Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра в воспитательном процессе (Игра, ее понятие и сущность)

Содержание:

Введение

Что может ыть проще игры? Игра вошла в наш быт так прочно, мы с ней так сдружились, что не моем себе представить ребенка, не умеющего играть. Люди научились играть сами, постепенно в течение сотен веков, передавая свой опыт и свои знания из поколения в поколение, развивая и совершенствуя искусство игры.

Все мы когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Порой мы, взрослые, непротив проиграть, что ж можно говорить о детях? Игра приводит их в полный восторг. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить. Игра занимает особую роль в развити детей. Игра очень важна. Во время игры ребенок познает мир вокруг себя. Через игру ребенок учится дружить,общаться, управлять своими эмоциями. Во время игры ребенок так же познает себя. Организуя игру педагог учитывает индивидуальные особенности, возможности ребенка и общие закономерсности развития детей.

Ребенок развивается в том случае, если он самостоятельно включается в различные виды деятельность.

Тема моей курсовой работы: «Игра в воспитательном процессе», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Словом “игра” обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа (“играет вино”), и быстрая смена пятен света, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная изменчивость. Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы...

Что же такое игра? Можно ли во всех этих многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые называют игрою? “Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою” — говорится в народной пословице.

Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор.

В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, “в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте”. По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Многие ученые стремились объяснить сущность игры как с материалистических, так и с идеалистических позиций. Шиллер: «Игра возникла для удовольствия», Торндайк: «Игра как наследственный инстинкт», Бюхер: «Игра как форма избытка энергии», Кант: «Игра – незаинтересованная деятельность», «Занятие само по себе», Спенсер: «Игра как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни».

З.Геккель, С. Холл полагали, что игра воспроизводит историю рода, так называемый биогенетический закон.

Детская игра — это и есть модель игры как таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Игра не появляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа.

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре своему “я”, но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. Игра — модель “взрослой” жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,— это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.

Объектом исследования выступает игра в воспитательном процессе.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на детей.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- проанализировать воспитательное влияние игр на дошкольников;

- использовать игры на этапе освоения знаний.

Игра, её понятие и сущность

1.1 Определение игры

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.[1]

1.2 Сущность и особенности игры

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.[2]

1.3 Проблема игры

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества.

На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из религиозных языческих актов.

Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами.

Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеха­нов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадки­на, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Основные научные подходы к объяснению причинности появ­ления игры следующие:

- теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц);

- теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);

- теория функционального удовольствия, реализация врож­денных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);

- теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.);

- теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон);

- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);

- теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев);

- связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер);

- труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др.);

- теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Лем).

Рассмотрим некторые из этих теориий.

Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он усматривал сущность игры в том, что она служила подготовкой к дальнейшейсерьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом основное значение детской игры: у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

В теории игры, сформулированой Г.Спенсером усматривается источник игры в избытке сл: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выходв игре.

К.Бюлер, стремясь раскрыть мотивы игры, выдвиныл теори функционального удовольствия, т.е. удовольствия от самого действования, независимо от результата, как основного мотива игры.

В отчественной литературе попытки дат свою теорию игры сделали Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и другие.

Выготкий и его ученики считали исходным в игре то, что ребенок, во время игры, создает себе выдуманную ситуацию вместо реальной и дейтствует в ней, выполняя определенную роль.

Д.Н.Узнадзе видил в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования.

2. Развитие ребенка в игре

2.1 Классификация и виды игр

Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).

К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.

К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, и т.п.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

собственно детские игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.

Наибольшее распространение имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

2.2 Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Как известно, само слово “личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало “роль” (и до того – маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris).

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.[3]

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Среди различных детских игр особое место занимают познавательные игры. Они дают возможность проявлять творческую активность, расширять его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям.

Любая игра ставит перед ребенком ту или иную задачу, которая непременно должна быть решена. Причем успех игр зависит не только от правильности ответа, но и от быстроты реакции, что особенно важно в коллективных играх.

Предлагая новую игру, нужно ккратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее правила, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткое изложение содержания игры и ее правил лучше дополнить показом.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.

Из общения с взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы .

3. Игра как важнейший вид детской деятельности

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятными.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.

В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста.

3.1 Теория игровой деятельности

В дошкольный период, возникая на границе раннего и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

По мнению психолога Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности.

В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи.

Игра рассматривается как форма организации детской жизни.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это крайне важно в будущем.

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиниться различным требованиям.[4]

3.2 Значение игры для психического развития дошкольника

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры, определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

Ребенок во время игры узнает окружающий мир, узнает сам себя. С самого рождения ведущей деятельностью ребенка является игра. Сначала с ним играют родители, далее по мере его взросления в игру включаются и другие дети. Вот в этот момент и формируется детское общество. Ведь зачастую потом взрослый себя ведет так как когда вел себя во время игры. Поэтому можно сказать что играть нужно обязательно, и лучше всего правильно. Если ребенок часто скандалит во время игры то скорее всего и во взрослой жизни будет добиваться всего сканадалами.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

3.3 Игра как средство воспитания детей

Особая роль и развитие детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывет специфику ее формирования и обучения закономрности развития детей. Психологи (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.) утрвеждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важны для воспитания и сихического развития вид деятельности.

Только ребенок, умеющий общаться со зврослыми и познающий активно наиболе значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируетсч взрослыми по мере обогащения жизненого опыта детей.

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всесторонние воспитание, - это зависит от взрослых.

Игра издана используется для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих – художественого. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечения, отдыха. В современной дошкольной педагогике выделяются разныевиды игр, передающие детям орпеделенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры – драматизации, музыкальные игры – забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками. Во многихиз тих игр (играх - драматизациях,сюжетно – музыкальны,сюжетно – дидактических и сюжетно – подвижных) содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненому опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последоательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваиванию заложенный вних учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бешать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно – дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогаем им запоминать последовательность раздевания,учит акуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.). Усвоив от страших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в сответствии с правилами в пределах заданого заране игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию. Особый храктер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отобржаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступт на первый план.

Эти игры по тематике, по глубине отраения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоциоанльно- выразительной характеристике и осонанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игревзаимотношени людей. Сюжетная игра – самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде какигра обучающая.

Творческая игра имеет сови законы развития, так как в кажом возрасте у ребенка свое понимание мира,свои возможности отображения его в игре постоянно совершенствуясь, она проходит ряд последовательных этапов. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малышей определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на нее. Способы же вопроизведения (отображения) реальной действительности в игре (игровые умения, т.е. использование игрушек, предметов – заменителей, вооражаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоионально – выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игоровой опыт обогащается как за счет усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно – игровых действий в план внутренний, речевой, воображаемый.

Воспитатели детских садов нередко ошибочно считают, что сюжетные игры важны лишь для получения новых знаний. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка в другом: совершеноствоваие воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр инивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка. Н.К.крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, которой игра оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знания об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учиться действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Благоприятные предпосылки для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей ранего вораста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

В развернутых, повторяющихся игровых действия с игрушками, реалистически изображающими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольного наглядно – дейстенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и дейтствий в игре зрет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно - образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни,из книг и других источников информации. Малыши начинают одушевлять неживую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и др.). Так развиваются воображение мышление, творческие способности, речь. Развитие ихв игре, переход на более высокий уровень – результат длительного поэтапного формирования.

Одна из основных задач воспитателя – своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. Благодаря им уже в раннем и младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в умственном развитии ребенка, что позволяет ему перейти к новому этапу игровой деятельности – сюжетно – ролевой игре. Важным в игре является умтсвенное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу луше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья.

Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно - волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, у содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимотношения между детьми формируются боле успешно, если начиная со второго года жизни их приучать играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подожать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдовем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизниначинают играть вдовем, иногда втроем, вступают в олевое взаимодействие (один везет на машине другого, слушает больного, ставит ему горчичники). Они учатс месте решать гровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубиков машину, договариваются куда поедут, кто будет шофером. С приобретенными умениями играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между свертсвниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально – положительный климат в группе.

В играх рядом, первые деловые контакты воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребенка. В индивидуальных и первых совместныз играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимотношения и общение разных людей, сказочных песонажей. В играх малыши проявляют свое отношение к действительности, дают первые нравственно – эмоциональные оценки(лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз добрый и т.д.) .

Содержане сюжета имеет нравственное значение. Примером нравственного содержания сюжета могут служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра, разума, мужества, интересны и доступны детям и служат им нравственным эталоном. Формирование первых эмоциональных – эстетических оценок, воспитание худоественного вкуса детей во многом зависит от игры. общеизвестно влияние подлинно художетсвенного решения детской игрушки зависит ее усешное применение в игре, возрастает ее воспитательная ценность. Образ в игрушке это сплав умственного, эстетического, нравственного, примером котором служат народные игршки: расписной городецкий конь,веселые дымковские свистульки, загорские игрушки из папье - маше, например птицы с пищалками.

Основное требование, предъявляемое к игрушкам для детей – типичность, условность образа. Это достигается путем заложенного в игрушке хуожественного отображения понятного детям содержания. Хорошая игрушка радует ребенка, способствует его разнобразным действиям и движениям. Здесь все имеет начение: и образ, и окраска, и величина, и фактура материала.

Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения воспитателя организовывать предметно – игровую среду. В груповой комнате, на участке наичие традиционных игровых центров. Организовывая относительно статичную предметно – игровую среду, важно разрешить детям играть во всех удбных местах. Ни в коем случае игровая комната не должн быть тесным «музеем» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. Даже размещение игрушек после игры по своим местам, ценное в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей.

Очень удобен для детей набор «мебель – игрушка»,предсталяющий собой крупные, устойчивые, легкие детали. Дети могут, по разному использовать каждую деталь (куб превращают то в табурет, то в стол, то в плиту или барабан) или делают простые сооружения из нескольких деталей (диван, поезд и т.д.). Предложенные воспитателем доплнителтные атрибуты побуждают детей к новым играм, движениям: флажок и звездочка прикрепленные к бревну, превращаются в пароход,поезд; роль сидящего на кубе ребенка помогает ему перевоплотиться в летчика или шофера.

Для того чтобы игра, возникнув, прешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, професионального мастерства и любви к детям, основанных на знании особого раздела педагогиеской науки – педагогике игры.[5]

Исследование в школе меодом анкетирования и наблюдения показало, что большинство детей не знают как играть, мало знают подвижных групповых игре, не умеют совместо играть.

Для проведения исследования, опираясь на социометрические методики, я разработала анкеты для опроса родителей и учащихся начальной школы.

Цель анкеты «Игры детей прошлого»: узнать, в какие игры играли наши родители, и каким играм они отдавали предпочтение; узнать мнение родителей о влиянии подвижных игр на развитие детей. (Приложение 1)

Цель анкеты «Игры детей настоящего»: узнать, в какие игры играют современные дети, каким играм они отдают предпочтение. (Приложение 2)

Цель анкеты «Как изменилось общение со сверстниками»: узнать, как подвижные игры влияют на общение между детьми. (Приложение 3)

В исследовании мною так же использовалась методика наблюдения, в ходе которой я наблюдала за общением сверстников в начале исследования и в конце.

В итоге я получила следующие результаты.

Анализ анкетирования родителей. Цель: выяснить мнение родителей о влияни подвижных групповых игр на развитие детей.

Анализ проведенного анкетирования детей. Цель: узнать, в какие подвижные групповые игры играют дети с родителями дома и во дворе.

Анализ анкетирования детей. Цель: исследовать влияние подвижных групповых игр на общение детей.

Анализ проведенного опроса родителей. Цель: выяснить сколько времени родители поводят совместо с детьми за играми.

Анализ проведенного опроса родителей. Цель: узнать, какие жанры игр выбирают дети?

3.4 Развитие детского творчества

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.[6]

В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь её с трудом.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Как раз можно сказать что игра это и есть творчество. Во время игры ребенок воображает, придумавает, мечтает. С творчеством также. Дети всегда могут себе придумать игру, если только взрослые его не одергивают при любой попытке поиграть. Тогда ребенок считает что игра это плохо. Таким детям потом сложно работать в коллективе, т.к. они не могут вести диалог, соглашаться на чужие условия и т.д. Взрослым надо бы задуматься над вопросом: Как часто играет мой ребенко? Только играть он должен не в гаджете, а в обычные игры, которые сществуют веками. Улицы наши опустели…посмотрите в окно, день, лето, а детей нет?!!! Скорее всего дети находятся дома перед телевизором или за интернетом. Это беда нашего века. Взрослым надо задуматься над этим. Столько великих ученых выдвенули свои теории и доказали право на их существование по поводу нужности игры. Так почем же мы не стараемся опираться на эти теории?

В детских сада, школах, педагоги пытаются ввнедрить игровую деятельность в урочную и неурочную деятельность. Дети стали малоподвижны. Они быстро читают, считаю, но в самых простых игровых ситуациях теряются.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Заключение

В заключение я могу сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках данного общества.

Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки, которые могут пригодится ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

Игра сама по себе прекрасна. Взрослые иногда не понимают всей прелести игры. Включаясь в игровую деятельность дети зачастую узнают об окружающем мире именно через игру какие бывают профессии, могут почуствовать в роли любого из членов своей семьи.

В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.

В нынешнем современном мире, который полностью поглащен гаджетами, нам взрослым, просто необходимо давай детям играть. Пусть эта игра будет не замысловата, но эта та игра которую ребенок придумал сам. Он придумал что листики от дерева это деньги, табуретка это корабль. Только во время игры ребенок проявляет свою фантазию.

Ребенка легче обучать через игру, например, прыгая в «классники» ребенок быстрее запомнит числа, нежели его посадить за скучную тетрадь и учебник.

Значит наша задача, как взрослых, создать такие условия чтобы дети могли играть как можно дольше и везде где это возможно.

Самое главное через игру ребенок может научится главному, это общению! Во время игры он учится делиться, даже если этолюимая игрушка. Уступать. Контролировать свои эмоции.

А также во время игры, взрослые могут наблюдать за детьми. И в сложной ситуации всегда прийти на помощь.

Важно научить ребенка играть. Ведь это залог ее удачи во взрослой жизни.

Педагоги и воспитатели стараются внедрить игровую деятельность везде. через игру ребенку легче объяснить что такое хорошо и что такое плохо. Почему можно делать так, а не иначе. Все сложное для ребенка, очень легко ему же объяснить через игру.

Игра сопровождает ребенка везде с самого рождения. Через игру он может научится сопереживать, радоваться, обижаться, чувствовать что он нужен именно сейчас, в этой игре.

И как не в игре развивается фантазия и воображение ребенка. А это самое главное. Ребенок с обычно палкой может себе придумать игру, и ему не обязаттельно для этого иметь дорогие игрушки. Игрушки с которыми нельзя игра, потому что они дорогие, навряд ли принесут удовольствие от игры ими. Все что вы покупаете для игры должно быть доступно и ребенок не должен бояться что если он сломает игрушки его за это наругают… это всего лишь игрушка!

Научить детей играть это наша с вами задача взрослых.

Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Через игру ребенок узнает что такое хорошо и что такое плохо. Как можно поступать в данной ситауции, а как нельзя. Ведь через игру мы объясняем детям что брать чужое нельзя, делиться своими игрушками это хорошо. Дети выростая знают что чужое нельзя брать и т.д. Такие простые для нас понятия идут оказывается из детства.

Игра в воспитательном процессе просто необходима, так как именно через игру и прохдит процесс воспитания. Воспитания ребенка как личности.

Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно — развивающая деятельность, прин­цип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, за­щищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, со­здать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учрежде­ниям, детским коллективам разного типа, детям разных возрас­тов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рож­дает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

Игры учат детей фило­софии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, со­циальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их кор­респондентом.

Список используемой литературы

1.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – М.,1989

2.Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. – М.,1990

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М,, 1986

4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983

5.Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4

6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С.-Пб. 1999

8. Запорожец А.В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978

9.Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная Педагогика. – М.: Просвещение, 1988

10. Пидккасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992

11.Панфилов А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Издательство «Академия», 2008.

12.Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989

13. Шишина В. Методика игрового общения, Издательство «Академия», 2005

Приложение 1

Анкета для родителей «Игры детей прошлого»

Цель: узнать, в какие игры играли наши родители, и каким играм они отдавали предпочтение.

Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.

1.В какие игры вы играли в детстве?

2. Какая игра была любимой?

3. Выберите наиболее точное утверждение, на что влияют подвижные игры:

- способствуют улучшению общения;

- увеличивают двигательную активность и способствуют формированию здорового образа жизни.

4.В какую игру вы бы предложили детям поиграть в школе?

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение 2

Анкета для детей «Игры детей настоящего»

Цель: узнать, в какие игры играют наши дети, и каким играм они отдают предпочтение.

Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.

1.Любишь ли ты играть?

2.В какие игры ты любишь играть?

3.Какая твоя любимая игра?

4.В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение 3

Анкета «Как изменилось общение со сверстниками»

Цель: узнать, как подвижные игры влияют на общение между детьми.

Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.

1.Нравится ли тебе играть?

2.Какие игры понравились больше?

3.Выберите верное утверждение:

- в играх вы больше общаетесь;

- в играх мы вообще не общаемся.

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение 4

«Какое слово заблудилось?»

Цель игры – формировать умение одбирать точныепо смыслу слова.

Воспитатель читает сихотворение, ребенок должен заметить смысловые несообраности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном.

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

«Что слышно?»

Цель игры: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы,издающие знакомые детям звуки, ширма.

Описание: ведущий предлагает детям послущать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слашали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «сейчас мы поиграем игру «Что слышно?» и узнаем, кто из вас самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью 9ширмой). По окончании данного времени (1- минуты) неоходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, нао вызывать услышанные звуки порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металофон, детское пианино емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Игра «Кто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.

Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.

Ход игры. На столе у воспитателя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.

По этому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Собери открытку

Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.

Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.

Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.

Склеим картинку

Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.

Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.

Составь целое из частей

Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.

  1. Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.
  2. Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.

В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.

Занимательные задачки

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из кошек сидит 3 кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4).

У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца? (7).

Летела стая уток одна впереди и две позади, дона между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3).

У Коли и у Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. Насколько тетрадей стало больше у Маши, чем у Коли? (На 4).

Загадки

Отгадывая загадки, ребенок должен самостоятельно решать разнобразные мыслительные задачи: отгадывать предметы и действия по описанию, групировать их по различным свойствам и признакам. Должен уметь найти ответ, вспомнить, догадаться, сравнить с чем-то известным, сделать правильное умозаключение, используя имеющиеся знания и опыт.

Загадки развивают любознательность, умение сосредоточить внимание, способность нестандартно мыслить.

Отгадывание загадки – это поиск, раскрытие каких – либо свойств предмета или явяления и отношений между ними, преодоление инертности ума, стремление к познанию. При этом у детей развиваются интуиция, догадка, скорость мышления, смекалка, умственная активность, логическое мышление.

Один сторож, много веток:

Все по горнице гуляют,

Сор по всюду подбирают.

(Веник).

Два конца, два кольца,

По средине гвоздик.

(Ножницы).

Один льет, другой пьет,

А третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, трава).

У него четыре лапки,

Коготочки – цап-царапки,

Пара маленьких ушей,

Он гроза для всех мышей.

(Кот).

Пять братьев: годами равные,

Ростом разные.

(Пальцы на одной руке)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

(Горошины).

Что за птицы прилетают?

По семь птичек в каждой стае.

Друг за дружкою летят,

Не воротятся назад.

(Семь дней недели)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк!

Покупайте мухи шелк!

(Паук)

Три беленьких, три черненьких,

Три рыженьких в корзинке сидят,

Молока они хотят.

(Девять котят)

У двух матерей по пять сыновей.

(Десять пальцев)

Викторины

Викторины успешно прививают детям интерес и стремление к знаниям. развивают любознательность ребят, увлекают их самим процесом познания, расширяют кругозор. Викторины помогают узнать новое и интересное, понять трудное и загадочное, проверить выученное и постигнутое.

Викторины используются на уроке и во внеурочной работе. Привлекая нтакой материал, педагог может оживить урок, сделать его более интересным и разнообразным, а интересное лучше усваивается.

Викторины предполагают наличие определенного уровня знания и могут проводиться лишь с ребятами того возраста, на который рассчитаны.

Путешествие в мир сказок К.И.Чуковского

  1. В какой сказке К.И.Чуквоский рассказал о добром докторе? («Айболит»)
  2. Кто прискакал на кобыле, доставив доктору телграмму от Гиппопотама? (Шакал)
  3. Кто помог Айболит добраться до Африки? (Волки, кит, орлы)
  4. В какой сказке рассказывается о мальчике – грязнули? («Мойдодыр»)
  5. Какие вещи убежали от грязнули? (одеяло, простыня, подушки , свечка, самовар, утюг, сапоги, кочерга, кушак)
  6. Кто заставил грязнулю отмыться? (крокодил)
  7. Какая сказка К.И.Чуковского начинается словами «Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед». («Тараканище»)
  8. Кто победил Таракана, злодея из сказки «Тараканище»? (воробей)
  9. Из какой сказки К.И.Чуковского этот отрывок:
  10. – Кто говорит? – Слн.

- Откуда? – От верблюда.

- Что вам надо? – Шоколада. («Телефон»)

  1. Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (пудов пять или шесть)
  1. Шишкина В. Методика игрого общения, Издательство «Академия», 2005г.

  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка.

  3. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя дет.сада (Сост. Бондаренко А.Н., Матусин А.И. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1983 г.

  4. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры – М., 1990г.

  5. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе – М., 1989 г.

  6. Панфилов А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Издательство «Академия», 2008 г