Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права. Авторский договор

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, в связи с коренными преобразованиями в экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее научный, чисто академический интерес.

С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

По сравнению с ранее действующим законодательством об авторском праве и смежных правах, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и установил свободу авторского договора. Кроме того, авторские правомочия распространены Законом на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По общепринятому мнению, Закон отвечал международным стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций.

В дальнейшем законодательство об авторском и смежных правах изменялось, дополнялось и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской.

Цель данной курсовой работы - изучить авторское право и содержание авторского договора.

В соответствии с этим можно выделить следующие задачи, которые необходимо выполнить в ходе написания данной курсовой работы.

Во-первых, рассмотреть понятие, задачи и принципы авторского права.

Во-вторых, изучить объекты авторского права, субъектов авторского права и субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

В-третьих, проанализировать содержание авторского договора.

1. Понятие авторского права

1.1 Понятие, задачи и принципы авторского права

Авторское право - один из институтов гражданского права.

Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право, как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и в зависимости от характера последнего делятся на две группы:

1. Объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства);

2. Объекты смежных прав (исполнение, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания).

Взаимная заинтересованность субъектов авторского смежных прав в создании высокохудожественных произведений и их профессиональном представлении публике, специфика складывающихся между авторами и субъектами смежных прав отношений позволяют объединить авторское право и смежные права в один институт. Поэтому термин "авторское право" часто употребляют в широком смысле, когда в это понятие включаются положения как авторского права в точном значении этого слова, так и смежных прав.

Авторское право призвано решать следующие задачи:

1. Способствовать созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов;

2. Обеспечить широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня.

Эти задачи реализуются в законодательстве на основе научных принципов - основополагающих положений, обязательных для всего законодательства об авторском праве и смежных правах.

Авторское право является частью гражданского права, поэтому ему присущи принципы как общие для гражданского права в целом, так и характерные только для данного института.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. п.1 ст. 44. путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Исходя из этого принципа обеспечивается баланс личных интересов авторов, заинтересованных в признании и осуществлении принадлежащих им прав, включая право извлекать имущественную выгоду от использования созданных ими произведений, и всего общества в целом, заинтересованного в широком и свободном доступе к новейшим достижениям науки и культуры.

Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

1.2 Объекты авторского права

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они указывают для произведения в этом качестве следующие обязательные признаки:

1. Как продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение - нематериальный объект.

2. Как произведение должно быть результатом творческой деятельности автора.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.

В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования, объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа мысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и так далее.

Для признания произведения объектом авторском права закон не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторского права названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором при создании произведения.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Пункт 1 ст. 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» / Энциклопедия российского права: электронный бюллетень. №7. предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:

1. Латинской буквы "С" в окружности: С;

2. Имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. Года первого опубликования произведения.

Правовой охраной в равной степени пользуются как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права - формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключительных имущественных прав на произведение.

Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект - вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение. Передача материального объекта, в котором выражено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Объектами авторского права являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и др.

Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существующего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных произведений созданные на их основе новые произведения называются производными.

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено оригинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателем.

Действующее законодательство к числу составных произведений относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных.

Таким образом, объектом авторского права является произведение, представляющее собой результат творческой деятельности и имеющее объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, поскольку материального объекта, содержащего произведения, нет и объекта охраны.

1.3 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъектами авторского права являются:

1. Авторы (граждане Российской Федерации и иностранцы), их наследники и иные правопреемники;

2. Российская Федерация.

Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и тоже произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального и производного авторского права.

Согласно ст. 4 Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Термин "автор" не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора.

Создание произведения как юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, является фактическим действием, к которому неприменимы требования, установленные законом в отношении юридических сделок. Иначе говоря, деятельность по созданию произведения относится к таким правомерным действиям, которые именуются юридическими поступками.

Поскольку фактические действия могут совершать и недееспособные лица, и лица, ограниченные в правоспособности, конкретные авторские права могут возникать у любого лица, независимо от его возраста и дееспособности.

Право лица иметь права автора изобретения, произведения науки, литературы, искусства или иного результата интеллектуальной деятельности входит в содержание правоспособности граждан, определенное в ст. 18 Гражданского Кодекса РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. М. 1995.,ст. 18.. Способ осуществления авторских прав несовершеннолетними определен в ст. 26 и 28 ГК РФ.

Автором или обладателем исключительного права на произведение является то лицо, чье имя или наименование значится на произведении.

При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и имеет право защищать права автора обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам - соавторам. Для объектов авторского права, созданных коллективным трудом, очень важно, чтобы были четко определены условия возникновения соавторства, права и обязанности соавторов и их наследников по отношению к произведению в целом и его частям, а также мера ответственности каждого из соавторов по обязательству, вытекающему при использовании созданного в соавторстве произведения.

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.

Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы.

Другой признак, характеризующий соавторство, - создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п.

Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания.

Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их, которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение.

Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения.

Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства: нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части.

Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющее одно неразрывное целое. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С создателями такого произведения заключается один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность.

При раздельном соавторстве единое произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы.

Согласно ст. 10 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Субъектами первоначального авторского права могут быть не только физические, но и юридические лица. О правах юридического лица, возникновение которых не связано с заключением авторского договора или универсальным правопреемством, можно говорить тогда, когда само юридическое лицо совершает определенные действия творческого характера с целью создания нового объекта на основе уже опубликованных произведений. К таким действиям относятся:

- подбор и расположение материалов,

- подбор и организация данных, в том числе и на магнитных носителях.

Права лиц, при организационном, финансовом и ином участии которых создаются составные объекты, определены в п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 13 как исключительные. Порядок осуществления этих прав предусмотрен законом в отношении следующих объектов: энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий; аудиовизуальных произведений; фонограмм; передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

К создателям аудиовизуального произведения Закон "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. относит двух субъектов: авторов и производителя. Согласно п. 1 ст. 13 названного Закона, авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста. Производителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Предполагается заключение с авторами аудиовизуального произведения договора о передаче производителю исключительных прав на использование аудиовизуального произведения способами, определенными п. 2 ст. 13 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. Юридическая природа таких договоров в законе не определена, в литературе считают, что "по своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско-правовыми. При любом использовании аудиовизуального произведения его производитель вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Считается, что это право, как и право издателя на указание своего наименования, является особым личным правом и не является авторским правомочием

Согласно современной доктрине в роли иных правопреемников авторов выступают организации и учреждения, а также физические лица, к которым переходят по договору права на использование произведения. Следует согласиться с господствующим в литературе мнением, что правопреемники владеют авторскими правами не в полном объеме. К ним не могут перейти ни по каким основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя.

2. Авторский договор

2.1 Понятие авторского договора

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения  Новицкий И.Б.

В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор -- это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.

Долгое время в юридической литературе велся спор о том, переходят (уступаются) ли принадлежащие автору имущественные правомочия к другому лицу по авторскому договору или же полностью сохраняются за автором, который лишь разрешает контрагенту по договору использовать определенным способом свое произведение. Этот спор был решен в Законе "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. следующим образом: имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним после уступки исключительных прав.

Понятие "уступка" в законодательстве Российской Федерации об интеллектуальной собственности не определено. Если речь идет об объектах промышленной собственности, то вместе с уступкой патента или права на товарный знак осуществляется и переход всех исключительных прав патентообладателя или владельца товарного знака к новому владельцу. По аналогии с правом промышленной собственности следует считать, что по договору уступки имущественных авторских прав происходит передача на весь срок действия всех или части исключительных прав автора или иного правообладателя другому лицу.

Таким образом, в зависимости от срока, на который передаются имущественные права, авторские договоры делятся на: договоры об уступке исключительных имущественных прав; авторские лицензионные договоры.

В зависимости от объема передаваемых прав авторские лицензионные договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. Заключив такой договор, пользователь становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в договоре способом в установленных договором временных, территориальных и иных пределах.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использовать произведение наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

В соответствии со ст. 33 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительное право на использование этого результата.

Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели или способы его использования.

Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны, и пользователь -- с другой.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками.

Другой стороной авторского договора является пользователь. Чаще всего в его роли выступают организации, специализирующиеся на использовании произведений.

В теории авторского права предметом авторского договора считается произведение, по поводу создания или использования которого стороны заключают договор.

Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать, как определенные права по использованию конкретного произведения. Не будет ошибкой, если сказать, что предметом договора является и произведение, переданное для использования. Для авторского договора установлена письменная форма.

Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору); срок, на который передается право; территорию, на которую распространяется действие этого права; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г., ст. 31..

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь.

Авторский договор носит возмездный характер. Размер и порядок начисления авторского вознаграждения за использование произведений литературы, науки и искусства устанавливаются в авторских договорах.

Вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения, или в виде твердо зафиксированной суммы, или иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде твердо зафиксированной суммы, то в нем должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения.

Авторский договор является двусторонним. Основной обязанностью автора является создание и передача пользователю своего произведения. Автор должен выполнить работу лично.

Автор должен доработать произведение по требованию заказчика. Например, заказчик может настаивать на доработке компьютерной программы, если она работает со сбоями.

В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение для использования в установленных договором пределах.

Пользователь, приобретя права на использование произведения, должен выплатить автору или его правопреемнику вознаграждение.

В новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего, имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения. В рамках института "авторское право" регулирования имущественных и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании произведения.

Начало формы

Конец формы

2.2. Основания классификации и виды  авторских договоров.

В действующем законодательстве об авторском праве нет перечисления видов авторских договоров. Годами складывавшаяся практика оставила в наследство ряд авторских договоров, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям.
В литературе встречается достаточно предложений о классификации авторских договоров. По мнению А.П. Сергеева авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, он предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Однако следует учитывать, что даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.
Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.
Распространенность издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.
Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.п.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.
В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и другие фильмы. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует, порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.
Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения, возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.
С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.
Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров характеризовались степенью готовности произведения.

30 августа 1996 г. был  принят закон «Об авторском праве и смежных правах», который  предусмотрел в ст. 40 такие виды договоров как: договор на готовое произведение или на произведение, которое автор обязуется создать (договор заказа) и  авторским договором является также  заключаемый автором или его наследниками договор о разрешении использовать произведение в тех или иных пределах (авторский лицензионный договор).
Принимая во внимание провозглашенную гражданским законодательством свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами авторского договора, каждый вид которого имеет свои особенности, обусловленные как предметом так и способами использования произведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.
Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.
Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы:  авторский договор достаточно хорошо урегулирован в законодательстве — это нашло отражение в Гражданском кодексе, ряде международных документах и других нормативно- правовых актах. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан. Действующими нормативными актами установлены права авторов на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, их неприкосновенность, на имя, на получение авторского вознаграждения и на другие права, возникающие из авторских правоотношений. Обеспечение защиты нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов имеет большое значение в усилении дальнейшего стимулирования их творчества, охране общественных интересов.
Авторский договор является разновидностью гражданского договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других договоров. Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием — существует очень много видов авторских договоров, что, на мой взгляд, является предпосылкой для более точного  и всестороннего регулирования отдельных видов отношений в сфере авторского права.
Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемников, так и прав пользователя.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.02.2010 г.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2010 г.

3. Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 427-I «Патентный закон Республики Казахстан», с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г.

Специальная литература:

4. Басин Ю.Г. «Избранные труды по гражданскому праву» / Составитель Сулейменов М.К. - Алматы: АЮ - ВШП «Эдилет», НИИ Частного права КазГЮУ, 2013. - 734 с. ISBN: 5-94201-247-4.

5. Басин Ю.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Особенная часть // Соавтор и ответ. редактор. - Алматы, 2010 -236 с. ISBN 5-7667-3085-3.

6. Городов О.А. Право промышленной собственности / Городов О.А. Право промышленной собственности: Учебник. - Москва.: Статут, 2011. - 942 с. ISBN 978-5-8354-0727-9 (в пер.) ISBN 978-5-8354-0727-9.

7. Илларионова Т. И., Гонгало Б. М., Плетнев В.А. Гражданское право/ Т. И. Илларионова., Б. М., Гонгало., В.А. Плетнев. Гражданское право: Учебник для вузов. - Москва., 2006 ISBN 5-8354-0261-9.