Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых систем мира

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Правовая картина нашей планеты состоит из ряда существующих и, что самое главное, действующих на данном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы, а так же оказывают влияние друг на друга. Степень связи национальных правовых систем определяется тем, что одни имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, а другие, обладают большим количеством специфических черт и особенностей и имеют очень мало общего.

В следствии развития науки, экономики, культуры, новых технологий и что не мало важно образования, а так же на фоне усиливающейся глобализации, связи между народами неизменно укрепляются, расширяются, а следовательно – между их правовыми системами, именно поэтому эти связи требуют всестороннего изучения.

Актуальность данной темы имеет так же практический характер: понимание важности и необходимости развития разносторонних связей со всеми народами и странами, и осознание негативного влияния изоляции, самоизоляции государства не только на его экономическое, но и социально-политическое развитие.

Зарубежные и отечественные ученные всегда уделяли и сейчас уделяют огромное внимание исследованию правовых семей современного мира.

Об этом могут свидетельствовать, многочисленные научные издания, брошюры, статьи, материалы международных конференций, конгрессов, симпозиумов и так далее.

Рене Давид – французский ученный один из наиболее авторитетных деятелей в этой области, посвятил всю свою жизнь изучению правовых систем. Он представил собственную классификацию, основанную на двух критериях: юридической техники и идеологии.

Существует и другая классификация созданная немецкими юристами Х. Кетцом и К. Цвайгертом. Основой этой классификации является критерий правового стиля.

А. Х. Саидов – отечественный автор, известный своими работами в области сравнительного правоведения, выделил с помощью марксистско-ленинской типологии, за основу которой взят критерий общественно экономической формации (феодальное право, социалистическое право, рабовладельческое право, буржуазное право) основные правовые семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», дальневосточную правовую семью, семью социалистического права.

Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи: рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи, рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей, изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, изучение особенностей семьи религиозного права, а также особенностей семьи социалистического права.

I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи

Каждое современное государство имеет свое право. Оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ, которые имеют различные структуры , верования, правила. Что бы иметь представления о конкретной правовой системе, надо знать о понятии правовая семья. Выводы о праве интересующего нас государства мы можем сделать только исходя из особенностей этой правовой семьи.

У ученных нет единого мнения относительного термина «правовая система», на сегодняшний день существует очень много определений и понятий. По мнению А. Х. Саидова, правовая система – это совокупность общих принципов права, правовой культуры, правовой доктрины, правовых традиций, санкционированных и несанкционированных обычаев и других элементов в определенном государстве.

Рене Давид в определение этого понятия непременно включал идеологию и определил правовую систему как совокупность юридических принципов, институтов и норм, юридической доктрины и господствующей идеологии в определенном государстве в определенный отрезок времени.

Если же исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов, которые были использованы для создания и толкования, оценки норм, то различия между правом разных стран уменьшаются в значительной степени.

Способы выработки норм права, а так же их толкования и систематизация указывают на наличие некоторых типов норм, которых совсем не много, хотя сами нормы могут быть бесконечно разнообразны. Именно поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи».

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт.

1.2 Классификация правовых систем

Важность классификации правовых систем имеет две причины: во-первых, разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее по отдельным частям, то есть, правовым системам; вторая причина обуславливается практическими целями – совершенствованием национальных правовых систем и унификацией действующего законодательства.

По поводу определения видов критериев классификации, как отечественные, так и зарубежные ученые не пришли к общему мнению.

Рене Давид, как я уже говорил ранее, выделил два критерия: юридическую технику, которой пользуются юристы той или иной страны, и идеологию, включающую в себя философские, политические и экономические принципы правовой системы данного государства. Руководствуясь этими критериями, автор все существующие в мире правовые системы на следующие правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую, или семью «общего права», и социалистическую.

Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц создали другую классификацию, за основу которой они взяли критерий правового стиля, который в свою очередь состоит из пяти элементов: своеобразие юридического мышления, особенности правовых институтов, источники права, идеологические факторы. Исходя из этого, выделяются вот какие правовые семьи: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, а также право ислама и индуистское право.

На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. А.Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типа права семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью «общего права» и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии и правовая система республики Куба.

Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовые традиции, приходят к выводу о том, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - континентальное, общее и социалистическое право, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское и японское право).

В начале XX века существовала классификация на основе расового и языкового критериев, правовые системы были объединены в три правовые семьи – индоевропейскую, семитскую и монголоидную.

1.3 Выводы

Правовая семья все еще одно из центральных понятий сравнительного правоведения, так же представляет собой широкую совокупность правовых систем.

И хотя термин был введен в научный оборот в 1667 году, как раньше, так и сейчас нет единого мнения относительно определения понятия «правовая система» и «правовая семья». Разные авторы при формировании этих понятий выделяют в качестве главных различные элементы.

Созданная Рене Давидом классификация пользуется наиболее широкой популярностью. Хотя единой классификации все же не существует по причинам схожими с описанными выше: разные виды критериев.

Самое главное, что мы должны запомнить – это то, что каждая правовая семья уникальна.

II. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

2.1 Особенности романо-германской правовой семьи

Романо-германская правовая семья сформировалась в континентальной Европе. Созданна романо-германская правовая семья на основе римского права, это и станет причиной столь частого упоминания этого права в тексте. Первая половина XIII век считается первым периодом формирования этой семьи, материалы уже собирались, но попыток к синтезу еще не предвиделось, системы в тот момент не существовало. Второй период ознаменовал собой возвращение изучения римского права в университетах. Распространение романо-германской правовой системы за пределы Европы, начинает третий этап ее формирования. К семье романо-германского права относятся правовые системы не только государств континентальной Европы, но и Латинской Америки, значительной части Африки, а так же страны ближнего Востока.

Изучение Римского права в университетах центральной Европы XII – XVI веках было основано на Своде законов Юстиниана. Именно на основе этого изучения сложилась Романо-германская правовая семья, которая и создала общую для большинства стран средневековой Европы, юридическую науку. Влияние Римского права на романо-германское право сложно переоценить. Хотя многие компаративисты оспаривают величину влияния на всю романно-германскую семью. Они утверждают, что в определенных странах римское право тормозило эволюцию правовых систем, а следственно и всей романно-германской группы. В Германию римское право пришло в XV веке, после чего почти полностью подавило национальную правовую систему Германии, из-за огромного влияния римско-католической церкви на фоне слабой централизации и феодальной раздробленности. Что сильно отличает его путь от пути римского права во Франции и Англии, куда оно пришло гораздо раньше.

В романо-германском праве огромное значение сравнимое с другими источниками права придают трудам ученых-юристов. Существование права не является достоянием юристов и оправданием их существования, это стало характерно для романо-германской семьи. Это концепция утверждает, что право не может стоять отдельно от остальных сфер жизни, а связанно с ними. С этого момента право неизменно развивается и формируется на основе общих принципов и правовых доктрин. Эта позиция отвергает мысль о развитии права на основе конкретных судебных решений, и именно она подтолкнуло право к выходу из университетов, приобретая все большее значение в повседневной жизни европейских государств, вскоре оно стало национальным основанным на рецепции римского права.

Нельзя не упомянуть, что обращение к закону, в странах романо-германской семьи, как к важнейшему источнику права считался лучшим решением, для вынесения справедливого вердикта. Это соответствовало праву, а значит, имело наивысшую ценность. Окончательно мнение установилось с XIX века, когда большая честь европейских государств уже имела письменные законодательные акты: кодексы и письменные конституции. Закон определял норму, после чего она перестала быть лишь предметом решения в суде, но становится чем-то большим, принимая более серьезные значения. Романо-германская семья всегда противопоставляла себя англосаксонскому праву, так и здесь норма права не создается судьями, так как приоритет отдается не судейским нормам, а статутному праву.

Деление на отрасли и институты права характерны для большинства правовых систем романо-германского права. Это деление имело огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Одно из важнейших классификаций норм в праве романо-германской семьи является их разделение на нормы публичного и частного права. Обусловлено оно огромным влиянием непосредственно римского права, на эволюцию права всей романо-германской семьи. Существуют несколько доктрин относительно этого разделения, которые делят иерархию судебных органов на частное и публичное право. Благодаря этим доктринам наблюдается усиление публичного права в ущерб праву частному. Но именно разделение судебной иерархии имело практичный характер разделения самого права.

Кодификация права, начавшаяся в странах Западной Европы в Средние века, сильно повлияла на характер и процесс развития романо-германского права. Кодификация романо-германского права выделяется тем, что имеет глубокие и прочные исторические корни, проявляется как своеобразная юридическая техника, имеет глобальный характер и свою собственную идеологию. Суть идеологии заключалась в том, чтобы, преобразуя, а иногда и аннулируя существующее на данный момент право, создать новую правовую реальность. Положительная роль кодификации заключалась в том, что благодаря ей исчезли многочисленные юридические архаизмы и множественность обычаев, мешавших практике. Недостатки ее в следующем: она упустила университетскую традицию «обучить поискам справедливого права, предложить право – образец, а не систематизацию или комментарии права той или иной страны»; способствовала юридическому позитивизму, усиленному национализмом.

В системе романо-германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом. Во Франции и некоторых других странах это привело к возникновению коммерческих судов и созданию актов коммерческого права.

2.2 Выводы

Романо-германская правовая семья основана на принципах римского права, что в какой-то мере подталкивало и задерживало ее развитие. Одна из самых явных особенностей это тяготение к доктринальности и концептуальности. В романо-германской правовой семье закон, являлся важнейшим источником права. Так же нельзя не упомянуть четкое деление на частное и публичное право, которое имело яркий кодифицированный характер. В системе романо-германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами есть и торговые.

III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

3.1 Особенности англосаксонской правовой семьи

Англосаксонская правовая семья, или англо-американская правовая система, объединяет под собой страны некогда великой колониальной империи Великобритании (Америка, Австралия, Содружество Наций). «Общее право» Англии лежит в основе всех национальных правовых систем.

Право этой семьи, как ясно из названия было создано в Англии, в период после норманнских завоеваний и коронации Вильгельма I . В современном мире эта семья объединила под собой почти все англо говорящие страны. Хотя в странах отринувших протекторат Великобритании, таких как США, Индия, право развивалось своим собственным путем и теперь каждой из них присущи свои собственные особенности. Некоторые страны входящие в англосаксонскую семью имеют смешенный вид права, такие наблюдаются на Филиппинах, Канаде, Пуерто-Рико. Датой зарождения англосаксонского права как отдельного вида права, принято считать начало XIII век, когда в Вестминстере начали заседать королевские суды. Компромисс между судами общего права и судом лорда-кацлера, был достигнут только в XVII веке. Вначале XIX века Английское право пережило радикальные реформы и перенос акцента юристами теоретически и практически с процессуального на материальное право. Хотя современники тех реформ вспоминают, что они не лишили Английское право его традиционных черт. В XIX и XX веках английская юриспруденция уделяла большое внимание материальному праву, на основе которого осуществилась систематизация решений общего права. Во второй половине XIX века устранены формальные различия между судами общего права и канцелярскими судами справедливости, до этого момента оно было вынужденно одновременно соперничать и сотрудничать с ним. Основную же роль законы и регламенты в Английском праве начали играть только в XX веке.

За основу Англосаксонского права были заложены решения королевских судов, а значит они автоматически становились высшим источником права. Безусловно принимаемые в парламенты законодательные акты играют важную роль, но они подготовленны уже с учетом прецедентов в суде. Несмотря на это будет ошибочно предположить что «судейские» нормы возвышаются над статутными и конституционными.

В конце XIII века были созданы специальные «Ежегодники», их целью являлось систематическое издание судебных отчетов, позже, ко второй половине XVI века их упразднили и заменили частными отчетами, а уже в XIX веке «Судебными отчетами» задачей которых было широкое распространение судебных прецедентов. Основанное на праве прецедента, законодательство большинства входящих в нее стран представляло собой гору неупорядоченных и не согласованных между собой норм.

Главное отличие англосаксонской семьи от романо-германской заключается в слабом влиянии римского права на первую. Римское право имело преимущественно частный характер, из-за чего не могло приниматься во внимание в королевских судах. Несомненно на слабое влияние Римского права сказались местные традиции и обычаи, которые были несовместимы с нормами римского права и мешали его укоренению. Развитие англосаксонского права протекало по своему собственному плану и, поэтому, нужды перенимать римское право не было.

Относительно слабое развитие законодательства давало возможность судам формировать в процессе своей деятельности не только нормы материального, но и процессуального права ,уделять повышенное внимание не столько самому судебному решению, сколько порядку и процедуре его принятия. Вплоть до XIX века главным для английского юриста было найти форму иска обращения в Королевский суд для избежания тех препятствий процедурного характера, которые могли встретиться ему на этом пути. Самая большая трудность состояла в возбуждении самого судебного процесса. Следовательно, для всех юристов англосаксонской семьи

аспекты процессуального права особенностями развития государственно-правовой жизни Англии и других стран все больше выдвигались на второй план.

Судебная власть Англии и ряда других стран англосаксонской правовой семьи довольно действенна и самостоятельна. Эта власть обладает прерогативой в процессе создания не только материального права, но и судебных процедур. Суды обладают неоспоримым правом осуществления правосудия. На суды возлагаются широкие и действенные полномочия, позволяющие оказывать огромное влияние на процесс развития правовой системы, на само общество и государство.

В отличие от других правовых семей, судебный процесс в странах англосаксонской правовой семьи носит обвинительный характер. В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств налагаются на участников процесса, а суд остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон.

3.2 Выводы

Свободная от влияния римского права, англосаксонская правовая семья смогла создать систему базирующеюся на основе судейского права, где во главе судебный прецедент. Сейчас англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, в котором кодификация почти отсутствует. А доминирующею роль занял правовой прецедент. Все это стало возможно только благодаря тому, что правовая система англосаксонской семьи смогла избежать сильного воздействия на нее римского права. При такой системе процессуальное право имеет гораздо большее значение, нежели материальное, а судебные процессы носят обвинительный характер, но это же делает судебную власть более независимой от всех остальных ветвей государственной власти, а значит более непредвзятой и справедливой.

IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА

4.1 Особенности мусульманского права

Система мусульманского права отличается от всех остальных своей неповторимостью и структурой. Если в европейской части, юристы приняли считать закон предписанием конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под законом понимают правила адресованные всем мусульманам самим Аллахом. Именно поэтому в этой правовой системе такое послание будет бесспорным и безусловным. Данныое право основано не на логических выводах или опыте поколений юристов, проб и ошибок системы права, а на иррациональных религиозных догмах, многим из которых уже тысячи лет.

Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством. Сложившись еще в VII – X веках в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает как одна из сторон ислама.

Согласно догмам ислама, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Основной источник мусульманского права в средние века являлся Коран – книга предписаний и обязанностей перед богом, Аллахом. Сейчас мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации, но в то же время Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана размыты и не систематичны, что дает широкий простор для их трактовки и огромные для правовой инициативы в установленных религиозных рамках. Также важнейшим источником является Сунна – сборник адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII – IX века богословами и юристами. Сунна – своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.

Иджма – согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

В юридической литературе относительно мусульманского права говорится об ограниченном характере аналогии.

Исходя из всего выше перечисленного, в теории мусульманское общество имеет законодательную возможность лишь на административном уровне, играя роль стража правосудия, следящего за исполнением закона.

Однако при помощи стратагем, фикций, актов суверена и, что не мало важно, обычаям, происходило приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям современного мира. Обычаи, которые возможно согласовать с мусульманским правом могут войти в него в него и дополнить, тем самы расширив сферу его применения. Важную роль в эволюции права сыграли соглашения, которые, так же как и обычаи, не являются нормой права. Работой мусульманского юриста было стараться не нарушая прямые правовые нормы, учитывать букву закона, а не его дух, внешние обстоятельства, а не побудительные мотивы и так стараться обходить действующие нормы.

В последнее время заметно снизился авторитет традиционных судов. Это связанно с вестернизацией мусульманских стран. Мусульманское право уступило римскому и англосаксонскому в административном, уголовном, трудовом и конституционном правах. Теперь к юристам получившим западное образование приходиться обращаться не только для применения современных кодексов но и шариата. Это коснулось всех сфер которые не затрагивают персональный статус (лицо, семью, наследование). Это ситуация угрожает мусульманскому праву гораздо больше, чем принятие кодексов.

4.2 Особенности иудейского права

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началом становления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно I век до н. э.

В отличие от права мусульманского, иудейское право долгое время не имело письменных источников, существовало лишь в устной форме и заучивалось наизусть, таким образом, передавая из поколения в поколение все постулаты и нормы права. Такая особенность источников права, была направленна на исключение возможности изучения иудейского достояния не евреями. Однако, из-за этого были утеряны или искажены некоторые постулаты иудейской веры, после чего запрет был снят.

Ученые делят всю историю развития еврейского общества на разные периоды, однако, мы можем выделить несколько основных этапов становления еврейского государства и общества. Если брать за основу работы Д. Рида, мы сможем выделить пять основных периодов: «эпоха левитов» (до середины I века до н. э.), «эпоха фарисеев» (II век до н. э. – II век н. э.), «эпоха талмудистов» (II век – XVIII век), «промежуточный» период (XIX век) и «эпоха сионизма» (с XX века).

Из-за внутриполитической раздробленности древних иудеев, возникали многие религиозные течения и доктрины, создающие противоречия в развитии иудейского права. Противоречия так же возникали из-за борьбы и непринятия иудеями других религий, что сильно тормозило развитие их собственного права, так как оно встречало открытое противодействие. Иудеи враждебно относились к язычеству и всем народом его исповедующих, что не могло не породить ответную реакцию.

Что же такое иудейское право - это комплекс обязанностей, охватывающий все аспекты еврейской жизни. В первую очередь, нормы публичного права. Во главу соблюдения всех канонов иудейской веры, поставлено верность и служение Богу, исполнение обязанностей, связанных с обязательным соблюдением различных религиозных праздников, жертвоприношений.

Имея специфические функции иудейское право влияет на все стороны духовно-нравственного и религиозного единения народа. Сильно его влияние и на социальную, экономическую, политическую сферы жизни. Существует группа функций, которая связана с воздействием на современное израильское право.

В отличии от мусульманского права, иудейское не регулирует все аспекты жизни общества, хотя и воздействует на него. Основным объектом регулирования являются брачно-семейные отношения.

Иудейская правовая система имеет несколько источников права, к основным относятся: Талмуд и Библия, так же сильное значение имеют традиции, обычаи и правовые доктрины. Рассмотрим каждый из них поп порядку. Библия – так же известная, как еврейская библия, сборник различных сочинений относящихся к разным периодам и имеющие разный характер. Состоит из двух частей – Ветхого и Нового завета, но иудеями признается лишь Ветхий завет. Особое место в библии занимает Тора. Тора – важнейший источник права и часто рассматривается в иудейском праве, как своеобразная конституция. Важнейшим источником иудейского права, после Библии, является Толмуд, который был составлен в период с IV в. до н.э. Толмуд – это священная книга иудеев, по свое структуре является сборником законов, а так же правовых и этических норм. Нельзя забывать о важнейших источниках права иудеев, религиозных традициях и обычаях, влияющих на все стороны жизни иудейского общества. Существуют так же писания богословов, раввинские идеи относительно толкования библейских текстов, в совокупности все это является одним из древнейших источников права, называемая доктриной.

4.3 Выводы

Семьи религиозного права – древнейшая форма права на земле, выраженная в воле Бога и закрепленная священными писаниями и традициями. И хотя в своем чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана, оно оказало большое влияние на современную форму права, а в некоторых странах является правовой системой и сейчас.

Превалирующими источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. Большинству правовых норм присущи чрезвычайная архаичность и казуистичность. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата.

Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно императивный характер, в его системе гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейское право многофункционально, но его прямое воздействие на израильское общество очень ограниченно. Для религиозно-правовой системы иудейское право очень органично сочетается со всей остальной израильской правовой системой. Иудейская правовая система имеет особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина).

V. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

5.1 Особенности социалистической правовой семьи

Социалистическая правовая семья, основана на социалистическом праве, которое появилось как самостоятельная правовая система, в России после Октябрьской революции 1917 года, а после Второй мировой войны была принята многими странами, избравшими социалистический путь развития. И хотя во многом социалистическая семья схожа, с другими правовыми система, она отличается государственной собственности над средствами производства.

Социалистический лагерь составляют правовые системы Европы ( страны ОВД ), Азии ( Китай, Северная Корея, Вьетнам ), Латинской Америки ( Куба ), на эти системы огромное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская. Все они, в какой-то степени, являются разновидностями советского права. Следовательно на примере первого социалистического права, а именно права СССР, мы можем рассмотреть основные черты социалистического права.

Несмотря на то, что социалистическое право сохранило структуру романо-германской семьи и такую же концепцию правовой нормы. Все же она имеет важные отличия от своего более древнего предка: разделение гражданского от семейного права, исчезновение торгового права, появление колхозного и жилищного права. Коренным образом отличается конституционное право западных стран отличается, от права социалистического. Причина кроется в ведущей роли коммунистической партии и разделении власти между советами всех уровней.

Основным источником социалистического права являлось на первых порах революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, якобы выражающие волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией, а на самом деле – интересы партийной номенклатуры.

Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. В своих работах советские авторы всегда ссылались на К. Маркса и Ф. Энгельса, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. В СССР закон подменялся партийно – административными решениями, хотя в тории такого не могло быть.

Воодушевленный марксистскими доктринами, В. И Ленин писал: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Именно в этом заключалась оригинальность советской правовой системы – в отсутствии деления на публичное и частное право.

Так как в СССР право являлось аспектом политики, то очень большое число законов и норм имело императивный характер, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права.

5.2 Выводы

Социалистическое право – это результат социалистической революции, его обязательный и неизбежный элемент социалистических отношений, поэтому социалистическое право это объективная закономерность социалистического общества.

Система советского права по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Социалистическая правовая семья, отличалась господством публичного права над частным. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер.

Необходимость ликвидации свергнутых эксплуататорских классов, обеспечение функциони­рования социалистической политической системы как власти трудящихся, укрепление её антиэксплуататорского содержания, направленности на строительство коммунизма — все это предо­пределяет существование социалистического права как клас­сового регулятора общественных отношений.

Социалистическая правовая система, одна из самых критикуемых. Многие, даже советские теоретики, выступали с теорией что право и государство являются лишь пережитком буржуазного общества и издержкой переходного периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами были рассмотрены основные правовые семьи мира с целью – выявление их особенностей.

Мы поняли, что относительно определения «правовая система» и «правовая семья» у ученных, нет единого мнения и по сей день, так как формирование этого понятия разные авторы берут за основу и выделяют в качестве главных, разные друг от дуга элементы, что делает невозможным составить относительное определение.

По схожей причине нет и единой классификации: ученые основываются на разных критериях. В этой работе мы пользовались самой известно и распространенной классификацией, французского ученого Рене Давида.

Свой анализ правовых семей мира, я начал с романо-германской правовой семьи. Романо-германская правовая семья развивалась на основе уже готового римского права. Из особенностей этой семьи мы можем выделить ее тяготение к доктринальности и концептуальности. Среди источников права во главе угла был закон. Имелось четкое деление на право частное и публичное и имело кодифицированный характер, а большинство правовых семей имело свои торговые кодексы.

Англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от других ветвей государственной власти.

Религиозная правовая семья. Самая древняя и самая критикуемая правовая система. Существование этой системы обусловлено божественной волей, волей Бога, она не исходит из логических умозаключений и результатах многовековой эволюции правовых систем, а исходя из религиозных норм и обычаев. И хотя сейчас постепенно идет сужение применения религиозных норм и можно говорить о существовании двух независимых систем права: религиозной и светской, влияние религиозных догм на общества этой семьи все еще велико.

Особенности семьи религиозного права были рассмотрены мною на примере двух правовых систем: системы мусульманского права и системы иудейского права.

Превалирующими источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. Большинству правовых норм присущи чрезвычайная архаичность и казуистичность. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата.

Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно императивный характер, в его системе гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейское право многофункционально, но его прямое воздействие на израильское общество очень ограниченно. Для религиозно-правовой системы иудейское право очень органично сочетается со всей остальной израильской правовой системой. Иудейская правовая система имеет особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина).

Социалистическая правовая семья, которую теперь уже можно отнести к истории, отличается господством публичного права над частным. Система советского права по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер.

В мире существует множество правовых систем, и каждая из них уникальна со своими достоинствами и недостатками. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических отношений между странами, заметно усиливается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Рассмотрев все правовые семьи, стоит задаться вопросом, а хорошо это или плохо? К большому сожалению, человечество пока не в силах создать идеальную правовую систему и причина кроется в различиях каждой правовой системы. Пока ни одна из них не может соответствовать абсолютно всем юридически, социальным, экономическим и моральным нормам.

Список используемой литературы

  1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1999
  2. Диксон Б. Введение в право Франции. - Пер. Васильев Е.А., С.-П., 1997
  3. Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996
  4. Ленин В. И. «Полное собрание сочинений»
  5. Маркс К,. Энгельс Ф. «Сочинения»
  6. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. - М., 2001
  7. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. - М., 1993
  8. Рид Д. Спор о Сионе. - М., 1993
  9. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. - Т., 1999
  10. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - С., 1994
  11. Филлипов С.В. Судебная система Англии - М., 1985
  12. Филиппов С.В. Судебная система США. - М., 1985
  13. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение. - М., 1995
  14. Шапп Я. Основы гражданского права Германии. - М., 1996
  15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1996
  16. Правовые системы стран мира: энциклопедия. - М., 1993