Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Договоры о передачи авторских прав (1 Договоры о передаче авторских прав через призму их развития)

Содержание:

Введение

На современном этапе развития общества большой интерес возрастает к продуктам интеллектуального творчества, а особенно остро встает вопрос о праве собственности на результаты творческих произведений. Актуальность темы также обуславливается ростом множества инноваций в сфере творческой деятельности, продукты которой обеспечиваются поддержкой органами государственной власти

В этой связи большое значение приобретает вопрос о законодательстве, направленном на регулирование договорных отношений сторон в сфере использования продуктов интеллектуального труда.

Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. в целом отражают регулирование отношений с автором произведения.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ 1 января 2008 года явилось важным шагом на пути развития гражданского законодательства в Российской Федерации.

С введением в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации Закон РФ от 09 июля 1993 года 5351 "Об авторском праве и смежных правах" утрачивает свою силу.

Таким образом, действующим законодательством, которое призвано регулировать вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и авторские права является Гражданский кодекс РФ.

П.3. ст.1228 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Так, в случае создания работником результата интеллектуальной деятельности при выполнении работ в интересах работодателя возникшее у работника исключительное право на такой результат переходит к работодателю.

Степень разработанности. Новый уровень правоотношений, возникший в результате исторического развития общества, естественно нуждается в создании нового комплекса законодательных норм, которые будут направлены на их защиту. Появление такого института в гражданском законодательстве как авторский договор привел к формированию ряда совершенно новых положений в законодательстве РФ, непосредственно регулирующих незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и охраняющих исключительные права их авторов, а также решающих множество других вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. Наиболее широко освящены вопросы интеллектуальной собственности в работах Г.М. Денисова, В.В. Белова, Г.В. Виталиева, В.Я. Ионаса.

Объект. Объектом исследуемой темы курсовой работы выступают общественные отношения в сфере регулирования авторских прав, возникающих в результате создания и использования результатов интеллектуальной собственности.

Предмет. Субъект и объект авторского договора; проблемы, возникающие в связи с использованием продуктов интеллектуальной деятельности.

Цель. Изучение и анализ субъектов авторского договора, исследование правоотношений в сфере использования интеллектуальной собственности.

Задачи:

- определение понятия авторского договора, его содержания;

- исследования субъектов авторского права как стороны авторского договора;

- изучение нормативно правовой базы в сфере регулирования авторских прав;

- подведение итогов и формирование соответствующих выводов.

Гипотеза – несмотря на то, что понятие авторского договора появилось сравнительно недавно в гражданском законодательстве РФ, правовое регулирование данного вопроса ограничивается в настоящее время только частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Однако, существует множество проблем и противоречий в сфере регулирования интеллектуальной собственности, правоотношений в сфере заключения авторских договоров. В связи с этим, авторское право нуждается в более детальном изучении и конкретизации путем принятия отдельных законов, направленных на регулирование правоотношений в сфере авторского права.

Значимость работы: в результате изучения и всестороннего исследования работ по авторскому праву была отражена сущность смежного права, его специфические черты и особенности.

Методология работы: метод реализма, метод аппроксимации, метод анализа, индуктивно-дедуктивный метод, диалектический метод, метод правового регулирования.

Структура работы: введение, тематические главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

Глава 1 Договоры о передаче авторских прав через призму их развития

1.1 Становление института авторских договоров

С.С. Алексеев указывает, что институт авторского права является одним из важных институтов в сфере интел­лектуальной собственности и существует главным образом для того, чтобы позво­лить обществу иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной твор­ческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Несмотря на то, что реформы 90-х гг. XX в. и принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федера­ции знаменовали собой существенный шаг вперед в сфере правового регулирования авторских правоотношений, нерешенным остается целый ряд проблем. Полагаем, что поиск наиболее эффективных путей их решения должен идти с учетом закономернос­тей эволюционирования авторских правоотношений в истории России, поскольку мно­гие пробелы в их современном правовом регулировании имеют глубокие историчес­кие корни.

Авторские правоотношения - «следствие действия права как социального и госу­дарственного института» - формировались в России как разновидность обществен­ных отношений, возникших в результате нормативного регулирования деятельности различных субъектов в связи с созданием и распространением различных продуктов интеллектуальной деятельности.

Следует сразу же оговориться, что история авторского права в России является более короткой, нежели история авторского права многих зарубежных стран. Несмот­ря на то, что история авторского права в России, как и в других государствах, нераз­рывно связана с появлением и развитием книгопечатания, правовое регулирование отношений, связанных с произведением и распространением книгопечатной продук­ции, долгое время оставалось в зачаточном состоянии.

Характерным является и то обстоятельство, что долгий период авторские право­отношения рассматривались как специфичные отношения собственности. Очевидно, это в первую очередь связано с тем, что с появлением полиграфии книга стала объек­том купли-продажи, и на этом этапе авторское право было направлено прежде всего на обеспечение интересов издателей. Несмотря на то, что книгопечатание появилось в России еще в середине XVI века, первые связи между правом собственности на книги и личностью автора стали устанавливаться только век спустя.

Отметим, что в начале XVIII в. правовое поло­жение литераторов было достаточно ограничен­ным, поскольку литературный труд имел почти исключительно казенный характер. При Петре I особую актуальность приобрел перевод иностран­ных книг, который рассматривался как дело государственной важности. Именно поэтому прави­тельство стало поощрять свободу переводов, а для упорядочения труда переводчиков устанавливал­ся постоянный контроль над их деятельностью, для чего в штате различных казенных заведений была учреждена соответствующая должность. По существу, переводчики являлись государственными служащими и получали за свой труд жалованье, которое не зависело от объема переводов и было весьма небольшим. Но именно в этот период оп­ределились основные формы выплаты вознаграж­дения, сохранявшиеся на протяжении столетия. Обычно гонорар выдавался деньгами, отдельны­ми оттисками изданного произведения, книгами. При этом никаких четких ставок авторского воз­награждения не существовало. Фактически в этот период правомочия автора были весьма ограни­ченными, правовая защита права собственности и авторского права на литературное произведение не предполагалась. В содержание таких правоотно­шений не включались и права авторов на другие объекты интеллектуальной собственности. Дол­гое время в содержание авторских правоотноше­ний не включались права авторов на другие объек­ты, кроме литературных произведений.

Однако именно в начале XVIII века в России начинают формироваться авторские правоотноше­ния в связи с попытками определения авторского права на книгу. Отметим, что данный процесс шел крайне медленно, поскольку основную массу ли­тературных произведений составляли иностранные книги в оригинале либо в переводе. Развитие ав­торских правоотношений тормозилось тем обстоятельством, что книг отечественных авторов было немного. Примечательно, что правовое регулиро­вание отношений, возникающих по поводу авторс­ких прав на книги, долгое время регулировалось нормами так называемого цензурного права. Мар­кировка книг в этот период производилась как цен­зурный контроль. Хотя фактически маркировать книги и другие печатные издания стали лишь во второй половине XVIII века в типографиях Ака­демии наук и Сухопутного шляхетского кадетско­го корпуса. Следует отметить, что маркировкой занимались не только государственные учрежде­ния, но и частные книготорговцы. На выпускае­мых ими книгах ставились различные издатель­ские марки или личные знаки, например в виде мо­нограмм [5, с. 389].

Поскольку в XVIII в. издание книг являлось государственной монополией, охрана правоотноше­ний, возникающих в процессе книгоиздания, стала осуществляться с помощью системы привилегий. Привилегии в этот период времени имели только казенный характер. Исключительным правом на издание и продажу произведений печати в тече­ние нескольких лет пользовались Санкт-Петербур­гская Академия наук, Сенат, который печатал в своей типографии правительственные документы, и Синод, контролировавший выпуск церковной ли­тературы.

Таким образом, в XVIII - начале XIX в. автор­ские правоотношения возникали по инициативе определенного органа и характеризовались неравенством сторон. По своему характеру такие пра­воотношения были скорее не гражданско-правовы­ми, а административно-правовыми. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно обус­ловливает начало развития авторского права, счи­талось в России государственной монополией. Во второй половине XVIII века расширяется практи­ка сдачи в аренду казенных типографий и посте­пенно легализируется частное книгоиздание. В частные руки передаются типографии Артилле­рийского и инженерного корпуса, Сената, Москов­ского университета, Рижского магистрата. В пе­риод правления Екатерины II в 1771 г. была выда­на первая привилегия на печатание книг в Петер­бурге на иностранных языках. В это же время была введена цензура на иностранную литературу. Од­нако при этом было запрещено печатать книги на русском языке, чтобы не затрагивать интересы государственной монополии.

Очевидно, что в России регулирование авторс­ких отношений, непосредственно связанных с про­изведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты круга интересов книготорговцев и издателей и тем бо­лее авторов.

В 1776 году и в последующие три года разре­шение осуществлять издательскую деятельность получили многие книготорговцы и типографщики. Особенностью этой привилегии было разрешение самовольно перепечатывать русские и иностран­ные книги, которые выпускались в России други­ми издателями, и охрана от несанкционированных перепечаток изданий, впервые вышедших в их ти­пографиях.

Указ о вольных типографиях в 1783 году был первым шагом к изменению метода правового регулирования авторских правоотношений, посколь­ку создал угрозу государственной монополии в издательской сфере. В то же время законодатель­ная база не совсем четко определяла объем изда­тельских прав частных лиц и казенных заведений. Это закономерно привело к возрастанию неволь­ного контрафакта среди содержателей частных типографий. Также указ не запрещал типографи­ям перепечатывать те книги, которые были уже выпущены другой типографией, что стало обыч­ной практикой для частных типографий. После восшествия на российский престол императора Павла в книгоиздательском деле произошли неко­торые изменения. Император, отказавший от кур­са на «просвещенное» дворянство, взятого его матерью, ужесточил цензуру, приказал закрыть все частные типографии, оставив только казенные, запретил ввозить в Россию иностранные книги. Такие инициативы опять усилили административ­ный характер авторских правоотношений.

Таким образом, первоначально защите подле­жали имущественные интересы казенных учреж­дений, наделенных правом вести издательскую и книготорговую деятельность. Для этой цели ис­пользовались персонализация изданий и привилегии, которые государство использовало как цен­зурное средство. Привилегии выдавались только благонадежным типографщикам и книготорговцам. Нарушение прав, предоставленных привиле­гиями, наказывалось в административном поряд­ке: контрафактные экземпляры книг уничтожались, а виновные в контрафакции подвергались штрафу. Переводчики и писатели, как казенные, так и час­тные, за свой труд.

Первоначально переводчики в качестве гоно­рара брали несколько экземпляров переведенных книг, а затем стали требовать денежной оплаты своего труда, и руководство типографий было вы­нуждено перейти на другую форму оплаты. Во второй половине XVIII в. была установлена поли­стная форма выплаты гонорара в денежном экви­валенте. В это же время стали заключаться пер­вые издательские договоры. Сохранились сведе­ния о таких ранних договорах. В частности, в сво­ем исследовании Н.Н. Доцик описывает договор, заключенный в 1768 г. Сторонами по этому согла­шению выступили Ф.А. Эммин и петербургский книгопродавец С.Л. Копнин. Данный договор от­личается тщательностью и детальностью разра­ботки. В нем четко прописывалось, какие именно произведения продаются, каким тиражом и на ка­кую сумму их следует издавать, определялись сроки выплаты гонорара, который назначался по цене каждого отпечатанного экземпляра без переплета. Всего по сделке Эммину полагалось 10 тысяч рублей, из которых большую часть (8000 рублей) он получил в качестве аванса. В целом условия договора были невыгодны для Копнина, так как из трех произведений, указанных Эмми­ном, было закончено лишь одно. Однако известность Эммина как писателя внушала доверие кни- готорговцу. И это не единственный известный пример. В 1791 г. между переводчиком П. Кильюшевским и издателем B.C. Сопиковым был зак­лючен договор на перевод произведения Ж.Ф. Лагарпа. По договору В.С. Сопиков приобрел «со­вершенное право собственности» на рукопись пе­ревода, который он мог «печатать или продать, как ему угодно». Со своей стороны П. Кильдюшевский обязался не печатать перевод «и никому дру­гому позволения на то не давать». В целом размеры вознаграждения в зависимости от сложнос­ти переводимого текста колебались в пределах от 5 до 8 рублей за лист. Иногда по договору плати­лась определенная сумма за весь перевод сочи­нения. Переводчикам пьес гонорар начислялся не с листа, а с акта [9, с. 38].

Новый способ оплаты литературного труда при­жился и был достаточно эффективен. Очевидно, платить авторам с листа могли только те издате­ли, которые либо получали дотации, либо сами обладали достаточно крупным капиталом. Большинство издателей и книгопродавцев из-за недо­статка постоянных оборотных средств по-прежне­му вплоть до самого конца XVIII и даже в первой четверти XIX века выплачивали авторское вознаг­раждение книгами из своих лавок.

Дирекция Сухопутного шляхетского кадетско­го корпуса разработала стандартные ставки ав­торского вознаграждения. Так, по штату 1761 г., служащим корпуса, занимавшимся литературным творчеством «в свободные часы», а также посто­ронним авторам, печатавшим свои произведения за казенный счет, выдавалось по 1 00 экземпляров сочиненной или переведенной ими книги «на календарной бумаге». Если книга сочинялась на ино­странном языке, а затем печаталась в типогра­фии корпуса в русском переводе, то ее автору и переводчику назначалось также по 100 экземпля­ров. Штатные сочинители и переводчики, уволен­ные от «положенных должностей» в корпусе, по­лучали только 12 экземпляров. В 1768 г. админи­страция Сухопутного кадетского корпуса решила сократить число выдаваемых в счет вознаграж­дения экземпляров до двадцати, тем самым на­деясь воспрепятствовать продаже авторских эк­земпляров по сниженным ценам, подрывавшей монополию корпуса. В это же время с авторами начали рассчитываться деньгами.

Небольшие суммы гонораров заставляли лите­раторов искать другие источники доходов, а от­сутствие правовых норм, регулирующих отноше­ния между издателями и авторами, создавало ус­ловия для издательского произвола.

В определенной степени упорядочению автор­ских правоотношений способствовала издательс­кая деятельность Академии наук. В частности, в 1755-1764 гг. при Академии выпускался науч­но-литературный журнал «Ежемесячные сочи­нения, к пользе и увеселению служащие». Ре­дактор Г.Ф. Миллер первым стал платить сотруд­никам журнала авторское вознаграждение. В 1758-­1766 гг. при Академии наук возникла новая типог­рафия, в которой печатались книги, предназначен­ные «как для удовольствия народного, так и для прибыли казенной».

Следует отметить, еще в начале XIX века ос­новную роль в книгоиздании и книготорговле по-прежнему играли типографии. В 1813 г. в России было 55 казенных типографий, наблюдался рост частных типографий. В этот период появляют­ся первые крупные книгоиздатели, такие как В. А. Плавильщиков, имевший книжный магазин, библиотеку и типографию. Растет число и влия­ние периодических изданий, в том числе обще­ственно-политических журналов. Первым из них был «Вестник Европы» Н.М. Карамзина, с 1812 году в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал «Сын Отечества».

Именно в начале XIX века наметился переход от административно регулируемых авторских пра­воотношений к равноправным гражданским правоотношениям. В частности, Министерство народ­ного просвещения взяло на себя охрану авторов от произвола издателей. В 1816 г. был принят пер­вый правовой акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просве­щения было определено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего ее напе­чатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора, то есть воп­рос о правах издателя впервые был поставлен в зависимость от авторского права создателя про­изведения – автора [14, с. 679].

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторские правоотношения первоначально формировались в связи с необходимостью нормативного регулирования права на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов авторских правоотношений расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

1.2 Современное состояние авторского договора о передаче прав и пути повышения его эффективности

Одним из важнейших условий формирования правового государства является признание и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод должно осуществляться с помощью установленных государством мер, в том числе таких мер, которые реально позволили бы осуществлять и защищать предоставленные права и свободы. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам свободу литературного, художественного и научного творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. В настоящее время нашим государством уделяется внимание раскрытию интеллектуального потенциала своего народа и созданию условий для достойной реализации своих возможностей, в частности созданию произведений науки, литературы и искусства. Провозгласив в Конституции гарантий свободы всех видов творчества, государство последовательно осуществляет свою деятельность по установлению надлежащей системы правовых гарантий в данной сфере. К таким мерам можно отнести принятие соответствующих нормативных актов в области авторских прав, вступление в международные организации, создания всевозможных условий для предотвращения правонарушений в сфере авторских прав. Однако, даже употребление указанных мероприятий до сих пор не позволяют утверждать о полной гармонизации отношений в сфере осуществления и защиты авторских прав. Такое положение вещей обусловлено, в большей степени, становлением новых экономических отношений в обществе, а поскольку результаты творческого труда является предметом экономического оборота, так и отношения по их использованию в период формирования новой экономической системы имеют свои существенные недостатки. К числу таких недостатков можно отнести: 1) существование в юридической науке спорных мнений о правовой природе продуктов интеллектуального труда - или "интеллектуальная собственность", или "исключительные права", 2) незаконное использование произведений науки, литературы и искусства, 3) несоответствие между технологическими возможностями по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности и правовым статусом таких объектов и их правообладателей, 4) допущение нарушений и наличие неоднозначных норм в области передачи имущественных прав авторов, 5) низкий уровень осведомленности авторов и других правообладателей с нормативной базой в области авторских прав . И это далеко не полный перечень проблем, возникающих при рассмотрении вопроса об авторском праве.

Согласно полученным в ходе диссертационного исследования результатам, автор выносит на защиту следующие положения, имеющие научную новизну:

1. Предлагается юридическое определение произведения как результата художественной, литературной и научной деятельности личности, наделенного объективной форме, имеет самостоятельное значение и отделена от личности автора.

2. Аргументируется необходимость закрепления в ст. 14 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" права на отзыв как одного из личных неимущественных прав, в силу которого автор сохраняет возможность отказаться от обнародования произведения с последующим возмещением причиненных пользователю убытков, в том числе и упущенной выгоды, в случае обнародования произведения по автором сохраняется право изъять его экземпляры при условии полной оплаты их стоимости.

3. Предлагается отнести к объектам права следования не только произведения изобразительного искусства и рукописи литературных произведений, но и рукописи музыкальных произведений. В связи с этим, с целью урегулирования норм Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" нормам нового Гражданского кодекса Российской Федерации в содержание ч. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" включить словосочетание "и оригиналов рукописей литературных и музыкальных произведений", а ч. 1 ст. 448 нового Гражданского кодекса дополнить после слов "литературного произведения" словосочетанием "и музыкального произведения".

4. Обосновывается целесообразность закрепления в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" возможности возникновения авторских прав в процессе редактирования отдельных видов произведений, при обязательном условии, что такое изменение носит характер самостоятельной творческой обработки.

5. Предлагается установить, что авторские правомочия могут быть объектами общей совместной собственности супругов, передача одним из супругов - автором другом своих правомочий должна осуществляться путем заключения соответствующего договора.

6. Предлагается юридическое определение издательского договора как сделки, на основании которого автор или его правопреемники обязуются передать издателю исключительное право на воспроизведение и распространение произведений в установленных пределах, а издатель или иное лицо по поручению издателя обязуется воссоздать определенное количество экземпляров произведения, обеспечить их распространение и продажа за свой счет и на свой риск, а также выплатить вознаграждение автору или его правопреемникам в установленной сторонами форме.

7. Обосновывается целесообразность осуществления автором права доступа к своему произведению только, если это установлено условиями договора об отчуждении произведений изобразительного искусства [10, с. 32].

Глава 2 Авторское право и авторский договор – содержание правовых конструкций

Авторский договор в юридической литературе определен как гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора. То есть посредством заключения договора, автор произведения дает свое согласие на использование созданного им произведения другими лицами в соответствии с условиями договор и действующего законодательства.

Авторские договоры, в свою очередь, подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Также существуют договор об использовании уже созданного произведения и договор заказа, согласно которому автор обязуется создать произведение по заказу другого лица и в определенный срок.

2.1 Авторское право как регулятор авторского договора – новеллы

Имеет ли автор - преподаватель вуза право на безвозмездное получение авторского экземпляра книги, вышедшей в издательстве этого вуза, номера (экземпляра) вузовского журнала, где опубликована его статья?

В.П.Мозолин указывает, что практика выдачи безвозмездно авторского экземпляра пришла к нам из старого (советского) законодательства, но в настоящее время эта практика не согласуется с действующими нормам Налогового кодекса РФ, нужно искать другие законные пути.

Необходимо ли заключать трудовой договор между вузом и преподавателем - автором учебного пособия?

Заключать трудовой договор с преподавателем вуза обязательно нужно и это устанавливается нормами Трудового кодекса (ст.ст. 56, 57 ТК РФ). Обязанность заключения трудового договора возлагается на работодателя. Для того чтобы созданное произведение считалось служебным необходимо в трудовом договоре прописать, что создание учебных пособий входит в трудовые функции работника (преподавателя). К тому же при создании (написании) конкретного учебника или учебного пособия необходимо ознакомить работника (преподавателя) под роспись с трудовым заданием, планом - проспектом или с другим локальным нормативным актом, где будет отражено: название произведения, объем, срок сдачи рукописи и др. необходимые условия. Несоблюдение письменной формы ознакомления с трудовым заданием работника (преподавателя), в будущем, может повлечь неблагоприятные последствия для работодателя при использовании произведения.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражение его в объективной форме).

Срок действия исключительного права на служебное произведение принадлежит работодателю и никак не связан со срок действия трудового договора. Прекращение трудового договора между автором и работодателем не влечет возвращение исключительного права автору.

Трудовой договор может предусматривать условие, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Договор может предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или неисключительной) на использование служебного произведения, а также предусматривать другие условия действия лицензии.

Имеет ли юридическую силу знак охраны авторского права при отсутствии договора между автором и издателем?

Как уже сказано выше и в соответствии со ст. 1271 ГК РФ знак охраны носит информационный характер. При отсутствии договора между издателем и автором все неблагоприятные последствия ложатся на издателя, и выпуск такого произведения может быть признан контрафактным. Согласно ст. ст. 1235, 1286 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное. В частности, договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п.2 ст. 1286 ГК РФ).

Как могут издатели принудить Интернет-провайдеров соблюдать их права в случае нарушения. Ответственность Интернет-провайдеров

Для Интернет-провайдеров "безопасную гавань" могут составлять только неохраняемые произведения.

Во всех остальных случаях, при нарушении исключительного права автора или иного правообладателя на произведение к Интернет-провайдерам могут применяться меры ответственности, те же, что и к другим нарушителям. По выбору правообладателя, согласно ст. 1301 ГК РФ, могут быть предъявлены требования возмещения убытков или выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Наряду с выше указанной мерой ответственности, правообладатель может применить к нарушителю другие способы защиты и меры ответственности, установленные статьями 1250, 1252.и 1253 ГК РФ [14, с. 671].

Н.М. Коршунов полагает, что несмотря на то, что в действующем законодательстве вообще нет правил о том, что провайдера нужно сначала уведомить о наличии в сети контрафакта, потребовать пресечь нарушение и только потом привлекать к ответственности, но, учитывая неоднозначную, не сложившуюся по этому вопросу судебную практику, полагаю, рационально, во избежание потери времени и затягивание судебного процесса, вначале предупредить провайдера о незаконном размещении охраняемых объектов. Если владелец сайта установлен, явно нарушает права правообладателя или извлекает коммерческую выгоду, наносит своими действиями материальный ущерб и правообладатель исключительно права преследует цель привлечь нарушителя к ответственности в судебном порядке то до предупреждения провайдера и владельца сайта следует собрать необходимые доказательства о нарушении права.

В проекте концепции, о внесении изменений в законодательство в части "ответственности провайдеров", как считают специалисты в этой области, просматривается позиция, что "неуведомление провайдера о нарушении может являться основанием для освобождения его от ответственности". Эта концепция близка по духу к американскому закону Digital Millennium Copyright Act и директивам Европейского союза, предусматривающим ответственность провайдеров только в случае, если провайдер был уведомлен о нарушении, но его не пресек.

Возможны ли юридические последствия перевода и издания произведений иностранного автора без договора, но: 1) с его устного согласия; 2) с его письменного согласия?

Ответ на этот вопрос перекликается с ответом на вопрос 4. Договор заключается согласно действующему законодательству в письменной форме, т. е. устная форма, кроме использования в СМИ исключается. А что такое письменное согласие? Если письменное согласие автора включает все особые условия издательского лицензионного договора, предусмотренные в ст. 1287 ГК РФ, полагаю, можно такое согласие признать законным основанием для издания произведения. Если произведение будет выпущено без договора - для издателя наступает ответственность согласно ст. 1301 ГК РФ, а именно:

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Свободное использование охраняемых произведений

Позволяет ли наш закон об авторском праве частное копирование? Что означают "частные копии" с точки зрения нашей национальной практики?

Согласно ст. 1273 ГК РФ. Свободное воспроизведение произведения в личных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

"Частные копии" с точки зрения нашей национальной практики означает: 1) воспроизведение производится гражданином; 2) исключительно в личных целях и 3)относится к правомерно обнародованному произведению. Копия произведения, полученная в соответствии с данной нормой, не может распространяться, она может использоваться только для удовлетворения личных потребностей того гражданина, который ее изготовил [12, с. 922].

2.2 Частные моменты нормативно-правового регулирования авторского договора

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшних условиях значение договорно-правовых отношений в гражданском обороте прав на интеллектуальную собственность увеличивается. Наше государство все больше внимания уделяет инновациям, высоким технологиям, поскольку от этого зависит наше благополучие и качество жизни.

Естественно встает вопрос о наличии законодательства, которое бы тщательно и продуманно регулировало договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. регулирует отношения с автором произведения. Однако при анализе авторских договоров первоочередно следует обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Выдающийся писатель и философ Джубран Хамиль однажды сказал, что «произведение искусства – это туман, изваянный в образ». И он был прав, ведь создание произведения – творческая работа, и не каждому дано быть выдающимся драматургом, музыкантом, художником, хореографом или архитектором. Творческие люди живут в своем мире, а создавать шедевры им помогает вдохновение.

Но создав произведение, все авторы сталкиваются с проблемой о том, как бы обнародовать свое творение, показать его всем желающим, донести до них смысл творческой работы. И тут к ним на помощь приходят авторские договоры, служащие целям реализации творческого труда авторов.

Как известно, законодатель не использует понятие «авторский договор» как таковой. Зато предусматривает три типа договоров, которые могут быть заключены в отношении любых результатов интеллектуальной деятельности (в том числе произведений науки, литературы и искусства): 1) договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ), 2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286, 1287 ГК РФ) и 3) договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Новеллой действующего законодательства стал договор об отчуждении исключительного права, сделав возможным переход исключительного права правообладателю в полном объеме. К существенным условиям договора следует относить условия о предмете договора, а также о вознаграждении (в возмездном договоре).

Лицензионный договор представлен двумя видами: на основе простой (несключительной) лицензии или исключительной лицензии. Отличие состоит в том, что при заключении договора первого вида у лицензиата (правообладателя) сохраняется право выдачи лицензий на тот же способ использования. Однако при заключении договора второго вида у лицензиара отсутствует право выдачи лицензий на тот же способ использования произведения. К существенным условиям лицензионного договора можно отнести условия о предмете договора, способах использования произведения и цене возмездного лицензионного договора.

По договору авторского заказа автор обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Существенными условиями договора авторского заказа являются предмет, срок и вознаграждение (в возмездном договоре).

Договор авторского заказа может быть трех видов, по которым автор обязуется:

создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение;

создать объект интеллектуальной собственности, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение;

создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения.

Нельзя не отметить схожесть договора авторского заказа с договорами подрядного типа, по которым одна сторона по заданию или заказу другой стороны (заказчика) обязуется выполнить работу и предоставить заказчику результат. Бытует мнение, что второй и третий виды договоров авторского заказа являются смешанными, так как сочетают в себе и элементы договоров по выполнению работ, и элементы договоров по передаче исключительных прав на произведение, а именно: условия договора об отчуждении и лицензионного договора.

Говоря о месте авторских договоров в системе гражданско-правовых договоров, следует определить их юридическую природу. К авторским договорам применяются общие положения об обязательствах и договоре. Авторские договоры относятся к имущественным, взаимным, консенсуальным, каузальным типам договоров по имеющимся в гражданском праве классификациям. Также авторские договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными.

Законом предусмотрена письменная форма договоров с автором произведения под страхом недействительности договора. Авторские договоры не подлежат государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Однако есть исключение, касающееся программ для ЭВМ и баз данных: ст. 1262 ГК РФ предусматривает добровольную регистрацию исключительного права. Но если такая программа для ЭВМ или база данных уже зарегистрированы, то договор об отчуждении исключительного права или иной переход исключительного права подлежит государственной регистрации. Иначе такой переход считается несостоявшимся, а договор недействительным.

Авторские договоры наряду со схожестью с гражданско-правовыми договорами имеют ряд своих уникальных характеристик, которые закреплены в главах 69-70 ГК РФ. Авторские договоры призваны защитить права сторон в возникшем обязательстве, реализовать на практике схему перехода исключительного права от правообладателя к пользователю, а также облегчить культурный обмен между автором и обществом, сделать его доступным [13, с. 17].

Заключение

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшних условиях значение договорно-правовых отношений в гражданском обороте прав на интеллектуальную собственность увеличивается. Наше государство все больше внимания уделяет инновациям, высоким технологиям, поскольку от этого зависит наше благополучие и качество жизни.

Естественно встает вопрос о наличии законодательства, которое бы тщательно и продуманно регулировало договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. регулирует отношения с автором произведения. Однако при анализе авторских договоров первоочередно следует обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ ознаменовало собой совершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства.

С 1 января 2008 года вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации. В Законе 231-ФЗ от 18 декабря 2006 г. "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 2, подп. 41) установлено, что Закон РФ от 09 июля 1993 года 5351 "Об авторском праве и смежных правах" утратил свою силу. В настоящее время вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и авторские права регулирует Гражданский кодекс РФ.

При рассмотрении института служебных результатов интеллектуальной деятельности следует обратиться к п. 3 ст. 1228 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другими лицам по иным основаниям, установленным законом.

При создании работником результата интеллектуальной деятельности при выполнении работ в интересах работодателя возникшее у работника исключительное право на такой результат переходит к работодателю. Такой переход представляет собой установленное законом основание перехода исключительного права в смысле п. 3 ст. 1228 ГК РФ.

Передача принадлежащих автору исключительных прав на созданное им произведение возможна преимущественно на основе договора, а также и по иным основаниям, предусмотренным в законе. Нормы части четвертой ГК РФ о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации применяются к договорам, заключенным после введения в действие части четвертой ГК РФ, в том числе к договорам, предложения заключить которые были направлены до 1 января 2008 года и которые заключены после 1 января 2008 года. Обязательные для сторон договора нормы части четвертой ГК РФ об основаниях, о последствиях и о порядке расторжения договоров применяются также к договорам, которые продолжают действовать после введения в действие части четвертой ГК РФ независимо от даты их заключения. С принятием части 4-й ГК РФ потеряло свое значение понятие "авторский договор". С 1 января 2008 года передача прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (объекты авторского права) может осуществляться на основе договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора о предоставлении права использования произведения. Отчуждение исключительного права на произведение или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах также допускается условиями договора авторского заказа. Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации вызвало весьма неоднозначные отзывы со стороны специалистов в сфере интеллектуальных прав: создателей закона обвиняли в том, что он содержит чрезмерное число административных норм, не соответствует ряду положений международных договоров Российской Федерации, да и в целом крайне далек от совершенства. Не ставя здесь цели вступать в полемику с критиками четвертой части, отметим один из основных и несомненных плюсов данного закона - он не просто систематизировал, но и унифицировал нормы действовавших до 1 января 2008 г. законов, регулировавших отношения в сфере интеллектуальных прав. Кодекс интеллектуальных прав, каковым с полным правом может называться четвертая часть ГК, привел данные нормы "к единому знаменателю", попутно избавившись от ряда существовавших в специальных законах противоречий.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. [Текст]: Российская газета, № 237, 25.12.1993

О концессионных соглашениях: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07. 2005 г. N 115-ФЗ [Текст]: Российская газета, № 3830, от 26.07.2005 г.

Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. N 178 г. Москва [Текст]: Российская газета, № 3453, от 13.04.2004

Аверьянов, А.В. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности [Текст]: Государство и право. – М.: Наука, 2014. - ISSN 0132-0769. 2006. - № 2, с. 11-15

Алексеев, С.С. Гражданское право [Текст]: С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало. – М.: Велби, 2014. – 480 с. – ISBN 5-482-01152-6

Беспалов, Ю.Ф. Гражданское право. Особенная часть [Текст]: Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. – М.: Ось-89, 2015. – 502 с. – ISBN 978-5-98534-620-6

Волкова, Т.И. Интеллектуальная собственность в науке и технике [Текст]: Государство и право. – М.: Наука, 2013. - ISSN 0132-0769. 2008. - № 5, с. 21-24

Грудцына, Л.Ю. Гражданское право Российской Федерации [Текст]: Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. – М.: Юстицинформ, 2014. – 559 с. – ISBN 978-5-7205-0874-6

Дозорцев, В.А. Отношения по поводу служебных объектов интеллектуальной собственности как предмет авторского права [Текст]: Государство и право. – М.: Наука, 2007. - ISSN 0132-0769. 2015. - № 11, с. 36-41

Иванов, С.Д. Какими нормативными актами регламентируется передача авторских прав [Текст]: Государство и право. – М.: «Норма», 2013. - ISSN 0132-0769. 2013. - № 29-33

Козырев, А.Н. Развитие законодательства об интеллектуальной собственности [Текст]: Государство и право. – М.: Наука, 2011. - ISSN 0132-0769. 2011. - № 9, с. 33-37

Коршунов, Н.М. Гражданское право [Текст] Н.М. Коршунов. – М.: Эксмо, 2014. – 1072 с. – ISBN 978-5-699-21328-3

Лабзин, М.В. Существенные условия авторских договоров [Текст]: Закон. - М.: Известия, 2015. - ISSN 0869-4400. 2015. - № 7, с. 14-18

Мозолин, В.П. Гражданское право [Текст]: В.П. Мозолин. - М.: Юристъ, 2013. – 719 с. – ISBN: 5-7975-0828-1

Рассолова, Т.М. Гражданское право [Текст]: Т.М. Рассолов. – М.: «Юнити», 2016. – 847с. ISBN 978-5-238-01871-3

Приложение 1

Рисунок 1- Основные условия авторского договора