Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и степень проработанности темы. В последнее время педагоги все чаще стали обращаться к проблемам духовности. Для этого существует несколько актуальных оснований: во-первых, падение нравственности в обществе и, во-вторых, возникла необходимость развития концепции духовного воспитания учащихся и молодежи, что нашло отражение в Послании Президента России от 10 мая 2006 года.

Развертывающиеся мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу обусловливают пристальное внимание ученых к исследованию вопросов духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. В обществе ощущается мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения старой идеологии; культ денег, наживы, навязывание безнравственной мысли о том, что все способы обогащения приемлемы, что отрицательно сказывается на нравственности молодежи.

Современная наука рассматривает духовность личности как интеллектуальную и нравственную сущность, как непреходящую ценность, высший ориентир жизнедеятельности человека, утверждающий приоритет социального над природным. Понятие духовности включает также религиозный аспект – олицетворение психических проявлений организма. С этой точки зрения духовность мыслится как нематериальная сущность – как божественность (святость).

Видные отечественные педагоги Ш.А.Амонашвили, А.Ф.Ахматов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Шиянов и другие духовность личности рассматривают как общечеловеческую ценность. В это понятие они включают:

- признание единства научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического;

- владение обобщенным общечеловеческим опытом и ценностями, связанными как с материальным, так и нематериальным существованием человека;

- развитый интеллект, разностороннюю образованность, творческое мышление, высокую внутреннюю культуру;

- активную трудовую деятельность, достойную гражданскую и жизненную позицию;
- гуманность, душевную щедрость, добрые человеческие отношения как стремление к совершенствованию Духа – бессмертной сущности;

- эстетическую и эмоциональную культуру, умение оценивать красоту окружающего мира и человека, его мысли, чувства и волю «через мудрость и горячее сердце» (В.А.Сухомлинский).

Степень разработанности темы. Проблема соотношения духовного и телесного во все времена была предметом дискуссий мыслителей (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) Явления гуманизма и нравственности, как проявления духовности, привлекали внимание представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг) и представителей экзистенциализма (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Огромное наследие по разработке вопросов духовности оставили религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.Ильин, B.C. Соловьев и др.) и исповедники веры (Феофан Затворник и др.). Вопросы духовного становления личности изучаются в педагогической этике (В.И. Андреев), в психологии труда (А.С. Макаренко, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.). По мнению авторов, рассматривающих духовность в составе этической психологии (И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский), духовность имеет «светлую» и «темную» окраску, что передается использованием фундаментальных понятий этики «Добро» и «Зло». Рассмотрение человека как нравственного субъекта осуществляется в работах Б.С. Братуся и С. Л. Рубинштейна.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы заключается в анализе нравственного (гражданского, валеологического, эстетического, экологического и т.д.) воспитания детей на разных возрастных этапахкак педагогической проблемы. Постановка цели предопределила постановку задач исследования:

- рассмотреть понятие «нравственность и духовность личности»;

- обосновать актуальность нравственного воспитания у учащихся духовности в современных условиях;

- проанализировать теоретические и исторические аспекты развития идеи духовности в мировой и отечественной философии и педагогике;

- изучить содержание и методики воспитания духовности у учащихся.

Объект исследования – духовность как педагогическая проблема. Предмет исследования – особенности воспитания духовности у учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников по проблемам духовности; философский анализ духовности как категории педагогической науки; историко-логический метод исследования, системный анализ и комплексный подход.

Гипотеза работы – если исключить воспитание духовности из педагогической работы со школьниками, то цели педагогической деятельности не будут достигнуты.

Научная новизна работы заключается в осмыслении и обобщении подходов к проблеме воспитания духовности у нового поколения.

Практическая значимость работы выражается в возможности использования основных выводов в практической деятельности педагога.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (библиографии).

I. Духовность человека как предмет педагогического и психологического исследования
1.1. Понятие «нравственность», «мораль»

Основой формирования нравственно целостной личности современной молодежи является общечеловеческая мораль.

Мораль (нравственность) есть совокупность исторически сложившихся взглядов и убеждений, норм и правил, определяющих отношение человека к обществу, отдельным людям, труду и собственности. Назначение морали - саморегуляция поведения личности во всех сферах жизнедеятельности на основе сознания. В отличие от правовых норм, выполнение которых регулируется законом, моральные нормы основываются на общественном мнении, традиции, религиозности.

Большинство современных мыслителей рассматривают мораль как общечеловеческую ценность, как духовную основу всей цивилизации.

Вот что пишет по этому поводу В.М. Межуев : «Нет морали только русской. Утверждение, что мораль носит классовый или национальный характер разрушает саму идею морали. Ни один из народов не обладает монополией на мораль, не является моральным в большей степени, чем другой. Моральной оценке и суду подлежат не народ и нация, а отдельный человек, независимо от национальной и классовой принадлежности».

Мораль носит индивидуально - человеческий, личностный характер. Русский философ и публицист В.С. Соловьев утверждал: человеческая сущность проявляется в том, что человек, будучи существом общественным, в то же время является и существом нравственным.

Для понимания сущности общечеловеческой морали важно иметь в виду следующее. И. Кант (1724 - 1804), выдающийся немецкий философ, показал, что мораль независима от религии. Религия порождена потребностью обоснования этой морали[1]. В трудах другого классика немецкой философии Г. Гегеля (1770 - 1831) подчеркнуто, что христианство провозгласило ответственность за свои поступки и тем самым обрекло его на свободу. Философскую сущность морали Гегель формулировал в правиле: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»[2].

Педагогическая сущность морали заключается в том, что она вводит растущего человека в мир общественных отношений. Нравственность конкретного человека, как показал известный отечественный педагог Б. Т. Лихачев, есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Нравственным является тот человек, который не только не переступает норм общечеловеческой морали, но и верен своим духовным, мировоззренческим убеждениям. Индивидуальная нравственность определяет состояние морали в обществе[3].

Анализ сущности морали как общечеловеческой ценности и содержание религиозной морали, а также правовых норм морали позволяет определить составные части (основные черты) общечеловеческой морали:

Справедливость. Как черта нравственности это означает равенство ценностей для всех, соответствие между социальным положением человека и его практической ролью в обществе. Другими словами, справедливость означает соответствие между трудом и вознаграждением, между деянием и воздаянием, между заслугами человека в обществе и его общественным признанием, между правами и обязанностями. Если такого соответствия нет, то имеет место несправедливость. Государство и общество призваны создавать условия для утверждения справедливости. В противном случае социальный взрыв становится угрозой существования государства, что, в свою очередь, ведет к деградации людей, безнравственности[4].

Справедливость включает в себя такие требования, как объективная оценка достоинств личности по ее способностям, результатам труда и роли в жизни общества, доверия к людям, внимания к окружающим, критическое отношение к самому себе, ненависть к несправедливости, насилию, злу.

Добродетель (постоянное стремление к добру) есть интегральная характеристика устойчивых положительных моральных качеств личности (является противоположностью зла). В нравственной деятельности добро есть критерий оценки положительного поведения. Оно играет такую же роль в теории морали, какую в познании играет истина, а в мире прекрасного - красота. Служение добру, истине и красоте составляет смысл жизни[5].

Общечеловеческая мораль включает нравственный долг и совесть, честь и нравственное достоинство человека.

Требования морали, принятые и усвоенные человеком, называют долгом. Нравственный долг есть сознательное и добровольное выполнение человеком своих обязанностей перед обществом, коллективом, семьей. Наряду с общественным долгом, различают долг родительский, супружеский, товарищеский, профессиональный и др.

Долг включает моральное требование человека к самому себе. Это требование называют совестью (в русском языке это слово означает «знать себя»). Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, саморегуляцию поведения, то есть выражает нравственное самосознание человека.

Долг и совесть есть единство нравственных требований общества и установок самого человека к поведению. Эти требования и установки в то же время выступают средством стимулирования познавательной, трудовой и других видов деятельности. отсутствие совести есть ненамеренное заблуждение. В.А.Сухомлинский называл совесть «чутким стражем поступков», так как она выполняет роль советчика, сдерживает человека от нервных, предосудительных поступков. У человека совесть чиста, если он поступил в соответствии с требованиями морали, выполнил свой долг[6].

Нравственным барометром совести называют стыд. К. Маркс говорил, что стыд - это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь. Стыд - это чувство неудовлетворенности самим собой, своим поведением, возникающее в результате самооценки поступков, действий с позиции того, как к ним относятся окружающие. Как и совесть чувство стыда предупреждает о недопустимости поступка.

Общечеловеческая мораль включает в себя отношения к человеку, как к высшей ценности. Это отношение характеризуется понятием чести и нравственного достоинства. Честь есть признание обществом, группой, отдельным человеком ценности личности, одобрение ее действий, поведения, уважения к ней.

Нравственное достоинство - это самооценка человеком своей общественной значимости, осознание собственной значимости и в то же время - требовательность к самому себе. Достоинство возвышает и облагораживает человека. Природа человека такова, что он не терпит насилия над собой, противится принижению своего достоинства, а поэтому подневольный труд есть бесчеловечность[7].

Законы демократических государств гарантируют своим гражданам право на защиту от посягательства на свою честь и достоинство, личную свободу. Конституция РФ: «Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность» (Конституция РФ, ст. 31. М., 2013).

Положительное отношение человека к труду (физическому и умственному) характеризует трудолюбие, важнейшими чертами которого являются желание трудиться, интерес к труду, усердие и старание, достижение положительных результатов, ответственность за результаты труда, деловитость, бережливость. Свободный творческий труд есть необходимое условие всестороннего развития личности, ее самоутверждения.

В условиях конкурентных рыночных отношений у труженика проявляется стремление продуктивно работать на себя и общество. Чтобы работник трудился высокопроизводительно, ему необходимы интеллект, информированность и увлечение делом. Трудолюбие в современном демократическом обществе характеризуется высоким уровнем профессионализма, компетентностью, изобретательность, предприимчивостью, умением работать честно, на основе сотрудничества.

Добросовестное отношение к труду и честность - основа нравственности каждого труженика. Деньги, материальные ценности, нажитые нечестно, приводят человека к духовному и нравственному падению, преступности. Свободный и честный труд, оцениваемый справедливо, является нравственной основой подлинно демократического общества.

1.2. Современный нравственный выбор школьников

Главной нравственной ценностью российских школьников оказался патриотизм. Об этом свидетельствуют результаты опроса Общественной палаты, проведенного ко Дню народного единства. Было предложено расставить приоритеты среди семи вариантов ответов. Человеколюбие и справедливость тоже попали в начало рейтинга. А вот уважение к чиновникам, как и личное достоинство, в детской картине мира почти не имеют веса. Лишь треть школьников осознает необходимость веры в добро. Психологи бьют тревогу — подрастающее поколение слишком сосредоточено на государстве, забывая при этом о базовых понятиях морали.

Комиссия Общественной палаты (ОП РФ) по развитию общественной дипломатии провела опрос «Что определяют в качестве традиционных ценностей россияне различных возрастов?» (суммарно в нем приняло участие свыше 2 тыс. респондентов из Москвы, Московской̆ области и регионов Центрального федерального округа). 55,8% школьников на первое место поставили патриотизм. Этот ответ выбрали 73% мальчиков от восьми до 12 лет и 70% девушек от 13 до 16 лет. Юноши оказались менее патриотичны — только половина опрошенных поставила этот показатель на первое место. Среди младших девочек любовь к родине лидирует в списке приоритетов у 30%.

Повальный патриотизм у школьников не удивителен, отмечает глава Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный. По его словам, сегодня очень много программ и уроков посвящены любви к Родине, ее пропаганда среди молодежи ведется на государственном уровне.Важно понимать, что понятие патриотизма у детей и взрослых отличается. Ребенок видит, что о нем заботятся: его обучают, кормят, следят за его здоровьем. Он чувствует безопасность, стабильность и внимание — из этого и происходит патриотизм.

Второе место среди главных ценностей российских школьников занимают человеколюбие и справедливость — их выделили 53% опрошенных. Замыкает тройку лидеров чувство долга перед собой, семьей и Отечеством (50%).

Меньше всего значения школьники придают уважению к чиновникам. Девочки всех возрастов вообще не выделяют это понятие как ценность. Из мальчиков от восьми до 12 лет важным его считают лишь 6%, среди юношей от 13 до 16 лет — 33%.

Среди представителей власти есть много тех, кто достойно выполняет свое дело, однако их работа рутинная и не получает огласки. Вместе с тем в медиа- и интернет-пространстве широко распространены истории, разоблачающие недобросовестных чиновников. Из-за этого обо всех госслужащих формируется отрицательное мнение, и молодежь его поддерживает.Судя по результатам опроса, мы можем говорить, что граждан интересует эффективность работы госслужащих, а не то, какое положение они занимают.

Школьники низко оценивают и важность личного достоинства. Эту нравственную ценность выделили лишь 13% мальчиков от восьми до 12 лет и 42% их старших товарищей от 13 до 16 лет. Девочки всех возрастов совсем не считают его значимым. Веру в добро считают ценностью только 30,5% школьников.Каждый день мы слышим истории о попирании человеческого достоинства. Конечно, у детей формируется впечатление, что оно не представляет никакой ценности, они же всё впитывают.

Недооцененность важности личного достоинства среди девочек связана с сексуальной сферой, считает Павел Волженков. Идеи феминизма в России не так сильно распространены, и женщина всё еще часто связывает свое благополучие с мужчиной, а не с собственной карьерой. При этом обеспеченных мужчин не так много, и девочки видят, как взрослые девушки не строят семьи, а выбирают роль любовниц и содержанок.

По сути, исследование подтверждает эффективность государственной политики в области сохранения традиционных ценностей, отметила Елена Сутормина. Однако, по ее мнению, еще предстоит разобраться, почему некоторые нравственные ориентиры оказались на низких позициях, и принять меры.

II. Содержание и методики воспитания духовности у учащихся

2.1. Методы и средства воспитания нравственности

Для теории и практики воспитания духовности личности учащихся важное значение имеют идеи А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского о том, что подрастающее поколение наиболее успешно овладевает духовным богатством и опытом соответствующего поведения в условиях воспитательного коллектива: ученического, семейного, трудового, художественного и др. Именно в воспитательном коллективе, благодаря активному взаимодействию с родителями, взрослыми, сверстниками, сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной ответственности, творческим поискам, стимулируется стремление к духовному обогащению[14.60].

В.А.Сухомлинский показал, что в разносторонней совместной деятельности в школьном и семейном коллективе детям «приходят мысли о вечности материи, о безграничном разнообразии природы, о неразрывном единстве человека с природой, о зависимости его от природы и необходимости разумного использования природных сил и богатств; о человеке как вершине природы; о времени и пространстве, смерти и бессмертии». Поясняя сказанное, Василий Александрович писал, что эти мысли для детей являются открытием – они приобщаются к духовности, становятся активными участниками духовной жизни и деятельности.

Вместе с тем В.А.Сухомлинский указывал на необходимость индивидуальной работы родителей с детьми в семейном коллективе. При этом особое значение придавал развитию «сокровенных движений детской души», недопустимости бессердечности, произвола, оскорбления человеческих достоинств ребенка. Особенность жизнедеятельности как школьного, так и семейного коллектива он видел в том, чтобы учителя, родители бережно относились к душевным переживаниям своих питомцев, к их формирующемуся духовному миру. Процесс обогащения духовной культуры школьников педагог раскрывал как организацию их духовной жизни и деятельности, как непрерывное общение с учителями, родителями, старшими членами семьи на фундаменте единства общественно значимых и личных интересов и увлечений. Он писал: «Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. Живое непосредственное повседневное общение с детьми – источник мыслей, педагогических открытий, радостей, печалей, разочарований, без которых немыслимо творчество в нашем труде».

Есть все основания утверждать, что современная родительская педагогика в формировании духовности личности ребенка должна опираться на идеи природосообразного воспитания, исключающего всякое принуждение. Основы такого воспитания заложены в народной педагогике всех этносов и получили дальнейшее обоснование и развитие в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и других.

Видный отечественный деятель искусства С.Коненков в ряде своих научных трудов показал, что духовность личности самым решительным образом отражается во всем человеческом облике. В подтверждение он приводил известные слова А.П.Чехова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Духовная культура, духовная красота, по С.Коненкову, – это в то же время стремление человека к высокой, все возрастающей правде, к поиску истины. Это непрерывное постижение великой культуры человечества. Доступ к духовному богатству открыт каждому, но чтобы овладеть им, необходим напряженный систематический интеллектуальный труд. Обретая духовное богатство, человек испытывает радость, наслаждение, душевный подъем [35.123].

Исследования известных отечественных педагогов - Ш.А.Амонашвили, Г.Н.Волкова, Б.Т.Лихачева и других - дают основание заключить, что действенным средством формирования духовности личности и защиты подрастающего поколения от бездуховности, в том числе от пошлостей массовой культуры, является использование в семье положительного опыта, традиций народной педагогики – всеобщей мудрости воспитания. Еще К.Д.Ушинский акцентировал внимание на том, что воспитательные идеи каждого народа глубоко проникнуты национальным духом, диалогом многообразных культур, духовностью. Новейшие исследования Г.Н.Волкова позволили установить, что в условиях развития демократии этнопедагогизация целостного педагогического процесса в рамках общечеловеческого движения к гуманистическим идеалам воспитания является одной из движущих сил совершенствования современного образования и воспитания, в том числе формирования духовности личности. Проблема овладения учащимися духовной культурой при этом приобретает новое, прогрессивное значение.

Г.Н.Волков в качестве этнопедагогического постулата рассматривает следующее «Золотое правило»: «Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)».

Большинство теоретиков культуры (М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, В.В.Познанский) утверждают, что самобытность культуры страны является важнейшим фактором национального единства и солидарности, что пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым – традициями и достоянием общества способствуют самобытности, охране культурного наследия и соединению их с потребностями развития общества. В своих работах эти ученые подчеркивают мысль о том, что без соблюдения традиций невозможно ни творчество, ни новаторство. Традиции появляются в результате неоднократного повторения, проверки временем. То, что сохранила в себе культура в виде традиций, подтверждает свою значимость для общества, пользу для личности. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением.

Сегодня в культурологии реально обсуждается вопрос о существовании русской цивилизации. Все больше мы обращаемся к истории, философии русского космизма, к произведениям Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева, В.И. Вернадского, в которых обосновано различие идеалов: идеал Запада – материальное благополучие, идеал России – преображение души [18.159].

Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казачество сформировало сакральный компонент, который отсутствует в других социальных системах.

2.2. Средства воспитания духовности

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­реннего мира человека, его идеалов, жиз­ненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального ис­кусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до на­стоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художе­ственного и, в частности, музыкального образования неизбеж­но оборачивается для школы недооценкой нравственного, гу­манистического начала в воспитании.

Действительно, что такое музыка? Музыка – одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше [11.357].

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля­ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис­полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук­рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо­ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду­ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков.На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Спо­соб организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин­ство преображаемого, преображающего и преображения — как об­наружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков­ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли­шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда­ется духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту­питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревлесохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место всокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковноепение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешениемдля унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естествен­ность и величественная простота, благоговейная радость, вос­торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха­рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху­дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду­шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен­ность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам националь­ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под­ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль­ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени­ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры­ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об­разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан­рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры­тия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

2.3. Формирование нравственности во внеурочное время

Чтобы родители могли успешно формировать у детей нравственные качества личности, необходимо повседневно давать им добрую пищу для развития чувств, воображения, памяти, вырабатывать у них уверенность в будущем, стимулировать ожидание радостной и полноценной жизни. Одним из средств достижения этого являются взаимная преданность супругов, гуманные взаимоотношения в семье, «тонкая родительская чуткость» (В.А.Сухомлинский). Такая чуткость не имеет ничего общего с выставлением напоказ недостатков ребенка, с «выворачиванием души», поскольку подобные «воспитательные» средства и приемы способствуют укоренению безнравственности и, как показал В.А.Сухомлинский, «уязвляют детское сердце, обжигают его, откладываются в памяти сердца обидой, оскорблением».

Формируя нравственность личности школьника в условиях родительского дома, считал В.А.Сухомлинский, родители учитывают такую особенность: «В семейной обстановке рождается чистосердечность и откровенность, которой далеко не всегда удается достичь в присутствии посторонних людей. В семейном воспитании есть вещи тонкие, глубоко личные, о них нельзя говорить публично, нельзя использовать эти факты в качестве примеров, раскрывающих ту или иную педагогическую истину» [32.520].

Нравственность личности ярко проявляется в одной из основных сфер приложения человеческих сил – в сфере личного и общественного производства материальных благ – в труде: в трудолюбии, стремлении трудиться в полную меру сил, сознательном и творческом отношении к выполняемой работе, бережливости к материальным ценностям и рабочему времени, в любви к людям труда. История человечества – свидетельство того, что великое трудолюбие во имя личных целей и общего блага – естественное состояние человека, его нравственная потребность. Эта мысль определенным образом отражена во всех мировых религиях, в заповедях видных мыслителей, в народной педагогике.

Л.А.Энеева показала, что горцы Северного Кавказа в соответствии с принципами и заповедями адыгской этики никогда не жили за счет чужого труда, не претендовали на чужие земли, отвергали стремление к обогащению. Народная мудрость адыгов, других горцев к чертам нравственности личности относит также дисциплинированность, честность, справедливость, совестливость, коллективизм, гостеприимство, взаимопомощь и др.

В современной России трудовая жизнь родителей для многих детей представляется как нечто неопределенное, не являющееся существенной формой жизнедеятельности, зачастую выступает для них «тайной за семью печатями». Отношение родителей к труду для подрастающего поколения не всегда становится источником богатых нравственных переживаний, фактором установления сердечного взаимопонимания, развития общности нравственных интересов. Нынешнему поколению граждан России не следует забывать своего происхождения из среды рабочих и крестьян. Наша страна и при царском строе, и при социализме была страной преимущественно тружеников – работников физического и умственного труда, а не дельцов, бизнесменов, олигархов.

Родителям следует постоянно иметь в виду, что высшей мудростью нравственной жизни учащихся является не только труд производительный, общественно полезный, но и их учебно-познавательная деятельность. Учение, приносящее ребенку радость познания, одухотворяет личность. Коллективный учебный труд школьников объединяет их нравственно, способствует выработке общности интеллектуальных интересов, потребностей. Поэтому сознательное отношение учащихся к овладению знаниями, самостоятельность, активность и творчество в их учении есть проявление нравственности личности [15.85].

Источником и средством формирования нравственности растущего человека является природа. Родители должны отчетливо осознавать, что дети, общаясь с природой, испытывая ее непосредственное воздействие и зависимость от нее, обогащаются интеллектуально, нравственно, эстетически, крепнут физически. Могучая воспитательная сила природы, ее роль в становлении нравственности, всех сущностных сил личности отражена в народной педагогике. Обобщая воспитательную мудрость народа, видный отечественный исследователь этнопедагогики Г.Н.Волков установил следующую закономерность: «Ребенок, находясь ближе к неживой природе, наблюдает ее и в отдельных явлениях, и более ясных для него взаимных отношениях этих последних, определяющих гармонию в природе. Все явления в природе ребенком воспринимаются цельными, а потому и запечатлеваются в нем гораздо сильнее. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту нравственных сил детей».

Во взаимосвязи и единстве человека с природой народ видел высшее начало Вселенной и нравственной жизни людей, гармонию и вечность жизни, источник саморазвития тела и души. Природу человек издавна считал самым достоверным источником знаний, развития и саморазвития личности. Эти мысли в определенной мере нашли освещение в трудах К.Д.Ушинского. Великий русский педагог подчеркивал, что природа в первую очередь обогащает формирующуюся личность знаниями, развивает мышление, учит творчеству, обогащает нравственность, способствует выработке национального характера. Опираясь на впечатления детства, осмысливая личный педагогический опыт и теоретические изыскания, он утверждал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыш мыслей, потоком вьющиеся из природы…»[14.90].

На основе многовекового жизненного опыта народная мудрость установила важную педагогическую закономерность: близость к природе, единение с природой в быту, в процессе труда и отдыха благоприятствуют воспитанию у растущего человека физической и нравственной красоты, способствуют высокому душевному настрою, эмоциональному подъему, стимулированию умственных сил, творческой активности. Издавна родители, народные воспитатели вырабатывали у детей с ранних лет заботливое, доброе отношение к природе как матери-созидательнице, как естественному, родному дому и среде, являющейся фундаментом всего возвышенного, подлинно человеческого, нравственного.

В воспитании нравственности личности семья ориентируется на данные современных наук о взаимосвязи естественных и социальных процессов, об общих законах развития естественной природы и природы ребенка на каждом этапе его возрастного развития. А.Ю. Гранкин говорит, что для совершенствования теории и практики воспитания и образования необходима прочная опора на принцип природосообразности формирования личности, в том числе и в воспитании нравственности.

В теории и практике воспитания и образования одним из важных средств воздействия на рассудок, чувства и волю учащихся в целях формирования у них нравственности является мир искусства. С помощью предметных и художественных ценностей, книг, музыки и других видов искусства родители могут вызывать у своих питомцев глубокие переживания прекрасного, восхищения красотой, облагораживать их нравственные порывы, помыслы. Для этого необходима организация интеллектуально и эмоционально богатой жизни семьи, повседневный обмен нравственными ценностями старших и младших поколений. В семье должен быть культ книги (а не телевидения). Чтение, доставляющее радость, удовлетворяющее интересы детей, обогащает их интеллект, нравственный мир, воспитывает добрые чувства, вырабатывает высшие нравственные идеалы. Таким образом, создание в семье условий, позволяющих растущему человеку жить, действовать в мире красоты, добра и радости, – важная задача родителей, заботящихся о формировании у детей чистоты души.

Воспитание нравственности личности у растущего ребенка в условиях родительского дома включает выработку навыков культуры поведения. Повседневное поведение ребенка, в том числе в семье, должно быть подчеркнуто красивым, возвышенным. Родителям следует иметь в виду, что одной из черт подлинно нравственной культуры поведения является личное обаяние. По сути дела эта черта нравственности есть проявление нравственной щедрости.

Содержание воспитания нравственности личности в современной семье неотделимо от выработки у нее понимания сущности моды и разумного следования ей. Родителям важно иметь в виду, что следование установившейся моде, достойный «модный» внешний вид молодого человека отражает определенную информацию о его общей культуре, индивидуальных вкусах и запросах, взглядах и убеждениях. Следование постоянно изменяющейся моде, признанной в обществе, выступает стимулирующим фактором нравственно-эстетического, нравственного развития личности. Родители могут и должны подсказать, посоветовать детям, что в каждом конкретном случае является модным, насколько данная мода отражает здоровый художественный вкус, соответствует достижениям культуры, способствует нравственному обогащению растущего человека. И этот вкус важно воспитывать в школьные годы. Когда нравственное и эстетическое воспитание в семье носит рациональный и опережающий характер, когда нравственно-нравственное и эстетическое начало в отношениях между родителями и детьми преобладает над интересами материальными, исключительно потребительскими, мода становится союзником родителей в формировании нравственного облика их детей [26.41].

Родители образом своей жизни, многообразием подлинно гуманных внутрисемейных отношений, общностью нравственных интересов учат взрослеющих детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, формируют у них нравственную культуру, возвышенные общечеловеческие идеалы. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что чем богаче нравственная культура родителей, чем прочнее их нравственная целостность, тем отчетливее проявляется их должная гражданская и общественная позиция и ответственность за воспитание своих детей перед семьей, обществом, государством, перед Вечностью – Богом. Именно нравственное богатство родителей, всех членов семьи – основной источник и средство формирования личности растущего человека.

Непрерывно формируя нравственность личности школьника, родители не могут не учитывать того, что их питомец – активный участник жизни семьи, школы, города (села), страны. Отношения ученика к текущим событиям, имеющим место во всех сферах жизни, воспринимаются им не только разумом, но и сердцем. Поэтому необходим соответствующий эмоциональный настрой, активизация их чувств в связи с весьма значимыми происходящими явлениями, событиями.

Действенным средством воспитания у подрастающего поколения нравственной культуры, формирования нравственности как сердцевины, ядра качеств личности является любовь и пример родителей. Народ признает любовь как высшую мудрость нравственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нравственность – интегральное качество личности, характеризующее высший уровень ее интеллектуального и нравственно-эстетического развития, активности и творчества в труде, стремления к самосовершенствованию Духа как бессмертной сущности. Семья как специфический коллектив в единстве со школой призвана обогащать нравственную культуру своих питомцев, организовывать их разностороннюю деятельность и общение, способствующие воплощению в жизнь высших общечеловеческих идеалов, проявлению творчества в труде, выработке добрых человеческих отношений и невосприимчивости безнравственности, недопустимости развития стремления к обогащению недозволенными средствами. В формировании нравственности личности родители используют и такие источники и средства, как природа, художественная литература, искусство, мода, народные традиции. Непременным условием успеха формирования нравственности у детей в родном доме является нравственная общность родителей, всех членов семьи, их высокая внутренняя и внешняя культура, гражданственность, активная жизненная позиция, личный пример.

Как было рассмотрено в первой главе курсового исследования, сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего нравственного регулятора жизни общества. Моральный императив формирует нравственность личности. Это необходимо учитывать при организации нравственного воспитания учащихся.Под нравственной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека.

Сейчас, в период наибольшего развития науки и техники особую актуальность приобретает изучение нравственной жизни общества, проблем ее формирования и развития. Нравственная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается: так было во времена становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природной способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобщения индивида к специфически социальному образу жизни и деятельности.

Таким образом, наряду с материальными ценностями в наш век научно-технического прогресса на первый план выступают ценности нравственные, возникающие как отражение в зеркале морали практических аспектов деятельности общества и отдельных индивидов. Для того, чтобы это отражение не приобрело уродливых форм, необходимо нравственное воспитание новых поколений.

Результатом нравственного воспитания являются по меньшей мере три составляющие:

– идеи, теории, образы, нравственные ценности;

– нравственные общественные связи индивидов;

– сам человек, посколькуон, кроме прочего, является существом нравственным.

Традиция философского анализа нравственной жизни уходит в глубокую древность. В первой главе курсовой работы были рассмотрены древние философские практики, определяющие систему моральных и нравственных ценностей личности. Здесь проанализированы и античные идеи. В философии Платона бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Философское учение о нравственности личности отражает все этапы развития мировой общественной мысли.

Вторая глава курсовой работы носит более прикладной характер. Здесь рассмотрено содержание нравственного воспитания учащихся и некоторые методологические аспекты. Нравственное воспитание учащихся раскрывается в семейной педагогике. Так, В.А. Сухомлинский отмечал, что в первую очередь родители формируют моральные и нравственные, нравственные начала личности нового человека. Некоторые стороны нравственного воспитания находят свое выражение в этнопедагогике. Отдельное внимание уделяется традициям казачества как инструменту формирования нравственности молодежи в нашем казачьем крае. Самобытность народной казачьей культуры базируется на нравственности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей. Детерминированная мировоззрением и отраженная в структуре «Я» - концепции личности.

Итак, нравственность – интегральное качество личности, характеризующее высший уровень ее интеллектуального и нравственно-эстетического развития, активности и творчества в труде, стремления к самосовершенствованию Духа как бессмертной сущности. Семья как специфический коллектив в единстве со школой призвана обогащать нравственную культуру своих питомцев, организовывать их разностороннюю деятельность и общение, способствующие воплощению в жизнь высших общечеловеческих идеалов, проявлению творчества в труде, выработке добрых человеческих отношений и невосприимчивости безнравственности, недопустимости развития стремления к обогащению недозволенными средствами. В формировании нравственности личности родители используют и такие источники и средства, как природа, художественная литература, искусство, мода, народные традиции. Непременным условием успеха формирования нравственности у детей в родном доме является нравственная общность родителей, всех членов семьи, их высокая внутренняя и внешняя культура, гражданственность, активная жизненная позиция, личный пример.

Итак, Гипотеза работы подтверждена. Задачи работы решены, цель исследования достигнута.

Литература

        1. Конституция РФ. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г.- М.: Норма, 2016. – 130 с.
        2. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.
  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 450с.
  2. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворение образования // Педагогика, 2013, №8. – 23-50с.
  3. В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. – 520с.
  4. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика педагога // Социс.- 2014, №2. – с. 45-90.
  5. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985. – 230с.
  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. - 297 с.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2011. – 410с.
  9. Власова Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2010. – Вып.2. – С. 25-35.
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогический манифест (материалы к одному из вариантов проекта) // Этнопедагогические и этнопсихологические проблемы воспитания толерантного поведения в полиэтническом обществе: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 14-15 декабря 2012 г. – Махачкала: ЮПИТЕР, 2012. – с. 10-90.
  11. Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары: Чувашск. кн. изд., 1989. – 85 с.
  12. Гегель Г-В-Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1968. Т.1. – 520с.
  13. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. – 410с.
  14. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. – 160с.
  15. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – 190 с.
  16. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. В 2-х т. М., 1992. Т.1. – 310с.
  17. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. – Рязань: РГПУ, 1999. – 630с.
  18. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Наука, 2015.- 520с.
  19. Леви-Строс К. Печальные тропики / Леви-Строс К. – М.: Знание, 1984. – 287с.
  20. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С.284.
  21. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М.: Прогресс, 1992. – 410с.
  22. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.- 600с.
  23. Макаев В.В. Воспитание духовности как педагогическая проблема. – Пятигорск: ПГЛУ, 2014. – 410с.
  24. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Сборник научных трудов. – ПГЛУ, 2013. – 410с.
  25. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация//Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991. – 460с.
  26. Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – 520с.
  27. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах.– М.: Педагогика, 1980. – 590 с.
  28. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М.: Знание, 1967. – 480с.
  29. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 450с.
  30. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография / Л.Б. Соколова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 352 с.
  31. Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. М.,1983. – 900с.
  32. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 850с.
  33. Ушинский К.Д. Воспоминания о детстве / Собрание сочинений, т.11. –М. : Просвещение, 1979. – 460с.
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990. – 120с.
  35. Чугунов С.М. История казачества. – Ставрополь, 2016. – 232 с.
  36. Энеева Л.А. Основы нравственной культуры горцев (адыгская этика). – Пятигорск, ПГЛУ, 2013. – 410с.
  1. Кант И. Сочинения в 6 томах. Москва; 1963-1966. –Т. 2, С. 302.

  2. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. –С. 633.

  3. Цит. по: Теория государства и права / Отв. редактор М. М. Марченко. – М.: Право, 2014. - С. 378.

  4. Явич Л.С. Сущность права. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – С. 412.

  5. Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. - М.: Прогресс, 1983. –С. 201.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце, отданное детям. –М.: Педагогика, 1969. –С. 45.

  7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций.- М.: Юридическая литература, 2017. –С, 90.