Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основы развития творческого мышления

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век научно - технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека гибкости, лабильности, быстротой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Творческого мышления требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Недаром во многих развитых странах мира идут научные и практические поиски путей развития творческих способностей.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3 - 5%. Психологи так же признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склоны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей.

Оказывается, природа щедро наделила каждого человека возможностями развиваться. И каждый из нас может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное. Известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а кто - то считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, то есть генетически обусловлены. Но вот советские генетики Н.П. Дубин и Ю.Г. Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

А что показывает практика? Достаточно дать детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов, что бы сказать: одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие - нет; у одних уже замечен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами. Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличились друг от друга. Почему же не каждого взрослого человека мы можем назвать личностью творческой. Что же такое творческое мышление? Какие факторы способствует его проявлению? В нашей работе мы попытаемся найти ответ на эти вопросы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1.1 Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества

Еще античные философы Гераклит, Демокрит, Платон выдвигали весьма прогрессивные для того времени идеи, пытаясь найти ответ на вопрос: Что такое творческое мышление? Интересно, высказывание Платона, в чем-то предсказавшее идею З.Фройда, изложенное в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает, как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного(7).

Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоциативный подход получил широкое распространение в XVII - XVIII веках. Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности(15).

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления. Она признавала только "сознательное мышление", подчиняющееся ассоциативным законам.

Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-приверженцев ассоциативной психологии в исследовании психологии творческого мышления. Установленные ими законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. На основании этих законов был разработан, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, применяемый сейчас в эвристике в качестве приема активизации творческого мышления. (14)

Раздел "Психология мышления" впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам, представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена "Безобразного мышления", а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей - явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения(15). Сформулированное Вюрцбургской школой определение мышления как процесса решения проблем наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной психологии мышления, которую в определенном смысле можно рассматривать как историю разработки и применения в психологических исследованиях мышления различных вариантов метода проблемных ситуаций.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. Основатель психоанализа З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.(10) Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. (6)

1.2 Сущность понятия - творческое мышление

Одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во - первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во - вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В - третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны. В - четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества.

С чем связана активная роль бессознательного в процессах творчества? Свой ответ на этот вопрос предлагает теория крупного отечественного исследователя творческого мышления Я.А. Пономарева.

Наиболее тонкий момент в процессе мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из набора структур и схем знаний, хранящихся в долговременной памяти человека. В случае относительно простой задачи субъект обладает хорошо структурированными знаниями, которые позволяют ему достаточно легко создать адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговременной памяти превращает задачу в творческую. Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта): интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам: во - первых, он образует помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во - вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случаи научного творчества задача заключается в познании, в случаи искусства - в создании.

Многочисленные исследования позволили установить типичную последовательность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наиболее известное описание стадий предложено Уоллесом.

На первом этапе ученый предпринимает длительные и упорные попытки найти решение проблемы, как правило, без особого успеха. Затем следует пауза, период отдыха, после которого в голову может неожиданно прийти нужная идея. Таким образом, для того чтобы идея появилась, необходим определенный период «инкубации», когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее помимо его сознания происходит какая - то скрытая работа, проявляющая затем в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит решение проблемы.(4)

Психология является по преимуществу экспериментальной наукой: большинство ее теорий и моделей основано на фактах, добытых в лабораторных условиях. Однако далеко не все интересные психологические феномены на сегодняшний день можно смоделировать экспериментально. К таким феноменам относятся и многие аспекты творчества, которые в реальных условиях вытекают из всего контекста жизни человека, порой годами идущего к главному произведению или открытию своей жизни, в связи с этим большой интерес для психологии представляют свидетельства талантливых людей о процессах их творчества. Самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркивают значительную роль бессознательного. Эти свидетельства, однако, выявляют разную картину в сферах художественного и научного творчества.

Почти общим местом у поэтов оказывается утверждение, что творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью - то диктовку. Процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать, его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерождению человека, оно становится притягательным. Этап озарения, у ученых является мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тогда как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подготовительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения цели, то у художника он, по - видимому, неотличим от суеты повседневной жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подготовительной работы, которая не служит достижению цели, а лишь заготавливает материал. Следовательно, в ходе нашей деятельности складывается не только сознательный, но и особый интуитивный опыт, который включает в себя то, что не связано с целью действия и по этой причине не находится в поле нашего внимания. Те свойства предметов, которые не попадают в поле нашего внимания, не исчезают для нас совсем, но и не доступны нашему сознательному контролю. Интуитивный опыт, складывающийся вне сознательного желания субъекта, проявляется только в его действиях.

Теория Пономарева позволяет объяснить стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка - субъекта безрезультатно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созревания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен включается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмоционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логическую работу по реализации замысла. (9)

1.3 Отличительные особенности творческой личности

Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон(5) , который совместно с Ч.Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами (5).

Позже Гилфорд выделил 6 параметров креативности:

· Способность к обнаружению и постановки проблем;

· Способность к генерированию большого числа идей;

· Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

· Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

· Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· Способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.(5)

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.(11) Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

· не быть ограниченным, ослепленным привычками;

· не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

· не действовать механически;

· не занимать частичную позицию;

· не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

· не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности(8). Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

· способность идти на разумный риск;

· готовность преодолевать препятствия;

· толерантность к неопределенности;

· готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям(5):

· независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

· открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особый интерес, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.(17)

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я- концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.(10)

На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств)(5)

Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон говорит об этом так: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой» (17,стр.156)

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пуанкаре писал, что бессознательная работа "Возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа"(15, с. 207). Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из - за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем - то негативном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для появления творческого мышления. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравиться нам больше идей других людей. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предполагает своих конструктивных идей, поскольку опять - таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что так же негативно отражается на разработке оригинальных идей. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, обращая внимание на то, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем - то другим, то наряду с ее критикой необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления(9).

Условия, способствующие проявлению творческого мышления. Для проявления творческих способностей людей необходимо чувство успеха и ощущения правильности выполнения той или иной задачи. В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии определенного эмоционального возбуждения, причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Еще одно, очень важное условие проявления творчества, это необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Следующее условие состоит в том, чтобы научиться самостоятельно находить путь решения той или иной задачи, не прибегая к посторонней помощи. Степень проявления творческих способностей зависит так же не только от одаренности, но и от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

· интериоризированные личностью ценностные - ориентационные установки;

· самооценка;

· стабильность эмоционального состояния.

1.4 Ниже приведены некоторые методы активизации творческого мышления. Итак, в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть выбраны:

1. Базовые методы (три столпа активизации творчества).

2. Классические методы активизации творчества

3. Специальные и современные методы активизации творчества.

І. Три базовых метода или «три столпа» активизации творчества включают:

1. Классический мозговой штурм (Алекс Осборн)

2. Синектику (Уильям Гордон)

3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)

1.4.1 Классические методы активизации творчества (приемы творческого решения проблем) содержат такие методы как:

Метод каталога

Этот метод был предложен профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 20-х годах прошлого столетия. Суть его заключается в том, что варианты идей получаются путем выбора сочетаний случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога, книги или журнала. Полученные сочетания развивают, используя ассоциации.

Метод фокальных объектов


Этот метод впервые применил Ч. Вайтинг в Америке еще в 50-х годах прошлого века. Фокальный – значит «находящийся вне зоны нашего внимания». Такой метод особенно хорош для модернизации чего-либо, создания рекламы или слоганов. Он основан на переносе свойств с одного объекта на другой и дальнейшем ассоциативном развитии новых свойств уже имеющегося объекта.

Принудительные аналогии

Принудительная аналогия - полезный и забавный метод генерации идеи. Смысл метода в том, чтобы сравнить проблему с чем-либо, что имеет совсем немного или совсем ничего общего с проблемой. Образуйте вынужденные связи между тем, что вызывает вашу головную боль и чем-нибудь еще.

Метод эвристических вопросов.

Метод эвристических вопросов 
применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1—2, 1—3 и т. д. до 1—7; 2, 2—2, ..., 2—7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

суть метода сводится к последовательной постановке вопросов: Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему? и подробных ответов на них в рамках поставленной задачи.
сами вопросы могут немного видоизменяться (дополняться) в зависимости от ситуации
Другое известное названия метода - 5W1H, от английских слов-вопросов: What, When, Why, Who, Where and How.

Метод Киплинга

Модификации метода вопросов

Метод свободных ассоциаций: "Поток сознания". Метод аналогий и метафор. Метафорическое мышление

Метод свободных ассоциаций основан на бессознательных ассоциативных процессах, и позволяет генерировать идеи, которые потом отсеиваются и после их формулирования и доработки, могут быть использованы.

Управляемая визуализация.

Метод реверсирования.

Реверсивный метод – это означает «обратный» метод. Он отличается от привычного нам «прямого» метода тем, что при создании чего-либо мы подходим к делу с обратной стороны.
Простой пример: можно взять чертежи какого-либо аппарата, изготовить по ним детали, а затем собрать аппарат воедино. Это будет его изготовление по традиционному, прямому методу. 

А можно действовать и реверсивным путем – взять готовый аппарат, разобрать его, тщательно изучить, затем составить чертежи и в дальнейшем по ним делать точно такие же аппараты. Это и есть применение обратного, реверсивного метода.

Метод инверсии проблемы

Метод инверсии проблемы

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом.

пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы.

Метод интеллектуальных карт или «Майнд Мэппинг»

Майнд-мэппинг – это графическая техника в основе которой лежит использование природной склонности мозга мыслить ассоциативно, от "центра к периферии.

Латеральное мышление

Латеральное мышление - боковое / смещенное. Перенаправленное отн. традиционного.
Должно приводить к созданию чего-то нового из того что уже известно

Метод 6-ти мыслящих шляп 
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Модель веера, метод провокаций

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Направлена на выявление и разрешение противоречий, лежащих в глубине задачи, т.е. выявить первопричину и устранить её

1.4.2. Специальные и современные методы активизации творчества включают такие методики:

Метод прогрессивной абстракции

В основе метода лежит переход от частной задачи к общим глобальным вопросам, через которые можно найти абсолютно новые дедуктивные решения, расширить коммуникационную платформу.

Метод множественных переформулировок

На оценку людьми различных явлений, в особенности связанных с принятием решений, можно радикально повлиять при помощи переформулировки проблемы или вопроса.

Матрица рефрейминга

Матрица рефрейминга — один из инструментов развития творческого мышления, позволяющий активизировать процесс выдвижения новых идей путем рассмотрения сложившейся ситуации с различных точек зрения и соответственно изменения восприятия события или предмета. Тем самым значительно расширяется диапазон творческих решений.

Метод усиления различий

Метод различия называют методом нахожденияразличного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по мно гим свойствам.

Метод «Фокус групп»

Метод фокус-группы представляет собою обобщение фокусированного интервью

Метод анализа силового поля

Анализ силового поля — это метод управления, применяемый для диагностирования ситуаций. В любой ситуации есть как движущие, так и сдерживающие силы. Движущие силы — это те, что толкают процесс в определенном направлении. Их примерами могут служить воздействие руководства, материальное поощрение и конкуренция. Движущим силам противодействуют сдерживающие. Примерами сил, которые мешают переменам, могут служить апатия и враждебность. Такой анализ позволяет определить, действие каких движущих сил следует усилить и действие каких сдерживающих сил необходимо ослабить или вовсе исключить.

Моделирование.

Метод распускающегося лотоса.

Метод распускающегося лотоса
Этот метод помогает организовать идеи, выстраивая их вокруг одного предмета.

Восемь правил решения проблем.

Восемь правил решения проблем. это ”методика восьми дисциплин”, созданная для разрешения проблем, связанных с недостаточным уровнем качества в производственном процессе, методологическим и аналитическим путем. Это средство для определения коренных причин несоответствий, разработки и внедрения корректирующих действий.

Творческая стратегия Диснея.

Принципы креативной стратегии Уолта Диснея 
Основополагающим принципом креативной стратегии Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления (можно даже сказать – позиций восприятия) – это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». Дело в том, что у обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга. 

Метод «Случайных стимулов».

Случайный стимул — широко известная техника генерации идей, суть которой в построении связей между заданной темой и произвольным объектом

«Супергерой» или метод Наполеона. Метод «Точки зрения других».

Метод "Наполеона" используется для поиска новых идей перевоплощения и изменения исходной точки зрения. Перевоплощаться можно в заказчика или поставщика.

«Игровое восприятие» и др. методы.

1.4.3 Особого внимания заслуживают такие три фундаментальных метода, как «Мозговой штурм», «Синектика» и «Морфологический анализ», основные принципы, цели, техники и процедуры которых и легли в основу создания многочисленных и разнообразных современных методов активизации творчества.

1. Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников.

Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:

1. Количество порождает качество.

2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами:

а. Запрещается всякая критика

б. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи

в. Количество идей важнее качества

г. Идеи комбинируются и улучшаются.

В настоящее время существует большое количество вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах.

С целью максимального охвата всех существующих вариаций метода можно условно объединить их в три большие группы:

а) вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма;

б) вариации, подчеркивающие групповой характер генерации идей;

в). вариации построены на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.

Среди основных преимущества мозгового штурма можно выделить:

1. Организационные.

а) простота овладения и использования. Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов, а его правила легко понять, освоить и использовать;

б) незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»;

в) возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов.

2. Содержательные.

а). наличие правил и структурированной процедуры способствует его высокой эффективности;

б). множество идей может быть создано в короткое время, причем каждая новая идея может порождать другие идеи;

в) преодолевается лень, рутинное мышление, рационализм, внутренние и внешние барьеры, стереотипы и инертность мышления. Происходит выход за пределы стандартного мышления;

г) чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются;

д) метод стимулирует творческое мышление, активизирует интуицию и воображение;

е) мозговой штурм развивает творческие способности и творческое мышление членов группы;

и) универсальность метода создает возможность его комбинирования с другими методами.

3). Командные.

а). создает дух сотрудничества и предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения каждого участника;

б) активизируется работа всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждения;

в) интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект

г) он является демократическим, в котором каждый участник равноправен и каждая идея принимается;

д) уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима;

е) доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение;

ж) генерирование идей происходит в условиях и комфортной творческой атмосферы;

з) метод приводит к совершенствованию социально-психологических внутригрупповых процессов.

2. Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».

Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах.

Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.

В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.

При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:

1. Неоперационные механизмы,

которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.

2. Операционные механизмы

включают такие сознательно применяемые приемы как:

1. Прямая аналогия;

2. Личная аналогия (эмпатия);

3. Символическая аналогия.

4.Фантастическая аналогия.

Среди преимуществ синектики можно выделить следующие:

а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений;

б) метод позволяет отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;

в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;

г) синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.

3. Третьим китом активизации творчества является морфологический анализ или метод многомерных матриц, предложенный в 1942 году Ф. Цвики.

Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений, процессов и явлений. Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций.

Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.

Систематическое комбинирование различных альтернатив позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались.

Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.

Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.

Сегодня разработано ряд таких эффективных методов как:

Списки атрибутов.

Метод ассоциаций атрибутов

Система SCIMITAR.

Метод детализации компонентов.

Модификационная матрица последовательности действий. «Морфологические принудительные связи».

Преимущества морфологического анализа состоят в следующем:

а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы;

б) метод позволяет находить новые, неожиданные и оригинальные идеи;

в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений;

г) простота формы и эффективность метода;

д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.

активизация творчество мозговой штурм синектика

ВЫВОД

Творческое мышление в настоящее время становится основным источником, движущей силы, и необходимость в неординарном мышлении и проблема активизации творческого потенциала обретают высокую значимость и актуальность.

Большое разнообразие и разноплановость существующих методов активизации творчества и их модификаций требуют их упорядочивания, структуризации и различных форм классификации.

При этом стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий предполагает использование нескольких с конституирующих оснований, включающих временные, процедурные и организационные факторы. Общими преимуществами фундаментальных методов активизации творчества является их направленность на преодоление лени, рутинного мышления, внутренних и внешних барьеров, стереотипов и инертности мышления.

Они стимулируют творческое мышление, активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление.

Общие недостатки методов состоят в том, что их эффективность зависит от опыта, способностей, высокого мастерства и личности ведущего.

Методы не содержат надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные решения.

Сегодня существует необходимость разработки более целостных методов творческого видения, которые бы включали наиболее эффективные существующие методы в качестве своих компонентов и этапов.

Сейчас же все эти методики, дают возможность активизировать творческое мышление только для решения конкретной задачи, или на короткий период времени, активизация же и развитие творческого мышления, в повседневной жизни возможно только при постоянной и систематичной тренировке .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 173 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 182 - 195.

3. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 210 - 231.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

5. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

6. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 1986 - 124. с.: ил.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества. - 3 - е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990. - 160 с.: ил.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 1976. - 302 с.

12. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 1999. - 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

14. Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 1996. - 192 с., ил.

15. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 1984. - 270 с.

16. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234-248.