Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Futura. История создания, современные тенденции использования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: современные геометрические гротески произведенные от Futura Пауля Ринера активно используются в современной рекламе и медиа индустрии. Необходимость выявить изменившуюся (в цифровую эпоху) ментальность восприятия добавленных начертаний в саму «Футуру» и её производных, и их сочетаний с другими классами шрифтов, в том числе постмодернистских, обуславливают актуальность данной работы.

Предмет исследования - шрифт Futura, история создания и развития.

Объектом исследования является особенность применения шрифта Futura в полиграфии.

Целью работы, стало рассмотрение истории создания и современные тенденции использования шрифта Futura.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить историю основания шрифта Futura;
  2. Составить обзор современных шрифтов, созданных на основе Futura;
  3. Выявить особенность сочетания шрифта Futura;
  4. Описать использование шрифта Futura в печатной продукции и медиаиндустрии.

Методы исследования: В ходе написания работы были использованы следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, сравнение.

Теоретическая разработанность темы исследования: Уточнение теоретических аспектов можно найти в работах – 1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А.

Структура работы: включает в себя введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий и список литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШРИФТА FUTURA

1.1. История проектирования шрифта Futura

Шрифт Futura является одним из самых известных шрифтов, который был создан в начале XX века и остается актуальным, по сей день. История создания этого шрифта началась еще в 1924 году, когда немецкий издатель Якоб Хенгель обратился к Паулю Реннеру [1], что бы тот создал «шрифт нашего времени».

На тот момент Реннер уже являлся уважаемым типографом в Германии. Он родился в 1878 году в Вернигероде и обучался в гимназии, где получил строгое протестантское воспитание. Позже он изучал живопись в Берлине, с 1925 по 1926 год, преподавал в Франкфуртской школе искусств рекламную графику и типографику. В 1927 году, стал директором мюнхенской ремесленной школы книгопечатников. В своей книге «Культурный большевизм?» Реннер заявил о своем несогласии с нацисткой системой, и в 1933 году, был смещен со своего поста в Мюнхене и арестован. После ареста у него начался период «внутреннего изгнания». Реннер стремился донести свое мнение о культуре и попытался повлиять на общество через типографику, преподавание и проектирование. Он использовал свой интеллект и эстетические навыки, чтобы изменить сложившийся фундаментальный ландшафт материальной и духовной формы жизни. Чтобы донести свой взгляд на высокие культурные стандарты, он вложил свой творческий талант в прикладное искусство, создавая книги и шрифты.

В своей книге «Типографика как искусство», Реннер решительно поддерживал использование простых геометрических фигур. Правда когда он создавал шрифт Futura, Пауль не думал о Баухаусе или авангарде, с которым начали ассоциировать шрифт. Он хотел создать шрифт промышленного и универсального толка, который можно механизировать и стандартизировать. Европейские столицы служили для него вдохновением, Реннер считал их примером безвременного совершенства. Гарнитура Futura стала в качестве вклада в проект New Frankfurt [2], радикальный проект доступного жилья в городе, в котором приняли участие многие из крупных архитекторов-модернистов того времени. И хотя Реннер не был частью Баухауза, он разделял многие идеи школы - упор на рациональность и функциональность, интерес к массовому производству и оптимизм в отношении будущего.

Шрифт начала XX века в то время, виделся как функциональный и легко читаемый. Он отвечал запросам современности, не имел индивидуальных особенностей, ни каких искажений или украшений. Считалось, что конструировать литеры следует исходя из «функциональных оптических форм», которые должны соответствовать формам автомобилей, самолетов и новейших инженерных сооружений.

В 1924 году Реннер создал первые эскизы шрифта Futura (см. рис. 1), но они оказались не особо удачными. Это связанно с тем, что многие буквы имели не естественный вид и состояли из простых геометрических элементов, шрифт оказался трудно читаемым. Такой подход к конструкции литеры с помощью циркуля, линейки и треугольника себя не оправдал.

Рис. 1. Первые эскизы шрифта Futura

К моменту первого выхода Футуры[3] на шрифтовой рынок в 1927 году Реннер в сотрудничестве со шрифтовым бюро франкфуртской фирмы Bauersche Schriftgießerei (Bauer) создал альтернативные варианты спорных букв, гораздо более похожие на те, которые мы видим сейчас. Впоследствии этого, Futura была значительно переработана, и появилась в каталогах фирмы Bauer. В период с 1928 по 1939 год, шрифт совершенствовался, во время войны этот процесс был приостановлен, но после, работа над шрифтом была возобновлена. Пауль Реннер проводил работу, по развитию своего шрифта до последних дней своей жизни, он умер в 1956 году.

В течение десятилетия после выпуска Futura у каждой крупной американской типовой компании в каталоге появился Futura-подобный шрифт.

Даже со всеми копиями и интерпретациями Futura и несмотря на новые тарифы на американские товары, оригинал - Bauer's Futura - оставался бестселлером. Об этом успехе частично свидетельствует тот факт, что он заслужил бойкот. В 1939 году крупные американские печатники, рекламодатели и издатели объединились, чтобы запретить шрифты в нацистской Германии. Вместо того, чтобы посылать американские доллары для финансирования нацистской агрессии, они призывали тратить деньги на американские шрифты. Чтобы «не пожертвовать художественными достоинствами», они составили руководство по американским заменителям, составленное из вдохновленных из Futura копий и интерпретаций, и доказали, что Futura - это не просто конкурирующий шрифт, а нечто большее – основа стиля в классе геометрических гротесков.

Вступление Америки во Вторую мировую войну в 1941 году привело к тому, что между США и Германией прекратился торговый оборот. По общему мнению, исход торговой и антигерманской военной пропаганды должен был навсегда убить бренд Futura в пользу американских гарнитур конкурентов. Однако уже к 1941 году эстетическая идея Futura была слишком велика, чтобы просто умереть или сойти со сцены типографики: даже американские военные пропагандистские плакаты и военные карты США использовали Futura или, что более вероятно, ее американские копии.

Несмотря на то, что кассы новых начертаний Bauer Futura были недоступны во время войны, «FUTURA» как идея сохранила своих конкурентно способность. К 1950-м годам, когда антигерманские настроения утихли, а немецко-американская торговля возобновилась, Futura Bauer легко вернулся на американский рынок, где спрос на шрифт его название, и его эстетику никогда не падал. К середине 1950-х годов Futura оставалась признанным лидером бренда в Соединенных Штатах, несмотря на десятилетие почти исключительной доступности американских копий шрифта.

Да 60-х годов XX столетия, геометрические гротески были очень популярны, но после, в моду вошли новые гротески, такие как Helvetica и Univers. Но стоит отметить, что шрифт Futura, продолжал совершенствоваться, и некоторые его начертания были разработанны только в 80-х годах (см. рис. 2). На сегодняшний день, за суровую геометрию и простоту формы, Futura снова является любимым шрифтом графических дизайнеров.

Рис. 2. Futura в 80-х годах

Есть заблуждение, что шрифт Futura является первым геометрическим гротеском, однако это не так. Шрифт Erbar, выпущенный шрифтолитейным заводом Ludwig & Mayer в 1926 году, был первым геометрическим гротеском. Эрбар-Гротеск разрабатывался поэтапно; Эрбар писал, что он первоначально набросал эскиз в 1914 году, но из-за войны ему было затруднительно работать над ним.  Задача дизайнера Якоба Эрбара состояла в следующем: создать типографский шрифт, который был бы свободен от всех индивидуальных характеристик, обладал бы разборчивыми буквенными формами и был бы чисто типографским произведением. Это очень сильно перекликается с теми задачами, которые ставил перед собой и Пауль Ринер. Напоминаю, что в металле Futura вышла через год после выпуска Erbar, в 1927 году, но из-за того, что фирма Bauer была более крупной и авторитетной словолитней, Futura удалось сохранить свою актуальность и по сей день.

1.2. Современные шрифты, созданные на основе шрифта Futura

Успех шрифта Futura во многом обусловлен тем, что идея геометрическое построение символов не доведена до нонсенса. Элементы букв Futura были максимально приближены к своим геометрическим прообразам, например, буква «о» близка к правильной окружности, но в тоже время это не чистый круг. Это выделяло шрифт среди остальных, где конструкция букв, включала в себя однотипные повторяющиеся элементы, такие как: засечки, овалы, перекладины. Так, можно отметить, что шрифт Futura имеет сочетание абстрактной геометрической жесткости с благородным классическим изяществом.

Оригинальный шрифт Futura имеет особенности, которые указывают на его немецкое происхождение, так как он улучшает вид текста на немецком языке, в котором в свою очередь используются в большом количестве прописные буквы. Например, верхние элементы строчных знаков спроектированы выше, чем высота прописных, так же стоит обратить внимание, что концы буквы «с» вертикально обрезаны. Это сделано для улучшенного сочетания с буквами «k» и «h», которые в немецком языке чаще всего идут, после буквы «с». Но стоит отметить, что все эти элементы сохранились и в кириллической версии шрифта Futura.

Многие списывают успех Futura на удачный выбор времени создания этого шрифта, поскольку европейские геометрические гротески, которые были выпушены после Futura, почти не имели шансов выйти на большой рынок. И все же успех Futura был обусловлен не только удачным выбором времени. Доказательством того, что Futura была самой популярной из ее класса, является то, что ей наиболее широко подражали (см. рис. 3).

Рис. 3. Заказная версия Futura - Vogue

Чтобы удовлетворить спрос на американском рынке, Балтиморский литейный завод создал неотличимую копию, названную Airport Gothic. Использование Futura в редизайне Vanity Fair в октябре 1929 года побудило его арт-директора заказать эксклюзивную версию Futura под названием Vogue для аналогичного редизайна журнала Vogue . Разработанный в 1930 году, пользовательский шрифт был создан для достижения совместимости с композитными наборными машинами компании.

Линотип, не желая пропустить новый спрос, поручил знаменитому дизайнеру шрифтов Уильяму Эддисону Двиггинсу [4] разработать новый шрифт без засечек. Двиггинс создал действительно оригинальный дизайн под названием Metro (см. рис. 4), основанный в основном на геометрических принципах, но с гуманистическими штрихами, выпущенный в 1929 году. И все же в течение года коммерческое давление вынудило Двиггинса внести изменения, чтобы Metro выглядела как Futura, а именно, что бы кончики букв были заострены. Выпущенный в 1930 году, Metro № 2, вероятно, единственная версия этого шрифта, которую вы когда-либо видели, поскольку она быстро затмила популярность оригинала.

Рис. 4. Шрифт Metro

В 1930 году чикагский дизайнер Роберт Хантер Миддлтон создал собственный дизайн в стиле Futura под названием Tempo for Ludlow (см. рис. 5). В отличие от геометрической жесткости Futura, многие из курсивных знаков Tempo имеют небольшой изгиб. Волнообразные формы придают Tempo плавность и изящество, которые отсутствуют в механической точности Futura. Это производит особый визуальный эффект, который придает отчетливый и более приятный вид для прописных букв. И все же, поддавшись давлению рынка, Ладлоу выпустил Tempo с достаточным количеством альтернативных знаков, что вновь приводит к тому, что этот шрифт начинает выглядеть как Futura.

Рис. 5. Текст набранный шрифтом Tempo for Ludlow

К 1937 году популярность Futura была достаточно обширной, и конкурент Linotype, создал собственную копию Futura под названием «Двадцатый век» для своих машин. В том же году Intertype, близкий конкурент машин Linotype, удалось получить лицензию от Bauer на производство Futura для собственной системы машин линотипного типа.

К 1939 году Linotype понял, что переработанного Metro было недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на Futura-подобный шрифт. В ответ на тактическое поражение компании она создала экспансивную семью под названием Spartan, которая была в значительной степени неотличима от Futura.

Сегодня, в эту открытую эпоху, люди продолжают создавать новые легенды, а различные элементы дизайна копируются и используются в качестве шаблонов. При таких обстоятельствах, у Futura все еще есть десятки эпизодов электронного копирования - каждая профессиональная компания по производству шрифтов имеет свою собственную лицензионную версию за последние 20 лет: Bitstream Futura, Adobe Futura, Paratype Futura, Elser & Flake Futura, Neufville Digital Futura, Berthold Futura и даже Monotype Futura и Linotype Futura. Идея геометрического шрифта без засечек и его название теперь настолько тесно связаны, что люди хотят только Futura, а не других альтернатив. Хотя сейчас мы покупаем разные Futura у разных компаний, все компании должны выплачивать гонорары семье Renner за бренд Futura с торговой маркой Bauer.

Дизайнер шрифтов Adrian Frutiger признает Futura одним из своих вдохновителей для своего шрифта Avenir 1988 года. Совсем недавно Futura стала основой IKEA Sans и Opel Sans, шрифтов, разработанных Робином Николасом.

Комиссия по транзиту в Торонто разработала шрифт Toronto Subway на основе Futura для использования в обозначениях станций метро Торонто с 1954 года.

Century Gothic заимствует из буквенных форм Futura, с глифами, настроенными так, чтобы они были метрически совместимы с другим геометрическим без засечек, ITC Avant Garde (см. рис. 6).

Рис. 6. Шрифт ITC Avant Garde

Brandon Grotesque вдохновлен Futura, но имеет необычно низкую высоту x, что придает ему более элегантный вид для таких применений, как заголовки и настройки дисплея. Разработанный Hannes von Döhren из HVD Fonts, он является основным корпоративным шрифтом Comedy Central. В 2014 году Ханнес фон Дёрен выпустил Brandon Text, более узкую версию, предназначенную для основного текста.

Гарнитура 2000 года Gotham аналогично геометрическая и основана на вывесках 1920-х годов.

За последние 50 лет единственной версией Futura, которую помнит мир, может быть шрифт с открытым исходным кодом Spartan на Github или бесплатный шрифт на Google Font. Лига Spartan и Beteckna являются потомками Futura, которые лицензированы как свободное программное обеспечение.

ГЛАВА 2. ШРИФТ FUTURA. ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

2.1. Сочетание шрифта Futura в типографике

На сегодняшний день, Futura является самым популярным и любимым шрифтом графических дизайнеров. До 60-х годов ХХ века геометрические гротески пользовались большим спросом из-за своей суровой геометрии и простой формы. Шрифт Futura, как и все геометрические гротески, в своих начертаниях не имеет контраста.

Особенность данного шрифта заключается в том, что число знаков данного символа сведено к минимуму. Для Futura конструирование строчных символов, на пример «a» и «g», ставит более сложную задачу, чем конструирование буквы «о», которая в геометрическом шрифте будет представлять окружность. Поэтому строчные знаки, такие как «a», «b», «q», нарисованы методом прибавления прямой вертикальной линии к окружности. Знак «t» - состоит из двух перпендикулярных линий, буква «j» не имеет закруглений, «Q» является окружностью с прибавлением диагональной линии, которая ее пересекает.[5]

Но стоит отметить, что, несмотря на то, что Futura называют геометрическим шрифтом, в ней нет ни одной безупречной окружности, и ее штрих редко бывает равной толщены. В дизайне Futura это не геометрическое несовершенство допускается специально для более легкого восприятия текста, и человеческому глазу они почти не заметны.

Впоследствии распространения в России персональных компьютеров и настольных издательских систем, в конце 80-х годов, появилось большое разнообразие шрифта Futura в кириллических версиях, но все они были не легальны, поскольку были сделаны без ведома законного правообладателя. В 1995 году по договору с правообладателем шрифта были разработаны первые легальные цифровые версии кириллической Futura. Их разработчиком был российский художник Владимиров Ефимовым, который сделал версию Futura к 5 жирным и 8 узким начертаниям – NV Futura (см. рис. 7).

Рис. 7. Шрифт NV Futura

Еще один вариант кириллического шрифта был создан еще раньше, в 1987 году дизайнером Эльвирой Слиш. Этот шрифт очень широко использовался в уличной и строительной типографике, не смотря на очень большую схожесть, это вариант был более декоративным, трафаретным.

В период с 1991 по 1995 год множество отечественных фирм создавали различные вариации шрифта, но все закончилось малым успехом и сегодня их уже практически не используют в печатной продукции. Они все имеют отличие от легальной версии кириллического шрифта Futura, но отличия или очень малы, или велики, но совершенно не красят шрифт.

Отношение к шрифту futura складывалось по разному. Некоторые утверждают, что этот шрифт является инновационным, а не броским, современным и простым, что произвело революцию в брендинге. Другие утверждают, что он плоский, скучный, и ему не хватает «попсовых» факторов, которые делают успешную рекламу. Томас Дуглас дизайнер и писатель придумал название для своей «Никогда не используйте Futura» по иронии судьбы. По его словам, у Futura есть цель, несмотря на то, что заголовок предлагает иное. Он не полностью осуждает использование этого шрифта; скорее, он предполагает, что люди сегодня так не знают, почему они вообще используют определенные шрифты. Томас утверждает, что Futura настолько широко используется, что мы не знаем об этом, что, по мнению некоторых дизайнеров, является положительным аспектом шрифта. Тем не менее, когда человеческий глаз знакомится с этим шрифтом, он внезапно становится неизбежным, и поэтому Томас хотел спровоцировать разговор как для дизайнеров, так и для не дизайнеров. Его книга представляет собой понятную историю повсеместного распространения Futura и его функций в современном мире книгопечатания.

Исходя из того, что Futura все же больше подходит для написания заголовков, то для написания объемного текста, с использованием данного шрифта, необходимо сочетать его с другими шрифтами. При сочетании шрифта необходимо учитывать несколько факторов, которые благосклонно повлияют на визуальный эффект.

Для совместной работы хорошо подойдут разные шрифты одного типа с засечками и без. Так же благоприятно выглядит контраст, он в свою очередь абсолютно противоположен, для него необходимы разные, но дополняющие друг друга гарнитуры, каждые из которых подходят для предполагаемого применения. Традиционно этот способ сочетания шрифта включает в себя соединение шрифта с засечками без засечек. На мой взгляд, самые удачные сочетания Futura (см. рис. 8) с такими классическими шрифтами как:

Рис. 8. Сочитающиеся шрифты

  1. Bodoni. При сочетании с этим шрифтом, виден большой контраст между высотой х шириной глифа. Это показывает, какое приятное визуальное свойство оказывает контраст этих двух шрифтов.
  2. New Baskerville. Гораздо более консервативный шрифт New Baskerville нейтрален, но универсален, что обеспечивает идеально контрастное сочетание шрифтов.
  3. Rockwell. Идея контраста здесь сильно выражена. Эти два варианта полностью дополняют друг друга, и у каждого есть свои подмногообразия.
  4. Sabon. С Futura и Sabon у нас есть вполне респектабельная комбинация, которая готова сделать много тяжелой работы без каких-либо противоречий. Комбинация работает, потому что она смелая, стильная и функциональная.
  5. Souvenir. Смешивание двух сильных типографских личностей редко работает, поскольку они заканчивают борьбой. Однако это исключение. Сувенир более мягкий и игривый, чем многие из его аналогов с засечками в старом стиле, а Futura Bold причудливый, но не слишком доминирующий.

Безусловно, Futura является одним из самых популярных и самых «избитых» шрифтов современности, чем обязана своей кажущейся простоте и геометричности.[6] Именно поэтому его сочетания могут быть абсолютно разными, но главное, что бы они были успешны.

2.2. Использование шрифта Futura в печатной продукции и медиаиндустрии

Достаточно часто западная реклама использует шрифт Futura, поскольку главным критерием является особенность данного шрифта. В идеале шрифт должен быть таким, что бы его можно было заменить без потери смысла и задумки дизайна рекламы. Шрифт может не нести большой смысловой нагрузки. Futura - полностью отвечает этим критериям.

Futura является важным шрифтом в графическом и используется ежедневно в печатных и цифровых целях. Его часто можно встретить в качестве заголовка и основного шрифта. Он также широко используется в рекламе и создания логотипов, таких как: IKEA (до 2010 года), Supreme, Party City, Volkswagen, Royal Dutch Shell, Crayola, FremantleMedia и HP в их печатной рекламы. В частности, до 1950-х годов он использовался издательским бизнесом в качестве шрифта общего назначения.

Кириллический вариант типографии Futura Medium был создан графическим дизайнером шрифтов Анатолием Музановым для летних Олимпийских игр 1980 года (см. рис. 9), проходивших в Москве.

Рис. 9. Логотип Олимпийский игр 1980 года

Шрифт Futura также используется на Fox News Channel , в RAI (в итальянской общественно-правовой телерадиокомпании) для своего логотипа и используется в итальянской железнодорожной системе.

В видео и кинематографе Futura так же широко применяется. Его часто используют для создания постеров и названий к фильмам. Его можно заметить в таких известных картинах, как « Американская красота» 1999 года, «Гравитация» 2013года, «Исчезнувшая» 2014года. Он также использовался в различных телевизионных шоу и сериалах, один из самых известных сериалов, который знает каждый - «LOST» (см. рис. 10). В детских телепередачах, тоже можно встретить этот шрифт. К примеру, в американской версии «Улица Сезам», в которой были прописные буквы «I», строчные буквы «j» и цифры «1» и «4» в упрощенной форме и т.д.. Futura повсеместно фигурирует на протяжении всей экранизации «V - значит вендетта»: от логотипа заголовка и титров до подписей, газет, экранов компьютеров и других предметов. Уэсли Андерсон, известный американский кинорежиссёр, признал, что Futura является его любимым шрифтом, поэтому он использует его во многих своих картинах.

Рис. 10. Заставка сериала «LOST»

Транспорт - еще одна важная область, где Futura широко используется из-за простого и в тоже время очень функционального шрифта; его можно найти широко в графике приборной панели внутри автомобилей - Mercedes-Benz будучи один из самых плодовитых пользователей шрифта. Volkswagen тоже использует данный шрифт на своих билбордах и в печатной рекламе. Если сравнивать западные и российские журналы, то можно заметить, что в них используется разные шрифты. В западных изданиях используются шрифты VAG Rounded (фирменный шрифт Фольксвагена) и Futura, но в российских изданиях нет который может быть схож с VAG Rounded. Поэтому его просто исключили из рекламы, а что бы она все же как-то отличалась своей оригинальностью, компания заменила шрифт Futura на его него ближайший аналог кириллической версии Futuris.

Futura широко используется в авиации. Большинство Boeing авиалайнеры использовать Futura кабинах управления. НАСА часто использовало Futura во время космической программы «Аполлон», где в качестве шрифта использовались диаграммы, технические документы и ярлыки приборов космического корабля (см. рис. 11).

Рис. 11. Панель приборов космического корабля

NBC использовала модифицированную версию Futura для своей оригинальной версии 1986 года текущего логотипа и его надписей. Смелая версия шрифта использовалась для экранной графики NBC Sports с 1989 по 1991 год, а CBS Sports с 1992 по 1996 год.

В 1997 годе американская футбольная команда Pittsburgh Steelers перешела переключился на закругленные цифры, чтобы соответствовать номеру шрифта (Futura Condensed) на своих шлемах. В 2012 году вновь образованный футбольный клуб Western Sydney Wanderers использует Futura на своем логотипе и клубной документации. Minnesota Timberwolves приняли Futura во время своего ребрендинга 2017 года.

Futura используется на текущем логотипе TV5 (филиппинском коммерческом телеканале), а также является основным шрифтом Animax Asia. Американская рок-группа Weekend Vampire использовала шрифт Futura на обложках всех своих трех альбомов.

В последнее время Futura широко используется во многих видеоиграх; «Destiny» и «Wolfenstein: The New Order» использовали шрифт Futura для дизайна своих обложек, а «Wolfenstein», использет шрифт в меню своей игры.

Известный британский кинорежиссер Стэнли Кубрик, был одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины ХХ века. Можно сказать, что он был одержим Futura, поскольку этот шрифт можно встретить практически во всех его картинах. В 1968 годы, на свет выходит самая известная работа этого режиссера «2001 год: Космическая одиссея». В постеру к этой картине все выполнено в стиле Futura, название, имена актеров, студий. Но этот постер был настолько оригинален тем, что вместо цифры «0» в надписи «2001», были использованы буквы «о», что придало еще более интересный вид (см. приложение рис. 22).

Futura хорошо работает как с печатными, так и с цифровыми текстами, как с длинными, так и с заголовками. На его универсальности, врияют различные шрифты семейства Futura, включая Futura Condensed, Demibold, Display, Black, Steile Futura и Futura Inline.

Но самым главным достижением Futura можно назвать тот факт, что этот шрифт теперь есть не только на земле, но и на луне. Миссия «Аполлон-11» - первая в истории посадка человека на Луну в 1969 году - выбрала надпись для таблички именно с этим шрифтом (см. рис. 12), которую они оставили там.

Рис. 12. Табличка на Марсе с шрифтом Futura

И бытовой жизни этот шрифт можно встретить везде, он используется для создания многих логотипов: «Avon», «Calvin Klein», «Dolce Gabbana», «Domino’s Pizza », «Gillette» и многих других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Futura относится к далеко идущей идее: самоуверенный геометрический шрифт без засечек, не слишком жесткий, но все же точный, правильный и гибкий, упрощенные формы, лишенные посторонней сложности. Это эстетическое представление о современности, сочетания геометрии и мастерства, которое всегда будет актуально, ведь ее название – будущее.

Подводя итог, хочется сказать, что проделанная работа расширила познания об истории шрифта и культуре того времени. Также были получены знания об истории создания шрифта, жизни ее создателя и об особенностях Futura. В ходе исследования были также изучены принципы сочетания шрифтов в типографике, повторена классификация шрифтов и деление их на несколько отличных друг от друга групп: гротески, антиквенные шрифты и акцидентные. Кроме того, теперь мы имеем представление о том, где лучше всего использовать данный шрифт.

Теперь мы умеем грамотно подбирать шрифты друг к другу, руководствуясь ранее изученными принципами, различать качественные шрифты от недоброкачественных, изучив отличительные черты Futura и других шрифтов при сравнении их с другими наборными шрифтами. Таким образом, проведенная работа не только расширила наш кругозор и помогла выяснить, почему же Futura актуальна даже спустя столько лет, но и помогла нам обрести некоторые профессиональные навыки, которые обязательно пригодятся любому уважающему себя дизайнеру.

Futura – это поистине великий шрифт. Безусловно, она является одним из самых популярных и самых «избитых» шрифтов современности, чем обязана своей кажущейся простоте и геометричности. Именно поэтому она создала новый мир для дизайнеров.

ГЛОССАРИЙ

Авангард - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Баухауз - учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

Билборд - щит большого размера для размещения наружной рекламы, устанавливаемый вдоль трасс, улиц и в других многолюдных местах.

Бренд - комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Ментальная оболочка продукта или услуги.

Глиф - элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем — составной глиф, — или только части графемы, например — диакритический знак.

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Графический дизайн - процесс визуального общения и решения проблем с использованием типографики, фотографии и иллюстрации.

Гротески - шрифт без засечек. Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применяется для привлечения внимания в рекламе и заголовках.

Засечки - короткий, обычно перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым заканчивается основной штрих знака.

Линотип - вид полиграфического оборудования, строкоотливной наборный аппарат, изобретённый в 1884 году (патент получен 26 августа 1884 года) американским инженером Отмаром Мергенталером.

Литера - другое название буквы, устаревшее.

Логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме.

Типографика - искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.

Типографическая литера - брусок с рельефным изображением буквы для переноса на бумагу.

Шаблон – образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме и размеру.

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А. Шрифты. Разработка и использование. М., «ЭКОМ», 1997.
  2. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Пер. с англ. М., 2006.
  3. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — М., Изд-во студии Артемия Лебедева, 2006. — 384 с.
  5. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  6. Карп А. Эстетика искусства шрифта. М., «Книга», 1979.
  7. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. Пер. с англ. — М.: Мир, 2001. — 454 с., ил.
  8. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  9. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013
  10. Королькова А. Живая типографика. М. IndexMarket, 2008. — 224 с., илл.
  11. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2 — М.: Слово/Slovo, 2000.
  12. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015.
  13. Кудрявцев А. Шрифт: теория, история, практика. - Университет Натальи Нестеровой. М., 2003.
  14. Морисон С. Основные принципы типографического искусства. — В сб. Книгопечатание как искусство. М., Книга, 1987.
  15. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014.
  16. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 30.05.19)
  17. Савинов А. М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181
  18. Птахова И. Простая красота буквы. — Русская графика.: Санкт-Петербург, 1997.
  19. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. — Плакат: Москва, 1988.
  20. Соловьев С. А. Шрифт и декоративное оформление. — Высшая школа: Москва, 1993.
  21. Рудер Э. Типографика. М., Книга, 1982.
  22. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с.
  23. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., «Книга», 1987.
  24. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Пер. с англ. и коммент. С.И. Пономаренко. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 496 с.: ил.
  25. Черноруков Е. Графические средства изображения. [Электронный ресурс] — URL: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения 30.05.19)
  26. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. Вопросы теории и практика применения. 2-е изд. М., «Книга», 1985.
  27. Реннер, Пауль. Википедия. [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реннер,_Пауль. (дата обращения 30.05.19)
  28. Happy 90th Birthday to Futura, the Modernist Typeface That is Literally Everywhere [Электронный ресурс] // Design census. - https://eyeondesign.aiga.org/happy-90th-birthday-to-futura-the-modernist-typeface-that-is-literally-everywhere/ (дата обращения 30.05.19)
  29. Великие шрифты. Futura. Paratype. [Электронный ресурс] — URL: http://rus.paratype.ru/the-great-fonts-futura (дата обращения 30.05.19)
  30. УИЛЬЯМ ЭДДИСОН ДВИГГИНС - ОТЕЦ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. LiveInternet. [Электронный ресурс] — URL: https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post157357339/ (дата обращения 30.05.19)
  31. ШРИФТ ФУТУРА. Theinkpot. [Электронный ресурс] — URL: http://theinkpot.narod.ru/futura.htm (дата обращения 30.05.19)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Рис. 30

  1. Реннер, Пауль [Электронный ресурс] // Википедия.- https://ru.wikipedia.org/wiki/Реннер,_Пауль

    (21 апр. 2019).

  2. Happy 90th Birthday to Futura, the Modernist Typeface That is Literally Everywhere [Электронный ресурс] // Design census. - https://eyeondesign.aiga.org/happy-90th-birthday-to-futura-the-modernist-typeface-that-is-literally-everywhere/ (21 апр. 2019).

  3. Великие шрифты. Futura [Электронный ресурс] // Paratype. - http://rus.paratype.ru/the-great-fonts-futura

    (22 апр. 2019)

  4. УИЛЬЯМ ЭДДИСОН ДВИГГИНС - ОТЕЦ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА [Электронный ресурс] // LiveInternet. - https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post157357339/ (23 апр. 2019)

  5. Великие шрифты. Futura [Электронный ресурс] // Paratype. - http://rus.paratype.ru/the-great-fonts-futura (22 апр. 2019)

  6. ШРИФТ ФУТУРА [Электронный ресурс] // Theinkpot. - http://theinkpot.narod.ru/futura.htm (24 апр. 2019)