Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности совместного рисования у детей в старшем дошкольном возрасте

Содержание:

Введение

Актуальность работы. Развитие коллективного поведения у детей важно для дальнейшей интеграции их в социум.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте при оптимальных условиях воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития навыков коллективного общения в разных видах деятельности: в игровой, двигательной, трудовой, познавательной, в обучении.

Развитие навыков общения через изобразительную деятельность способствует также развитию творческого воображения, моторики рук, образному мышлению. Каждый ребёнок развивается посредством созерцания образов и осмысления этих образов. На этом этапе важно участие воспитателя, так как воспитатель в ДОО сможет скорректировать или направить развитие ребёнка. Обучение техники рисования, вовлечение в этот процесс ребёнка способствует его заинтересованности в творческом процессе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние совместного рисования на развитие детей 5-6 лет.

Объект исследования: процесс развития детей 5-6 лет в совместной изобразительной деятельности.

Предмет исследования: совместное рисование как средство развития детей 5-6 лет.

Гипотеза: развитие у детей 5-6 лет как навыков общения, так и самостоятельности в совместном рисовании возможно:

– при проектировании педагогом на основе дифференцированного подхода способов объединения детей для выполнения творческих коллективных работ;

– создании условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для совместной изобразительной деятельности детей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретические основы проблемы руководства совместной изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

2. Апробировать содержание, формы и методы развития у детей 5-6 лет навыков общения и самостоятельности в изобразительной деятельности посредством коллективного рисования.

3. Определить эффективность коллективного рисования как средства развития детей 5-6 лет.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

– анализ продуктов детской деятельности, наблюдение;

– психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;

– качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретической основой исследования являются идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольной образовательной организации (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева).

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СП «Детский сад» № 6 г. Рязани.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы совместного рисования детей старшего дошкольного возраста как метода воспитания

Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствование органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Рисование – благодатная деятельность для воспитания чувств. Прежде всего потому, что почти все дети любят рисовать. Это продуктивная деятельность, которая позволяет малышу воспроизвести на листе бумаги мир своих мыслей и чувств[1].

Вот почему главной задачей изобразительной деятельности вижу для себя воспитание эстетических чувств, а вспомогательным – обучение техническим приемам. Занятия по рисованию могут стать встречей ребенка с произведением искусства, литературы, загадочными для него явлениями. Такие встречи впечатляют дошкольников, учат замечать красоту, радоваться и удивляться ей, выражать свои чувства. Восприятие окружающего – сложный процесс. И чем больше органов чувств принимают в этом участие, тем полнее будут представления, глубже – познание. Так появились детские рисунки, выполненные пальцем (цветы, следы, рябина, вишни, калина, бусинки, дождик), кулачками (следы), ручкой (паучок, птички), мятой бумагой, штапиками, по увлажненному листу бумаги, а также интересные рисунки, выполненные огнем, и «клякса-малякса»[2].

Эта деятельность приносит детям большую радость, удовольствие, поражает своей загадочностью, обаянием и неповторимостью. Такая работа с детьми доставляет большое удовольствие не только педагогу, а, прежде всего, воспитанникам, она приучает детей думать, решать, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Сочетание красок различных цветов учит видеть красоту, развивает творческое воображение, детей, их эстетический вкус. Дети становятся более активными, внимательными к окружающему миру.

Дети получают большое удовольствие, это вызывает хорошее настроение, что, в свою очередь, способствует активному усвоению умений и развитию творческих способностей. Ведь искусство обладает таким свойством, и (незаметно для нас самих) учит радоваться, любить, быть счастливыми, учит воспринимать и замечать прекрасное[3].

Итак, одно из центральных мест в работе с детьми должно занимать сенсорное развитие. Оно предусматривает ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы, величины, пространства. Но прежде всего, необходимо сформировать мотив деятельности, он обеспечивает принятие ребенком решения изобразить тот или иной предмет. Необходимое условие накопления информации о предмете будущего изображения – эмоциональное заинтересовано наблюдения ребенком этого предмета в реальной действительности.

Намерение воспитателя запланировать изображения на определенную тему будет иметь смысл только в том случае, когда с этим предметом, объектом или явлением ребенок хорошо знаком и проявляет к нему интерес.

Содержанием организованных наблюдений для детей выступает окружающая действительность, в которой можно выделить мир природы, предметный мир, мир людей[4].

Образы, представления и чувства, переживаемые детьми во время наблюдений, в нужный момент, при умелом руководстве педагога, воспроизводятся в сознании ребенка и выступают источником создания художественного образа. Желание создать образ ставит перед детьми новая задача – иметь изобразительные умения, знать изобразительные возможности материалов, техник, средств выразительности, которыми необходимо воспользоваться, чтобы достичь результата. Только при таком условии будут задействованы все психические процессы, согласованы стремления и возможности ребенка получить выразительный образ, который удовлетворил бы как самого ребенка, так и окружающих ее сверстников и взрослых[5].

Установлено, что ребенок приобретает способность воспринимать не только цвет, форму, строение, красоту окружающей среды, любоваться, восхищаться красивыми предметами и объектами, но и воспринимать художественный образ в произведениях искусства[6].

Недостаточный опыт и незначительные возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно узнать сложную сферу культуры. Для этого нужен взрослый, который сможет помочь малышам проникнуться характером и настроением произведения искусства и привлечь их к способам восприятия художественного образа. Рассматривая иллюстрацию, картину, скульптуру, произведение народного декоративно-прикладного искусства, ребенок будто чувствует свою причастность к миру художественных образов, проникается настроением произведения, выражает свое отношение к увиденному. В этот момент малыш через анализ художественного произведения усваивает доступную ему информацию о возможности использования цвета, формы, композиции, различных техник как средства выразительности.

Привлечение ребенка к творческому поиску в изобразительной деятельности через знакомство с искусством является средством развития творческих способностей ребенка, повышения качества изобразительной деятельности.

Педагогам целесообразно осуществлять художественное развитие детей, проводя их через пять этапов, предшествующих собственно изобразительной деятельности, и в процессе которых осуществляется «оживление», «очеловечивание», «одушевление» предмета, объекта или явления окружающей действительности[7].

I этап – увидеть предмет в реальной действительности.

II этап – принять образ в произведениях изобразительного искусства.

III этап – услышать о предмете изображения в художественной литературе, музыке.

IV этап – обыграть образ.

V этап – создать образ в изобразительной деятельности.

На пятом этапе ребенок привлекается к творческому процессу, протекающему в определенной последовательности: возникновение замысла, его реализация, получение результата.

Возникновение замысла обуславливается желанием ребенка создать образ, осознанием выбора средств и способов, которыми он будет создаваться. Реализация замысла происходит согласно определенному плану. При создании того или иного образа ребенок руководствуется своими ощущениями, памятью, образным мышлением, умениями и навыками работы с различными инструментами и изобразительными материалами, предусматривает применение изобразительных, технических и композиционных умений. Предыдущая работа с детьми в основном исключает необходимость непосредственного показа способа и последовательности изображения, снимает волнения об ограничении творческих проявлений каждого ребенка. При необходимости воспитатель может предложить ребенку еще раз рассмотреть реальный предмет или его изображение, обратиться к пооперационным карточкам, чтобы вспомнить его важнейшие отличительные признаки; помочь создать в воображении графический или пластический образ; вспомнить способы работы с инструментом и материалом и тому подобное[8].

Ситуации, требующие показа, определяются, как правило, новизной и сложностью задачи; уровнем обучаемости и художественного развития детей; типом занятия: новый материал, закрепление или творческое занятие; индивидуальными особенностями ребенка. Получение результата предусматривает создание образа по замыслу, разработанному плану, а также овладение навыками оценки своей работы и работ ровесников, предусматривает формирование способности сопереживания, желание улучшить свою работу[9].

Основанием для такого подхода к организации изобразительной деятельности в детском саду является то, что эта деятельность требует включения комплекса психических процессов и качеств, наличия предварительного опыта, знаний, умений, навыков, волевых усилий, позволяет ребенку активно ими оперировать, удерживать внимание на определенной цели и достигать результата[10].

Проведение детей через все содержательные линии познания окружающего мира, развитие эстетического восприятия, творческого воображения, ассоциативного мышления, эмоционально-образной, словесной и других видов памяти, образного языка, познавательно-поисковых, изобразительных и художественных способностей, является средством компенсации отсутствующего в творческом процессе детей этапа обдумывания замысла.

Особенности коллективного рисования детей старшего дошкольного возраста

Интересной и продуктивной формой организации работы является совместная деятельность. В ней каждый ребенок индивидуально выполняет свою порученную конкретную часть в работе по совместному решению задачи. Поэтому каждая индивидуальная работа становится частью коллективной композиции. В конце оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника в частности.

Выделим «плюсы» совместной работы:

1. Выполняя свою часть работы, ребенок учится понимать: чем лучше он ее выполнит, тем лучшим будет коллективный результат.

2. Ребенок (в пределах общей темы) имеет возможность проявить свои творческие способности, раскрыться с той стороны, где он наиболее уверенно себя чувствует.

3. Педагог может привлечь к коллективной творческой деятельности достаточно большую группу детей, которые не имеют опыта совместной работы. 4. Эту форму работы можно начинать вводить уже в раннем возрасте.

5. Количество рисунков, выполненных ребенком, не ограничивают, поэтому он имеет возможность совершенствовать свои навыки: исправлять ошибки, создавать несколько вариантов изображений.

6. Коллективная работа может стать наглядным пособием при ознакомлении детей с основами перспективы, композиции или просто быть прекрасным украшением помещения детского сада.

Создавать одну большую композицию дети могут несколькими подгруппами, что побуждает их к самостоятельным творческих проявлениям. В частности, такая возможность предоставляется малышам при выполнении творческих заданий по теме, которую они сами выбрали[11].

Заинтересованность детей во время коллективной изобразительной деятельности значительно возрастает, если результат имеет общественную ценность, когда дети вместе создаются большое панно, плакаты к праздникам (Нового года, 8 Марта, Рождества, праздника Осени), украшают ими входные двери своей групповой комнаты, тем самым приветствуя каждого, кто заходит в группу. А еще они изготавливают декорации и маски. Родители, работники детского сада помогают малышам почувствовать, что их творчество радует не только их самих, но и окружающих людей[12].

Выводы

Творческая одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не дается ему в готовом виде от природы. Неординарный подход к выявлению творческих способностей у детей дошкольного возраста и создание соответствующих условий для их развития – одна из приоритетных задач педагогов дошкольной отрасли и является залогом успеха в формировании творчески направленной личности дошкольника. Благодаря изобразительной деятельности, которая направлена на выявление особенностей художественно-творческих проявлений детей дошкольного возраста, происходит развитие творческих проявлений и эмоционально-положительного отношения детей к изобразительному искусству, к окружающему, усвоения детьми художественных техник рисования.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувство, ум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, переживая чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить волшебный миг», отразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо заставлять, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания и чувство удовлетворения от проделанной работы, значительную роль также играет эстетическое удовольствие от творчества и созданного своими руками произведения искусства. Ребенок получает удовольствие не только от результата созидания, а главное – от самого процесса, умеет применять накопленный опыт в играх, праздниках, повседневной жизни. Дошкольникам нужно научиться видеть красоту, чувствовать ее, реагировать на красивое эмоциями и чувствами: удивляться, восхищаться и любоваться. Следует бережно вести ребенка путем овладения культурой созерцания и общения, взаимоотношений с природой, человеком, искусством, рукотворной красотой.

Результат коллективного труда значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из ее участников. В совместной деятельности действует своя «арифметика»: два плюс два не всегда равно четыре, а может быть и пять, и шесть. Поэтому коллективная работа выходит более содержательной, привлекательной, выразительной, эмоциональной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. Поэтому нужно дарить детям радость совместного творчества и получать ее же.

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством совместного рисования

2.1. Характеристика констатирующего эксперимента

Исследование навыков совместной работы и самостоятельности дошкольников осуществлялось с помощью специальной подборки диагностических методов: индивидуальных бесед с детьми, экспериментальных игровых задач, наблюдений за самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе самостоятельной художественной деятельности, анализа продуктов изобразительной деятельности.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, то есть использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

В эксперименте участвовали 2 группы. Это дети старшей группы. На занятиях рисованию проводилось исследование творческого развития детей. Подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Таблица 1

Диагностическая карта методов

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Контрольная группа

1. Юлия К.

-

-

-

2. Иван Л.

-

-

-

3. Кристина М.

-

+

-

4. Дмитрий С.

-

-

-

5. Сергей Л.

-

+

+

б. Ирина П.

-

-

-

7. Виталий Г.

-

+

-

Экспериментальная группа

8. Ольга С.

-

-

-

9. Слава К.

-

-

-

10. Илья Ф.

-

-

-

11. Даниил М.

-

-

-

12. Алена С.

+

-

-

13. Дмитрий П.

-

-

-

14. Вадик К.

-

+

-

В контрольной группе обнаружено 4 оригинальных рисунка. В экспериментальной группе - 2 оригинальных рисунка.

Таблица 2

Перечень изображенных детьми объектов

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Юлия К.

2. Иван Л.

3. Кристина М.

4. Дмитрий С.

5. Сергей Л.

6. Ирина П.

7. Виталий Г.

8. Ольга С.

9. Слава К.

10. Илья Ф.

колесо

колобок

подсолнух

будильник

Шарик

будильник

Мяч

солнце

Шар

гриб

портфель
телевизор
подъемный кран,
телевизор
машина лег.
дом
телевизор
змей
дом
окно

дом

елка

косынка

человек

колокольчик

конверт

пилотка

елка

пирамидка

дом

11. Даниил М.

12. Алена С.

13. Дмитрий П.

14. Вадик К.

ромашка

человек

солнце

Яблоко

часы
дом
телевизор
телевизор на тумб.

человек

елка

дом

елка

Вывод: представленные результаты показали, что оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы: круг – солнце, шарик; квадрат – телевизор, портфель, дом; треугольник – елка, дом, человек.

Рисунок 1. Соотношение контрольной и экспериментальной группы

В результате констатирующего эксперимента было установлено, что большинство детей экспериментальной группы находятся на низком уровне самостоятельности, что составляет 51%, на среднем уровне самостоятельности – 31 ребенок, соответствует 34%. 11 детей (12%) обнаружили оптимальный уровень самостоятельности. Самостоятельность, связанную со способностью детей ориентироваться в нестандартных условиях деятельности, выявлены только в 3-х испытуемых (3%). И 43 дошкольника контрольной группы находится на низком уровне самостоятельности, что составляет 49%; на среднем равно самостийности – 31 ребенок, соответствует 35%. Оптимальный уровень выявлен в 11 детей (13%). На высоком уровне находится 3 ребенка (3%).

Полученные результаты констатирующего этапа исследования дали возможность описать следующие уровни самостоятельности дошкольников.

Низкий уровень (первый): выражается в беспорядочности постановке цели, планировании действий, отсутствие мотивации. Дети нуждаются в помощи взрослого при организации рабочего места, подборе материала, при выполнении аппликационных действий. Логическая последовательность действий низкая. Слабо сформированы ручные навыки и умения. Ребенок не замечает своих ошибок, не в силах критически оценить результаты изобразительной деятельности, но не связывает их со своими неправильными действиями. Деятельность носить чисто репродуктивный характер и происходит под непосредственным руководством взрослого.

Средний уровень (второй) – ребенок этого занят осознанием цели, но не может ее мотивировать. Планирования деятельности осуществляет при подсказке взрослого. Навыки и умения средние. При выполнении задания обращается за помощью к взрослому, для того чтобы утвердиться в правильности способов выполнения аппликационных идей. Есть способность осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать корректировать результаты только с помощью взрослого. Иногда пытается внести в работу дополнения, изменения. Общий характер деятельности репродуктивный.

Оптимальный уровень (третий) – ребенок осознает цель и достигает ее в процессе выполнения действий, способна мотивировать деятельность, самостоятельно осуществлять планирование. Организует рабочее место без помощи взрослого. Подбирает рациональный материал и инструменты для своих целей. Художественные навыки соответствуют возрастной норме, что позволяет самостоятельно рисовать.

Высокий уровень (четвертый) – ребенок самостоятелен в постановке и реализации целей, направлен на результат. Тщательно планирует свою деятельность. Сам организует свое рабочее место, подготавливая весь необходимый материал и инструменты.

2.2. Характеристика формирующего эксперимента

Следующий этап экспериментальной работы – развивающий. Согласно трем категориям детей на основе выделенных компонентов самостоятельности, выявленных в результате проведения диагностического среза констатирующего этапа эксперимента (недостаточный и низкий уровень), были спроектированы три маршрута сопровождения развития у детей 5–6 лет самостоятельности с помощью коллективного рисования.

Развивающая работа способствовала обучению дошкольников навыкам, которые необходимы для выполнения аппликации в соответствии со стандартами дошкольного образования.

Первый маршрут адресован детям с низким уровнем мотивационно-целевого компонента. Поскольку дети отличались отсутствием или поверхностными навыками и мотивацией к аппликационной деятельности, были разработаны такие задания, которые были эмоционально значимыми и интересными для детей. При поиске такой мотивации мы опирались на основные потребности, присущие детям старшего дошкольного возраста: потребность быть защитником, старшим другом. Поэтому при разработке игровых упражнений, прежде всего, опирались на мотив помощи, хорошо развитом в этом возрасте.

Второй маршрут предназначался детям, которые недостаточно владели необходимыми аппликационными навыками, не могли планировать действия, самостоятельно организовывать своё рабочие место, подбирать необходимое оборудование. Для дошкольников, недостаточно владеющими аппликационными умениями и навыками, с низким изобразительным умением, был разработан комплекс специальных заданий. Он предусматривал постепенное овладение исследуемыми определенными навыками рисования, необходимыми в процессе выполнения однородных упражнений, направленных на формирование сенсорного и практического опыта.

Третий маршрут нацелен на формирование процессуально-регулятивного оценочного компонента. Указанные компоненты базируются на основе действий сопоставления, сравнения, обобщения, выводов, которые позволяют выполнять самоконтроль и итоговый контроль. Перечисленные действия связаны с аналитической деятельностью, которая только начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, поэтому развитие процессуально-регулятивного и оценочного компонентов объединены в одной программе.

Первое, что нужно понимать при экспериментальном изучении – это не вмешиваться в творчество детей. Они должны сами проявить свои творческие способности, показать и выразить свой творческий потенциал. Конечно, воспитатель должен направить и дать возможности для этого. В первую очередь воспитатель должен помочь пользоваться ребёнку вспомогательными элементами. Это - использования пособий для рисования, раскраски, различные пособия, где предлагается ребёнку докрасить или дорисовать рисунок. Такие вспомогательные элементы дают возможности ребёнку развить свою моторику рук и расширить восприятие в созерцании окружающего мира. В таком аспекте более полезны пособия, которые дают возможности дорисовать рисунок, так как раскраски позволяют развить только мелкую моторику.

Немаловажно также показать ребёнку эстетические эталоны. Эталонами могут являться книги с картинками известных детских художников. Под высоким качеством понимается яркие картинки, так как они оставляют яркие образы в голове ребёнка, оставляют у него эмоциональные впечатления.

Немаловажно для воспитателя показать на собственном примере, как нужно рисовать. Имеется в виду, что воспитатель покажет простейшие приёмы рисования, например, нарисовать солнышко, облачко, домик и тем самым направить мысль ребёнка. Нужно показать различные приёмы рисования, тычками, мазками, способы рисования карандашом, кисточкой, рисование гуашью и акварелью. Показать детям, как смешивать краски на палитре и так далее.

Конечно, на занятиях по рисованию ребёнок должен, обеспечен кисточками, красками и карандашами, бумагой. Желательно ребёнку предоставить бумагу больших форматов, так как на маленьком формате есть меньше возможностей для творчества.

Немаловажно также сделать прогулку на улицу в палисадник детского сада, где ребёнок впитает в себя образы природы, окружающего мира.

Нами были проведены занятия по формирования у детей развития самостоятельности и навыков общения через рисунок. Причиной этому являлось то, что в констатирующем эксперименте было выявлено, что дети имеют не высокий уровень самостоятельности.

Первое задание было простое. Детям было предложено взять лист бумаги и заполнить его тремя красками на их выбор. Далее мной было дано задание ребёнку сказать, на что похож рисунок и дать ему соответствующее название. Некоторые дети дали несколько названий для рисунка, а некоторые не смогли назвать рисунок вовсе.

Как показывает наш опыт, данное упражнение способствует у ребёнка развитию творческого воображения, творческого восприятия мира и самостоятельности при изобразительной деятельности.

Не все дети смогли справиться с таким задание. В основном это были дети из неблагополучных семей, где родители проводят много время на работе и много работают на неоплачиваемой работе и у них не хватает времени для воспитания своих детей. Также в эту категорию попали дети из неполных семей, где ребёнок воспитывается только матерью.

Таблица 3

Результаты эксперимента с тремя красками

Ф. И. ребенка

Названия картин

Количество названий

Экспериментальная группа

1. Ольга С.

Канавы, пасмурный день

2

2. Слава К.

Луна, ночь, ракета в небе

3

3. Илья Ф.

Самолет в небе

1

4. Даниил М.

Парк, листопад, осень

3

5. Алена С.

Поле цветов

1

6. Дмитрий П.

Трактор в поле

1

7. Вадик К.

Лес, занавес, овраг, закат

4

8. Виталий Г.

0

9. Ирина П.

0

Всего:

29

1 человек - 4 названия (7%); 3 человека - по 3 названия (20%); 5 человек - по 2 названия (33%); 6 человек - по 1 названию (40%); 2 человека по 0 названий.

Тест Роршаха развивает у детей самостоятельность при изобразительной деятельности, творческое воображение, будоражит воображение и заставляет творчески думать, то есть работать с образами.

Детям даётся 10 карточек с чернильными кляксами. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Надо заметить, что данный эксперимент вызвал оживление и интерес у всех без исключении детей экспериментальной группы. Они дружно спорили и показывали мне, на что похожи эти кляксы, изображали их.

Таблица 4

Эксперимент с табличками с кляксами

Ф. И. ребенка

Количество названий

1. Оля С.

Заяц, медведь

2

2. Слава К.

Филин, лягушка

2

3. Илюша Ф.

Куст

1

4. Данил М.

Факел

1

5. Алена С.

Ракета, голубь

2

6. Дима П.

Паук

1

7. Вадик К.

Павлин

1

Всего

10

Из данного эксперимента можно сделать вывод, что он способствовал развитию самостоятельности у детей в рисовании, способствовал развития образного мышления и также навыков межличностной коммуникации.

Некоторые дети решили нарисовать образы, которые они увидели в кляксах (Приложение 1).

Детям понравился данный эксперимент, и мы провели с ними его дважды, что позволило как закрепить результат, так и продвинутся дальше в
развитии самостоятельности через рисунок у детей старшей дошкольной
группы.

Далее был проделан ещё один эксперимент. Даны были задания детям нарисовать доброго и злого волшебника. Детям был прочитан отрывок из книги Л. Ф. Баум «Страна Оз». Была прочитана та часть, где рассказывается о добром и злом волшебнике.

Были оценены рисунки детей по шкале - высокий - средний - низкий уровень развития самостоятельности при рисовании рисунка, творческого воображения.

Таблица 5

Уровни развития

Уровни

Количество детей

%

Высокий

4

27%

Средний

9

60%

Низкий

2

13%

Как видно из рисунков (Приложение 2), дети показали высокий уровень самостоятельности при рисовании волшебников. На это повлияло в первую очередь предварительная подготовка детей посредством тестов в формирующем эксперименте, грамотно подобранный материал и методики.

Дети шумно делились своими рисунками с другими, подрисовали свои рисунки после рассматривания рисунков других детей. Как уже выше отмечалось, рисование помогло не только развить воображение у детей, но и способности межличностного общения, развитию самостоятельности у детей при изобразительной деятельности.

Были достигнуты следующие задачи: развитие творческих способностей детей; научиться ритмично, рисовать панно, сочетать цвета; развить воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; развить художественный вкус, чувство композиции; воспитать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца.

После проделанной работы была оформлена выставка работ, сделанных детьми для показа своим родителям. Дети выставили свои рисунки и подписали их. В данном задании оценивалось, как дети смогли организоваться, довести дело до конца, аккуратность. Как и следовало ожидать, более аккуратными детьми оказались девочки. Они боле аккуратно развесили свои работы, закрепили их кнопками на стене.

Был проведён конкурс на самый красивый рисунок. Были выданы призы всем детям.

Можно сделать вывод, что ребёнок учится постепенно и поэтапно как технике рисования, так и самостоятельности при изобразительной деятельности. Грамотно составленная методика способствует развитию у ребёнка творческого воображения. Главное здесь внимание и вовлечённость ребёнка в творческий процесс, перенос своих образов на бумагу посредством карандаша или краски.

2.3. Итоговая диагностика и сравнительный анализ результатов

Цель: по результатам проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития у детей 5-6 лет самостоятельности и навыков общения в совместной изобразительной деятельности.

Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры. Проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его содержание, смешивание красок, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

– что нарисовано на рисунке;

– какими цветами можно еще изобразить нарисованное;

– что он хотел показать на рисунке.

Таблица 6

Результаты контрольного эксперимента

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Контрольная группа

1. Юлия К.

_

1. Иван Л.

_

2. Кристина М.

-

+

-

3. Дмитрий С..

-

-

-

4. Сергей Л.

-

+

+

5. Ирина П.

-

-

-

6. Виталий Г.

-

+

-

Экспериментальная группа

7. Ольга С.

+

-

+

8. Слава К.

+

9. Илья Ф.

+

+

10. Даниил М.

-

+

-

11. Алена С.

+

-

+

12. Дмитрий П.

-

+

-

13. Вадик К.

-

+

+

Таблица 7

Протокол диагностического задания

Ф. и. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Юлия К.

Утенок

Книга

Ваза с цветами

2. Иван Л.

Новог. игрушка

Портфель

Треугольник

3. Кристина М.

Самовар

Окно

Гиря

4. Дмитрий С.

Бабушка

Скворечник

Гриб

5. Сергей Л.

Часы

Сумка

Зонт

6. Ирина П.

Петух

Кастрюля

Колпак

7. Виталий Г.

Царевна

Торт

Флажок

8. Ольга С.

Снеговик

Телевизор

Стрела

9. Слава К.

Аквариум

Картина

Компас

10. Илья Ф.

Чайник

Клетка с попуг.

Ракета

11. Даниил М.

Ежик

Робот

Карандаш

12. Алена С.

Барабан

Машина

Пчела

13. Дмитрий П.

Цветок

Стол с вазой

Конфета

14. Вадик К.

Телефон

Дом

Дом

Рисунок 2. Результаты контрольного среза

В системе количественной оценки НВК учитывается формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображения, представленные в рисунке, а также фантазия, используемые цвета в рисунке.

Выводы

Исследование навыков совместной работы и самостоятельности дошкольников осуществлялось с помощью специальной подборки диагностических методов: индивидуальных бесед с детьми, экспериментальных игровых задач, наблюдений за самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе самостоятельной художественной деятельности, анализа продуктов изобразительной деятельности.

В эксперименте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста. На занятиях рисованию проводилось исследование творческого развития детей. Подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Представленные результаты показали, что оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы: круг – солнце, шарик; квадрат – телевизор, портфель, дом; треугольник – елка, дом, человек.

Следующий этап экспериментальной работы – развивающий. Нами были проведены занятия по формирования у детей развития самостоятельности и навыков общения через рисунок.

Детям предложили дорисовать геометрические фигуры. Проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений.

В связи с этим необходимо сказать, что разработанная программа оказалось целесообразной и эффективной. Таким образом, была достигнута цель нашего исследования, а также подтвердилась выдвинутая гипотеза.

Заключение

Творческая одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не дается ему в готовом виде от природы. Неординарный подход к выявлению творческих способностей у детей дошкольного возраста и создание соответствующих условий для их развития – одна из приоритетных задач педагогов дошкольной отрасли и является залогом успеха в формировании творчески направленной личности дошкольника. Благодаря изобразительной деятельности, которая направлена на выявление особенностей художественно-творческих проявлений детей дошкольного возраста, происходит развитие творческих проявлений и эмоционально-положительного отношения детей к изобразительному искусству, к окружающему, усвоения детьми художественных техник рисования.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувство, ум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, переживая чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить волшебный миг», отразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо заставлять, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания и чувство удовлетворения от проделанной работы, значительную роль также играет эстетическое удовольствие от творчества и созданного своими руками произведения искусства. Ребенок получает удовольствие не только от результата созидания, а главное – от самого процесса, умеет применять накопленный опыт в играх, праздниках, повседневной жизни. Дошкольникам нужно научиться видеть красоту, чувствовать ее, реагировать на красивое эмоциями и чувствами: удивляться, восхищаться и любоваться. Следует бережно вести ребенка путем овладения культурой созерцания и общения, взаимоотношений с природой, человеком, искусством, рукотворной красотой.

Результат коллективного труда значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из ее участников. В совместной деятельности действует своя «арифметика»: два плюс два не всегда равно четыре, а может быть и пять, и шесть. Поэтому коллективная работа выходит более содержательной, привлекательной, выразительной, эмоциональной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. Поэтому нужно дарить детям радость совместного творчества и получать ее же.

Исследование навыков совместной работы и самостоятельности дошкольников осуществлялось с помощью специальной подборки диагностических методов: индивидуальных бесед с детьми, экспериментальных игровых задач, наблюдений за самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе самостоятельной художественной деятельности, анализа продуктов изобразительной деятельности.

В эксперименте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста. На занятиях рисованию проводилось исследование творческого развития детей. Подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Представленные результаты показали, что оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы: круг – солнце, шарик; квадрат – телевизор, портфель, дом; треугольник – елка, дом, человек.

Следующий этап экспериментальной работы – развивающий. Нами были проведены занятия по формирования у детей развития самостоятельности и навыков общения через рисунок.

Детям предложили дорисовать геометрические фигуры. Проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений.

В связи с этим необходимо сказать, что разработанная программа оказалось целесообразной и эффективной. Таким образом, была достигнута цель нашего исследования, а также подтвердилась выдвинутая гипотеза.

Список литературы

  1. Афанасьева М. А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // В сборнике: Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 73-80.
  2. Барабанщикова Т. Н. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию // В сборнике: Научные исследования современных ученых XXV Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 321-330.
  3. Веретенникова Н. Ю. Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе комментированного рисования // В сборнике: Проблеме школьного и дошкольного образования Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений» (с международным участием). ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко. 2016. С. 206-210.
  4. Коваль Н. А., Калинина Е. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р. Державина, 2012.
  5. Лупандина Е. Л, Бондарева О. Н. Сюжетное рисование в дошкольной образовательной организации // Электронные методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций и студентов профиля «Дошкольное образование» / Министерство образования и науки, Оренбургский государственный педагогический университет; Институт дошкольного и начального образования, кафедра художественно-эстетического воспитания. Оренбург, 2018. – С. 13-20.
  6. Максимова И. В., Лебская Е. М. Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию // В сборнике: Теория и практика образования е современном мире. Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 61.
  7. Основы семейного воспитания / под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Академия, 2013.
  8. Погосян К. Ю. Методические рекомендации по развитию эстетического отношения к окружающему у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // Наука и образование: тенденции и перспективы. 2015. № 1 (2). С. 23-30.
  9. Рабцевич Е. Л. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О. Н. Широкое [и др.]. 2017. С. 175-180.
  10. Сараева Г. В. Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы. Материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. 2017. С. 321-330.
  11. Силина Л. С. Увлекательные способы рисования для детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2018. С. 231-240.
  12. Телегина И. С., Новикова Е. Л. Изучение сформированности изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов, ответственный редактор А. В. Коричко. 2016. С. 757-760.
  13. Фалеева Е. Р. Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании // Наука и школа. 2013. № 4. С. 122-130.
  14. Шамис В. A. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 45. С 286-290.

Приложение 1

Рисунки детей после эксперимента Роршаха

Приложение 2

Рисунки детей при финальном формирующем эксперименте

  1. Барабанщикова Т. Н. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию // В сборнике: Научные исследования современных ученых XXV Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 321.

  2. Максимова И. В., Лебская Е. М. Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию // В сборнике: Теория и практика образования е современном мире. Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 61.

  3. Сараева Г. В. Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы. Материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. 2017. С. 321.

  4. Телегина И. С., Новикова Е. Л. Изучение сформированности изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов, ответственный редактор А. В. Коричко. 2016. С. 757.

  5. Шамис В. A. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 45. С 286.

  6. Веретенникова Н. Ю. Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе комментированного рисования // В сборнике: Проблеме школьного и дошкольного образования Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений» (с международным участием). ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко. 2016. С. 206.

  7. Погосян К. Ю. Методические рекомендации по развитию эстетического отношения к окружающему у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // Наука и образование: тенденции и перспективы. 2015. № 1 (2). С. 23.

  8. Лупандина Е. Л, Бондарева О. Н. Сюжетное рисование в дошкольной образовательной организации // Электронные методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций и студентов профиля «Дошкольное образование» / Министерство образования и науки, Оренбургский государственный педагогический университет; Институт дошкольного и начального образования, кафедра художественно-эстетического воспитания. Оренбург, 2018. – С. 13.

  9. Рабцевич Е. Л. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О. Н. Широкое [и др.]. 2017. С. 175.

  10. Фалеева Е. Р. Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании // Наука и школа. 2013. № 4. С. 122.

  11. Афанасьева М. А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // В сборнике: Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 73.

  12. Силина Л. С. Увлекательные способы рисования для детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2018. С. 231.