Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Роль эмоций в поведении людей)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Книга Чарльза Дарвина (1803-1882), впервые изданная в 1872 г., положила начало научному изучению мира человеческих эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность. Другой специалист в области эмоций Пол Экман посвятил свои исследования межличностным общениям и психологии «распознавания лжи». Также проблеме эмоций посвятили свои работы современные психологи: Алан Пиз, Щербатых Ю.В.Неменьше научный интерес представляют исследования Хигира Бориса в области физиогномики. В этой же области работал Тимоти Т.Мар. В 2008 году году появилась Международная Академия исследования лжи, основателем и идейным вдохновителем которой является Евгений Спирица. Об искусстве расшифровки состояния человека по лицу описаны в работе Саймона Брауна "Практическое искусство чтения лиц". Все эти проблемы посвящены невербальным средствам коммуникации. Психологи подразделяют речевое (вербальное) и неречевое (невербальное) общение. Согласно Альберту Мейербиану передача информации осуществляется вербально -7%; за счет звуковых средств – 38%; 55% - невербально. Древнегреческий философ Публиций утверждал: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных. Поэтому изучение эмоций не теряет актуальности. Но до сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Познанию эмоциям посвящены работы: П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.

Цель исследования: выявить эмоции человека посредством невербальных коммуникаций( позы, жесты, мимика).

Гипотеза:

Эмоциональное состояние человека определяется жестами и мимикой.

На опознание эмоций межличностный аспект эмоционального интеллекта, а именно эмпатия и способность к распознанию, пониманию эмоциональных состояний других людей.

Задачи исследования:

1. Изучить научные литературные источники для существующих методик диагностики распознавания эмоций по выражению лица и выявлению способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях.

2. Исследовать особенности восприятия эмоций знакомых и незнакомых людей на фотоснимках.

3. Обработать и проанализировать полученные данные, составить таблицы, и диаграммы.

Объектом исследования невербальные эмоции

Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Роль эмоций в поведении людей

Роль физиогномики в определении эмоционального состояния человека определены в работе В.М.Рошаля. Согласно мнению Рошаль В.М. лицо человека носит определенную информацию . Причем она меняется, преобразовывается в течение всей жизни. Физиогномика позволяет определить состояние человека по общению, опираясь на малейшие нюансы движения лица. Работы Л.П.Паршуковой, З.А. Шакоровой «Физиогномика – читай по лицу»

Лицо – визитная карточка человека, которая содержит информацию о характере и особенностях поведения вашего собеседника, потенциального сотрудника или просто нового знакомого.
Умение видеть эту информацию поможет лучше понимать окружающих, чувствовать себя увереннее в общении с другими, улучшать отношения в семье, в рабочем коллективе и в кругу друзей.
Книга учит азам физиогномики – науки об изучении лиц, – что будет полезно работникам сферы обслуживания, управления, кадровикам и менеджерам, а также всем, кто хочет получить еще один козырь в общении с людьми.

Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. - "Физиогномика" также затрагивают эту проблему. Научившись объяснять черты лица, связывать их особенности с особенностями поведения, мы можем быстрее начать понимать человека, которого видим впервые. Согласно их мнению физиогномика позволяет точнее узнавать состояние нашего партнера.

Одна из главных работ Павла Васильевича Симонова. Основная цель – исследование природы эмоций. В течение многих лет Симонов проводил эксперименты, результатом которых стала информационная теория эмоций. По его собственным словам данная теория не описывает всю природу эмоций, но является наиболее точным приближением к истинному объяснению этого явления. Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

В настоящее время объем информации, затрагивающих проблему человеческих эмоций настолько велик, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и эмпирических наблюдений. Проблему эмоций и разных их проявлений рассматриваются в психологии личности и клинической психологии. Поведение человека обусловлено множеством противоречивых и разнонаправленных эмоций.

По мнению многих исследователей невербальная коммуникация может заменить речь. Например, это можно утвердить на основе общения глухонемых людей. Безречевое общение глухонемых людей – общение с помощью жестов и мимики. Невербальная коммуникативная связь людей также устанавливается с животными. Недооценивать роль жестов и мимики в процессе общения нельзя. Невербальные проявления скрыть трудно. Невербальные движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет определена головным мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть. Установление контакта с собеседником включает ряд невербальных средств: жест, мимика, тембр голоса, положение тела в пространстве, положение ног и головы. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.Американский психолог разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

лоб и глаза,

нос и область вокруг него,

рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Природа и значение эмоций в поведении человека изучены и трактуются по-разному. Некоторые исследователи полагают, что можно обойтись вообще без понятия «Эмоция». Согласно Даффи (Duffy, 1962) и Ландслей (Lindsley, 1957),поведение человека обусловлены «активацией» или «возбуждением», которые не столь аморфны, как термины, относящиеся к эмоциональной сфере. Торникс и Изард (Tornkins, 1962, 1963; lzard, 1971, 1972) считают, что эмоции образуют мотивационную сферу человека. Согласно Шахтелу поведение и аффект всю жизнь сопровождают человека, что поведение и эмоции неразрывно связаны.(Schachtel, 1959).

По мнению исследователей – ученых Арнольд, Лазарус, Юнг эмоции являются причиной дезадаптации и психосоматических нарушений человека. (Arnold, 1960а, б; Lazarus, 1968; Young, 1961). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (lzard, 1971, 1972; Leeper, 1948; Mowrer, 1960; Rapaport, 1942; Schachtel, 1959; Tornkins, 1962, 1963). Липер и Маурер изучали роль эмоций в поведении человека. (Leeper, 1948), (Mowrer, 1960).

Согласно исследованиям многих ученых-психологов эмоции возникли на основе тесной взаимосвязи между матерью и ребенком. Эмоция, как и другие виды потребностей и рефлексы явилась причиной выживания человека. Связывающим звеном взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией (Ainswortli, Blehar, Waters, Wall, 1978; Shiller, lzard, Hembree, 1986). Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, мы можем наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма (Bowlby, 1969; Spitz, 1965). Если мать не держала бы на руках своего ребенка и не кормила бы грудью, то ребенок мог бы и не выжить. Дети в младенческом возрасте сильно зависимы от матери: они нуждаются в материнском тепле, пище, уходе, защите от опасности. Самой главной для развития ребенка является проявление родителями любви и заботы. Человек, не получивший любовь и ласку, трудно справляется с жизненными проблемами. Недостаток любви является причиной депрессий и психологических нарушений.

Ребенок способен сообщить о своем внутреннем состоянии даже до того, как начнет понимать обращенные к нему слова, с помощью определенных сигналов. (lzard, Huebner, Risser, McGinnes, Dougherty, 1980). Например, голод и боль могут проявляться через, внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом.

Согласно Макдугалу (McDougall 1908), как животному инстинкту, так и человеческому поведению соответствуют определенные эмоции. С одной стороны Макдугал был прав. Роль инстинктов и рефлексов в жизни человека, аналогична роли эмоций в жизни человека. Но эмоции обладая мотивационной мощью, служат лишь фактором, определяющим поведенческие тенденции.

Несмотря на множество исследований эмоций, ни у психологов, ни у философов, ни у педагогов, нет единой точки зрения относительно этого понятия.

Многие ученые склонны относить человека к существам эмоционально-социальных. По мнению этих ученых нашу жизнь составляют аффективно – эмоциональные компоненты, то есть мы окружены людьми и вещами, которым мы привязаны эмоционально.

Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (En-ide, Katz, Thorpe, 1978).

Итак, эмоции возникли как необходимый компонент поведения необходимый для выживания. Эмоции делают нас людьми. Эмоции определяют признак человечности. Благодаря эмоциям, мы проявляем эмпатию, сопереживаем к человеку, выражаем свое состояние, свое отношение к чему-либо. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.От физиологического драйва к эмоции: голод, вкусовые ощущения, отвращение Невозможно сказать наверняка, каким образом в процессе эволюции человек пришел к такому многообразию эмоций, какое характерно для него сейчас. Мы можем только предполагать, что уже первые живые организмы имели некие механизмы, позволявшие им реагировать на стимулы окружающей среды, то есть принимать или отвергать их, приближаться к ним или отстраняться от них.

    1. Различные характеристики эмоций и эмоциональных состояний

Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.[Непп М., Холл Д., 2007]

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики. [Юсупов И.М., 2003]

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы [В. А. Лабунская, 1989]:

- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;

- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [Г. М. Андреева, 2003].

В хрестоматии «Межличностное общение» [2001], выделяют основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха. Подробнее о таких нюансах вы сможете узнать, в следующей статье: «Самые интересные фишки невербального общения между людьми», а сейчас предлагаю ознакомиться с основными видами:

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.

Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.

Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.

Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.

Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

Мимика

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.

Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.

Прямой означает интерес и готовность общаться.

Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.

Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.

Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.

И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.

Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.

Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Проявление чувств

Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.

Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.

Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.

Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.

Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.

Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.

На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.

На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.

На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.

На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.

Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.

Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.

Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.

На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми.

    1. Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).[ Ekman]

  1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
  2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
  3. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  5. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

радость,

гнев,

удивление,

отвращение,

ужас,

печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.

Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.

Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.

Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.

Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.

Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.

Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.

Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.

Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.

Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.

Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.

О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.

Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.

Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.

Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.

Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.

Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.

Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.

Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.

Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ

2.1 Методы диагностики по лицу человека

Э.Боринг и Э.Титченер впервые предложили метод определения внутреннего состояния человека по лицу. Они использовали рисунки созданные в 1859 году немецким анатомом Т.Пидеритом (цит. по: Woodworth, Schlosberg, 1955, с. 113). По этим рисункам были получены комбинации из 360 схем различной мимики. Эти рисунки были предложены испытуемым. При этом процент правильных ответов составлял от 26 до 57%. П.Экман в 1970 году разработал метод, который носит название FAST {Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет выражение лиц из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей—лба, глаз—век и нижней части лица. Представлены также варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Р.Бак разработал методику CARAT(R. Buck et al., 1972). Эта методика содержит слайды, где запечатлены реакции человека на определенные жизненные ситуации. Задача испытуемого: определить состояние человека по его реакции на изображенные сцены.

Другой тесть содержит 30 коротких фрагментов общения представителей различных профессий.

По данным многочисленных межкультурных экспериментов существуют шесть универсальных эмоциональных проявлений на лице:

Страх;

Грусть;

Удивление;

Радость;

Отвращение;

Гнев

Согласно Ч.Дарвину эмоции человека на лице являются универсальными . Они не приобретенные, они биологически детеминированы и являются результатом эволюции человека. Со времён Дарвина многие авторы настойчиво выражали несогласие с этим утверждением. Однако совсем недавно результаты научных исследований позволили окончательно убедиться в том, что хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, нет «дежурной» экспрессивной реакции, т.е. всё зависит от ситуации.

Проведен эксперимент со старшеклассниками, преимущественно в возрасте 14-15 лет. Испытуемые должны эмоционально отреагировать на ситуации, предложенные исследователями. Каждая из озвученных ситуаций ассоциировалась с определённой эмоцией (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Акцентировалось внимание на мимических средствах экспрессии, т.к. наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Целью эксперимента явилась определить эмоциональное состояние другого человека по выражению лица.

Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались в регистрационных бланках.

2.2. Анализ результатов диагностики по определению эмоционального состояния человека

В результате описанного этапа эксперимента мы получили данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Согласно данным эксперимента большинство подростков правильно определили эмоциональное состояние человека по выражению лица. Небольшие ошибки проявились в определении гнева (51%), удивления(68%). Данные внесены в таблицу 2.2 и диаграмму (рисунок 1).

Таблица 2

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

51 %

68%

91%

90%

70%

80%

Правильно определенные эмоциональные состояния знакомых людей

Рисунок 1. Определение эмоционального состояния человека по выражению лица.

Диаграмма .

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.

    1. Анализ результатов по определению эмоционального интеллекта у подростков

В результате проведения диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла, мы получили следующие данные внутриличностного и межличностного аспекта эмоционального интеллекта респондентов, которые отражены в таблице 2.2 и рисунке 2.

Руководствуясь результатами проведённого исследования, мы выявили следующую закономерность, а именно: высокий уровень эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Здесь можно предположить то, что подростки с высоким уровнем эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, отображённой фотографически. И чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека, тем более, что эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным аспектом процесса общения.

В результате, мы получили интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта испытуемых подростков. (Таблица 2)

Уровни эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Таблица 2

Уровни EQ

Результат

Высокий

6,6%

Средний

46,6%

Низкий

46,6%

Общий уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении по тесту Н. Холла у испытуемых отражены в таблице 2.2 и рисунке 2.

Рисунок 2

По данным эксперимента эмоциональный интеллект у данной группы подростков соответствует среднему и низкому уровню.

В результате проведённого нами исследования, мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Как отмечалось выше, мы выявили, что в межличностном аспекте эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей,) выявились высокие и средние показатели, которые представлены в таблице 3.

Уровни парциального эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Таблица 4

Уровни

Шкалы

Управление своими эмоциями

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

38

39

34

Средний

27

31

26

Низкий

35

30

40

Диаграмма процентного соотношения наиболее высоких уровней парциального эмоционального интеллекта, в соответствии со шкалами по тесту Н. Холла

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.

Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.

результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.

Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

Заключение

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

Мы рассмотрели, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. Мы показали, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. В данном исследовании мы не ставили цель изучить влияние контекста, ситуации общения на точность опознания эмоций. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков. Наши исследования продолжаются, и мы надеемся, что впереди у нас ещё много интересных открытий.

Список литературы

  1. Акишина А. А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М.: Русский язык, 2015.
  2. Аминов Н.А. Коммуникативная природа эмоций //Личность и деятельность. - М.: 2017, с. 54-55.
  3. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал, 2005. – Том 16, №5. – С. 115-121.
  4. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М., 2014. -С. 339.
  5. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2005, - № 4. - С. 45-54.
  6. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.
  7. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  8. Батуев А.С. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3-е издание. — СПб.: «Питер», 2010. — 320 с.
  9. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
  10. Веккер Л. М. Психические процессы: В3-х т. - Т. 3, СПб, 2011
  11. .Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. -Спб.: Питер, 2014.
  12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006.
  13. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 2010. — 238 с. Горянина В. А. Психология общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416с.
  14. Ефимов B.C. Невербальная коммуникация. - М., 2014.
  15. Изард К.Е. Эмоции человека. — М.: МГУ, 2010. — 440 с.
  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер, 2011.Климентова М.А. Невербальные средства коммуникации в нейролингвистике. - М., 2016.Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. -Харьков: Гуманитарный центр, 2015.Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. – М., 2004.Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. — 246 с. Немов Р.С. Психология. 4 издание. – М.: 2012 гРассел Д. Невербальное общение. – М., 2013. - 860 c.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 2009.Сидоренко Е.В. Учебное пособие: Методы практической психологии. – М.: 2001.Смирнова Н.И. Невербальные аспекты коммуникации. - М., 2003.Сынкова К.В. Язык жестов. – М., 2007.Шаховский В. И. Что такое лингвистика эмоций // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. Тверь: Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. № 3 (112). С. 22-30.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Изд-е 2-е. СПб.: Питер, 2010, 334 с.

Приложение 1

чувства и эмоции на лице