Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические аспекты изучения невербального проявления эмоциональных состояний человека)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования-, выражается в том, что главным средством для обмена информацией и достижения коммуникативной цели участниками речевого взаимодействия выступает язык. Однако не менее значительную роль в этом процессе выполняют невербальные средства взаимодействия, так как без них картина реальной коммуникации может значительно искажаться. В рамках определенного речевого взаимодействия партнеры используют многочисленные коммуникативные средства, для придания высказыванию однозначности и доходчивости и в результате достижения желаемого коммуникативного эффекта.

Невербальные средства выступать объектом исследования в первую очередь таких наук как физиогномика, психология, социология и др. Одновременно изучение жестов и мимики - невербальных средств – характерно для области лингвистики, где они итерпритируются с позиции собственного отображения в письменной речи.

На современном этапе наблюдается усиление интереса к изучению невербальных явлений. В трудах Ю. Л. Агафонова и других исследователей изучалась способность лексических средств отображать неречевое поведение на стадии установления контакта на материале французского языка; В. Б. Беглова, В работах И. И. Серякова, А. В. Дементьев, Т. Т. Железановой рассматривались лексико-семантические и семантико-функциональные аспекты кинесических речений на материале английского и немецкого языков, а также такие вопросы как: наличие в семантике лексических единиц, отображающих паралингвистические явления, признаков, которые несут информацию о социальных характеристиках коммуникантов (М. В. Рябинина, З. З. Чанышева); В трудах Т. Т. Железановой, Н. В. Накашидзе изучалась роль разнообразных описаний невербальных средств в создании образа и общего портрета персонажей; С. Я. Мейнерте и Ковпак исследовали паралингвистические характеристики сценической речи и академической публичной речи.

Цель исследования: изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоциональные состояния.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи исследования:

  1. разобрать невербальное поведение: структуру и функции;
  2. рассмотреть направления исследования невербального поведения;
  3. изучить структуру невербального поведения;
  4. описать методы исследования невербальных проявлений.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования.

Объем работы: 38 страниц.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1 Структура и функции невербального поведения

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. В результате, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человека как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Одной из первоначальных знаковых систем, которые усваиваются в процессе индивидуального развития человека, являются мимика, жесты как элементы невербального поведения личности.

Часто невербальные проявления являются наиболее приоритетными по отношению к вербальному в силу того, что основные мимические картины, позы, наборы жестов, жестикуляции и мимика, выступают генетическими признаками человека [1].

Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, применение которых базируется на культурном, групповом, ситуативном соглашении с опорой на предварительное обучение. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация детерминированы многовековой практикой общения.

Очевидным является факт того, что в общении происходит разворачивание познания одного человека другим, изменение отношений со временем, а так же наличие обращения друг к другу. Невербальная основа поведения людей в одно и тоже время является условием познания их личности, появления отношения, как своеобразной формы обращения друг к другу. Главным образом, в общении осуществляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Независимо от того, какие именно невербальные средства выделяются, их можно свести к[2]:

  • кинесическим, связанным с движениями тела,
  • пространственным, выраженным в организации поведения, межличностного общения,
  • временным характеристикам взаимодействия.

К вышеописанным средствам так же относятся: паралингвистические, и экстралингвистические средства, которые выражаются в телесных движениях, изменении голоса и пауз. Данные средства в большей степени являются функциями, нежели оригинальной системой невербальных средств коммуникации.

На современном этапе прослеживается тенденция подключения к невербальным средствам общения, помимо обозначенных аспектов среду, в рамках которой выделяются внешние общественно-бытовые условия, обстановка, совокупность людей, которые связаны общностью данных условий. В связи с данным обстоятельством возникает вопрос о том, могут ли все обозначенные невербальные средства интерпретироваться как критерии невербального поведения.

В более широкой интерпретации в невербальное поведение включены все продукты многообразной деятельности человека. Часто под невербальном поведением человека понимается общественно и биологически детерминированный способ организации усвоенных человеком невербальных средств общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, чувственную форму действия и поступков.

Элементы невербального поведения проявляются в телодвижениях, интонациях, ритмических и высотных характеристиках голоса, а та же временной и пространственной организации. Область подструктур невербального личностного поведения значительно уже круга элементов, которые выполняют роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.

Часто в рассмотрении связей и отношений между критериями и подструктурами невербального поведения исследователи базируются на его определении, при этом рассматривался факт того, что сам феномен «невербального поведения» интерпретируется в контексте социальной перцепции, как образование личности, которое наделено познавательно-регулятивной функцией.

В силу данного обстоятельства базой определения подструктур невербального поведения выступают главенствующие характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Невербальное поведение следует рассматривать с подструктуры, создающей главное ее свойство – движение, которое отражается при помощи оптической системы человека. Подобной подструктурой невербального поведения выступает кинесика [3].

Как правило, кинесику рассматривают, как диапазон движений, которые воспринимаются визуально и осуществляют экспрессивно-регулятивную функцию в коммуникации. Однако, следует отмутить, что кинесика не является только языком тела (жесты, мимика, позы, взгляд), она так же связана с манерой одеваться, причесываться, в том числе и применение определенного предмета, к примеру, это может быть хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк и т.д.

Таким образом, понятие «кинесика» используется для обозначения многочисленных движений человека, однако наиболее часто, все же для изучения движений рук и лица. В такой ситуации многие исследователи используют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия является выразительным поведением субъекта. Многочисленные явления экспрессии можно разделить на следующие относительно самостоятельные сферы исследования: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика выражается в экспрессии лица и фигуры человека, при этом рассматривается безотносительно к выразительным движениям и детерминированная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Выразительные движения рассматриваются как «широко распространенные периферические изменения, которые при наличии выраженных эмоций охватывают весь организм. Происходит захват системы мышц лица и всего тела, которые проявляющихся через мимику, пантомимику и «вокальной мимике»[4].

Как правило, все выразительные движения обозначаются понятием «жест».

Согласно утверждениям Г. Гибша и М. Форверга жесты являются в определенной степени отчетливо воспринимаемыми и интерпретируемыми свойствами общей моторики, главным образом, поверхности тела (лица – мимика, всего тела – пантомимика, рук и кистей рук – жестикуляция).

Обозначенные определения относятся к одному явлению – выразительным движениям субъекта, в силу того, что в них акцент ставится на связь данных движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями.

Польским психологом Я. Рейковским было предложено дифференцировать такие компоненты несловесного поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. Среди эмоциональных действий выделяются такие невербальные действия людей, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы данную эмоцию выразить и разрядить. Автор отмечает, что в случае, когда субъект узнает, к примеру, о смерти близкого человека его реакция проявляется, как правило, в форме рыдания и возможно падения, такая реакция является выразительной составляющей движения. В ситуации облачения в траурную одежду и вербального причитания происходит выражение специфических эмоциональных действий, которые являются формой мотивированного поведения и являются приобретенными.

Таким образом, обозначается конвенциальный характер аффективных действий в отличие от движений, носящих выразительную основу и выступающих формой непосредственного выражения состояний человека.

Поначалу выразительные движения рассматривались в психологии в контексте «экспрессивного поведения», посредством эмоциональной составляющей человека. Трамплином выступили труды Ч. Дарвина о выражении эмоций у человека и животных[5].

На современном этапе изучение выразительных движений осуществляется в рамках социальной персональной перцепции, несловесного поведения и несловесных коммуникаций. Данное обстоятельство и послужило базой возникновения большого количества подходов к исследованию выразительных движений, среди которых выделяются: паралингвистический, индикативный, коммуникативный и другие. Главные вопросы, выдвигаемые исследователями выразительных движений поведения, заключаются в следующем[6]:

  • каким происхождением характеризуются выразительные движения в онтогенетическом и филогенетическом плане?
  • место выразительных движений в психомоторике человека и их функции?
  • какие психологические явления соответствуют тем или иным выразительным движениям?
  • какова ценность выразительных движений как средств диагностики и коммуникаций?
  • насколько возможно адекватное опознание психических свойств, состояний, процессов человека по его выразительному поведению в межличностном общении?

С. Л. Рубинштейном были предложены ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения[7]:

  • в выразительном поведении человека природное и социальное, естественное и историческое образуют единство. Данный процесс не является просто внешним пустым сопровождением эмоций, а внешней формой существования и проявления;
  • во внешнем проявлении выразительные движения раскрывают внутренние аспекты и создают образ действующего лица;
  • выразительные движения проявляются не только в сформированном переживании, но и сами могут его формировать;
  • социальная фиксация форм и значений выразительного поведения создает вероятность конвенциальных выразительных движений;

Данные положения о природе, содержании и функциях выразительного поведения интенсивно используются и в современных отечественных и зарубежных исследованиях.

1.2 Направления исследования невербального поведения

Одним из существенных вопросов психологии невербального поведения является определение диапазона психологических феноменов, связанных с выразительным поведением, которые выражаются при помощи выразительных движений. Поиск ответа на данный вопрос обозначил две группы исследований в области экспрессии поведения.

В первую группу входят работы, которые рассматривают выразительное поведение как индикатор внутренних, главным образом, аффективных состояний субъекта. Определение диапазона психологических феноменов с позиции данного подхода свойственен для тех сфер психологии, где экспрессивные аспекты рассматриваются в соответствии с эмоциями – для эволюционной психологии, нейропсихологии, патопсихологии[8].

Совместно с данным направлением осуществляется развитие физиогномического подхода. Физиогномика определяет свойства характера по чертам лица. Тем не менее, многие ученые не принимают идею о прямой зависимости черт лица и свойств характера. Одновременно сложно не принимать в учет действительное существование больного количества разнородных явлений обыденного сознания, в основу которых входят устойчивые психологические ассоциации, которые возникают у многих людей, в процессе восприятия внешности другого человека.

Первоначальные аспекты обобщения такого опыта были представлены в мифологической и религиозной форме сознания, а также в искусстве. К примеру, в кинематографе отображается массовый физиогномический опыт. Однако даже там возникает сложность и драматичность соотношения лица и личности, внешнего и внутреннего. В результате, связь признаков внешности с психологическим содержанием формируется в силу взаимодействия между людьми.

В. Н. Панферов полагает, что взаимосвязь объективных и субъективных свойств человека следует искать не по линии связи психологических качеств личности с конституциональными особенностями организма, а в рамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей – психологические качества личности. То есть благодаря общению и совместной деятельности людей формируется внешность человека [9]

Согласно диалектико-материалистическому пониманию связи внешности и личности, признаки внешности являются знаковой системой психологического содержания.

Еще одним аспектом в исследовании выразительного поведения является широта средств выражения. Наиболее изученными средствами экспрессии являются мимика лица как средство выражения состояния и жесты как паралингвистические явления. И в меньшей степени изучены позы и движения корпуса как средства выражения внутренних психических состояний человека.

Исследование локальных средств выражения детерминировано:

1) историческим развитием проблемы экспрессии,

2) базовой теоретической позицией исследователя,

3) доступностью изучения одних средств выразительного поведения по сравнению с другими (например, мимику проще зафиксировать).

4) разветвленной системой явлений, в контексте которых рассматривается выразительное поведение и определяется его значимость.

Подобное пристальное внимания на локальных средствах экспрессии и условиях их выражения не следует считать оптимальным, однако оно не характеризует специфику экспрессии.

Третий аспект в исследовании невербального поведения связан с вопросом функций выразительных движений в общении. Согласно утверждению С. Г. Геллерштейна и П. М. Якобсона выразительные движения, проявляются в общении при многочисленных психических состояниях, и выполняют функцию внешнего выражения данных состояний, а также отношений к определенным людям, предметам или явлениям реальности. Выразительные движения интерпретируются как индикаторы аффективных состояний и показатели разнообразных отношений человека к внешнему миру.

Г. Гибш и М. Форверг обращают внимание на то, что действия, выразительные движения, жесты и речь содержат прямые возможности управления общественной жизнью. Авторы, так же обращают внимание на то, что выразительные движения выступают как отражение локальных динамических процессов, «внешней стороной» данных процессов, личностной психической составной частью действия. Психологическая часть в свою очередь социально направлена. В результате, выразительные движения выражаются в коммуникативной функции[10].

Авторы полагают, что вовлечение выразительных движений в область общественных явлений способствует появлению у них новых функций: формирование эмоциональной структуры и его нейтрализация посредством конвенциализации выразительных движений.

Т. Шибутани к выразительному поведению относит любой воспринимаемый звук или движение тела, которые служат показателем внутреннего состояния человека. Он считает, что «движения и звуки становятся жестами только в социальном контексте, когда они служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций».

Т. Шибутани подразделил выразительные движения, в соответствии их социальной или биологической природы. В контексте коммуникаций и личностных отношений автор рассматривает так называемые общественные выразительные движения, в контексте эмоциональных состояний субъекта рассматриваются выразительные движения, характеризующиеся биологической природой. Выразительные движения согласно социальной природе наделяются функциями установления согласия между взаимодействующими, а так же выработки общего отношения к ситуации, точки зрения биологической природы наделяются функцией выражения эмоционального состояния[11].

Решение проблемы, как считает автор, находится, а стыке противопоставления согласованных и несогласованных выразительных движений. В контексте методологии данное обстоятельство является недостаточно верным. Появление общественных функций выразительных движений, их соглашение могут быть в соответствии с тем, что осуществляют функции диагностики и выражения конкретных психических явлений.

Данная функция выразительных движений, как создание «образа действующего лица», особую роль выполняет в рамках социальной перцепции. В результате сложные психологические образования, которые динамично выражаются в поведении и внешнем виде субъекта, интерпретируются как совокупность сигналов, предоставляющих информацию о психических процессах и состояниях человека воспринимающего информацию. Одновременно каждым комплексом выполняется осведомительная и регулятивная функции. То есть получается, что выражение как индикатор, сигнал, воздействие, регулятор деятельности является интегральным образованием.

В рамках познавательной и экспрессивной функциях выразительные движения интерпретируются как носители автономного сообщения. Согласно характерной для них функции симптома, показателя внутреннего состояния живого существа, в ситуации общения они одновременно выступают элементом более высокой ступени, и реализуют коммуникативную функцию.

Совместно с выше обозначенными функциями, выразительное поведение дополняется функциями регуляции процесса возбуждения, разрядки, облегчения. Не менее актуальной является такая экспрессивная функция, как целенаправленное действие. Данная функция выражения была выделена на базе положения Ч. Дарвина о выразительных движениях как остатка некогда уместных действий, ориентированных на удовлетворение конкретной потребности. Тем не мене, согласно воззрениям некоторых исследователей, биологическая уместность выразительных движений у субъекта во многих случаях утрачена. Средством отражения остается их объективное значение, информации и сообщения о внутреннем мире субъекта[12].

Уместность выразительных движений следует изучать в рамках социальной деятельности. По мнению Н. Фрийда выразительные движения необходимы, главным образом, потому что они напрямую служат установлению отношений или исчезновению отношений между людьми, осуществляют функцию чрезмерного контроля движений и функцию «активной манифестации».

Уместность данных движений обуславливается возможностью управлять эмоциями и способны переходить на различные недостаточно эффективные ситуации. Ведущей функцией выразительных движений в данной ситуации выступает устранение деструктивного состояния (например, агрессии) и воспроизведение социально-желательных эмоциональных состояний. Биологически обусловленные движения, находясь в согласи, способны воспроизводиться в независимости от состояния. В результате, данные движения могут управлять коммуникацией без значительной аффективной нагрузки партнеров по общению.

Таким образом, выразительные движения оказывают осведомительную и регулятивную функции в контексте коммуникации, и выступают специфическим языком общения.

Еще одной, однако, мало исследуемой подструктурой кинесики, выступают движения глаз или, как часто это называют «контакт глаз».

Средства обмена взглядом в процессе беседы, организации визуального контакта в каждом локальном случае – время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации – широко применяются при изучении так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок взаимодействующих людей. Качество оценок визуального контакта обусловлено целым рядом факторов[13]:

  • угол между осью коммуникации партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель»,
  • положение головы наблюдаемого,
  • движение глазных яблок.

В некоторых исследованиях было зафиксировано, что наблюдатель в субъективных оценках базируется на положение зрачка в видимой части глаза.

Согласно представлениям А. А. Леонтьева, систематическое изучение проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Данные авторы устанавили, что направление взгляда в коммуникации зависит от его фиксации, от его содержания, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от взаимоотношений которые предшествовали их развитию[14].

После анализа исследований в этой области А. А. Леонтьев подчеркивал необходимость не столько статических параметров направленности, сколько их изменения: не так важно оказывается то, на сколько часто партнер смотрит в глаза собеседнику, сколько начало или окончание данного движения. В результате, расстояние между взаимодействующими оказывается не столь важным, сколько то, на сколько они отдалятся от друг от друга, или сближаются.

В трудах X. Миккина была приведена следующая классификация функций визуального контакта:

1) информационный поиск;

2) оповещение об освобождении канала связи;

3) стремление скрывать или выставлять свое «Я»;

4) установление и поддержание социального взаимодействия;

5) поддержание стабильного уровня психологической близости.

Телодвижения, жесты рук, выражения лица так же относят к системе паралингвистических явлений. Круг вопросов, обсуждаемых паралингвистикой, достаточно широкий. Он охватывает все виды кинесики и фонации.

С функциональной точки зрения паралингвистические средства проявляются в физических движениях говорящего субъекта, которые важны для человека при восполнении пробелов в словесной коммуникации.

Как подчеркивает Г. В. Колшанский, если речь идет не о функциональных параязыковых средствах, то вероятные виды кинесики и мимики следует относить к форме прямого выражения аффективного состояния человека[15].

Главная функция паралингвистических средств сводится к реализации, дополнению, обеспечению объяснению речевого сообщения. В работах Д. И. Рамишвили проводилось исследование функций различных невербальных средств общения. Как считает автор, функция выразительных движений заключается не столько в том, чтобы вне существования вербальной психики как таковой довести качества, специфику состояния живого существа до партнера. Главной ролью выразительных движений является усиление эмоциональной насыщенности сказанного, создания объективного фона вербального содержания, поднятия его выразительности и силы.

Невербальные коммуникации могут осуществлять все базовые функции языковых знаков, т.е. фактически заменять текст. В ситуации общения люди реализуют определенную коммуникативную программу, накладывая на нее вербальную форму, посредством которой говорящий человек приспосабливает ее к общей схеме коммуникации, при этом «убирая» все вербально-избыточное, дублирующее иные невербальные средства понимания.

В соответствии с семантической природой невербальных коммуникаций, И. Н. Горелов классифицировать их на базе того, какие они вносят абстрактные значения в сообщения. В результате, при помощи жестов происходит реализация указательных значений; описательные значения жестами и пантомимикой. Значения побуждения, вопроса, утверждения и отрицания – различными невербальными коммуникациями. Полярные значения (одобрение, согласие, решительность) – некоторыми жестами и мимикой [16].

На базе анализа литературных примеров автор сделал вывод о том, что вербальная часть сообщения, как правило, «накладывается» на предварительно развернутую схему невербальных компонентов. На наш взгляд, такое соотношение речи и невербального поведения отражает реальный процесс общения.

Из наблюдений было зафиксировано, что отношения партнеров по взаимодействию, их психические состояния, социальные роли переносятся на общение при помощи кинесической структуры в ряде случаев раньше, чем словом. В соответствии с данной ситуацией у кинесической структуры имеется специфический приоритет в организации образа партнера, всей коммуникативной ситуации.

Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой.

Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения – акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосевых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров [17].

Выводы по главе 1

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.

Глава 2. Методологические аспекты изучения невербального поведения

2.1 Структура невербального поведения

С самого раннего возраста, физический контакт является одним из важнейших источников взаимодействия человека с окружающим миром. В тот период контакт осуществляется в прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний. При помощи различных прикосновений развиваются представления о пространстве индивидуального тела и знания о частях тела другого человека. В рамках общения поглаживающие прикосновения выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки.

Применение человеком в общении такесической системы невербального поведения обусловлено различными факторами, среди которых наиболее важные связаны со статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и пр. К примеру, рукопожатие чаще можно наблюдать в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В Америке не принято использовать рукопожатия, если между людьми имеется интенсивное взаимодействие, что абсолютно не сходиться с использованием рукопожатия в культуре у русских[18].

Такесический элемент - похлопывание по спине и плечу, можно использовать в условиях, когда отношения близкие, или когда есть равенство общественного статуса взаимодействующих сторон. На уровне невербального поведения в славянских обычаях объятия демонстрируют равенство и братство.

Такой элемент физического контакта, как поцелуй наблюдается в русской культуре, как среди мужчин, так и среди женщин в различных бытовых условиях, тогда как у англичан встречается довольно редко, главным образом, в интимных отношениях.

Следует отметить, что такесическая структура в наибольшей степени, нежели другие структуры невербального поведения человека, осуществляет в коммуникативном процессе функцию индикатора статусно-ролевых отношений, элемента степени близости взаимодействующих людей. В связи с данным обстоятельством неправильное использование человеком данной структуры невербального поведения может спровоцировать многочисленные конфликты в рамках общения.

Таким образом, обозначенная структура невербального поведения человека презентует телодвижения, голосовые изменения, которые определенным образом человеком осознаются и управляются.

Являясь структурами невербального поведения кинесика, такесика, и просодика, формируют образ партнера по взаимодействию при помощи многочисленных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестетической.

Среди элементов невербального поведения главная роль отводится мимике лица, которое по сути своей является ведущей характеристикой физического облика субъекта. Необходимо ответить, что социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря произвольной регуляции. Если рассматривать, в общем, то социализация мимики происходит на базе использования органических проявлений для влияния на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

Социальное окружение может оказывать поощрительные меры по отношению к выражению одних эмоций и порицательные по отношению к другим, а так же может способствовать созданию «языка» мимики, при помощи которой возможно будет значительно обогатить спонтанные выразительные движения. На основании данного обстоятельства выделяются универсальные или специфические мимические знаки, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Как правило, анализ мимики производится по следующим основаниям[19]:

  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на базе ее физиологических параметров;
  • в общественном и социально-психологическом плане;
  • в феноменологическом плане;
  • в понятиях таких психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

По мнению Л. М. Сухаребского для того, чтобы полноценно понять мимическое разнообразие личности следует изучать как целостную мимическую активность, так и частичную, связанную с деятельностью локальных ее зон. Однако, как считает автор, что следует принимать в учет локальные мимические зоны лба, глаз, рта которые действуют как компоненты интегральной системы.

Целостность и динамичность являются ведущими характеристиками мимики как элементов невербального поведения человека. В силу такого обстоятельства единицей анализа мимического выражения можно принять комплекс координированных движений мышц всего лица, так как в различных исследованиях было зафиксировано, что распознание эмоций обусловлено участием всех мышц лица.

В результате, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики выступают ее базовыми характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

На базе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, была создана определенная схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения).

В данном исследовании за единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На уровне физиологии он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, однако вместе с тем могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи таким постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.

Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. В Приложении 2 наглядно представлены константные комплексы признаков для каждого состояния.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний[20].

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго – нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния[21].

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

2.2 Методы исследования невербальных проявлений

П. Экманом с коллегами была создана методика для измерения выражения лица, в рамках которой были перечислены все лицевые мышцы шести эмоций. Впоследствии были составлены фотомодели, которые рассматривали три области лица[22]:

  • брови – лоб;
  • глаза – веки и основание носа;
  • нижняя часть лица и щеки.

Данный метод основывается на соотношении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений – FAST». При помощи данного метода можно проанализировать экспрессии в соответствии с наличием в ней элементов выражения шести базовых эмоций.

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица возникает более совершенный вариант – FACS – система кодирования активности лицевых мышц. Назначение методики связано не только с анализом экспрессии лица, базирующейся на определенном состоянии, а так же для разделения всех наблюдаемых визуальных изменений. Она базируется на анализе мышечных изменений и предоставляет возможность свести различные наблюдаемые движения лица в систему единиц – действий. Базовыми единицами измерений выступают дискретные, едва заметные изменения тонуса мышц лица.

Построение методики основывается на применении полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает поза.

Поза является определенным положением тела человека, которое характерно для его культуры, и выступает элементарной единицей пространственного поведения субъекта. Базовое количество многочисленных устойчивых положений, принять которые способно тело человека насчитывает около 1000, из которых, в соответствии с культурными традициями каждого народа, определенные позы запрещаются, а некоторые – закрепляются. Данное обстоятельство обуславливает изучение поз в соответствии с культурными традициями.

А. Шефлен был одним из первых, кто обратил внимание на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения в процессе регуляции процесса межличностного отношения. На примере киносъемок психиатрического интервью автор показал, как изменение поз пациента и врача предоставляет возможность поддерживать наиболее благоприятную психологическую дистанцию для лечебного эффекта.

Похожую точку зрения высказывал В. Шютц, который показал, что коммуникация в его эмпирической группе была куда более оживленнее, если бы он запретил участникам принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног. Такое предположение автор оправдывал тем, что подобная поза означает «закрытость» для общения. Можно так же описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. К примеру, шаблоном поведения свидетельствующего о готовности к общению является «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».

Таким образом, в рамках общения позы могут осуществлять две функции [23]:

  1. дифференцировать поток речи на элементы,
  2. регулировать межличностные отношения в диаде.

Главным образом, благодаря позам можно сформировать в определенной степени мысленный барьер относительно окружающих людей, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Свидетельствовать об изменении отношений между общающимися возможно благодаря изменению их позы, или синхронизации.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает жест, который, как правило, соотносится с движением рук.

На базе жестов можно свидетельствовать об отношении человека к определенному событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания[24].

Созданы многочисленные системы записей жестов человека. Принцип всех записей один и тот же – выделить отдельные единицы, жестовые движения. Лингвистически ориентированные авторы исследований движений тела человека склонны оперировать при их описании теми же категориями, что и при описании закономерностей функционирования естественного языка. Так, одни авторы предлагают группировать жесты по участию в движении одной или двух рук, по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук и по признаку центробежности или центростремительности. Другие пытаются интерпретировать единицы языка жестов в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук – согласные; направления движения – гласные; динамика – ударение; тон, долгота, модели движения – полугласные; референты – предметы, к которым движение руки направлено.

Движения человеческого тела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях. Все движения тела происходят от вращения его рычагов.

У русских жестов – это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки. У людей, вступающих в общение, нет органов, запечатлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути:

  • указание органа, выполняющего движение;
  • его направленность;
  • цикличность, этапность в совершении движения;
  • его отношение к положению человеческого тела в пространстве.

Н. И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I группа жестов – коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

III группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

Естественно, что данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Помимо вышеназванных важным элементом невербального поведения является интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т.д.

Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи – изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение[25].

Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам:

  • характер движения основного тона во фразе и завершении;
  • уровень частотного максимума фразы;
  • частотный диапазон фразы;
  • частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
  • крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения;
  • длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слога и фразы.

Исследование интонации как элемента невербального поведения ведется также в плане восприятия и идентификации эмоциональных состояний в общении. Показано, что на опознание эмоциональных интонаций, предъявляемых для аудирования, влияют не только акустические признаки, но и модальность состояния, что независимо от лексики и семантики высказывания интонация играет большую роль в передаче состояния говорящего.

В целом жесты, позы, интонации, выражения лица – это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека.

Следующий элемент невербального поведения, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется, как «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «виноватая» и т.д. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук; плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека.

Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человеке. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения), функцию социальной стратификации и т.д. В целом походка существенно дополняет наши представления о другом человеке, особенно в плане его психомоторной активности.

Попытки найти связь между чертами личности и ее походкой принесли огромное количество результатов. Как правило, эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. На основе этих данных делается вывод о том, что может выражать походка. Установленные связи не отвечают требованиям научной достоверности, а психологические интерпретации походки иногда звучат просто наивно.

Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией. Однако такого рода утверждение, в лучшем случае, несет информацию для исследователя-психолога, но не раскрывает того, что означает походка, имеющая различные физические характеристики, для наивного наблюдателя.

Психосемантика походки – это проблема, которая ждет своих исследователей. В целом направление, в котором ставится задача найти связь между моторикой человека и его качествами, нуждается в строгой научной теории [26].

Мы рассмотрели основные подструктуры собственно невербального поведения личности. Так как невербальное поведение, его функции раскрываются нами в контексте общения, взаимного восприятия людьми друг друга, то необходимо указать на пространственно-временную организацию общения – как функцию невербального поведения, а также выделить пространственно-временные характеристики невербального поведения партнеров как форму и способ его существования в общении.

Пространство и время общения являются основой и первым условием любых взаимоотношений людей. Наука проксемика утверждает, что пространство и время в общении структурируются определенным образом под влиянием различных причин. К собственно пространственно-временным параметрам относятся вид ориентации партнеров в момент общения, дистанция между ними, длительность общения.

Понятно, что кинесическая, такесическая и просодическая структуры невербального поведения личности могут выступать в качестве своеобразных «организаторов» пространственно-временных характеристик общения. Например, поза, поворот головы, интенсивность жестов, интонаций, выразительность мимики определяют расстояние между общающимися, визуальный контакт, как движение глаз, организует процесс ориентировки, направленность партнеров по отношению друг к другу.

На сегодняшний день также известно влияние ряда других переменных на изменение проксемических характеристик общения и невербального поведения личности. Так, характер взаимодействия и взаимоотношения людей определяет некоторые оптимальные расстояния между ними.

Е. Холл выделяет три уровня проксемического поведения: первый уровень вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы); второй уровень – из психофизиологического процесса восприятия и третий – из структиро-вания пространства в зависимости от влияния культуры. На этом уровне выделены динамические характеристики пространства. Е. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре:

  • интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;
  • персональное расстояние от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;
  • социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями.

Факторы, влияющие на установление проксемической дистанции, различны. В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление «незнакомых», приближение «родственников». При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью[27].

Высокий уровень тревожности, являясь фактором неполной адаптации, вызывает реакцию «избегания», которая проявляется в увеличении дистанции общения. Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, но несмотря на это человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме.

На выбор дистанции в общении влияют социальный престиж общающихся, национально-этнические признаки, пол, возраст коммуникантов, характер взаимоотношений партнеров, экстравертированность – интравертированность и другие личностные характеристики. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения».

Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.

Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». Известно, что при расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно вторгается в их пространство. Критическим является расстояние 90 см.

Характер проксемических переменных, как было обнаружено в исследовании Л. А. Китаева-Смыка, усложняется в ситуации длительной групповой изоляции, в условиях скученности, создающей наряду с другими факторами дистресс у человека. Происходит совмещение персонального пространства и персонализированной территории, которая понимается как более развитое и сложное «удлинение» личного пространства, включающего собственно территорию (место в квартире, в транспорте и т.д.) и различные объекты.

Выводы по главе 2

Базовым свойством невербального поведения человека является движение, которое появляется на базе кинесического компонента, который связан с такими элементами как: мимика, поза, интонации, жесты.

Наиболее значимая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.

Заключение

Невербальное поведение личности является социально и биологически детерминированным способом организации, которые усваиваются человеком благодаря невербальным средствам общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков. Такое поведение рассматривается в рамках социальной перцепции и предполагает дифференциацию его структуры на базе систем отражения.

В невербальное поведение личности входят кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, ольфакторные структуры, которые в свою очередь могут быть расчленены на подструктуры и элементы. Все структуры невербального поведения личности полифункциональны.

Базовым свойством невербального поведения человека является движение, которое появляется на базе кинесического компонента, который связан с такими элементами как: мимика, поза, интонации, жесты.

Наиболее значимая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.

Поза как элемент невербального поведения выполняет наряду с индикативной функцию регуляции процесса межличностного отношения. Она в большей степени, чем другие элементы невербального поведения, наделена культурно-специфическими характеристиками.

Принцип деления жестов на коммуникативные, описательно-изобразительные, модальные применим и по отношению к позам, мимике, интонациям.

Список использованной литературы

  1. Агафонов Ю. Л. Языковые средства отражения ситуации речевого контакта во французском литературном тексте: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1982.-206 с.
  2. Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.
  3. Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.
  4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. -224 с.
  5. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
  6. Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.
  7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.
  8. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.
  9. Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.
  10. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.
  11. Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.
  12. Кириленко Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. - № 4. - С. 138-147.
  13. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.
  14. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
  15. Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.
  16. Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.
  17. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.
  18. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
  19. Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
  20. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.
  21. Мейнерте С. Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.
  22. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.
  23. Накашидзе Н. В. Кинесика и её вербальное выражение в характеристике персонажей художественного произведения: Дисс. . канд. филол. наук. М.,1981.-156 с.
  24. Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.
  25. Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М. : Эксмо, 2010.-416 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.
  27. Рябинина М. В. Социолингвистические характеристики средств выражения вербальной и невербальной коммуникации (на материалепроизведений П.Г. Вудхауза): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.-16 с.
  28. Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.
  29. Фейнберг Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности / А.Л. Асмолов, Е.И. Фейнберг // Психологический журнал. Т. 10. - № 6. - 1989. - С. 46-72.
  30. Чанышева 3. 3. Лексические средства обозначения паралингвистических компонентов речи в современном английском языке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1979.-223 с.
  31. Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.
  32. Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.

Приложение 1

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

КИНЕСИЧЕСКИЕ

ПРОТРАНСТВЕННЫЕ

ВРЕМЕННЫЕ

Схема 1. Средства общения

Приложение 2

Отрицательные состояния

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

  1. Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.

  2. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.

  3. Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.

  4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.

  5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.

  6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.

  8. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

  9. Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.

  10. Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.

  11. Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.

  12. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.

  13. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

  14. Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.

  15. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.

  16. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.

  17. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.

  18. Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.

  19. Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.

  20. Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.

  21. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.

  22. Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.

  23. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.

  24. Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.

  25. Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.

  26. Мейнерте С. Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.

  27. Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М. : Эксмо, 2010.-416 с.