Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Клода Моне «Стог сена»

Содержание:

Введение

Объект исследования: картина «Стог сена в Живерни».

Предмет исследования: колористическая, тональная организация произведения, цветопередача, композиция картины.

Цель: выявить основные свойства живописи и особенности стиля Клода Моне, проанализировать и описать колористическую, цветовую и тональную организацию картины «Стог сена в Живерни», цветопередачу и сущность картины, символику цвета.

Задачи: сбор и анализ информации по данной теме, обобщение имеющегося материала, описание картины, составление творческой гипотезы, путь решения творческих задач, аргументация приведенных фактов и выводы.

Клод Моне является основоположником такого течения в искусстве 19 века, как импрессионизм. Для этого направления в основном было характерно:

- наличие большого количества пейзажей;

- запечатление изменчивости и движения повседневной жизни, природы;

- использование яркого колорита и отсутствие черного цвета (исключение – Эдуард Мане);

- отсутствие контурного рисунка, глубина передается смягчением цветовых тонов.

Многие из представителей этого направления также всерьез изучали составляющие цвета и делали открытия в области оптики, природы цветовых волн.

За всю свою жизнь больше всего художник полюбил деревню Живерни, просторы которой так часто появляются на его картинах. Одними из самых известных его полотен считаются 25 картин с сеном на фоне с пейзажем, которые были написаны летом 1890 года. Его целью было написать и передать зрителю разную степень освещенности стогов в разное время года и суток. На одном полотне он работал не более получаса.

Особенность живописи Моне заключается в том, что в начале своего творчества он сначала использует традиционные приемы живописи, позже постепенно отказывается от детального изображения,переходя к передаче общего впечатления, размытости объектов, стирается четкость контуров. Это может описать одна цитата Бориса Веппера из одной его работы «Введение в историческое изучение искусства»: «В природе нет линий; есть только различно освещенные плоскости». Больше всего художника интересовало взаимодействия цвета и света, что тоже отразилось в дальнейшем на его произведениях. Также изначально присутствовали композиции из людей, обычно это были какие-либо праздничные веселья, танцы, что также придает его живописи какую-то праздничность и радостность, происходит передача зрителю лишь положительных эмоций, что так важно для человека тех времен. Позже люди и вовсе исчезают с его полотен.

Глава 1. Описание картины «Стог сена в Живерни»

Картина «Стог сена в Живерни», которая является предметом исследования, создана в деревне при городе Верхней Нормандии в 1886 году. Пейзаж написан на холсте, прямоугольного, распространенного для художников, формата 60,5 x 81,5 см, написан с помощью масла. Это самый благоприятный для восприятия картины и движения в ней размер, поскольку соотношение его сторон равно числу 1,347 (81,5/60,5=1,347), что является близким к коэффициенту «золотого прямоугольника 1,618. Поэтому формат также помогает придать картине гармоничность и создать пространство для создания нужной художнику атмосферы.

На полотне изображен один из летних дней во Франции, в Нормандии. Передний план составляет стог сена, освещенный солнцем, но взгляд зрителя все равно больше устремляется на написанное яркими красками поле цветов. Благодаря особой технике Моне удалось создать движение цветущей природы, как будто колыхающихся цветов. Такое же внимание заслуживает задний план картины: холодный лес контрастирует с ярким полем маков, за лесом располагаются поля, которые чуть ли не сливаются с небом, а само небо написано туманным и пасмурным, затянутое облаками. Центральную часть картины занимают фермерские дома, расположенные на линии горизонта. Все вместе они создают атмосферу свежести, спокойствия и умиротворения, влажности воздуха.

Картина «Стог сена в Живерни» написана характерными для импрессионизма мазками: краски на холст наносятся отдельными мазками разного размера, обычно рядом или положенные друг на друга, сухой кистью. На поле направление идет по диагонали, что создает впечатление колыхающейся травы на ветру, в таком же направлении выполнено и небо, но мазки здесь мягче и менее густые. Широкими и однотонными мазками написаны деревья, это придает им густоту и помогает контрастировать с цветущем полем. Стог же написан слоями, мазок ложился на мазок, до тех пор, пока не получился стог, что в чем-то совпадает и с реальностью. В итоге из-за этой техники возникает неровная фактура картины. Сам Моне об этом высказывал следующее: «Когда Вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами – дерево, дом, поле или что-то еще. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка – и пишите это точно так, как вы воспринимаете, до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами». Также технику Моне ярко и подробно раскрывает один искусствовед А.Г. Костеневич: «В «Стоге сена в Живерни» мазки торопливо бегут, теснятся, перекрывают друг друга, как бы выплескиваясь в едином порыве. Они ничуть не сглаживаются, не стушевываются… Но какая она живая природа у Моне. Однообразными и малопривлекательными покажутся стога даже у такого крупного мастера, как Миле, после стогов К. Моне. Не случайно через 5 лет после написания эрмитажной картины Моне вернется к этому мотиву и исполнит свою знаменитую серию стогов. Следуя завету Делакруа, - «враг всякой живописи – серое», - Моне пишет сено не неопределенными серовато – зеленовато – желтовато – буроватыми тонами, а чистыми красками, где перемежаются желтые, красные, изумрудно-зеленые мазки. Прием оптического смешения красок, который именно в это время начал принимать характер научной доктрины в зарождающемся неоимпрессионизме, применен в «Стоге сена». Моне предпочитает другое: отдельные яркие травы и цветы, составляющие этот стог-букет, сами смешиваются на расстоянии, рождая ощущение подлинного сена, омытого влажным воздухом.

Только на расстоянии становится понятен в «Стоге сена» и рисунок Моне. Вблизи его невозможно различить. Вместо предметов лишь какая-то сумма красочных пятен. Когда стоишь рядом с картиной, видишь что верхняя граница крыш, например, обозначена неровными мазками. К тому же они не совпадают с коричневыми пятнами крыш. Однако «забвение» рисунка становится новым его пониманием, когда отходишь подальше. Тогда получаешь не просто крыши, а крыши сквозь передвигающиеся массы воздуха, т.е. именно то, что видит глаз в реальной жизни»

Глава 2. Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения

2.1. Колористическая и цветовая организация

Если рассматривать картину издалека, можно выявить основные цвета в картине: поле маков горит алым цветом, стог трава может переливаться зелено-голубыми оттенками, сено сочетает в себе и цвета голубого, и желтого, соединенные белыми мазками. Задний план воспринимается в основном синим и зелеными цветами, а небо на расстоянии кажется фиолетовым и, из-за эффекта дымчатости, немного розоватым.

Подходя ближе, уже не воспринимаешь картину в общем виде, а видишь лишь множество разноцветных мазков, которые, будто не задумываясь, накладывали друг на друга. И тут же стог сена становится розовыми, голубыми, желтыми,

зелеными оттенками цветов, все вокруг приобретает еще более разнообразный смытый красочный вид. При близком рассматривании картины можно выделить 4 цвета в колорите – зеленый, красный, синий, желтый и белила. По первому закону оптического смешения Ньютона, из этих цветов можно получить все цвета цветового круга, можно предположить, что Моне воспользовался именно им при создании пейзажей.

Так как для импрессионистов характерно также наложение мазков чистых цветов рядом, то это также можно отметить и в картине «Стог сена в Живерни».

Кладка зеленого рядом с белым вызывает ощущение голубого цвета, а желтого рядом с белым – оранжево-розового цвета. Это и называется оптическим смешением цветов, но в картине оно используется не на полную для достижения эффекта «блеска». Поэтому на расстоянии мы не видим отдельных мазков, а общую игру цвета и света. Здесь также играет большую роль то, что наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов, которые присутствуют на картине, почему поле и притягивает основное внимание своим «горящим» цветом.

Поле маков состоит из красных, желтых и белых мазков, что может говорить о большом увеличении яркости. Цвета, перекрывая друг друга, дают в итоге оранжевый цвет. И опять же изменение цветового тона при изменении яркости тоже является частью оптического смешения цветов.

Благодаря умению использовать законы, Моне смог выразить пасмурность, хмурость окружающей его среды без использования темной палитры цветов.

О палитре цветов картины с точки зрения искусствоведа Н. Бродской: «Стога» в его творчестве стали почти бесконечной серией, он писал их ранним летом, на зеленой траве, и зимой, когда их покрывала пелена снега. Для чуткого глаза Моне в массе сухой желтой травы существовало неисчислимое разнообразие цвета: мазки красной, коричневой, зеленой и даже синей краски, меняя свое сочетание, передавали изменение цвета с изменением освещения. Моне был удивительно последователен в своих поисках. Он работал, как ученый, упорно добивающийся своей цели.

Луга в Живерни также всегда оставались его любимой темой. В буйном цветении трав, вспыхивающих огоньками маков, опытный, воспитанный годами глаз Моне различал огромное кол-во оттенков. Он создавал на холсте тончайшую мозаику из мелких мазков цвета.

Он писал поле с цветущими маками, создавая впечатление ветра не только с помощью контуров раскачивающихся деревьев, но самой фактурой живописи. Мазки чистой красной, синей, зеленой краски ложились на холст, казалось, совершенно беспорядочно. Их переплетение создавало колыхание трав под дуновением ветра и в то же время создавало удивительный ковер. Каждый отдельно взятый фрагмент такого пейзажа представляет собой законченную цветовую композицию».

2.2. Тональная организация

Так как, по законам тональной перспективы, дальние предметы всегда холоднее, а на переднем плане теплее, то, именно в картине Моне, следственно ближе всего к зрителю стог и поле маков, а значит и цвета теплее – желтый, красные цвета. Дальний план – это дома, деревья и небо, используются холодные синий, зеленый и коричневые цвета. Также можно заметить, что с помощью тона идет разделение пространства: передний план подчеркивается салатовой полосой, которая является травой, средний план – горизонтальная полоса деревьев, которая охватила и фермерские дома, задний план – менее видимые деревья, поля, объединяющие дымчатое пасмурное небо.

2.3. Линейная перспектива

Еще один закон, который присутствует в этой картине – закон линейной перспективы. У домов имеется одна точка схода ,и расположены между собой последовательно. Размеры домов уменьшаются примерно в 2 раза. На одной линии находятся стог сена и дерево, размером в 2 раза меньше, в центральной части картины, что дает углубление к центру.

Глава 3. Композиция.

Композиция картины имеет некоторую особенность. Главная заметная деталь здесь – это линия горизонта, которая проходит ниже середины картины, т.е. ниже уровня взгляда. Она проходит над полем маков. Так как взгляд направлен на точку выше линии горизонта, то и панораму местности мы будем видеть сверху. Это является одним из способов создания иллюзии пространства. Также присутствуют горизонтальные линии, которые разбивают композицию на несколько частей: первый план – стог сена, второй план – домики, соединяющиеся с линией горизонта и лес на фоне. Из–за массива деревьев, появляется ощущение преграды, почему небо начинает казаться очень далеким. Благодаря траве, располагающейся вокруг цветущего поля, создается впечатление движения в картине. А замыкают его зелено-голубые мазки, сходящиеся к горизонту.

На поле маков также можно заметить энергичные мазки Моне, и растения сразу же становятся будто реально качающимися на ветру. А самое направление мазков в разные стороны, в основном по диагонали, создает ощущение момента, быстро протекающего времени. Передний план прописан более четко, а ближе к заднему плану пейзаж начинает размываться и чуть ли не сливается с цветом неба. Передний план более четкий и яркий, вдали пейзаж размывается и сливается с небо.

Ломаная линия в полотне, которая проходит по диагонали, показывает переход от света к тени. Сильный их контраст на картине также можно показать на примере заднего плана: несколько домиков сильно контрастируют с густым темным лесом на заднем плане, потому что сильно выражен и поставлен акцент на падающем на них свете. Благодаря этому создается атмосфера легкости.

Но прежде всего большое внимание у зрителя сразу занимает стог. Он не только находится на переднем плане, но и считается точкой отсчета для развертывания композиции вглубь, после чего взгляд на большое дерево, которое уравновешивает композицию картины. Точка схода объектов находится вне картины, но ритм же задан слева направо, так как человеческой физиологии удобнее воспринимать написанный текст, произведение именно так. Из-за того, что стог привлекает первые взгляды, воспринимается раньше левая сторона и только потом правая.

Пропорции картины «Стог сена в Живерни» построены по принципу «золотого сечения». Любая форма в природе сочетает в себе качества симметрии и этого «золотого сечения» для достижения идеальных пропорций. Благодаря ему очень многие картины построены и воспринимаются нами гармонично, появляется ощущение красоты. То что существуют точки, так называемые зрительные центры, на которые обычно человек обращает внимание в первую очередь, открыли еще в эпоху Возрождения, причем формат, горизонтальный или вертикальный, не имеет значения.

Таких точек всего четыре, на картине Моне они находятся на расстоянии в пропорциях 3/8 и 5/8(см. Приложение 1). Самые верхние зрительные центры попадают на задний план картины, которые являются еще и самыми светлыми. Нижние два охватывают передний план, куда как раз сначала и падает взгляд. Вертикальная линия, на которой находятся зрительные центры картины, пересекает главный элемент картины - стог. Из этого можно сделать вывод, что художник размещал объекты, исходя из четырех прямоугольников, на которые разделен формат произведения.

Заключение

По результатам исследования можно сказать, что «Стог сена в Живерни» заслуженно относят к одному из известных произведений Клода Моне, так как картина идеально решена в пропорциональном и композиционном отношении, имеет свой стиль и колористическая организация подобрана гармонично. Также можно предположить, что картины первого импрессиониста являются предпосылками для такого течения в искусстве как абстракционизм. Ведь Моне один первых кто начал больше обращать внимание на внутреннее состояние и впечатление, отображать его на картине, меньше обращаясь к построению и больше уделяя внимания показать движение, только не с помощью простых геометрических фигур, а мазков. Произведение также имеет три плана построения пейзажа, световую и тональную перспективу, писалась с помощью цветовой системы Ньютона, первого закона оптического смешения, неполному оптическому смешению. К нововведениям относятся: техника, применение мазков, цвета. Главная идея картины – запечатление мгновенности, мимолетности, чтобы зритель, смотрящий на картину, почувствовал себя на том вместе и в то время, прочувствовал момент. Цель художника была достичь как можно более точного изображения взаимодействия света и тени. Такой вывод (гипотеза) можно сделать, исходя из композиционного принципа доминанты: в композиционной структуре картины стог сена и поле маков являются доминантными, также это можно доказать по «золотому сечению», так как один из зрительных центров находится на одном из главных элементов произведения.

Приложения

Информационные источники

Интернет-источники:

  1. Книги для студентов [электронный ресурс] – URL: http://studbooks.net/668023/kulturologiya/osobennosti_zhivopisnogo_metoda_kloda_mone (Дата обращения декабрь 2017 г.)
  2. Школьная энциклопедия [электронный ресурс] – URL: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/375-impressionizm (Дата обращения декабрь 2017 г.)
  3. Главные новости [электронный ресурс] – URL: https://www.syl.ru/article/285376/new_jivopis-v-impressionizme-osobennosti-istoriya-znamenityie-hudojniki-impressionistyi (Дата обращения декабрь 2017 г.)
  4. Музеи мира [электронный ресурс] – URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/1828-stog-sena-v-zhiverni-klod-mone-1886-opisanie-kartiny.html (Дата обращения декабрь 2017 г.)
  5. Артхив [электронный ресурс] – URL: https://artchive.ru/artists/471~Klod_Mone/works/gcollection:5333, (Дата обращения декабрь 2017 г.)