Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитанияё (Теоретические основы использования игры в воспитании ребенка)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» введен в действие ФГОС ДО, предусматривающий индивидуализацию личности ребенка дошкольного возраста и его позитивную социализацию[1]. Ведущий принцип ФГОС ДО заключается в сохранении уникальности дошкольного детства, а также в приобщении ребенка к культурному наследию и общечеловеческим ценностям и социализации в обществе. Разработчики данного Стандарта (А.Г. Асмолов, Т.Д. Марцинковская, Д.И. Фельдштейн и другие) отмечают факт реализации данного принципа с опорой на игровую деятельность ребенка, как ведущую деятельность в дошкольном периоде развития ребенка. В связи с этим исследование теоретических и практических вопросов роли игры в социализации ребенка имеет актуальность и практическое значение.

Разработкой игр, исследованием их социальной природы, внутренних структур и значений для развития ребёнка занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Учёными была отмечена стимулирующая роль игры в эмоциональном, интеллектуальном развитии, а также её роль в развитии речи, навыков общения, влияние на усвоение социальных ролей. Проблема использования игры как метода воспитания изучалась в работах В.В. Давыдова, М.В. Матюхиной, М.И. Лисиной и многих других.

Объект курсовой работы – социально-педагогические отношения, складывающиеся в процессе применения игровых методов воспитания.

Предмет курсовой работы – игра, как метод воспитания.

Цель работы – исследование теоретико-методологических основ и практики использования игровых методов воспитания.

При написании курсовой работы акцент был сделан на использования игры как метода воспитания на примере дошкольного возраста. Выбор был обусловлен тем, что именно в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и профессиональными интересами.

Задачи работы были определены поставленной целью:

- рассмотреть роль игры как ведущей деятельности и средства воспитания;

- выделить методологические основы использования игры в воспитательных целях;

- охарактеризовать функции игры как метода воспитания;

- исследовать возможности применения сюжетно-ролевой игры в воспитательной работе с дошкольниками.

Теоретической основой курсовой работы являются концепции и подходы, обосновывавшие роль игры как метода воспитания, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых.

При написании работы были использованы как общенаучные, так и частные методы исследования. Такие, как теоретический анализ и синтез, обобщение, сравнения, наблюдения.

Теоретическая и научная значимость работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное исследование, проведенное на основе анализа научной литературы и педагогической практики, результаты которого могут быть использованы в дальнейшем обучении.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

1.1 Игра как ведущая деятельность и средство воспитания

У ребенка уже с первых месяцев жизни возникает потребность в игре. Происходит закрепление условных рефлексов и реакций, запоминание звуковых повторов, а также копирование действий окружающих его людей. Так запрограммировано природой и заложено в генах, что через игру он развивается физически и духовно, познает окружающий мир [11].

Игра обязана быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Критерий игры – формирование мнимых условий. Игра формирует зону ближайшего развития. В игре малыш выше собственного возраста, некто «как бы на голову выше самого себя». Главная направленность и мотив игры – желание детей вступить в общество старших, являться равно как они. Основной единицей игры считается роль, она устанавливает принципы «действия. В дошкольном возрасте, игра становится основным типом деятельности, не потому что малыш значительную часть периода проводит в развлекающих его играх, а потому что игра порождает высококачественные перемены в его нервной системе. Ведущая деятельность – это деятельность характеризующая вид психологического развития в этом либо другом периоде детства. Признаки ведущей деятельности [25]:

1) формирование абсолютно всех познавательных психических процессов;

2) возникновение новейших типов деятельности;

3) развитие новых свойств личности.

Чтобы лучше понять сущность понятия «игра», обратимся к ее содержательному наполнению. Так, Большой психологический словарь трактует детскую игру как: «исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме [4]. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [23]. Игру относят к естественной форме жизненных процессов человека, которая особенно активна в детские годы; но не стоит забывать, что сама игра или ее элементы включены на протяжении всей жизни взрослого человека. Игра представляет собой средство исследования окружающего мира, потенциала ребенка, а также способ выражения детских ощущений. Игра помогает ребенку приобрести реальный жизненный опыт, предоставляет школьнику определенную независимость действий, свободу выражения себя в деятельности, изучение своих настроений; игра помогает ребенку преодолевать стрессы и справляться с негативным состоянием; развивает интеллект, волю, моральные качества. В течение игры дети активно взаимодействуют со своими товарищами, партнерами по игре [20].

Игра – это тип деятельности, заключающийся в воссоздании ребенком операций старших и взаимоотношений между ними, в особенной условной форме. Роль игры в формировании психики детей [1]:

1. В игре малыш обучается полноценному общению с ровесниками.

2. Обучаться подчинять собственные импульсивные желания правилам игры. Возникает соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» либо «надо».

3. В игре усиленно формируются все без исключения психологические процессы, создаются первые высоконравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4. Создаются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые аргументы, необходимость в самостоятельности).

5. В игре зарождаются новейшие типы продуктивной работы (рисование, лепка, вышивка) Игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие произвольности психических процессов. В игре у ребенка начинает совершенствоваться произвольный интерес и произвольная память. В условиях игры ребята сосредотачиваются лучше и запоминают в большей мере. Игровая обстановка и операции в ней оказывают непрерывное воздействие в формирование интеллектуальной деятельности детей. В игре малыш обучается действовать с объектами заместителями – он предоставляет им игровые наименования и функционирует с ними в согласовании с наименованием. Объект заместитель становится опорой для мышления [22]. Подобным способом, игра оказывает большое влияние на мыслительные процессы. Ролевая игра содержит определяющее значение с целью формирования воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения. Весьма огромное воздействие проявляет игра в развитие речи. Игровая обстановка потребует с каждого введенного в нее ребенка конкретной степени развития речевого общения. В случае если малыш никак не может выражать собственные просьбы относительно хода игры, в случае если он никак не способен осознавать вербальные указания собственных друзей согласно игре, в таком случае он станет в тягость ровесникам. Игра равно как ведущий тип деятельности содержит особенное значение с целью формирования знаковой функции речи детей [6]. В игре формирование знаковой функции исполняется посредством замены одних объектов другими. Объекты заместители обозначают равно как знаки недостающих объектов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по-новому осмысливаемых через замещение. Значимость использования потенциала игровой деятельности в индивидуальном формировании ребенка дошкольного возраста акцентировал внимание Д.Б. Эльконин [27]. Он обозначил роль сюжетно-ролевой игры с целью преодоления познавательного эгоцентризма, когда малыш никак не способен уменьшить собственную точку зрения, что приводит к отвержению посторонних точек зрения и признанию собственной, как исключительно верной. Непосредственно игра дает возможность создать у ребенка первоначальные моральные и нравственные конструкции, если он начинает оценивать собственные и посторонние действия.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре [26]. Именно ее правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание [23].

В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития [24]. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой – элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители и воспитатели заметили, что за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, – недостаток времени. И действительно, во многих ДОУ большая часть времени отводится различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми: различной мозаикой, конструкторами [21]. Игра с ровесниками занимает значительное место в ряду иных типов самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста. Выявление развивающего потенциала вероятно только при обстоятельстве представления, как своеобразных отличительных черт построения самой игры, так и закономерностей развития абсолютно всех общих форм в течение дошкольного этапа.

В игровой деятельности ребенок учится видеть и понимать окружающий его мир, общаться со сверстниками и взрослыми, мыслить и творить. В настоящее время в нашей стране уделяется пристальное внимание процессу социализации. Изменения, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на личностные качества человека, на окружающий его мир, на взаимоотношения между людьми, поэтому исследования, посвященные данной тематике в настоящее время особо актуальны, и изучением особенностей процесса социализации занимается не только педагогика, но и смежные науки. В своих исследованиях Д.И. Фельдштейн обосновал особенности современного детства. Среди них ученый отмечает: снижение когнитивного развития дошкольников и их энергичность (желание активно действовать), недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, низкий уровень детской любознательности и воображения, недостаточная социальная компетентность, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами [24]. С учетом этих тенденций, игровой деятельности как условию эффективности процесса социализации дошкольников уделяется пристальное внимание.

1.2 Методологические основы использования игры ы воспитательных целях

В дошкольный период ребёнок приучается активно овладевать нормами поведения, регуляцией и управлением собственной деятельностью перед заранее поставленной целью. Однако практический опыт показывает, что для выполнения устойчивых норм поведения и правил, ребёнку необходима поддержка и участие со стороны взрослого. Это особенно важно для детей младшего и среднего дошкольного возраста, когда ребёнок ещё не может сам проконтролировать и оценить своё поведение в соответствии с правилами [23].

Социальная ситуация развития ребенка 5–6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно-личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.

Осваивая правила сюжетно-ролевой игры, у детей идёт эмоциональное развитие, они в этот период ориентируются исключительно по оценочным суждениям взрослых по отношению к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни, а также к поступкам, формирующим нормы и правила поведения в обществе [20]. В ходе сюжетно-ролевой игры у детей создаются воображаемые ситуации, но чувства при этом становятся более осознанными и сложными, а переживания, которые они испытывают, становятся самыми настоящими. Сюжетно-ролевая игра помогает развитию интеллекта дошкольника, формируя его интересы и общее умственное развитие. У дошкольников появляется интерес к разнообразным событиям в жизни, а также к различным видам профессий взрослых, которые овладевают их воображением. Игры в «лётчиков», в «космонавтов» и в «моряков», становятся длительными перспективными играми, при этом развивается игровое творчество и обогащается задуманный сюжет. Построение сюжетно-ролевых игр основано на замысле, который становится для ребёнка результатом наблюдения за окружающей действительностью и действует на основе наблюдений за окружающим миром [17].

Главным компонентом всех сюжетно-ролевых игр, являются правила, которые дети соблюдают в процессе игры. Получая от этого удовольствие, дети радуются от полученных результатов, так как при выполнении ролевых заданий выполняли все требования игровых правил. В процессе исполнения той или иной роли, дети стараются быть внимательными и следят за тем, чтобы их действия и действия партнёров соответствовали общепринятым правилам игры. Фактом выделения правил игры является то, что у ребёнка начинают появляться начальные формы самоконтроля сопутствующие освоению нового уровня развития не только в играх, но также и в других, неигровых ситуациях.

В любой сюжетно-ролевой игре можно выделить три составляющих компонента: сюжет, содержание, роль. Главным является сюжет и без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты отличаются разнообразием; зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий и могут быть: бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну) [14].

В сюжете ребенок отражает определенные действия, события, взаимоотношения из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (управляет кораблем, готовит обед, учит рисовать детей и др.) – одно из основных средств реализации сюжета [9]. Содержание игры отмечает Д.Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет [27]. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Каждый компонент сюжетно-ролевой игры зависит от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых, формирование которых происходит в семье и в детском саду. Именно от уровня педагогического сопровождения будет зависеть развитие ребенка старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной игровой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. Среди основных методов, определяющих эффективность руководства выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников, развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия. Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей» [5]. Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Игровая позиция воспитателя включает в себя:

 ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

 рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

 инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

 эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

 креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей [1].

Две необходимые способности при игре с правилами дают ребёнку возможность освоить:

- выполнение правил в игровой воображаемой ситуации, которая всегда связана с их осмыслением и воспроизведением;

- правила при коллективной игре учат общаться и помогают определить взаимоотношения друг с другом. Игра ребёнка и игровые переживания, всегда богаты эмоциями, которые оказывают положительное влияние на формирование чувства и морального облика. Оставляя глубокий след в подсознании детей, эмоции в сочетании с импровизацией, помогают детям развивать воображение и творчество, помогая образованию общих представлений, облегчая понимание ребёнку в различных жизненных ситуациях [5].

В сюжетно-ролевой игре, для создания игрового образа и развития детского воображения, большое значение имеет развитие речи. Способность целенаправленно выявлять свои мысли и чувства помогает понимать партнёров, согласовывая с ними свои дальнейшие действия. Ребёнок пользуется словом, чтобы обозначить свои действия, осмысливая их, развивая способность целенаправленности выражать в словах свои замыслы. При исполнении роли перед ребёнком становится задача выполнять действия в игре не по своему желанию, а по предписанию роли, которую ему необходимо сыграть, согласно нормам и правилам сюжетной постановки. Сюжетно-ролевые игры становятся школой мышления имеющее важное воспитательное значение, включающее в себя не только все свойства обучения, но и развитие умственного труда. При таком отношении, творчество и фантазия проявляется как эволюция мыслительного процесса, помогающего в воспитании гармоничной личности ребёнка.

Вывод по 1 главе

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ведущая деятельность – это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Игра – это тип деятельности, заключающийся в воссоздании ребенком операций старших и взаимоотношений между ними, в особенной условной форме. Игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие произвольности психических процессов. В игре у ребенка начинает совершенствоваться произвольное внимание и произвольная память. Игра равно как ведущий тип деятельности содержит особенное значение с целью формирования знаковой функции речи детей. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития.

Анализ психолого - педагогической литературы по теме развития познавательной сферы ребенка в игровой деятельности, позволяет сделать следующий вывод: на протяжении дошкольного возраста игровая деятельность ребенка не остается неизменной. Основные направления ее развития на протяжении дошкольного возраста следующие:

 расширение тематики игр;

 обогащение игровых действий;

 изменение количества участников игры;  усложнение взаимоотношений между участниками игры;  развитие содержания сюжетной игры

2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ

2.1 Функции игры как метода воспитания

Игра осуществляет три важнейшие функции: терапевтическую, диагностическую и обучающую [2]. Диагностическая функция способствует наблюдению в процессе игры за основными чертами ребенка, способами его взаимодействия в социуме. В игре ребенок показывает свои впечатления об испытанном ранее или в момент игры. Играя, дети выражают свои переживания наиболее свободно, чем на словах. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он рассказал о себе, тем самым можно отдалить его от себя. Терапевтическая функция включает в себя возможность эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Для ребенка важен процесс игры, а не ее итоги. Во время игры дети разыгрывают прошлые эмоции и настроения и пропускают их через новое восприятие, новые формы поведения. Обучающая функция игры расширяет зону общения и круг интересов, помогает изменить отношения с близкими и позволяет лучше социализироваться. Игра выступает способом учения тому, чему их никто не смог научить. Следовательно, игра – это способ изучения, исследования реального мира, времени и пространства социума, средство социализации.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие дошкольника предусматривает:

 развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников;

 формирование познавательных действий и становление сознания;

 развитие воображения и творческой активности;

 формирование первичных представлений о себе и других, о малой и большой Родине, о традициях и праздниках своей страны, о многообразии народов и стран, о природе, о свойствах объектов окружающего мира (таких, как форма, цвет, размер, материал, звучание и т.д.) и об их отношениях (таких, как часть и целое, пространство и время, движение и покой и т.д.) [11].

Игра − это радостная, легкая и приятная для ребенка деятельность. Однако, она сложна с точки зрения психологии, она внутренне мотивированна, учит ребенка изобретательности, дает ему возможность проявить фантазию. Играя, дети учатся наблюдать, логически мыслить, считать, усваивают пройденный материал и правила хорошего тона. Дидактические настольные и компьютерные игры, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, способствует развитию внимания, памяти, формирует волю детей. Дошкольнику легче запомнить материал, подаваемый в игровой форме. Занятие, проводимое в такой форме, дарит удовольствие, радость, самоутверждение, познание и опыт. Игре свойственен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка [7]. С психологической точки зрения игра освобождает внутренние ограничения – у ребенка появляется уверенность в своих силах и ощущение внутреннего спокойствия. В этом случае понятны причины, почему психологи и педагоги советуют именно в форме игры подавать знания до определенного возраста. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в начале 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизаций для перестройки отношений и системы переживаний больного человека [17]. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами» [10].

В состав игровой терапии входят директивная и недирективная игровая терапия, индивидуальная и групповая игра с вовлечением родителей ребенка и др. Для директивной игротерапии характерно четкое распределение ролей и структурированные планы. В данном виде игротерапии психолог должен принимать активное участие, который руководит деятельностью ребенка и комментирует и объясняет ее. Недирективная игровая терапия проходит в свободной форме как средство самовыражения и самораскрытия ребенка без вмешательства и контроля со стороны психолога. Директивная игротерапия включает в себя сюжетно-ролевые игры, которые помогают скорректировать самооценку и улучшить взаимоотношения с окружающими [20]. При подготовке к игре необходимо составить план действий, выбрать игровой материал. По ходу игры необходимо фиксировать эмоциональные выражения ребенка. К значимому условию коррекции относится способность ребенка сживаться с образом, который он примеряет на себя во время игры. Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить совместно с родителями детей, в процессе игры необходимо меняться ролями. Данные игры используются для работы по снижению уровня конфликтов и нарушений в поведении детей (в нашем случае, младших школьников) и применяются для получения определенного необходимого опыта поведения в стрессовых ситуациях. Иностранные психологи предлагают массу методик недирективной игровой терапии. К этим методам относятся игры с песком и водой, получившие широкое признание и использующиеся в коррекции детской агрессии. Психологами часто используется методика «миросозидания», предложенная М. Ловенфелд, где ребенку предлагается при помощи различных предметов воссоздать мир, в котором он видит себя комфортно. Данный метод является диагностической и коррекционной ценностью, поскольку в ходе игры ребенок избавляется от своих душевных переживаний. К задачам недирективной игротерапии можно отнести: самовыражение ребенка, снятие эмоциональной дискомфортности, развитие процессов саморегуляции [11]. При данном методе психолог при общении с ребенком должен быть очень чутким, сопереживать вместе с ним. В директивной игровой коррекции психолог – организатор игры. Групповая форма игротерапии представляет собой психологический и социальный процесс, в котором происходит взаимодействие детей, вследствие чего происходит приобретение новых знаний о себе и о других. К задачам групповой игротерапии можно отнести: помощь ребенку в понимании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие своих ресурсов, решение внутренних конфликтов, понижение встревоженности, борьбу со страхами и чувством вины, снижение уровня агрессии. Групповая форма работы способствует идентификации других форм поведения, а также способствует благоприятному созданию реальных условий взаимодействия детей друг с другом. Общаясь во время игры с другими детьми, ребенок учится, получает новую для себя информацию, учится слушать, сопереживать, приобретает для себя новые качества, например, терпение, смелость, бесстрашие, уверенность в себе [6]. Многие исследователи высказывают мнение о том, что значение игры в воспитании и психическом развитии детей несомненно. Игра не только служит отдыхом и развлечением, но и является элементом обучения, а также творчества и терапии. Психология относит игротерапию к наиболее эффективным средствам коррекции неразумного поведения младших школьников, потому как детям трудно озвучить свои чувства, эмоции, но все свои переживания, полученный опыт они могут прожить в игре. Игровые упражнения являются эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей, они способствуют оптимизации процесса отбора правильного решения в проблемной враждебной ситуации. К основным задачам игровых упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста относятся: смягчение психологических терзаний ребенка; понимание и упрочение своего реального «Я»; выработка чувства самоценности; развитие умения эмоционального саморегулирования; восстановление доверия к взрослым и сверстникам; улучшение отношений со сверстниками, со взрослыми, с родными; коррекция и профилактика агрессии. С целью снижения уровня агрессии детей, необходимо подбирать игры, в которых дети могли бы избавиться от своего гнева, недовольства, раздражения, негодования, злобы. Возможно включение агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными, но делать это необходимо только в присутствии учителя или психолога, для того чтобы в случае возникновения противоречий он смог помочь детям сразу разрешить конфликт.

2.2 Применение сюжетно-ролевой игры в воспитательной работе с дошкольниками

В наше время нельзя организовывать сюжетно-ролевую игру по старым правилам. Есть некоторые отличия современной методики обучения:

взрослый – не руководитель, а партнер в игре;

количество играющих от 1-4 человек;

отсутствие временных рамок;

минимальное количество игрушек в игре;

акцент на ролевой диалог, а не на действия детей.

На каждом возрастном этапе ребенок овладевает определенными игровыми умениями. Во-первых, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Саша, а «доктор») и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Сашей, а с «доктором»); во-вторых, необходимо уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия и вести ролевой диалог; в-третьих, надо уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров («доктор» должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с «пациентом», и иначе – с «медсестрой») [8].

Сюжетно-ролевая игра в младшей группе Способ построения сюжетно-ролевой игры «Ролевое парное взаимодействие». Для детей четвертого года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике. Сюжетно-ролевая игра в средней группе Способ построения сюжетно-ролевой игры «Смысловой куст». Основная задача взрослого в средней группе – формировать умение детей изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров в процессе игры.

Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, а также при соблюдении педагогом двух условий:

1) использование сюжетов с несколькими персонажами, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2) персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников [8].

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Смысловой куст с введением нестандартного героя» Для разнообразия сюжетов игры педагог вводит нестандартного героя (герой, который не может присутствовать в реальности в этой игре). Соответственно, ребенку необходимо строить свой диалог в соответствии с новым персонажем. Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Игра-придумывание»:

«расшатывание» известной сказки (замена героев, но не сюжета или замена сюжета, но не героев);

придумывание новой сказки;

телефонные разговоры;

придумывание реальных историй с дальнейшим разыгрыванием их по ролям [13].

Все волшебные сказки имеют общую сюжетную схему:

1) возникновение желания иметь какой-то объект или его пропажа, вследствие чего герой отправляется за ним;

2) герой встречается с «дарителем», обладателем волшебного средства, для получения которого герой проходит испытание;

3) герой получает от «дарителя» волшебное средство, при помощи которого достигает искомого объекта;

4) герой обнаруживает противника и проходит основное испытание;

5) герой побеждает противника и получает искомый объект;

6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду [14].

Таким образом, обучать детей сюжетно-ролевой игре необходимо, а делать это нужно по современной методике, где на первоначальном этапе ведущее место отводится педагогу для научения детей способам построения сюжетно-ролевой игры, которая соответствует всем требованиям ФГОС дошкольного образования.

Рассмотрим пример использования сюжетно-ролевой игры квеста как как развивающего мероприятия по закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности [10]. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей. Процент детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране не снижается. Причинами являются неосведомлённость детей в вопросах дорожной безопасности и отстраненность взрослых. А ведь что будет заложено в сознании с детства, останется на всю жизнь, и нам, педагогам, уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека [10]. Дошкольные образовательные учреждения являются начальными ступенями в системе обучения и воспитания детей знаниям, умениям, навыкам и привычкам безопасного поведения на улицах и дорогах. От того, как ребёнок проникнется в важность дорожных правил и станет следовать им, зависит его дальнейшее безопасное существование. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий.

Стремительно набирает популярность квест – технология – вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники осуществляют поиск информации. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников. Квестам присуща соревновательность, неожиданность. Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование творческих ресурсов воспитателя. Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. В квест-играх целью является реализация проектной и игровой деятельности, ребята получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся [10]. Сценарий таков: постановка задачи и распределение ролей; список заданий; выполнение поставленной задачи; конечная цель (приз). Красной нитью игры в жанре квеста проходит собственно обследование мира, решение головоломок и задач требует от игрока умственных усилий. Представленное мероприятие – это линейный квест, организованный в форме путешествия.

Цель квест-игры «Загадки Самокатова»: развитие любознательности, самостоятельности, творческой активности дошкольника. Теперь хотелось бы коснуться отличительных характеристик и преимуществ квест – игры на примере представленного мероприятия:

– квест-игра даёт возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду;

– квест – игра предполагает наличие сюжета и мотивации. Для достижения поставленной цели и задач педагог мотивирует детей к предстоящей деятельности. Мотив в данной игре – отправиться в дорожную экспедицию, чтобы узнать тайну инспектора ГИБДД Аркадия Самокатова–давнего друга ребят;

– в квест – игре существуют определённые правила. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является также эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию и двигательной активности. В игре «Собери дорожный знак» дети, выполнив задание, нашли подсказку на обратной стороне собранного знака: где они встретят персонажа, который раскроет следующие загадки инспектора Самокатова. В конкурсе «Состязание скоростей», с накручиванием веревки на палочку, в кабине машины было найдено задание для следующего состязания. В данном мероприятии была использована карта продвижения, которая помогала следовать определённым маршрутом. Квест – игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6). В данном квесте использовались такие виды деятельности, как игровая (игра «Кто быстрее соберет дорожный знак»), продуктивная (рисование «Отметь и зарисуй места наилучшего размещения светоотражателей»), познавательная «Подбери знак к представленной ситуации», «Укажи направление движения транспорта», «Угадай машину по описанию», блиц-викторина «Так и не так»), двигательная (игровое упражнение «Поиск по подсказкам», «Скоростное движение»). Также квест-игра способствовала включению родителей воспитанников в образовательный процесс, где родители становились активными партнёрами, которые с интересом изготовили атрибуты. В завершении игры были подведены итоги и дети получили призы и грамоты.

Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения импровизировать.

Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО (г 4, п. 6.) Итак, в квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт.

Сюжетно- ролевая игра может быть использована в воспитательно-коррекционных целях. Так, например, ролевые игры могут быть использованы в нравственном воспитании детей, коррекции нежелательного поведения. Рассмотрим, каким образом игровые методы могут быть использованы при коррекции агрессивного поведения детей. Игротерапия как метод имеет важное значение в психологической коррекции детей. Еще в начале прошлого века великие ученые – психологи мира говорили, что игра может скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей, учит общаться и решать проблемы, возникающие на еще таком коротком жизненном пути. Игра – это средство улучшения эмоционального состояния ребенка, средство снижения страхов, стресса и тревог. Цель игровых упражнений – помочь школьникам показать свои чувства и эмоции, переживания [7]. Игровые упражнения являются эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей, они способствуют оптимизации процесса отбора правильного решения в проблемной враждебной ситуации. К основным задачам игровых упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста относятся: смягчение психологических терзаний ребенка; понимание и упрочение своего реального «Я»; выработка чувства самоценности; развитие умения эмоционального саморегулирования; восстановление доверия к взрослым и сверстникам; улучшение отношений со сверстниками, со взрослыми, с родными; коррекция и профилактика агрессии. С целью снижения уровня агрессии детей, необходимо подбирать игры, в которых дети могли бы избавиться от своего гнева, недовольства, раздражения, негодования, злобы. Возможно включение агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными, но делать это необходимо только в присутствии учителя или психолога, для того чтобы в случае возникновения противоречий он смог помочь детям сразу разрешить конфликт.

Рассмотрим программу, разработанную для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения и формирование потребности в социальном признании и самоутверждении.

Задачи:

  • профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций;
  • развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения;
  • формирование потребности в социальном признании и самоутверждении.

Профилактическая программа составлялась в соответствии со следующими принципами:

  1. Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса.
  2. Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.
  3. Обеспечивать поэтапность и регулярность занятий.
  4. Формы работы должны стимулировать самостоятельность и активность учащихся.
  5. Реализация программы должна быть рассчитана не менее чем на 7 занятий.
  6. Продолжительность занятия - 40 минут (при желании время можно сократить или увеличить).

Участники программы - младшие школьники в возрасте 9-10 лет.

Первый, мотивационно - адаптационный этап реализации программы профилактики агрессивного поведения, снижения уровня агрессивности, развитие положительных личностных качеств младших школьников с признаками агрессивного поведения включает в себя следующие задачи:

  • демонстрация демократического и безопасного стиля общения в группе; снятие у детей скованности и напряжения;
  • энергетическая разрядка;
  • вовлечение обучающихся в групповую работу и организация совместного отдыха;
  • получение участниками группы опыта позитивной обратной
  • связи;
  • побуждение к рефлексии.

Задачами второго диагностика - аналитического этапа выступает:

  • составление иерархии стимулов (ситуаций), вызывающих у школьников тревогу и гнев, выбор вариантов решения проблем, анализ и обсуждение последствий каждого выбранного варианта поведения;
  • осознание и вербализация своих чувств и чувств другого человека в подобной ситуации;
  • осознание зависимости агрессивного поведения от эмоционального состояния;
  • получение обратной связи о собственном поведении в восприятии окружающих.

Третий реконструктивно-развивающий этап включает в себя задачи:

  • отреагирование негативных переживаний;
  • развитие чувствительности в межличностных отношениях;
  • осознание собственных установок относительно нравственных ценностей;
  • закрепление позитивных поведенческих реакций в проблемных

ситуациях, актуализация собственного опыта в конфликтных ситуациях;

  • отработка навыков психологической поддержки.

Композиция программы:

Программа состоит из 7 занятий. Каждое занятие было построено и описано по алгоритму работы с младшими школьниками.

Организация

Каждое занятие проводилось по 1 часу. Однако наиболее гармонично занятия проходят, если на них отводится больше времени. Программа может быть использована как для групповых, так и индивидуальных занятий. Для достижения лучшего результата количество участников в группе желательно ограничить до 15 человек или меньше. (Занятия представлены в приложении)

Таблица 1 - Содержание занятий профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

№ занятия

Содержание занятия

Цель занятия

Занятие 1

Приветствие

Упражнение - разминка: «Маска»

Игра «Спутанные цепочки» Рефлексия

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Игра «Молекулы»

Рефлексия

Медитативная техника Рефлексия

Настрой участников на работу, активизация личностных ресурсов

Занятие 2

Приветствие

Групповая игра «Циферблат»

Игра «Сотворение мира»

Рефлексия

анализ прошлого занятия, активизация личностны ресурсов участников

Занятие 3

Приветствие

Игра «Молекулы»

Групповая игра "Картина на память"

Игра «Волшебные шарики»

Рефлексия

снижение агрессивности детей формирование самоконтроля

Занятие 4

Приветствие

Игра «Воздушный шарик»

Игра «Живое зеркало»

Игра «Король»

Рефлексия

осознание ценности человеческой жизни, понимание причин успешности или неуспешности в ней, способствовать пониманию у школьников возможности управлять своим поведением

Занятие 5

Приветствие

Психологическая игра «Симпатия группы»

Игра «Маленькое приведение»

Рефлексия

Ролевые игры

Рефлексия

формирование

межличностных отношений, развитие речевой компетентности личности

Занятие 6

Приветствие Упражнение «Я мыслю»

Игра «Маленькое привидение»

Упражнение «Я чувствую»

Игра «Нарисуй свой страх»

Обучение методу формирования стратегии самоконтроля и обучение самонаблюдению

Упражнение «Чего я стыжусь?» Рефлексия

анализ собственных мыслей чувств осознание собственной ценности формирование чувства комфортности

Занятие 7

Приветствие

Упражнение «Пластическое выражение гнева»

Игра «Тренируем эмоции»

Игра «Помоги принцессе»

Рефлексия

Рекомендации родителям, педагогам. Формирование позитивного поведения учащегося.

тренировка эмоциональной устойчивости личности участников

Формирование адаптивных качеств личности в данном случае будет осуществляться через формирование активной жизненной позиции и обучению навыков разрешения проблем на конструктивном уровне, положительной самооценки, навыков постановки реалистичных целей, снижению внутренней конфликтности и напряженности.

Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения необходимым является создание условий для личностного развития младших школьников. К таким условиям относятся:

оптимизация ведущей деятельности школьников;

сопряженность профилактических целей, содержания и методов модификации поведения детей с агрессивным поведением.

Все занятия проводятся комнате, площадь и структура пространства которой позволяет детям свободно двигаться, оборудованной местами для рисования. В зависимости от содержания упражнения занятие проводится либо за круглым толом, либо на игровой дорожке. Основное оборудование – круглый стол, методические материалы, необходимые для проведения игр, бумага, карандаши, пластилин, мелкие сувениры для подарков.

В группе необходимо создать атмосферу безусловного принятия и доверия, которая будет способствовать самораскрытию, исследованию школьниками своего внутреннего мира и выбору наиболее оптимального направления развития.

Таким образом, в организации деятельности по профилактике агрессивного поведения школьников важно не просто использовать внешние методы воздействия, но и стимулировать самих участников образовательного процесса к обретению самостоятельности, ответственности, субъектности.

Вывод по 2 главе

Игра представляет собой эффективное средство воспитания детей. Игровые методы могут быть применены к воспитанию детей разного возраста в качестве воспитательного и терапевтического метода. В задачи педагога входит подбор таких игр, которые не только станут развлечением для детей, но и будут способствовать формированию различных качеств личности. в процессе игровой деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, формирует определенные отношения с окружающими людьми и миром.

В работе приведены примеры использования квест-игры, в которой и педагоги, и дети могут развить свои творческие возможности, у детей воспитывается умение нестандартно мыслить, развивать поисковый интерес.

Игра может быть использованы в коррекционных целях.

Игра для ребенка – это необходимая составляющая для всестороннего развития как личности. Игра для педагога, воспитателя – это одно из основных средств воспитания и обучения ребенка, средство создания подходящей психологической обстановки для формирования личности. Роль игры в воспитании и социализации личности трудно переоценить. Игра не только разнообразит процесс обучения и воспитания и создает благоприятную обстановку, но и развивает психические процессы ребенка, такие как мышление, воображение, внимание, память, речь. Также игра помогает ребенку понять причинно-следственные связи, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, дружелюбность и общительность в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В воспитании и развитии детей широко применяются различные виды игры, в том числе сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные. Благодаря наличию в игре определенных правил, предназначенных для регулирования хода игры и поведения игроков, ребенок учится управлять своим поведением, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развиваются познавательные способности ребенка.

Проблема формирования культуры поведения, общения, положительных взаимоотношений в игровой деятельности детей достаточно широко изучалась отечественными педагогами и психологами, которые соглашались в том, что в условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно играют вместе, работают, занимаются, у них ярко выраженное стремление к общению.

Большая часть игр с правилами коллективные, они способствуют развитию способности замечать сверстника и воспринимать его как социальное существо, согласовывать с ним свои действия, вступать в диалог, договариваться, взаимопомощи, расширяют словарный запас. Они доставляют детям много радости, веселья и не заметно для самих детей учат их общению со сверстниками, сотрудничеству, способствуют развитию доброжелательных отношений.

В формировании позитивных взаимоотношений ребенка лучших результатов можно достичь, играя с ним, потому что каждая игра выполняет важную воспитательную, социализирующую и коммуникативную функции, формируя типичные навыки социального поведения и систему ценностей старшего дошкольника. Именно в игре ребенок приобретает опыт общения, столь важного для жизни в обществе, в коллективе. Это социальная практика жизни в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интересы другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.

В задачи педагога входит подбор таких игр, которые не только станут развлечением для детей, но и будут способствовать формированию различных качеств личности. в процессе игровой деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, формирует определенные отношения с окружающими людьми и миром.

В работе приведены примеры использования квест-игры, в которой и педагоги, и дети могут развить свои творческие возможности, у детей воспитывается умение нестандартно мыслить, развивать поисковый интерес. А также разработана программа профилактики агрессивного поведения при помощи ролевых игр. Проведение серии игровых занятий будет способствовать расширению и обогащению опыта детей по взаимодействию с людьми, которые их окружают, построения позитивных отношений путем развития соответствующих способов коммуникации, приобретению знаний о нормах общения, а также формированию потребности согласовывать свои действия с другими воспитанниками, умение отличать социально одобряемого поведения от асоциального, поддерживать друг друга, проявлять эмоциональный отклик, воспринимать сверстников как друзей и партнеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абуков А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии / А.Ф. Абуков //Знание. 2016. № 11-3 (40). С. 51-57.
  2. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей /А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. 2013. №5. – С. 101–114
  3. Афанасьев М.Г. Народные игры как метод воспитания младших школьников / М.Г. Афанасьев, И.С. Алексеева // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S26. С. 471-475.
  4. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 672 с.
  5. Борисова А.А. Игра как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.А. Борисова //Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 72-74.
  6. Гижко Е.В. Подвижные игры в физическом воспитании дошкольников /Е.В. Гижко // Преемственность в образовании. 2018. № 17. С. 201-204.
  7. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Захарова Т.В. Возрастная психология. М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2018. 175 с.
  8. Загороднева Н.П. Музыкально-подвижная игра в воспитании дошкольника / Н.П. Загороднева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 4 (11). С. 145-147.
  9. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. — М.: КНОРУС, 2016. – 112 c.
  10. Колесникова И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» / И.В. Колесникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015.№2.
  11. Колесниченко Ю.Ю., Теоретические основы использования игры как метода коррекции агрессивного поведения современных младших школьников / Клесниченко Ю.Ю., Колесниченко О.Ю. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2012. № 15. С. 157-160.
  12. Комарова Т.С., Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада/ Комарова Т.С., Зацепина М.Б.. – М., 2014.
  13. Комиссарова Е. И. Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры/Е.И. Комиссарова // Молодой ученый. − 2017. − №46. − С. 288 - 291.
  14. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь. 2011. 190 с.
  15. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2012. – 582 с.
  16. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская – М.: Гардарики, - 2014.
  17. Михайленко Н. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Михайленко, Н. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 196 с.
  18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 456 с.
  19. Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А.Петрова. – М. : АИМ, 2017. – 234 с
  20. Смирнова Е. О. Подходы к пониманию игры дошкольника / Е.О. Смирнова// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №6. – С.74
  21. Смирнова Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. 2013. № 2. − С. 15–24.
  22. Тропынина С.Г. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников /С.Г. Тропынина// Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 3 (9). С. 103-107.
  23. Фокина Е.А Психофизическое развитие дошкольника в процессе игры // Инклюзия в образовании. 2016. № 4 (4). С. 100-105.
  24. Хилько М. Е. Возрастная психология / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 200 с
  25. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 575 с.
  26. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 384 с
  27. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2016.

Приложение

Содержание коррекционной программы с использованием ролевых игр

Конспект коррекционного занятия № 1

Ход занятия:

Приветствие 10 минут

(все представляются друг другу по именам, обсуждение правил поведения на занятиях). Педагог дает детям задание поприветствовать друг друга и сказать какой-то комплимент. При этом желательно, что слова приветствия не повторялись.

Упражнение - разминка: «Маска» 20 минут

Все участники знакомятся с набором масок эмоций и предлагают свои варианты вербального наименования чувств, которые они отображают. Далее маски раскладывают по экспрессивности проявлений эмоций человека в той или иной ситуации.

Игра «Спутанные цепочки» 20 минут

Участники группы образуют круг, глаза должны быть закрыты, правая рука вытянута вперед и соприкасается с рукой другого человека. Затем тоже делают левой рукой. Необходимо, чтобы у каждого одна рука держалась только за одну руку другого. Затем все открывают глаза и начинают распутываться, не размыкая рук. Разрешается изменять положение кисти рук, чтобы не было травм, но не расцеплять их.

Рефлексия (обсуждение правил работы в группе). 5 минут

Игра «Ладонь в ладонь» 15 минут

Группа разбивается на пары и, прижимая ладони, друг к другу, передвигается по воображаемому пути препятствий, необходимо выполнять все инструкции ведущего, не размыкая ладоней.

- Вы отправляетесь в путь. Но вам будут не легко, так как у вас ладони приклеились друг к другу, вы не можете их разъединить. По дороге вам попадается большая яма, которую необходимо преодолеть, а вот с права от вас коряга, которая не пускает вперед и обойти ее невозможно, вы сообща пытаетесь ее обогнуть и помочь друг другу пройти мимо нее. Внимание, перед вами мостик, он очень шаткий, но вам предстоит по нему пройти, дощечки узкие, и необходимо аккуратно идти по нему, перила давно прогнили, будьте внимательны. Тропинка ведет вас вперед к реке. Река, только энергичными совместными махами руками, как в стиле «кроль», вы можете ее преодолеть. И вот вы переплыли реку. Поляна, здесь вы можете отдохнуть в тени деревьев, но для этого вам надо присесть...Теперь вам пора возвращаться, и, первое, что вы делаете, - встаете, помогая друг другу, на вашем пути река., тропинка., мостик., снова коряга., яма. Вот вы снова здесь. Сейчас можно опустить руки и сесть на свои места.

Рефлексия 5 минут

Особое внимание уделяется тому, насколько легко или трудно было преодолевать те или иные препятствия сообща. В конце рефлексивного круга ведущий предлагает участникам поблагодарить друг друга кивком головы.

Медитативная техника 20 минут

Медитативная техника затрагивает все структуры психики человека, связанные с мышлением, воображением, восприятием, вниманием, волей, памятью, эмоциями. Изменения в психической сфере связаны с биохимическими и физиологическими изменениями. Медитирующий слегка прикрывает глаза, направляет взгляд, например, на кончик носа, или к межбровному пространству. Объектом концентрации чёрная точка на белом фоне, это стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров. Концентрация на одной точке позволяет отвлечься от всех остальных ощущений, что приводит к расслаблению всего тела. с практикой достигается слияние своего сознания с высшим сознанием, когда «я» растворяется во всём. Благодаря этой практике медитирующий развивает ассоциативные связи, контроль над психикой и физиологией.

Рефлексия 10 минут

Беседа о сложностях работы в группе, пожелания к следующему занятию

На протяжении всего занятия используется метод жетонного подкрепления.

Конспект коррекционного занятия № 2

Ход занятия:

Приветствие 10 минут

Все приветствуют друг друга по именам, обсуждение прошлого занятия

Ролевая игра «Циферблат» 15 минут

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 - тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем - минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом - каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Игра «Сотворение мира» 35 минут

Эта игра помогает участникам, более глубоко узнать себя, также облегчает процесс адаптации во время поиска новой работы, определить свои цели, а также видение того процесса, которого они хотели бы достичь.

Игра довольно простая и очень полезная. Для нее необходимы ватман, ножницы и клей, фломастеры.

Вначале ведущий очерчивает на ватмане границы и очертания воображаемого мира. После «сотворения мира» ведущий разрезает ватман на количество частей равное количеству участников. Затем все части перемешиваются и раздаются участникам игры. Каждый кусочек - это часть сотворенного мира. Задание следующее:

придумать описание «маленького мира», который вам достался

придумать необходимые названия

выделить отличительные особенности

обозначить для своего маленького мира государственный строй

определиться с ресурсами и торговлей

указать численность и занятость населения (виды деятельности, самые высокооплачиваемые и востребованные профессии)

описать перспективы развития труда

придумать традиции государства (символика, менталитет, требования к иностранцам для нахождения на территории государства)

Каждая группа представляет свое описание мира, акцент идет на перспективы развития относительно трудовой деятельности, установление партнерских отношений, а также принятие эмигрантов, таким образом, участники группы понимают, чего они хотят достичь для себя, каких условий и в какой сфере деятельности они хотят работать.

По окончанию обсуждения подводятся итоги профориентационной игры, участники обсуждают объединение своих государств в нечто целостное и динамичное, также обсуждаются перспективы развития, аспект ответственности каждого государства за общую систему. Это помогает человеку понять, что для успешной работы необходимо будет брать на себя большую ответственность, а также необходимо развиваться, если есть возможность.

Рефлексия 15 минут

Обсуждение результатов занятия, пожелания к следующему занятию.

Конспект коррекционного занятия № 3

Ход занятия:

Приветствие 10 минут

Все участники приветствуют друг друга по именам, обсуждение прошлого занятия.

Игра «Молекулы». Цель: повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление. «Представьте, что мы – атомы. Согнем руки в локтях и прижмем кисти к плечам. Вы знаете, что атомы постоянно находятся в движении и могут объединяться в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, у нас оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, «два», атомы должны объединиться в молекулы, в каждой по два атома. Молекулы представляют собой фигуру: лицом друг к другу, дотрагиваясь друг до друга предплечьями» - 20 минут

Групповая игра "Картина на память" 15 минут

На общем ватмане каждый своим фломастером вносит вклад в общую картину на память.

Игра «Волшебные шарики». Цель: снять эмоциональное напряжение учащихся. Дети располагаются по кругу. Учитель говорит: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подыщите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Рефлексия

Конспект коррекционного занятия № 4

Ход занятия:

Приветствие 15 минт

Каждый участник группы приветствует друг друга по имени, обсуждают предыдущие занятия.

Игра «Воздушный шарик». Нужно представить, что в груди находится воздушный шарик. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Потом медленно выдыхай.

Игра Живое зеркало 15 минут

Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения.

Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Игра «Король». Цель: Ориентировать на осознание своих качеств, проявление возможных желаний. «Сейчас мы проведем игру, в которой вы можете побыть королем. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и так далее. Кто хочет стать первым королем?».

Рефлексия 10 минут

Конспект коррекционного занятия № 5

Ход занятия:

Приветствие 15 минут

Каждый участник группы приветствует друг друга по имени, обсуждают предыдущие занятия.

Психологическая игра «Симпатия группы» 20 минут

Описание

Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме – это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача – вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Смысл упражнения

Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

Обсуждение

Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Игра «Маленькое привидение». Цель: обучить детей в доступной форме выбросить гнев, который накопился у них. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Потом учитель хлопает в ладони. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми»

 Ролевые игры. Разыгрываются ситуации:

а) два друга поссорились, один из них обращается к третьему и рассказывает о произошедшей ссоре;

б) два друга участвуют в соревнованиях, один из них становится победителем, второй выступает неудачно;

в) во время контрольной работы товарищ по парте просит помочь решить задачу.

Рефлексия 15 минут

Конспект коррекционного занятия № 6

Приветствие 15 минут

Все члены группы приветствуют друг друга по имени, обсуждают прошлые занятия.

Упражнение «Я мыслю» 15 минут

Анализируете ли вы свои мысли? Что вы мысленно говорите себе? Бывают ли споры «внутри вас»? Что вы в мыслях желаете себе?

Наши мысли - это мы сами. Что вы говорите «про себя», то и сбывается. Контролируйте свои мысли.

Упражнение «Я чувствую» 15 минут

Все наши чувства - это наш личный опыт, и мы вправе выбирать их

сами!

Какие чувства и эмоции вам нравятся? Какие доставляют приятные ощущения?

Чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно — это же так прекрасно! Выбирайте положительные чувства и эмоции.

Обучение методу формирования стратегии самоконтроля и обучение самонаблюдению. 35 минут

Метод формирования стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением. Самонаблюдение повышает уровень осознания и самоконтроля.

После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля. Существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты.

Во-первых, клиенты могут попытаться изменить окружающую среду (контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения дей­ствий.

Во-вторых, клиенты могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положи-тельное самоподкрепление.

Упражнение «Чего я стыжусь?» 30 минут

Что мешает человеку разумно жить? Чего вы в жизни стыдитесь? Бывает ли вам стыдно за себя? Когда?

«Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя» (Демокрит).

Обсуждение ответов участников группы на поставленные вопросы.

Рефлексия 10 минут

Конспект коррекционного занятия № 7

Ход занятия:

Приветствие 10 минут

Все участники группы приветствуют друг друга по имени, обсуждают прошлые занятия.

Упражнение «Пластическое изображение гнева». Цель: научить детей адекватно выражать гнев с помощью своего тела (жесты, позы и др.).

Игра «Тренируем эмоции». Цель игры – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренировка выразительной мимики. Попросите ребенка: нахмуриться, как обозленный человек; улыбнуться, как хитрая лисица; удивиться, как будто он увидел чудо; показать испуг; показать усталость.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе».

Злой дракон спрятал принцессу во дворце. По ходу сюжета дети отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание оказывается проявлению искренней доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до дворца, дети должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого нужно сказать лесным жителям что-либо приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.

Обсуждение игры.

Рефлексия 20 минут

Подведение итогов коррекционной программы, все участники делятся своими эмоциями, приобретённым опытом и планами на будущее.