Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

Введение

Теория государства и права - фундаментальная базовая юридическая нау­ка, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование ми­ровоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.

Любое общество представляет собой целостную систему, которая отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого государства характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил.

Тема курсовой работы выбрана не случайно. Нет однозначного мнения что же такое государство и какие характерные признаки, которые присущи каждому государству.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что до сих пор вопросы понятия «государства», его этапов развития и происхождения изучаются столетиями и с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Государство играет главную роль в жизни любого современного общества. Для человечества очень важно, каким должно быть государство, каким образом должна осуществляться государственная власть. Мнения отечественных и зарубежных правоведов расходятся в вопросах раскрытия темы.

В качестве предмета исследования выступают сущность и признаки государства, а также теории происхождения государства.

Целью работы является рассмотрение вопроса о сущности и назначении государства.

Поставленные цели определили постановку и решение следующих задач.

Во-первых, это раскрыть понятие и сущность государства. Во-вторых, рассмотреть основные признаки государства. И в заключение, определить теории происхождения государства. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка библиографических источников. В своей курсовой работы я использовала не только учебные пособия, но и труды отечественных ученых-правоведов.

Глава 1. Понятие государства

В первой главе курсовой работы раскроется понятие «государства», его сущности, а также будут перечислены теории возникновения государства.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[1].

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и пред­назначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного госу­дарства.

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства. Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления[2]. В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов); и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин). Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан.[3] Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства. Поэтому, по нашему мнению, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации[4]. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская)[5]. Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 - гг. до н. э.) считал, что государство - это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н. э.) рассматривал государство, как дело - «достойное народа»[6]. Причем под народом он понимал «не любое соединение 20 людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469- 1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно».

1.1 Сущность государства

В данном параграфе мы познакомимся с понятием сущности государства с философской точки зрения и правовой. Рассмотрим несколько подходов в изучении сущности государства, а также изучим несколько аспектов в раскрытии понятия сущности.

В философии под сущностью понимается внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Это внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в предмете, что определяет его природу. В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе как возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса. Теологический подход. В соответствии с ним внутренняя основа, смысл государства заключается в том, чтобы оно претворяло в жизнь волю Бога. Поскольку государство имеет божественное происхождение, то оно есть не что иное, как слуга религии, божественного закона.[7]

Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и вузькокласових (групповых) интересов граждан. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие[8].

Два аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения:

• классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществления организованного принуждения;

• общесоциальный аспект - защита интересов всего общества, обеспечения общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом (см. § «Гражданское общество и государство»).

Соотношение вузькокласових (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в разных исторических времен не одинаково. Как правило, усиление одной из них приводит к ослаблению другой. До середины XIX в. в большинстве стран преимущество было на стороне организованного принуждения, защиты интересов экономически господствующего класса[9].  Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретает общесоциальная сторона государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага. В наши дни она играет существенную роль в неокапиталистических и неосоциалистических государствах, в том числе в Украине.

Перевес общесоциальной стороны сущности государства произошел за счет снижения доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждения прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия утратили антагонистический характер, возрос общий жизненный уровень населения.

Советская доктрина в 30—50-х гг. XX в. опиралась на понимание государства как аппарата классового господства и угнетения

​​​​​​​1.2 Теории происхождение государства

В настоящем параграфе мы познакомимся с основными теориями происхождения государства, дадим их краткую характеристику, а также ознакомимся с яркими представителями теорий происхождения государства.

Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Одни считают, что государство и право - это вечные спутники человеческого общества, поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор, пока существует общество. По мнению других исследователей (большинство) государство и право возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития.

"Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали"[10]. При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства[11]. Глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая теория государства и права, патриархальная теория государства, договорная теория государства, теория насилия, марксистская теория государства и права, теория естественного права, историческая школа права и др.

1.3 Теологическая теория.

Согласно этой теории, название которой производно от греческих слов «теос» (бог) и «логос» (учение), государство есть результат действия божественной воли или замысла божественного разума. Изначально эта теория имела опорой веру в божественность правителя и его власти — эта вера являлась общей чертой многих, можно сказать, почти всех древних обществ. Верховный правитель считался либо воплощением божества, либо посредником между людьми и божеством, и в этом смысле религиозное понимание государственной власти представляло одно из звеньев мировоззрения древних людей. Но пока это было только религиозной верой, а не научной теорией, которая предполагает рациональные стандарты истинности и ложности суждений. Религиозные представления обычно, хотя и не всегда, основываются на откровении, вере и иных интуитивных прозрениях, которые не поддаются оценке в терминах рациональной логики истинности и ложности. «Верую, ибо это абсурдно», — так выразил суть такого подхода к религиозным истинам христианский богослов Тертуллиан (155—224 гг. н.э.). При этом не стоит считать такую веру атавизмом, признаком неразвитости человеческого мышления. У религии есть свое оправдание в стремлении человека познать первоосновы мира и найти смысл бытия через увязывание себя и окружающего мира с неким абсолютным началом, что позволяет понять, почему религиозные верования и сегодня не потеряли своей силы с развитием научного знания. Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин.[12] Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале XX в. известный российский юрист Е.Н. Трубецкой, "есть центральный, жизненный вопрос философии права", о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения*. Таким же, в значительной мере, этот вопрос остается и поныне. Нескончаемые споры ведутся вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости. При этом обнаруживаются порой далеко не одинаковые взгляды и подходы Так, если одни авторы исходят из того, что естественное право как таковое и его отдельные институты в реальной жизни не существуют, что они и их понятия есть результат свойственных человеческому уму "априорных заблуждений", то другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и разума - это такая же реальность, как и положительное право - результат нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов. Это не книжная теория, чуждая действительности практической жизни. Напротив, идея естественного права играла и в практической жизни играет едва ли не большую роль, чем в научной - теория права"[13].

1.4 Патриархальная теория

Данную теорию основали Платон и Аристотель , развил Фильмер . Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился "отцом" (патриархом) всего народа. Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Основную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние "отцов" крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем. Согласно патриархальной теории, государство - это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха. Оценка теории. Оценивать эту теорию надо спокойно, несмотря на то, что она у некоторых может вызвать улыбку. Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как "семья" и "государство" взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России ("царь-батюшка", "царица-матушка"), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь - Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть "передается" сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется. Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения "воле отца". Вовторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика. Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо видим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории. Так, в частности, нам непонятно, если государство - единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все семьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколебима? Или, если монарх - "отец родной" и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих государствах законов несправедливых, а то и жестоких! Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установлено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества[14].

1.5 Психологическая теория.

Представители этой теории (Цице­рон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Фрейд, Дж. Ф. Мейт- ленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потреб­ностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от влас­ти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятель­ностью той или иной «сильной личности».

Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа (res publica). Народ — не, любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой
причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Видный русский государствовед Н.М. Коркунов связывал воз­никновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимос­ти разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимос­ти от власти.

Один из основных представителей психологической школы права Л.И. Петражицкий считал, что в основе возникновения го­сударства и права лежат правовые переживания людей, психоло­гические закономерности развития человека[31].

Основатель влиятельного психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве 3. Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимы­ми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессив­ных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать го­сударство, право, всю систему социальных норм и вообще циви­лизацию.

Современный западный политолог Дж.Ф. Мейтленд-Джонс по­лагает, что независимые государства в Африке возникли вследствии волевой деятельности той или иной «сильной личности».

Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согла­ситься с Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию лю­дей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие пред­ставления об обществе и государстве[32]. Те или иные свойства пси­хики человека, безусловно, оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права, но они не яв­ляются решающими по крайне мере в вопросе происхождения го­сударства и права.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность[15]. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности.

Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух" В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он сам хочет. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия. В ее основе две концепции. Первая - теория внешнего насилия. Авторы - австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Они полагали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Необходимость применения насилия существует постоянно. Таким образом, возникновение государства является следствием принципа: слабый подчиняется сильному. Вторая концепция – теория внутреннего насилия. Ее автор – немецкий ученый XIX века Евгений Дюринг. Он полагал, что без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.[16]

Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основой классовой теории является учение об общественноэкономической формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства, по мнению марксистов, обусловливает все процессы общественной жизни людей. Производственные отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными. Поэтому государство появляется в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития», - утверждает Ф. Энгельс, «и является машиной для подавления угнетенного эксплуатируемого класса». Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и прекращает свое существование с исчезновением классов.

Французский ученый первой половины XIX века К.Л. фон Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум). В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени). Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной теории. Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления[17].

Глава 2. Признаки государства

2.1. Понятие признаков государства

Во второй главе курсовой работы я раскрою понятие признаков государства.

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы[18].

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни». Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре своего возникновения социальная организация основывалась на присваивающем хозяйстве (охота, рыболовство и собирательство, т. е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил в природе.

Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от «присваивающего хозяйства» к производящему. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), т. е. начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесел, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности. Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни»[19].

В научном плане понятие, отражающее общие основные призна­ки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой госу­дарственной организации общества от его негосударственных органи­заций, от других частей политической системы общества. Такие приз­наки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, те­ряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

Государство обладает следующими признаками: 1) наличие территориальной организации населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства[20];

2) наличие публичной (государственной) власти. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Она воплощается в профессиональном разряде управителей (чиновников), из которых комплектуется государственный аппарат; 3) государственный суверенитет, под которым принято пони‑ мать присущее государству верховенство на всей своей территории и независимость в международных отношениях;

4) государство единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), вооруженными силами и органами безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы подвести итоги курсовой работы. Итак, для раскрытии темы курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-раскрыть понятие и сущность государства;

-рассмотреть основные признаки государства;

-определить теории происхождения государства.

В результате рассмотрения темы «Понятие и признаки государства» можно сделать следующие выводы. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его перио­дов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно.

Вопрос о понятии государства возник много столетий назад, однако и сейчас он является одним из самых дискутируемых. Существует множество определений данного понятия. Это вызвано тем, что, во-первых, государство — сложное и многогранное явление.

 Во-вторых, термином «государство» часто обозначаются самые разнообразные предметы и явления: общество в целом, или особые формы общества, или какие-либо органы общества, или территория, на которой проживает население страны, ит. п. Наконец, в-третьих, субъективность восприятия государства различными авторами на определенных этапах развития общества обусловила возникновение значительного количества определений государства.

Также в своей работе я постаралась наиболее полно раскрыть сущность государства, его признаки и теории происхождения. Теории происхождения великое множество. Я раскрыла только небольшую часть основных теории, объяснила все плюсы и минусы каждой из теории, рассказала также о представителях этих теории.

В целом, мной в курсовой работе поставленные цели и задачи были решены в полной объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО. - 649 с.. 2005
  2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»).
  3. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс)
  4. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:, под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. - 800 стр.. 2004
  5. В.Л. КУЛАПОВ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебник-Саратов,2011г.-486с.
  6. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004
  7. Людмила Александровна Морозова Теория государства и права:Учебник, Российское юридическое образование, 4-е издание, -384с.
  8. Материалы Первого совещания научных работников права. М., 1938; Вышинский А.Я Вопросы теории государства и права. М., 1949, С. 83, 411, 417
  9. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.
  10. Правоведение : учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина ; под общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабло‑ вой.— Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. — 192 с.
  11. Правоведение: курс лекций для студентов неюридических специальностей / В.Ф. Бурдин, Н.М. Скорюков, СВ. Гессе. - Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011. - 225 с.
  12. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия «Учебники для вузов»).
  13. "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)-224с.
  14. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 715 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  15. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.
  16. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  1. Правоведение : учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина ; под общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабло‑ вой.— Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. — с.4

  2. Людмила Александровна Морозова Теория государства и права,-с.45

  3. "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004),с.27

  4. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия «Учебники для вузов»).-с.10

  5. Правоведение: курс лекций для студентов неюридических специальностей / В.Ф. Бурдин, Н.М. Скорюков, СВ. Гессе. - Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011. - 225 с.

  6. Правоведение: курс лекций для студентов неюридических специальностей / В.Ф. Бурдин, Н.М. Скорюков, СВ. Гессе. - Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011. – с.20-21

  7. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). ., с.21

  8. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.

  9. Материалы Первого совещания научных работников права. М., 1938; Вышинский А.Я Вопросы теории государства и права. М., 1949, С. 83, 411, 417

  10. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО. - 649 с.. 2005,с.-с57

  11. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).с.49

  12. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:, под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. - 800 стр.. 2004, с.34

  13. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  14. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 715 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

  15. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5090

  16. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.-с.27

  17. В.Л. КУЛАПОВ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебник-Саратов,2011г.-486с. с-26

  18. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»).с.26

  19. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.

  20. Правоведение : учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина ; под общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабло‑ вой.— Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. — с.4-5