Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Алексея Георгиевича Явленского «Автопортрет» (Цветовая и тональная организация)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы:

«Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Алексея Георгиевича Явленского «Автопортрет».

Цель Исследования:

Научиться различать техники написaния в портрете и технику рассмотрения картины. Делать анализ и различать символики в картине.

Научиться рассматривать картину в ахроматическом виде, вычислять колличество серых тонов, так же понимать наличие черных и белых цветов.

Изучить материалы по моему автору. Рассмотрела его технику работы в конкретной эпохе.

Объект исследования: описание репродукции картины

Предмет исследования работы:

цветопередача и сущность картины Алексея Георгиевича Явленского «Автопортрет».

Научной и информационной базой проделанной курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Актуальность темы: Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено к одной из картин Алексея Георгиевича Явленского «Автопортрет». Выбрала именно эту картину из-за ее необычности, хотела бы узнать новые техники написания, приобрести опыт в выборе красок, правила построения человеческого лица и т.д

Теоретическая  и практическая значимость Исследования:

Проанализировав эту картину и поняв характер исполнения А.Г. Явленским его произведений, я подчерпнула большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. Изучив свойства цвета и тона, я смогу применять это в своей сфере деятельности. Данные знания очень помогут в моей будущей профессии дизайнера, так как в дальнейшем мне предстоит работать с цветом, тоном и композицией, организацией объектов и их составляющего.

7

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества А.Г. Явленского в контексте эпохи.

Алексей Фон Явленский: немецкий художник, выходец из России  один из ярких представителей немецкого экспрессионизма русского происхождения, создавший все свои картины после переезда в Германию. Творчество Алексея Явленского сложилось под впечатлением военных и революционных событий начала XX века.

Алексей фон Явленский родился 13 марта 1864 года в Торжке. Родители прочили ему карьеру военного. Отец-полковник, после переезда семьи в Москву, отдал 11-летнего сына в кадетский корпус.
В 1887 году юноша закончил 3-е Александровское военное училище и отправился служить во 2-й Кронштадтский батальон. Перевод в Санкт-Петербург позволил ему поступить в художественную школу .С 25-летнего возраста посещал вольнослушателем класс Репина при академии художеств. В 1896 г. штабс-капитан Явленский вышел в отставку, чтобы посвятить себя целиком живописи. В том же году со своей невестой Марианной Верёвкиной переехал в Мюнхен , та была на 4 года старше, зарекомендовала себя сложившейся художницей, но забросила собственные занятия ради того, чтобы развивать талант нового друга, где вместе с Кандинским, Кардовским и Грабарём поступил в художественную студию Антона Ажбе. В Германии стал называть себя «фон Явленский», чтобы подчеркнуть благородное происхождение . Благополучно устроиться за границей помогли деньги Верёвкиной: она получила наследство и пенсию за умершего отца.

Мюнхенский период свёл Алексея Явленского со многими известными художниками. Сильное влияние на Явленского оказали нидерландец Винсент Ван Гог , французы Поль Сезанн, Анри Матисс и Поль Гоген. Алексей Явленский смело экспериментировал с красками, яркими цветами, неожиданными композиционными решениями, чем заметно выделялся среди других художников. Все творческие интересы Алексей Явленский связывал с Мюнхеном. Он продавал картины, встречался с друзьями из художественной среды.

Но Первая мировая война внесла жестокие коррективы: родившись во враждебной державе, среди немцев мастер попал в статус «нежелательных персон». Пришлось переехать в Швейцарию. Сопровождали его две женщины — Марианна Верёвкина и Елена Незнакомова. Найдя жилище в маленькой деревушке на берегу Женевского озера, художник нуждался не только в новых идеях, но и в деньгах: из-за войны, Верёвкина перестала получать российскую пенсию. Но в 1916 году Алексей Явленский познакомился с Эмми Шейер.

8

Она, как и предыдущие его возлюбленные, отказалась от собственной карьеры, стала личным секретарём художника, заботилась об организации его выставок.

С 1917 года живописец начал новую серию картин под общим названием «Мистические головы». В поисках идей Алексей Явленский много путешествовал: посетил Цюрих и Аскону, а в 1922 году вернулся в Германию. Сначала ему везло — часто проводились персональные выставки. Но в 1933 году к власти пришли нацисты, не оценившие его творчества. В 1937 году, после выставки, получившей название «Дегенеративное искусство», конфисковали 70 его картин.

Большую часть жизни он прожил за границей, и его имя гораздо лучше известно за пределами России, чем на родине. Явленский создал более трех с половиной тысяч произведений, его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях Европы и Америки, но в российских собраниях их не больше двух десятков. В то же время, чем дольше Явленский жил в Европе, тем явственней проявлялась глубинная связь его творчества с русской культурой. Художник всегда обостренно чувствовал свою принадлежность России и до конца жизни сильно тосковал по родине, где ему так и не довелось вновь побывать. Алексей Явленский входил в число художников, которые стремились рисовать не окружающую жизнь, а эмоциональное состояние. Поэтому они называли себя экспрессионистами: латинское слово «expressio» переводится как — «выражение». Самыми яркими эмоциями, служившими для создания живописных произведений, в то время служили страх, тревога, ожидание новых потрясений.

С 1927 года Явленского постоянно мучил артрит, и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Для последних работ (более тысячи полуабстрактных «медитаций» 1933-37 гг.) характерны нарочитая грубость широкого мазка и мрачность контрастного колорита.В последние годы жизни у художника начал развиваться паралич из-за артрита. Позднюю серию картин под названием«Медитации» он создавал, рисуя двумя руками.
Умер 15 марта 1941 года в Висбадене в разгар Второй мировой войны и был похоронен на городском православном кладбище. Его сын Андрей Незнакомов (1902—1984) также был художником, после пленения советскими войсками до 1955 года находился в советских лагерях

9

1.2 Анализ репродукции картины.

Техника работы, использование красок и кистей.

Ранние натюрморты и пейзажи Явленского обнаруживают сильное влияние Матисса. Как и у Матисса, в этих работах форма как бы отступает на задний план под напором цветовой стихии. Однако принципиальному колористическому декоративизму Матисса Явленский противопоставляет концепцию цвета как носителя эмоционального заряда картины. В 1905 г. он писал: «Искусство состоит в том, чтобы передать вещи, которых нет, но которые во всяком случае могли бы быть. Мои друзья — яблоки, которые я люблю за их роскошные красные, зеленые и сиреневые одежды, уже для меня на том или ином фоне, в том или ином окружении больше не яблоки. Их тона и их сверкающие краски на фоне других сдержанных тонов сливаются в пронизанную диссонансами гармонию. Для моих глаз это как музыка, которая передает мне то или иное соприкосновение с душой вещей, с тем нечто, что трепещет тайно и незаметно для всего мира, в каждом материальном предмете, в каждом впечатлении, которое мы получаем извне. Яблоки, деревья, человеческие лица для меня лишь указания, чтобы в них видеть нечто другое: жизнь красок, понятую оком страстного влюбленного». Творчество Явленского хранит следы глубокого осмысления новейших тенденций искусства рубежа XIX–XX веков. Исступленная страстность Ван Гога, сезанновская строгость пластической гармонии, акцентированность колористического и линейного ритма у Ходлера — эти искания получили своеобразное преломление в живописи русского художника. Особое значение для него имело творчество Гогена. Знаменитое гогеновское высказывание: «Искусство — это прежде всего выражение (expression)» — послужило эстетической программой для целого художественного направления — экспрессионизма, формирование которого тесно связано с именем Явленского. Символизм наряду с экспрессионизмом является важнейшим стилистическим компонентом искусства Явленского. Возможно также, что под воздействием «неоромантического архаизма» Гогена и его последователей русский живописец пришел к более глубокому осознанию актуальности символического художественного языка древнего христианского искусства. И это осознание обусловило неповторимое своеобразие живописи Явленского, его стремление через цвет выразить духовное содержание бытия, сокровенный смысл вещей. В таком понимании цвета художник очень близок Кандинскому, но в отличие от своего соотечественника всегда исходит из впечатлений от природы и, хотя преображает и возвышает ее, все же никогда не исключает натуру полностью. Вообще же их содружество обогащало обоих. По мнению Клеменса Вайлера, крупнейшего исследователя творчества Явленского, в плане художественного содержания произведения обоих мастеров как бы взимно дополняют друг друга, создавая целостную «двухчастную» картину жизни. Если Кандинскому удалось «вывести из космической шири вселенной» приспособленную для современного сознания картину мира, то Явленский создал новый образ человека. Влияние Кандинского как «отца абстрактной живописи» на современное искусство очевидно и общепризнано. Воздействие же Явленского, поначалу широко не осознанное, носившее скрытый характер, постепенно выявляется все больше по мере того, как все более актуальной в современном мире становится потребность в человеке и человеческом.

Искусство – один из важных факторов формирования личности человека, основа для формирования отношения человека к явлениям окружающего мира, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания.

Одной из целей изучения является освоение художественного образа, то есть способность понимать главное в произведении искусства, различать средства выразительности, которые использует художник для характеристики данного образа. Здесь выполняется важная задача развития нравственно-эстетических качеств личности посредством восприятия произведений изобразительного искусства.

Автопортрет — один из сложнейших жанров в живописи, ведь ничего нет тяжелее, чем пытаться перенести на холст свой образ. Кому, как не художникам знать о его непостоянстве и многогранности? Тем не менее, многие великие мастера неоднократно отдавали дань этому направлению живописи. Причем, делали это даже будучи уже вполне обеспеченными людьми.

Автор Алексей Георгиевич Явленский

Год 1911

Материал Картон, масло

Размер 55×51

Музей Базельский художественный музей

Город Базель

10

В начале 1900-х годов Явленский пришел к индивидуальной живописной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ажбе принципом «большой формы». Он использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. Параллельно в картине приметизируется светотеневое распространение тональности. Объем достигается сопоставлением контрастных цветов. Явленский обладал таким превосходным пониманием искусства, всегда уверенно мог выбрать лучшее, обладал столь тонким чутьем на новые веяния в живописи. В художественном развитии Явленского одним из знаменательных этапов является 1911 год.

В это время в его картинах цвет как средство выразительности обретает важнейшее значение. Позднее мастер вспоминал лето 1911 года, «Я написал там мои лучшие пейзажи и большие фигуративные работы в очень сильных пылающих красках, абсолютно не реалистичные. Я брал очень много красного, синего, оранжевого, кадмиевой желтой краски, зеленого оксида хрома. Формы были очень жестко обведены контуром из берлинской лазури. <...> Это был поворот в моем искусстве».

Явленский придавал большее значение эмоциональности человеческой натуры и выразительности лица. Влияние Поля Гогена привело его к упрощению цветовой палитры и использованию ритмического контура в портретах. Художник предпочитал сочетание насыщенных цетов и графично очерчивающего контура, достигая этим особенно интенсивного выражения, которое отдаленно напоминало русской народное искусство. Явленский испо

Автопортрет представлен энергичной графической основой, в которой отразился поиск линейно-пластического и живописного решений. Портреты, выполненные Явленским, всегда наполнялись чувственностью. В отличие от ранних произведений данного жанра лицо максимально приближено к зрителю.

Подчеркнутый геометризм в трактовке линий сдвинутых бровей и верхних век позволяет передать напряженное внимание и сконцентрированную волю художника. Как по мне то основного смысла, какого-нибудь глубкого подсмысла, как в этой так и в других картинах, я стараюсь не искать, мне кажется, что искать какой-нибудь смысл или же символику, просто нет смысла, а даже если мы его и найдем не факт, что он будет правильным. Автор сам закладывает определённое чувство, кусочек своего переживания, радости, он может только слегка намекнуть нам зрителям, всё то, что он хотел показать на этом холсте.

Явленский старался выражать эмоций через форму и цвет. Таким образом цвета на его картинах часто не гармонировали, а контрастировали друг с другом. Он использовал яркие тона, выразительные лини. Начав с подражания другим авторам, художник постепенно пришел к собственному стилю, который легко узнаваем.

11

Художник нащупывает свою главную тему — человеческое лицо, постепенно отказываясь от полу- и полнофигурных изображений. Строгое построение лица, контрастирует с необычайной чувственной интенсивностью красок. Формы геометризованы, поскульптурному рельефны и монументальны, отмечены необычайно четким ритмом линеарной структуры.

Явленский скорее всего использовал для написания своей картины кисти размера 8, 10

Колорит картины: черный, синий, бордовый, красный, желтый, но доминируют синий и красный.

Типы контрастов использованных при создании работы:

Контраст по площади цветового пятна (красное лицо на синем фоне)

Контраст по цвету ( выражен в отношениях белого воротника, красного лица в оттенках, синего в темнотах и фоне

Контраст дополнительных цветов (желтый –синий ,желтый в блике на лице , в глазах ,синие глаза, фон; зеленый – красный ,зеленоватая борода ,волосы ,красное лицо

Контраст цветового насыщения (борода, воротник, глаза)

Симультанный контраст ( тени где впадина глазная, воротник)

Контраст теплого холодного (в воротнике в светлотном диапазоне выражен и холодный и теплый , в оттенках красного лица

Контраст светлого и темного ( светлый воротник к темной бороде, кофте , волосам)

Вывод по 1 главе: безусловно творчество А.Г. Явленского является интересным и необычным. Благодаря анализу его жизни я узнала об авторе очень многое. На удивление оно оказалось достаточно интересным. Его техника по-своему уникальна и неповторима, имеет особый шарм и стиль, который вдохновляет смотрящего и притягивает рассматривать его работы. За техникой его работ можно наблюдать очень долго, каждая его работа имеет свою, неповторимую историю.

12

Безусловно, картины тех времен имели свое настроение и скрывали в себе сложный смысл

Его умение сочетать много оттенков и цветов на одной лишь только картине, завораживает. Его способность изображать самые обыкновенные портреты, в своей манере видения, непохожей на остальных. Именно благодаря своему стилю письма и использованию ярких красок он заслужил любовь своих зрителей

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1. Общий колорит.

Колорит изображения— это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное различных цветов в картине называется колоритом.

До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений, тональное объединение различных цветов в картине в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении. Категория колорита тесно связана и является производной от тональности художественного произведения.

Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному. Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее.

Колорит данной картины Явленского выдержан в теплых и в холодных тонах: фон картины – холодный, а уже центр более теплый, поэтому сочетание тонов приятно глазу (хоть и контрастируют между собой)

13

Сама картина имеет несколько базовых цветов, которые можно считать базовыми цветами цветового круга.

Если мы посмотрим на картину Явленского, то можем обратить внимание, что из базовых цветов кругового круга, он использует синий и красный.

Синим цветом Явленский изобразил фон и глаза, а красным цветом непосредственно сам портрет, а именно лицо.

2.2 Анализ композиционных решений

Рисунок 2.1

Рисунок 2.1. Картина Явленского в геометрической схеме. У полотна средний размер 55х51 см, это приближает формат картины к квадрату.

В геометрической схеме картины основной фигурой для более удобного восприятия это 1 прямоугольник, приближенный к квадрату.

14

Если рассматривать картину в целом, то первый взгляд падает на глаза, а так же в глаза бросается лицо красного (алого) цвета, которое занимает большую часть всей картины. Явленский в своих холстах часто использовал синий цвет, провозглашенный цветом свободы прозрения, эта картина не исключение.

При написании портрета внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели, а как максимум — раскрытие души, характера. создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному.


Успешное овладение искусством портретной живописи невозможно без практической работы с натуры, где немаловажное значение имеет умение подмечать в человеке характерное, важное, проводить разнообразные ассоциативные сопоставления. Подлинный смысл освоения натуры заключается в том, что знания, умения и навыки, полученные в результате всестороннего изучения модели, сохраняются в памяти художника и в нужный момент могут быть применены в работе.

Композиция портрета начинается с определения точки зрения художника ,места, с которого художник будет писать, с выбора размера и формата холста. Художественные открытия в искусстве основываются на поиске нового в действительности и в средствах ее выражения. В портретной работе новизна как всеобщий закон искусства в первую очередь связана с неповторимостью внешнего облика (у Явленского все портреты написаны в своем стиле и их не перепутать с другими авторами) и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению именно этой модели. Композиция портрета

Искусство композиции есть искусство нахождения образного решения, выражающего замысел художника. Поэтому все задания по композиции объединены одной общей целью – сознательно и системно находить нужные для раскрытия в портрете образное решение. Вместе с умением развивать тему приходит и умение обобщать. Ведь искусство художника заключается не в литературном пересказе фактов действительности, а в отборе и выражении главного, знакового в человеке. Обобщать – значит тонко чувствовать и понимать жизнь.

15

Новизна имеет отношение и к композиционным решениям и к выбору технических средств изображения. В композиционном построении портрета сталкиваются с ситуацией незначительной предметной наполненности постановки, предполагающей композиционное решение за счет использования скупых, лаконичных, но строго выверенных средств.

2.3. Цветовая и тональная организация.

В выше, сказанном я проводила общий анализ темы курсовой работы, так как это тоже было не менее важным заданием. Далее я раскрою основную задачу темы курсовой работы, то есть анализ цветовой и тональной организации картины.

В лексиконе художников слово «тон» употребляется чаще в смысле света, а не цвета, означая большую или меньшую светлоту предметов, силу их освещения, светоносность картины. Наряду с линией, цветом тон является основным изобразительным средством художника. Стремясь передать форму и фактуру предметов, влияние на них освещения и воздушной среды, художник неизбежно должен соблюдать законы тона, тональные отношения в живописи.

Нахождение и определение разницы цветовых и световых отношений между частями натуры называется на языке живописцев «брать отношения». Живость изображения, «крепость» формы, объемность, материальность, воздушность – все, что мы ценим в настоящем произведении живописного искусства, является результатом правильно взятых художником цветовых и тональных отношений (разумеется, при хорошем рисунке).

Художник должен всегда помнить, что свет строит форму. Это происходит по той причине, что плоскости, образующие форму находятся под разным углом к источнику света и, следовательно, по-разному освещаются. Плоскости, находящиеся к свету под прямым углом, будут самыми светлыми; плоскости, которые повернуты от света, будут темнее (полутон), и, наконец, плоскости, расположенные против источника света, будут закрыты тенью. На них может действовать отраженный свет (рефлекс). Причем, падающая тень, как правило, темнее теневой части предмета, на которую падает рефлекс.

Сравнивая свет и тени, можно сделать вывод: свет, полутень и блик относятся к группе света, а тень и рефлекс являются их противоположностью, составляют группу тени. Это является основным законом художественной грамоты. Необходимо следить за правильностью отношений света и тени, нельзя допускать их путаницы (чтобы рефлексы вдруг не стали светлее полутонов). Нарушение силы тона на свету и в тенях ломает, мнет форму, создает пестроту. Изображая тональные градации на свету, нужно все время сравнивать их с силой тени.

16

Преувеличение силы моделировки, тональных градаций в свету является самой распространенной ошибкой. На свету нужно найти самую светлую точку и по отношению к ней выдерживать, соответственно ослабляя или усиливая, остальные световые градации. В тени – тоже самое. При таком подходе художник сумеет избежать пестроты и вместе с тем достигнуть разнообразия.

Цветовая гармония в живописи -это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.

Все оттенки, которые находятся вокруг нас и которые мы различаем, можно разделить на хроматические и ахроматические цвета. К ахроматическим относятся особые, те, которые нельзя получить смешиванием основных. Чтобы выяснить, что такое ахроматические цвета, разберем сначала, какие же из них называют хроматическими и основными и почему.

Хроматические цвета

Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной". Можно сделать логический вывод, что к хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Хроматические и формируют цветовой спектр. Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.

Ахроматические

Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. Так какие ахроматические цвета существуют в природе? Это белый, черный и все возможные оттенки серого. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название – ахроматические.

Основные цвета картины «Автопортрет» Алексея Явленского это синий и красный , они преобладают на большей площади картины. Также по моему мнению в этой картине существует множество оттенков коричневого цвета.

Первым делом я опишу конкретно каждый из основных цветов картины, их здесь два(сини и красный, неявно выраженный желтый)

В этом художественном произведении присутствуют как хроматические, так и ахроматические цвета.

17

Их ахроматических цветов присутствует белый и черный, а из хроматических оттенков синий, желтый, красный, коричневый.

По правилам живописи художественное произведение стоит рисовать с краев, значит и рассматривать, и описывать цвет следует с краев.

Основная тема - теплый, но в некоторых местах холодный красный, акцентами являются холодные цвета: синий (глаза и фон)

В чём же заключается особенность тональной организации данной картины. Слово «тон» у каждого художника употребляется в качестве света, чтобы понять, как художник использовал законы тона и что бы нам самим разобраться в тональной организации картины, мы можем представить картину « Автопортрет» ахроматическом виде.

18

Если же рассматривать данную картину в отношении оттенков серого, то взяв за основу 100 процентную систему, где 20% белого, 30% чёрного, светлосерого занимает около 19% и тёмно-серый 31%. В моём понимании этой картины, преобладает темно серый цвет.( рисунок 2.3)

Рисунок 2.3

Символика цвета

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. С глубокой древности человеку было свойственно выражать свои чувства, отношения и идеи с помощью цвета.

19

Красный цвет Подчинение, соревнование, обольщение, эффективность, надежность — вот с чем ассоциируется этот цвет. Красный нейтрализует усталость, стимулирует, тонизирует; является цветом жизненной энергии. Красная расцветка — символ пылкой красоты, импульсивной силы, молодости и здоровья.

Цвет огня и крови, красный считается основным символом жизни. Он говорит об увлечении, энергии, мощи, храбрости, оптимизме, амбициях. Красный нейтрализует усталость, стимулирует. Тонизирует; является цветом жизненной энергии. В Китае и Японии красный считается благоприятным цветом, он дает жизнь и защищает от злых духов, поэтому его можно видеть на воротах синтоистских храмов, на входных дверях домов и на паланкинах новобрачных.

Так же красный ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Синий цвет:Глубокий, холодный, нематериальный цвет, цвет правды: символизирует внутреннюю жизнь, женственность, доброту, чувство долга, преданность, стабильность, стремление к идеалам. Это цвет личности, заслуживающей доверия, постоянной, собранной, спокойной.

Он соответствует божественной истине, вере, лояльности. Мечты, связанные с этим цветом, обеспечивают чувство самоуглубленности. Это цвет холода, настраивает на отдых, поскольку не отталкивает взгляд, а позволяет ему потеряться в себе. Синий придает строгость и достоинство, в нем кроется своеобразие и требовательность.

20

Темно-синий цвет — это порядок, несгибаемость, власть, наущение, уважение, рассудительность, интуиция, одаренность.

у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

Вывод по главе 2:

Итак подводя итог картины можно сказать, что в ней присутствует своя символика и каждый ее понимает по разному. Большой спектр теплых и холодных цветов, которые контрастируют между собой. Явленский использует яркие, насыщенные цвета, благодаря чему портрет выделяется и запоминается зрителю. Используя свою технику рисования его картины легко отличимы от других.

После этого анализа можно считать художников учеными, потому что рисование — это огромный труд, который сопровождается огромным багажом знаний в технике рисования, сочетания цветов и получения любого тона и оттенка путем смешивания баночных красок, а это является большой работой.Для меня это большой опыт познакомиться с такой работой и проанализировать ее начиная с композиции и заканчивая цветами.

21

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

При написание картины моей курсовой работы я пользовалась гуашью «гамма» и нескольким кисточками такими, как например щетина (8), синтетическая плоская кисточка 10 и для больших мазков щетина 22, а также формат акварельного листа А1. Чтобы полностью воссоздать точную копию картины Явленского исходным размером её 55 на 51

Сначала я выразила это всё на бумаге в виде сетки ( рис.3). Что в процессе облегчило мне работу копирования. Кстати, то же самое происходило с моей распечатанной картиной исходника, размер которого составлял листа формата А4 ( приложение 1).После того, как сетка была полностью готова(приложение 2), я начала копировать уже все объекты, находящиеся в оригинале

После того, как сетка была полностью готова, я начала копировать уже все объекты, находящиеся в оригинале. Начала я это делать с верхнего левого угла, постепенно опускаясь вниз, плавно переходя на другую сторону.

Как только я закончила прорисовывать всё, что мне нужно и удостоверившись, что все, что я изобразила в правильном расположении, для облегчения своей же работы я обвела всё то же самое, но уже более мягким карандашом. ( приложение 3 )

По законам живописи писать картину следует начинать от углов, поэтому моим первым основным цветом был синий. ( приложение 4 )

После чего пошел второй этап, нанесение второго слоя. Именно там я постаралась сделать все основные моменты в картине и предать ей схожесть с оригиналом. Добавляя уже тени, создавая объём, а также естественность. Я прорисовала бороду и лицо ( приложение 5 )

И наконец завершающий этап моей работы, это дорисовка мелких деталей, которые в процессе работы затерялись и прорисовка глаз. Для их реализации я взяла синтетическую кисточку размера 8(плоская) ( приложение 6)

22

Вывод по главе 3:

Мной была проделана, на мой взгляд очень сложная и кропотливая работа в несколько этапов, местами это было довольно сложно, так как никогда не пробовала делать, что-то похожее. Нужно обязательно внимательно анализировать оригинал: изучать технику, стиль, композицию, считывать смыслы, заложенные автором. Ориентируясь на полотно признанного автора, я определила композиционные оси и центр, поняла строение и ритм, убедилась в гармонии выбранного решения. Это данные для полезного анализа и совершенствования своих способностей. Я преобрела опыт в изучении копирования картины, а также с её большим диапазоном цветов, оттенков, теней, полутеней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и сложная работа, которая отнимает много времени и сил. Но очень интересная и познавательная для меня, так как входе работы можно узнать и понять, как делаются те или иные детали, какие краски и их сочетания используются. Работа над копиями — действительно важная и крайне полезная часть учебного процесса. Она позволяет чему-то научиться напрямую у мастеров прошлого, прикоснуться к великому искусству, лучше понять себя как творца. Блaгодаря всему тому, что я сделала, я научилась различать техники написaния в портрете и технику рассмотрения картины. Делать анализ картины и различать символики в картине. А так же научилась рассматривать картину в ахроматическом виде, вычислять колличество серых тонов, так же понимать наличие черных и белых цветов. Я так же изучала материалы по моему автору. Рассмотрела его технику работы в конкретной эпохе. Я подчерпнула для себя большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. И изучив все это позволит мне дальше развиваться в моей сфере деятельности.

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. art-2011-16-1311.pdf (rsvpu.ru)

2.О пользе копирования для художников (render.ru)

3.Копирование Картин (Что Дает?) Цели + Особенности + Приемы • ИзоКурс, Мск (izokurs.ru)

4.О пользе копирования для художников — Подсайт Жизнь – для тем по касательной на DTF

5.А. Г. Явленский: направления живописи, цены, рекорды продаж картин | Оценка, продажа и скупка картин Явленского — «Лермонтов» (lermontovgallery.ru)

6. Композиция портрета | Статья: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

7. Явленский, Алексей фон — Википедия (wikipedia.org)

8.Алексей Явленский — кто он такой: биография Алексея Явленского, самые известные картины художника, творчество, автопортрет живописца. Вклад Алексея Явленского в развитие экспрессионизма в искусстве (veryimportantlot.com)

9.Эволюция в портретах женщин: ngasanova — ЖЖ (livejournal.com)

10. Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/aleksej-yavlenskij-biografiya-tvorchestvo-kartiny-khudozhnika

11. Колорит в живописи, его разновидности и историческая эволюция — Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре (iskusstvoed.ru)

12. Как находить тональные отношения в живописи – ARTandYou.ru

13. Цветовой символизм (yandex.ru)

14. Символика цвета (ocvete.ru)

24

приложения

Приложение 1

22

Приложение 2

23

Приложение 3

24

Приложение 4

25

Приложение 5

26

Приложение 6

27

приложение 7

28