Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербальной коммуникации людей)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: в психологии и смежных науках ведется постоянное изучение эмоций. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые рассматриваются как один из факторов успешного развития личности человека [12, 24, 26]. Эмоции рассматриваются как абсолютный «сигнал» полезного или вредного воздействия на организм, который нередко возникает до того, как определяется его воздействие на организм и специфика ответной реакции [3]. При общении с людьми «сфера эмоциональных переживаний трактуется предельно широко» — от неравнодушия ко всему происходящему до аффектов [8]. «Для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний в психологии утвердилось понятие «настроение» [16].

Существует тесная взаимосвязь между эмоциями и общением. Общение – важный процесс в жизни каждого человека, благодаря которому развивается психика человека. Невербальное проявление эмоциональных состояний человека – один из видов проявления общения. Ведь оно составляет от 60 до 95% информации, которую люди неосознанно предъявляют окружающим. С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения.

Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим. Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

Все вышесказанное определило актуальность работы.

Цель: изучить процесс взаимодействия эмоционального состояния и физиологических показателей человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты невербальной коммуникации людей
  2. изучить природу эмоций
  3. рассмотреть невербальное проявление эмоций.

Объект - психофизиология

Предмет - эмоциональные проявления состояний человека

Эмпирическая база. Опорой данной работы послужили теоретические положения психологии эмоциональных явлений (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, Б.X.Варданян, П.Б.Зильберман, К.Е.Изард, А.Е.Ольшанникова, А.М.Прихожан, Я.Рейковский). Важнейшими методологическими ориентирами послужили: субъектно-акмеологический подход к изучению психического и профессионального развития (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, М.Р.Битянова, И.В.Вачков, А.А.Деркач, Ю.М.Забродин, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Е.А.Милерян, Л.М.Митина, В.Д.Шадриков, Л.Б.Шнейдер), личностный подход, раскрывающий взаимосвязь и взаимовлияние эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных и волевых особенностей личности (Л.И.Анцыферова, К.К.Платонов, А.А.Реан).

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Цель и задачи написания работы определили ее структуру и логику.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербальной коммуникации людей

Понятие и функции невербального общения

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем [5].

Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно.

В конце XXв. возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает информацию о собеседнике, а также возможность изучать самих себя.

Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века.

В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п.

Владея знаниями о функциях невербального языка, можно контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Это очень важно так, как «язык тела» выражает наше подсознание, и люди доверяют больше невербальным средствам, нежели вербальным.

Функции невербального общения:

  1. Дублирование речи и подкрепление ее доказательствами в виде эмоций. Когда мы жалеем человека, мы его можем обнять, погладить.
  2. Регуляция межличностных отношений.
  3. Жесты, мимику, позы очень часто невозможно контролировать, тем самым они и выдают истинное лицо человека. Если человек что-то неимоверно красиво рассказывает, его невербальные жесты могут показывать совсем другое.
  4. Невербальные сигналы часто заменяют речь (кивок головой как знак согласия, пожимание плечами как сомнение в чем-либо, мах рукой для призыва и т.д.).

Невербальная коммуникация – особая разновидность взаимодействия между людьми с помощью неречевых знаков, интерпретируемых с учетом конкретной ситуации.

Как известно, при знакомстве в первые 12 секунд общения 92 % информации собеседники получают невербально, и в целом основная информация о взаимоотношениях людей передается собеседниками друг другу в первые 20 минут общения [8].

Отмечается, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал – для обсуждения межличностных отношений [2]. Следовательно, невербальный сигнал несет примерно в пять раз больше информации, чем вербальный.

Коммуникация представляет собой синкретичный процесс, включающий как вербальный, так и невербальный коды передачи информации (жесты, мимика, позы и др.)

Невербальные сообщения могут передаваться и восприниматься с помощью разных сенсорных каналов – визуального (язык жестов, мимика, позы), кинестетического (осязательные ощущения), обонятельного (восприятие запахов), аудиального (звукового) и др. Все эти невербальные «сигналы» выражают разные состояния и интенции (побуждения, эмоции) человека и для эффективного общения с собеседником требуют декодирования.

Под декодированием невербальной коммуникации понимается совокупность знаков, сопутствующих речевым сообщениям и передающих информацию при помощи специального «языка» перцептивных образов, фиксирующего «то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от <…> социальной, исключая слово, слышимое и видимое» [10].

Эти коды классифицируются следующим образом:

  1. Выразительные движения тела – так называемый «телесный код», или экспрессивное поведение личности, представленное такими средствами, как мимика, жесты, позы и т.д.
  2. Звуковое оформление речи – «просодический код» (высота, громкость, скорость, ритмичность, хезитации, фонации и т.д.).
  3. Определенным образом организованная окружающая человека микросреда (от обстановки квартиры до расстояния, на котором конкретный человек предпочитает говорить с собеседником) – «пространственный код», или проксемика.
  4. Использование материальных предметов, имеющих символическое значение – «предметно-символический код» (букет к дню рождения как знак внимания / влюбленности / этикетный жест и пр.; опущенная штора на окне как условный сигнал «входить нельзя» для посвященного; белый флаг как символ признания поражения и т.д.).

Важно иметь в виду, что все эти невербальные сигналы воспринимаются как определенные послания только в том случае, если за каждым из них закреплено соответствующее значение, понятное членам определенного социума (микросоциума) и в целом носителям конкретной лингвокультуры. Например, в русской традиции траур маркируется черным цветом одежды, а у некоторых восточных народов траурной считается белая одежда; покачивание головой из стороны в сторону у большинства славян означает несогласие /сомнение, а у болгар – наоборот, подтверждение / согласие и т.д. При этом следует помнить, что даже в рамках одной культуры невербальные знаки могут иметь альтернативное прочтение, иначе говоря, должны декодироваться с учетом конкретного ситуативного контекста. Например, покашливание может свидетельствовать просто о том, что человек простудился, однако в ситуации на экзамене это может быть сигналом одного студента для других о том, что преподаватель, вышедший за дверь, возвращается (= «прячь шпаргалку»). В другой ситуации, например, во время доклада на конференции /ответа на экзамене покашливание может выдавать волнение говорящего и т.д.

Благодаря двойственности значения многих невербальных сигналов их нередко предпочитают использовать вместо вербального эквивалента» [4].

Типы невербальных коммуникаций

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника (рис. 1).

C:\Users\Мария\Desktop\neverbal_proyavl_emocii.jpg

Рис. 1. Типы невербальной коммуникации

Кинестика (Изучает невербальные коммуникации, которые осуществляются с помощью телесных движений, причем каждое из них имеет определенное значение. Кинестика является видом и технологией невербальной коммуникации).

Все движения тела могут нести определенное значение, которое проявляется в особой коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл.

Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система.

На людей заметно влияет видимая динамика, активность тела. Конкретные функции телодвижений возможно исследовать. Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования.

Активность тела имеет определенный стиль, индивидуальные особенности и общие черты с другими.

Вокалика или паралингвистика. (Голосовые эффекты сопровождают слова. Это тон, скорость, сила, вид голоса, паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой особый смысл. Эти средства часто рассматриваются как вокальные ключи. Они говорят об эмоциях людей. Например, если человек достаточно сильно зол, то он произносит слова очень медленно и раздельно, делая паузу между ними, для того чтобы произвести специальный эффект. Паралингвистика характеризует личность. Например, манера речи может говорить нам о жесткой или мягкой личности. Исследования объяснили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная и громкая речь сильнее убеждает людей).

Физические свойства или физикатика. (Привлекательность, красивое тело, допустимый вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям или к людям с физическими недостатками давно укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности).

Хаптика или такесика. (Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, разными способами и в разных местах. Это могут быть профессиональные, ритуальные, дружеские и вражеские, любовные касания).

Проксемика (Связана с восприятием и использованием социального и личного пространства в коммуникации, дистанция между партнерами, организация пространства при беседе и др. Человек будто бы окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды).

Существует 3 вида пространства:

Фиксированное, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами в комнаты.

Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.

Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

Хрономика (Изучает распределение времени в общении. Например, в западных странах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают негативное отношение, люди, которые опаздывают или не выполняют задания в определенный срок. В восточных странах отношение ко времени не такое жесткое. Также у мужчин и у женщин различное представление о пунктуальности).

Артефакты или артефактика. (К артефактам относится одежда, украшения. Одежда каак наиболее сильный фактор. Она должна соответствовать обстановке, социальному статусу и т. д.).

Ольфактика. (Изучает запахи. Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике).

Существуют некие особенности запахов:

    • Слепота на запахи — это невозможность различать запахи, это может затруднять общение с людьми.
    • Адаптация к запаху — это привыкание к определенным видам запахов.
    • Память о запахе — некоторые запахи могут остаться в памяти и вызывать приятные или неприятные воспоминания.
    • Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов.
    • Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и различие одних запахов от других.

Эстетика (Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, она стимулирует или же ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели должны вызывать только благоприятные ощущения. Допустим, во многих учебных заведениях светло зеленые стены, так как этот цвет положительно влияет на психику. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей. В каждом месте они должны соответствовать конкретному помещению или ситуации) [1].

Роль невербальных средств общения для современности

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме общения в профессиональной деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только малая часть информации передается с помощью вербальных []. Эти данные заставляют задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, заставляют обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка телодвижений6.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой различной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, интонации, мимику, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, состояние симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, так как позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении.

Невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они могут быть врожденными или приобретенными при социальном развитии человека, биологическими, социальными.

Зная различные виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, так как коммуникация невербального типа осуществляется всеми органами чувств, из которых и формируется коммуникативный канал.

Невербальные коды могут совершенно одновременно передавать разные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они очень часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер.

Невербальные знаки могут нести информацию разных типов.

I. Информация о личности коммуникатора, которая характеризует:

  • особенности темперамента человека (активная жестикуляция, например, – свидетельство холерического темперамента);
  • эмоциональное состояние личности в данной ситуации (например, человек, испытывающий радостное возбуждение, не может скрыть улыбку, независимо от темы разговора);
  • «Я-образ» и самооценку коммуникантов;
  • личностные свойства и качества;
  • уровень коммуникативной компетентности (то, как человек вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
  • социальном статус участников общения;
  • принадлежности субъектов коммуникации к определенной группе или субкультуре.

II. Информация об отношении участников коммуникации друг к другу:

  • желаемый уровень общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность коммуникантов). Например, поза «отзеркаливания» собеседника говорит о настроенности на контакт с ним или намеренной подстройке к лицу более высокого социального статуса;
  • характер, или тип, взаимодействия между участниками общения (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение),
  • динамика взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.). Например, безразличное выражение лица, позы закрытости, поворот головы в сторону от собеседника, отведение взгляда и т.п. – свидетельство нежелания продолжать разговор.

III. Информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие друг с другом.

Она сигнализирует о включенности коммуникантов в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение, раздражение и т.п.).

В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить сигналы тревоги или же раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения. Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию7.

Правильная интерпретация действий и намерений партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.

Глава 2. Проявления чувств и эмоций в жизни человека

Понятие о эмоциях и механизмах их возникновения

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления".

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции [2].

В интроспективной психологии эмоции – это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса-Ланге эмоции – это производные физиологических процессов [7]. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса-Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека – это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений [6]. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал: "Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование" [9].

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс - с позиции "периферической" теории.

П. Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно (последние возникают несколько позже) [11].

Резко критиковал теорию Джеймса-Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции [15].

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека. эмоциональный физиологический реагирование экспрессивный [18].

В концепции эмоций отечественной (рефлексивной) психологии эмоции – это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга [20].

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания [12].

Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах [3].

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно-физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов [1].

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета [5].

Формы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:

  • знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;
  • влияние на поведение и деятельность;
  • интенсивность, то есть глубина переживания;
  • и величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью , под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью [13].

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • эмоции (включая аффекты);
  • и настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:

  • эмоциональный отклик,
  • эмоциональную вспышку
  • и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом [14]. Они открыли существование "кратковременных выражений" лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешнее проявление более заметным.

Самое же заметное проявление, которое замечают и легко описывают большинство людей, является эмоциональный взрыв. Он характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

Компоненты эмоционального реагирования

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:

  • импрессивный;
  • физиологический;
  • экспрессивный внутреннее переживание

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста используется методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального поведения личности" [17].

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления.

Более подробно рассмотрим физиологический и экспрессивный компоненты эмоционального реагирования.

Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким как например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу. Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.

Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого "детектором лжи". К сожалению данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так, например, сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.

Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.

Как было сказано выше, в своей теории У. Джеймс и Г. Ланге считали, что эмоция невозможна без физиологического изменения []. Уильям Джеймс особый упор делал на интенсивность физиологического эмоционального реагирования, ставя чуть ли не в прямо пропорциональную зависимость переживание самой эмоции.

Девид Лайкен писал об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. Так при эмоциях стенического типа выделяется адреналин, а при эмоциях астенического типа - норадреналин. [19]

А.К. Попов показал. Что физиологические проявления при предъявлении приятного звука, в отличие от их проявления при предъявлении неприятного звука, были менее четки и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены и при внушении человеку под гипнозом приятных и неприятных сновидений. К такому выводу также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой [16].

Как уже отмечалось, эмоции субъективны и способны вызывать разные физиологические реакции. Так у одного человека стресс вызывает увеличение ЧСС, у другого повышение давления, а у ребенка аффективные респираторные судороги.

Направленность изменения электрических потенциалов мозга также зависит от знака эмоционального реагирования.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

В порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голоса. К экспрессивному компоненту эмоционального реагирования относят:

  • речевые средства;
  • мимические средства;
  • пантомимические средства;
  • жестикуляционные средства
  • внимание к своей внешности;

Гросс и Джон обнаружили, что существует несколько аспектов эмоциональной экспрессивности [19]. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях удалось установить три аспекта:

  • силу внутренних эмоциональных реакций,
  • степень выражения позитивных эмоций,
  • степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от характеристик эмоций, а также ряда факторов, определяются и характеристики выраженности экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций проявляет себя еще во внутриутробном развитии.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

Мимические средства экспрессии

Человеческое лицо обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки. В этом Леонардо да Винчи особую роль придавал бровям и рту. Лев Николаевич Толстой описывал около сотни оттенков улыбки и чуть меньше выражений глаз, раскрывающих эмоциональное состояние человека [21].

Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.

На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского оказывают влияние такие факторы как [25]:

  • врожденные мимические схемы, которые соответствуют определённым эмоциональным состояниям;
  • приобретённые способы заучивания, которые произвольно контролируемы;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду.

Уже у десятимесячного ребёнка появляются различия в улыбках. С возрастом это различие увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики [18]. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения "выражения лица" имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию.

В. А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова отмечали то, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части [3]. Вопреки общему мнению ведущие признаки не локализуются в области глаз. Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой смысловой центр лица, в котором аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей лица.

Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, которые представляют собой синтез произвольных и непроизвольных способов реагирования, зависят также от культурных особенностей данного народа. У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции, что и описал О. Клайнбер, изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе [8].

Психомоторные средства экспрессии

Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин [22]. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.

Чтение экспрессивных движений — сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет следующие виды жестов [23]:

  • адаптеры,
  • регуляторы,
  • иллюстраторы,
  • эмблемы.

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы – это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров [24]:

  • среднее время передачи;
  • количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
  • степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".

Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

Звуковые и речевые средства экспрессии

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:

    • интонационное оформление,
    • четкость дикции,
    • логическое ударение,
    • чистота звучания голоса,
    • лексическое богатство,
    • свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона [18].

Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона [24].

По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы [21].

Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность [2].

А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса [15].

Различия в эмоциональной экспрессивности

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько [12]. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана [23]. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том , что американцам и японцам показывался фильм [15]. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.

Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными" [22].

А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре [12].

Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, – это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания [25].

Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не

каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности

выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:

    • чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,
    • неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других
  • людей;
    • невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;
    • чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе "Восприятие человека человеком" указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего [18].

Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек [17]:

    • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия
  • эмоционального переживания у себя или у другого человека;
    • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
    • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

    • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
    • может контролировать внешнее выражение эмоций;
    • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Итак, эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального

Глава 3. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

    1. Невербальное проявление эмоций

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогают невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему [26].

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов (рис. 2 - 3).

C:\Users\Мария\Desktop\neverbal_proyavl_emocii3.jpg

Рис. 2. «Жесты»

C:\Users\Мария\Desktop\mimika4.jpg

Рис. 3. Мимика

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость [31].

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить [32]. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Итак, нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того, как эмоция будет оценена мозгом [33]. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

    1. Проявление мимики и эмоций через невербальное общение

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико-кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны [27]:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST, значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости. (рис. 4).

C:\Users\Мария\Desktop\mimika.jpg

Рис. 4. Распознавание эмоций

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика — это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует [28]. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние (рис. 5).

C:\Users\Мария\Desktop\mimika2.jpg

Рис. 5. Эмоции

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено [37]. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи [29].
  11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх [36].
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд [35]. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Характеристика проявления различных невербальных эмоций

3.3.1. Голос

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее [32].

Характеристики голоса

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора [33].

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.

Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.

Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.

Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.

Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

3.3.2. Мимика

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную [29].

Характеристики взгляда

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.

Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.

Прямой означает интерес и готовность общаться.

Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.

Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.

Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.

И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.

Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.

Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

3.3.3. Проявление чувств

Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.

Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.

Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз [26].

Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

3.3.4. Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне [33].

Характеристика

Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.

Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

Оборона – скрещённые руки на груди, либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу [34].

Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.

Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

3.3.5. Характеристика походки

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости [35].

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

3.3.6. Характеристика позы во время сна

На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.

На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.

На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.

На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.

На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.

Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.

Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.

Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.

На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

C:\Users\Мария\Desktop\pozy-vo-sne.jpg

Рис. 6. Позы сна

Итак, интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальная коммуникация очень эффективна и намного больше несет информации, чем вербальная.

Активное использование невербалики ведет к улучшению коммуникации. Если же невербалика и словесные сигналы не совпадают, то люди будут ориентироваться на информацию, переданную с помощью невербалики.

Все неречевые сигналы могут по-разному проявляться у людей разного возраста и социального статуса. Например, если человек мало использует невербальные средства общения, значит он чувствует свое высокое положение в обществе.

Невербальное общение очень сложно поддается контролю. Такое общение спонтанно и непроизвольно. С его помощью человек может подтверждать, опровергать словесную информацию, выражать свои чувства и эмоции, восполнять недостаток слов. Это общение позволяет составить четкий образ собеседника. Люди, которые изучают невербальные средства общения, могут с легкостью создать о себе нужное впечатление.

Некоторые люди от природы очень подвижны и эмоциональны. Соответственно, и их жестикуляция будет интенсивной. Жесты не свойственны спокойным, сдержанным людям.

Лучшим жестом считается тот, который никто не заметит и который сольется со словом и только усилит его воздействие на собеседника. Максимальной эффективности от общения можно добиться при гармоничном сочетании мыслей и слов.

Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания.

Умение правильно толковать невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений. Изучение невербальных средств коммуникации приведет к приятному общению с партнерами по бизнесу или просто близкими друзьями. В любой ситуации человек найдет нужные слова и с легкостью поймет своего собеседника.

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи с чем носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
  2. Атай, Е.Г. Чтение по лицам и жестам для начинающих / Елена Атай. - М.: "Издательство "Эксмо", 2014. - 389 c.
  3. Багдасарова Н.А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур. М., 2014 – 302 с.
  4. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений // Вопр. Психологии. 1988 №54. С. 131-140.
  5. Вемъ, А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз / А. Вемъ. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
  6. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.
  7. Гласс, Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам / Лиллиан Гласс. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
  8. Голуб, О.Ю. Теория коммуникации: учебное пособие/О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова.-М.: Дашков и К, 2011.-86 с.Изард К. Психология эмоций. –М., 2009.
  9. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.
  10. Дмитриева, Л. И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
  11. Жалпанова, Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов / Л.Ж. Жалпанова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c.
  12. Изард К. Эмоции человека. М., 2010.
  13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2014.
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2011.
  15. Козьяков, Р. В. Психология управления : учеб. пособие / Р. В. Козьяков .-М. : Московский государственный университет печати, 2012.-15 с.
  16. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 2016.
  17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 2009.
  18. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2014.
  19. Лотоцкая Ю. Мы говорим на одном языке? // Люди дела. — 2013. — № 9.- С. 15-19.
  20. Малышкина, М. В. Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым / М.В. Малышкина. - М.: АСТ, Сова, 2014. - 234 c.
  21. Мальцева, И. А. Жесты. Привет - пока / И.А. Мальцева. - М.: Карапуз, 2015. - 578c.
  22. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.,2012.
  23. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.
  24. Межличностное общение: Учебник. – Спб., 2011.
  25. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.,2011.
  26. Невербальные коды и языки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:www.enekto.wordpress.com (Дата обращения 27.09.2019)
  27. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 2002.
  28. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.
  29. Равенский, Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика / Н.Н. Равенский. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252 c.
  30. Рюкле Хорст. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
  31. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.
  32. Роль невербальных средств общения для современного человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:www.moyuniver.ru (Дата обращения 27.09.2019)
  33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  34. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  35. Спейс, Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов / Дэвид Спейс. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
  36. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.
  37. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2014.
  38. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
  39. Штробель, Т. Я знаю, что ты чувствуешь. Как понять своего собеседника по движениям тела, мимике и эмоциям / Татьяна Штробель. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, - 2015. - 315 c.