Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Конституционные характеристики Российского государства

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Построение сильного, эффективного, конкурентоспособного, правового демократического государства предполагает закрепление и последовательную реализацию его конституционно-правового статуса, соответствующего уровню и сложности стоящих перед ним задач, основанного на международно-правовых ориентирах, учитывающего позитивный опыт других стран, а также возможности, особенности и интересы России - интересы настоящих и будущих поколений.

Конституционно-правовой статус российского государства как правовое явление в первую очередь должен обеспечивать реализацию главного назначения и единственной обязанности государства, закрепленной ст. 2 Конституции Российской Федерации: создавать такие условия функционирования общества, когда человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а также претворять в жизнь его основные конституционные характеристики как демократического, правового, федеративного государства с республиканской формой правления социального, светского (ст.1, 5,7,14 Конституции РФ).

Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам легитимации Российского государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Степень научной разработанности темы. Проблемными вопросами, касающимися изменения и реформирования формы правления, его структуры, содержания и видов в России занимались такие правоведы как: М.Н. Марченко, В. Г. Игнатов, А. С. Туманова, В. Е. Шамбаров и другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с особенностями функционирования Российского государства и права в условиях современного периода развития российского общества.

Предметом исследования выступают конституционные характеристики Российского государства

Целью данной работы является определение основных конституционных характеристик современного российского государства, выявление проблемных вопросов в данной сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Методы исследования. Общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, а также ряд частно-научных методов: формально-юридический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, шести глав, объединенных параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Демократическое государство

1.1 Понятие, типы и виды демократии

В современной науке определение сущности демократии остается проблемой в силу наличия разнообразных подходов к решению данного вопроса. В рамках современной политологии предложено несколько определений понятия демократии.

Во-первых, под демократией понимается прямое или осуществляемое через выборных представителей и потому косвенное публичное управление обществом через личное участие большинства его членов.

Во-вторых, демократией называют государство, страну или сообщество, управляемое демократическим правительством, избранным путем демократических выборов.

В-третьих, демократия в качестве политического режима может определяться как правление большинства.

В-четвертых, демократия представляет собой восприятие и реализацию в общественных отношениях принципа равенства прав и свобод граждан, позволяющих обеспечивать каждому гражданину равные возможности самореализации в политических отношениях как наиболее сложной и ответственной сфере общественных отношений.

В современной науке сформировалось множество подходов и представлений о демократии, каждый из которых по-своему раскрывает ее сущностное содержание и потому заслуживает внимания. Как подчеркивает М.Н. Марченко, у такого внутренне противоречивого понятия как демократический политический режим не может быть единственно верного определения, раскрывающего все его характерные черты и отражающего таким образом его целостное содержание[1].

Усложняется решение данной проблемы тем, что в науке отсутствует также универсальное определение носителя власти при демократии, в качестве которого выступает такое широкое понятие как «народ». Аналогичная ситуация складывается и с определением понятия «власти», которое также подвержено изменениям в связи с развитием общественных отношений. Еще одним практическим барьером в выработке научного определения демократии является актуальность злоупотребления данным понятием как, в первую очередь, пропагандистским и идеологическим феноменом, распространение которого мешает сосредоточиться на изучении демократии как объективного явления в развитии общества.

Анализ исторических форм демократии показывает распространенность злоупотреблений публичной властью со стороны господствующих слоев общества, обладающих прямым доступом к власти и мощными экономическими и административными ресурсами контроля за ее осуществлением. Однако, одним из ведущих социально-политических механизмов поступательного исторического развития демократии к современному состоянию, характеризующимся ростом благосостояния широких слоев населения, является заинтересованность этих господствующих слоев в допуске к механизмам политической власти все большего числа представителей других слоев населения с целью обеспечения стабильности своего положения в обществе, прямо зависящего от многочисленности социальной базы существующего правопорядка. Очевидно, что оптимальным способом обеспечения поддержки в обществе для политической элиты является предоставление широким слоям общества политических прав и свобод, обеспечивающих для их субъектов заинтересованность в развитии и процветании данного общества.

Следовательно, усиливающаяся в течение развития западного типа общества иллюзия всеобщей доступности власти в демократическом обществе и государстве, ее «народности», всеобщей справедливости и универсальности внедряемая в сознание и подсознание масс политической элитой демократических государств являлась мощным стимулом социальной активности широких народных масс, обеспечивающей технический и социальный прогресс таких обществ.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию[2].

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов.

Представительная демократия, содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д.

Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Так, в частности, на современном этапе выделяют[3]:

Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;

Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;

Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;

Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

Таким образом, демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти. В качестве ведущей сущностной черты демократии при рассмотрении ее практического значения для реализации интересов всех членов общества предлагается выделить наличие претендующего на власть политически сплоченного и организованного «народа», состоящего из различных социальных сообществ и групп, все представители которых осознают общность политических интересов. Именно из этого осознания как духовно-идеологической основы политического сотрудничества формируется присущая демократии ценность равенства всех перед законом, ассоциируемая с социальной справедливостью. Отсюда можно дать следующее определение понятия демократии.

Демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти, призванных обеспечить реализацию политических прав и свобод граждан через следование принципам организации и деятельности органов публичной власти, которые состоят в их выборности, подотчетности, гласности, сменяемости, коллективности руководства.

1.2 Принципы демократического государства

По общепринятому мнению, принципы есть не что иное, как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.п. Что касается принципов демократии, то они представляют собой основу всего демократического строя, определяют сущность политического режима. А именно данные принципы являют собой абстрактные постулаты, применяемые в любом человеческом сообществе, и конкретно к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы – есть составные части демократии как общечеловеческой ценности.

В общепринятой классификации приводится 6 принципов демократии, однако необходимо учитывать также разнообразность общественных явлений, темпы мирового политического и социального развития, которые, вне всякого сомнения, способствуют появлению и формируют предпосылки для формирования новых принципов и различных модификаций изначальных. Итак, вот они:

Принцип верховенства большинства при уважении к правам меньшинства.

Суть данного принципа заключается в том, что все важные решения принимаются исходя из мнения большинства, которое имеет избирательные права. Этот механизм работает не только при выборах государственного масштаба (например, выборы Президента, выборы в высшие органы государственного управления), но и в случаях, когда необходимо решить вопросы регионального и местного значения (выборы в местные органы управления).

По факту круг лиц, представляющих большинство проголосовавших, есть основная масса взрослого населения. Но существуют исключения, например, в РФ помимо недееспособных граждан, не могут реализовать свое избирательное право лица, находящиеся в местах лишения свободы согласно приговору суда (ст.32 Конституции РФ)[4].

Принцип представительного характера власти Представительство в демократическом режиме обусловлено неосуществимостью равного участия всех граждан в управлении государственными делами. Неэффективно создавать общенародные органы государственной власти. Данный принцип сочетается с другим принципом – принципом делегирования, и нередко они воспринимаются комплексно, неотрывно друг от друга. Исключается прямое участие большинства граждан в принятии государственных решений. Предполагается передача полномочий выбранному лицу и, следовательно, осуществление власти через представителей. В качестве яркой иллюстрации можно привести Совет Федерации, в который входит, в том числе по два представителя от каждого субъекта российской федерации (один из представительного органа, другой из исполнительного), которые должны работать от имени всех тех, кто избрал их на этот пост.

Невозможно отрицать, что принципы представительства и делегирования способствуют возникновению других способов участия населения в политической жизни для удовлетворения различных общественных интересов, например, создание объединений, составляющих структуру современного гражданского общества, цель которого прорабатывание предпочтений и требований граждан. Из всего вышеописанного следует, что делегирование полномочий должно осуществляться лицу или лицам, которых выбрало большинство. Тогда очевидным становится следующий принцип демократии

Принцип выборности власти. Выражается в законодательном закреплении всеобщего избирательного права, подразумевающего свободные тайные и регулярные выборы, образование партий и объединений. Демократические страны в своем законодательстве устанавливают всеобщее избирательное право, за исключением случаев предусмотренных законом. Электоральный процесс обеспечивается строго установленной своевременностью и периодичностью проведения выборов. На основании общепринятых положений о демократических выборах, они должны быть равными, всеобщими, прямыми и проходить посредством тайного голосования. Этот принцип устанавливает, что представители власти неизменно избираются и нередко высшие лица назначают и освобождать от должности своих заместителей лично[5].

Таким образом, гарантируется отсутствие монополизации власти какой-либо политической силой. Как было уже ранее сказано – все принципы демократии действуют «в связке» и логично исходят друг из друга. Такова цепочка: источник власти в демократическом государстве – народ, передающий при необходимости часть своих политических прав определенным лицам или группам лиц, реализующим эти права от его имени. Подобная передача возможна только лицу или лицам, которые были выбраны большинством. В этом и проявляется наглядность сообщающегося действия демократических принципов. Далее необходимо сказать еще о двух принципах, без которых невозможно полноценное существование.

Властные функции передаются в строго определенном порядке, закрепленном Конституцией государства. Следовательно, получаем - принцип конституционализма. Исходя из него, конституция обладает высшей юридической силой в сравнении с остальными правовыми нормами. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены, как правило, именно в ней. Что касается непосредственной регламентации, то в Конституции любого демократического государства прописан порядок избирательного процесса, полномочия конкретных лиц, определения большинства. Далее закономерно завершает перечень принципов – политико-правовое равенство граждан, которое заключается в равноправии граждан, когда речь идет о голосовании и оказании влияния на процесс принятия решений, выдвижении своей кандидатуры на различные должности, доступе к ресурсам власти. Этот принцип устанавливает, что все вышеупомянутые права не будут ущемлены, в том числе ограничениями, связанными с какими-либо отличиями, привилегиями. В сущности, все это значит введение общегражданских стандартов политической реализации прав человека. Наглядно этот принцип можно наблюдать в законодательствах различных стран: Ст.7.1 Конституции Австрии: «Все граждане равны перед законом. Преимущества рождения, пола, сословия, класса и вероисповедания не допускаются».

Ст. 18 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Таким образом, сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии, который в современной политологии получил название «демократический транзит», проще говоря, переход к демократическому режиму. Надо отметить, что принципы демократии в целом корреспондируют принципам демократического режима, что вполне закономерно и объяснимо, ведь демократический политический режим является по факту производным звеном объемного понятия демократии

Глава 2. Федеративное государство

Понятие и признаки федеративного государства

Федерация всегда предполагает сложное территориальное устройство, государство в таком случае имеет в своем составе иные государственные образования, именуемые субъектами. Субъекты федерации, как и сама федерация, имеют определенный спектр полномочий исключительно в своем ведении, также существует группа полномочий, которая относится к их совместному ведению. Любые изменения, связанные с изменением полномочий в обязательном порядке, происходят с согласия соответствующего субъекта. При этом любая деятельность территориальных образований не должна противоречить целям государства, посягать на его целостность и суверенность.

В связи с этим они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права. А если мы рассмотрим внутреннюю политику, то они могут принимать свои нормативные и правовые акты только на основе и в соответствии с центральным (федеральным) законодательством. Наряду с этим, субъекты федерации всегда обладают некоторыми элементами суверенитета: свое законодательство, свои органы государственной власти, своя судебная система и т.д. Это позволяет говорить о подобных субъектах как о государственных образованиях[6].

Стоит также уточнить, что суверенитет субъектов федерации не является полным, а значит, такие образования не являются государствами в собственном смысле слова. Рассмотрим признаки, которые отличают федерацию от иных форм государственно-территориального устройства. Во-первых, федеративное государство не представляет собой единого целого в политико-административной области. Субъекты федерации совместно с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью имеют и выраженную в определенной степени политическую самостоятельность. Во-вторых, государственный аппарат федерации имеет два уровня: федеральный уровень и уровень субъекта. Также наряду с двумя указанными может существовать и местный уровень государственного аппарата.

Третий признак – возможность двойного гражданства. В данном случае под двойным гражданством мы понимаем возможность получения гражданства определенного субъекта при наличии гражданства федерации, в которую он входит. Такое право должно быть закреплено в Конституции. В-четвертых, несмотря на то, что в федеративном государстве функционирует единая правовая система, субъекты федерации могут создавать собственную правовую систему, в том числе принимать собственную конституцию. Однако всегда при этом соблюдается принцип субординации, иерархии законов, в соответствии с которым конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать федеральной конституции и не противоречить ей, а законы субъектов не должны противоречить федеральным законам. Данный принцип не исключается и в том случае, если государственное образование желает сохранить конституцию, принятую и действующую на его территории до вступления в федерацию в качестве ее субъекта. Это же касается всех нормативных актов. В-пятых, субъекты федерации имеют право создавать собственную судебную систему[7].

При этом на федеральном уровне определяется ее порядок организации, процедуры и предмет деятельности, то есть своеобразная модель, образец построения судебной системы субъекта. Как правило, суды федерального уровня либо не рассматривают жалобы на решения судов субъектов, либо рассматривает только в специально установленных случаях. В-шестых, система налогов в федеративном государстве является двухканальной. Она предусматривает как федеральные налоги, так и налоги субъекта федерации. Все налоги в первую очередь поступают в общефедеральную казну, после чего их часть может быть передана субъекту федерации. Налоговая система государственных образований не может обладать полной независимостью и самостоятельностью, так как это угрожает целостности государства. Финансовая зависимость является одним из важных элементов, с помощью которого государство подчиняет и контролирует свои субъекты. В качестве последнего признака федеративного государства хочется отметить разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Исходя из практики федеративных государств, можно сказать, что вопрос о разграничении полномочий решается на основе следующих принципов[8]:

- принцип исключительной компетенции федерации;

- принцип совместной компетенции;

- принцип трех сфер полномочий.

Таким образом, федерация предполагает единое, но условно делимое государство. При этом субъекты федерации объединены в неделимое государство, как правило, на добровольной основе. Разграничения полномочий между центральной и местной властью четко прописаны в законодательных актах. А также можно отметить отличительные признаки федерации в следующих областях: гражданство, система права, судебная система, налоговая система.

2.2 Принципы федерального устройства РФ

Конституционные принципы федеративного устройства РФ - это особая форма организации и управления федеративным государством, основанная на принципах, прописанных в его Конституции. Для федеративного национально-государственного устройства РФ характерны несколько основных принципов, прописанных в ст. 5 Конституции РФ: целостность государства; верховенство федерального права, единая система государственной власти; суверенность и равноправие наций; разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов; равноправие субъектов Федерации. Государственная целостность – это добровольное объединения наций и народностей в единое федеративное государство.

Верховенство федерального права, единая система государственной власти (ст. 77). Единую систему государственной власти РФ образуют органы государственной власти и субъекты РФ. При этом федеральные органы государственной власти являются главными управляющим органами, их полномочия распространяются по всей территории РФ.

Система управления субъектов РФ установлена самими субъектами РФ в соответствии с основами Конституции и общими принципами власти в целом в субъектах РФ. Разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов. В ст. 5 Конституции закреплены принципы устройства РФ как федерального государства, прописаны принципы дифференциации предметов ведения между всеми существующими органами государственной власти и ее субъектов. Осуществление такого принципа происходит в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

Суверенность и равноправие наций. Принцип суверенности государства заключается в признании суверенитета всех наций и народностей на свободное самоопределение политических форм. Субъекты РФ, образованные по территориальному национальному принципу в составе РФ, являются формами самоопределения народов – республик РФ, национально-культурных автономий, автономных округов.

Равноправие субъектов федерации связано с общим принципом национально-государственного устройства Российской Федерации, а именно: суверенность и равноправие наций; равноправие субъектов РФ между собой; равенство прав и обязанностей перед федеральными органами государственной власти РФ; равный круг предметов ведения и равные полномочия; субъекты РФ имеют равные права в Совете Федерации, обладают возможностью на равных основаниях заключать договоры и соглашения с другими её субъектами.

Глава 3. Правовое государство

3.1 Понятие, принципы и признаки правового государства

В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права. Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы. Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства[9].

Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности[10].

Термин “правовое государство” занял лидирующую позицию в Немецкой литературе первой половины 19 века, а в последующем концепция правового государства стала появляться в других странах, в том числе и в России. Известные российские приверженцы теории правового государства[11].

Государство и право - две категории, которые не существуют друг без друга. Государство не видит своего дальнейшего развития без права, также как и право без государства, так как право будет представлять собой совокупность общественных регуляторов, которые по своей сути не будут являться правовыми. Также, государство неразрывно связано и с обществом. Государство будет прогрессировать и развивать до тех пор, пока общество само будет развиваться. Однако государство - независимый социальный институт, который может и заботиться об обществе, так и, наоборот, паразитировать общественность.

Государство, связанное правом, - это идея, которая дорабатывается на протяжении многих веков, а начало было положено ещё в трудах древних мыслителей. Смысл подчинения государства праву заключается в стремлении общества ограничить всеохватывающий государственный надзор за человеком и избежать притязание правителя на отождествление себя с властью.

Итак, правовое государство - это независимое государство, которое объединяет в себе суверенитет всех людей заселяющих страну. Деятельность такого государства подчинена нормам права, также правовое государство гарантирует и защищает достоинства, свободы и права человека.

Выделяют четыре основных признака правового государства:

1) Принцип разделения властей предполагает, что всеобщая государственная власть делится на законодательные, исполнительные и судебные органы. Каждый государственный орган взаимодействует друг с другом. Таким образом, во властных отношениях они ограничивают друг друга. Такая схема отношений государственных органов часто называется системой сдержек и противовесов.

2) Гарантия прав и свобод личности. Данный принцип заключается в том, что государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Государство вмешивается в поведение человека только в определенных случаях, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Данный принцип отражает гуманистическую сущность конституционного строя государства.

3) Верховенство закона. Этот принцип говорит о том, что в правовом государстве никто не может посягать на закон. За нарушение закона все люди, будь это должностное лицо или обычный гражданин, абсолютно все будут нести ответственность за содеянный поступок.

4) Взаимные обязанности и ответственность личности и государства.

Данный принцип заключается в том, что государство гарантирует не только права и свободы человеку, но и наделяет его обязанностями. Личность и государство вступают в правоотношения, в которых граждане реализуют свои права и обязанности. Обязанности гражданина также прописаны в Конституции. Все граждане, в первую очередь, обязаны уважать друг друга и соблюдать конституцию.

Итак, правовое государство подчиняется нормам права, основывается на общечеловеческих ценностях, гарантирует защиту прав и свобод граждан, предполагает верховенство закона, основанное на принципе разделения властей.

С другой стороны, правовое государство заключает в себе обязанности граждан и ответственность в реализации государственных функций. Естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику образования правового государства.

3.2 Функции правового государства

Под функцией правового государства следует понимать меры и средства, которые использует государственная власть для решения поставленных перед ней задач.

Наиболее общим перечнем функций, по мнению большинства исследователей в области государства и права, является следующий их перечень:

Политическая функция призвана обеспечить равные условия при участии граждан в государственных и социальных проблемах страны. Данная функция гарантирует права граждан в политической сфере жизни общества, а так же предполагает формирование многопартийной системы, создание и развитие органов местного самоуправления. Следует отметить, что органы местного самоуправления, зачастую, имеют независимый от федеральной власти характер[12].

Экономическая функция призвана обеспечить государственное регулирование рыночных отношений, отталкиваясь от основ плюрализма.

Плюрализм предполагает наличие честной конкуренции и многоукладности экономической системы. Государственное регулирование в данной сфере призвано по максимуму оградить граждан от негативного влияния рыночной экономики, создать высокие стандарты для определения качества жизни.

Социальная функция в рамках правового государства состоит в формировании/развитии среднего класса, как основы стабильности в обществе. Она призвана обеспечить безопасность жизнедеятельности отдельных граждан и всего социума, а так же сделать доступными здравоохранение и образование.

Правоохранительная функция заключается в гарантии и охране тех прав и свобод, которые закреплены законодательно. У государства также существуют свои обязанности перед гражданами. Например: правоохранительная функция реализуется через защиту прав людей. Социальная функция выполняется в обеспечении государством достойной жизни граждан[13].

Экологическая функция выражается в стремлении государства к сохранению окружающей среды. В правовом государстве не только граждане несут ответственность, но и государство, в лице должностных лиц, несёт ответственность за свою работу перед гражданами. Это говорит о взаимной ответственности человека и государства.

Культурную и духовную функция, чаще всего, объединяют, так как они предусматривают создание для всех субъектов права равных условий, а так же свободного доступа к духовным ценностям, основываясь на реализации принципов самоопределения, плюрализма мнений и критического отношения к окружающей действительности. На государственном уровне должна проводиться политика по пресечению пропаганды насилия, экстремизма, фанатизма, расового, культурного или иного превосходства.

Глава 4. Социальное государство

4.1 Понятие и концепция социального государства

Одним из приоритетов развития современного российского государства является идея социальной государственности, провозглашенная в ст.7 Конституции Российской Федерации и неразрывно связанная с социальными обязательствами государства, которые, как отмечено Президентом В.В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию 15 января 2020 г. «должны исполняться в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны»[14]. Несмотря на то, что с момента принятия Основного закона нашей страны, закрепившего положение о социальном государстве, прошло уже более двадцати пяти лет, споры и дискуссии относительно данного термина продолжаются вплоть до настоящего времени, что находит отражение в существовании различных подходов к трактовке понятия «социальное государство». Принято считать, что рассматриваемое понятие было введение в научный оборот немецким исследователем Лоренцем фон Штейном (1850), считавшего необходимым для государства оказывать содействие экономическому и социальному развитию всех своих граждан, что предусматривает соответствующие усилия, направленные на поддержание правового и социального равенства представителей различных общественных классов[15].

В современной западной науке понятие «социальное государство» рассматривается в широком и узком смыслах: в узком понимании социальное государство и проводимая им политика связываются в первую очередь с выплатой пособий различным категориям граждан, предоставлением населению тех или иных услуг и жилищным обеспечением, а в широком – с реализацией программ поддержки населения, регулированием экономики страны (управление макроэкономикой), решением вопросов трудоустройства[16].

В отечественной юридической науке также существуют различные подходы к трактовке социального государства, представлены разные определения данного понятия. Ряд авторов рассматривают социальное государство как государство правовое и демократическое, берущее на себя обязанность заботиться о материальном благополучии своих граждан, осуществляющее социальную защиту различных категорий населения, проводящее социально ориентированную политику в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации[17].

Многие исследователи полагают, что социальное государство в рамках проводимой им политики должно учитывать потребности и интересы представителей всех социальных групп и слоев, что необходимо для обеспечения стабильности в стране и создания приемлемого уровня социального обеспечения ее населения[18].

C точки зрения А.Ф. Храмцова, социальное государство представляет собой особый тип государства, которое возникла в результате так называемого исторического компромисса различных политических сил в интересах всех общественных слоев, базирующегося на «осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики»[19].

Как подчеркивает Е.Н. Наумова в тексте своей диссертации, посвященной теоретическим и практическим аспектам социального государства, «пока еще ни одной стране в мире не удалось воплотить идею социального государства»; что же касается российского государства, то соответствующее конституционное положение здесь в обозримом будущем, по мнению данного автора, «сохранит в значительной степени статус нормыцели», а «констатация факта наличия социального государства в России носит характер целеполагания» [8, С.10].

В соответствии с легальной дефиницией социального государства, сформулированной в ст. 7 Конституцией Российской Федерации, политика данного государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [9].

Проблема здесь заключается в том, что критерии достойной жизни и свободного развития остаются неясными, они лишены конкретизированного содержания в условиях нестабильности общества[20].

Соответствующие законодательные акты, в которых разъяснялось бы, что конкретно понимается под достойной жизнью и что такое свободное развитие человека, в нашей стране отсутствуют. Данной точки зрения придерживается

Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин, по справедливому замечанию которого наша страна еще весьма далеко отстоит от практической реализации конституционных положений о социальном государстве, а отмеченное выше понятие «достойная жизнь» нуждается в осмыслении с точки зрения теории права. «Мы, указывает Зорькин, далеки от реализации положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, а закрепленные в ней понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» еще не получили в нашей стране не только надлежащего практического воплощения, но и адекватного их значимости теоретического осмысления»[21].

В течение последних лет достаточно много говорилось о том, что выделенные социальные стандарты в современной России являются крайне низкими: так, к примеру, размер прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда (МРОТ), очевидно, не способны позволить человеку вести достойную жизнь или свободно развиваться. Как пишет по этому поводу В.Д. Зорькин, фактические российские показатели таких аспектов социальной справедливости как прожиточный минимум, МРОТ и индекс развития человеческого потенциала расходятся с правовыми предписаниями.

Нельзя сказать, что выделенные проблемы не осознаются руководством страны: в упомянутом в начале данной статьи Послании Президента РФ к Федеральному Собранию 2020 г. говорится о необходимости изменений, которые «должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни». По этой причине Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было указано на необходимость закрепления в тексте Конституции нормы, согласно которой, «минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения», а также «принципов достойного пенсионного обеспечения», включающих в первую очередь регулярную индексацию пенсий[22].

В настоящее время российский МРОТ не выступает в качестве социального ориентира, а выполняет скорее технические функции (на его основе, в частности, рассчитываются зарплата, социальные пособия, страховые платежи и штрафы). Минимальный уровень оплаты труда в нашей стране, выступая в качестве технического показателя, не обеспечивает при этом достойного уровня существования, о котором в говорится в Конституции. В идеале размер минимальной зарплаты должен постепенно увеличиваться, приводиться в соответствие с международно-правовыми стандартами, что предусматривает переход к привязке МРОТ к средней заработной плате по стране. В целом же деятельность социального государства должна быть направлена на предоставление всем гражданам определенных государственных гарантий и соответствующих им социальных стандартов жизнедеятельности в комплексе с равными возможностями для самореализации.

4.2 Функции и цели социального государства

Под функциями социального государства следует понимать основные направления деятельности, направленные на достижение оптимального уровня жизни каждого индивидуума и общества в целом.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой — включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка мало­имущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Рассмотрим следующие функции[23]:

1.     Защитная. Проявляется в обеспечении социальной безопасности человека, его жизни и здоровья путем материальной поддержки инвалидов, матерей – одиночек, безработных и т.д.

2.     Регулирующая. Заключается в проведении реформ в экономической сфере с целью ее большей социальной ориентации.

3.     Стабилизирующая. Имеется в виду обеспечение социального согласия и партнерства в обществе.

4.     Контрольно – охранительная. Заключается в государственном надзоре за использованием человеком своих прав и обязанностей (за неправомерное использование своих прав предусмотрена социально – правовая ответственность).

Реализуя свои функции, государство опирается на установленные социальные стандарты, т.е. на представления об оптимальном уровне жизни населения. К таким социальным стандартам можно отнести: федеральные и региональные уровни прожиточного минимума; объем и стоимость потребительской корзины; минимальный размер заработной платы; ставка подоходного налога; минимальный уровень пенсий; допустимый уровень инфляции и др.

Общая политическая цель социального государства состоит в поддержании социальной и политической стабильности, в сохранении существующего строя в условиях монополистического капитализма. Эта 6 цель является собственной цепью государства (целью для себя) и не совпадает с целями конкретных людей или социальных групп, каждая из которых преследует свои интересы. Государство должно находиться вне этих индивидуальных или групповых интересов. Однако эта цель не противоречит интересам личности, поскольку лишь в условиях социальной и политической стабильности может быть обеспечено безопасное существование и свободное развитие человека.

Глава 5. Светское государство

5.1 Понятие и характеристики светского государства

Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием. В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга». Сущность светского государства Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия представляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга. Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом[24].

Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях".

Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести.

Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ.

Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству; Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства.

5.2 Исторический аспект

До 1917 года союз церкви и государства называли симфонией государственно-церковных отношений и оставался почти не тронутым. Эта модель была унаследована от Византии, где главенствовал православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над сердцами и верой подданных. Только 1905-1907 годах напуганное первой революцией самодержавие "даровало" своим подданным свободу вероисповедания.

Февральская революция не только упразднила монархию в России, но и провозгласила её светским государство. После 3 марта 1917 года взяв в свои руки власть, временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи которые оно намеревалось разрешить немедленно. Среди прочего обещались и религиозные свободы.

В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности.

В начале девяностых годов двадцатого века в России в связи с преобразованиями, которые охватили в целом все государство, реформированием многих общественных и политических институтов начали ставиться вопросы о необходимости смены характера сложившихся в советский период государственно-конфессиональных отношений. Необходимо было учитывать новые политические реалии.

Рушились казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы и партийная идеология, возникал вакуум в духовном сознании людей, резко увеличилось количество действовавших на территории Российской Федерации конфессий и отдельных направлений внутри них. К тому же расширилась сфера деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, образовательной, издательской и иными видами деятельности. Все эти изменения, безусловно, должны были найти свое адекватное отражение в законодательстве и прежде всего в Основном Законе страны, важность принятия которого была очевидной. В обновляющейся России, начавшей строить демократическое правовое государство, избавляться от внешнего контроля над человеком, необходимо было провозгласить свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечить их фактическую реализацию.

При этом важно было также определить и закрепить в Конституции характер отношений между государством и различными религиозными конфессиями, роль церкви как духовного центра нашей нации.

В основе действующей Конституции Российской Федерации лежит положение, согласно которому «все права человека есть, в сущности, интерпретация высшей идеи свободы", воспринимаемой "как источник признаваемых прав человека». Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Сейчас свобода совести, светский характер государства провозглашены в Конституции Российской Федерации, как и во многих странах мира, в качестве основы для установления взаимодействия между церковью, государством и обществом. Закрепляется отделение церкви от государства и обеспечение равноправия религий, что характеризует государство как светское.

5.3 Политика и религия

Несмотря на конституционный принцип светскости который провозглашает отделение государства от религии на протяжении всей истории становления и развития государства наблюдается тесная взаимосвязь политики и религии[25].

Тесное взаимодействие Русской православной церкви и Правительства Российской Федерации по вопросам демографии, миграции направленны на долговременное сотрудничество. Все вопросы внешней политики не остаются без внимания Русской православной церкви. Это и национальная безопасность, Сирийский вопрос, Крым, война на Украине. Термин «религиозный экстремизм», стал привычным в жизни современного российского общества.

Представители псевдорелигиозных организаций пытаются подорвать авторитет религиозной организации или политической структуры. На наш взгляд религиозный экстремизм — это следствие нестабильной ситуации в мире, возможно это очередной этап передела мира. Воюющие страны и их союзники пытаются расшатать мир и подорвать авторитет власти через религию. Возрастание религиозного экстремизма можно объяснить политической нестабильностью во взаимоотношениях России и Украины[26].

Факт интернет экстремизма подтверждают и официальные материалы Министерства юстиции российской Федерации[27].

Верховный Суд Российской Федерации 20.04.2017 ликвидировал Организацию и входящие в ее структуру 395 местных религиозных организаций, 17.07.2017. Основанием для ликвидации послужила ввозимая Организацией на территорию Российской Федерации религиозная литература экстремистской направленности. Сложная ситуация отражается во взаимодействии политики и религии, которая сегодня нуждается в оценки современной действительности, поддержки и защите, недопущении религиозных конфликтов, экстремизма.

Сегодня мы можем наблюдать подобный сценарий развития отношений в религиозной среде между Константинополем, Московским патриархатом и Украинской православной церковью. К чему приведёт этот религиозный раскол и разногласия? Есть предположение, что к разжиганию гражданской войны на территории Украины. А это отразиться на социально-политической ситуации в России. Уже сейчас в средствах массовой информации идет информационная борьба.

Глава 6. Республиканская форма правления

6.1 Основное положение республиканской формы правления

Форма правления – это правоотношение, включающее целый комплекс характеристик: порядок формирования верховной государственной власти, правовой статус главы государства, структуру и компетенцию органов власти, порядок их функционирования и длительность полномочий, взаимоотношения власти и населения, формы участия населения в формировании органов власти и решении государственных вопросов.

В республике органы власти избираются на определенный срок.

Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно[28].

В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.

Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальною равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

6.2Характеристики и виды республиканской формы правления

Разграничение форм республики – более сложный вопрос. В   настоящее время в мире насчитывается более двухсот государств, подавляющее большинство которых составляют страны с республиканской формой правления.

При этом способов организации публичной власти существует множество, что в конечном итоге создает определенные трудности при классификации стран с республиканской формой правления на отдельные виды.

Для ясности можно сопоставить ключевые признаки тех или иных видов республики (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Виды республик

Президентская

республика

Парламентарная

республика

Полупрезидентская (смешанная) республика

Президент избирается либо прямыми выборами (гражданами), либо косвенными выборами

(выборщиками).

Президент избирается непрямыми выборами (т.е. представительным органом).

Президент (как

правило) избирается прямыми выборами

(гражданами).

Президент обладает широкими полномочиями, он формирует и возглавляет исполнительную власть.

Полномочия президента ограничены представительными функциями, его влияние на исполнительную власть минимально.

Президент наделен обширными полномочиями по отношению как к исполнительной, так и законодательной власти.

Правительство формируется внепарламентским путем (т.е. президентом), правительство подотчетно президенту. Жесткое разделение властей.

Правительство формируется парламентским путем, парламент контролирует

правительство.

Исполнительная власть в руках правительства, формируемого парламентом (т.е. законодательная и исполнительная власти сливаются.

Правительство – относительно самостоятельный орган,

работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента.

Действует отлагательное президентское вето на законы.

Отсутствует право вето у президента, присутствует институт контрасигнатуры (скрепляющая подпись министра на акте, исходящем от главы правительства или государства)

Двойная ответственность

Правительства (перед президентом и парламентом).

Стабильная исполнительная власть.

Стабильная представительная власть.

Правительство может выразить недоверие (т.е. равномерно стабильная исполнительная и законодательная власти)

Часто – отсутствие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров.

Наличие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров, ограничивающих власть президента

Развитая система сдержек и противовесов, взаимные ограничения между ветвями власти

Президент – лидер

правящей партии.

Премьер-министр – лидер правящей партии.

Раздельное правление

Данная классификация представляется вполне логичной и научно обоснованной. Если мы говорим о типичных формах правления, она оптимальна.

Однако, не все так легко и просто, данная классификация не является безупречной, под нее нельзя подставить все разнообразие ныне существующих государств со всеми особенностями государственного устройства. Форма каждого отдельно взятого государства, как и его сущность и содержание, отличается от других в силу специфики развития данного государства, ее истории, культурных ценностей, экономического развития и т.д.

Таким образом, на современном этапе, возникает новая проблема: мы имеем огромное количество государств со специфичной организацией государственной власти, и они не подходят под основные формы правления.

Поэтому одной из последних тенденций в мировой конституционной практике является смешение форм правления. Другими словами, при классической президентской республике, разделение властей четкой и особых затруднений не вызывает. В данном случае можно говорить, как о самостоятельности действия самого принципа, так и о независимости от него формы правления. А вот в смешанных и парламентарных республиках применяются различные модификации принципа разделения властей, здесь уже невозможно так легко отделить его от формы правления[29].

Со своей стороны применение различных способов уравновешивания власти создает риски для перевеса в ту или иную сторону. Поэтому это одна из причин, по которой возникают гибридные республики: парламентарные республики, тяготеющие к смешанной, смешанные республики, тяготеющие к парламентарной и смешанные республики, тяготеющие к президентской.

Мы считаем, что ключевыми критериями, позволяющими различать виды республик, являются способ формирования правительства, его политическая ответственность и способ избрания главы государства. Итак:

1) правительство формируется президентом, несет перед ним ответственность, глава государства избирается внепарламентским способом — президентская республика;

2) формирование правительства происходит парламентским большинством, правительство подотчетно законодательному органу, глава государства избирается парламентским путем — парламентская республика;

3) правительство создается президентом с учетом расстановки политических сил в парламенте, правительство несет двойную ответственность (как перед президентом, так и перед парламентом), президент избирается внепарламентским способом — смешанная республика. Вышесказанное свидетельствует о том, что форма правления как один из внешних атрибутов государства, определяющая организацию публичной власти в стране, является довольно-таки гибким динамичным институтом, подверженным изменениям в зависимости от политической конъюнктуры.

По нашему мнению, к числу ключевых критериев классификации республиканской формы правления, помимо тех, которые мы уже называли ранее, следует отнести следующие:

— степень участия населения в процедуре образования (формирования) органов государственной власти;

— распределение полномочий между высшими органами государственной власти;

— наличие взаимосдерживающих полномочий в отношении друг друга;

— юридическую ответственность органов власти друг перед другом, а также перед избирателями;

— фактическое положение высших органов власти, которое в большинстве своем не всегда соответствует юридическим конструкциям, установленным в конституции.

Заключение

Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства: демократическое; федеративное; правовое; социальное: светское; с республиканской формой правления.

Конституция Российской Федерации декларирует гуманность отношений между личностью и государством, выдвигая на первый план именно обеспечение прав и законных интересов личности, а не государственные интересы [11, c. 32]. Государство не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком своих прав и свобод, но создает условия для их реализации и защищает права и свободы человека от всяческих посягательств и нарушений. Заметим, что уважение личности и ее защита являются не только обязанностью, но и неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Вместе с тем и личность обязана соблюдать правовые нормы, закрепленные и обеспечиваемые государством, а государство вправе устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм.

Ограничение прав и свобод граждан допускается, но только в установленных конституцией пределах и формах (статья 55 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем нельзя забывать о недопустимости противопоставления интересов общества и прав и свобод отдельных индивидов.

Общественный порядок, физическое и нравственное здоровье населения на практике представляют собой ценности более высокого порядка, так как обеспечивают нормальную жизнедеятельность каждого члена общества. Важно понимать, что демократия – это не беспредельная свобода действий всех и каждого. Она означает не только ответственность государства перед личностью, но и личности перед обществом и государством. Демократия не может основываться на анархии, несоблюдении закона, пренебрежении интересами других людей. Кроме того, с целью защиты демократии установлен запрет на присвоение власти и преследование захвата власти или присвоения властных полномочий по закону (часть 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Принципы народовластия и государственного суверенитета, тесно связанные с принципом демократизма, раскрываются в статьях 3 и 4 Конституции Российской Федерации.

Принцип народовластия означает, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляющим ее как непосредственно (через референдум и свободные выборы, являющиеся высшим выражением власти народа), так и опосредованно, делегируя право принимать закона и решать важнейшие вопросы государственной жизни органам государственной власти и местного самоуправления. Также к формам осуществления народом своей власти следует отнести всенародное голосование, посредством которого была принята Конституция Российской Федерации.

Правовое государство также является одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в статье 1 и в других статьях Конституции Российской Федерации. И хотя большинство этих идей по-прежнему не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в Конституции Российской Федерации указывает на решительность намерения России идти по пути формирования правовой государственности.

В самом общем виде под правовым государством понимается такая форма организации и деятельности публичной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и с помощью правовых законов не допускаются злоупотребления со стороны самого государства. Важным признаком правового государства является также наличие развитого и сильного гражданского общества, способного влиять на решения государства, заставляя его служить интересам человека и общества в целом, и обеспечивать его нормальную жизнедеятельность.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальным считается государство, которое является фактором общественного благополучия, поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев. Социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого гражданина, что жизненно необходимо и для развития правовой государственности.

Принцип светского государства позволяет государству сохранять самостоятельность в условиях множественности конфессий в российском обществе, что не исключает необходимости взаимодействия с религиозными объединениями, особенно с традиционными мировыми религиями, имеющими большое число последователей в Российской Федерации. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти, иначе называемый принципом разделения властей, является одной из основных принципов конституционного строя и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

При этом ни один из государственных органов не обладает всей полнотой власти из-за формально закрепленной в законодательстве и реально работающей взаимной системы сдержек и противовесов. Это выражается, в частности, в проверке актов законодательной власти на соответствие закону органами судебной власти. Хорошо отлаженная законодательная власть, создающая единую и непротиворечивую систему законодательства, сильная исполнительная власть, обеспечивающая соблюдение и исполнение законов, а также независимая судебная система, являющаяся гарантом законности и обеспечивающая привлечение виновных к юридической ответственности и эффективное восстановление нарушенных прав, играют важную роль в становлении и развитии правовой государственности.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398;
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс];
  3. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959;
  4. «Доклад об осуществлении министерством юстиции российской федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году»

URL: https:// http://minjust.ru/sites/default/files/doklad.pdf;

  1. Абгарян Р.Э. Демократия как политический режим, историко-теоретический анализ. – М. : «Издательство МГЛУ», 2012. – 185с.;
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005. С. 306;
  3. Аристов Е.В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Выпуск 3 (29). С. 65-69;
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.;
  5. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108;
  6. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях кризиса социальной справедливости: вызовы и угрозы безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2016. №1. Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3524;
  7. Зазнаев О.И. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1. С. 199-202;
  8. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации //Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С.90-91;
  9. Каргалова М. В. Социальное государство — неотъемлемая часть современной цивилизации //Социальное государство: концепция и сущность. М.: ИС РАН, 2004. – 174с.;
  10. Киселёва С. Г. Право: учебник для бакалавров / С. Г. Киселёв - М.: Юрайт, 2015. – 204с.;
  11. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. Саратов, 2011. С. 115-116;
  12. Лагунова И.С. Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ // Философия права. 2017. №2 (81). С. 65-69;
  13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец - Саратов. 2015. С. 168-170;
  14. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров - М.: Логос. 2014. С. 560;
  15. Пушкарев С.В. Форма правления как особый вид правоотношения // Бизнес в законе. – 2011. – №4. – С.40 – 42;
  16. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько – М.: Академический проект, 2014. – 254с.;
  17. Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. Социальная политика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». М., 2012. – 155с.;
  18. Со А.А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. №6. с. 99-102;
  19. Храмцов А.Ф. Социальное государство: практики формирования и функционирования в Европе и России //Социологические исследования. 2007. № 2. С.36-39;
  20. Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) / А. М. Цалиев // Законность. – 2012. - №12. С. 57-59;
  21. Шамин С.А. Религия и политика: взаимоотношения в современной России // Инновационная наука. 2019. №1. с.47-49 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-ipolitika-vzaimootnosheniya-v-sovremennoy-rossii;
  22. Шарков, Ф.И. Основы социального государства : учебник / Ф.И. Шарков ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.;
  23. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 254с.;
  1. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. С. 268.

  2. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005. С. 270.

  3. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров - М.: Логос. 2014. С. 560.

  4. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005. С. 306.

  5. Абгарян Р.Э. «Демократия как политический режим, историко-теоретический анализ» – М. : «Издательство МГЛУ», 2012. С. 87.

  6. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. Саратов, 2011. С. 115-116.

  7. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько – М.: Академический проект, 2014. С. 720.

  8. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. С. 92.

  9. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец - Саратов. 2015. С. 168.

  10. Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) / А. М. Цалиев // Законность. – 2012. - №12. С, 57.

  11. . Киселёва С. Г. Право: учебник для бакалавров / С. Г. Киселёв - М.: Юрайт, 2015. С. 632.

  12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. С. 105.

  13. Воротников, А. А.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. С. 8.

  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959

  15. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108.

  16. Аристов Е.В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Выпуск 3 (29).

  17. Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. Социальная политика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». М., 2012.

  18. Каргалова М. В. Социальное государство — неотъемлемая часть современной цивилизации //Социальное государство: концепция и сущность. М.: ИС РАН, 2004.

  19. Храмцов А.Ф. Социальное государство: практики формирования и функционирования в Европе и России //Социологические исследования. 2007. № 2.

  20. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях кризиса социальной справедливости: вызовы и угрозы безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2016. №1. Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3524.

  21. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации //Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.

  22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959

  23. Шарков, Ф.И. Основы социального государства : учебник / Ф.И. Шарков ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.

  24. Шамин С.А. Религия и политика: взаимоотношения в современной России // Инновационная наука. 2019. №1. с.47-49 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-ipolitika-vzaimootnosheniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.01.2021).

  25. Лагунова И.С. Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ // Философия права. 2017. №2 (81). с. 65.

  26. Со А.А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. №6. с. 99-102.

  27. «Доклад об осуществлении министерством юстиции российской федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году» URL: https:// http://minjust.ru/sites/default/files/doklad.pdf (дата обращения: 08.01.2021).

  28. Пушкарев С.В. Форма правления как особый вид правоотношения // Бизнес в законе. – 2011. – №4. – С.40 – 42.

  29. Зазнаев О.И. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1. С. 199.