Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Понятие и сущность эмоций)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Эмоция – продукт непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, значимых для личности. Эмоции выражают оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности: например, он проявляет радость, огорчение или гнев. Кроме того, эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или отдельных его поступков (способов их выполнения), тем самым регулируют его поведение.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, О.А. Шаграева, С.А. Козлова, П.Л. Харрис, Л.А. Сруф и др.), показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий. Эмоции участвуют в процессах познания, помогают воспринимать действительность, реагировать на нее, управлять своим поведением и деятельностью.

В соответствии с современными представлениями Е.П. Ильина, В.М. Смирнова, А.И. Трохачева, эмоциональное реагирование представляет собой сложный комплекс реакций на явления окружающей действительности, заключающийся в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе ее дальнейшем аффективном отражении и регуляции своего поведения и деятельности в социальном окружении.

Различают два вида коммуникации: вербальная и невербальная. К невербальной коммуникации относятся следующие средства: жесты, мимика, телодвижения, межличностная дистанция, копирование поведения других и т.д. Научно доказано, что в процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Данные факты заставляют задуматься над значением невербальных приемов и средств в жизни и непосредственно в общении людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека.

Проблема изучения эмоций, эмоциональных состояний, а также невербальных проявлений эмоциональных состояний человека – весьма актуальная, но при этом, недостаточно изученная область научных знаний.

Проблема исследования: каковы особенности невербальных проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоции человека.

Предметом исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний.

Целью данной работы является исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи работы:

    1. Определить понятие и сущность эмоций;
    2. Определить понятие и функции невербального общения ;
    3. Выявить виды невербальных проявлений эмоций;
    4. Охарактеризовать невербальные проявления эмоциональных состояний и их роль в жизни человека;
    5. Организовать и провести практическое исследование проявления невербальных эмоциональных состояний человека.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Практические методы: анкетирование.

3. Методы обработки и интерпретации данных.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Понятие и сущность эмоций

Достаточно большое количество психолого-педагогических исследований посвящено проблеме развития и воспитания эмоций, а так же выявлению новообразований в эмоциональной сфере в разные периоды развития личности. Однако сложность протекания эмоциональных процессов обусловила неоднозначность их характеристик в различных научных теориях. Ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения эмоций, закономерностей их онтогенетического развития, их структурны и функции в поведении, остаются во многом не ясными.

Для характеристики эмоциональной сферы, в данном параграфе мы обратимся к таким понятиям как эмоции и чувства. Проблемой исследования эмоциональной сферы человека занимались как западные исследователи В. Вундт, К.Е. Изард, так и отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Петровский, П.В. Симонов. Исследователи пытались дать объяснение, раскрыть специфику и особенности эмоционально-чувственной сферы человека.

Исходя из теории Е.М. Листик, эмоциональная сфера – это широкий спектр внутренних индивидуальных переживаний и чувств. Она занимает ответственное место и содержит в себе некоторые функциональные стороны: стимулирующую, регуляторную, оценивающую, восполнение недостатка информации.

По теории Е.М. Листик эмоциональная сфера представляет собой человеческие свойства, состоящие из количества, качества и динамического развития эмоций и чувств. Содержательные критерии эмоциональности наполняют общие явления и ситуации, которые занимают доминирующие позиции для субъекта. Они неразрывно связаны с индивидуальными, базовыми особенностями личности, отношением к нравственности, направлением мотивации, собственными взглядами на окружающий мир, жизненными ценностями, осознанным волевым управлением [20].

По теории С.Л. Рубинштейна эмоции относятся к высокому проявлению состояния субъекта, при котором четко осознается причина переживания. По нескольким особенно показательным признакам эмоции можно охарактеризовать в чисто описательном феноменологическом плане. Во-вторых, эмоции отличаются полярностью , т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Оба полюса не всегда являются внеположными. В проявлениях сложных чувств человека часто образуется противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью [26].

Иной представление об эмоциях было у П.М Якобсона, он считал, что эмоции есть форма активного отношения человека к окружающей его действительности. Ученый говорил, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает его внешнее окружение, а активно воздействует на действительность и познает ее, в то же время субъективно осмысляет свое отношение к объектам и явлениям реального мира».

При обращении к аспекту отражения важно знать, что эмоция предстает для субъекта особой формой отражения объекта. Г.А. Фортунатов считает, что эмоциональные процессы это отражение в головном мозге человека его реальных отношений, то есть отношений возникающих из-за потребности субъекта к значимому для него объекту [29].

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, сформировали несколько доминирующих положений относительно зависимости эмоций от особенностей деятельности субъекта, о регулятивном компоненте эмоций в данной деятельности, о развитии эмоций в процессе обогащения социального опыта человеком. Исходя из этого, прослеживается связь эмоций с мотивацией на деятельность. А.К. Леонтьев считает, что эмоции, возникающие в какойлибо деятельности человека, полностью ей подчиняются и соответствуют.

Эмоции возникают при взаимодействии субъекта и объекта, это взаимодействие несет очень сложный характер и зависит разных разнообразных внешних факторов. Эмоции выполняют функцию познания в процессе отражения окружающего нас мира. В познавательном процессе субъекта есть две направленности: первая выполняет функцию отражения предметов и явлений в их естественных проявлениях, вторая – функцию оценивания этих явлений через призму потребностей и установок субъекта [23].

Другой взгляд на эмоции был у отечественного психолога Б.И. Додонова. Он был не согласен с П.В. Додоновым и говорил, что на данном этапе развития науки не представляется возможности охватить все эмоции лишь одной математической формулой [17].

Работая над проблемой развития эмоций, Б.И. Додонов обращал внимание на то, что наука должна всеобще охватывать изучение психической деятельности, что предметом должна быть эмоционально-оценочная деятельность человека, а не отдельный эмоциональный процесс. Исходя из этого, ученый считал, что эмоция – это оценка необходимая для существования тела и разума и система для их регуляции. Так же Б.И. Додонов считал, что эмоция – это положительная самостоятельная ценность, то есть ценность мотивационного характера, направленного на достижение цели [17].

Отечественный психолог Н.Я. Грот предлагает группировать эмоции, опираясь два основных эмоциональных состояния – пессимизм и оптимизм. Н.Я. Грот считал, что данные ключевые состояния характеризуются тем, что они несут в себе преобладание положительных и отрицательных чувств и соответствующие им строение мышления. Точка зрения ученого заключалась в том, что оптимистическое и пессимистическое настроение способно лишь снижать энергию рациональной деятельности субъекта. Оптимисты, достигая результата, ослабляют его своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы, а пессимисты рисуют безнадежно мрачную картину мира. Человек, который постоянно находится под влиянием оптимистического или пессимистического настроения испытывают трудность в постановке жизненных целей и способ достижения этих целей [15].

Другой взгляд на характеристику эмоциональной сферы был у А.Н. Леонтьева. Он считал, что в ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные их виды, которые отличаются по своим психологическим характеристикам и закономерностям протекания. Ученый, классифицируя эмоциональные явления, разделил их на три группы: аффекты, эмоции и чувства.

Единого мнения в отечественной и зарубежной психологи в отношении эмоций не существует. Эмоции всегда рассматриваются в рамках других процессов. Глубокое психологическое содержание является одной из основных трудностей в изучении эмоций. Отечественные и зарубежные ученые внесли огромный вклад в теоретическое и практическое изучение эмоций и чувств, хотя есть еще много нерешенных проблем в данной сфере.

До сих пор перед психологами стоит трудная задача в дифференциации реальных и эстетических эмоций. Л.С. Выготский в своих трудах использовал такой термин как эмоции искусства, он считал, что подавление внешнего проявления эмоций, при сохранении потенциальной силы – есть отличительная черта эстетической эмоции. Он говорил, что эмоции искусства – это умные эмоции, которые разрешаются обычно в образах фантазии. Еще одной особенностью данных эмоций является то, что они имеют смешанный характер. Ученый считает, что эта двойственность заключается в различии и противоположности направления «эмоций содержания» и «эмоций формы». Л.С. Выготский говорил, что «...искусство препятствует лишь моторному выражению эмоций. В окончательной точке противоположные эмоции сталкиваются, образуя ряд эмоциональный, который был вызван искусством, этот процесс называется – катарсис эстетических эмоций» [13, c. 201].

1.2. Понятие и функции невербального общения

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно.

В конце XX в возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает нам информация о собеседнике, а также мы можем изучать самих себя.

Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века.

В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п.

Владея знаниями о функциях невербального языка, мы сможем контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Это очень важно так, как «язык тела» выражает наше подсознание, и люди доверяют больше невербальным средствам, нежели вербальным.

Присматриваясь, к невербальным знакам, мы сможем увидеть то, чего собеседник нам не выразил словесно.

Функции невербального общения:

1. Дублирование речи и подкрепление ее доказательствами в виде эмоций. Когда мы жалеем человека, мы его можем обнять, погладить.

2. Регуляция межличностных отношений.

3. Жесты, мимику, позы очень часто невозможно контролировать, тем самым они и выдают истинное лицо человека. Если человек что-то неимоверно красиво рассказывает, его невербальные жесты могут показывать совсем другое.

4. Невербальные сигналы часто заменяют речь (кивок головой как знак согласия, пожимание плечами как сомнение в чем-либо, мах рукой для призыва и т.д.).

На самом деле, функции невербальной коммуникации можно еще долго перечислять, так как их великое множество. А указанные выше, только главные из них.

Существует множество факторов, которые значительно влияют на невербальное общение:

1. Национальная принадлежность. (Например, один и тот же жест может означать совершенно разное у разных народов. В любой стране своя система невербальных знаков. Перед встречей с иностранным партнером необходимо ознакомиться с особенностями этикета его страны).

2. Состояние здоровья. (Если человек участвует в коммуникации в болезненном состоянии, то его жесты обычно вялые, может меняться голос, взгляд. Но есть болезни, которые приводят к эмоциональной возбужденности. Поэтому, не надо делать поспешных выводов, а нужно внимательнее присмотреться к партнеру).

3. Профессия человека. (У человека определенных профессий, а особенно, творческих, могут быть профессиональные особенности невербального выражения эмоций).

4. Уровень культуры. (Это заметным образом влияет на состав жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием).

5. Статус человека. (Имеется в виду, что чем выше должность человека, тем меньше он будет использовать жесты, он будет гораздо больше оперировать словами). 6. Принадлежность к группе. (Групповые традиции, нормы, возраст участников могут существенно модифицировать пантомимику члена группы).

7. Актерские способности человека. (Многие люди умеют успешно оперировать не только словами, но и умело контролируют свои жесты).

8. Возраст. (Возрастной фактор очень часто играет такую же роль, что и статус. Многие жесты изменяются в связи с возрастом, одно и то же состояние в разном возрасте может выражаться разными жестами).

9. Сочетание компонентов пантомимики. (Практически всегда состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики и мимики, и эти элементы должны быть в согласии, говорить об одном и том же, в противном случае нарушается впечатление искренности. То же самое относится и к согласованию слов и жестов, жесты точнее отражают отношение человека, нежели слова).

10.Возможность предъявить и воспринять невербальные средства общения. (Физическая преграда между собеседниками затрудняет полноценное восприятие, соответственно, солгать легче по телефону, не видя партнера, и не думая о том, что мимика и пантомимика выдаст).

2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ

2.1. Понятие и виды невербальных проявлений эмоций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом: невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Типы невербальной коммуникации

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  • Кинесические:
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
  • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
  • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.
Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх

Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Жесты

Рисунок 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

  • «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
  • «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
  • «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
  • «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
  • «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха. Подробнее о таких нюансах вы сможете узнать, в следующей статье: «Самые интересные фишки невербального общения между людьми», а сейчас предлагаю ознакомиться с основными видами:

Виды

1.Голос

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2.Мимика

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда

  • Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
  • Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
  • Прямой означает интерес и готовность общаться.
  • Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
  • Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
  • Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

  • Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
  • И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
  • Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
  • Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.

Проявление чувств

  • Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
  • Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
  • Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
  • Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
  • Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
  • Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
  • Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
  • Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
  • Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

3.Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

  • Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
  • Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
  • Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
  • Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

  • Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
  • Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
  • Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
  • Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
  • Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
  • Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
  • Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
  • Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
  • Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

  • Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
  • Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
  • Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
  • Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
  • Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

  • На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
  • На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
  • На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
  • На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
  • На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
  • Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
  • Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
  • Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
  • На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно  – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

  • Колебания в разговоре либо длительные паузы.
  • Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
  • Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
  • Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
  • Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.
  • Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

2.2. Невербальные проявления эмоциональных состояний и их роль в жизни человека

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Данные ученых говорят о большой значимости невербальной информации. В исследованиях было обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для передачи чувств, межличностных отношений. Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.). Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными[24].

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности.

Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство[12]. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия.

К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация[12].

В связи с этим в основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Подструктурой, которая создает основное ее свойство — движение— и отражается с помощью оптической системы субъекта является кинесика.

Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика — это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика — понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику[23].

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей[23].

Под выразительными движениями понимаются «широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм...

Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест».

Польский психолог Я. Рейковский предлагает разделять такие ком-поненты невербального поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить.

Т. Шибутани подразделяет выразительные движения, исходя из их социальной или биологической природы. В системе коммуникаций и личностных отношений им рассматриваются так называемые социальные выразительные движения, в системе эмоциональных состояний человека — те выразительные движения, которые имеют биологическую природу. В первом случае выразительные движения наделяются функциями установления согласия между общающимися, выработки общего отношения к ситуации, во втором случае — функцией выражения эмоционального состояния[12].

Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения.

Перейдем к рассмотрению элементов, входящих в структуру не-вербального поведения. Основное свойство невербального поведения — движение. Оно имманентно присуще кинесической структуре невербального поведения, ее элементам: мимике, жестам, позе, интонации. Именно эти элементы и их сочетания составляют основу невербального поведения личности, поэтому рассмотрим более подробно их особенности.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека[12]. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы. При беседе поза может означать заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. [24]. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию. Часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности[24].

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения является жест. Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека[12].

Н.И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I группа жестов — коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это — приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II группа жестов — это описательно-изобразительные, подчерки-вающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

III группа — это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

В целом жесты, позы, интонации, выражения лица — это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека[12].

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи[24].

Следующий элемент невербального поведения, его кинесической подструктуры — походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется, как «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «виноватая» и т.д. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук, плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека[12].

Таким образом, нами рассмотрены основные аспекты невербальных средств выражения эмоциональных состояний человека. Их роль трудно переоценить. Именно невербальные средства являются основой общения людей. Без них процесс коммуникации носил бы формальный, односторонний характер. Не существовало бы тех ярких эмоциональных красок, которые всегда присутствуют в нашей жизни.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

3.1. Организация и методы исследования

Были проведены следующее исследование:

На первом этапе, в подготовительной части, учащимся старшеклассникам предлагалось эмоционально отреагировать на ситуации, предложенные исследователями. Каждая из озвученных ситуаций ассоциировалась с определённой эмоцией (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Акцентировалось внимание на мимических средствах экспрессии, т.к. наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление и отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Эмоции старшеклассников фиксировались с помощью фотокамеры. Для дальнейших исследований, оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. (Приложение 1.1, 1.2, 1.3, 1.4) Мы предприняли попытку в разработке эталонов мимических проявлений шести базальных эмоций, учащихся девятых классов Тираспольской гуманитарно-математической гимназии. Для предъявления использовали 1набор фотоснимков

В основной части первого этапа, уже имеющиеся, фото – эталоны, были показаны респондентам, 30 учащимся девятых классов, в возрасте 14-15 лет, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Проведённые измерения должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий.

Для нас важно было определить способность понимания эмоций другого человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнёров по общению, используя невербальные средства коммуникации, в данном контексте – лицевую экспрессию. Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались в регистрационных бланках.

3.2. Анализ результатов исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Результаты испытуемых идентифицировавших мимические выражения, с учётом допущенных ошибок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

46,6%

33,3%

6,6%

6,6%

26,6%

20%

Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-эталонах, представлены в процентном соотношении. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1. Ошибки в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону

Ошибки в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону

Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения гнева (46,6%) испытуемых, выбрали схему, соответствующую страху, отвращению и грусти. А отображаемое эмоциональное состояние удивления, 33,3% испытуемых идентифицировали со страхом и гневом. Эти данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. В результате описанного этапа эксперимента мы получили данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Руководствуясь возрастной динамикой склонности к проявлению базовых эмоций, М.С. Пономарёвой (Ильин, Пономарёва, 2001), школьников с 1-го по 11-й класс, выявилось то, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева и страха и удивления. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали мимические выражения лица, соответствующие эмоциональному проявлению радости и грусти (93,4%). Полученные нами результаты правильно идентифицированных эмоций испытуемыми также подтверждают это (Таблица 2)

Таблица 2

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

53,4%

66,7%

93,4%

93,4%

73,4%

80%

Диаграмма 2. Правильно идентифицированные мимические проявления

Правильно определенные эмоциональные состояния знакомых людей

Третья часть испытуемых правильно определили эмоции учащихся, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях.

Ответом на наш вопрос о том, что помогло точно распознать эмоциональное состояние учащихся на предложенных нами фото-эталонах, испытуемые говорили о «вживании в предъявленные образы», «проживания состояния».

Обращаясь к возрастным изменениям эмоциональной сферы старшеклассников, можно опираться на увеличении способности понимания эмоций других людей в данном возрасте. Опираясь на психологию межличностного общения, мы можем установить связь интерпретации, понимания, с таким явлением как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Эти явления довольно часто трактуются как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.

Второй этап эксперимента

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, мы решили выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Приложение 2)

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) Эмоциональная осведомлённость

2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)

4) Эмпатия

5) Распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Задача респондентов заключалась в том, чтобы в соответствующем регистрационном бланке, где предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны жизни личности (респондентов), поставить соответствующую оценку. Полученные данные, мы обработали и интерпритировали в соответствии с ключом.

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.
  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Только благодаря им, возможно прочувствовать состояние другого человека, проявить сопереживание.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. Об этом писали многие известные ученые: физиологи, психологи, врачи. Именно они пытались приоткрыть завесу недостаточно изученной проблемы эмоций, эмоциональных состояний и их невербальных проявлений. До сих пор данная тема является весьма актуальной и интересной, в литературе существует много различных научных взглядов и теорий.

Именно благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, «сведя их... к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие».

Главной целью данной работы было изучить понятия «эмоции», «эмоциональные состояния» и их невербальные проявления. В процессе исследования были освещены такие вопросы, как: психофизиологические основы эмоций и теории эмоций, виды эмоциональных состояний, невербальные проявления эмоциональных состояний. Рассмотрев указанные понятия и решив поставленные задачи, можно сделать следующие выводы.

Невербальное поведение несет информацию не только в соответствии с основным средством общения — речью. Существует сложная взаимосвязь между невербальной и вербальными программами поведения.

Круг невербальных средств общения очень широк. К ним относятся жесты, позы, интонации, мимика. Они являются целостной подструктурой невербального поведения, наделенной динамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью.

Проблема данного исследования заключалась в доказательстве того, что для успешной социализации в обществе человеку необходимо владеть информацией о невербальных проявлениях эмоциональных состояний и активно применять различные приемы и средства их выражения в процессе коммуникации. Итак, гипотеза нашла подтверждение в данном исследовании. Актуальность освещенной темы имеет место.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдрахманова А.Т. Эмоциональное развитие младших школьников//Современные проблемы развития образования и воспитания молодёжи: сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции. – Махачкала: Апробация, 2014. -№ 4– С.95-97
  2. Абрамова М.С. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников//Феномен человека: сборник трудов конференции. – Подольск, 2015. – № 2. – С. 10-14
  3. Агаркова, Е.И. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада [Текст] / Е.И. Агаркова. – М.: Аркти, 2016. – 64 с.
  4. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников. ФГОС [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 96 с.
  5. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. Ярославль, 2016. – 294 с.
  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога. М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. 417
  7. Волков, Б.С. В67 Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 348 с. — (Бакалавриат).
  8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С.Выготский. СПб.: СОЮЗ, 2015. - 224 с.
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М., 2014. – с.96
  10. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.,2014.- С.160
  11. Детская практическая психология: Учебник/ Под. общ. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2015. – 225 с.
  12. Додонов Б. Информационные теории эмоций// Психологический журнал. – 2015. -№2.-с.104-116
  13. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Изд-во Педагогика, 2015. – 312 с.
  14. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. – М.: Теревинф, 2014. - 80 с.
  15. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники О.Н. Истратова / О.Н. Истратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 350 с.
  16. Колос, Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 - 7 лет [Текст] / Г.Г. Колос. – М.: Аркти, 2016. – 72 с.
  17. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции) [Текст] / Н.В. Костерина. – М.: Владос, 2017. – 116 с.
  18. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2014. № 2-3. – С. 25 – 38.
  19. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования [Текст] / Ю.Е. Кравченко. – М.: Форум, 2015. – 544 с.
  20. Лисина, М. И., Общение, личность и психика ребенка / Лисина М.И.; Под ред. А.Г. Рузской Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. инт. 2-е изд. Москва ; Воронеж : МПСИ Изд-во НПО "МОДЭК", 2016. 383 с.
  21. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
  22. Маслов С.И. Эмоциональное развитие младших школьников/С.И. Маслов, Т.А. Маслова//Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №5-6. – С.250-260
  23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2016. Кн. 2: Психология образования. 608 с.
  24. Никитина Н.Б.Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника//Гуманитарный вектор. - 2015. - № 2. – С. 59-63.
  25. Падун М.А. Регуляция эмоций и её нарушение//Психологические исследования. – 2015.-№39 .- С.5
  26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. Для вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2016. – 705 с.
  27. Сарыева С. Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.- № 4 (19). С. 152-154.
  28. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. – М. : Наука, 2016. – 141 с.
  29. Федченко А.А. Развитие эмоциональной сферы младших школьников во внеурочной деятельности//Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. - №8(16). –С.143-145
  30. Черняева, А.В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет [Текст] / А.В. Черняева. – В.: Учитель, 2018. – 70 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 1.1

IMG_2880 IMG_2875 IMG_2871

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

IMG_2867 IMG_2863 IMG_2859

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 1.2

IMG_2579 IMG_2578 IMG_2555

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

IMG_2572 IMG_2560 IMG_2548

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 1.3.

IMG_2818 IMG_2784 IMG_2794

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

IMG_2793 IMG_2790 IMG_2779

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 1.4

IMG_2925 IMG_2928 IMG_2917

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

IMG_2911 IMG_2896 IMG_2888

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев