Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

Государство представляет собой совокупность людей, объединенных в одно целое под покровительством установленного ими общего права, создающего судебные дела, уполномоченного разрешать споры между ними и наказывать преступников. Государство отличается от всех других форм коллективности (семьи, владений господ) тем, что оно воплощает в себе только политическую власть, то есть право создавать законы, регулирующие и сохраняющие собственность во имя общественных благ, и право использовать власть общества для обеспечения соблюдения этих законов и защиты государства от внешних посягательств[1].

Развитие общества и всех его институтов, в том числе и государства, - это естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам.

Объектом исследования данной работы - государство, как особая форма организации общества, которая отличается от других организации по определенным признакам.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства.

Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав и заключения.

В первой главе, рассмотрим основные причины для происхождения и возникновения государства. Вкратце изучим различные теории происхождения государства. Во второй главе, рассмотрим различные мнения ученых, философов о понятие и о сущности государства. Как определить, что эта страна является государством? В третьей главе рассмотрим важные признаки государства.

Основным источником стал учебник Теории государства и права Морозовой Людмилы Александровны. Это доктор юридических наук, профессор, в ее учебниках собраны разные исследования по теории государства и права, а также все написано и объяснено очень понятным и простым языком. Поэтому для меня это очень хороший источник знаний, из которого я очень много взяла для данной работы. А также работы Кашиной Т.В., Петражицкого Л.И, и Оксамытный В.В.

1. Основания для происхождения государства. Теории возникновения государства

1.1 Основания для происхождения государства

Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытнообщинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества.

Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для первобытного строя были характерны следующие черты[2]:

- наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами:

- была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен.

Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности.

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция. Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле.

Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например, на время военных походов.

Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило, уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской[3].

Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась политическая власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученых придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю).

На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин[4].

Итак, причины происхождения государства – это[5]:

1) необходимость единого руководства

2) потребность в масштабных работах

3) необходимость поддержания общественного порядка

4) необходимость ведения военных действий и организация защиты.

5) разделение труда

6) совершенствование орудий труда

7) деление людей на классы (излишки производства, появление частной собственности)

Для контроля над людьми, для предотвращения классовой вражды выделяется новая организация - Государство. Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Причины возникновения государства:

1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

1.2 Теории происхождения государства

Согласно учебнику Теории государства и права Морозовой Л.А, выделяют следующие теории[6]:

1. Потестарная теория (кризисная)— утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

2. Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" -учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье.

Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Представители: Иосиф Волоцкий, Фома Аквинский, Жан Маритен, Ф,Лебюфф, Д.Эйве

3. Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера "Патриархия, или Естественная власть короля" (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства.

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842- 1904).

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551-479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье[7].

4. Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583- 1645), главное сочинение которого "О праве войны и мира"; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде "Левиафан"; Дж. Локк (Англия, 1632-1704), изложивший свою позицию в работе "Два трактата о правлении"; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавший сочинение "Общественный договор"; А.Н. Радищев (Россия, 1749-1802).

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении "войны всех против всех" и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо ("золотой век" человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы.

5. Создателями марксистской (классовой) теории являются - К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", а также в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870-1924) "Государство и революция" и в лекции "О государстве".

Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления - политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью[8].

Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин - общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. В силу этих факторов и произошло разложение, а затем исчезновение первобытнообщинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство - это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка.

И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса[9].

В.И. Ленин также писал: "Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт - государство". При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

6. Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно- политического фактора - завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе.

Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909); немецкий социалист К. Каутский (1854-1938) и др. Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно, Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества.

7. Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.

Основателями расовой теории являются социолог Ж.Габино (1816-1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами[10].

8. Органическая теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903), который в своей работе "Основание социологии" использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей. Также представители: И. Блунчли, Р. Вормс.

9. Психологическая теория утверждала, что люди образовали государство в силу врожденной потребности жить вместе. Появление государства объясняется особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.

Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий[11] считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно[12].

Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854–1941), австрийский ученый З. Фрейд (1856–1939), в дореволюционной России – Н.М. Коркунов (1853–1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871–1918), а в советское время – проф. М.А. Рейснер (1868–1928).

Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения государства.

10. Создателем теории инцеста (кровосмешения) является французский социолог и этнограф Клод Леви-Строс (1908–2009). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимы были специальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.

Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости.

11. Ирригационная, или гидравлическая, теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении «Восточный деспотизм». Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими.

Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор. Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т. д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т. е. специальные управленцы-чиновники.

По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре[13].

В литературе имеют место и другие теории происхождения государства, например патримониальная, спортивная, диффузионная, экономическая. Все они являются модификациями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло различными путями.

2. Понятие и сущность государства

2.1 Понятие государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть[14]».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

А также пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия[15].

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена».

Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику[16]. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия).

Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

2.2 Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия[17]. Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства. Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества[18].

Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.

Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению. Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса.

Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым[19].

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире. Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения[20].

Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п. В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты.

У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов, стоящих у власти.

3. Признаки государства

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить[21]:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др.

Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена».

Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику[22]. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия).

Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание этих признаков. Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. В первобытном обществе вся власть не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии[23].

Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку. Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами[24].

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории.

Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права. Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами[25].

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения. Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др[26].

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным. С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[27].

Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества[28]». Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории[29].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, понятие государства можно рассматривать с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.

Государство[30] — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило, понимаемым более широко, чем «государство». Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

К основным признакам государства относятся[31]:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев, Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки./Н.Н.Алексеев// М., 2010.

2. Алексеев, С.С. Теория государства и права./С.С.Алексеев// М., 2012.

3. А. С. Автономов, В. А. Попов Государство / А. С. Автономов, В. А. По-пов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

4. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд. – Саратов, 2005

5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017.

6. Восленский М. С. Гипотеза Виттфогеля // Номенклатура. — М.: «Захаров», 2005. — 640 с.

7. Дмитрук, Н.В. Теория государства и права. /Н.В. Дмитрук//М., 2012. С. 124.

8. Еллинек, Г. Общее учение о государстве./Г. Еллинек//СПб., 2008. С. 98.

9. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. /Н.М.Коркунов//СПб., 2008. С. 235.

10. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2015

11. Комаров, С.А. Теория государства и права./С.А.Комаров// М.: "Инфра-М, Норма". 2014.

12. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), — 616 с.. 2002

13. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001

14. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства./Г.Н.Манов// М., 2013.

15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права./М.Н.Марченко// М., 2014.

16. Матузов, Н. И., Малько А.В. Теория государства и права./Н.И.Матузов, А.В.Малько// М., 2014.

17. Р. Т. Мардалиев Правоведение / Р. Т. Мардалиев. – Москва, Питер, 2010.-203 с.

18. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 510 с.

19. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: — 511 с.. 2012.

20. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч.Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 295 с. (Серия : Антология мысли).

21. Пиголкин, А.С. Теория государства и права./А.С. Пиголкин// М.: "Юрайт-Издат". 2017г.

22. Сырых, В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов./ В.М.Сырых//М.: "Юстицинформ". 2016. С. 704

23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права./В.Н.Хропанюк// М., 2016.

24. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права./А.Ф.Черданцев// М., 2013.

  1. Р. Т. Мардалиев Правоведение / Р. Т. Мардалиев. – Москва, Питер, 2010.-с. 85.

  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права/Учебное пособие.- М.: - 325 c. 2015-85с.

  3. Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 511 с. 2012-64с.

  4. Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 511 с. 2012-66с.

  5. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 39

  6. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 38.

  7. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 39

  8. Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.40

  9. Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.39

  10. Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.39

  11. Петражицкий, Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности./М:,2018.-94с.

  12. Петражицкий, Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности./М:,2018.-94с

  13. Восленский М. С. Гипотеза Виттфогеля // Номенклатура. — М.: «Захаров», 2005. — с.35

  14. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.45

  15. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.46

  16. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017-56с.

  17. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017-59с

  18. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 47 с.

  19. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 48 с.

  20. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 51 с.

  21. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с.

  22. Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 203 с.. 2012.

  23. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с.

  24. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с

  25. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с

  26. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с

  27. В. М. Корельски и проф. В. Д. Перевалов Теория государства и права: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА), — 616 с.2002

  28. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд. – Саратов, 2005 – с.70

  29. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001-с.50

  30. А. С. Автономов, В. А. Попов Государство / А. С. Автономов, В. А. По-пов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017, с.279.

  31. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.244.