Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

КурсовКонец XIX века. Зарождение новой философии формообразованияая работа

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования: зарождение дизайна и новой философии формообразования.

Цели и задачи: рассмотреть первые шаги создания современного дизайна; конфликты и союзы; идею связи техники с искусством; индустриализация общества; новые находки и решения; революция производства.

Главная задача проекта: увидеть основные идеи дизайна в области формообразования, обратить внимание на революцию производства и на ошибки, возникавшие в процессе создания проектов и идей, отметить важные открытия в области дизайна.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что дизайн постоянно движется в развитии вперед, но необходимо знать все начальные процессы для эффективной работы, и чтобы дизайн действительно решал проблемы и делал жизнь людей комфортной. Необходимо знать работы техники с искусством, чтобы дизайн был и привлекательным, и в то же время отвечал функциональным критериям, а также важно увидеть с какими проблемами сталкивались первые теоретики, и как они решались.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких направлений развития проектной культуры. Главная причина возникновения дизайна - кризисная ситуация в области формообразования предметного мира, появившаяся в европейских странах в середине XIX века. Проводились исследования принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства. В конце XIX века были сформированы основные правила теории и принципы, которые в дальнейшем повлияли на школы мастеров. В это время дизайн стал сочетать в себе искусство и ремесло. История теории дизайна традиционно начинается с теории английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса, пытавшихся сделать искусство социально полезным.

Глава 1. Промышленные выставки

1.1. Техника и искусство

Техника и искусство имеют огромную связь; они рождают творческую деятельность человека. Коллективный их труд привел к созданию различных машин, приспособлений. Технику сопровождает искусство, украшая, прикрывая собой неприглядную функциональную систему. Сутью вещи выступает ее техническая сторона и назначение, но чувственно воспринимаема нами внешний вид вещи. Помимо технических характеристик у самого обычного технического устройства имеются и художественные характеристики. Любой вид искусства предполагает определенный набор технических приспособлений. В технической деятельности содержится элемент искусства, а в художественной деятельности наблюдается элемент техники.

Техника - форма материального мира, в основе которой лежит развитие способностей человека к совершенствованию мира и самого себя.

Дизайн - это внедрение техники в мир искусства, при котором техническая и художественная стороны вещей выступают равномерно. Дизайн - это художественная сторона техники.

Причины появления дизайна лежит в кризисной художественной ситуации в области формообразования материального мира, образовавшийся в европейских странах в середине 19 века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству.

1.2. Первые промышленные выставки

Первые выставки проводились в 1798-1849 гг. и были национальными выставками в Париже.

Официальный показ промышленных изделий состоялось в Англии.

Роль выставок начинает расти в период перехода от текстильного производства к машинному, увеличении торговли и образования рынков. Эти выставки начинают служить целям показа новейших технических изобретений. Международный уровень выставок привел к соревнованиям и стремлениям сделать каждую новую выставку лучше предыдущей. Появление Всемирных промышленных выставок было определено большим развитием к середине XIX века промышленности в Англии, Франции и Германии. Первые выставки были направлены на посетителей среднего и высокого достатка. Рабочий люд был также заинтересован в выставках, несмотря на высокие цены на билеты.

1.3. Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке

В 1851 прошла первая Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке

(Рис 1). К проведению мероприятия был сооружен специальный павильон Хрустальный дворец (Рис 2). Выставка открылась 1 мая. Продолжалась она пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Число экспонатов было 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев.

Выставка ставила перед собой внутренние задачи:

  • продвижение английских товаров на внешний рынок;
  • продвижение товаров на внутренний рынок;
  • привлечение на выставку посетителей с целью широкой рекламы.

На выставке было около 6 млн. человек, прибыль составила около 186 тыс. фунтов стерлингов.

Успех выставки был колоссальным, и это дало возможность говорить о уместности дальнейшего проведения подобных мероприятий.

Новое общественно-историческое явление породило новую архитектурную форму. Хрустальный дворец был первый в истории здание таких больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом чугунных и железных кованых балок. Значение Хрустального дворца было большим - это яркий пример становления нового архитектурной формы, прототипов которого не существовало ранее. Первая всемирная выставка имело значение в развитии процессов социального-экономического мира. Некоторые историки обращали внимание на то, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами.

Французский историк Луи Блан говорил: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны"

После лондонской Всемирные промышленные выставки стали проводиться во многих столицах мира. В 1855 г. состоялась вторая Всемирная выставка в Париже (Рис 3).

1.4. Последующие выставки

Английская буржуазия ставила цель перещеголять всех. В Южной Кенсингтоне был построен новый дворец для всемирной выставки. Промышленность Англии и других ведущих стран мира развивалась, вдохновленная новыми научно-техническими открытиями. С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. изобретен универсальный фрезерный станок.

В России промышленный переворот произошел позже, чем в странах Запада, но ее уникальные мастера создали много замечательных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. На лондонской выставке 1862 г. в первый раз был осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет.

С 1855 г крупнейший выставочный центр - Париж. Выставка в Париже увеличила ее тематическое содержание, дополнив промышленное направление произведениями грандиозных искусств, представленных в отдельном виде. На Марсовом поле возводится “Дворец промышленности” с “Галереей машин”.

Выставка 1867 года в Париже и выставка в 1873 году в Вене вывели экспозицию из одного павильона, наметив принцип создание специализированных павильонов, где демонстрировались экспонаты определенной отрасли промышленности.

Для Всемирных выставок понемногу начинает создаваться специальная архитектура. Интерьер и экстерьер павильона выражал специализацию и специфику архитектуры страны. Со второй половины XIX века начали меняться экономические условия, технический уровень и потенциал, но художественный фон эпохи менялся спокойно. Художественные принципы классицизма были полностью уничтожены. Интерьера с единым стилем больше не существовало. В выставочных экспозициях выражалась вся пестрота европейской архитектуры. На каждой выставке присутствовали технические новинки, здания и сооружения.

1.5. Промышленная выставка 1889 г.

Пиком выставок стало мероприятие 1889 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию создается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля (Рис 4). Эйфелева башня стала лицом промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то другой архитектурный памятник, стала символом столицы Франции. Башня была построена в течении 26 месяцев. В Эйфелевой башне впервые смогли достичь полного взаимного проникновения внутреннего и внешнего пространства.

Электричество стало главным элементов выставки. Кроме свойств электричества, выставлялось большое количество текстильных станков и паровых машин, автомобиль Даймлера и автомобиль Бенца. На выставке впервые показана людям работующая фотокабина.

1.6. Промышленная выставка в Чикаго

В 1893 году Всемирная выставка состоялась в Чикаго. Это событие было посвящено памяти о 400-летии открытия Америки Христофором Колумбом. На ней присутствовало 21 млн. человек. Экспозиция делилась на тематические разделы: сельское хозяйство, садоводство, животноводство, горнодобывающая промышленность и металлургия, рыболовство, промышленные товары, машиностроение, транспорт, электричество, изящные искусства, свободные искусства, этнология и смешанные экспонаты (Рис 5). В соответствии с сферой организаторы выставки построили десять тематических павильонов, крупнейшим из которых стал павильон промышленности. Общий восторг вызвал павильон электричества.

Выставка показала колоссальные достижения США во всех областях народного хозяйства и стала знаковым мероприятием для американцев, которые видели ее итоги как свидетельство наступления «века США».

Всемирная выставка в Чикаго 1893 г. - с неё пошел закат больших промышленных выставок.

Вывод по 1 главе

Всемирные промышленные выставки оказали огромную роль в развитии дизайна. Технические изделия впервые были публично представлены как экспонаты. Образовались основные минусы искусства форм первых промышленных изделий, и появилась необходимость поиска нового типа формообразования. Большое значение имело обсуждение данных проблем и стало первым серьезным вопросом социально-художественного аспекта материальной среды. Стали исследоваться законы образования действенных форм в области промышленного производства. На рубеже ХIХ-ХХ веков в период создания нового типа художественной деятельности происходит формирование художественных теорий предметной культуры и ведет к повышениям интереса в некоторых художественных областях к общей теории художественных форм. Технический прогресс назначил на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и фотографию.

Выставки сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства и в развитии торговли между странами. Выставки ускорили научно-технический прогресс в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других областях экономики, оказали позитивное воздействие на ускорение процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

Глава 2. Первые теории дизайна

2.1. Практическая эстетика Земпера

Готтфрид Земпер принял участие в подготовке первой Всемирной промышленной выставке. Свои наблюдения он записал в брошюре: «Наука, промышленность и искусство». Земпер - теоретик предметной культуры. Он поставил вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архитектуры и прикладных искусств. Земпер говорил о неминуемом падении художественного творчества в области промышленного производства. Было необходимо решить проблему кризиса буржуазного выбора. Эти взгляды относились к новому образования вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного художественного творчества.

По Земперу, наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены. Временные промежутки, необходимые для эстетического образования нововведений в историческом развитии все время уменьшаются.

В своем труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика» (1860-1863) Земпер пишет о теории функционализма, рассматривает зависимость формообразования от изменения идей, материалов и техники их обработки. Форма каждой вещи имеет цель, ее функцией, материалом, из которого она сделана, характером технологии производства вещи, господствующими в обществе социально-политическими порядками.

Земпер - один из пионеров дизайна. Он был одним из первых кто определил в середине теорию о связи эстетики и техники. Его труды стали основой для формирования в проектной идеологии концепции рационализма, оказали большую роль в развитии промышленной культуры в Германии, Англии и других европейских странах, повлияли на становление педагогических концепций дизайна того времени.

Виолле де Люк также был близок к теории функциональной формы. В своей книге «Беседы об архитектуре» (I862-1863) он выступил против механического накладывания декора на функциональные элементы и конструкции. Виолле де Дюк боролся за правдивое выражение в форме свойств материала и функции объекта.

2.2. Теоретические воззрения Рескина

Джон Рескин - английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Свои взгляды на искусство он высказал в книгах "Современные живописцы", "Семь светочей архитектуры", "Камни Венеции", "Лекции об искусстве". По его мнению, предметная среда общества подчеркивает ее моральное состояние.

Оценку правдивости он выставил на одно из первых мест. Он вел образный и широкий разговор об художественном, обращая внимание, что искусство является комплексной творческой деятельностью. Рескин хорошо оценивал художественную нерасчлененность архитектуры, изобразительного искусства и материальной среды той эпохи. В 1853 г. выходит книга “Камни Венеции”. В главе, посвященной отличиям между ремеслом и искусством, Рескин первым выступил против промышленного разделения труда и “деградации рабочего станочника в машину”. В книге он писал: "Людей можно бить, заковывать в цепи, мучить, надевать на них ярмо, как на скотину, уничтожать, как летних мух, но все-таки в одном, в лучшем смысле, они остаются свободными. Убивать же их душу, вытесывая бесформенные, гниющие поленья из стволов их человеческого разума, обращать... плоть и кровь в простые ремни для связки машин - вот истинное рабовладение». Он характеризовал отличие между отвлеченным научным познанием и художественным постижением жизни: наука показывает отношение вещей и явлений между собой, а искусство ставит вещи в отношение к человеку. Рескин постоянно указывал на уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, бедственного роста новой материальной среды и гибель природы.

Рескин был против оправдания сопутствующих техники неудобств и лишений. Машина подвергалась критике, поскольку она вытеснила здоровое физическое упражнение и мастерство рук и глаза, необходимые для улучшения всякой работы. Рескин призывал обращаться к ремеслам. В возрождении ремесел Рескин верил найти альтернативу его фабричному производству, а также возможность увеличить эстетическую ценность обычных предметов быта.

2.3. Франц Рёло

Франц Рёло – инженер и теоретик, первый поставивший вопрос о форме машин. Всю свою жизнь он изучал машин. Главные его работы относились к исследованию кинематики машин. Рёло не был сторонником взглядов Рёскина и Морриса на роль технического прогресса и машины в жизни человека и не разделял развития техники от общего развития человеческой культуры. Он начал с того, что огласил возможность единой гармонии в развитии искусства и техники, которое было условием правильного развития общества. Рёло создал уникальную теорию, согласно которой все народы можно делить на две огромные группы (манганистические, изменяющие природу, христианские нации; натуристические, арабский мир). Манганистическое отношение к действительности создало промышленность и содействовало расцвету культуры. Процесс конструирования машин Рёло рассматривал как творческий, связанный с красотой, с вопросами формообразования. Специальная работа «О стиле в машиностроении» посвящена вопросу о форме машины. Рёло надеется, что в будущем обязательно возникнет учение о машинной форме, которое позволит в любом случае находить оптимальные находки. Рёло выражал мысль о зависимости формы от материала и способа обработки.

Машина может быть дополнением творческих способностей. Рёло впервые в истории дизайна связывает технику с культурой. Он стал сторонником того, что развитие техники не только не является угрозой для развития культуры, но она сама является носительницей культуры.

2.4. Братство прерафаэлистов

Следующий этап в развитии идей - создание “Братства прерафаэлитов”. В 1848 г. семь учеников Королевской Академии художеств в Лондоне создали “прерафаэлитское братство” с целью совершить революцию в английском искусстве. Это – скульптор Томас Вулнер, художники –Джеймс Коллинзон, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти, Уильям Майкл Россетти, Фредерик Стефенс и Уильям Холман Хант. Название братства предполагало признание искусства предшественников Рафаэля и отрицание его. Прерафаэлитское движение началось с дружбы нескольких молодых людей, объединенных стремлением вырваться из душной атмосферы обывательского искусства времен королевы Виктории.

2.5. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»

Уильям Моррис ухватил идеи Россетти и Рескина. Уильям Моррис был поэтом, писателем, публицистом, художником и декоратор-дизайнером, мастер-новатором прикладного искусства. Он был сторонником идей социализма и активным участником рабочего движения. Моррис утверждал свой тип комфортной среды, основанный на законах тихой рациональности, противопоставленной всему вычурному и нарочитому.

Область Морриса - критика технизированной среды, которая имела у него социальный характер. Он ставил задачу выявления интереса к творческому труду среди широких слоев населения, развивал врожденную нужду человека проявлять свой инстинкт красивого.

В 1861-62 гг. он организовал вместе с П. Маршалом, Ч. Фолкнером при участии Д. Рескина, художественно-промышленное общество "Моррис и К°", где в кустарных мастерских исполнялись по заказам оформление интерьеров, настенная роспись, изготовлялись мебель, ткани, обои, металлические изделия, витражи, шпалеры, вышивки и пр. Моррис смог в рамках созданной им компании предотвратить разделение между художником и ремесленником. Этой уникальностью он восхищал многосторонность художников-ремесленников стиля "ар нуво". Уильям Моррис делал попытки восстановить те методы, какими работали ремесленники в Средние века. Средневековые традиции были основными чертами в работах Морриса и его последователей. Самыми знаменитыми примерами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сас-секских" стульев.

Моррис вдохновил других художников и ремесленников на создание подобных групп. Образовалась единая группа Движение «Искусства и ремесла». Члены "Движения искусств и ремесел" смотрели в ностальгическое прошлое, доиндустриальную эпоху с ее простыми кирпичными и каменными сельскими жилищами, и вдохновлялись богатыми традициями английской архитектуры. Спроектированный в 1859 г. архитектором Ф.Уэббом собственный дом Морриса «Ред хауз», имел облик средневекового

жилища (Рис 6).

Моррис во многом выступил как последователь Рескина, позаимствовав его идеи развития художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения «соседства роскоши и нищеты». Моррис предлагал практическую программу создания нового стиля жизни, дал живую картину соединения высокоразвитой техники с ремесленным трудом как проявлением народного творчества. Художественная концепция была высказана Моррисом в 35 лекциях по вопросам искусства и литературы с 1877 по 1894 год.

Каждая эпоха и каждое поколение людей получают в наследство все богатство накопленной человечеством культуры, у них равные художественные возможности, способности к восприятию красоты и воплощению ее в продуктах своего труда. Каждый человек способен к пластическому творчеству. К художественно-творческому труду должны быть привлечены все люди.

Для Морриса важно все материальное окружение, без деления его на ценное и обыденное. Он обращался к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими в процессе обычного труда.

Движение искусств и ремесёл стало одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русский аналог движения - художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.

Движение искусств и ремесёл - реакция на промышленную революцию. Моррис и другие прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли веру мыслителя Джона Рёскина в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. Массовое производство приводит к деградации. Предпочтение сначала отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам. Позднее в декоративно-прикладное искусство стали вносить более абстрактные мотивы; использовались персонажи мифологии.

Вывод по 2 главе

В заключение нужно отметить, что Движение за обновление искусств и ремесел охватило многие регионы Европы. Идеи и цели были необходимостью. В разных странах развивались похожие процессы, исходящие от бунтарства против рутины и пошлости.

В период XIX в. в Англии появляются Моррисовские общества ремесленного, ручного дизайна. После они стали распространяться в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, России. В материальных результатах их работы воплощались важные теории ручного дизайна – высокое качество, чувство материала, сочетание красоты и пользы. Благодаря художественной практики моррисовских мастерских и издательства иллюстрированных книг образовался стиль модерн.

Теоретики движения также делали попытки сделать искусство социально полезным. Необходимо было быть нужным обществу и достичь гармоничных отношений между производителем и потребителем. Это и объединяла ремесленников и художников Движения "Искусства и ремесла". Идеи движения, направленные на гармонизацию машинного общества, способствовали разработки нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса - дизайн.

Пришло осознание того, что машина тоже может делать вещи красиво и без ложных украшений, что сама технология производства диктует красоту изделиям, пришло гораздо позже.

Глава 3. Инженерные школы в России

3.1. Введение

Во второй половине XIX в. был заметен расцвет русской инженерной школы. В то время как происходил художественный упадок. Лучшие представители этой школы получали европейскую и мировую известность. Была сформирована стилистика русского авангарда - конструктивизм.

Машинизация промышленности в России сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Россия была одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.

3.2. XVIII в.

В начале XVIII в. в России было около 180 мануфактур. Началась подготовка отечественных инженерно-технических кадров (в Пушкарской, Артиллерийской, Навигационной школах и Морской академии).

1719 г. - в Санкт-Петербурге открылась для Кунсткамера (Рис 7) - первый естественно-научный музей. В 1725 г. Была построена Академия наук (Рис 8). Эта академия стала научным и учебным центром; она делала свои труды, была связана с государственными фабриками, заводами и верфями, способствовала проведению географических экспедиций.

3.3. XIX в.

Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были взяты основные идеи и методики "прикладной механики". В 1810 году был построенный Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, ставший аналогом Парижской политехнической школы (Рис 9).

До революции 1917 года институт выпустил свыше 5 тыс. высокообразованных специалистов. Они заложили основы русской инженерной школы. Развитию русской инженерной школы способствовали многочисленные отечественные научно-технические журналы, выходившие в России с 1825 года ("Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки").

В 1866 год - создание Русского Технического общество (Рис 10), поставившее перед собой большие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Общество участвовало в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. В начале 70-х годов в Петербурге открылся Музей прикладных знаний (Рис 11), а в Москве – Политехнический, где популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, зачитывали публичные лекции, организовывали отдельные выставки машин и приборов. К концу XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты.

В конце XIX века в России было образовано 19 высших технических школ. После революции 1905 года создавалось множество частных, разной специализации, курсов (в основном женских), появились общественные институты научно-учебного и просветительского характера. В период 1901-1917 года было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за прошлые 35 лет.

Во второй половине XIX века в России происходит бум моностроительства (Рис 12). Россия встала на лидирующие позиции, что было связано с особенностями промышленного расцвета страны и с возникшей необходимостью прокладывания новых дорог, строительства большого количества пролетных решетчатых мостов. Данный социальный заказ вызвал создание в России мощной инженерной школы.

3.4. Российские промышленные выставки XIX века

В 9 мая 1829 г. в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в помещении биржи состоялась Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий. В самом большом зале биржи собирались машины и орудия труда, в других залах предоставлялась продукция российских мануфактур. На выставке было более 100 тыс. человек. Выставка заложила начало целому ряду промышленных подобных мероприятий, прошедших в Москве, Петербурге, Варшаве и др. городах России.

«Устав промышленности», вошедший в «Свод законов Российской империи», изложил требования к промышленности и ее продукции. При оценке производителя особое внимание обращалось: 1) на пользу, приносимую заведением тому месту, где оно существует; 2) на технические нововведения, улучшенные и упрощенные приемы; 3) на важность и употребительность изделий; 4) на возможность производства изделия лучшего качества.

При проставлении оценки изделий учитывалось: 1) степень важности фабрикации, которая зависит от того, туземные или иностранные материалы она обрабатывает, большему или меньшему числу рабочих доставляет средства к существованию, более или менее важной потребности жителей удовлетворяет, и не заменяет ли иностранных изделий вполне или большей частью; 2) обширное производство фабрикации; 3) введение и упрочение новой области промышленности в местах, где был недостаток в заработке или первоначальный материал не имел ценности; 4) создание новых машин, орудий и приемов, облегчающих и ускоряющих работу; 5) попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженной со свойством некоторых работ, а также предоставление им выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни или утраты сил» и т.д.

С 1882 года Всероссийские выставки включали в экспозицию вместе с областями промышленности области искусства и называться художественно-промышленными.

Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. В Нижнем Новгороде символом выставки стало шесть павильонов из легких металлических и деревянных конструкций (Рис 13), кpyглые и овальные в плане. Их автором стал инженер Владимир Шухов. По внешнему виду сетчатые конструкции павильонов напоминали вид плетеных корзин и в них использовался принцип конических сечений. Форма рассчитывалась круговым движением прямолинейных образующих. В конце XIX века в России построено около двухсот сооружений по этому закону. Инженер уделял большое внимание эстетическим основам своих сооружений. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде несколько раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного уровня.

3.5. XX в.

В начале XX в. выделяются 2 личности – Петр Страхов и Яков Столяров. Они занимались техническими проблемами. Страхов в 1905 году выступил с докладом в Политехническом обществе при училище на тему "Техника и красота жизни". Он говорил о красоте в природе, о технике как основе искусства и подошел к мысли о влиянии технического прогресса на окружающую жизнь, также он обратил внимание на то, что техника играет вовсе не первенствующую, а подчиненную, вспомогательную роль. Страхов ссылался на учебник по механике немецкого профессора Франца Рело, и на основании его сделал вывод, что сутью «машинного стиля» является динамика, а форма должна выражать эту сущность.

Вопрос эстетики в технике рассматривал Яков Столяров. В своем труде "Несколько слов о красоте в технике" он критикует украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство и утверждает, что развитие машиностроения выработало основу для создания своей красоты форм.

Взгляды Столярова выражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволяла бы им профессионально работать в области инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона.

Вывод по 3 главе

Русская инженерная школа дала миру в начале XX века много изобретений в сфере машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. Здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии или в США, где шла напряженная дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования. Зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.

Заключение

В ходе исследования было подробно рассмотрены первые шаги создания современного дизайна, которые включали в себя создания первых промышленных выставок и инженерных школ, а также образование первых теорий дизайна. Была рассмотрена проблема взаимодействия техники с искусством, которую пытались решать теоретики и архитекторы.

Всемирные промышленные выставки оказали огромную роль в развитии дизайна. Выявились основные минусы эстетики форм первых промышленных изделий. Возникла необходимость поиска нового формообразования, основанного на других эстетических законах, отвечающего особенностям технологии машинного производства. Пошло исследование законов образования эстетически действенных форм в области промышленного производства. Выставки играли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между странами.

Главное достижение первых теорий дизайна – искусство вышла на путь социально-полезного продукта, обрела функциональность. Был проложен путь к гармонизации машинного производства с ремесленным. Инженерные школы утвердили поставленный путь.

Поставленная цель проекта была выполнена. Удалось увидеть основные идеи дизайна в области формообразования, обратить внимание на революцию производства и на ошибки, возникавшие в процессе создания проектов и идей, отметить важные открытия в области дизайна. Данные выводы помогут лучше понимать дизайнерскую системы и избегать ошибок,

Библиография

Литература:

  1. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа.М.:

ВНИИТЭ, 1987г.-172 с., ил.

  1. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. Исправл. и дополн. Москва: «Союз Дизайнеров России», 2002.- с.70-126
  2. Павлов К.А. Международные ярмарки и выставки. М., 1962, с. 12-13

Интернет-ресурсы:

  1. analiculturolog.ru
  2. communitarian.ru
  3. spargalki.ru
  4. stud24.ru
  5. studopedia.ru
  6. studfiles.net
  7. knowledge.allbest.ru
  8. life-prog.ru
  9. n-t.ru
  10. historydesigns.ru
  11. vivovoco.astronet.ru
  12. ulpu2.ru

Приложение

Рис 1

Рис 2

Картинки по запросу дворец промышленности париж 1855

Рис 3

Рис 4

Рис 5

Рис 6

Рис 7

Рис 8

Рис 9

Рис 10

Рис 11

Рис 12

Рис 13