Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное общество столкнулось с острой проблемой нравственного воспитания детей, методы, используемые ранее, становятся менее эффективными, а подрастающему поколению все сложнее привить нравственно-духовные ценности. На сегодняшний день дети получают огромный пласт информации из СМИ, интернета, школ, кино и детских садов, которые, к сожалению, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой нравственно-этического воспитания детей всех возрастов.

В старшем дошкольном возрасте для ребенка особенно важно нравственное воспитание, так как именно в этот период дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных требований и норм, которые являются наиболее важной стороной процесса формирования личности и характера ребенка. Именно эти нормы в будущем станут мерилом поступков ребенка и той базой, благодаря которой он сможет правильно понимать и оценивать эмоции и чувства окружающих людей.

Понимание сути таких понятий, как справедливость, любовь, дружба, сострадание и доброта не только является значительным уровнем эмоционального развития, но и помогает ребенку спокойнее переживать стрессовые ситуации и не поддаваться негативному влиянию извне. В результате такого нравственно-этического воспитания дошкольников дети начинают вести себя правильно не для одобрения со стороны взрослых, а считают соблюдение норм поведения важной составляющей отношений между людьми.

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка. При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так можно», «так нельзя».

Нравственное формирование личности ребенка требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;
  • четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
  • создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника. С этой позиции мы и будем рассматривать общение как средство нравственного воспитания.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали.

Цель исследования  - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения общения и бесед как средства формирования нравственно-этических качеств у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования являются процесс формирования нравственно-этических качеств у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования -  процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством бесед.

Гипотеза исследования – уровень сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если организация данного процесса осуществлять при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет организовано целенаправленное и содержательное общение детей;

2)использованы беседы на занятиях по освоению норм этикета;

3)осуществление контроля за процессом детского поведения со стороны взрослых.

Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;

2) подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

3) провести исследование по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников;

4) провести цикл занятий с применением бесед, направленных на формирование нравственных качеств дошкольников;

5) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

Методы исследования - анкетирование, интервьюирование, диагностика, наблюдение, анализа и изучения литературы.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.

Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения «Волошка». В исследовании принимали участие 20 детей, 10 детей экспериментальная группа, 10 контрольная группа.

1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

2. На втором этапе была организована работа по формированию нравственных качеств посредством бесед.

3.На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, проведен контрольный эксперимент, проанализированы результаты исследования и дано обоснование выдвинутой гипотезы.

Теоретическая значимость исследования. Подобрана и проанализирована педагогическая литература по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования. Проведено исследование по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников; проведен цикл занятий с применением бесед, направленных на формирование нравственных качеств дошкольников.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1 Понятие нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственное воспитание включено в следующие задачи:

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. [ Архангельский, 2014]

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий.

Нравственное воспитание человека в совокупности с его эмоциональной сферой и поведением являет собой достаточно сложное явление. Оно состоит из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и преобразуются, интерпретируются в нравственные понятия. Однако ядром человеческой нравственности, является нравственное чувство, сопереживание, толерантность. Важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека является дошкольный возраст. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [Белешева, 2015].

В русской педагогике всегда ценились такие качества, как сострадание, жалость, а нравственное возрождение общества виделось через веру в любовь, милосердие, понимание. Так же необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека ученые считают дошкольный возраст. Большинство педагогов строили свои концепции воспитания на принципах нравственности и гуманизма, на особом отношение к человеку, развивали культуру любви и милосердия и видели в таком воспитании великую силу совершенствования личности.

В развитие этой проблемы внесли большой вклад П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание [Буре, 2016].

Исходя из всего вышеизложенного, можно подвести итог и сделать вывод о том, что нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. В формировании личности особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

Г.А. Урунтаева дает следующие определение понятия «нравственные качества» – постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. [Урунтаева, 2012].

Проанализировав вышесказанное, можно подвести итог и дать общее понятие нравственным качествам. Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Нравственное воспитание не входит в логику целенаправленной деятельности. Нравственность сама по себе не может быть обычной целью она скорее проходит красной нитью через все жизненные ситуации дошкольника и оказывает огромное влияние на становлении личности.

Личностные мотивы проявляются в различных видах деятельности. Например, в процессе игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, пригодятся ли ему эти самые предметы в процессе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

Педагог С.А. Козлова указывает: «В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами» [Козлова, 2014]. Ознакомление с нравственными нормами и осознание их ценности у ребенка формируется в процессе общении со взрослыми, которые дают оценку некоторых действий (говорить правду - хорошо, обманывать - плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет дети уже знают, что необходимо говорить правду, а обманывать кого-либо - плохо. Но, стоит отметить что, знания, имеющиеся у многих детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

Под нравственным воспитанием А. А. Лопатина, М. В. Скребцова понимают процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него: — нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), — нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), — нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), — нравственного поведения (защищать и охранять природу, проявления духовной рассудительности) [Новикова, 2015].

В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить дошкольника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. У детей формируются базовые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и познавательной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и позже переходят в привычки (привычка приветствовать знакомого человека, взрослого или ребенка и прощаться; говорить слова благодарности за услугу, класть любую вещь на свое место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.).

Усвоение нравственных привычек начинается еще в том возрасте, когда не целесообразно рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В дошкольном возрасте детей приучают к нравственно- правильному поведению в элементарной бытовой культуре, т.е. вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные, такие как: привычка к совместной/коллективной игре, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки помогать сверстникам, помощи взрослым и др. [Буре, 2016].

Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель объясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие нравственные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Таким образом, можно сказать, что сформированные нравственные представления являются фундаментом развития мотивов поведения, которые подталкивают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

1.2 Проблемы нравственного воспитания и перспективы их разрешения в практике дошкольного образования

Нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования [Петрова, 2014].

Современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно – нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение  и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние.

Поэтому целью нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи: интеллектуальное и духовное обогащение детей; элементарное знакомство с православной верой; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русских национальных традиций и обычаев; сохранение нравственных семейных ценностей. [ Архангельский, 2014]

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС дошкольного образования, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Нравственное воспитание выступает средством практической реализации мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов и дел, убеждений и поведения. Нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений, способности чувствовать и действовать в соответствии со своим духовным началом и соответствующими нравственными установками. Результатом нравственного воспитания является умение индивида предвидеть и реально оценивать глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно свой совести, своему духовному началу. [ Смирнова, 2014]

Наиболее благоприятным периодом в жизни индивида для формирования нравственно-этической сферы является дошкольное детство.

Нравственное воспитание рассматривается в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

Таким образом, начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания. Организуя обучение, труд, игру детей, воспитатель получает возможность влиять на их нравственное развитие.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании. [Козлова, 2012]

Воспитатель целенаправленно формирует общественное мнение о поведении и деятельности и использует его в качестве действенного средства для регуляции детских взаимоотношений, формирования умения оценивать свои действия с позиции коллектива, воспитания привычки быть полезным. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников.

Формирование представлений о правилах культуры поведения и воспитание положительного отношения к их выполнению осуществляется в процессе этических бесед, чтения художественной литературы, повседневной жизни ребенка. В каждом случае ознакомления детей с нравственными правилами и моральными качествами воспитатель стремится связать их с опытом детей, сделать личный опыт предметом коллективного обсуждения, анализа и оценки. Это способствует более глубокому осознанию значения необходимости выполнения норм и правил поведения.

Планомерная и целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения приводит к важным изменениям в личности старших дошкольников: они все более сознательно руководствуются в поведении правилами, понимают их значение. Представления о нормах и правилах поведения становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке.

Таким образом, процесс нравственного воспитания детей старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности. Их нужно учитывать воспитателю при организации работы с детьми.

Хотелось бы отметить, что нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. [Архангельский, 2014]

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

1.3 Организация общения детей дошкольного возраста как средство формирования нравственных качеств дошкольников

Попадая в дошкольном возрасте в сообщество детей в садике, ребенок сначала теряется, и в этот момент очень важна организация общения детей, так как она влияет на адаптацию ребенка и его дальнейшее развитие.

Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по адаптации детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились взаимодействовать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов.

Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке»

Пространство для практического познания мира: уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.

Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения

Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие

Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу.

Специалисты выделяют следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении:

Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности

Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей

Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания

Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать свое поведение на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия - «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.

Выводы по главе 1

Таким образом, нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Поэтому целью нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка могут быть воспитаны достаточно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему миру в соответствии с усвоенными моральными правилами и нормами.

Своеобразие воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации состоит, прежде всего, в том, что его ежедневная жизнь и деятельность - игры, труд, всевозможные занятия - проходят и организуются воспитателем в условиях детского общества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что общение взрослых и беседы имеют огромное влияние на воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста. Велико значение бесед для развития человечности, гуманных качеств личности. Нравственное воспитание дошкольников посредством бесед связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Определение уровня сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Экспериментальное исследование проводилась в МБДОУ «Волошка» в три этапа: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать методику и стимульный материал для выявления уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести диагностику.

3. Проанализировать результаты диагностики.

В ходе опытно-экспериментальной работы принимали участие дети двух групп детского сада старшего дошкольного возраста (10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы)

Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах проводилось с помощью методики Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

Цель: определить сформированность представлений о нравственноволевых качествах у детей старшего дошкольного возраста.

Метод исследования: беседа по диагностической методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах». Что значит быть хорошим? Что значит быть плохим? Что значит быть честным? Что значит быть лживым? Что значит быть добрым? Что значит быть злым? Что значит быть справедливым? Что значит быть несправедливым? Что значит быть щедрым? Что значит быть жадным? Что значит быть смелым? Что значит быть трусливым? Процедура: исследование проводится индивидуально.

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах занесены в таблицу 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах на констатирующем этапе показали (экспериментальная группа)

Ф.И.

ребенка / нравственные качества

Алина Б.

Никита Ж.

Данил С.

Николай А.

Артем М.

Света М.

Алена Ч.

Жанна Е.

Лиза К.

Костя С.

хороший

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

плохой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

честный

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

лживый

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

добрый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

злой

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

справедливый

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

несправедливый

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

щедрый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

жадный

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

смелый

+

+

+

+

_

_

+

+

_

+

трусливый

+

+

+

+

_

_

_

+

_

_

Таблица 2

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах на констатирующем этапе показали (контрольная группа)

Ф.И.

ребенка / нравственные качества

Никита С.

Виолета К.

Эдик Е.

Ваня С.

Антон К.

Эля М.

Айгуль С.

Настя В.

Илья К.

Артем Т.

хороший

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

плохой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

честный

_

+

+

_

-

+

+

+

+

-

лживый

_

_

_

-

-

+

-

+

-

+

добрый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

злой

+

_

+

+

_

+

+

-

+

_

справедливый

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

несправедливый

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

щедрый

_

-

-

-

+

+

+

+

+

+

жадный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

смелый

+

+

_

_

_

+

+

+

+

+

трусливый

-

+

-

-

_

_

+

+

+

+

Анализируя ответы детей (таблица 2.1, 2.2), можно сказать, что большинство испытуемых могут объяснить такие качества: хороший, плохой, смелый, щедрый, добрый, жадный, злой. Но есть испытуемые, которые затруднялись с ответом на такие качества: справедливый, честный, несправедливый, трусливый, лживый. Большое количество детей, при объяснении качеств, ссылаются:

- при объединении жизненных ситуаций из собственного опыта («Добрый человек – это хороший человек, спокойный, не ругается, всегда улыбается»);

- на ситуации, которые происходили непосредственно в группе («Хороший - это тот, кто помогает воспитателю, убирает игрушки, делает хорошие дела, никого не обижает всегда вежливый»);

- на ситуацию, которая связана с близкими людьми («Папа смелый, он работает пожарником. Брат не боится собаки. Он смелый»).

Есть дети, которые говорят о своих сверстниках, как носителей определенного качества в определенной ситуации – «Мария добрая, тихая и я играю с ней. Ваня добрый, он делится своими игрушками. Данил добрый, он разрешает мне поиграть с ним», «Милана – жадина, она не дает мне конфеты». З.Данил, Никита К. Алина отвечают так: «Меня можно назвать смелым, потому что я ничего не боюсь», «Антон честный, он мне никогда не врет», «Когда я была в деревне у бабушки, там гремел гром, и мне не было страшно». Большинство ответов Никиты основаны на поступках, действиях сказочных и мультипликационных героев – «Человек-паук и ЧерепашкиНидзя. Они смелые и никого не боятся». Так же, есть ошибки в представлениях детей о качествах, при объяснении одного качества через другое («Злой – это плохой человек»).

В результате проведения исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах получили следующие результаты: экспериментальная группа – высокий уровень – 1 человек (10%) средний уровень 50% (5 человек), низкий уровень 40% (4 человека); контрольная группа - высокий уровень 10% (1 человек), средний уровень 50% (5 человек), низкий уровень 40% (4 человека). Для большей наглядности представляем результаты на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Результаты проведения исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах

Нами так же было проведено исследование по методике «Сюжетные картинки». Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике. Ребенок по картинкам должен дать моральную оценку тем поступкам, которые изображены, тогда можно определить отношение детей к нравственным нормам. Больше внимания уделяется на адекватные эмоциональные реакции ребенка, на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.

Процедура. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Нужно разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Обработка результатов.

Низкий уровень – когда ребенок не справляется с заданием или справляется частично (может разложить одну серию картинок, обосновать).

Средний уровень – раскладывает по двум сериям картинки, правильно их объясняет, эмоциональные реакции адекватные.

Высокий уровень – все картинки раскладывает правильно, объясняет свои действия, эмоциональные реакции адекватные, ярко выражены.

Результаты выполнения задания «Сюжетные картинки» показали следующее: испытуемые по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным качествам (щедрость – жадность, доброта – злость, правдивость – лживость, трудолюбие – лень).

Результаты методики «Сюжетные картинки» представлены в таблицах 2.3 – 2.4.

Таблица 2.3

Оценка осознания детьми нравственных качеств (результаты диагностики экспериментальной группы по методике «Сюжетные картинки» на констатирующем этапе исследования)

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Уровень знаний

Алина Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита Ж

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

Средний

Данил С.

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

+

Средний

Николай А.

+

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

Средний

Артем М

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Света М.

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Алена Ч.

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Жанна Е.

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

Средний

Лиза К.

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Костя С.

+

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Таблица 2.4

Оценка осознания детьми нравственных качеств (результаты диагностики контрольной группы по методике «Сюжетные картинки» на констатирующем этапе исследования)

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Уровень знаний

Никита С.

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

Средний

Виолета К.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Средний

Эдик Е.

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Ваня С.

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Антон К.

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

Средний

Эля М.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

Средний

Айгуль С.

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Настя В.

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

Средний

Илья К.

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

-

Средний

Артем Т.

+

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Таким образом, на высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам, испытуемые не только правильно разложили картинки, но и объяснили свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Алина внимательно рассматривает картинки и раскладывает с объяснениями. Алина: «Девочка поступила неправильно, она одна ест конфеты и никому не дает. Она жадина». (В это время Алина очень серьезна. Она показывает этим, что он не довольна этим поступком. Посмотрев, на другую картинку, Алина повеселела). Алина: «А здесь девочка правильно поступает, она раздает всем конфеты. Она не жадина. Нужно всегда делиться конфетами. Я когда приношу в детский садик конфеты, всегда угощаю ребят, и они со мной всегда делятся». Высокий уровень – это те испытуемые, которые правильно разложили картинки, объясняя, приводили примеры из личного опыта и эмоционально реагировали на поступки. На среднем уровне – испытуемые раскладывали картинки всего из двух серий при этом объясняли, почему они так сделали выражая эмоциями отношения к нравственным поступкам. На поступок эмоциональные реакции были адекватны, но проявлялись слабо. Например, Жанна положила картинку, где одна девочка угощает конфетами других девочек, сказав, что поступает правильно. А там где девочка одна ест конфеты, сказала, так нельзя делать. При этом, не проявляя ярких эмоциональных реакций. На низком уровне – находятся испытуемые, которые почти правильно раскладывают картинки, но не на все картинки могут объяснить свои действия.

В результате проведения исследования по изучению эмоционального отношения к нравственным качествам получили следующие результаты: экспериментальная группа – высокий уровень 10 % (1 человек), средний уровень 40 % (4 человека), низкий уровень 50% (5 человек); контрольная группа – средний уровень 60 % (6 человек), низкий уровень 40 % (4 человека)

Рис. 2.2 Результаты проведения исследования по изучению эмоционального отношения к нравственным качествам

На констатирующем этапе эксперимента опытно-экспериментальной работы с родителями в количестве 20 человек было проведено анкетирование с целью выявить отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников. Мы исходили из того, что без тесного взаимодействия с семьей невозможно сформировать необходимые нравственные качества у детей и с целью узнать уровень знаний у родителей. Родителям были заданы следующие вопросы:

1) Обращаете ли Вы внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?

2) Как Вы считаете, с какого возраста лучше всего начинать прививать навыки правдивости, справедливости, честности, доброты?

3) Объясняете ли вы своему ребенку, каким должен быть хороший человек?

На формирование нравственных качеств, всегда обращает внимание 10 человек - 50 % родителей, 6 человек - 30 % реже, в некоторых случаях; 4 человека - 20 % не уделяют внимание на нравственное воспитание ребенка. 14 родителей - 70 % вообще не объясняют ребенку, что значит быть честным; 6 человек - 30 % родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым.

Почти все родители 19 человек - 95 % отвечали, что начать формировать нравственные качества с рождения и лишь 1 человек - 5 % считает, что это необходимо делать с 4-х – 6-ти лет. Родители при воспитании детей пользуются такими методами: беседа, разговор, чтение сказок, объяснение, запрет. Однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, и есть такая необходимость формировать в детях честность, отзывчивость, чуткость. Они признают, что недостаточно часто используют художественную литературу для формирования честности, отзывчивости, чуткости.

Проанализировав в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, воспитателями и родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования нравственных качеств детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы. В связи с этим считаем необходимым вести целенаправленную работу по формированию нравственно- этических представлений детей.

2.2 Организация педагогической работы по формированию нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством общения и бесед

С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализа психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента заключается в разработке и реализации условий по формированию нравственных качеств.

Исходя из содержания нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством общения воспитателя с детьми, мы подобрали этические беседы. (Таблица 2.5)

Таблица 2.5

Содержание

Цель

Задачи

Методы

Этические беседы

1.

Формирование элементарных норм и правил поведения

Предложить детям рассказать о том, каким должен быть культурный человек, обобщить, дополнить и конкретизировать их представления. Учить детей на примере различных ситуаций анализировать и делать выводы.

Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто из людей поступил правильно, а кто нарушил правила. Учить детей сопоставлять свои желания и поступки с этическими и нравственными нормами, принятыми правилами поведения.

методы формирования нравственного поведения (приучение, упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью).
 

Этическая беседа «Культурный человек».

Этическая беседа «Этичные и неэтичные поступки».

Беседа о правилах поведения за столом.

2.

Формирование представлений о нормах общения, чувствах: дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, исполнительность, деловитость, инициативность.

Помочь детям осознать значение вежливых слов при общении к кому – либо с просьбой. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа)
 

Этическая беседа «Вежливая просьба» 

Беседа «Правила для дежурных» 

Этическая беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются» 

3.

Формирование представлений о нормах детского коллектива

Продолжать формировать у детей культурно гигиенические навыки. Познакомить с понятием «этикет», формировать представления о правилах этикета, которые необходимо соблюдать в детском саду, учить сопоставлять свои действия с предписаниями этикета. Рассмотреть различные ситуации, пояснить, как в них нужно действовать.

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Рассмотреть различные ситуации, пояснить, как в них нужно действовать.

методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа,
упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации)

Беседа, анализ ситуаций «Этикет в детском саду»

Этическая беседа «Фея учит вежливости»

Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»

4.

Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, наука, нравственность, Родина.

Выработка таких чувств, как патриотизм, национальная гордость, любовь к родной природе, и потребность ее охранять, знание и уважение правовых основ общества.

воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о природе нашей страны, ее разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.

этическая беседа, показ действий, воспитывающие ситуации

Беседа «Наша страна - Россия. Природа нашей страны».

Беседа на тему «Москва - столица России».

Беседа на тему «То, что растет - живое!»

Для формирования нравственных качеств у детей экспериментальной группы мы использовали цикл занятий. Основная часть цикла состояла из бесед по обсуждению сказок и рассказов, взятых из книг Кутовой М.С. «Сказки от слез: бережём нервы родителей», Петровой В.Н. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов».

Кроме этого проводились тематические этические беседы. Для повышения эффективности этических бесед в ходе занятий мы соблюдали следующие условия:

1) необходимость проблемного характера беседы, борьбы взглядов, идей, мнений. Вопросы должны быть нестандартными, важно оказание помощи при ответе на них.

2) предоставлять детям возможности говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3) уходить от лекции: взрослый говорит, дети слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют экспериментатору направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ребята свою душу.

4) материал для беседы подбирать близкий эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы могут быть успешными.

5) ничье мнение не игнорировать, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6) правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого экспериментатору нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Этические беседы с детьми проходили в непринужденной обстановке. Они не носили морализующего характера, содержали назидания, упреки и насмешки. Дети высказывали свои суждения, свободно делились впечатлениями.

В процессе беседы, с помощью вопросов, ярких примеров, убедительных замечаний, уточнения высказываний детей, обеспечивались активность ребят и закрепление верных суждений, оценок.

Последовательность вопросов подводила детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

В этических беседах со старшими дошкольниками присутствовали элементы занимательности. Для этого в содержание бесед были включены различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки дошкольников. Развитие общественного мнения происходило за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступали в качестве критериев нравственной оценки.

Обобщая итоги беседы, приводились яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделялись те категории, которые составляли цель беседы.

С помощью экспериментатора ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Эстетический фон нашим занятиям создавали стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включали детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создавали рисунки по мотивам сказок, рассказов. Была организована выставка.

Проявление в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях нравственных качеств – вот ожидаемый результат проведенного формирующего этапа.

Итак, основными направлениями формирующего эксперимента были определены в подборе цикла занятий с нравственным содержанием, а также была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по теме исследования

После окончания цикла занятий с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика уровня нравственного развития детей обеих групп. Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования.

Нами были проведены повторные методики, что и на констатирующем этапе (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах, «Сюжетные картинки».

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах на контрольном этапе показали следующие результаты: экспериментальная группа (Таблица 2.5) и контрольная группа (Таблица 2.6).

Таблица 2.5

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах на констатирующем этапе показали (экспериментальная группа)

Ф.И.

ребенка / нравственные качества

Алина Б.

Никита Ж.

Данил С.

Николай А.

Артем М.

Света М.

Алена Ч.

Жанна Е.

Лиза К.

Костя С.

хороший

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

плохой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

честный

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

лживый

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

добрый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

злой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

справедливый

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

несправедливый

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

щедрый

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

жадный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

смелый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

трусливый

+

+

+

+

_

+

+

+

_

+

Таблица 2.6

Результаты методики по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах на констатирующем этапе показали (контрольная группа)

Ф.И.

ребенка / нравственные качества

Никита С.

Виолета К.

Эдик Е.

Ваня С.

Антон К.

Эля М.

Айгуль С.

Настя В.

Илья К.

Артем Т.

хороший

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

плохой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

честный

+

+

+

_

-

+

+

+

+

+

лживый

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

добрый

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

злой

-

+

-

+

_

+

+

+

+

+

справедливый

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

несправедливый

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

щедрый

_

+

-

-

+

+

+

+

+

+

жадный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

смелый

+

+

+

_

_

+

+

+

+

+

трусливый

+

+

+

-

_

+

-

+

+

+

В результате проведения исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах получили следующие результаты в процентном соотношении: экспериментальная группа - высокий уровень 40 % (4 человека), средний уровень 60% (6 человек), низкий уровень отсутствует; контрольная группа - высокий уровень 10% (1 человек), средний уровень 60% (6 человек), низкий уровень 30% (3 человека). Для большей наглядности представляем результаты на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3. Результаты проведения на контрольном этапе исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно–волевых качествах с экспериментальной и контрольной групп.

Анализ результатов показал, что после проведения формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы улучшились представления детей о нравственных качествах. А именно, дети имеют представления о таких нравственных качествах как: «хороший», «плохой», «добрый» и «жадный». До проведения формирующего эксперимента некоторые дети не могли объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «справедливость» и «несправедливость», по итогам контрольного эксперимента, адекватно охарактеризовали данные нравственные качества почти все дети экспериментальной группы. Выросло количество правильных объяснений таких качеств как: «трусость» и «лживость».

Результаты диагностики экспериментального и контрольного этапов исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах с экспериментальной группой представлены на диаграмме 2.4.

Рис. 2.4 Результаты диагностики экспериментального и контрольного этапов исследования по изучению представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах с экспериментальной группой.

Результаты методики «Сюжетные картинки» представлены в таблице 2.7 – 2.8. Во время повторной диагностики по методике «Сюжетные картинки» (по Р.Р. Калининой) в протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Таблица 2.7

Оценка осознания детьми нравственных качеств (результаты диагностики экспериментальной группы по методике «Сюжетные картинки» на контрольном этапе исследования)

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Уровень знаний

Алина Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита Ж

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Данил С.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Высокий

Николай А.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

Высокий

Артем М

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

Средний

Света М.

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

Средний

Алена Ч.

+

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

Средний

Жанна Е.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Высокий

Лиза К.

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

Средний

Костя С.

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

Средний

Таблица 2.8

Оценка осознания детьми нравственных качеств (результаты диагностики контрольной группы по методике «Сюжетные картинки» на контрольном этапе исследования)

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Уровень знаний

Никита С.

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

Средний

Виолета К.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

Средний

Эдик Е.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

-

Средний

Ваня С.

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

Антон К.

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

Средний

Эля М.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

Средний

Айгуль С.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

Низкий

Настя В.

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

Средний

Илья К.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

Средний

Артем Т.

+

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

Низкий

В результате проведения исследования на контрольном этапе по изучению эмоционального отношения к нравственным качествам мы получили следующее: экспериментальная группа - высокий уровень 50% (5 человек), средний уровень 50% (5 человек), низкий уровень отсутствует; контрольная группа - высокий уровень отсутствует, средний уровень 70% (7 человек), низкий уровень 30 % (3 человека). Результаты представлены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Результаты проведения исследования на контрольном этапе по изучению эмоционального отношения к нравственным качествам

Динамику изменения результатов исследования эмоционального отношения к нравственным качествам в экспериментальной группе представим на диаграмме 2.6.

Рис. 2.6. Результаты диагностики констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Сюжетные картинки» с экспериментальной группой

На рисунке 2.6 из диаграммы видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования 5 ребят - 50 % показали высокое осознание нравственных качеств, а на констатирующем этапе был 1 ребенок с высоким уровнем - 10 % - это означает, что высокий уровень вырос на 40 %; так же возросло количество детей, которые показали средний уровень до 50% (5 человек).

Таким образом, мы можем сказать, что в экспериментальной группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств. Результаты в контрольной группе остались на прежнем уровне.

Анализируя в целом понимание того, что необходимо формировать нравственные качества у детей дошкольного возраста воспитателями и родителями, и состояние современной практике ДОУ и семьи. Можно сказать следующие: проводимая работа в системе совместно ДОУ и семьи с использованием разнообразных форм и методов будет эффективна, это видно по хорошим показателям эмоционального отношения ребят к нравственным качествам.

Выводы по 2 главе

Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы: Как показало первоначальное исследование, у подавляющего большинства дошкольников, нравственные качества не достигают высокого уровня. Чтобы повысить необходимый уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо реализовать следующие психолого-педагогические условия: - использовать методы, способствующие переживанию нравственных жизненных ситуаций и с учетом степени сложности формируемого нравственного качества; - организация занятий с проведением общения и этических бесед, которые будут способствовать формированию нравственных представлений.

Результаты изучения педагогической литературы и данные констатирующего эксперимента позволили предположить, что планомерная организация занятий на которых проводились этические беседы с нравственным содержанием, будут способствовать формированию нравственных представлений. Контрольный эксперимент подтвердил наличие положительной динамики сформированности нравственных представлений у дошкольников. Мы пришли к выводу, что общение взрослого с детьми и этические беседы, проводимые на регулярных занятиях способствует развитию нравственных качеств дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Поэтому целью нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Процесс нравственного воспитания детей старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности. Их нужно учитывать воспитателю при организации работы с детьми.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка могут быть воспитаны достаточно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему миру в соответствии с усвоенными моральными правилами и нормами.

Своеобразие воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации состоит, прежде всего, в том, что его ежедневная жизнь и деятельность - игры, труд, всевозможные занятия - проходят и организуются воспитателем в условиях детского общества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что этические беседы имеют огромное влияние на воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста. Велико значение этических бесед для развития человечности, гуманных качеств личности. Нравственное воспитание дошкольников посредством этических бесед связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.

Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилось в 3 этапа. На констатирующем этапе эксперимента были выделены 2 группы детей (экспериментальная и контрольная по 10 респондентов в каждой) и выявлен у них уровень сформированности нравственных качеств. Формирующий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой. В ходе него был составлен и реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством этических бесед.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности нравственных качеств в обеих группах. После обработки полученных данных выявились значительные изменения в экспериментальной группе: уровень сформированности нравственных качеств значительно повысился по сравнению с контрольной группой. Вышесказанное свидетельствует о том, что реализованный комплекс мероприятий дал положительный эффект, так как результаты диагностики контрольного этапа в экспериментальной группе респондентов оказались более высокими, чем на констатирующем этапе эксперимента.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, поставленные цель и задачи достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)// Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4364)
  2. Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.2010 г. № 7/1.
  3. Декларация прав ребенка. Права ребенка: Основные международные документы. — М., 2002.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155// Федеральный государственный образовательный стандарт 44.02.02 Дошкольное образование

Литература

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание /Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2014. – 534 с.
  2. Белешева А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры /А.Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №11. – 24–26 с.
  3. Белякова Е.А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста /Е.А. Белякова //Журн. Детский сад от А до Я. — 2017. –№3. — С. 124.
  4. Буре Р.С. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2016. – 141 с.
  5. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – 33–35 с.
  6. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева / Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №3. – С.34.
  7. Гуров В.Н. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие / В.Н. Гуров. – Ставрополь.: Академия, 2014. – 185 с.
  8. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» / И.Б. Дерманова //Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2012. – 35 с.
  9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
  10. Калинина Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников /Р.Р. Калинина // Журн. Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 12–20.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
  12. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /С. А. Козлова, Н. К. Ледовских. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
  13. Кузнецова О. Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игр /О.Н. Кузнецова //Вестник ПензГУ. – 2015. – №2(10). – 32–36 с.
  14. Кузнецова Т.Л. Духовно–нравственное воспитание дошкольников в процессе игры /Т.Л. Кузнецова //Педагогическое образование и наука. – 2013. – №6. – 30–33 с.
  15. Кулькова, В. К вопросу о формировании нравственных ценностных представлений / В. Кулькова // Журн. Дошкольное воспитание. – 2016.– №4– С. 42–46.
  16. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, М.А. Саморукова. — М.: Академия, 2013. — 284 с.
  17. Маркова В.В. Теоретический анализ формирования нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности /В.В. Маркова, М.В. Шевченко //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №47. — 186–192 с.
  18. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально– нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2012. – С.35.
  19. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет /И.Ф.Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
  20. Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С.А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. – № 3. – 139–142 с.
  21. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /В.И. Петрова, Т.Д. Стульник //Программа и методические рекомендации.–2 изд., испр. и доп.– М.: Мозаика – Синтез, 2016.– 80 с.
  22. Петрова В.И. Социально–нравственное развитие дошкольника /В.И. Петрова //Журн. Дет. сад от А до Я. – 2014. – № 5.
  23. Погулич Т.М. Воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей /Т.М. Погулич, О.М. Новикова //Журн. Детский сад от А до Я. – 2017. –№5. – С. 75.
  24. Психолого–педагогический словарь /Под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. С. 928.
  25. Смирнова Е.О. Развитие нравственно–волевых качеств дошкольников посредством игр /Е.О. Смирнова //Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. – 2015. – № 6. — 23–34 с.
  26. УледовА.К. Нравственное воспитание /А.К. Уледов. — М.: Просвещение, 2014. – 178 с.
  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина //Пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
  28. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия» ,2012.
  29. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум /Г.А. Урунтаева – М.:Издательский центр «Академия» , 2014.
  30. Усова А.П. Игра – форма организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова //Журн. Дошкольное воспитание. – 2016. – №1.
  31. Фесюкова, Л. Б. Уроки доброты / Л.Б. Фесюкова. – М.: Ранок, 2017. – 998 c.
  32. Шарапова С. А. Основные направления развития и обогащения игр детей старшего дошкольного возраста под влиянием игровой позиции воспитателя /С.А. Шарапова //Фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №9. – 120–125 с.

Интернет-источники

  1. Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 01.02.2019).
  2. Дудина М. Н. Этическая педагогика: проблемы компетентности учителя [Электронный ресурс]. URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped2(3)2008_1.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  3. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 762-766. — URL https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 01.02.2019).