Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры)
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Принципиальное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в процессе которого усваиваются познания, умения и способности, формируются личностные качества, которые позволяют человеку приспособиться к наружным условиям и проявить свою особенность.
Актуальность темы курсовой работы. Особенное внимание к дилемме развивающего обучения учащихся школ вызвано тем большим значением, которое обучение имеет для развития малыша. Величавый чешский преподаватель Ян Амос Коменский (1592—1670) в собственном труде «Величавая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» обширное значение. Я. А. Коменский считал, что дидактика представляет собой искусство не лишь обучения, да и воспитания.
В развитие дидактики как науки занесли значительный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и иные научные работники.
Объектом истинной работы является развивающее обучение учащихся школ.
Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.
Задачей работы является умение верно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание обучающихся.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи: обучение детей с помощью игры; способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности; выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками; познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.
Методика исследования: теоретический анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, тестирование и собеседование с учащимися, организация и проведение экспериментального исследования.
Достоверность основных положений и выводов исследования определяется непротиворечивостью концептуального аппарата исследования, полнотой и систематичностью обработки материалов, многосторонней оценкой результатов всеми участниками образовательного процесса.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1 Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
В современном, полном контрастов и разногласий мире происходят значимые изменения и изменения, которые отражаются на всех сферах людской жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности собственного предстоящего пути развития в критериях бессчетных катастроф и катаклизмов как природного, так и общественного характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве среди наиболее широких сфер человеческой деятельности, в связи с тем, что в нем использовано более миллиарда обучающихся и около пятидесяти миллионов преподавателей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесновато взаимосвязано с определением новых парадигм грядущего общества.
Педагогика сейчас сосредоточивается на социальной роли реконструкции и прогрессивного развития общества в согласовании с образовательными целями, которые отвечают нуждам населения земли. Философия образования современного шага развития общества призвана соотносить общественно-финансовые и индивидуально-культурные требования. Самыми нужными и прибыльными инвестициями являются вложения в человека и его совершенствование, потому просвещенное развитие социума может быть только при условии увеличения статуса и престижа образованности. Именно благодаря образованию и целенаправленному обучению происходит формирование людской личности, ее духовноценностных ориентации.
Дидактика как особенный педагогический метод теоретического осознания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. В итоге, объект исследования дидактики как науки представляет собой связь фактически процесса образования и обучения как явлений беспристрастной образовательной действительности, где обучение выступает в качестве образовательного средства[1].
Для разработки фактически дидактической методике наибольшую значимость приобретает общенаучный уровень, который связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисциплин (философских, соц, культурологических, естественно-научных, исторических) и внедрением характерных им методологических оснований и фактически способов экспериментального исследования. В этом контексте начальным положением для дидактики становится психическая теория зания, которая определяет закономерности учебно-познавательной деятельности и пути управления ею. Это описывает связь дидактики с философией как одним из источников заполнения образовательного содержания в области проявления соц законов.
В текущее время дидактика концентрирует внимание на разработке вопросов теории обучения. Трудности воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, однако ни обучение, ни образование без воспитания не есть. Отсюда получается, что дидактика — это педагогическая теория обучения, которая дает научное обоснование его содержания, способов и организационных форм.
Некоторые создатели вкладывают более широкий смысл в понятие «дидактика».
Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, способах, средствах и организационных формах.
Андреев В. И. думает, что и подобное определение является недостаточно полным, в связи с тем, что, во-1-х, существует не одна, а несколько довольно аргументированных и действенных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и остальных видов и типов обучения. Во-2-х, в особенности в последние годы в дидактике все более поочередно и серьезно проводится идея, что дидактика не завершается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Потому более полным, считает автор, будет последующее определение дидактики[2].
Дидактика — это наука о теориях образования и разработках обучения.
Дидактика как наука имеет собственный предмет. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные базы содержания образования, способы, формы, средства обучения.
Германский преподаватель и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические базы дидактики, придав ей статус единой теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью преподавательства, а ее предмет — воспитывающее обучение — интерпретировал как важный фактор воспитания.
Значимый вклад в решение важных вопросов научной дидактики занес выдающийся российский преподаватель Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко исследовав процессы психологического развития и воспитания детишек, он почти все сделал для раскрытия сути обучения[3].
Тесноватую связь обнаруживает дидактика с образовательной, возрастной, социальной психологией, психологией личности, изучающими главные подходы к развитию личности в процессе обучения, также индивидуальности созревания психологических функций и закономерности освоения образовательного содержания.
Определенные связи есть меж дидактикой и искусством, эстетикой, в связи с тем, что процесс формирования личности совершается и по «законам красы», на базе специфично эстетического освоения мира.
При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин особое место занимают данные кибернетики как науки об управлении трудными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке инфы в целях моделирования и исследования психолого-педагогических действий. Оптимизация процесса управления обучением связана также с появлением теории программированного обучения и его компьютеризацией[4].
Не считая этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (личных дидактик), в связи с тем, что содержит конкретные технологии их исполнения на практике. Предметные методики, со своей стороны, занимают среднее положение меж самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, в связи с тем, что анализируют индивидуальности и закономерности обучения конкретных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), также их специфику на разных образовательных ступенях (методика исходного обучения, дидактика высшей школы и т.д.)
Концептуальные основания дидактики, как считают Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют последующие принципиальные положения:
-вариативность, т.е. теоретическое признание беспристрастного многообразия технологий обучения и их исполнения на практике;
-фундаментальность, которая предполагает направленность на обобщенные и всепригодные познания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;
-индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в согласовании с особенностями каждого некоторого индивидума;
-теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонент преподаваемых познаний;
-плюрализация, сплетенная с необходимостью принимать решения в критериях множественности образования мира;
-целостность и интеграция как богатого по содержанию, так технологического компонент образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного познания на базе интеграции материалов из разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей[5].
1.2 Педагогика игры
Одна из основных сфер воспитания детишек до школы — игра. Поэтому при разработке вопросов публичного дошкольного воспитания, конечно же, к ряду основных относятся воспитательные возможности игры.
Беря во внимание эти возможности, следует разглядывать игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.
Игра как деятельность малыша развивается по своим законам. Зависимо от того, как исследованы закономерности игровой деятельности, удается в большей либо наименьшей мере использовать их для педагогических задач.
Детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняются их содержанию. Появляется методика «стимуляции» игр, т. е. воздействия на их направление методом организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому либо иному организующему моменту[6].
Нередко требовались огромные усилия преподавателей, чтоб удержать интересы детишек в теме игры, которая определялась организующим моментом. Конечно же, интересы детишек выходили за границы этой темы. «Современность» того либо другого организующего момента оказывалась далековато не «современной» для стремительно текущих и изменяющихся игровых интересов детишек. Ценная сама по для себя мысль направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает тут неверное выражение.
Игра станет влиятельным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет применена для организации жизни детишек и их деятельности. Это означает, что главнейшие проявления жизни детишек дошкольного возраста, а конкретно их интересы, запросы, общение и т. д. будут организовываться и удовлетворяться играми и в формах игры[7]..
В жизни детишек дошкольного возраста есть уже достаточно развитое публичное начало. Проявляется оно в том, как дети общаются вместе, какие совершают поступки, какие активизируются формы поведения, интересы и т. д. Это публичное начало педагогика игр употребляет от варианта к случаю. При этом в играх мы имеем дело с обществом детишек, а как следует, с публичным воспитанием. Представить жизнь малыша в игре как изолированное существование некоторой личности просто невозможно. Как следует, в игре нельзя ограничиться воспитанием некоторой личности малыша вне играющего коллектива. Речь тут может идти лишь об публичной жизни детишек, о приобретении ими публичных способностей поведения, о придании играм этого характера и направления, этого содержания, чтоб они побуждали детишек к положительным факторам поведения и отношения.
Игра как форма организации жизни и деятельности детишек в детском саду опирается на это публичное начало и употребляет его. Конкретно в этих критериях, т. е. по отношению к организации жизни детишек в детском саду и их деятельности, появится и настоятельно потребуют воплощения широкие воспитательные задачки, которые связаны с ежедневной жизнью детского коллектива, подобные, как воспитание норм публичного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование особенности и т. д.
Суть в том, что почти все из этих задач в педагогике детсада решались словесно, в виде внушения детям, не делая упор на ход детской жизни. К примеру, отлично известен факт, что воспитателям нередко приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают меж детками в их играх. Явление полностью объяснимое, в связи с тем, что игра для малыша — полное проявление его личности. Столкновения и разногласия тут естественны. Противоестественно другое — то, что эти явления нередко разглядывают как нечто случайное и воспитатели не числятся с тем, что в этих фактах отражены значительные черты детской жизни[8].
Задействуя игру как форму организации жизни детишек, необходимо достигнуть того, чтоб эта жизнь была увлекательна, содержательна, легка для детского коллектива и для некоторого малыша, чтоб в ней были ситуации, которые побуждают детишек к более высочайшим формам публичного поведения и эмоциям. Воспитание будет при всем этом производиться планомерно и планомерно, не в виде внушения детям условий — быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.
Чтоб игры стали настоящим устроителем жизни детишек, их - динамичной работы, интересов и потребностей, нужно, чтоб в практике воспитания было достояние и обилие игр. Этим создается обилие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детишек. Только при этих критериях формируются личные склонности, методности и интересы.
Игры с правилами (подвижные и дидактические) также формируют у детишек способности публичного поведения — общие действия и цели, качества личности — храбрость, правдивость и т. д.
В играх, придумывающие сами дети, — ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и остальных — тоже есть эти общественные качества.
Развитие педагогики игры соединено с тем, чтоб поставить игры на службу задачкам нравственного воспитания...[9]
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике есть разные подходы и варианты классификаций способов обучения. Одной из таковых классификаций является всераспространенная систематизация способов обучения по источнику получения познаний (словесные, приятные и практические способы).
Различают общую и частную дидактики.
Общая дидактика изучит процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, критериями, в которых он протекает, также плодами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, которые обусловливают ход и показатели процесса обучения, описывает способы, организационные формы и средства, которые обеспечивают воплощение намеченных целей и задач.
Частные дидактики анализируют закономерности протекания процесса, содержание, формы и способы обучения разных учебных предметов.
Частные дидактики называют методиками обучения (соответственного учебного предмета).
Как наука дидактика занимается разработкой вопросов:
-Для чего учить? (цели образования, обучения).
- Кого учить? (субъекты обучения).
- Какие тактики обучения более продуктивны? (принципы обучения).
- Чему учить? (содержание образования, обучения).
- Как учить? (способы обучения).
- Как организовать обучение? (формы организации обучения).
- Какие нужны средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
- Что достигается в итоге обучения? (аспекты и характеристики, характеризующие показатели обучения).
- Как проконтролировать и оценить показатели обучения? (способы контроля и оценки итогов обучения)[10].
Частные дидактики в основном нацелены на практику обучения, имеют свой понятийно-терминологический аппарат, употребляют определенные способы исследования. Это дозволяет утверждать, что по отношению к личным методикам дидактика делает методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.
Словесные способы. Их главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью слов (устного и печатного) с внедрением логических, организационных и технических приемов. Главные способы этой группы: рассказ, разговор, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность преподавателя, применяющего эти способы, подразумевает подобные деяния: постановка главного вопроса, подлежащего исследованию; выявление признаков; определение начальных позиций в анализе действий и объектов; сопоставление, обобщение; формулировка заключений и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой инфы, выполнении разных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д[11].
Наглядные методы. Главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью разных средств наглядности. Основные способы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация приятных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телевизионных передач и т.д. Деятельность преподавателя производится в форме постановки главного вопроса и его исследования на основании приобретенных данных из разных приятных источников, которые показывает сам педагог либо обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит преподаватель либо сам обучаемый, осмысление приобретенных данных и принятие главной дидактической цели определенного урока, реализация разных записей, схем, зарисовок и т.д.
Практические способы. Главное назначение — получение информации на основании практических действий, которые выполняются обучающимся либо обучаемым в процессе организации разных практических работ. Главные способы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность преподавателя заключается в постановке главного вопроса, подлежащего исследованию в процессе проведения разных практических работ, которые были исполнены самим обучающим. Деятельность обучаемых содержит в себе осмысление практических действий, которые демонстрируются преподавателем, собственных практических действий, реализация разных записей, зарисовок, схем и принятие главной дидактической цели урока.
Иной всераспространенной систематизацией способов обучения является систематизация, которая была предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они давали разделять способы обучения зависимо от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала (пояснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, отчасти-поисковые и научные)[12].
Объяснительно-иллюстративный способ (информационно-рецептивный). Главное назначение — организация усвоения информации обучаемым методом сообщения им учебного материала и обеспечения его удачного восприятия. Данный способ — один из более экономичных методов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность преподавателя ориентирована на сообщение учебной инфы с внедрением разных дидактических средств (приятных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой инфы.
Репродуктивный способ. Главное назначение — формирование способностей и умений использования и внедрения приобретенных знаний. Для решения этой задачки преподаватель разрабатывает и применяет разные упражнения и задачки, употребляет аннотации (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обуаемых заключается в овладении приемами реализации отдельных упражнений при решении разных видов задач и овладении общим методом практических действий[13].
Проблемный способ (проблемное изложение). Главное назначение — раскрытие в изучаемом учебном материале разных проблем и демонстрация методов их решения. Деятельность педагога — выявление и систематизация вопросов, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация методов их проверки, постановка вопросов в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не лишь в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных заключений, да и в прослеживании логики их подтверждения, также фиксации движения мысли преподавателя (трудность, догадка, подтверждение надежности либо ложности выдвинутых догадок и т.д.).
Есть и иные систематизации способов обучения. Это разъясняется трудностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор практиками способов обучения зависит от целого ряда критерий. К примеру, от общих задач образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей обучающихся и их уровня подготовленности; уровня проф способностей преподавателя; вещественной оснащенности; задач и задач определенного урока и др
2.2 Дидактические игры
Особенный вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в процессе которых цели обучения достигаются при помощи и средством решения игровых задач. Управляя действием игры, педагог сразу и управляет учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью состязания. На уровне дошкольного обучения главной точкой приложения дидактических игр является фактически процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок узнает мир вокруг нас, основы отношений меж членами коллектива, обучается самоконтролю, приобретает способности планирования поведения. При обучении детишек младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени стают формами для передачи полностью определенных познаний и способностей. Особенное значение в этих упражнениях имеют игровые моменты уроков, которые связаны с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и усталости детишек[14].
Не наименьшее значение имеет внедрение дидактических игр для задач активации внимания и заинтригованности детишек при исследовании естественнонаучных дисциплин. К примеру, при исследовании темы «Система декартовых координат на плоскости» преподавателю арифметики естественно применять пользующуюся популярностью в числе учащихся школ игру «Морской бой». В процессе игры при правильных комментах педагога дети естественным образом усваивают не лишь понятия декартовых координат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и поболее трудные понятия. Вправду, в критериях игры легче удостовериться в том, что положение точки на плоскости определяется 2-мя, но не одной и не 3-мя координатами, по мере необходимости педагогу легче ввести понятия полного либо ортогонального базиса. В критериях той же практической игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участвующих, понятие траектории перемещения как функции изменения координат и т.д.
Дидактическую базу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в процессе состязания выбирают тот либо другой лучший путь решения задачки. При исследовании четких наук этого рода игры могут быть соединены фактически с решением любого типа задач, которые связаны с измерением. К примеру, в теме по определению площади многоугольников можно применять игры типа «проектировщик интерьера» либо «строитель пригородного дома», при исследовании основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд либо до субмарины противника. Особенное распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, промышленного обучения, в системах переквалификации и увеличения квалификации профессионалов.
В большинстве этих случаев педагог имеет дело с ситуацией, в какой обучение направлено на приобретение определенных навыков и умений действовать в верно определенной роли, к примеру, в роли устроителя производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение комфортно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачки, всякий раз меняясь ролями. Принципное значение в процессе таковых деловых? игр приобретает послеигровой разбор итогов, вероятных стратегий, линий поведения, мотиваций.
Специфичной разновидностью дидактических, деловых игр являются педагогические игры, которые связаны с моделированием преподавателических ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических образовательных организаций. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока в критериях актуализации педагогических и психических познаний развивает педагогическое мышление, тренирует способности внедрения методических приемов, умение трудиться в настоящей учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропреподавания дозволяет слушателям оттачивать разные приемы и навыки образовательной работы, которые связаны с умением овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные богатые по содержанию части в процессе процесса объяснения, улучшать практику сочетания наглядности и информативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в итоге ведут к наработке интуиции обучения. Заметим, что для выработки интуиции в хоть какой предметной области и, как следствие этого, педагогической интуиции в частности, достаточным условием является овладение человеком системой практических и теоретических познаний в такой области[15].
Еще одним относительно новым типом дидактических игр в практике увеличения квалификации и проф подготовки педагогов и методистов можно считать организационно-деятелъностные игры. Главное содержание игр этого типа соединено с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обучения и педагогических технологий. Если под рефлексией осознавать способность человека к сознательному изучению и осмыслению самого себя и, в том числе, пониманию того, как он смотрится в очах остальных людей, то в проф плане рефлексирование соединено с многократным и полноценным самоопределением преподавателя, формированием его отношения к для себя как к спецу. Соответствующей чертой организационно-деятельностных игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участвующих, которая позволяет, им формулировать свои свои, личные взоры на суть обсуждаемых вопросов.
Одним из типовых методов введения участвующих игр в состояние рефлексивного поведения является специально создаваемое, достаточно твердое и раздражающее поведение ведущего этот игры, когда он повсевременно пробует вывести участвующих игры из размеренного состояния. В конечном итоге участникам игры напрашивается режим оппозиционного практически конфликтного обсуждения, в каком они обязаны выдумывать, вспоминать и поновой формулировать новые и новые подтверждения корректности собственных взглядов на сущность педагогического процесса, способы, методы и формы обучения и воспитания. Показатели таковых игр, в принципе, должны привести к беспристрастной оценке участником игры собственных проф свойств, заслуг, задач и возможностей, к нередко нелицеприятному взору на себя со стороны и, конечно же, к пониманию путей самосовершенствования и увеличения своей квалификации[16].
В текущее время в особенности бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры используются в качестве средств обучения фактически во всех областях современного оразования, но, исходя из убеждений образовательной практики, большая их часть представляется довольно никчемной. Суть в том, что подобные программы носят чисто игровой характер и не оказывают помощь в приобретении теоретических либо практических познаний в сфере среднего либо высшего образования. Все же обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтригованности, зания нового, соревновательности, получают все большее распространение. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных методов предоставления инфы делают компьютерные, либо, как их все почаще называют, информационные технологии безупречным средством для дидактических игр.
Главные типы таковых игр соединены не лишь с освоением компьютерной грамотности, знакомством с языками программирования, да и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по собственной сути компьютерные средства обучения и игры также владеют качествами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психические, психофизические и даже психофизиологические свойства пользователя. Переменными критериями игры могут являться подобные характеристики, как скорость предъявления задач, продолжительность времени их показа, размеры, цветовые решения. С помощью меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таковых максимальных случаев, как участие в игре в качестве сценариста[17].
В последнем случае играющий может по собственному желанию, например, избрать один из вероятных вариантов продолжения игры либо сконструировать сам этот вариант. В простом, обычном для сегодняшнего уровня развития игр случае учащийся может изменять параметры игрового процесса в режиме «on line». К примеру, в дидактической компьютерной игре типа «Космический полет» учащийся сам, может поменять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, размер горючего и здесь же видеть, к каким результатам это приведет по прошествии того либо другого количества времени. В игре типа «Распределение напряжений в цепи неизменного тока» учащийся сам может расставлять характеристики, к примеру, в цепи бытового устройства, и видеть последствия собственной работы. Этого рода примеры демонстрируют принципную плодотворность компьютерных технологии для творческой педагогической работы.
Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как правило, соединены с активным применением приобретенных познаний, к примеру, в состязаниях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, «путешествиях» по географической карте. Перспективным является внедрение дидактических игр в критериях активного исследования зарубежного языка, когда при использовании способов «погружения» в языковую среду учащиеся получают разные ролевые функции. Совмещение принципов соревновательности, социального взаимодействия и сотрудничества, заинтригованности как в процессе, так и в итогах делает вероятным значительный прогресс в темпах и успехах обучающихся. При этом данный фуррор так велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при «погружении» может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.
«Погружение» в языковую среду представляет собой соответствующий пример использования дидактических игр для двуединой цели: обучению некой дисциплине в критериях моделирования (в смысле имитации) определенных соц ситуаций. В качестве остальных примеров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дискуссии на животрепещущие для общества темы, подобные, как трудности экологии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой момент, в том числе, связанный с разными ролями, которые поручаются одному и тому же учащемуся, делает вероятным практическое освоение им разных сторон явления, разных точек зрения, которые возникают в обсуждениях, при довольно глубочайшем исследовании хоть какой трудности. Абсолютная актуальность этого использования дидактических игр в особенности наглядна при анализе сложных вопросов, а в результате для обдуманного, полноценного формирования миропонимания юного человека[18].
Обычным примером этого подхода в области естественнонаучных дисциплин является способ «мозгового штурма», когда группе людей (профессионалов либо обучающихся, приветствуется участие разновозрастных обществ) предлагается сыграть в игру особенного типа. Условно ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя полностью раскованно в умственном смысле, не стесняться высказывать любые, на 1-ый взор, «бредовые» мысли по причине решения заблаговременно данной трудности. Ролевые функции в этот ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их характером, авторитетом, социальным положением и привычками.
Принципиальная составляющая и сразу индикатор личного развития школьника — его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабенький самоконтроль, искаженные восприятия о для себя и собственных возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
В учебной деятельности формирование общественно одобряемого, т.е. случайного, поведения случается в процессе преодоления ребенком проблем при выполнении усложняющихся учебных заданий (потрясающих и домашних).
В игровой деятельности — уже отлично освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные трудности, получают опыт терпимости, сопоставимости, партнерства, дружбы, также навык ориентации в собственных поступках и в поведении остальных.
Разглядим, какие игры (типы игр) преподаватель может применять.
Игры с правилами, игры-состязания, солидарные игры со ровесниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры с правилами неплохи тем, что в них верно предусмотрены требования к поведению детишек. Ребенок обязан подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он хочет играться и не желает повредить игру.
В играх-состязаниях правила отличаются не лишь четкостью, понятностью, да и открытостью: делает ребенок правила игры либо нарушает их — это сразу замечают остальные игроки, что делает наилучшие условия для самостоятельного контроля за своим поведением и сразу за реализацией правил. Игры-состязания — более мощное испытание для импульсивного, нетерпеливого малыша.
Пользующаяся популярностью настольная игра лото — это пример игры с правилами и одновременно игры-состязания. Простая на 1-ый взор, она очень полезна для младших учащихся школ с импульсивным поведением. От малыша тут потребуется быть внимательным и собранным, чтоб не пропускать у себя на карточке называемые числа; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать иным игрокам на существующие либо пропущенные ими числа; быть выдержанным и не дуться до слез в случае проигрыша[19].
Долгие солидарные игры со сверстниками показаны ребятам. Вхождение малыша в роль на долгое время содействует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои деяния с иными игроками помогает ребенку избавиться от негативных свойств, стать более сконцентрированным и внимательным.
Коллективная игра «Разведчики». Класс делится на группы — отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает главу. Задачка разведчиков: в течение дня либо нескольких дней найти в комнате предметы, которые издают звуки (к примеру, дверь — поскрипывает, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на портфеле, шуршит липучка на рюкзачке). Найдя «звучащий» предмет, ребенок неприметно для других записывает его либо отрисовывают и дает «донесение» главе. Отряды разведчиков соревнуются меж собой. В конце дня (либо в последний день игры) подводятся результаты. Командиры докладывают обнаруженные отрядом предметы. Одолевает тот отряд, на счету которого их больше.
В коллективных дидактических играх элементы взаимодействия и ориентация на напарника являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса.
Вот, к примеру, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с конфликтным ребенком желателен уравновешенный либо робкий ровесник). Играющим предлагается эталон: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить этот же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» кораблика. При этом набор составлен так, что, лишь обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детишек сообщают, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтоб у них все вышло. Другими словами игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не быть может выполнено. Равномерно, методом проб и просчетов, дети приходят к осознанию, что «мы должны с тобой поменяться деталями, тогда и у нас все получится». Принимая участие в схожих играх, до этого упрямые, эгоистичные ребята равномерно понимают, что получить ублажение от игры можно лишь при содействии с партнером. Найденная в игре атмосфера взаимодействия, взаимного понимания становится личностно важной для малыша и в предстоящей жизни[20].
Если преподаватель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает четкой сведениями о причинах неплодотворного поведения малыша, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет продуктивна не лишь для детишек с показательным поведением, да и для всех импульсивных, недисциплинированных, брутальных и конформных младших учащихся школ.
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКЕ ТРУДА
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осуществлению данной цели способствуют дидактические игры.
Исследование, проведенное на базе начальных классов школ г.Кемерово, гимназии № 1, позволило определить содержание дидактических игр и объединить их в систему, состоящую из трех блоков, уточнить технологию организации и проведения дидактических игр по трудовому обучению (ДИТО):
— блок игр направлен на формирование умений учащихся подготавливать свое рабочее место, соблюдать порядок на нем в течение всего урока;
— блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализировать представленную конструкцию, видеть пути ее совершенствования, определять технологию выполнения, выбирать рациональные трудовые операции, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее;
— блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции
— разметку по шаблону, чертежу, рисунку;
— вырезание заданных фигур, деталей и т.п.;
— сборку изделий и их оформление. Дидактическая задача ДИТО адекватна соответствующей цели, содержащейся в программе по трудовому обучению, и конкретизирована задачей данного этапа урока.
Игровые правила включают в себя условия одновременного начала игры, объявления поощрений, выяснение критериев оценки изделия и правил выполнения заданий.
Сюжет игры предполагает осуществление трудовых операций учащимися в рамках игры и их оценивание.
Итог игры подводится на основе подсчета выигранных фишек после выполнения определенных трудовых действий.
В дидактических играх по трудовому обучению в основном сохраняется традиционная структура игр. Для успешного их проведения необходимо заранее подготовить материальную базу. К этому привлекаются и родители учащихся. Так, на первом родительском собрании учитель знакомит родителей с выставкой изделий, которые предстоит выполнить детям в течение четверти. Кроме того, можно провести для родителей мини-урок по одной из выбранных тем, а затем обсудить вопрос о том, какие материалы и инструменты необходимо заранее заготовить для учащихся в предстоящей четверти.
Игры I блока
1-й вариант (основной)
Дидактическая задача: формировать умение организовывать рабочее место.
Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!». Водящий определенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполнения задания водящий поднимает синий флажок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого первым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выполнение действий отводится 5-7 минут.
Сюжет игры.
— Дети, сначала нам нужно определить водящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторыми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, пожалуйста, что лежит в ваших поддонах, и подумайте, какие предметы вы раздадите первыми, а какие потом. Остальные учащиеся должны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.
Водящие раздают инструменты и материалы. Каждый решает свою задачу: кто-то вначале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащиеся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок.
Итог игры.
— У нас уже есть победителя, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся.)
Таким образом, вводя в урок дидактическую игру I блока, можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место.
Игры II блока
Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конструкцию и определять технологию ее выполнения.
Правила игры. Каждой команде предоставляется возможность ответить на одинаковое количество вопросов. За правильный ответ — красная фишка в копилку ряда.
Сюжет игры.
— Дети, я приглашаю вас принять участие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия и определить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение — двумя.
Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку — ребристый шар. (Обращается к водящим.) Возьмите с моего стола шары, рассмотрите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей он состоит?
Дети рассматривают изделия. По мере того как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки.
Итог игры.
— Подсчитав количество заработанных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет.
Следующая игра называется «Продолжи речь». Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описание демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру... (Учитель показывает цветную бумагу.) Затем я...
Игра продолжается.
— Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить план предстоящей работы. За правильное составление плана — красная фишка.
Итог игры:
— Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один — один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изделия, но и в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать образец, разбираться в его конструкции, составлять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к определенному выводу.
Игры III блока.
Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание и т.п.). Проиллюстрируем это на примерах.
Сюжет игры.
— Дети, прежде чем сделать аппликацию, вы должны заготовить детали по шаблону. Наша игра называется «Волшебный шаблон». Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно прижать шаблон: обводить карандашом, зажатым в правой руке, начинать движение «из-под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приготовились, начали!
Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-невидимка», «Ножницы-художницы». Правила этих игр предусматривают, кроме общих указаний начала игры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их только обобщает.
Например:
— Как вы думаете, почему игра называется «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно склеенной. Для этого клей наносится тонким слоем на обратную сторону детали.
К этой же группе игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения этой игры является то, что учащиеся получают определенное количество материала (бумаги, ткани и т.п.), которого достаточно для заготовки нужного количества деталей[21].
Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведению урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы, совершенствуя конструкции изделий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя научную работу, исследовав материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с школьниками можно сделать последующие заключения.
Более много отражает дидактическую суть и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе систематизация, основанием которой являются передовые интерпретации частно-дидактических задач, сущности познавательных задач и специфичности учебно-познавательной деятельности.
Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель которых — формирование у обучаемых умений выявлять во наружном плане то, что от них требуется, на базе этого им метода деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в критериях задания (т.е. формирование познаний и деятельности первого уровня по В.П. Беспалько). Познавательная деятельность обучаемых при всем этом обязана заключаться в узнавании объектов этой области познаний при повторном восприятии информации о них либо повторных действий с ними.
Познавательная деятельность обучаемых в данном случае заключается в точном проигрывании либо частичном реконструировании, изменении структуры и содержания усвоенной до этого информации. Это подразумевает надобность рассматривать это описание объекта, различные вероятные пути реализации задания, выбирать более правильные из них либо последовательно отыскивать логически следующие вереницей методы решения.
Познание и учет показанных соответствующих особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в базе своевременного и поочередного включения их в учебный процесс. Если подобное включение организуется и с учетом дидактических задач этапов обучения, то тогда можно разговаривать о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.
Главное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и способы:
— точного определения задач функционирования учебного процесса и каждого его шага;
— учета и реализации специфичности психологических устройств деятельности учебной познавательной деятельности и в данной связи сотрудничества деятельностей обучающего и обучаемых (способов, средств и организационных форм обучения);
— согласования специфичности психологических устройств усвоения познаний со спецификой познавательных задач разного типа, методов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «педагог — учащийся», способов и организационных форм обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017
- Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015.
- Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20
- Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6.
- Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132
- Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015.
- Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12.
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344
- Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014
- Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016.
- Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016
- Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15
- Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4
- Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18.
-
Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15 ↑
-
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016. ↑
-
Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234 ↑
-
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12. ↑
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014 ↑
-
Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016. ↑
-
Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267 ↑
-
Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6. ↑
-
Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20 ↑
-
Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14 ↑
-
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132 ↑
-
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344 ↑
-
Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014 ↑
-
Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015. ↑
-
Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18. ↑
-
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016. ↑
-
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016 ↑
-
Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4 ↑
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014 ↑
-
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017 ↑
- Разработка устранения недостатков в повышении мотивации к работе
- Предпосылки возникновения менеджмента
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- Понятие и виды наследования (Основные понятия и порядок наследования по закону)
- Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основные направления финансовой политики России на 2017- 2019года)
- Товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров
- Коммерческие риски и способы их уменьшения (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия)
- Эффективность менеджмента организации (Анализ эффективности управления ООО «Оранж»)
- Управление рисками в проектной среде (Понятие риска проекта ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОЕКТА)
- Выбор стиля руководства организации (Теоретические основы формирования стиля руководства в организации)
- Дидактическая игра как метод обучения (Понятие и задачи дидактической игры)
- Оценка эффективности управления предприятием (Эффективность управления: сущность и основные понятия)