Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Понятие и принципы авторского права» .

Содержание:

Введение

Издревле талантливые люди являлись мерилом успехов цивилизации, а облик человека являлся богатством и достоянием нации. Служа своему отечеству и оставляя после себя объекты духовного наследия, будь то музыкальное произведение, картина, роман или научное открытие, человек закрепляет за собой имя, в результате чего мы имеем возможность до настоящего времени гордиться и Пушкиным, и Рахманиновым, и Ковалевской. Таким образом, только от прогресса отдельных личностей зависит прогресс самого общества. При этом автор любого произведения рискует безвестно кануть в лету, не сохранив это в какой-нибудь вещественной форме для будущего наследия, и не закрепив за собой право - авторское право. Оно помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств.  Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях. Поэтому, желание человека закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений является вполне обоснованным. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Значимую роль в данном вопросе играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. И, конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства - обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.

Появление авторского права относится к 16 веку и связано с появлением печатных устройств и возможностью делать копии литературных произведений. В России просматривается три этапа его развития: с 1564г. по 1917г. - дореволюционный период; с 1917г. по 1991г. - советский период и современный, начиная с 1991 года и по настоящее время.

Первые привилегии печатного слова возникли при Петре I в связи с появлением частных типографий и были более «издательскими» чем авторскими. К началу 19 века частных типографий практически не осталось. Ее сменила государственная монополия на книгоиздательское дело, при которой особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны авторского права не было.

Длительное время нормы авторского права регулировал Свод Законов дореволюционной России, в системе которого авторское право было выделено из уголовного и перенесено в гражданское право. Законодатель признавал за авторами произведения право собственности.

Концом дореволюционного периода стало принятие 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, который оценивается как прогрессивный шаг в развитии авторского права. В нем вводилось понятие «произведение» в качестве объекта авторского права и был дан перечень объектов авторских прав по видам произведений: литературные, музыкальные, в области художества, в области фотографии.

Закон закрепил за автором исключительное право пользования и распоряжения своим произведением; случаи свободного использования произведений; возможность третьих лиц в определенных пределах заимствовать и пользоваться чужими произведениями.

После Октябрьской революции правовая система, включая и авторское право, стали создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени стал Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Давалось право признавать достоянием всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих руках они бы ни находились. Относительно произведений, объявленных достоянием государства, издательства обязаны были выплатить автору при жизни гонорар по установленным ставкам. Таким образом, на издание, распространение и публичное исполнение произведений фактически закреплялась государственная монополия. Была создана правовая основа авторского права.

В 1928 году начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Теперь исключительное право авторов на созданное произведение охранялось пожизненно; предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Вместе с тем, сохранилось и свободное использование произведений.

Кодификацией гражданского законодательства в 60-х годах XX века были внесены коррективы в авторское право. Оно стало самостоятельным разделом в гражданском законодательстве. На изменение во внутреннем законодательстве повлияло и присоединение СССР в 1973 году к Женевской конвенции об авторском праве. Было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. Для граждан стран участников Конвенции вводился режим защиты авторских прав. Впервые СССР пошел на сближение внутреннего законодательства с международными нормами авторского права.

Очередные изменения в законодательстве об авторском праве произошли в начале 90-х годов прошлого века. Верховным советом ССР от 31 мая 1991 года был принят нормативный акт, который содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право». Был расширен перечень объектов авторского права путем включения в него сценографии, дизайна, срок действия авторского права теперь составлял 50 лет после смерти автора; за автором было закреплено право авторства и право автора на использование его произведения в иностранном государстве; утвердился принцип бессрочной охраны личных прав. С учетом международных достижений в авторском праве принят специальный Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «ОБ авторском праве и смежных правах». А раздел Авторское право из Основ гражданского законодательства, перестали применять.

Закон об авторском праве имел ряд особенностей, связанных с рыночной экономикой. Законодатель рассматривал имущественные права авторов, в качестве товара, который может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому, сместились акценты по обеспечению дополнительных гарантий авторам, которые раньше были призваны ограждать права создателей творческих произведений, они стали носить рекомендательный характер.

18 декабря 2006 года Президент РФ подписал Федеральный Закон №231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую, четвертую часть Гражданского Кодекса, «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности.

Четвертая часть Гражданского Кодекса объединила ранее разбросанные по различным отраслям права, все действующие в настоящее время законодательные акты, регулирующие традиционные права на объекты интеллектуальной собственности. Закон облегчил защиту права на интеллектуальную собственность предпринимателям.

1. Определение, сущность и источники авторского права

1.1.Определение и сущность авторского права

Авторское право - является одним из самостоятельных институтов гражданского права в целом. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - это те личные "неимущественные" и "имущественные" права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Авторское право решает конкретные задачи, включающие всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав, а так же законных интересов авторов, тем самым создавая благоприятные условия для создания научных и художественных произведений и их широкое общественное использование.

Различают две составляющие авторского права; - смежное и исключительное право.

Смежные права - совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении результатов (объектов) интеллектуальной деятельности.

Исключительное право - совокупность принадлежащих правообладателю прав на использование результата интеллектуальной деятельности любым, не противоречащим закону способом; на запрещение или разрешение такого использования другими лицами. Теория исключительности авторских прав была детально разработана ещё в русской дореволюционной литературе.[1]

Первоначальным субъектом авторского права всегда является лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, и которому принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на его использование. Лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Презумпция авторства - норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Субъектами авторского права являются также лица, к которым перешло исключительное право на произведение, по различным основаниям (в силу закона или договора). Такие субъекты называются правообладателями. Ими могут быть:

• различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании), приобретающие исключительное право на использование произведения;

• работодатели, если произведение создано человеком, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

• наследники автора или обладателя авторского права. При этом авторское право ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора. Ограничение в ряде случаев, может касаться и объёма интеллектуального продукта.

Специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Автор интеллектуального продукта или его правопреемник для оповещения исключительного права на произведение вправе использовать особый знак, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

1. ©, латинской буквы «C» в окружности;

2. имени или наименования правообладателя;

3. года первого опубликования произведения.

1.2 .Источники авторского права

В российском законодательстве расположение законов и подзаконных нормативных актов происходит в строгом «иерархическом» порядке – по мере убывания юридической силы. Именно поэтому первым и основополагающим источником гражданского права, и в частности авторского права, является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу во всех областях творческой деятельности –«свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавании».[2]Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности определяет гражданское законодательство, базирующееся на Гражданском кодексе Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актах.

Особенностью Гражданского кодекса является его строение – он разделен на Общую часть (состоит из общих положений) и Особенную часть (основные правила). Это и определяет его основное значение в общей системе нормативно-правовых актов.

Четвертая Часть ГК РФ, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, была введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Так же, большое значение для регулирования авторского права, имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются с целью совершенствования механизма реализации принятых федеральных законов. Среди них наибольшую юридическую силу имеют указы Президента РФ. В этой связи можем сослаться на Указ Президента от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения". Указы Президента не должны касаться положений, регулируемых федеральным законом.

Аналогичная установка соблюдается в отношении Постановлений Правительства РФ. Принимаемые им правовые акты должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ, (ст. 3 ГК РФ). Примером является Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону, приоритет отдается Гражданскому кодексу РФ или соответствующему закону. Издавать акты, содержащие нормы авторского права, могут и Федеральные органы исполнительной власти в пределах, допустимых ГК РФ и иными законами и правовыми актами. Авторское право защищает Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Министерство образования и науки Российской Федерации вырабатывает государственную политику по нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности. Эта функция заложена ему Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации".

Обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации для всех организаций и лиц, участвующих в конкретном деле, по вопросам авторского права являются Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Существенное значение для авторских правоотношений по интеллектуальной деятельности имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (проходила в Стокгольме, в 1967 г., и вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

- Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (принята в Берне, 1886 г.)

- Всемирной конвенции об авторском праве (состоялась в Женеве, в 1952 г., и пересмотрена в Париже в 1971 г.)

- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Так же, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав со многими странами, например – Чехия, Австрия, Венгрия, Швеция, и другими.

Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ "если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора".

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению или иному продукту интеллектуальной деятельности, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (ст. 1256 ГК РФ). По международным договорам на территории Российской Федерации осуществляется предоставление охраны произведениям интеллектуальной деятельности, не получившей статус общественного достояния по месту происхождения вследствие истечения там установленного срока действия исключительного права на эти произведения, и на этих же основаниях, - не ставшие общественным достоянием в Российской Федерации.

При предоставлении охраны продуктам интеллектуального труда, срок действия исключительного права на них на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота при обмене результатов интеллектуального труда, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, были ли они зафиксированы в каком-либо документе - п. 1 ст. 5 ГК РФ). Вместе с тем, обычаи делового оборота, противоречащие тем или иным положениям законодательства или договора, обязательные для всех участников правоотношения - не применяются.

Следует отметить - нормы Конституции РФ (п. «о» ст. 71) определяют, что правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать нормы об интеллектуальной собственности, в том числе об авторском праве и смежных правах.[3]

Для практического разрешения вопросов авторского права представляют интерес публикуемые по конкретным делам решения - прецеденты, а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Их можно найти в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Подобная информация формирует единый подход к применению соответствующих норм права.

Однако нельзя упускать из внимания, что судебная и арбитражная практика не является источником авторского права. Эти учреждения не обладают функциями нормотворчества, а лишь дают толкование их применению[4].

2. Принципы и защита авторского права

2.1. Принципы авторского права.

Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов: 

1. Свобода творчества.

Принцип закреплен в ст. 44 Конституции РФ. Благодаря этому принципу, автор вправе сам выбирать:

- тему;

- форму;

- методы создания будущего произведения.

Необходимо отметить, что свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 цензура в России запрещена.

2. Сочетания личных интересов автора с интересами общества.

Этим принципом законодатель закрепляет:

- права автора и его наследников;

- интерес общества.

Например: неимущественное право на литературное произведение принадлежит:

- создавшему его автору на протяжении всей жизни;

- и на протяжении 50 лет после смерти - его наследникам.

По прошествии 50 лет после смерти автора произведение становится достоянием общества. Пользоваться произведением может неограниченный круг лиц независимо от воли наследников.

3. Моральное и материальное поощрение автора за создание и последующее использование произведений. Оно состоит в том, что:

- автору выплачивается гонорар за создание произведения;

- автору могут выплачиваться проценты от прибыли полученной в результате реализации на рынке его произведений;

- присуждение авторам научных произведений, произведений литературы и искусства различных государственных и именных премий.

Так же должны соблюдаться этические нормы во взаимоотношениях с автором, в частности необходимо:

- информировать автора о судьбе его произведения;

- согласовывать с автором вопросы, связанные с изданием его произведения и внесением изменений;

- проявлять уважение к автору.

4. Охрана прав и законных интересов авторов.

Этот принцип отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений. Он устанавливает ответственность за нарушение авторских прав, а так же способы восстановления нарушенных прав.

5. Неотчуждаемость личных неимущественных прав.

По закону, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие.

2.2. Защита авторских прав

Определение Интеллектуальной собственности - в законодательстве имеет вид: ограниченное во времени исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результаты их интеллектуального труда, интеллектуальной деятельности как таковой.[5]

Полный перечень объектов авторских прав на интеллектуальный продукт изложен в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это:

- результаты научных достижений, произведения литературы и искусства независимо от их достоинств и назначения, способа выражения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;

- произведения музыкального жанра, с текстом и без него.

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.[6] В сфере интеллектуальной деятельности действующее законодательство предусматривает две формы защиты авторских прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - есть целенаправленная и комплексная по содержанию деятельность государственных органов, наделенных кругом полномочий, по защите интеллектуальных прав. Стержнем этой деятельности является механизм, в рамках которого лица, чьи права были нарушены, обращаеются в государственный орган, который открывает и реализует процедуру восстановления нарушенного права. Данная форма восстановления нарушенного права определяется двумя - общим и специальным - порядками рассмотрения нарушений права интеллектуальной собственности.

Неюрисдикционная форма - это совокупность самостоятельных действий граждан (физических, юридических лиц), направленных на защиту собственных авторских (либо смежных) прав.[7]

Особенность и отличие данной формы от юрисдикционной в том, то гражданин, чьи права нарушены, не обращается к уполномоченному государственному органу. Несмотря на то, что Законодатель не закрепил данную норму текстуально, тем не менее, гражданин, действующий самостоятельно ограничен условиями и факторами объективно необходимыми для пресечения нарушения интеллектуальных прав.
Безусловно, юрисдикционная форма защиты прав интеллектуальной собственности является наиболее эффективной, поскольку всецело подчинена нормам российского законодательства. Реализация юрисдикционной формы имеет неизменный порядок защиты. Помимо общих и специальных правил защиты продукта интеллектуального труда широко используется защита судебная - главным образом судами первой инстанции.

С 2011 года в Российской Федерации стал действовать специализированный суд защиты по интеллектуальным правам, который рассматривает факты нарушения прав интеллектуальной собственности в качестве суда первой и кассационной инстанции. Деятельность суда по интеллектуальным правам граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов, как-то: Федеральный конституционный закон 06.12.2011 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", а также Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В методике работы специализированного суда нашли отражение мировой опыт рассмотрения дел авторского права.

В деятельности Суда по интеллектуальным правам - сложилась практика распределения дел по категориям. Так, общим правилом стала практика, согласно которой дела о существовании права (к примеру, о правомерности выдачи патента или об отказе в предоставлении охраны знаку) рассматриваются Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, а решение принимается коллегией судей.[8]

Порядок защиты определен деятельностью таких органов государственного регулирования, как Палата по патентным спорам, находящаяся в составе Роспатента. Основным органом регистрации интеллектуальной собственности, выступает подразделение Роспатента -Палата по патентным спорам. На основе результатов ее рассмотрения и возражений и заявлений коллегиями Палаты по патентным спорам выносятся соответствующие решения. Палата по патентным спорам составляет представительство Роспатента в Суде по интеллектуальным спорам. Поэтому намерение обжаловать решение Роспатента в суде без обращения в Палату по патентным спорам – невозможно. Суд не примет дело. Вышеизложенное позволяет заключить, что деятельность Палаты по патентным спорам в рамках Роспатента имеет комплексную защиту имущественных и личных прав, связанных с интеллектуальной собственностью.

Специальный порядок защиты и деятельности по предотвращению нарушения интеллектуальных прав может быть реализован при участии Таможенной службы, что закреплено в ГК РФ. В дальносрочной перспективе развития Федеральной таможенной службы возможность ее участия в предотвращении нарушения интеллектуальных прав, предусмотрена до 2020 года. В рамках этой программы определена практика отказа в ввозе на территорию Российской Федерации товаров, нарушающих право интеллектуальной собственности. Вместе с тем следует отметить, что таможенные органы нашей страны не всегда наделены необходимым инструментарием, объемом полномочий, позволяющих им в полной мере реализовывать деятельность по предотвращению проникновения на территорию России товаров, которые нарушают право интеллектуальной собственности.[9]

В контексте правоприменительной практики исключительную важность приобретают Постановления Пленумов Верховного Суда, в частности о распределении дел. Примером может быть Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 60[10], в рамках которого даны исчерпывающие, не допускающие инвариантного прочтения, разъяснения относительно подсудности рассматриваемой категории дел; определены общие аспекты распределения дел между Судом по интеллектуальным делам и арбитражными судами субъектов. Постановление называет критерии подсудности дел, которые обоснованы с оспариванием решений федерального антимонопольного органа. Фактически определено, что данные механизмы могут быть реализованы как в рамках дел, касающихся, приобретения исключительного права на интеллектуальную собственность, так и признания, имевшей место недобросовестной конкуренции. В целом можно говорить о том, что постановления Пленума ВС РФ, являются исключительно эффективным инструментом защиты авторских прав, посредством которого происходит однозначная систематизация и разграничение подведомственности правовых споров, основанных на обладании правом на интеллектуальную собственность.

Таким образом, юрисдикционная форма защиты объективно может быть названа наиболее эффективной для защиты интеллектуального права собственности.

Эта данность носит объективный характер и позволяет заключить, что развитие законодательства в сфере защиты интеллектуальных прав в среднесрочной перспективе будет находиться в числе приоритетных сфер современного законотворчества.

Заключение

Буквально два-три десятка лет назад понятие "авторское право" затрагивало сравнительно небольшое число людей в России. В основном это были писатели, художники, издатели, композиторы. Но по мере развития научного прогресса и перехода к рыночной экономики, развития художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов, число правообладателей, резко возросло.

В настоящее время уже сотни тысяч людей и юридических лиц во многих областях повседневно соприкасаются с вопросами использования и защиты авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права авторов. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями науки, литературы и искусства. Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

Так же можно сказать, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Другими словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

В разных законах круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права традиционно принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают его право осуществлять или разрешать кому-либо осуществлять определенные действия.

Так же отметим, что наиболее эффективным способом защиты авторского права является юрисдикционная защита, представленная государственным аппаратом, специализированными организациями, определенной методикой защиты, законом и судом. В такой форме и составе, защита интеллектуального продукта наделена всей полнотой власти для разрешения споров об авторстве, их полномочиях во времени, объеме прав и компетенции, независимо от места проживания. Это позволяет достичь эффективного разрешения возникающих коллизий.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС «Консультант Плюс»

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 12.

3. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. - М.: Издательство «Прогресс», 1978. - С.74

4. Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8. С.27.

5. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. С. 31 - 45.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2014. С. 83.

7. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.3. Е.Н. Абрамова, Н.Н.Аверченко, Ю.В. Байгушева, (и др.); под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009. 800 с.

8. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. Переизд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 98.

  1. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. - М.: Издательство «Прогресс», 1978. - С.74

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС «Консультант Плюс»

  3. Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8. С.27.

  4. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. С. 31 - 45.

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2014. С. 83.

  6. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.3. Е.Н. Абрамова, Н.Н.Аверченко, Ю.В. Байгушева, (и др.); под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009. 800 с.

  7. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. Переизд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 98.

  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2014. С. 87.

  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2014. С. 89.

  10. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 12.