Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Красные рыбки

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Живопись, как и любое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественное отражение мира. Важным моментом в жанрах живописи является колорит. Окраска в живопись - это «природа взаимосвязи между всеми цветовыми элементами произведения, его цветовой системой как одним из средств правдивого и выразительного описания действительности, Цвет картины часто характеризуется словами теплые, холодные, серебристые, золотые, что означает цветовую схему.

В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно, раньше не было таких возможностей, как в наше время, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека? Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.Действительно, в большинстве случаев людей оценивают не по внешнему виду, а по тому, что у них внутри. Человек с очень непривлекательной внешностью может оказаться прекрасным, стоит лишь познакомиться с ним поближе. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.Познание себя — один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство — это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни.

Анри́ Эмиль Бенуа Мати́сс - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Матисс считал, что «цвет — свет мозга художника». Важность цвета заключается в том, что «цвет, порожденный и вскормленный материей и воссозданный сознанием, может выражать сущность каждой вещи и в то же время вызывать у зрителя внезапные эмоции».

Поэтому мы и выбрали для своей работы тему: «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения «Красные рыбки» Анри Матисса».

Цель исследования: теоретически обосновать колористическую, цветовую и тональную организацию живописных произведений.

Объект исследования: произведение Анри Матисса «Красные рыбки».

Предмет исследования: колористическая, цветовая и тональная организация произведения Анри Матисса «Красные рыбки».

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

  1. формирование эстетического и художественно-деятельностного взгляда на окружающую действительность;
  2. выработка стремления художественно и образно анализировать

окружающий мир;

  1. развитие творческого, тектонического, пространственного и колористического мышления;
  2. развитие и формирование знаний, умений и навыков работы с живописными материалами.

1.1 Общее понятие колорита в живописи

Живопись - это изобразительное искусство, с помощью которого художник передает зрителю свои чувства и эмоции. Живопись означает «писать живо». Главную роль в живописи играет цвет. Цвет подразделяется на две гаммы - теплую и холодную. Совокупность цвета и оттенков в картине, их взаимоотношение образовывают такое понятие как колорит. Закономерность колорита в живописи - это переработанное сознанием художника увиденная им реальность.

Изучением воздействия цвета в картине на зрителя занимались разные художники всех эпох. Русский художник Г.Б. Якулов после своих путешествий по странам мира пришел к выводу, что колорит в живописи различных народов зависит от солнечного света, а он в разных местах мира, как правило, не одинаков. Например, история «красного тумана» Моне. Французский художник Клод Моне писал Вестминстерское аббатство в Лондоне в обычный туманный день. Когда картина была выставлена, все лондонцы были возмущены, туман на картине имел багровый оттенок, когда, как всем известно, что туман серый. Но выйдя на лондонские улицы, возмущенные увидели, что туман имеет действительно красный оттенок. Объяснение этому феномену являются красные кирпичные лондонские дома, которые под воздействием солнечного света и окрасили туман в такой необычный оттенок.

В разные эпохи сложилось разное понимание систем колорита. С помощью света и тени художники передавали не только пространство, форму, объем, но и выделяли нужную деталь, которая привлекала бы зрителя.

Итак, художник должен обладать знаниями теории цвета, чтобы расположить к себе зрителя и донести до него свою правду. А о колорите нельзя говорить однозначно, так как понимание действительности у всех разное. Два художника, изображая один и тот же сюжет, не могут создать одинаковых картин, так как каждый видит по-своему, каждый выражает свои чувства и выбирает главное по своему разумению, но обе картины могут претендовать на яркую жизненность образов.

1.2 Колорит в разные эпохи

В разные эпохи образовались целые колористические системы. Самым ранним считается локальный колорит. Его особенность заключается в том, что цвет предмета обусловлен и не имеет оттенков, предметный цвет имеет свой родной окрас: небо - голубое, трава - зеленая, снег - белый и т.д. Такой цвет стали считать локальным. Этот вид колорита встречается в декоративно прикладном искусстве. Поэтому сложные цвета получили свои имена по окраске предметов: сиреневый, вишневый, оливковый.

В XV веке краски на полотнах итальянских, французских, немецких художников существовали как бы независимо друг от друга.

Живописцы Возрождения, например Тициан, используют цвет как форму проявления жизни натуры. В эпоху барокко цвет является в большей степени элементом живописной фантазии, выполняющей прежде всего эстетические функции.

Живопись старых мастеров была построена на изысканных красочных переходах, смешанных тонах, сложных технических приемах. Они использовали сильные тоновые и цветовые контрасты. Чтобы получить желаемый цветовой тон, старые мастера часто использовали прием лессировки.

В XVIII веке эта эстетическая игра с краской становится еще более изысканной, сложной и виртуозной. Художники используют тончайшие нюансы одного цвета для лица, волос и одежды. На первый план выступают цвета — белый, светло- желтый, кофейно-коричневый.

Для XIX века характерна борьба различных тенденций, противоречие между цветом и формой. В это время цвет служит главным образом для оптических экспериментов.

Живописцы XIX века, особенно импрессионисты, научились воссоздавать солнечное сияние, выделяя светлое на светлом. Они перешли к применению чистых красок, используя эффекты оптического смешения цветов, больше внимания уделяя цветовым контрастам.

Если всмотреться глубже в живопись старых мастеров, можно представить эволюцию колорита в следующих главных этапах. В живописи XV века (все равно — итальянской, нидерландской, французской, немецкой) краски существуют как бы независимо от светотени: художник расцвечивает предметы и независимо от их красочной оболочки моделирует их градациями света и тени. При этом фигуры героев не сливаются в колорите с окружающим пространством в одно целое: фигуры предстают пестрыми, яркими, фон выдержан в неопределенно-серых или бурых тонах. Наконец, в каждой краске сильно чувствуется пигмент, она как бы остается на плоскости картины, не погружается в глубину пространства, не превращается в изображение.

На картине «Гармония в красном» А. Матисса основную часть занимает красная комната с узором на стенах и скатерти. Художник все контрасты приглушает близкими к красному цвета: коричневатые спинки стульев, оранжевые и багровые яблоки, что более разнообразило узор. Переход от стены к окну оконтурено золотистой рамой. За окном другое пятно, которое имеет холодную гамму. С помощью цветовых пятен и сочетания приближенных цветовых отношений создается гармоническое и упорядоченное разнообразие.

Холодные цвета имеют свойства удаляться, а теплые приближаться. Цвета могут быть материальными, глухими и плотными. Примеры таких цветов изображены на картинах М.Ф. Ларионова.

Цвета также могут быть мрачными, легкими, насыщенными, глубокими, воздушными и т.д. Эти «поэтические» цвета, благодаря разбеленности, создают ощущение воздушной среды окутывающего предмета. Предпочтение таким цветам отдавали многие мастера XX века, такие как П.В. Кузнецов, А. Марке. Также применение локального колорита очень развито в мультипликационных фильмах.

Для локального колорита главным становится обобщенность освещения, подводящее цвет предмета и самого сюжета к единому состоянию, и на картинах он создает впечатление, что сюжет словно озарен ровным рассеянным солнечным светом. А от задачи художника зависит, в какой степени выраженности будет это состояние.

Переход от локального к тональному колориту сложился в эпоху Возрождения в Нидерландах и Италии. Художников привлекала насыщенность цвета в реальной среде.

Степень светлоты цвета называется тональным колоритом. Так как объемные предметы освещены неравномерно, они состоят из нескольких цветов. Изменчивость бликов, полутонов, теней и рефлексов создают играющую поверхность предмета. Умение строить светом форму предмета называется пластикой цвета. Определенное освещение дает тону цвет. Основой тонального колорита является плотность предмета. Такой тональный колорит мы встречаем на картине художника П. Брейгеля «Охотники на снегу», он написал зимний пасмурный день. Художник хорошо передал степень освещенности, выдержал общее состояние картины, противопоставил теплые и холодные гаммы без резких переходов.

Также в эпоху возрождения тональный колорит складывается в искусстве светотени. Свет может быть спокойным, трагическим, таинственным, тревожным, радостным. Он может выражать чувства и подобрать каждому свое состояние. Свет, как было упомянуто раньше, разбивает предмет на две части - освещенная и затемненная. Особенность света вносит в картину определенный колорит.

Тональный колорит имеет две системы. Более ранняя связана с условным освещением, ее можно назвать драматический колорит. Здесь свет и тень построены на контрастах. Передний план чаще всего освещен, а объединением картины является темный фон. Метод лессировок очень связан с типом этого колорита. Основным контрастом в этом методе является отношение светлого к темному. История написания картины Н.Н. Ге «Тайная вечеря» является показателем построения такого отношения. Художник Ге долгое время не мог найти нужного решения в эскизах, он даже вылепил из глины эту сцену, но нужного решения так и не нашел. Отчаявшись, он стал искать другой сюжет. Однажды со свечкой в руках он спустился в мастерскую, чтобы найти рисунок. Поставив свечку напротив вылепленной сцены, он, обернувшись, замер. Свеча осветила сюжет так, что впереди стоящая фигура Иуды на фоне освещенной группы оказалась мрачным силуэтом, и решение было найдено. Фигура предателя показала весь драматизм этой сцены. На следующий день художник начал писать картину, и когда она была окончена, она имела большой успех.

Мастером света был Рембрандт Харменс ван Рейн. Он очень ловко обращался со светом и тенью, раскрывая при этом поэтичность образа. Обычно на его картинах освещенной частью являлись лица, руки или другие детали, все остальное он погружал в полумрак или в определенную среду. Благодаря передачи светотени он выделял душевные переживания персонажей.

Другому типу тонального колорита положили начало французские импрессионисты, такие как Э. Делакруа, К. Моне. Они и дали название этому направлению (импрессионизм). Художники основывались на сопоставлении дополнительных цветов, противоположных по спектру. Этим законом контраста пользовались Э. Мане, К. Моне, А. Сислей и другие последователи в разных странах, в числе которых были и русские живописцы И.Э. Грабарь, К.А. Коровин. Эти художники пользовались сложными оттенками, при этом располагая рядом небольшие мазочки чистых цветов. Их колорит имел кремово-золотистые света и холодноватые тени. Такое создание колорита повлияло на развитие живописи.

Колористические системы в живописи очень разнообразны, и нельзя из них выделить основные. В каждом произведении живописи играет своя эмоциональная сила, действующая на чувства зрителя, которая отвечает идее произведения. Гармония состоит из переходов, оттенков и самого настроения художника. А замысел образует колорит сильных звучаний.

Понятие колорита начинает складываться в конце XV века, достигает расцвета в эпоху барокко, обостряется у Констебля и особенно у импрессионистов.

1.3 Комплексный анализ работы Анри Матисса «Красные рыбки»

Анри Матисс – признанный классик искусства двадцатого столетия. На протяжении всей своей жизни он создавал произведения, поражавшие всех своей яркостью и щедрой красочностью. Красоту окружающего мира художник раскрывал при помощи чистых красочных пятен, контрастных, но гармонично уравновешенных, наполненных солнечным светом.

Плоскостность и орнаментальность композиционных построений вовсе не превращают матиссовские полотна в декоративный ковёр, так как в них таится по-новому воплощённое содержание.

Художник создаёт особое декоративное живописное направление, основанное на удивительном сочетании внешней простоты и утончённости исполнения.

Прежде чем отыскать собственный стиль Матисс повторяет путь развития искусства в целом. Художник проходит через копирование мастеров прошлого, школу импрессионизма и неоимпрессионизма, синтезирует в своём творчестве искусство других культур. Матисса можно сравнить с титанами эпохи Ренессанса: Микеланджело, Леонардо да Винчи и пр. Его яркий талант проявился не только в живописи, но и в гравюре, рисунке, керамике, скульптуре, дизайне, иллюстрации. Матисс оставил после себя огромное эпистолярное наследие. В 1908 году появляется его знаменитая книга «Заметки живописца», в которой собраны статьи художника об искусстве.

Искусство Матисса светлое и жизнерадостное. Оно словно является подтверждением того, насколько разнообразен может быть авангард. Что он не только уводит в лабиринты подсознательного или пугает, но и идёт навстречу земным радостям человека. Человека, любящего земные красивые вещи и цветы, естественную грацию женщин и ласковый свет солнца. Отличительной особенностью творчества Матисса стало отображение одних и тех же предметов: ковров, красных рыбок, тканей, статуэток. Несмотря на то, что написаны они разными способами, их всегда можно узнать.

Матисс предпочитал использовать для выражения своих эмоций не формы, а цвета, полагая, что именно так можно создать произведение, интересное зрителю. Ярким подтверждением его правоты является полотно «Красные рыбки», которое Матисс написал в 1912 году.

Сюжет картины довольно прост: перед зрителем предстает небольшой живописный уголок — то ли кусочек террасы, то ли оранжерея. Яркие пятна цветов и сочная зелень листьев служат фоном для небольшого стола, на котором уютно расположился аквариум с плавающими в нем красными рыбками. В левом нижнем углу видна ажурная деталь — возможно, это часть садовой скамейки или же элемент ограды. Вся композиция выполнена в контрастных и ярких тонах, создающих приподнятое настроение.

Как и во многих работах этого талантливого живописца, в картине Анри Матисса «Красные рыбы» нарушены правила перспективы. Стол нарисован так, как он выглядит при взгляде сверху, в то время как на аквариум зритель смотрит сбоку. Если присмотреться внимательнее ко всем элементам, то можно обнаружить, что ритм всей картине задает форма круга. Небольшие зеленые листочки растений в верхнем левом углу холста рифмуются с такими же круглыми листиками внизу справа, а формы аквариума гармонируют с очертаниями столешницы. Элемент в виде круга есть даже на ножке стола, выглядывающей снизу. Благодаря этому приему художнику удалось вложить в свою картину чувство умиротворения, передать то состояние спокойного созерцания, которое обычно охватывает человека, наблюдающего за рыбками в аквариуме.

Вода, в которой плавают рыбки, такая прозрачная, что на ее поверхности мы видим их отражение — такое же яркое и сочное, хоть и лишенное четкости. Два горшка с комнатными растениями, стоящие на столе, уравновешивают композицию: яркие зеленые листья на светло-лиловой столешнице перекликаются со схожими оттенками в верхней и нижней части картины Матисса «Красные рыбки».

Творчество Анри Матисса очень своеобразно, так как у художника много отличительных черт. Картина «Красные рыбки», на мой взгляд показалась очень необычной. Данную технику работы мы можем встретить крайне редко. При работе с картиной можно прочувствовать вдохновение художника и особенности его творческой деятельности.

1.4 Колористический строй работы Анри Матисса «Красные рыбки»

Сюжет картины максимально прост: выполненная в ярких контрастных тонах композиция, на которой виден небольшой живописный уголок — то ли кусочек террасы, то ли оранжерея. Яркие пятна цветов и сочная зелень листьев служат фоном для небольшого стола, где уютно расположился аквариум с плавающими в нем красными рыбками. В левом нижнем углу виднеется ажурная деталь — возможно, это часть садовой скамейки или же элемент ограды.

Кульминационным композиционным центром, ровно, как и световым, являются рыбки, организованные в круговом движении. Четыре милые рыбки, отражение которых мы видим сверху прозрачной водной глади, резко контрастируют с зеленью, в избытке окружающей аквариум — автор разместил его на небольшом круглом столике, который перекликается с круговоротом рыбок.

Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создаёт иллюзию чистого взора — так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребёнок. Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывать светлые эмоции, и с этой задачей она вполне справляется.

Предельно сокращая пространство интерьера, художник изображает фрагмент оранжереи, посредине кото рой — круглый столик с рыбками в аквариуме. Движение кружащихся в аквариуме рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в это движение включаются зеленые листья растений, завитки ножки стола. Именно богатство живых закругленных линейных ритмов является основой для орнаментальной организации поверхности холста. Динамику композиционного построения подчеркивает обратная перспектива в изображении стола, что свидетельствует об изучении художником приемов средневековой живописи, в частности персидских миниатюр, древнерусских икон и фресок. Еще более усложняя перспектив ное построение, Матисс использует несколько точек зрения на предметы. Так, на аквариум он смотрит сбоку, столешницу изображает сверху, а ее ножку снова сбоку. Еще больший эффект производит распределение чистых ярких красок. Цветовым фокусом картины являются ярко-красные рыбки. Оставленный вокруг них белый холст усиливает выразительность красного. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений. Будучи очень чутким колористом, Матисс понимал, какое напряжение таит в себе сопоставление красного и зеленого, поэтому он нигде не соединяет эти цвета непосредственно. Вводя дополнительные оттенки, художник разрешает это противоречие в гармонии тонких соотношений розовых, сиреневых, оливковых тонов. Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума сообщает всему колористическому решению особую прозрачность.

Основа композиции картины: кружащие в аквариуме красные рыбки. Динамика композиционного построения подчёркивается обратной перспективой. Матисс решил усложнить перспективное построение использованием нескольких точек зрения на предметы. Цветовой фокус: рыбки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы мною была изучена и проанализирована научно-методическая литература, которая посвящена роли колорита в живописи. Были достигнута цель и поставленные задачи.

Роль колорита первостепенна, от гармонии или дисгармонии колорита зависит и построение, и восприятие всей картины. Колорит является составной частью изобразительного языка. Колорит объединяет все части картины, отдельные элементы в целое, так же, как и композиционное построение и освещение направляет глаз зрителя на те участки в картине, которые являются «зрительными центрами». Вместе с тем колорит оказывает огромное влияние на эстетическое восприятие произведения. Так, осенние пейзажи Левитана, выполненные в золотисто-жёлтом колорите, вызывают чувство приятной грусти, спокойствия, ожидание чего-то, а картины того же Левитана, изображающие весну, чувство бурной радости, солнечного тепла, пробуждающейся от долгой спячки природы. Чувством радости, счастья труда пронизана и произведение Анри Матисса «Красные рыбки». Колорит в значительной степени способствует эмоциональному воздействию картины на зрителя, действуя на него выразительностью изображаемого.

Умелое использование в произведении рисунка, композиции, колорита, слитность этих компонентов даёт возможность художнику наиболее доходчиво изобразить, выразительно объяснить явления, события, отдельные объекты, предметы.

Колорит в живописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явление светлотонного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов. Часто колорит живописного произведения можно охарактеризовать словами: холодный, тёплый, золотистый, серебристый, охристо-красный, имея ввиду цветовую гамму.

Хотелось бы отметить, что полезным стало знакомство с таким направлением в живописи, как импрессионизм. И ее великими представителями. Это Ван Гог, Клод Моне, Эдуард Мане, Сезанн, Гоген, Эдгар Дега, Ренуар Огюст. Изучение манеры написания работ технику мазка, выбор цвета, помогло мне в написании пейзажа, выборе колорита. Ведь пейзаж может быть разным, прохладным и теплым, пасмурным и ясным, буйный и спокойный, радостный и грустный.

В ходе выполнения курсовой работы было предложены определения колорита, сформирована его роль в живописи, что дало понимание значения как фактора, влияющего на развитие колористического и гармоничного видения. Разработано колористическое решение сельского пейзажа. Пейзаж был выполнен в технике живопись при помощи акриловых красок.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 249с.

Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я .Живопись : учебное пособие для вузов. – Москва :Владос, 2001. – 224с.

  1. Денвир Б.  Импрессионизм:Художники и картины. - М. : Белый Город, 2000. - 424с.
  2. Живопись : рек. УМО по спец. Пед. Образования в качестве учебного пособия для студентов высш. Учеб.заведений, обучающихся по спец 030800 (050602) – «Изобразительное искусство» / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. – Москва : Академический Проект, 2009. – 271с.
  3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись . – М. : Искусство, 1986. – 159с.
  4. Кузин В. С.  Психология живописи : учеб.пособие для вузов (спец. «Изобразительное искусство»). – 4-е изд., испр. – М. : ОНИКС, 2005. – 304с.
  5. Паранюшкин Р. В.  Цветоведение для художников : колористика : учебное пособие для студентов высш. и средних художеств. учеб. заведений подготовлено в соответствии с Гос. образоват. стандартом высш. и среднего образования РФ и программой учеб. курса "Цветоведение". - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 97с.
  6. Ревалд Д.  История импрессионизма : Пер.с англ. - М. : Республика, 1995. - 416c.
  7. Рейтерсверд О.  Импрессионисты перед публикой и критикой : Пер. с швед. - М. : Искусство, 1974. - 300с. 
  8. Сокольникова Н. М.  Изобразительное искусство. В 4ч.Ч.4 : Краткий словарь художественных терминов : учеб.для учащихся 5-8кл., 1999. – 80с.
  9. Сокольникова Н. М.  Изобразительное искусство. В 4ч. Ч.2 : Основы живописи : учеб.для учащихся 5-8 кл., 1999. – 80с.
  10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб.пособие для вузов. – 2-е изд.,стер. – М. : ACADEMIA, 2003. – 368с.
  11. Старикова Е. Ф. Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи : автореферат дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) / Е. А. Старикова. - Москва, 2012. - 20с.
  12. Хилл Я. Б. Импрессионизм:Новые пути в искусстве. - М. : Арт-Родник, 1998. - 200с. 
  13. Шашков Ю. П.  Живопись и ее средства : учеб.пособие для вузов (спец. 050602(030800) «Изобразит. Искусство»). – М. : Академический Проект, 2006. – 128с.

Электронные ресурсы:

  1. Библиотека материалов. Инфоурок [Электронный ресурс] Культура и образование / Изо, МКХ. https://infourok.ru/ponyatie-kolorit-v-zhivopisi-829504.html
  2. Библиотека. Мегаобучалка [Электронный ресурс] Основное понятие колорита. Типы колорита . http://megaobuchalka.ru/4/1827.html
  3. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи Москва – 1959 год. [Электронный ресурс] http://files.muzkult.ru
  4. Цветоведение. Влияние цвета на человека [Электронный ресурс] миронова Л.Н. Лекция 6/ Влияние цвета на физиологию человека (часть 1) http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html
  5. «Электронная библиотека» Евгений Краснушкин» [Электронный ресурс] Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет /http://iknigi.net

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.