали вопросы понятия и признаков государства, его сущности и выполняемых функций. Именно поэтому ответы на них постоянно изменяются и дополняются, появляются все новые и новые теории относительно данных вопросов. Неслучайно Бердяев Н. в своей работе «Философия неравенства. Письмо третье «О государстве» говорит, «как слабы и беспомощны все ваши рационалистические теории государства. В XVIII в. вы хотели рационально объяснить природу государства теорией общественного договора, в XIX в. вы пробовали объяснить ее из борьбы классов и факторов экономических. Но все, все объяснения, старые и новые, наталкиваются на какой-то рационально неразложимый остаток, на непостижимую тайну власти».[41]

Именно поэтому в данной работе мы раскрыли основные теории и их отличия. Т.к. только при сравнении рождается истина и более полное понимание того или иного вопроса.

Но жизнь не стоит на месте. «Процесс реформирования российского общества, изменения его уклада, политические организации, отношения собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере заставляют задуматься о путях и перспективах развития современной российской государственности».[42]

Следовательно «понятие и государства и его признаков» будут дополняться и изменяться согласно соответствующему историческому периоду и то, что мы с Вами переживаем сейчас, станет частью истории, в том числе частью истории российской государства. В результате, возможно, для следующих поколений все проблемы понятия и признаков государства, которые мы выводим в настоящее время, станут изучаться и сравниваться с теми, которые будут существовать на тот момент.

Можно с уверенность говорить о том, что государство является результатом общественного развития. Само общество благодаря такому развитию оказывает также огромное влияние на формирования политической мысли, а также на появление и дальнейшее развитие и усовершенствование различных позиций этого общества относительно того или иного вопроса, а, следовательно, и самого государства.

В сложных жизненных условиях народ, как правило, выбирает тоталитарный тип государства, ведь именно данный «метод» правления может выполнить основные функции государства, необходимые этому обществу на этом этапе его развития, а именно охранительную и управленческо-обеспечительную.

Что же касается России, то можно отметить, что у нас существует основная проблема, кроящаяся в неконтролируемой, нестабильной и неэффективной власти, что можно назвать своего рода «бомбой замедленного действия». Лишь в последние годы в направлении развития нашего государства стала складываться более или менее стабильная ситуация.

И, следовательно, даже на примере нашей с Вами страны можно сделать вывод о том, что для каждой нации, народа есть свои губительные формы государственности. Особенности государственности или становления каких-либо форм государства следует искать в истории того или иного народа, в его менталитете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

  1. Конституция РФ от 12.12.2013 г.//ИС «Гарант»

Использованная литература:

  1. Большая советская энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1952. – Т. 41, 657 с.
  2. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с. - (Б-ка словаре "ИНФРА-М") (эл.версия).
  3. Бердяев Н. Философия неравенства. – М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. – 285 с.
  4. Борискина О.Н. Последствия глобализации для развития национальных правовых систем: пути и способы преодоления возникающих проблем //История государства и права, 2017, N 17 – С. 5-8.
  5. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. - М.: Юристъ, 2015. -249 с.
  6. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь /Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2013. - 432 с.
  7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Юрид.лит., 2016.- 385 с.
  8. Лившиц Р.З. Современная теория права.- М.: Юристъ, 2016. – 415 с.
  9. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Уч-ки и уч. пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 512 с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права.- М.: Юрид.лит., 2016 – 547 с.
  11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Уч. пос. – М.: Юрид.лит., 2017. – 256 с.
  12. Общая теория права и государства: Уч-к /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 520 с.
  13. Основы государства и права/ Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2016 – 368 с.
  14. Политология на российском фоне. Учебное пос..- М.:Изд.«Луч», 2013. – 297 с.
  15. Стрельников К.А. Категория «вызов – ответ» как причина модернизации российской цивилизации//История государства и права, 2017, N 17 – С. 7-10
  16. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – 616 с.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М.: Изд-во НОРМА, 2016. – 473 с.
  1. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – С. 114

  2. Там же. – С. 114

  3. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.- С. 116

  4. Там же. – С. 117

  5. Там же. – С. 118

  6. Там же. – С. 118

  7. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – С. 118

  8. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с. - (Б-ка словаре "ИНФРА-М") (эл.версия).

  9. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – С. 119

  10. Большая советская энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1952. – Т. 41, - С. 188

  11. Большая советская энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1952. – Т. 41. - С. 189

  12. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 118

  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постат.) (изд. 2-е, доп. и перераб.)/Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2016 (Эл.версия)

  14. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постат.) (изд. 3-е, испр. и доп.). – М.: Юрайт-Издат, 2006 (Эл.версия)

  15. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постат.) (изд. 2-е, доп. и перераб.)/Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2016 (Эл.версия)

  16. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постат.)/Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007 (Эл.версия)

  17. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постат.)/Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007 (Эл.версия)

  18. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постат.) (изд. 2-е, доп. и перераб.)/Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2016 (Эл.версия)

  19. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 118

  20. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь/Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2013. – С. 210

  21. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 122

  22. Там же.- С. 125

  23. Общая теория права и государства: Уч-к /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – С. 333

  24. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – С. 122

  25. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Уч-ки и уч. пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 131

  26. Там же. – С. 134

  27. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 147

  28. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015. – С. 151

  29. Там же. – С. 151

  30. Общая теория права и государства: Уч-к /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – С. 333

  31. Общая теория права и государства: Уч-к /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016.– С. 333

  32. Там же. - С. 333

  33. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 152

  34. Там же.- 154

  35. Теория государства и права: Уч-к для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2015.– С. 118.

  36. Стрельников К.А. Категория «вызов – ответ» как причина модернизации российской цивилизации//История государства и права, 2017, N 17 – С. 7

  37. Стрельников К.А. Категория «вызов – ответ» как причина модернизации российской цивилизации//История государства и права, 2017, N 17 – С. 8

  38. Борискина О.Н. Последствия глобализации для развития национальных правовых систем: пути и способы преодоления возникающих проблем //История государства и права, 2017, N 17 – С. 5

  39. Там же. – С.6

  40. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Уч. пос. – М.: Юрид.лит., 2017. – С. 5

  41. Бердяев Н. Философия неравенства. – М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. – С. 70

  42. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Уч. пос.– М.: Юрид.лит.,2017.–С. 3