Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общие технические требования, предъявляемые к изобразительным оригиналам (Требования и особенности, предъявляемые к изобразительным оригиналам)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы - общие технические требования, предъявляемые к изобразительным оригиналам. Она содержит этапы технических требований, предъявляемые к изобразительным оригиналам, так же мы разберем для чего они нужны. Что такое изобразительные оригиналы и какие виды их есть и чем они отличаются друг от друга.

В практической части рассмотрим выполнения требований и какие ошибки не допустимы, так же разберем виды технический требований.

ГЛАВА 1. Изобразительные оригиналы

1.1. Теоретические основы изобразительных оригиналов

Оригинал, который создан изобразительными средствами или должен служить текстовой иллюстрацией и предназначен для репродуцирования. По средствам изображения различаются на штриховые и полутоновые; по цвету — черно-белые и цветные (одно- и многоцветные); по степени отражения света — прозрачные и непрозрачные; по назначению и роли в издании — иллюстрации, украшения (убранство); по виду изображения (технике создания) и способу передачи содержания — фотография, рисунок, чертеж, схема, диаграмма, график, карта или другое картографическое изображение..

Все многообразие изобразительных оригиналов классифицируется по различным признакам:

Оригиналы для полиграфического воспроизведения классифицируют в зависимости от:

  1. исполнения и назначения: — оригиналы, изготовленные специально для полиграфического воспроизведения (форзацы, фронтисписы, обложки и т.д.); — оригиналы, выполненные без учета их полиграфического воспроизведения (произведения живописи, документы, оттиски и т.д.).
  2. характера изобразительных элементов: — штриховые; — тоновые; — смешанные.
  3. цвета изображения: — одноцветные (рисунки, чертежи); — многоцветные (цветные фотографии и диапозитивы — слайды).
  4. техники изготовления: — рисованные; — фотографические; — полиграфические оттиски.
  5. типа подложки: — на непрозрачной подложке (бумаге, картоне); — на прозрачной подложке (негативы, диапозитивы).

Пригодности к репродуцированию:

  1. непригодные к репродуцированию
  2. пригодные к репродуцированию
  3. подготовленные к репродуцированию.

В штриховых изображение состоит из одинаковых по оптической плотности (обычно черных) штриховых элементов различной формы (штрихи, линии, точки, сплошные заливки и т.д.).

Сюда можно отнести также текст. Тоновые оригиналы отличаются наличием полутонов различной яркости (светлоты) с постепенными переходами от одних значений плотности к другим. Основной характеристикой тонового оригинала является интервал оптических плотностей или контраст D = Dmax – Dmin. Для оригиналов полученных фотографическим путем на непрозрачных подложках контраст составляет не более 1,7—1,8, а для диапозитивов может быть 3,5 Б и более.

Оригиналы, имеющие большой интервал, относят к контрастным. Чаще всего к непригодным относят такие оригиналы, которые требуют больших затрат на их ручную ретушь, а также нерезкие, мятые, пожелтевшие и разорванные фотографии и неразборчивые рукописи, чертежи и схемы. Для улучшения качества репродуцирования оригиналы подвергают ретуши, для чего кистью или путем распыления краски с помощью аэрографа наносят прозрачную или кроющую краску, тушь, ретушный лак.

Ретушь позволяет исправить мелкие неточности оригинала, усилить света и тени улучшить резкость, проработку деталей и контрастность. Чем больше увеличение и линиатура растра, тем тщательнее должна выполнятся ретушь оригинала. Чаще, однако, используют ретушь фотоформ. Подготовленные для репродуцирования оригиналы имеют резкость, контрастность, равномерность глянца, чистоту цвета, формат и др. показатели, соответствующие техническим требованиям. Чтобы сохранить оригиналы от повреждения, с них делают фотографическим путем дубликаты.

В зависимости от исполнения и назначения: оригиналы, предназначенные специально для полиграфического воспроизведения с учетом выбора определенного технологического процесса и оборудования (форзацы, фронтисписы, обложки, внутриполосные изображения и т. д.); оригиналы, выполненные без учета их полиграфического воспроизведения (произведения живописи, документы).

По виду изобразительных элементов оригиналы могут быть штриховыми, тоновыми, смешанными (комбинированными).

Изобразительный оригинал, это текстовый или графический материал, заранее который прошел редакционно-издательскую обработку и проверку. Является основой для создания любого печатного произведения.

Авторский оригинал - это текстовый и изобразительный материал, специально подготовленный одним или группой авторов для последующей передачи в издательство для редакционно-издательской проверки и обработки.

Издательский оригинал - текстовый и изобразительный материал, прошедший все проверки и редакционно-издательскую обработку, утвержденный ответственными лицами в издательстве и готовый для изготовления на полиграфическом предприятии.

Оригинал-макет - это издательский оригинал, каждая страница которого совпадает со страницей будущего произведения по числу строк и, в частности, по строкам. Оригинал-макет может быть напечатанным на обычной пишущей машинке, подписанный и утвержденный ответственными лицами в издательстве и отправленный в предприятие для последующего набора и печати.

Репродуцируемый оригинал-макет - это оригинал, подготовленный для изготовления из него фотоформы или печатной формы. Фотомеханическим способом или сканирование изображения. В последние время с развитием технологий чаще всего распространен именно компьютерный набор.

Качество оригинала определяет изначальное качество изобразительной репродукции. Только отличный оригинал создает предпосылки для хорошего конечного продукта. Небольшие недостатки и ошибки могут быть устранены ретушью. Любое крупное вмешательство чревато большой опасностью испортить и полностью исказить оригинальное изображение и поэтому к изобразительным оригиналом предъявляют очень высокие технические требования.

Классификация оригиналов по основным видам.

  1. Полутоновый или штриховой оригинал - характер сигнала, создающий изображение аналоговое или двоичное. К штриховым оригиналом относятся все текстовые оригиналы (рис.1).
  2. Непрозрачный или прозрачный оригинал - принцип образования и передачи сигнала. Изображение воспринимается в отраженном или проходящем свете (рис.2).
  3. Черно-белый или цветовой оригинал - особенности спектра сигнала, создающего изображение (рис.3,4).
  4. Изобразительный или текстовой оригинал - Изобразительные оригиналы, в том числе и текстовые (как вариант штрихового оригинала), могут поступать для полиграфического воспроизведения и в закодированном виде.

Каждый оригинал в соответствии с этими пунктами относится к определенной группе. Наряду с этими признаками оригиналы различают по способу их изготовления: рисунки, картины, фотографии, оттиски.

Оригинал должен представлять из себя единое целое, содержать абсолютно все, что есть и в оттиске и не включать нечего нового.

В штриховых изображение состоит из одинаковых по оптической плотности (обычно черных) штриховых элементов различной формы (штрихи, линии, точки, сплошные заливки и т.д.). Это рисунки пером, чертежи, фотоснимки и т.д. Сюда можно отнести также текст.

Тоновые оригиналы отличаются наличием полутонов различной яркости (светлоты) с постепенными переходами от одних значений плотности к другим. Основной характеристикой тонового оригинала является интервал оптических плотностей или контраст D = Dmax – Dmin. Для оригиналов полученных фотографическим путем на непрозрачных подложках контраст составляет не более 1,7—1,8, а для диапозитивов может быть 3,5 Б и более. Оригиналы, имеющие большой интервал, относят к контрастным.

Смешанные (комбинированные оригиналы), содержат как штриховые, так и тоновые элементы. Например, журнальная обложка, содержащая рисованный текст и фотопортрет.

В зависимости от цвета изображения все оригиналы делятся на группы: одноцветные (рис.5) (монохромные), выполненные одним цветом, чаще всего черным. В большинстве случаев это черно-белые оригиналы: рисунки, чертежи, фотографии и др. многоцветные, или цветные, выполненные в несколько цветов. Могут быть рисованные (рис.6) (масло, гуашь, акварель, цветной карандаш) или полученные фотографическим путем: цветные фотографии или диапозитивы (слайды). В последнее время широкое развитие получила цифровая фототехника, записывающая изображение в виде файла, который в дальнейшем используется как изобразительный оригинал в компьютерной издательской системе.

В зависимости от материала, на который нанесено изображение, оригиналы могут быть выполнены на непрозрачной основе (рис.7) (бумага, картон и т. д.) либо на прозрачных материалах (рис.8) (пленка, калька и др.).

Основная задача полиграфического воспроизведения изобразительных оригиналов заключается в максимально точной передаче на репродукции всех элементов 43 изображения (штрихов, тонов, цветов и оттенков) при заданном масштабе его воспроизведения. Для получения необходимого качества полиграфических оттисков к изобразительным оригиналам предъявляются определенные технические требования, которые учитываются при изготовлении и подготовке оригиналов к полиграфическому воспроизведению.

При полиграфическом воспроизведении штриховых оригиналов необходимо получить заданные размеры, геометрическую форму и толщину штрихов всех элементов изображения оригиналов. В высокой и плоской офсетной печати такие оригиналы воспроизводятся достаточно точно, как по геометрической форме и размеру штрихов, так и по равномерности их оптической плотности. Это достигается благодаря одинаковому по толщине красочному слою, передаваемому в процессе печатания с формы или резинотканевой пластины на бумагу.

В глубокой печати из-за расчлененности изображения на печатной форме, возможно, некоторое искажение геометрической формы мелких и тонких штрихов на оттиске. Любой полутоновый оригинал кроме белых участков (называемых «светами») и максимально черных участков (называемых «тенями») имеет промежуточные тона (например, светло-серые, серые, темно-серые). Но такой принцип образования промежуточных тонов (градаций) в высокой и плоской офсетной печати осуществить невозможно, так как толщина красочного слоя на всех участках оттиска получается при печатании практически одинаковой. Поэтому на оттисках высокой и плоской офсетной печати градацию создают искусственно растрированием (от лат. rastrum решетка). Растрирование — преобразование полутоновых изображений в микроштриховые с помощью растра или электронных устройств.

Сканирование изображений. Штриховой рисунок сканируется и сохраняется в режиме двух градаций - черное и белое. Полутоновые оригиналы сканируются и сохраняются в виде градаций серого.

В связи с этим можно выделить две характеристики процесса сканирования:

Пространственное разрешение или количество точек (пикселей) на дюйм (dpi - dot per inch).

Тональное разрешение, определяемое количеством градаций серого или ступеней светлоты, которые способен распознать сканер для любой точки.

Тональное разрешение определяет, как каждая точка будет представляться сканером. В случае штрихового изображения каждая точка может быть только черной или белой - никаких промежуточных оттенков нет. Эта информация передается в компьютер в виде простого однобитного кода: 0 - для черного, 1 - для белого.

В полутоновом изображении для каждой точки светлота может меняться от абсолютно черного на одной стороне шкалы, до чисто белого на другой стороне. Соответствующий оттенок серого записывается в компьютер как уровень серого. Количество оттенков серого, которые могут распознать современные сканеры от 64 до 256 уровней серого на точку.

1.2. Технические требования, предъявляемые к изобразительным оригиналам

Общие технические требования распространяются на все типы изобразительных оригиналов и определяют их общие характеристики: чистоту и плоскостность оригиналов, отсутствие на них различного рода технических дефектов (загибов, складок, трещин, царапин и других повреждений), а также размеры оригиналов (в мм) и поля вокруг изображений. Эти требования устанавливают также соответствие способа воспроизведения его техническим возможностям. Для обработки в электронных сканирующих устройствах не допускаются оригиналы с явно выраженным рельефом поверхности.

Непрозрачные оригиналы, предназначенные для обработки в электронно-оптических системах со сканерами барабанного типа, должны изготавливаться на гибкой подложке, толщина которой позволяет закреплять оригиналы на цилиндре. При этом толщина оригинала должна составлять не более 0,4 мм, а разброс размеров по толщине - не более 10 мкм. Прозрачные оригиналы должны быть выполнены на бесцветном прозрачном материале, а непрозрачные - на гладкой белой бумаге ли фотобумаге без вуали; в случае использования глянцевых фотобумаг, глянец должен быть равномерным по всей поверхности фотоотпечатка.

Издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригиналов иллюстраций. Основными такими документами являются ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования» и ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия».

ГЛАВА 2. Требования и особенности, предъявляемые к изобразительным оригиналам

2.1. Технические требования к оригиналам

Оригиналы полутоновые, изготовленные фотографическим способом, должны сопровождаться паспортом. На рисованные и штриховые оригиналы паспорт не составляется. Общие технические требования к оригиналам. На оригиналах должны отсутствовать дефекты, мешающие воспроизведению изображения и (или) искажающие его (например, царапины, пятна, проколы, ненужные надписи, загибы, фальцы, трещины, загрязнения любого происхождения и т. п.). Указания на оборотной стороне оригинала (написанные или сделанные при помощи штампа) не должны быть заметны на лицевой стороне оригинала.

Допускаются царапины на подложке прозрачных оригиналов, не влияющие на качество изображения при его воспроизведении. Формат оригинала и масштаб его воспроизведения должны соответствовать техническим возможностям оборудования и требованиям настоящего стандарта.

Масштаб воспроизведения оригиналов следует указывать в процентах, а формат — в миллиметрах. Масштаб воспроизведения оригиналов должен быть — для непрозрачных — от 33 до 150%; — для прозрачных многоцветных — не более 800% — для прозрачных одноцветных и оригиналов с произведений искусства — не более 400%. Для многоцветных прозрачных оригиналов, предназначенных для изготовления плакатов, которые рассматривают на расстоянии более 1 м, допускается устанавливать масштаб более 800%. Размеры полей на оригиналах должны быть: — для непрозрачных — не менее 10 мм; — для прозрачных — не менее 3 мм.

Формат оригиналов для иллюстраций, которые будут располагаться в издании «под обрез», должен соответствовать с учетом масштаба репродуцирования формату печатной продукции до обрезки. Детали изображения на оригиналах должны быть визуально резкими с зоной размытого перехода в масштабе репродукции не более 100 мкм, для оригиналов с произведений искусства — не более 50 мкм, если нерезкость не требуется специально. Не допускаются выворотные тексты с шириной штриха менее 0,5 мм, для которых в многокрасочных репродукциях необходимо оставлять пробелы более чем в одной печатной форме. К непрозрачным оригиналам, которые монтируют при подготовке к репродуцированию в единую композицию в условиях типографии, следует приложить оригинал-макет, на котором должно быть указано точное расположение всех частей сборного оригинала.

Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный оригинал, должны иметь одинаковое градационное и цветовое содержание, одинаковую минимальную и максимальную оптическую плотность. Допустимые отклонения: в светах ±0,05 Б, в тенях ±0,2 Б; допустимое отклонение интервала оптических плотностей оригиналов ±0,1 Б. Конкретные цвета и тона на отдельных оригиналах, требующие одинакового воспроизведения, визуально должны быть одинаковыми.

Отдельные оригиналы, изготовленные на фотобумаге, должны иметь одинаковое цветовое содержание, глянец, структуру поверхности и толщину. Допустимые отклонения по толщине 0,5 мм. Оригиналы домны быть плоскими и иметь гладкую поверхность; для фоторепродуцирования допускаются оригиналы с визуально различимым рельефом поверхности. Непрозрачные оригиналы, принятые для воспроизведения на электронных цветокорректорах и гравировальных машинах цилиндрического типа, должны быть изготовлены из гибкого материала, толщина которого позволяет закрепить оригинал на цилиндре.

Они не должны быть наклеены на паспарту. При воспроизведении фрагментов оригинала издательство должно представить оригиналы на каждый фрагмент в случае, если цветоделительная техника не позволяет вводить приводочные метки на границе фрагмента без нанесения меток на оригинале.

Оригинал, в который в процессе репродуцирования должны быть внесены какие-либо дополнения (например, текст, растровый фон и т.п.), должен сопровождаться калькой, на которой указано расположение дополнений. На ней также должны быть указаны шрифт и кегль текста дополнений, параметры растрового фона.

Оригинал и калька должны иметь приводочные метки. При необходимости внесения изменений в изображение оригинала в процессе репродуцирования заказчик должен в пункте «Аннотация» (рис.8) паспорта оригинала указать требуемые изменения и согласовать их с типографией.

При необходимости оставить без изменений какие-либо особенности оригинала (отклонение от «памятных» цветов, общий цветовой тон и т.п.) заказчик должен сделать соответствующие указания в паспорте на оригинале в разделе «Аннотация». Под определением «памятные» цвета, включая нейтрально-серые, следует понимать цвета часто встречающихся объектов: человеческой кожи, зелени, голубого неба, асфальта, красного флага и т.п.

Ретушь оригиналов должна быть минимальной. Цветовой тон и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться. Не допускается использование чистых кроющих белил для осветления светлых участков изображения. К отретушированному оригиналу должен быть приложен защитный лист.

Формат оригиналов иллюстраций, которые будут располагаться на полосе издания "под обрез", должен, с учетом масштаба репродуцирования, соответствовать формату полосы до обрезки. Формат оригиналов не должен быть меньше 40x60 мм; формат 24x36 мм допускается при репортажной съемке, в том числе быстродвижущихся объектов. К непрозрачным оригиналам, которые предполагается монтировать в единую композицию, должен быть приложен макет с точным расположением всех частей сборного оригинала.

Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный оригинал, должны иметь одинаковое градационное и цветовое содержание, одинаковую минимальную и максимальную оптические плотности. Все изменения изображений против оригинала или особенности оригинала, которые должны быть оставлены без изменения в процессе репродуцирования (например отклонение от "памятных" цветов, общий цветовой тон и т.п.), нужно указать в разделе "Аннотация" паспорта на оригинал. На рисованные и штриховые оригиналы паспорт не составляется.

Оригиналы с произведений искусств, например картин, должны содержать дополнительно к слайду изображение тест-объекта для контроля съемки. Если при съемке картин использовался коррекционный светофильтр, позволяющий более точно передать цвет оригинала, необходимо сделать соответствующие указания в паспорте на оригинал.

Учитывая то, что в процессе электронной верстки полос книжно-журнальных изданий и возможного макетирования и расчета объема изданий в донаборной стадии легче иметь дело с ограниченным количеством разных размеров изобразительных оригиналов при заверстке их вразрез и в оборку, целесообразно на стадии выбора формата воспроизведенного оригинала однотипные изобразительные оригиналы привести к 3-5-размерным группам.

При изготовлении оригиналов, специально предназначенных для полиграфического воспроизведения, необходимо учитывать вид печатной формы и характеристику бумаги, на которой предполагается печать тиража. Так, например, оригиналы, предназначенные для воспроизведения их офсетным способом, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, богатую градацию в светах. Оригиналы, выполненные акварелью, пастелью, карандашом, имеющие небольшой интервал оптических плотностей, также лучше воспроизводятся с офсетных форм.

Оригиналы, выполненные в темной тональности (гуашью или маслом), лучше воспроизведутся с форм высокой печати; масляная живопись - с форм глубокой печати. При печати на гладкой мелованной бумаге разрешающая способность и соответственно интервал оптических плотностей выше; при использовании для печати шероховатой бумаги контраст оригинала должен быть больше, а мелкие детали и тонкие штрихи - отсутствовать.

Градационная ретушь тоновых оригиналов должна быть минимальной. Цветовой оттенок и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться. Не допускается использование чистых кроющих белил для осветления светлых участков изображения. Допускается незначительная корректура деталей изображения, например ретушь цветных участков специальным красителем, при формате многоцветного диапозитива не менее 9x12 см, предназначенного для двукратного увеличения и не более. Если необходима корректура, то оригиналы лучше изготавливать большего размера с последующим их уменьшением.

Изобразительные оригиналы контролируют по следующим параметрам:

  1. прямоугольность
  2. толщина
  3. точность линейных размеров
  4. оптическая плотность штриховых элементов
  5. ширина штрихов и расстояние между ними
  6. резкость оригинала
  7. зернистость
  8. максимальная и минимальная оптическая плотность
  9. интервал оптической плотности градационное содержание средний градиент оригинала цветопередача

Оригиналы контролируют визуально на предмет возможных повреждений и дефектов; трещины и царапины контролируют с помощью лупы, кратность которой соответствует масштабу воспроизведения.

Многоцветные диапозитивы, предназначенные для изготовления плакатов, контролируют с помощью двухкратной лупы. Прямоугольность проверяется с помощью угольника, толщина проверяется толщиномером, равномерность толщины определяется измерением толщины в пяти точках. Толщина - величина особенно важная для оригиналов, предназначенных для обработки на электронных цветокорректорах или барабанных сканерах. Толщина таких оригиналов не должна превышать 0,4 мм, они не должны наклеиваться на паспарту и иметь защитный лист.

Контроль линейных размеров осуществляется измерительной линейкой. Оптическая плотность штриховых элементов проверяется по эталону, имеющему требуемую плотность. Ширина штрихов и расстояние между ними проверяются с помощью измерительной лупы. Контроль резкости проводится с помощью лупы-микроскопа или визуальным осмотром через лупу, кратность которой соответствует масштабу воспроизведения. Резкость оригинала, содержащего изображение тест-объекта, проверяют по изображению миры.

Возможная зернистость определяется визуально с помощью лупы. Минимальная оптическая плотность измеряется на денситометре за светофильтром видности наиболее светлых нейтральных участков (светов) рисунка оригинала. Если на многоцветном оригинале отсутствуют нейтральные света, измерению подвергаются наиболее чистые по цвету цветные участки изображения оригинала за тремя зональными светофильтрами. Наименьшее значение -минимальная оптическая плотность оригинала.

Максимальная оптическая плотность определяется измерением за светофильтром видности на денситометре наиболее темных участков (теней) изображения оригинала, визуально близких к нейтральным. При отсутствии на многоцветном оригинале нейтральных теней измерение наиболее темных цветных участков проводят за тремя зональными светофильтрами.

Разность между максимальной и минимальной оптическими плотностями определяет интервал оптической плотности. Градационное содержание оригинала определяется визуально по относительному распределению градационых переходов (деталей рисунка) в трех зонах: светах, средних тонах и тенях изображения.

Контроль цветопередачи на многоцветном диапозитиве производится визуально на просмотровом столе с помощью коррекционных светофильтров, при этом цветопередача оценивается или по изображению шкалы НШ на многоцветном диапозитиве (если он содержит тест-объект) или по передаче "памятных" цветов объектов съемки, включая нейтрально-серые. Под определением "памятные" цвета понимают цвета часто встречающихся объектов типа: человеческой кожи, зелени, голубого неба, земли, красного флага и т.п.

При наличии искажения "памятных" цветов на многоцветный диапозитив следует наложить коррек-ционные светофильтры, подобрав их таким образом, чтобы достичь цветовой сбалансированности изображения. Размер изобразительного оригинала должен выбираться с учетом размера наборной полосы и приемов заверстки иллюстрации.

С целью симпликации и возможности автоматической обработки изображений при последующих процессах целесообразно унифицировать размеры однотипных иллюстраций, приводя их к трем размерам: полосные иллюстрации, три размера иллюстраций для заверстки вразрез и три размера иллюстраций при заверстке в оборку.

Такая систематизация размеров значительно облегчает изготовление расчетного макета; если в издании количество типоразмеров иллюстраций для каждого вида заверстки от 1 до 3, расчетный макет рассчитывается в один прием, если от 4 до 6 - в два приема и т.д. (Расчетный макет предполагается составлять по программе на ПЭВМ, время изготовления - несколько минут, необходимые условия, кроме указанных, - выбор формата издания, варианта оформления, гарнитуры и кегля шрифта). Масштаб воспроизведения оригиналов указывается в процентах, размер оригинала - в миллиметрах, размер окна для заверстки иллюстрации вместе с подписью и отбивками от текста - в квадратах.

2.2. Виды технических требований к изобразительным оригиналам

Оригинал, в который в процессе репродуцирования должны быть внесены какие-либо дополнения (например, текст, растровый фон.), должен сопровождаться калькой, на которой указано расположение дополнений. На ней также должны быть указаны шрифт и кегель текста дополнений, параметры растрового фона. Оригинал и калька должны иметь приводочные метки.

Изобразительные оригиналы (рис.9), в том числе и текстовые (как вариант штрихового оригинала), могут поступать для полиграфического воспроизведения и в закодированном виде. Рисованные одноцветные или многоцветные штриховые оригиналы - это рисунки, выполненные штрихами или элементами другой конфигурации с использованием пера, рейсфедера, кисти без размывок и растушевки; чертежи; диаграммы; схемы и т.п. на непрозрачной основе.

Фотографические штриховые одноцветные оригиналы могут быть изготовлены в виде диапозитивов и негативов. Многоцветные штриховые прозрачные оригиналы должны быть только в виде диапозитивов. Фотографические штриховые оригиналы (фотографии) используются крайне редко.

Полиграфические штриховые оригиналы (оттиски отпечатанных изданий, распечатки с принтера, оттиски с гравюр на дереве) в зависимости от используемой основы могут быть непрозрачными и прозрачными.

Основные требования, предъявляемые к штриховым непрозрачным одноцветным и многоцветным оригиналам, следующие: штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность, минимальная оптическая плотность - 1,2 Б; оптическая плотность бумаги, на которой изготовлен штриховой оригинал, не должна быть более 0,15 Б; ширина штриховых элементов на оригинале должна быть такой, чтобы с учетом масштаба воспроизведения она была на репродукции не менее 0,1 мм, а расстояние между штриховыми элементами - не менее 0,2 мм; штриховые непрозрачные многоцветные оригиналы, на которых элементы цветного изображения не соприкасаются, могут быть выполнены в виде единого рисунка с указанием цвета печатных красок для каждого элемента; указываются или номера печатных красок по каталогу или образцы оттисков печатных красок. Оригиналы, на которых элементы цветного изображения соприкасаются, должны быть выполнены цветами, разделяемыми при стандартном процессе цветоделения.

Если цвета на оригинале при стандартном процессе цветоделения четко не разделяются, то необходимо изготовить отдельные черно-белые оригиналы для каждой краски, снабженные приводочными метками (крестами). Таким образом, число отдельных одноцветных оригиналов будет соответствовать числу красок, которые предполагается использовать для печати репродукции.

В этом случае такие оригиналы воспроизводятся, как обычные штриховые одноцветные. Оптическая плотность шрифтовых (текстовых) оттисков или распечаток текста должна быть также равномерной и не менее 1,2 Б. при максимальной оптической плотности бумажной основы, использованной для распечаток или оттисков, не более 0,15 Б. При изготовлении оригинала полосы, содержащей как текстовые, так и штриховые изобразительные элементы, белизна бумаги, на которой выполняется расклейка, должна быть такой же, как для распечатки текста.

Отдельные оригиналы, монтируемые при подготовке к репродуцированию в один оригинал, должны иметь одинаковую оптическую плотность в светах и тенях, а изображение должно быть выполнено в одной манере - тушью, карандашом или краской.

Штриховые одноцветные и многоцветные оригиналы на прозрачной основе в основном подчиняются тем же требованиям, что и на непрозрачной. Штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность, визуально резкие края и быть выполнены на прозрачной подложке, оптическая плотность которой не превышает 0,20 Б. Разница между оптической плотностью подложки и штриховыми элементами должна быть не менее 1,0 Б. Полутоновые оригиналы характеризуются наличием полутонов различной яркости (светлоты).

Основной характеристикой полутонового оригинала является его контраст, показатель которого - интервал плотности , т.е. разность между максимальной и минимальной оптической плотностями оригинала: По контрасту оригиналы делятся на три группы: мягкие (вялые) нормальные контрастные Тоновые оригиналы подразделяются на рисованные, фотографические (на прозрачной и непрозрачной основе) и полиграфические.

Тоновые оригиналы бывают черно-белые и цветные. Рисованные тоновые оригиналы изготавливаются тушью с размывкой, краской (акварелью, гуашью), карандашом с растушевкой, пастелью.

Рисованные цветные полутоновые оригиналы представляют собой обширную и разнообразную группу. Они могут быть выполнены масляными красками, гуашью, акварелью, пастелью, темперой. Основной особенностью цветного оригинала является цветовое содержание. Цветовой охват оригинала должен учитывать охват триадной печати.

Для изданий повышенного качества допустимы исключения (увеличение краскопрогонов). Применение люминесцентных красок не допускается. Рисованные оригиналы должны быть выполнены в одной манере (масляные краски, акварель, гуашь и т.д.).

Штриховые прозрачные одноцветные оригиналы могут быть изготовлены в виде диапозитивов и негативов. Многоцветные оригиналы должны быть только в виде диапозитивов.

Штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность. Оптическая плотность подложки не должна превышать 0,2 б. Разность оптических плотностей изображения и подложки должна быть не менее 1,0 б.

Ширина штриховых элементов на оригинале должна быть такой, чтобы с учетом масштаба воспроизведения она была на репродукции не менее 0,1 мм; расстояние между штриховыми элементами должно быть такого размера, чтобы на репродукции оно было не менее 0,2 мм.

Оригиналы, изготовленные фотографическим способом, должны быть в виде одноцветного изображения на фотобумаге. Глянцевые фотоотпечатки должны иметь равномерный глянец по всей поверхности оригинала.

Зернистость оригинала при рассмотрении его в масштабе репродукции не должна быть заметной, если она не предусмотрена заказчиком как изобразительный элемент оформления.

Градационное содержание оригиналов (кроме оригиналов с произведений искусства) должно иметь оценку «мало» в светах, «много» в средних тонах, «мало» в тонах. При этом не допускаются фотоотпечатки с потерей сюжетно важных деталей в светах и тенях изображения.

Интервал оптических плотностей должен быть от 1,2 до 2,0 б. Для специфических оригиналов (например, снимок в тумане) допустим меньший интервал оптических плотностей, но не ниже 0,8 б. Минимальная оптическая плотность на оригинале, содержащем «белое», должна быть не более 0,15 б.

Полутоновые прозрачные одноцветные оригиналы могут быть изготовлены в виде диапозитивов и негативов.

Зернистость оригинала при рассмотрении его в масштабе репродукции не должна быть заметной, если она не предусмотрена заказчиком как изобразительный элемент оформления.

Интервал оптических плотностей должен быть в пределах от 1,00 до 1,60 б. Для специфических оригиналов (например, скульптура, хрусталь, зимний пейзаж.) Допустим меньший интервал плотностей, но ниже 0,8 б. Минимальная оптическая плотность оригинала должна быть не менее 0,35 б при плотности вуали не более 0,1 б.

Формат должен быть не менее 40×60 мм. При наличии в типографии сканеров допускаются меньшие форматы, от 34×36 мм и более.

Рисованные оригиналы должны быть выполнены на бумаге или картоне, оптическая плотность которых не более 0,2 б. При создании оригинала рекомендуется учитывать цветной охват триадной печати.

Рисованные оригиналы должны выполняться только одной живописной или графической техникой: акварелью, гуашью, темперой. Разрешается при изготовлении оригиналов использование цветных карандашей, углей в сочетании с любым из перечисленных видов красок.

При выполнении оригиналов акварелью не допускается применение белил. При выполнении оригиналов гуашью все живописные поля изображения должны быть перекрыты сплошным слоем гуашевых красок, обеспечивающим равномерное рассеивание света.

Не допускается применение люминесцентных красок и аппликаций. на оригиналах, выполненных фотографическим способом, должна быть обеспечена правильная цветопередача, в том числе «памятных» цветов. Цветная вуаль должна отсутствовать. Интервал оптической плотности должен быть в пределах от 1,2 до 2,0 б. Минимальная оптическая плотность на оригинале, содержащем «белое», должна быть не более 0,2 б.

Не допускаются оригиналы с потерей сюжетно важных деталей в светах и тенях изображения.

Зернистость оригинала при рассмотрении его в масштабе репродукции не должна быть заметной, если она не предусмотрена заказчиком как изобразительный элемент оформления.

На оригиналах должна быть обеспечена правильная цветопередача «памятных» цветов. Цветовая вуаль должна отсутствовать. Допустимое отклонение должно соответствовать коррекционному светофильтру с зональной оптической плотностью не более 0,2 б.

Интервал оптических плотностей должен быть в пределах от 1,60 до 2,75 б. Для специфических оригиналов допустим меньший интервал плотностей. Оптическая плотность должна быть: в светах — не менее 0,35 б, при плотности вуали на многоцветном диапозитиве, равной или менее 0,1 б; в тенях — не более 3,10 б.

Допускается незначительная коррекция деталей изображения (например, ретушь цветных участков специальным красителем.) При формате оригинала не менее 90×120 мм, при масштабе воспроизведения не более 200 %.

Формат оригиналов должен быть не менее 40×60 мм. Формат оригиналов с произведений искусства должен быть не менее 90×120 мм. При репортажной, хроникально-документальной съемке, в том числе быстро движущихся объектов, при съемке животных, птиц. Допускается формат 24×36 мм.

Оригиналы с произведения искусства (картин или других плоских объектов) должны содержать наряду с изображением текст-объект для контроля съемки. Если при съемке картин использовался коррекционный светофильтр, позволяющий более точно передать цвет оригинала, заказчик должен сделать соответствующие указания в паспорте на оригинал в разделе «аннотация».

От размещения иллюстраций в издании во многом зависит удобство пользования книгой, а иногда и правильность понимания текста. Размещение иллюстраций в книге определяется тремя основными факторами:

  1. необходимостью расположения иллюстраций в непосредственной близости с текстом, к которому они относятся.
  2. стремлением поставить иллюстрацию на наиболее удобное и заметное для читателя место на странице, на развороте и в книге.
  3. стремление учесть взаимосвязь между шрифтом, организованным в полосу, а также полями и иллюстрациями и придать этому комплексу гармоническую и выразительную форму.

Обязательно располагаются возле «своего» текста иллюстрации, имитирующие текстовые элементы издания, а так же иллюстрации, которые должны заверстываться непосредственно в строку текста, и иллюстрации, по содержанию составляющие единое целое со словесным текстом.

К другой группе относят иллюстрации, которые желательно расположить как можно ближе к своему тексту, но в случае необходимости они могут быть несколько «оторваны» от своего места. Нормальным считается размещение таких иллюстраций в пределах одного разворота со ссылкой на них.

В том случае, если так заверстать иллюстрацию не удается, она может быть размещена на следующем за ссылкой развороте.

Иллюстраций такого типа — подавляющее большинство как в изданиях художественной литературы, так и в научном, научно-популярном, техническом издании.

2.3. Контроль качества

На различных этапах процесса допечатной подготовки изданий проводится контроль за выполнением наиболее важных технологических операций. Для контроля верстки полос изданий и корректорской вычитки текста служат отпечатки, получаемые на одноцветных (черно-белых) электрофотографических или струйных принтерах. Качество обработки цветных изображений проверяют на экране монитора компьютера графической станции и по изображениям, полученным на устройствах цифровой цветопробы.

В первом случае говорят о так называемой мягкой цветопробе, которая обычно используется в процессе обработки изобразительной информации или для предварительной оценки изображений после их обработки. «Мягкая» цветопроба в силу того, что цветовой охват монитора существенно уже возможностей печатного процесса, не может в полной мере дать представление о будущем печатном оттиске. Во втором случае получают так называемую твердую цифровую цветопробу на цветных принтерах или аналоговую цветопробу с цветоделенных фотоформ с помощью контактно-копировальной установки и ламинатора.

Для инструментального контроля качества фотоформ и печатных форм используют денситометры, а для измерения цветных характеристик изображений (оригиналов, оттисков, цветопробных отпечатков) — спектрофотометры. Наиболее полную оценку качества допечатной подготовки изданий осуществляют на пробопечатных станках, на которых изготавливают с печатных форм оттиски, аналогичные тиражным оттискам в печатной машине.

Одним из важнейших направлений повышения качества печатной продукции является создание единых автоматизированных технологических комплексов, включающих оборудование, расходные материалы и контрольно ­ измерительную технику. Недооценка любой составляющей неизбежно приводит к существенному ухудшению качества продукции, что и наблюдается в настоящее время в отечественной полиграфии. Прежде всего это относится к практическому применению средств автоматизированного контроля.

Современная полиграфическая промышленность широко использует колориметрические приборы на всех технологических стадиях, поскольку иначе невозможно достоверно и оперативно получать информацию о качестве изображений — оригиналов, цветопроб и оттисков. Кроме того, колориметрия обладает таким свойством, как объективность, что особенно важно для согласования с заказчиком допустимых отклонений цвета на оттиске по сравнению с цветопробой. Не менее существенны названные преимущества во взаимоотношениях репроцентра с типографией, особенно если они находятся далеко друг от друга.

Каждой технологической стадии воспроизведения оригинала соответствует определенная операция контроля, выполняемая при помощи специальной измерительной техники и программно­аппаратных средств

Контроль отсутствия дефектов, перечисленных в правилах настоящего стандарта, следует проводить путем общего визуального осмотра оригинала. Отсутствие трещин, царапин и т.п. следует контролировать с помощью лупы, кратность которой соответствует масштабу репродукции.

Многоцветные диапозитивы, предназначенные для изготовления настенной изобразительной продукции, следует контролировать с помощью лупы с двукратным увеличением.

На стадии ввода оригинала должны корректироваться измеренные цветовые координаты элементов изображения, что обусловлено недостаточной точностью аналого­цифрового преобразования устройств ввода. Эта задача решается с помощью стандартизованных шкал IT8.7/1 и IT8.7/2, выполненных на прозрачной и непрозрачной основе соответственно. Эти шкалы разработаны CGATS — комитетом по технологическим стандартам в полиграфии, входящим в международную организацию по стандартизации ISO. После считывания шкалы в устройстве ввода программное обеспечение сравнивает измеренные данные по каждому полю шкалы с соответствующими стандартными значениями. В результате получается корректирующая таблица, позволяющая компенсировать искажения, вносимые при вводе оригинала. Такая таблица соответствия (пересчета) цветовых характеристик изображения цветовому пространству конкретного устройства ввода (вывода) называется ICC­профилем (монитора, сканера, печатной машины). При этом также переводят цветовые координаты из системы RGB в унифицированное пространство XYZ, что дает возможность упростить дальнейшую обработку массивов, обеспечивающую подготовку цветоделенных фотоформ и вывод изображения на экран монитора, а также на цветопробное устройство.

С помощью микроскопа следует измерить зону размытого перехода на оригинале (ширину границы резкой детали, расположенной на фоне). Границы зоны размытого перехода определяются визуально: начало и конец зоны отсчитываются от точек, где начинается и кончается визуально заметное изменение плотности. Допустимую зону размытого перехода следует определять по формуле:

= 104/m (1)

где L — допустимая зона размытого перехода для данного оригинала, мкм; m — масштаб репродуцирования, %.

Для изображений, которые рассматривают на расстоянии более 1 метра (плакаты и т.п.), допустимую зону размытого перехода рассчитывают по формуле:

= 33,3S/m (2)

где S — расстояние рассматривания репродукции, мм.

При определении зоны размытого перехода для оригиналов с произведений искусства в формулу (1) или (2) следует ввести поправочный коэффициент 0,5.

Контроль зернистости следует проводить визуально просмотром оригинала через лупу, кратность которой соответствует масштабу воспроизведения оригинала.

Контроль минимальной и максимальной оптической плотности следует проводить с помощью денситометра(рис.9) пропускания для прозрачных оригиналов или денситометра отражения для непрозрачных оригиналов.

Контроль минимальной оптической плотности. Следует измерить за светофильтром видности наиболее светлые нейтральные участки (света) рисунка оригинала. Если на многоцветном оригинале отсутствуют нейтральные света, то следует измерить за тремя зональными светофильтрами наиболее чистые по цвету цветные участки рисунка оригинала. Наименьшее из полученных значений следует принять за минимальную оптическую плотность оригинала. При определении минимальной оптической плотности многоцветного диапозитива не следует учитывать блики и изображения светящихся объектов.

Контроль максимальной оптической плотности. Следует измерить за светофильтром видности наиболее темные участки (тени) рисунка оригинала, визуально близкие к нейтральным. Если на многоцветном оригинале отсутствуют нейтральные тени, то следует измерить за тремя зональными светофильтрами наиболее темные цветные участки рисунка оригинала. Наибольшее из полученных значений следует принять за максимальную оптическую плотность оригинала. При определении максимальной оптической плотности многоцветного диапозитива не следует учитывать участки изображения, не содержащие деталей рисунка.

Интервал оптической плотности оригинала следует определять как разность его максимальной и минимальной оптических плотностей.

Контроль градационного содержания оригинала следует проводить визуально по относительному распределению деталей рисунка в трех зонах: светах, средних тонах и тенях изображения.

Следует определить по интервал оптической плотности оригинала.

Визуально, пользуясь для сравнения серой контрольной шкалой тест-объекта «ТОН» (рис.14), следует разбить интервал оптической плотности оригинала на приблизительно равные три зоны: света, средние тона, тени.

Следует определить, к каким зонам интервала относятся участки оригинала, содержащие детали рисунка, и визуально оценить частоту встречаемости деталей изображения на площади, занятой отдельно зонами светов, полутонов и теней, т.е. оценить количество деталей в каждой зоне по сравнению с двумя другими зонами по трехбалльной системе: «много», «средне», «мало».

Оценка «много» в какой-либо зоне интервала оптической плотности означает, что в этой зоне содержится сравнительно много деталей, оценка «мало» — сравнительно мало деталей в данной зоне.

Контроль цветового содержания отдельных непрозрачных оригиналов, монтируемых в сборный оригинал, следует проводить визуально, путем сравнения цветов сюжетно важных мест отдельных оригиналов между собой.

При визуальном контроле печатных форм к ним предъявляются следующие требования: формат печатной формы должен соответствовать техническим характеристикам печатной машины;

  1. форма не должна иметь никаких механических повреждений: царапин, инородных включений, трещин, воздушных пузырьков, грязи;
  2. на форме должны быть воспроизведены все кресты и метки, необходимые для совмещения красок в процессе печатания, фальцовки и резки; за пределами приводочных крестов должны располагаться шкалы оперативного контроля формного и печатного процессов;
  3. печатная форма должна иметь маркировку по краске;
  4. изображение на печатной форме должно располагаться в соответствии с требованиями по ширине поля клапана печатной машины;
  5. на пробельных элементах должен быть полностью удален копировальный слой. Особое внимание необходимо уделять участкам изображения с относительной площадью растровых элементов более 80%.

Контроль цветопередачи на многоцветном диапозитиве следует проводить визуально.

Цветопередачу на многоцветных диапозитивах, содержащих изображение тест-объекта, следует оценивать визуально сравнением изображения шкалы НШ тест-объекта, а также самого изображения на многоцветном диапозитиве, со шкалой ПШ-3 и рамкой-маской тест-объекта для визуальной оценки цветных диапозитивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы разобрались с общими техническими требованиям предъявляемые к изобразительным оригиналам и что такое изобразительные оригиналы. Описали их понятия, виды и особенности, а так же технические требования для изобразительных оригиналов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература.

  1. «hi-edu». «Виды изобразительных оригиналов и требования к ним». 2014. [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook243/01/part-008.htm (дата обращения 10.01.2020 г.).
  2. «studfile.net». Статья «Классификация изобразительных оригиналов»[электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://studfile.net/preview/2524119/page:2/ (дата обращения 10.01.2020 г.).
  3. «studfile.net». Статья «Основы полиграфического воспроизведения оригиналов»[электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://studfile.net/preview/2525163/page:10/#28 (дата обращения 11.01.2020 г.).
  4. «helpiks». Cтатья «Изобразительные оригиналы, требования к ним». 2014. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://helpiks.org/1-38997.html (дата обращения 09.01.2020 г.).
  5. «lektsii». Статья «Основы полиграфического воспроизведения оригиналов»[электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://lektsii.org/6-2563.html (дата обращения 12.01.2020 г.).

Дополнительная литература

  1. « compuart.ru». Статья «Контроль качества допечатной подготовки изданий» – [Электронный ресурс]. – https://compuart.ru/article/22838 (дата обращения 11.01.2020 г.).
  2. «studwood». Статья «Требования к авторским текстовым оригиналам» [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/1014243/zhurnalistika/tekstovye_izobrazitelnye_originaly_trebovaniya (дата обращения 12.01.2020 г)
  3. «wikipedia». «Оригинал» [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оригинал (дата обращения 10.01.2020 г.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1

Картинки по запросу Полутоновый или штриховой оригинал

Рис.2

Картинки по запросу Непрозрачный или прозрачный оригинал

Рис.3

Картинки по запросу Черно-белый или цветовой оригинал

Рис.4

Картинки по запросу чб и ветной

Рис.5

Картинки по запросу одноцветные оригиналы

Рис.6

Картинки по запросу рисунок на картоне

Рис.7

Картинки по запросу рисунок на кальке

Рис.8

Рис. 1. Средства контроля в процессе изготовления оттиска

Рис. 9

Картинки по запросу денситометра