Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

манипулирование:психологические аспекты

Содержание:

Введение

В нашем мире изменились взгляды людей на всё с появлением понятии манипуляция. Многие начали использовать это для своих " выгод ". Манипуляцию в наше время можно увидеть везде. Даже ничем не примечательных рекламах, люди используют манипуляцию ради своих выгод, забывая, что это может навредить психике человека. Так же активно используется в политехнической сфере, к примеру высокопоставленные члены используют манипуляцию для того, чтобы люди голосовали за них. Но этим они ухудшают психику людей, они начинают верить во все подряд, но многих, к сожалению, это не волнует.Любая манипуляция всегда нацелена на три базовых мотиватора человека: инстинкты, систему убеждений и жизненный опыт. Инстинкты определяют потребности людей, а система убеждений и жизненный опыт определяют способ удовлетворения этих потребностей.. Жизненный опыт также влияет на наши предпочтения – он делает нас более осторожными и избирательными при выборе партнера. Если человек в прошлом, что называется, обжигался, то в будущем он будет стараться действовать более осмотрительно. Так вот, чтобы манипулировать людьми, необходимо воздействовать на их инстинкты, убеждения и все те осознаваемые и неосознаваемые ими шаблоны, которые сформировались в их голове благодаря жизненному опыту. Хороший манипулятор – это в первую очередь хороший наблюдатель и аналитик, который изучает объект, перед тем, как начать им манипулировать. Плохой же манипулятор применяет ко всем людям одни и те же приемы манипуляции, зачастую довольно примитивные и очевидные. Человеку – объекту манипуляции, можно польстить, его можно напугать, можно вызвать в нем чувство жадности и зависти, чтобы к чему-то побудить. Способов много. Но важно понимать, к какому человеку какой прием следует применять. Ведь если манипулятор действует прямолинейно – он быстро раскрывает себя и тем самым сразу же убивает всякое доверие к себе. В частности, многие продавцы довольно часто очень грубо манипулируют людьми – они пытаются заинтересовать, напугать дефицитом, создают неестественную потребность в своем товаре и так далее, совершенно не пытаясь разобраться в особенностях того человека, к которому они применяют все эти приемы. Поэтому многие им и не доверяют. Это грубая работа, в которой приемы манипуляции используются бездумно и упор делается на количество обрабатываемых таким образом людей, а не на качество самой обработки. Для этого необходимо знать о различных примерах применения тех или иных приемов манипуляции, чтобы учитывать этот опыт в своей работе с людьми. Нельзя манипулировать людьми вслепую – нужно иметь представление о том, как работают те или иные приемы манипуляции, когда они работают, с кем они срабатывают, а с кем нет и в чем их сильные и слабые стороны.Манипуляция – это в одних случаях инструмент, а в других случаях оружие – и либо вы будете ей умело пользоваться, либо ее пр именят прот ив вас. Та к что от н ашего отно шения к ма нипуляциям, к аким бы оно н и было, ниче го на само м деле не из менится в объе ктивном пл ане. Но пр и этом мы мо жем сильно н авредить себе, ес ли откажемс я от манипу ляций, как от сре дства дост ижения сво их целей.

1.1. Характеристика понятий «Манипуляция»

Поверхностное изуче ние самого по нятия мани пуляция дает то лько прибл изительное о пределение и не отр ажает более г лубокое тр актование это го слова с точ ки зрения пс ихологии. Со гласно сло варю иностр анных слов « манипуляци я» (фр. manipulation – лат. manipulatio – manipulus горсть):

1) движение ру к, связанное с в ыполнением о пределенно й задачи;

2) демонстр ирование фо кусов, осно ванное на ловкости ру к, умение отвлечь вн имание зрите лей от того, что до лжно быть от н их скрыто;

3) махинац ия, мошенн ическая про делка.

Психологическая м анипуляция – о дин из способо в психолог ического воз действия н а личность и ли группу, н аправленны й на дости жение мани пулятором с воих целей ( вне зависи мости от пос ледствий д ля объекта м анипуляции) путе м незаметно го для объе кта манипу ляции его по дталкивани я к осущест влению жел аемых мани пулятором про явлений акт ивности, к ак правило, несовпадающих с изначал ьными намере ниями объе кта манипу ляции. Пси хологическ ая манипул яция принц ипиально от личается от и меющих место в об ыденной жиз ненной пра ктике мани пулятивных де йствий, требует в ладения ма нипуляторо м профессио нальными манипулятивными техниками. В со держательно м плане и по пос ледствиям, и по ме жличностно й направле нности пси хологическ ая манипул яция не со впадает с те ми традицио нными способ ами косвен ного возде йствия, котор ые использу ются специ алистами в л ичностной пс ихотерапии, пе дагогами и пс ихологами в сфере обр азования, пс ихологами и ор ганизацион ными консу льтантами в об ласти упра вления. Пр и этом, ес ли в после дних трех с лучаях реч ь, как правило, мо жет и долж на идти о с воеобразно м, но все же п артнерстве, то пр именительно к пс ихологичес кому манипулятивному воздейств ию правомер но говорит ь не о парт нере, а име нно об объе кте манипу ляции, во м ногом лише нном субъе ктности и, пре жде всего, в г лазах само го манипул ятора. Необ ходимо чет ко диффере нцировать пс ихологичес кую манипу ляцию и си ловые способ ы межличност ного возде йствия – пр ямое группо вое и межл ичностное д авление в фор ме унижени я и принуж дения, откро венной, поро й, демонстр ативной дис криминации. Пр инципиальн ым различие м здесь яв ляется то, что манипулятивная активност ь носит скр ытый характер, пр ичем нераспознаваемыми для объект а манипулиро вания оказ ываются и де йствительн ые цели, и де йствительн ые мотивы и н амерения м анипулятор а. Целый р яд ученых сч итает, что манипулятивное воздейств ие может нос ить как осоз нанный, на меренный, т ак и стихи йно-неосоз нанный хар актер. И все же, по- видимому, л ишь целена правленное манипулятивное воздейств ие можно о днозначно от нести к пс ихологичес кой манипуляции, у же хотя бы пото му, что "м анипуляция пс ихологичес кая возник ает тогда, ко гда манипу лятор приду мывает за а дресата це ли, которы м тот долже н следоват ь, и стрем ится внедр ить их в е го психику".

Здесь имеет с мысл отмет ить, что в со циально-пс ихологичес кой исследо вательской пр актике нере дко примен яются спец иально соз данные уче ными именно манипулятивные по своей содержательно-стимульной форме экс периментал ьные схемы, ко гда действ ительная це ль и намере ния экспер иментатора с крыты от ис пытуемых, а у же в самой э ксперимент альной ситу ации заложе н материал, бо лее или ме нее незамет но подталк ивающий обс ледуемых к с мене изнач альных намере ний и допо лнительно и х мотивацио нно "загру жающий". Ес ли действите льные цели и н амерения манипулятор а и в реал ьной жизни, и в э ксперимент альной ситу ации будут р азгаданы, то о н сам легко мо жет преврат иться в объе кт манипул яции своего не давнего адрес ата.

Также мани пуляция хар актеризуетс я сознател ьным или бессоз нательным воз действием н а "болевые точ ки" личност и, как пра вило, не осоз наваемые объе ктом манипу ляции. Эти с воего рода пс ихологичес кие "крючк и", за котор ые можно, что н азывается "з ацепить" поте нциальную жерт ву, обычно с вязаны с р анним трав матическим о пытом, вытес ненным в бессоз нательное. И менно прице льное, точеч ное воздейст вие на них д ает максим альный эффе кт, в ряде с лучаев поз воляющий м анипулятору пр актически по лностью ко нтролироват ь поведение с воей жертв ы. Понятно, что т акого рода "с найперская стре льба" досту пна только професс ионалам экстр а-класса, и меющим углуб ленную пси хологическу ю подготов ку, и требует соб людения ря да условий, н апример, воз можности дост аточно длите льного конт акта с поте нциальной жерт вой манипуляц ии.

Итак, можно ко нстатироват ь, что ман ипуляция – это с пособность, по ус мотрению м анипулирую щего, возде йствовать н а сознание л ибо одного че ловека, либо гру ппы людей с це лью достиже ния опреде ленной цел и установле нной самим м анипулирую щим.

1.2 Субъект и объект манипуляций

Одна из хар актерных черт со временной э похи – стре мительно возр астающий пото к информац ии, которы й человеку необ ходимо вос принять, ос воить и пр именить дл я решения нере дко очень с ложных зад ач, и чело век, прини мающий реше ния, стано вится как субъе ктом, так и объе ктом психо логического воз действия. Су ществуют р азличные сре дства, мето ды и прием ы такого воз действия, котор ые системат ически и посто янно испол ьзуются в н ашей повсе дневной жиз ни, практичес ки во всех сфер ах социаль ного взаимо действия л юдей, и объе ктом возде йствия котор ых в наше вре мя выступает л юбой челове к современ ного общест ва.

Таким образо м, объект м анипуляции - это то, н а что напр авлены дейст вия манипу лятора. Нере дко под объе ктом поним аются мише ни манипул яторов соз нанием.Пон ятие «мише нь» используетс я для обоз начения те х психичес ких структур, н а которые о казывается в лияние со сторо ны инициатор а воздейст вия независ имо от того, и мел ли он т акое намере ние или нет..

Мишенями м анипулятор а могут быт ь: мышление, чу вства, вообр ажение, па мять, вним ание. Логическое м ышление че ловека прозр ачно и оче нь хорошо изуче но, поэтому в не го легко мо жно вторгнут ься и лишит ь человека воз можности де лать прави льные умоз аключения. М анипулятор в носит хаос в ло гическую це почку разм ышлений че ловека, и те м самым де лает его бес помощным. По мимо мышле ния важным объе ктом манипу ляции являетс я воображе ние. «Вообр ажение – с пособность че ловека, необ ходимая дл я мыслител ьного пост ижения реа льности. Вообр ажение и « внешняя» ре альность тес но связаны. Т ак как вообр ажение – с пособность т ворческая, о но гораздо ме ньше, чем м ышление, по двержено д исциплине, ло гики, трад иции. Знач ит, более у язвимо для воз действия из вне. Очень бо льшая част ь людей по двержена грез ам, которые у водят их все д альше и да льше от ре альности. У дру гих вообра жение, наоборот, с ковано, он и затрудня ются в выр аботке собст венных обр азов, ищут и х в готово м виде – не мо гут самосто ятельно ос воить реал ьность мыс ленно. И те, и дру гие наименее з ащищены от м анипуляции и х сознание м. Преобразу я в нашем соз нании получе нные когда-то и г де-то от де йствительност и впечатле ния, вообр ажение соз дает образ ы и мыслите льные, и чу вственные. С ледователь но, через вообр ажение ман ипулятор мо жет воздейст вовать и н а мышление, и н а чувства. М аксимально й подвижност ью и уязви мостью пере д манипуля цией облад ает сочета ние – вообр ажения и чу вств»1.

Важнейшими м ишенями та кже являютс я память и в нимание. З адача мани пулятора – в че м-то убедит ь людей. Д ля этого н адо прежде все го привлеч ь внимание л юдей к его сооб щению, в че м бы оно не в ыражалось. З атем надо, чтоб ы человек з апомнил это сооб щение. Внимание, ко нцентрация пс ихических про цессов на к аком-то объе кте, напра вляет и ор ганизует все эт и процессы – вос приятие, м ышление, чу вства, воображение и т. д. Сосредоточ ив внимание н а важном объе кте, челове к отсеивает, отстр аняет второсте пенные раз дражения и и нформацию. Это и поз воляет вест и целесообр азную псих ическую де ятельность. Д аже при чте нии текста че ловек всег да выделяет в не м несколько це нтров интерес а , на котор ых и конце нтрирует в нимание. Л юди активно ис пользуют с вою способ ность к из менению на правленност и внимания, к е го переключе нию. Они пере водят его, к ак прожектор, н а те объект ы, которые в д анный моме нт они посч итали более з начимыми. Т аким образо м, для ман ипулятора воз никает воз можность з аместить объе кт – увест и важный объе кт в тень, по дсунув слу жебный отв лекающий объе кт (имеющи йся в реал ьности или построе нный манипу лятором). Л юди могут ме нять и сосре доточенност ь внимания н а объекте, сте пень углуб ленности в е го восприят ие и осмыс ление – в ж изни челове ку приходитс я распреде лять внима ние. Таким обр азом, искусст венно рассе ивая внима ние, распре деляя его н а несколько объе ктов, можно и без по лного отвлече ния вниман ия от важно го для чело века объект а значител ьно снизит ь возможност и его воспр иятия и ос мысления. Д ля успешно й манипуля ции вниман ием важно т акже верно о ценить так ие характер истики ауд итории, ка к устойчивост ь и интенс ивность вн имания. Он и зависят от уро вня образо вания, возр аста, професс ии, трениро вки людей и по ддаются экс периментал ьному изуче нию.

В целях ма нипуляции соз нанием идет воз действие н а все виды п амяти чело века и раз ными способ ами. С одно й стороны, н адо, чтобы че ловек запо мнил какую-то м ысль, метафору, фор мулу. С дру гой сторон ы, бывает необ ходимо «от ключить» е го краткосроч ную или истор ическую па мять – они соз дают психо логический б арьер прот ив внушени я. Когда че ловек получ ает какое-то сооб щение, его вз аимодейств ие с памят ью делится н а два этап а: сначала про исходит пасс ивное запо минание. З атем инфор мация перер абатываетс я рассудко м, и если о на признаетс я убедител ьной, предст авляющей и нтерес, он а «внедряетс я» в памят ь и начинает воз действоват ь на созна ние.

Таким образо м, запомин аемость и убе дительност ь находятс я в диалект ическом ед инстве. Чтоб ы не быть с ходу отвер гнутым пасс ивной памят ью, сообще ние должно че м-то «заце пить» созн ание, не по казаться ср азу полной чу шью. Но чтоб ы внедритьс я в сознан ие, информ ация должн а быть упа кована в т акую форму, чтоб ы оно запеч атлелось в п амяти. Чело веку всегд а кажется убе дительным то, что о н запомнил, д аже если з апоминание про изошло в хо де чисто ме ханического по вторения, к ак назойли вой песенк и. Внедрен ное в созн ание сообще ние действует у же независ имо от его ист инности ил и ложности. Исс ледователи пр ишли к печ альному дл я простого че ловека выво ду: то, что в резу льтате часто го повторе ния прочно з апоминаетс я, действует н а сознание нез ависимо от то го, вызывает л и это утвер ждение возр ажения или о добрение. Этот в ывод провере н на коммерчес кой рекламе. М астера рек ламы знают, что д ля ее эффе ктивности не важно, выз ывает ли о на положите льную или отр ицательную ре акцию, важ но, чтобы о на застрял а в памяти.

Классификация м ишеней пси хологическо го воздейст вия выгля дит следую щим образо м:

1. Побудите ли активност и: потребност и, интерес ы, склонност и, идеалы.

2. Регулятор ы активност и: смыслов ые, целевые и операциональные установки, гру пповые нор мы, самооце нка, мировоззре ние, убежде ния, веров ания.

3. Когнити вные (инфор мационные) стру ктуры: зна ния о мире, л юдях, сведе ния, котор ые обеспеч ивают инфор мацией чело веческую а ктивность.

4. Операциональный состав де ятельности: с пособ мышле ния, стиль по ведения, пр ивычки, уме ния, навык и, квалифи кация.

5. Психичес кие состоя ния: фонов ые, функцио нальные, э моциональн ые и т.п.

Существует м ножество с итуаций, в котор ых на чело века оказы ваются манипулятивные воздейств ия. Все мно гообразие т аких ситуа ций можно р азделить н а определе нные групп ы, учитыва я при этом соот ношение ме жду их объе ктом и субъе ктом. Итак, в соот ветствии с эт им можно в ыделить сле дующие три гру ппы:

1.Совокупность с итуаций ме жличностно го взаимоде йствия, т.е. т аких ситуа ций, в котор ых происхо дит непосре дственное об щение и об мен информ ацией, как го ворят, “ли цом к лицу”, а т акже опосре дованно через те лефон, почту, те леграф, фа ксимильную с вязь, разл ичные иные с истемы связ и, в том ч исле Интер нет. Межлич ностные ситу ации могут по дразделятьс я по содер жанию или х арактеру со циальных с вязей или в соот ветствии с ос новными сфер ами образа ж изни на сле дующие: об щественно- политическ ие; професс ионально-де ловые; соц ио-культур ные; семей но-родстве нные; соци ально-быто вые; дружес кие; случа йные.

2.Ситуации, в котор ых человек н аходясь в сост аве опреде ленной общ ности люде й, подверг ается непосре дственному и нформацион но-психоло гическому воз действию не которым коммуникатором – личност ью или гру ппой (оратор, през идиум). Та кие ситуац ии можно обоз начить как пуб личные. Это – с итуации про ведения собр аний, сове щаний, мит ингов, зре лищных меро приятий и т. д.

3.Ситуации, в котор ых на чело века осущест вляется инфор мационно-пс ихологичес кое воздейст вие средст вами массо вой коммун икации. В эт их ситуаци ях осущест вляется од ностороння я опосредо ванная ком муникация по т ипу «СМК (сре дство массо вой коммун икации) – че ловек (ауд итория)». И х можно обоз начить как м асс-коммун икационные с итуации. Это с итуации прос мотра теле передач, прос лушивания р адиопрогра мм, чтения г азет, журн алов, разл ичных печат ных издани й, взаимоде йствия с р азнообразн ыми информ ационными с истемами и т. п.

Люди, дейст вия которы х направле ны на дост ижение собст венных целе й, при это м использу ющих различ ные способ ы информац ионно-психо логического воз действия н а других без учет а их интересо в, а зачасту ю, просто в водя в заб луждение, де йствуя вразрез с и х интереса ми и нанос я им ущерб – это м анипулятор ы. Ими могут б ыть различ ные лица – от по литических л идеров, госу дарственны х и общест венных деяте лей, предст авителей сре дств массо вой коммун икации, литер атуры и ис кусства, до по вседневных н аших партнеро в по межлич ностному вз аимодейств ию. К этим л ицам относ ятся те из н их, кто, о казывая на о кружающих и нформацион но-психоло гическое воз действие, ис кусно смеш ивая ложь с пр авдой, уве личивают сте пень неаде кватности и нформацион ной среды об щества. Пр и этом они з ачастую са ми становятс я ее невол ьными плен никами и пре вращаются из ее т ворцов в ее р абов. Как от мечает амер иканский пс ихолог Эверетт Шостром, «манипул ируя други ми людьми, м анипулятор не избежно ст ановится объе ктом собст венных ман ипуляций». Пр авда, от это го не стано вится легче те м, кто уже по пал в паут ину его ма нипуляций, кто н а себе исп ытывает их р азрушающее и у ничижитель ное влияние.

1.3. Основные позиции рассмотрения межличностных манипуляций

Процесс ме жличностны х манипуля ций можно р ассматриват ь с различ ных позици й, каждая из котор ых характер изуется сво ими особен ностями. Су ществует п ять основн ых позиций р ассмотрени я межличност ных манипу ляций:

Оценочная поз иция.

В этой поз иции можно в ыделить тр и основных по дхода к оце нке межлич ностных ма нипуляций в з ависимости от с итуации вз аимодейств ия и после дствий для и х участнико в.

Во-первых, о ценка мани пуляции ка к негативно го социаль но-психоло гического я вления меж личностного вз аимодейств ия, оказыв ающего разру шающее воз действие н а личность, ее пс ихологичес кую структуру.

Во-вторых, о ценка мани пуляции ка к позитивно го социаль но-психоло гического фе номена соц иального вз аимодейств ия, позвол яющего заме нить явное пр инуждение че ловека на с крытое пси хологическое воз действие: пере йти от груб ых форм нас илия и откр ытого прину ждения к с крытым фор мам психоло гического воз действия и с пособам та йного упра вления лич ностью.

В-третьих, по ложительна я оценка к ак допусти мого средст ва защиты, ис пользуемого в с ледующих д вух типах с итуаций: а) в от вет на явное пр инуждение и ис пользование с илы; б) в от вет на испо льзование ме жличностны х манипуля ций как контрманипулятивное воздейств ие, контрманипуляция.

2. Позиция манипулятор а.

В данной поз иции для р ассмотрени я открыты це ли, используе мые приемы м анипулятив ного возде йствия, пре дполагаемы й эффект, но з акрыт внутре нний мир а дресата. М анипулятор в идит лишь в нешние про явления резу льтатов собст венного ма нипулятивно го воздейст вия, но да леко не в по лной мере.

3. Позиция а дресата ма нипулятивно го воздейст вия.

В данной поз иции открыт ы внутренн ие пережив ания эффект а манипуля ций и част ично, в меру осоз нания ее пос ледствия. Кро ме этого от крыты внеш ние призна ки манипул ятивного воз действия, но з акрыты цел и, механиз мы действи я используе мых манипу лятором пр иемов и способо в.

4. Позиция с видетеля (сторо ннего набл юдателя).

С данной поз иции открыт ы внешние пр изнаки про цесса межл ичностной м анипуляции, но з акрыты внутре нний мир а дресата и м анипулятор а, цели и с пособы ман ипуляции.

5. Позиция исс ледователя- аналитика.

С данной поз иции возмо жно собрат ь отдельные э лементы, н а основе н аблюдений и д анных, прису щих рассмотре нию с указ анных выше поз иций, воссоз дать общую с хему процесс а межличност ных манипу ляций, в то м числе вы делить испо льзуемые с пособы и т ипичные фор мы межличност ных манипу ляций.

Анализ и о писание про цесса межл ичностных м анипуляций в н аибольшей сте пени необхо димы для ре шения следу ющих двух з адач: а) ор ганизации про цесса мани пулятивного воз действия; б) ор ганизации з ащиты чело века от пс ихологичес ких манипу ляций.

2.1 Приемы и техники скрытой манипуляции в межличностном взаимодействии

1. Язык: не понятные с лова имеют це лью подавит ь слушател я фальшивы м «авторитето м» эксперт а, либо пр изваны выпо лнять гипнот изирующий эффе кт, либо пр икрытие лж и.

2. Эмоции: в ызвать эмо ции – это необ ходимое ус ловие откл ючения разу ма объекта м анипулиров ания.

3. Сенсацио нность и сроч ность – те хнология об щего дейст вия, обеспеч ивающая необ ходимый уро вень нервоз ности, подр ывающей пс ихологичес кую защиту. До полнительн ая цель да нного прие ма – отвлече ние вниман ия.

4. Повторе ние: дейст вует на по дсознание, которое п лохо контро лируется. Поэто му необход имо зафикс ировать фа кт повторе ния в созн ании, и то гда будет к ак бы включе на сигнализ ация.

5. Дроблен ие: манипу лятор предост авляет нам в место целост ной пробле мы лишь ее ч асть, так чтоб ы осмыслит ь целое и с делать выво д было невоз можно.

6. Изъятие из ко нтекста: изымание проблемы из ре ального ко нтекста.

7. Смешение и нформации и м нения: вну шение вместе с ф актами мне ния манипу лятора по д анным факт ам.

8. Ссылка н а авторитет: ко гда в поддер жку утверж дения прив лекается а вторитет и у важение, з авоеванные в сфере, не с вязанной с эт им утвержде нием.

9. Активиз ация стереот ипов стрем ление отпр авителя сооб щений добит ься чтобы м ы восприни мали инфор мацию и от вечали на нее в соот ветствии с нор мами поведе ния опреде ленной общ ности.

10. Некогере нтность выс казываний: о дно высказ ывание прот иворечит дру гому.

2.2. Предпосылки манипуляций.

Манипуляция к ак и любой пс ихологичес кий феноме н не могла воз никнуть са ма по себе. Ест ь определе нные силы и ус ловия, способст вующие или пр ямо вызыва ющие ее к ж изни. И все гда есть л юди, актив ная позици я которых з апускает эт и силы и ус ловия.

Корнями в дре вность ухо дит общече ловеческий ко нтекст ман ипуляции.

Скорее все го, манипу ляция очен ь старое я вление. Еще Б иблия содер жит первое п исьменное у поминание о с лучаях ман ипуляции.

Пример 1

Это ситуац ия, когда ко варный зми й пытался соб лазнить Еву и те м самым нару шить наказ Гос пода и вкус ить запрет ный плод с дере ва познани я, добра и з ла, он шепт ал: «Вкусите и бу дете, яко бо ги», а не го ворил: «Восст аньте прот ив Господа». Те м самым он р азжигал же лание в Еве по пробовать з апретный п лод. Ева с ама захоте ла нарушит ь запрет, ее н икто не заст авлял. Ито г этой истор ии всем из вестен – из гнание из р ая.

Хитрость, у ловка, интр ига в древ нем фольклоре и м ифологии б ыло принято сч итать почит аемыми посту пками. Так, к пр имеру, хитроу мный Одиссе й и троянс кий конь, И ван-царевич и сер ый волк, Л иса Патрикее вна, все эт и герои бы ли хитры и з атевали интр иги. Мифоло гическая и с казочная ку льтурная сторо на не толь ко получает б лагосклонное от ношение к х итростям и у ловкам, но и де лает их поо щряемыми добро детелями. Общекультурный фон воспр инимает бор ьбу в качест ве ценност и и хитрост и, как при мер возмож ного средст ва ее веде ния. Так по нятие хитрост ь вполне мо жно заменит ь понятием м анипуляция, с мысл остаетс я прежним.

Если рассм атривать м анипуляцию с точ ки зрения со циального ко нтекста, то фе номен состо ит в разде лении общест ва на «мы» и «о ни», «свои» и «чу жие». Во вре мя осущест вления мех анизма соц иального р асслоения, в об ществе одно временно фор мируются в ажные и дост аточные пре дпосылки м анипуляции. С амые благо приятные из н их создаютс я во время пере хода к рыноч ной эконом ике.

Еще один в ид контекст а манипуля ции – это ме жличностны й контекст. Ме жличностны й уровень во вре мя живого об щения позво ляет реализо вать две те нденции – об щечеловечес кую и соци альную. По д общечело веческой те нденцией по нимается пересече ние устрем лений к объе динению лю дей на поч ве интимно го родства « Я – ТЫ». В ос нове социа льной тенде нции лежит ис пользование че ловека как сре дства удов летворения с воих интересо в. И тут воз можно превр ащение в со перников р авноценных субъе ктов общен ия. И в ситу ации, когд а во время об щения не пре дставляетс я возможны м переиграть со перника, а по давить его е ще невозмо жно, то по являются пре дпосылки д ля появлен ия манипул яции.

Главной особе нностью ма нипуляции я вляется то, что че ловек воспр инимается во вре мя психоло гического воз действия, к ак вещь. И в это м состоит ос новное раз личие между м анипуляцие й и актуал изацией. Э. Шостром, американс кий психоло г и предст авитель гу манистичес кого напра вления, го ворил, что р азличие манипулятивного и актуализационного отношения к л юдям состо ит в различ ии отношен ий «Я – ЭТО» от « Я – ТЫ». По е го мнению, во вре мя манипул яции межлич ностные от ношения выстр аиваются по пр инципу «ЭТО – ЭТО». То ест ь когда че ловек в дру гом видит «ЭТО» ( вещь), то и с ам неизбеж но становитс я «ЭТИМ» ( вещью). Та к, вещь мо жно расчле нить, ей мо жно манипу лировать, не н анося вред ее пр ироде. Но со всем иначе де ла обстоят с че ловеком. В от личии от м анипуляции ве щью, манипу ляция чело веком нанос ит ему вре д, происхо дит деформ ация личност и. И если р аньше было м ало случае в применен ия манипул яции в виде пс ихологичес кого возде йствия, то се годня видно, что м анипуляция ст ановится тот альным явле нием.

Э. Фромм, из вестный со циальный пс ихолог, расс матривал м анипуляцию в ус ловия рыноч ной эконом ики. Ей сво йственно вос производит ь манипулятивные отношения в м ассовом пор ядке, пере носить рыноч ные отноше ния в област ь межличност ных отноше ний. По мне нию Фромма, с амым распростр аненным в со временном з ападном об ществе типо м социально й ориентац ии являетс я рыночная ор иентация, об ладающая г лубинным от ношением к себе и дру гим как к то вару. И це нность дан ного товар а измеряетс я меновой сто имостью. И т ак как тов ар являетс я вещью, с которо й возможна м анипуляция, то тут м анипуляция н ачинает вос приниматьс я как всеоб щее и прив ычное явле ние, и так ее перест ают замечат ь.

Замечание 2

Есть специ альная литер атура, котор ая обучает те хнике мани пуляции. Су ществуют л итературные из дания, котор ые выпуска ют книги по д такими н азваниями, к ак: «Манипу лирование во вре мя деловых пере говоров», « Как оказыв ать влияние н а людей», « Как научит ься управл ять людьми» и т. д.

Самое интерес ное в этом, что ч итатели са ми даже не по дозревают, что пр иобретая т акую литер атуру, ста новятся жерт вами манипу ляции сами, т ак как ман ипуляция и меет дестру ктивный хар актер не то лько для то го, на кого о на направл яется, он и, ко нечно, для с амого мани пулятора.

Особенность внутриличностного контекста м анипуляции з аключается в не це лостности в нутреннего м ира личност и. Он хара ктеризуетс я внутренне й множественностью « Я». Внутриличностное «Я» являетс я многоголос ым хором стре млений, на мерений, со мнений, же ланий, наде жд и т.д. О дна сторон а их обусло влена высо кими человечес кими потреб ностями, а дру гая, напрот ив, неврот ическими потреб ностями, т акими как, н апример, же лание в до минировани и, контроле, с амоутвержде нии за чужо й счет. И тут ос новными пре дпосылками к м анипуляции в ыступают не це лостность в нутреннего м ира, проти воречия ме жду внутре нними побу ждениями, же ланиями и воз можностями.

2.3. Причины возникновения манипуляций

Первая прич ина возник новения ма нипуляции з аключается в веч ном внутре ннем конфл икте челове ка между е го стремле нием к нез ависимости и с амостоятел ьности, с о дной сторо ны, и жела нием найти о пору в свое м окружени и — с друго й. Не довер яя самому себе, не вер я в возмож ность быть с амостоятел ьным и нез ависимым, че ловек видит с вое спасен ие в довер ии другим л юдям. Но с итуация ос ложняется те м, что дру гим он тоже не с пособен по верить око нчательно, поэто му ему ниче го не остаетс я, кроме к ак манипул ировать эт ими другим и в рамках собст венного интерес а, чтобы хот ь как-то по ддержать себ я. Предста вьте себе че ловека, котор ый бежит з а кем-то, уцепившись за хлясти к его плащ а, при это м еще пыта ясь правит ь им; или во дителя, от казавшегос я вести ма шину и усе вшегося на з аднее сиде нье, но все же ру ководящего отту да человеко м, ведущим м ашину! Эти с итуации мо жно охарактер изовать од ним-единст венным сло вом: "недо верие".

Во-вторых, м анипулятор ы не способ ны принять с вои изъяны и с лабости, котор ые есть у к аждого и не вер ят, что мо гут заслуж ить любовь. То гда манипу лятор в отч аянии прибе гает к альтер нативному в арианту: о н пытается доб иться абсо лютной власт и над друг ими, власт и, которая з аставила б ы другого че ловека дел ать то, что нр авится ему, м анипулятору, ду мать так, к ак надобно е му, чувство вать то, что хочет о н, — одним с ловом, пре вратить дру гого в вещ ь, в свою ве щь.

Третья прич ина манипулятивного поведения в то м, что наше су ществование со пряжено с посто янным риско м и множест вом случай ных, непре двиденных обсто ятельств, котор ые окружают н ас со всех сторо н. Этот мир не предсказуе м, и пасси вный манипу лятор чувст вует свое бесс илие, когд а сталкиваетс я с истинн ым положен ием вещей в то й ситуации с воего сущест вования, в которо й он наход ится. Поэто му давит н а жалость дру гих, будуч и уверенны м, что это е динственны й способ в ыжить.

В-четверт ых, манипу ляторы исп ытывают стр ах перед б лизкими ме жличностны ми отношен иями, стар аются не всту пать в подоб ные отноше ния с окру жающими их л юдьми, избе гают самой воз можности и х возникно вения. Для то го, чтобы у правлять с воими эмоц иями и так им образом избе гать интим ности, люд и играют дру г с другом в р азнообразн ые игры. О дним из базо вых человечес ких страхо в является стр ах вовлече нности. Та ким образо м, манипул ятором наз ывается че ловек, котор ый взаимоде йствует с дру гими людьм и в рамках о пределенны х ритуалов, же лая избежат ь посредст вом этого б лизости и включенности.

Пятая прич ина манипу ляции: чело век в процессе взрос ления прихо дит к опре деленным в ыводам о то м, что такое ж изнь, и мно гие из них вес ьма нелогич ны. Так, н апример, о дно из так их заключе ний состоит в то м, что жиз нь основан а на посто янной и остро й нужде че ловека в о добрении со сторо ны всех, кто е го окружает. Н а этом убе ждении построе на жизнь п ассивного м анипулятор а, которым я вляется любо й человек, от казавшийся б ыть честны м и открыт ым в отноше ниях с дру гими людьм и и вместо это го пытающи йся им уго дить, наде ясь им понр авиться. К ак отличит ь манипулятор а от "неманипулятора" (актуализатора): Манипул ятору прису щи ложь, неосоз нанность ( не сознает, что в ж изни на са мом деле в ажно), контро ль, цинизм (без верие). "Неманипулятор", или как е го называют в пс ихологии актуализатор честен (ис кренен), це нит свободу (с понтанност ь, открытост ь), осозна нность (интерес, от клик), довер ие (веру, убе жденность). Актуализатор способен чест но проявлят ь свои чувст ва, какими б ы они ни б ыли. Для не го характер на чистосер дечность, в ыразительност ь, он по-н астоящему б ывает сами м собой. Актуализатор хорошо ви дит и слыш ит себя и дру гих. Он вос приимчив к ис кусству, муз ыке и друг им проявле ниям жизни. Актуализатор спонтанен. О н способен к с вободному в ыражению с воих потен циальных воз можностей. О н хозяин с воей жизни, субъе кт, а не объе кт -"вещь". Актуализатор глубоко вер ит в себя и дру гих. Он стре мится быть в посто янном конт акте с жиз нью и спра вляться с тру дностями з десь и сейч ас. Актуализатор сознает и по нимает цен ность свое й неповтор имости. "К аждый чело век являетс я на свет, пр инося с собо й что-то но вое, нечто т акое, чего пре жде не было, нечто ор игинальное и е динственное в с воем роде. И к аждый чело век обязан... з нать и учит ывать, что о н уникален, что н икогда на это м свете не б ыло и не бу дет никого, по добного ему, пото му что есл и бы это б ыло не так, не б ыло бы нуж ды и в его по явлении. К аждый отде льный чело век – нечто но вое в этом м ире и приз ван осущест влять в не м свою инд ивидуальност ь... Первоочере дной долг че ловека – про явление сво их уникаль ных, беспре цедентных и не повторимых воз можностей". М артин Бубер

2.4. Правила поведения для защиты от манипуляций

  1. Сокращение ко нтактов: ме ньше быват ь в зоне ко нтакта с м анипуляторо м или поте нциальным м анипуляторо м.
  2. Уход от за хвата: важ ный этап в м анипуляции – з ахват вним ания собесе дника, его пр исоединение. По ка захват не про изошел ему н адо сопрот ивляться. Эффе ктивен прие м прерыван ия контакт а, уход на вре мя. Если ест ь возможност ь, то полез но прерват ь словоизл ияния мани пулятора, во просами котор ые нарушат е го сценари й. Вопросы мо гут быть т ипа: «Скаж ите прямо, ку да вы клон ите?» - этот во прос заста вит манипу лятора пере йти к сути де ла, или же е му придетс я игнориро вать вопрос, что мо жет вызват ь недовольст во и укреп ит психоло гическую з ащиту.
  3. Изменение те мпа: в про грамме ман ипуляции оче нь важен те мп. Манипу лятор дост игает успе ха, когда о н опережает про цесс мобил изации пси хологическо й защиты у собесе дника. Поэто му большое з начение им пр идается сроч ности и се нсационност и. С этого р итма манипу лятора необ ходимо сбит ь, нельзя поз волить нав язать его те мп своему соз нанию. Это з начит, что по лезно прер вать конта кт, т.е. д ать получе нным новым м ыслям, чувст вам и впеч атлениям « перер аботаться». Н адо навязат ь ходу ман ипуляции р ваный, вяз кий ритм, с ходу отвер гать нагнет аемую обст ановку сроч ности, чаще все го ложной и ис кусственно соз данной. Не льзя сходу пр инимать оце нки, котор ые нам нав язывают.
  4. Отсеивание шу ма: манипу ляция успе шна в усло виях когда че ловека зав аливают пото ком ненужн ых сообщен ий и он не мо жет сосредоточ иться на то й проблеме, котору ю ему нужно ре шить. Поэто му необход имо, получ ив важное сооб щение нужно отф ильтровать шу мы, которые с лужат поме хами.
  5. Непредсказуемость: ле гче всего м анипулиров ать челове ком, мышле ние которо го отвечает стро гому и чет кому алгор итм, если же че ловек следует необ ычной логи ке, то подобр ать к нему к люч будет оче нь сложно. З начит эффе ктивным способо м от захват а и воздейст вия манипу лятора явл яется созд ание искусст венной непре дсказуемост и твоей ре акции. Так им образом, де йствует пр инцип – ко гда ты не пре дсказуем, т ы не уязви м.
  6. Отключение э моций: есл и вы видите, что м анипулятор д авит на ка кое-то ваше чу вство, сле дует на не которое вре мя сознате льно приту пить это чу вство, вос принять сооб щение бесстр астно, а пото м на холод ную голову об думать его.
  7. Создание ко нтекстов: о дин из гла вных приемо в манипуля ции – втис нуть пробле му в искусст венно построе нный конте кст. Защит ным средст вом в этом с лучае будет не приятие пре дложенной пост ановки вопрос а, замена н авязываемо го контекст а иными, в ыстроенным и вне завис имости от м анипулятор а.
  8. создание а льтернатив: м анипулятор, пресе кая диалог пре доставляет в ыгодное ему ре шение, как не и меющее альтер натив. Такое ус ловие надо ср азу отверг ать. Стоит то лько прики нуть в уме р азные вари анты решен ия, и вся м анипуляция ру шится.
  9. Включение здравого смысла: когда слышишь страстные речи, то лучше пропустить мимо ушей красивые фразы и ухватить главный смысл. Потом допустить, что он верен и подумать, соответствует ли он здравому смыслу.
  10. Поиск корня проблемы: манипуляция во многом сводится к тому, что людям предлагают такую трактовку проблемы, которая уводит от сути. В этом случае надо сразу отвергать предложенную трактовку и начинать ставить вопросы самому, шаг за шагом углубляясь в суть дела.
  11. Включение памяти, проекция будущего: память и предвидение – основа психологической защиты от манипуляции. Манипуляторы применяют целый ряд технологий, чтобы отнять у собеседника чувство исторического времени, они навязывают особое замкнутое время. Поэтому каждый раз надо делать усилие и восстанавливать память о той проблеме, которую ставит перед тобой манипулятор.
  12. Смена языка: отказ от языка, на котором манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию и понятия

Заключение

Человек является существом социальным.

Следовательно, наше поведение находится всегда под воздействием других людей, и довольно трудно защитить себя от такого вида воздействия, учитывая бурное развитие методов и технологий манипулирования. Выполняя данную работу нами была рассмотрена история развития манипуляции, как понятие психологии, были выявлены основные приемы, посредством которых оказывается психологическое воздействие, а также были раскрыты способы защиты и борьбы с такими воздействиями. Во время изучения данного явления нами был сделан следующий вывод, что данный процесс становится частью взаимодействия людей, предполагает активное использование различных способов и средств скрытого принуждения людей. Степень успешности манипуляций в особой мере зависит от того, насколько широким является арсенал средств психологического воздействия, используемых манипулятором и насколько манипулятор умеет их использовать. Наиболее часто выделяют следующие средства, при помощи которых производится происходит манипулятивное воздействие:

1. Определяется вектора воздействия, на основе подзадач (снижение критичности адресата; внедрение в его сознание требуемого желания, намерения; изоляция влияния со стороны других людей и т.п.)

2. Подбор вида воздействия для того, чтобы оказать давление (перехват инициативы; сокращение времени для принятия решения; демонстрация собственной квалификации и т.д.)

3. Поиск мотива, посредством которого возможно проникнуть в психическую сферу оппонента.

4. Постепенное наращивание давления по разным линиям (повышение плотности; тотальность воздействия; постоянство; интенсивность).

Изучение литературы, которая рассматривает основные элементы манипулятивного воздействия показывает наличие одинаковых составляющих манипуляции, которые при различных сочетаниях анализируются разными авторами. В совокупности эти элементы могут быть сведены к нескольким группам:

1. Оперирование информацией;

2. Скрытие манипулятивного воздействия;

3. Степень и средства принуждения, применения силы;

4. Мишени воздействия. В данной работе затронута довольно важная проблема, которая нуждается в дальнейших исследованиях, в первую очередь в разработке рекомендаций, формированием определенных типов отношений, которые касаются психологической защиты населения от информационно-психологического воздействия манипулятивного характера. Стоит отметить, что подобная задача является актуальной не только для нашей страны, но также и для других стран. Об этом свидетельствует внимание к рассматриваемым проблемам от различных зарубежных исследователей.

Список использованных источников

  1. Зелинский С.А.Манипуляции массами и психоанализ.Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик.- СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. - 248 с.
  2. Хоган К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении.-М.:Вильямс,2007.-352 с.
  3. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000. — 688
  4. Осипова, А.А. Умей сказать «Нет!»: манипуляции в обществе и их нейтрализация. – М.: АСТ: Аристель, 2008. – 189 с.
  5. https://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatie-manipulyacii-v-psihologii
  6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5308 Позновательный журнал
  7. . http://www.livelib.ru-Библиотека