Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

Введение

Рассуждения о государстве, его понятии, отношению государства к обществу и общества к нему с давних пор относятся к числу самых распространенных, всеобъемлющих и весьма спорных. И на это есть как минимум три причины. В первую очередь, упомянутые выше темы напрямую касаются разнообразных социальных групп, классов, а также политических деятелей и организаций. Вторая причина заключается в том, что ни одна структура не в состоянии составить конкуренцию государству в плане многообразия возникающих перед ним задач и выполняемых функций. Третья причина - государство – весьма сложно устроенное и постоянно эволюционирующее общественно-политическое образование.

Поэтому исследования на эту тему не теряют своей актуальности со временем. Каждое сообщество является живым и неделимым организмом (социумом), при этом имея свои уникальные черты, такие как кооперация, подконтрольность, хаотичность внутриобщественных отношений.

Таким образом можно сделать вывод, что всем обществам присущи свои типы социальной власти, а также социальных норм и порядков.

Ради общего блага человечество всегда ставило интересы общества выше интересов отдельно взятых индивидуумов, что позволяло обеспечивать приемлимые нормы жизнедеятельности и поддерживать прогресс развития. Ествественно всегда существовал компромисный подход в вопросах разделения частного и общественного начал. Такой подход осуществляется в основном через правила общественного поведения и морали, порицания выхода за их рамки, а также власти, обеспечивающей их исполнение на всех уровнях общества. Другими словами государственной власти.

Объект исследования - понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Поставленные цели определяют постановку и решение следующих задач:

- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

- рассмотреть основные признаки государства;

- определить типологию и форму российского государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие, сущность государства

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.

Франсуа де Ларошфуко

Многочисленные философы и юристы из самых разнообразных стран, принадлежащие самым разным народам занимались размышлениями о понятии государства со времен появления первых государств. От античности и до современности. Существует большое количество теорий о возникновении государств и о том, что они из себя представляют (например ирригационная теория или теория общественного договора), есть различные рассуждения и философские, и политические, нужно или не нужно государство, какова должна быть роль государства.

«Что такое государство? – задавался вопросом академик Российской академии наук начала ХХ в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».[1]

Адепты практического подхода безусловно правы утверждая, что общество не может остановиться на месте, замереть в русле государственной жизни и просто подождать пока кто-то даст ответы о точном определении государства. Без этих ответов государство может продолжать свое существование довольно долго, но при этом обязательно вступает в силу одно правило –падение эффективности и слаженности всего механизма государственной машины.

Человечество на протяжении всей истории своего существования знает немало прецендентов управления государством, когда правители не обладая необходимым минимумом знаний и понимания к чему могут привести действия наобум, неоднократно наступали на грабли оставленные ими самими или их предшественниками. Для современного русского человека одним из наиболее ярких и неоднозначных примеров такой деятельности является наше недавнее советское прошлое.

Без тени сомнения можно признать правоту советского ученого А.Паршина, в его рассуждениях о необходимости детально и предметно разбираться в основах управления государством и о том, что во главе оного должен обязательно находиться грамотный управленец, имеющий нужную квалификацию. Такой и только такой подход возобладает над методом проб и ошибок.

Как же возникали государства? Они могли возникнуть из-за объединения людей внутри некоторого сообщества. Например племена или союз племён, которые в последствии объединялись в государство. Такое объединение не обязательно было добровольным, это мог быть внешний фактор, когда пришедшие со стороны завоевывали новые территории и создавали на местах систему управления. Иногда разрозненные племена могли позвать правителя со стороны. Например, по норманской теории так возникла Русь. Так поступали и многие другие народы, притом и в более поздние времена. Так делали поляки, так делали англичане - приглашали правящую династию со стороны, для того, чтобы не было конфликтов между своими. И возникает государство, т.е. создаются государственные институты, создаются формализованные системы управления, и, допустим, союз племён превращается в государство.

Следующий логичный вопрос – что заставляло людей объединяться?

Дело в том, что государство - это высшая форма выживания социума. Если взять отдельного человека и поместить его в агрессивную среду, например в Африку, в лесах, один он практически беззащитен и не может справиться со сколько-нибудь сильных хищником. Если он не нашёл еды, он умрёт, если он сломает ногу, он умрёт. Т.е. один человек, в принципе, практически полностью беззащитен.

Если перейти на более высокий уровень, на уровень прайдов и семей, то такой род людей, родовая группа, чаще всего насчитывающая несколько десятков человек, способна отбиться практически от любого зверя, она может обеспечить взаимопомощь между членами этого рода, и в дикой природе такой род выживает уже с довольно большой вероятностью. Но он уязвим для других родов, он уязвим для более сильных и опасных зверей, он уязвим для неурожая, засухи и т.д.

Когда рода объединяются в племя (а так обычно и происходило), то кроме серьёзных глобальных катаклизмов или эпидемий племя обычно было уже надёжно защищено от любых других опасностей, не считая набегов других племён, более сильное племя могло прийти и перебить местное население. В остальных отношениях племя обеспечивает высокий уровень выживаемости.

Но ещё более высокий уровень обеспечивает государство. Оно даёт огромные преимущества перед племенем по возможности использования ресурсов, по обеспечению специализации членов человеческого сообщества и может мобилизовать людей на выполннение достаточно глобальных планов. Если, например, племя не может построить серьёзную ирригационную систему (такой точки зрения придерживаются сторонники ирригационной теории возникновения государства), а государство может. Племя не может справиться, допустим, с переселением народов, с серьёзным нашествием, и племени очень тяжело справиться с серьёзными катаклизмами. Государство в большинстве случаев с этим справляется, т.е. это более высокий уровень объединения людей, который обеспечивает как раз-таки человеческому социуму более высокие возможности выживания. Именно поэтому постепенно все племена на земле, а тем более все отдельные рода, оказались поглощены государственной системой. Сейчас территория Земли поделена между государствами, и все люди живут либо в том, либо в ином государстве, являются гражданами того или иного государства. Это совершенно объективный процесс.

В попытках дать определение государству как таковому, необходимо иметь ввиду и следующий аспект. Люди разного уровня и склада ума по разному воспринимают и относятся к одним и тем же проявлениям государства и права. Не следует забывать и о сложности самой природы государства, а также его многогранности и неоднозначности этого явления.

Г. Кельзен (австрийский и американский юрист и философ, теоретик права) тонко подмечает - «трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Прежде всего государство, как понятие имеет и юридический смысл. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Далее, никто не отменял у государства его смысла социологического. В таком контексте его следует понимать в некотором роде как «социологическую общность», «социальную реальность, существующую независимо от ее правого порядка и правовой реальности ».

В целом, отмечает Кельзен, нет таких государств в которых правитель действует абсолютно безотчетно, находясь в вакууме своих собственных решений и не согласуя их ни с кем. Напротив, все действия управляюшего лица всегда проходят через жестко структурированный общественный фильтр. Или даже системы фильтров. Проходя все инстанции этого «фильтра» и упомянутые выше действия неизбежно видоизменяются и подстраиваются под существующие порядки, что в конечном итоге и являет собой природу социологического государства.

Еще один аспект или вид государства - это живущий своей жизнью «биологический организм». Изучая государство в этом ключе следует применять инструменты из так называемой «социальной биолологии».

Следует отметить, что Кельзен не одинок в своих взглядах на подобную форму государства. Существуют многочисленные сторонники такой теории, носящей название «органическая теория государства»

Последнее, но не менее значимое понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть». Государство по сути своей - это группа лиц, которая заставляет окружающих(гражданина государства) жить, по установленным ими правилам и взимает с них за это деньги. Т.е. гражданин платит налоги и живет по установленным государством правилам.

Автор особенно выделяет тот факт, что государство обладает своим уникальным характером, особенно политическим. Легитимность власти определяется ее исключительным правом применять силу и кроме того наказывать и даже лишать жизни своих граждан.

Таким образом, как мы видим, государство при всей своей внешней монолитности являет собой весьма сложносоставной и многогранный объект, который к тому же весьма различно воспринимается на субъективном уровне от автора к автору, что приводит к возникновению великого множества определений.

Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе.[2]

Являясь определяющим фактором в жизни индивидуума во всех ее аспектах (будь то политика, теория или практика), в масштабах истории государство всегда выделялось на фоне других структур, независимо от того являлись эти структуры государственными или нет. От страны к стране специфика государства меняется весьма широко, а потому именно тщательное изучение признаков, отличающих государства друг от друга дает возможность более глубоко понимать и изучать историю, настоящее и будущее как нашей страны так и других.

Первейший из таких признаков, на который стоит обратить внимание, это политическая власть. Она же власть публичная.

Еще до возникновения государств, власть, в качестве иерархии подчинения существовала еще на уровне таких общественных доменов как род или племя. Тогда функции управленцев выполняли старшие члены общества. При этом они непосредственно занимались производительным трудом вместе с остальными и параллельно осуществляли дела рода, племени или нескольких племен объединенных в союз.

Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем:

- Власть находится над обществом, представлена в отрыве от него, но при этом является выразителем интересов это общества и выступает от его имени;

- Представителями публичной власти являются чиновники (менеджеры, говоря современным языком). Они не заняты ни в одном виде производства или искусства, их основная задача осуществлять управление государством в том числе и посредством переданной им власти. Таким образом они являются или становятся профессионалами в данном виде деятельности. На свой пост они могут заступить в результате выборов, а также могут быть назначены на него. В некоторых случаях возможно также унаследование должности. ;

- государственная власть осуществляется специальными органами управления, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

- реализация государственной власти достигается за счет ее уважения среди населения, степенью политического и правого сознания населения, управленческими средствами и методами, а также за счет применения фактора силы.

Применение фактора силы происходит посредством аппарата принуждения. Наличие такого аппарата в государстве является одним из ключевых признаков. В его состав входит армия, полиция, различные спецслужбы, а также различные пенетенциарные учреждения.

Государство и право невозможно отделить друг от друга. Одно зависит от другого и наоборот. Более того они плотно и непрерывно между собой взаимодействуют. Объединяющими факторами для государства и права являются социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельном аспектах.

Наличие этих факторов приводит к тому, что само существование государства и права в раздельности невозможно. Даже самым отъявленным диктаторам приходится использовать право для приведения отношений в обществе к единому порядку, а осуществление любого вида насилия (будь то классовое, групповое или личное) замыкать в правовые рамки.

Взаимодействие этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

Одна из главных задач государственного аппарата - это оформление народной воли в виде объективных документов - правовых актов. А также осуществлять правоприменительную деятельность и, при необходимости, реализовывать право посредством принуждения.

Посредством права происходит юридическое оформление государства, закрепляется система государственных органов, их компетенция, определяются рамки осуществления государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан, т.е. придается государству и его деятельности легитимный характер.

Кельзен утверждает - государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».

Государственный суверенитет - это основа независимости государства на международной арене. Он отражает главенствующую роль государственной власти в стране.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;

- признание действующей власти единственно легитимной. Это означает, что любая другая группа, посягнувшая на захват власти с нарушением закона может быть подавлена любыми средствами с применением государственного аппарата;

- в руках государственной власти находятся такие инструменты воздействия, которых нет ни у каких других представителей властных групп.

Государство лишь тогда является независимым, когда оно в состоянии осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без оглядки на кого-либо и свободно действовать в своих интересах и интересах своего населения.

Среди основных признаков государства стоит выделить также разделение населения по территориальным единицам. В первобытные времена распространение власти имело динамический характер. Она была привязана к племени или роду и перемещалась по территории земли вместе с перемещением самого племени. Люди в ту далекую пору, подчинялись друг другу по признаку принадлежности к крови(роду). В государстве же границы применения его власти четко обозначаются его территориальными границами. Люди населяющие земли, входящие в состав государства, независимо от их происхождения, считаются либо его гражданами, если речь идет о республике, либо его подданными при монархическом строе.

Государство обязано защищать свои границы и своих граждан, независимо от того проживают ли они в данный момент внутри границ самого государства или вне их. В этом заключается принцип целостности и неприкосновенности ее границ. Любая форма агрессии, посягание на границы или попытка отъема территории встречает максимально адекватный отпор самим государством и его гражданами.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Основным признаком государства наряду с отмеченным являются займы и налоги. Поскольку само по себе государство не производит материальных благ, для выплаты пособий и зарплат чиновникам, а также на поддержании функций государства и обеспечение деятельности государственного аппарата население облагается налогами, податями, пошлинами и другими денежные сборы.

На заре становления государств собранные таким образом денежные средства уходили в основном на вышеперечисленные аспекты, но со временем и по мере роста самосознания их стали применять и в других целях: обучение граждан(образование), лечение(медицина), проведение культурно-массовых мероприятий, а также воспитание детей и другие направления. Государство выполняет таким образом целый ряд функции, при этом с развитием человеческого общества количество этих функций, которые несёт на себе государство, всё больше возрастает

В первую очередь пополнение государственной казны осуществлялось за счет сбора налогов. Это всегда была задача первостепенной важности. Даже перепись населения главной целью являла собой ни что иное как контроль за сбором налогов. Когда государство падало под натиском вражеских захватчиков, новые пришедшие к власти люди в первую очередь объявляли перепись населения. Таким образом поступали например ханы во времена монголо-татарских нашествий на русь.

Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

Постановления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, закреплялись в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место и в настоящее время. В большинстве современных государств имеется свод законов, составляющий в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг или как конституционная обязанность граждан.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»,- закрепляется, в ст.57 Конституции Российской Федерации[3].

Для сбора налогов налогов, различных податей и организацией государственных займов в государстве создаются специальные органы. Порядок их деятельности, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов, регулируется соответствующими законами.

Кроме названных основных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями - с другой.

Сущность государства. Это один из сложнейших категориальных вопросов юридической науки, на который однозначно ответить нельзя, так как сразу необходимо охватить целый спектр проблем, в частности, проблемы понимания государства и права, соотношения человека, общества и государства и др. Представляется необходимым последовательное раскрытие сущности государства, сначала как самостоятельного относительно обособленного политико-правового явления, затем в качестве социально обусловленного сложного комплекса.

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть- это не абстракция, а реальная власть, в которой сливается воедино сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Иными словами, сущность государства - это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

Что такое легитимность власти? Легитимна та власть – про которую люди считают, что власть находится в своём праве и действительно имеет право принимать именно те решения, которые она принимает, и эти решения можно использовать, а люди будут им подчиняться и обеспечивать от других сограждан выполнение этих решений. Считает большинство не просто так, а потому что государство кроме того, что является аппаратом насилия и ограбления, оно является ещё и аппаратом организации жизни, т.е. несёт определённые функции. Например, государство содержит вооружённые силы для защиты государства, содержит силы правопорядка, оно устанавливает правила, по которым живут люди, и обеспечивает выполнение этих правил. Т.е. оно обеспечивает законы, в случае необходимости обеспечивает образование, поддержку медицины и т.д.

Рассмотрим легитимность власти на примере из древней истории. Рядом с восточными славянами во Фракии, т.е. на территории Византийской империи, жили славяне-анты. Жили родами, племенами (племенным союзом), в государство не объединялись, поскольку не видели в этом смысла. Так продолжалось пока в их земли не пришли с целью захвата кочевые тюрки - булгары, и не покорили антов. Создав своё государство - Булгарское царство, они становятся там не только правящей династией, а фактически господствующей национальностью, т.е. господствующим меньшинством. В течение определенного периода они управляли антами, находящимися под их властью, но жажда богатства, пренебрежение обязанностями привело постепенно к тому, что власть булгар над славянами была утрачена, анты восстали против булгар, свергли их, перебили, на этом булгарская династия закончилась, страна стала целиком славянской, сохранила от булгар только название. Государство осталось, название государства осталось, те, кто его создали, были свергнуты. Они утратили легитимность, подчинённые анты перестали понимать, почему булгары ими правят. Такова цена утраты легитимности.

А как власти сохраняют легитимность? Выше уже упоминалось о задачах государства, и это - обратная сторона прав государства. Государство имеет право на сбор налогов, т.е. оно имеет право брать у людей деньги, обязывать их платить на своё содержание. Оно, по сути, забирает часть средств граждан под страхом наказания, уголовно преследуя за неуплату налогов. Но при этом государство, чтобы иметь это право, никому не позволяет грабить граждан и поэтому государство должно, к примеру, уничтожать рэкетиров, оно должно не допускать каких-то моментов, связанных с откупом сбора налогов. Если у государства есть право на сбор денег с граждан, оно должно быть именно монопольным, государство никому не должно позволять грабить своих граждан. Государство имеет право и на насилие: государство может осудить своего гражданина, т.е. подвергнуть его преследованию, посадить в тюрьму и даже казнить, т.е. убить своего гражданина. Но оно оно не должно допускать, чтобы кто-то другой мог позволить себе это сделать. Любые попытки посягательств на свободу и жизнь граждан вне рамок государства должны жестоко пресекаться государством, государство не должно допускать существования подобных эксцессов, оно должно бороться и с уличной преступностью, и с грабежами, с чем угодно - с любыми формами насилия, которые осуществляет не государство. Право на насилие в государстве может быть только у государства. Государство имеет право на установление законов. Оно устанавливает правила жизнедеятельности, государство должно, опять же, жёстко наказывать тех, кто пытается навязать свои правила внутри государства. Правила взаимоотношений между людьми устанавливаются государством, и, если оно их устанавливает, оно не должно позволять это делать никому другому. Если в государстве кто угодно может устанавливать правила, по которым жить, это нарушает сразу несколько монополий государства: как на насилие, так и на установление законов. Т.е. человек, который пытается жить по своим правилам в государстве, по сути способствует делегитимизации власти государства, т.е. тому, что власть государства становится нелегитимной. Таким образом все обязанности государства в той или иной мере связаны с правами государства, и соответственно, все обязанности граждан связаны с правами граждан, которые обеспечивает это самое государство. Чем больше прав человеку гарантирует государство и обеспечивает эти права, тем более оно легитимно в глазах гражданина и имеет больше прав требовать с гражданина. Если оно не обеспечивает прав гражданина, то, с точки зрения гражданина, государство становится ненужным, происходит делегитимизация.

Поскольку государство является и продуктом общества, и его организационной формой, и сложным социальным организмом, то возможны и иные аспекты исследования его сущности с учетом названных характеристик.

Для общества жизненно важным является то, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

Для населения государство выступает в первую очередь гарантом общественной безопасности. Другими словами в первую очередь люди хотя соблюдения правопорядка и спокойствия. Далее, в понимании граждан, с развитием и укреплением государства должны совершаться подвижки и улучшения условий труда, жизни и других экономических аспектов. Если государство плохо справляется с вышеобозначенными функциями граждане начинают задаваться вопросами такого-толка: кто осуществляет власть? В чьих интересах действуют представители власти? Как повлиять на действия данных представителей? Подобные вопросы могут формироваться как в сознании отдельных индивидуумов так и стихийно образовываться в более обширных массах людей. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур посредством выборов, референдумов, опросов, а также через деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений.

Сегодня, грамотные правители, являясь опытными политиками понимают, что осуществление управления государством требует не столько принуждения и использовании силы, сколько нахождения компромисса между различными слоями и классами общества. В таком ключе например действует современное правительство Российской Федерации во главе с В.В.Путиным. Само существование государства в наше время связанно не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил.

1.2. Понятие государства как конституционно-правового института

Государство представляет собой институт политический. Термин «государство» имеет множество значений в русском языке, а если принять во внимание языки других стран (а его нельзя не принимать во внимание, если мы хотим иметь дело с иностранным правом), то многозначность его еще более возрастает, ибо, например, английское слово «state», французское «Etat», немецкое «Staat», испанское «Estado», румынское «stat», польское «panstwo», венгерское «allam» и др., переводимые в словарях как «государство», не всегда в точности совпадают с соответствующим значением русского термина. Выше мы уже приводили пример с термином «нация», который в ряде случаев означает по-русски именно «государство».

В обыденной речи, да и в некоторых специальных контекстах (например, в международном праве) «государство» часто выступает синонимом понятию «страна». Марксисты понимают «государство» как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. По-разному понимается «государство» и в конституциях зарубежных стран.

Так, ч. 1 статьи первая и вторая конституции Федеративной Республики Германии гласят:

«с1. Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире. Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право.

с2. Каждый имеет право на развитие своей личности, поскольку оно не нарушает прав других и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон. Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона.»

Таким образом подчеркивается, что несмотря на то, что государство являет собой великую массу людей, первоочередную важность в государстве имеет личность. Первым же предложением расставляются приоритеты - сначала человеческое достоинство, хотя также указывается и на то, что до тех пор, пока сам человек поддерживает уровень своего достоинства на должном уровне, и не посягает на достоинство и свободы остальных граждан. То есть государство выступает регулятором между каждой отдельно взятой личностью и обществом, в котором данная личность существует. И не смотря на неотчуждаемость прав и свобод, государство оставляет за собой право вмешиваться и попирать данные права, на основании закона посредством законодательной и исполнительной власти, а также правосудия.

В ст. 87 той же Конституции, указано и следующее «Федерация создает для своей обороны вооруженные силы». Очевидно, что в данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя не исключается и понимание данного термина, изложенное выше.

Очевидно, что в данном случае компетенция государства – это полномочия, осуществляемые высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах.

Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерацию, штаты и муниципии (ст. 3, часть первая), то есть имеет в виду всю систему власти, включая ее территориальную структуру. Само же государственно организованное общество обозначается как нация (см., например, ст. 26, части первую и вторую).

А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство, далее повсеместно пользуется терминами «Федерация», «земля», «община».

Все эти примеры, число коих можно было бы значительно умножить, свидетельствуют, что когда мы говорим о государстве как субъекте конституционного права, то очень ясно должны представлять себе, что имеем в виду, – значение данного термина в конкретном случае.[4]

В связи с этим отметим, что в данной главе под государством понимаем совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и т.п.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат – в переводе «государство»), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами, – все они суть государственные, точнее – государствоподобные, образования.

Государственная власть обладает исключительным правом на применение насилия, и это является отличительной чертой которая выделяет ее среди других политических институтов. Слова о том, что государство - механизм насилия и подавления, это не просто слова, оно действительно таковым и является, т.е. государство - это именно механизм насилия и подавления. К тому же государство имеет некую относительную самостоятельность среди общества. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится контролировать отдельно взятые классы не давая интересам некоторой ограниченной группы людей, поставить под угрозу само существование и надлежащее функционирование всей общественной системы.

Например, государство осуществляет регулирование экономических процессов, при этом неизбежно затрагивая интересы отдельно взятых компаний и индивидуальных предпринимателей. В ходе выполнения указаний регулятора непосредственные их исполнители могут понести финансовый ущерб, при этом целью таких указаний все равно остается улучшение общих условий для деятельности хозяйствующих субъектов, а также соблюдение интересов потребителей, улучшение качества обслуживания и борьба с установлением монополий. Из сравнительно недавних, можно вспомнить пример, когда ФАС (федеральная антимонопольная служа) Российской Федерации обязала корпорацию Google предоставлять пользователям информацию по возможности замены поисковой системы Google на продукты других компаний (например Яндекс). Таким образом государство вмешалось в рыночные взаимоотношения и внесло свои коррективы. Также следует обратить внимание, на тот факт, что Google не являясь по факту российской компанией была обязана подчиниться данным предписаниям, под угрозой запрета деятельности на территории государства. Другим ярким примером может служить внесение поправок в законы о связи (так называемый «закон Яровой»), когда государство обязало компании, предоставляющие услуги сотовой и интернет связи, вести записи и хранение любой проходящей по их каналам информации. Это напрямую заставляет операторов сотовой связи тратить ощутимые денежные средства на общее благо граждан государства и содействовать в обеспечении безопасности их жизни.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи следующие основные функции.

Политическая функция состоит в том, что бы объединять различные национальные меньшинства под эгидой общей цели и процветания их как единого народа, не давая таким образом расколоть общество изнутри по национальному признаку. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или максимально нейтрализовать их последствия.

Эти явления могут выступать в качестве социального протеста или защиты групповых интересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и как акты преступного характера, связанные с насилием и нанесением ущерба интересам общества, государства и отдельных лиц (общеуголовная преступность, политический терроризм и т.п.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил. Например государство законодательно описывает возможность проведения митингов и выступления несогласных с текущей политикой правящей партии. Для проведения таких митингов необходимо подать заявку в местные органы управления с указанием места и времени проведения, а также примерное количество участников мероприятия. Также исходя из обстановки местные органы вправе изменить место проведения митинга, предложить на выбор несколько других мести т.п. Таким образом политические средства государства используются для обеспечения внешней безопасности общества.

Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования экономических отношений, но порой включает и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию). Очень показателен в данном случае пример противостояния таких стран КНР (китайская народная республика) и США, когда на государственном уровне осуществляется поддержка направлений, считающихся ключевыми для успешного развития страны. Одним из таких направлений является телекоммуникации, а в качестве примера рассмотрим ситуацию сложившуюся вокруг таких гигантов китайской индустрии, как компании ZTE и Huawei. На всем протяжении своего существования данные компании имеют значительную поддержку со стороны государства, в том числе и из военного бюджета. Однако администрация президента США Дональда Трампа объявив приоритетной задачу переформатирования внутреннего рынка под интересы домашних компаний оказывает давление на упомянутые выше компании, например гласно и негласно запрещая продавать телефоны компаний на своем рынке. Не так давно США оштрафовали компанию ZTE на внушительную сумму 1.19 млрд долларов, но не ограничились этим, а пригрозили отключить компании доступ к сервисам Google, таким образом лишая возможности продавать аппараты компании в сколь нибудь заметных масштабах. Более того США запрещают любым заграничным компаниям продажу сотовых телефонов выполненых не на платформе чипсета разрабатываемого под контролем США, таким образом обеспечивая интересы национальной безопасности. Эти примеры ярко показывают как государство стремится создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов на внешнем рынке или создать проблемы для развития компаний конкурирующих государств параллельно и создавая тепличные условия для домашних компаний и проявляя заботу о безопаности своих граждан.

Расширяется и социальная функция государства. Практически во всех развитых и очень многих развивающихся странах осуществляются широкие государственные программы образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки и развития культуры и др. Большое внимание государство уделяет регулированию отношений между трудом и капиталом, между этническими, религиозными и подобными общностями в целях избежания разрушительных для общества конфликтов. В связи с этим в конституции РФ был введен например закон «О защите прав верующих».

Весьма важна идеологическая функция государства, имеющая целью воспитание общества в духе гуманных ценностей морально-этического, культурного, гражданского характера. Государство осуществляет эту функцию как через систему государственного образования, так и через специализированные пропагандистские службы. Хотя, иногда государство пытается снять с себя часть этих функций. Например, в современной конституции Российской Федерации прямо сказано об отсутствии какой-либо идеологии.

Указанные функции все более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.

В развивающихся странах особенности государственных функций в конечном счете связаны с экономической отсталостью, незавершенностью формирования социальных структур и сохранением традиционных институтов. Это обусловливает повышенную активность государства в различных сферах общественной жизни. Поскольку местный частный капитал слаб, именно государство берет на себя решение наиболее крупных проблем экономического развития, формирование социальных отношений. Монопольный государственный контроль над средствами массовой информации позволяет направленно формировать общественное мнение и воспитание граждан.

Важность и сложность тотального контроля над сми в современном мире выходит на новый уровень в связи с повсеместным распространением интернета. В этой сфере на сегодняшний день можно выделить два подхода со стороны государств. Их хорошо можно отследить на примере двух крупнейших мировых держав - США и Китая. В США контроль над сетью интернет выглядит так - они позволяют людям читать и смотреть любые мировые новости в интернете, но посредством мощнейшей пропагандистской машины делают все возможное что бы любое несогласное мнение будет утоплено в океане провластных медиа, которые и задают тон повестки в стране. Китай же, будучи догонящим в этой сфере, пошел другим путем - а именно огораживанием граждан от ненужного мнения, повторно создав Великую китайскую стену, но на этот раз в виртуальном пространстве. В Китае на государственном уровне решается что полезно смотреть гражданам страны, а что нет. Практически для всех популярных мировых онлайн сервисов созданы аналоги внутри страны, которые пользуются огромной популярностью среди местного населения.

Демократические конституции последнего времени обычно содержат такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское. Выше приведен пример из конституции Германии. Конституция Французской Республики 1958 года (ст. 1) характеризует Францию как светскую, социальную, демократическую республику, Конституция Румынии 1991 года (ч. 3 ст. 1) называет ее правовым, социальным и демократическим государством. Перечень таких характеристик можно продолжать еще долго.

Глава 2. Признаки государства

Признаки любого предмета являются свойствами данного предмета, образующими его качественную, а не количественную сторону. Признак предмета не может существовать вне и помимо самого предмета. Признаки позволяют не только отличить предмет от других, похожих или не похожих на него, предметов. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны предмета. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.
Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.
Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Государство как один из самых существенных макрообъектов современного мира не следует воспринимать только в черных и белых тонах. Наоборот нужно внимательно отнестись к его многогранности и сложности и уметь различать множество полутонов, оттенков серого. Общество решает доверять или не доверять институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров.

Возьмем для рассмотрения пример революции 1917 года, когда доведенный до отчаяния и практически гробовой доски, действиями власти народ, собрался в едином порыве и сверг последнего царя тогда еще Российской Империи - Николая II. Ответ на вопрос пошло ли это государству в долгосрочной перспективе на пользу или нет остается за рамками данного материала, следует отметить лишь сам свершившийся факт, который нас интересует в контексте этого исследования. Как только пути первых мужей государства расходятся с чаяниями преобладающей массы населения, государство в текущей его форме исчерпывает возможности к существованию и назревает перелом. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. При этом всегда имеет место быть возможность предположения, что при выполнении определенных условий ни что не мешает человечеству объединиться под флагом единого мирового правительства. Последствия такого объединения невозможно описать и уложить в краткий формат, но примеры таких вариантов развития событий можно найти в разнообразном творчестве писателей и режиссеров кино. Ведь нигде и никогда история человечества не задавала определенных границ и величины государства. Более того все сильнейшие представители человечества, попавшие на страницы учебников благодаря своим беспрецедентным поступкам, от Александра Македонского и Юлия Цезаря до Наполеона Бонапарта всегда старались собрать под своим руководством максимально возможную территорию. Ни что не мешает изучив этот опыт предположить, что рано или поздно чья то попытка вобрать в состав своей державы весь земной шар увенчается успехом. К тому же развитие технологий в сфере коммуникации значительно увеличивает шансы на успех такого мероприятия. Если раньше, при увеличении границ государства управление на гигантских территориях упиралось в проблемы сообщения с удаленными ее участками, то теперь, когда человечество научилось пользоваться скоростью света, нет никаких проблем связаться за доли секунды с людьми находящимися на противоположной стороне земли. Если подобный сценарий кто-то сможет воплотить в жизнь, тогда в истории такого явления как государство, появится совершенно новая глава.

Обществу свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Как человек, развиваясь в обществе, неизбежно впитывает устои и нормы морали и права этого общества, так и государство не находится в вакууме самого себя, оно окружено соседствующими государствами со всех сторон, которые прямо или косвенно влияют на его развитие в целом и на суверенитет в частности. Известная фраза М.Бакунина, «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» в полной мере может быть перенесена на масштаб государств. Можно утверждать что суверенитет одного государства заканчивается там, где начинается суверенитет другого.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы.

Одним из немаловажных организационных признаков внутреннего устройства государства является также и армия. Выше подчеркивалось, что одна из ключевых ролей государства - это защита своих границ и территорий от посягательств и отчуждения, а также защита граждан (или подданных) как внутри государства, так и за его пределами. В большинстве стран именно армия наделена полномочиями по выполнению этих обязательств государства перед народом. Однако истории и современности известны случаи когда государства не обладали собственной армией. Например, во времена средневековья, многие государства в виду слабости экономики попросту не могли позволить себе иметь регулярные войска. Правители таких государств прибегали к помощи наемников. Поскольку дешевле было нанять на период конфликта уже обученных и опытных солдат со стороны, чем тренировать и снабжать доспехами и оружием своих собственных. Сегодня также существуют государства не имеющие собственных армий. Некоторые из них достаточно любопытны для рассмотрения. В первую очередь Ватикан. Государство-анклав внутри территории Рима, полностью независимое от Италии. При этом последняя полностью ответственна за защиту маленького государства, находящегося внутри своей столицы. Не менее любопытен пример Лихтенштейна. Будучи полностью окруженным границами Австрии и Швейцарии, и не имея собственной армии, тем не менее не имеет известных официальных договоренностей о защите ни с одним государством земного шара (хотя сам Лихтенштейн утверждает обратное). Также существует ряд маленьких государств, рассыпаных по сети островов, они стараются заручиться поддержкой сильных союзников и заключают договора о военной поддержке с США и силами НАТО.

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[5]. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Немаловажную роль в этом играет контроль власти над преступностью. Преступный элемент существовал во все времена и всегда выступал в роли теневой или подпольной власти. Выставлял интересы и законы своего сообщества выше законов государственных. Именно в этом аспекте власть воспринимается всеми законопослушными гражданами как общее благо, даже недовольные властью люди всегда стараются прибегать к помощи властных структур, когда они сталкиваются с преступностью.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[6]. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Таким образом, государственная власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

•она распространяется на все общество;

•носит публично политический характер;

•опирается на государственное принуждение;

•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

•действует система налогов;

•население делится по территориальному признаку;

•ей присущи легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государственный суверенитет

Понятие суверенитет с одной стороны очень древнее, потому что существует очень давно, со времен формирования первых государств, с другой стороны достаточно новое, поскольку придумали его в позднее средневековье от слова суверен, то есть повелитель. Считается близким аналогом независимость, но слово независимость не совсем точно отражает его смысл. Суверенным считается такой правитель, над которым никто не стоит и он является независимым правителем своих земель. В дальнейшем понятие расширилось до государственного суверенитета. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Это государство которое не находится под властью кого бы то ни было, полностью распоряжается своими владениями и ресурсами, самостоятельно устанавливает законы на своей территории. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Возьмем пример из истории. Есть Московское княжество времен правления Золотой орды. Над ним стоит Золотая орда, они являются вассалами золотой орды, они уже не суверенны, то есть находятся в вассальной зависимости. У них есть частичная самостоятельность, но некоторые аспекты поведения диктуются извне. Каким образом в данной ситуации Московское княжество может приобрести суверенитет? Только после того как Иван III, после знаменитого стояния на реке угре, отказывается от уплаты дани(налога) и уже тем самым совершает объявление суверенитета. Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[7]. В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками: наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами[8]. Однако суверенитет нельзя назвать самостоятельной ценностью. Он ценен когда есть угнетенные нации, например бесправные индусы в британской империи, они составляют большинство британской империи но при этом прав у них нет. Или неполный суверенитет в Китае, во времена существования шанхайского сегмента, и в шанхайском парке висела табличка «китайцам и собакам вход воспрещен». Такое положение нации принято считать униженным и угнетенным. В этом случае нация начинает совершенно правомерно бороться за свой суверенитет. Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»[9]. Никакая нация не должна быть в зависимости, в подчиненном положении другой нации. Но есть другие варианты, когда народ достаточно равноправный. Например, в СССР никакого преимущества ни у каких республик не было, или в США, там нет поражения в правах жителей одного штата по отношению к другим. Но у них была гражданская война, когда южные штаты боролись за то, что бы каждый штат был суверенным. У южных штатов была конфедереция, а у северных федерация – то есть были разные формы государственного устройства.

Для более глубокого изучения принципа суверенитета необходимо дать понятия трем видам государств, различающихся по типу централизации. Первое – унитарное государство(Франция, Италия, Саудовская Аравия). У них есть президент, кабинет министров, есть парламент и они все вместе управляют страной из центра. Главы департаментов во Франции назначаются из центра, то есть то что у них называется губернаторами, назначается из центра. А есть допустим федеративная страна Германия, там местные органы власти избираются на местах и часть властных полномочий находится у них. То есть есть местные законы. Вот у Франции нет местных законов, в Германии есть. Во Франции нет местных властей на уровне департаментов, а в Германии на уровне федеральных земель местные власти есть. В этом заключается разница между федеративным и унитарным государством. То есть у федеративного властные полномочия находятся в центре, но часть из них делегирована местным органам власти, которые являются избираемыми на местах. Конфедерация это когда основная власть находится на местах и только часть полномочий делегируется общему центру, таким государством, например, является Арабские эмираты. Каждый эмират там в этом отношении достаточно самостоятелен, а союз этих эмиров является конфедерацией. Или допустим Малазийская конфедерация, тоже конфедерация. Швейцария – это конфедерация кантонов и там главенство идет местных законов.

В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз). Евросоюз есть многоступенчатое явление: конфедерация унитарных федеративных конфедеративных государств. У них есть общая валютная система, общие пункты связанные с внешней политикой, есть европарламент, то есть есть все признаки государственного объединения. Это тоже конфедерация, но состоящая из входящих в эту конфедерацию субъектов. Вступление в Евросоюз является отказом от значительной части суверенитета. При этом идет отказ от собственной валюты, от многих внутренних и внешних законов, потому что их нужно согласовать с законами и правилами Евросоюза. То есть государства вступившие в Евросоюз уже не являются суверенными, они становятся частью конфедерации. Любой союз – военный, экономический – это частичный отказ от суверенитета. Поэтому на сегодняшний день полностью суверенными можно считать только те государства, которые относятся к движению «непресоединения». Главой этого движения до последнего времени считалась Индия, а самым активным членом являлась КНДР(Северная Корея). КНДР не входит ни в один военный союз, ни в одну внешнеполитическую организацию, то есть она является суверенным государством, которая не жертвует своим суверенитетом ни в пользу кого. А теперь подойдем к такой стране как Украина. В 1991 году она получила независимость и суверенитет и объявила о высшей форме суверенитета – о своем внеблоковом статусе, не присоединяется к военным союзам и ведет самостоятельную единоличную внешнюю политику, по своему усмотрению. При всем этой официальной риторике о провозглашении независимости, параллельно объявляется желание вступить в Евросоюз. Что, как видно из приведенного выше, по факту является отказом от значительной части независимости при ступлении в НАТО и от еще большей части независимости при вступлении в Евросоюз. То есть если не считать суверенитет самостоятельной ценностью, то для государства вступить в более крупное формирование, в содружество может быть и весьма полезным поступком. А если например, такая большая страна как Россия, получает суверенитет от СССР, то суверенитет в данном случае будет не обязательно благом. Если например на Россию нападают США и хотят лишить ее суверенитета это одно, а если воссоздать советский союз, то в таком случае суверенитетом можно поступиться, лучше жить в большом государстве, а не в его половине. И европейцы это тоже понимают в какой то мере. Например румыны понимают что в евросоюзе им гораздо комфортнее чем в отдельной Румынии, а вот например французы и немцы не очень понимают, и многие ностальгируют по временам когда были независимы.

В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение. В связи с этим необходимо также уметь различать понятия «суверенитет» и «сепаратизм». Сейчас сепаратизм появляется от неравного положения людей в разных регионах. Такие регионы стремятся получить суверенитет от центра государства и с позиции государства это является сепаратизмом. То есть, если есть где-то больше прав, а где-то меньше, это неизбежно абсолютно порождает сепаратизм. Государство старается выравнивать уровень жизни в регионах, обеспечивать равенство граждан и равный уровень жизни. Когда такой сепаратизм достигает определенных высоких значений, то создается риск создания на месте одного большого государства, некоторого количества мелких государств, которые будут благополучно воевать друг с другом. Например, сейчас уже есть несколько конфликтов на территории бывшего советского союза, которые в советском союзе даже представить было нельзя. Между Азербайджаном и Арменией, между Россией и Грузией. Конфликт на Украине, конфликт в Молдавии. Гражданские войн внутри Таджикистана. Две войны в Чечне за отделение Чечни. Отсюда вопрос – суверенитет это что-то ценное или нет? Суверенитет это всего лишь понятие, которое ценностью является только в том случае, если кто-то кого-то грабит. Как индусов грабили когда-то англичане. Или как жителей северной америки снова англичане. Или вьетнамцы, которых обирали французы. В таких случаях понятно почему идет национально-освободительная борьба. Нации стараются освободиться от иноземного угнетения. А в чем ценность суверенитета в государстве, или каком-то образовании, которое является действительно равноправным для всех? В таких случаях суверенитет применяется как идеологический термин, с помощью которого гражданам внушают мысли об отделении, а потом разворачивают в нужную пропагандистам сторону. Таким образом, со словом «суверенитет» складывается определенная картина. Это слово, которое имеет явно положительную окраску, люди ценят его. Но если нет четкого уточнения – суверенитет от кого, то это слово лишено смысла, может иметь положительный или отрицательный окрас. Например, суверенитет Руси от ордынского ига это одно, а суверенитет Российской Федерации от Советского Союза - совсем другое.

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[10]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[11]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[12]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства.. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве.

Например, в Налоговом кодексе РФ говорится, что налог – это индивидуальный безвозмездный обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства. Налоги – это принудительные и обязательные платежи, т.е. люди обязаны их оплачивать, поскольку является гражданами РФ. Они должны платить все законно установленные налоги и если они этого делать не будут, последуют меры принуждения, а также штрафы и пени. Одновременно с этим, налог является платежом безвозмездным. Это говорится с самого начала в Налоговом кодексе и вообще в этом понятии. Таким образом уже в самой формулировке понятия отмечается, что гражданин безвозмездно – т.е. даром, совершает платеж в казну государства, не требуя ничего взамен. В РФ существует четыре основных налога на которых основывается ее налоговая система – налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых. Эти четыре основных налога формируют основные доходы страны.

Как можно заметить, государство совершает сбор налогов не только с индивидуальных лиц. Оно выстраивает налоговые отношения и с предприятиями, осуществляющими свою деятельность на его территории. Так например, налог на добычу полезных ископаемых – основной налог, связанный с добычей полезных ископаемых, он играет важную роль в налоговой системе Российской Федерации.

Налоги – это в какой то степени плата за право жить в цивилизованном обществе. Налоги обеспечивают все услуги обществу, экономике, бизнесу.

Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[13]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, также как чеканка монеты и отправление правосудия"[14].

Бенджамин Франклин сказал однажды «в этом мире неизбежны только смерть и налоги». Однако существуют страны, в которых налоги отсутствуют почти полностью. В основном это экспортеры нефти и газа. Такие государства как Арабские Эмираты, Катар, Оман, Кувейт, Бахрейн. Любопытно ситуация с налогами обстоит в Монако, налоги там платят только люди, родившиеся после 1957 года.

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство -- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

*наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть -- это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

*системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

*территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

*связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

*суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 410с.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. -400 с.
  3. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.
  4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.
  5. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право, июнь 2008. - N 6.
  6. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  9. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. - 640с.
  13. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
  14. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов. Колюшкина Л.Ю. и др. 2004. - 304с.
  15. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007. - 201с.
  16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.

  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.

  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

  4. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.

  5. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. – С. 116.

  6. Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч.. –С.117.

  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. – С. 184.

  8. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  9. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  10. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12. – С. 15.

  11. Там же

  12. Там же

  13. Верещагин С.Г. Указ. соч. – С. 16.

  14. Там же