Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Деловая игра, как обучающий метод (Понятие деловой игры)

Содержание:

Введение:

Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время научное значение приобрело требование активного усвоения знаний учащимися, которое выдвинули еще прогрессивные диктаты прошлого.

Как правило, данное требование в познавательной деятельности стало носить характер закона самостоятельности и развития активности учащихся.

Однако, чтобы данный закон смог реализовываться на практике необходима разработка новых активных методов обучения.

В связи с этим среди эффективных форм подготовки специалистов на первый план вышли следующие методы:

-уроки с определенными деловыми ситуациями;

-деловые игры

Как известно, как способ проверки знаний и умений применять их на практике, игра популярна еще с давних времен.

Важно заметить, что именно игра моделирует стандартные производственные ситуации, где ее участники, применяя собственный практический опыт и теоретические знания, занимаются следующим:

- коллективно ищут оптимальные решения;

- ведут напряженную умственную работу

Между тем большое значение отводится образовательной функции деловой игры. Это связано с тем, что деловая игра моделирует более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста, так как она в обучении в состоянии задать предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.

Если говорить о современных деловых играх, то с точки зрения целей и задач профессионального обучения, они чаще всего оказываются неудовлетворительными. При этом любая деловая игра в общем виде включает в себя две главных образующих своей фирмы:

1)Модель имитируемого процесса

Как правило, данная модель наглядно демонстрирует как под влиянием тех или иных действий или решений участников игры изменяется объект или среда

2)Система действий и решений, которая предлагается игроку

Более того указанная система приводит к существенным изменениям в среде, где модель определяет их результаты

В тоже время от играющих скрываются законы имитируемых процессов и даже принципы построения модели. И поэтому игроки принимают решения в виде обратной связи и получают результаты своих действий, только исходя из своего профессионального опыта.

Все это говорит о том, что играющие могут анализировать и оценивать свои действия только по результатам, так как осуществляют игру в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками.

Между тем участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но не больше, что обусловлено имитацией в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частной ситуацией.

Однако, несмотря ни на что, деловые игры нашего времени, благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры, все же дают обучающий эффект.

Таким образом, целью данной работы является изучение деловой игры в качестве обучающего метода.

При этом среди основных задач можно выделить:

-рассмотреть понятие и сущность деловых игр;

-изучить деловую игру как метод активного обучения;

Вместе с тем деловые игры – это объект исследования в данной работе, а вот совокупность теоретических и практических аспектов применения деловой игры в качестве обучающего метода – это предмет данного исследования.

Стоит отметить, что данным вопросом занимается большое количество исследователей и ученых. В связи с этим методологическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Р.И. Атаманова, А.А. Васин и В. П. Пугачев.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие и сущность деловых игр

1.1 Понятие деловой игры

Необходимо заметить, что многие психологические словари фиксируют только в обобщенном виде сущность феномена деловой игры.

К примеру, форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики, именуется самой популярной трактовкой деловой игры.

Однако, выявив, что деловая игра – это средство моделирования разнообразных условий аспектов социального взаимодействия и человеческой активности, и профессиональной деятельности, следует добавить, что игра еще выступает в качестве двух методов:

1)Метод эффективного обучения

Это связано с тем, что игра позволяет снять противоречия между реальным характером профессиональной деятельности и абстрактным характером учебного предмета

2)Метод поиска новых способов выполнения игры

Кроме того большое внимание уделяется образовательной функции деловой игры. Это связано с тем, что деловая игра моделирует более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста, так как она в обучении в состоянии задать предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.[1]

Как правило, в процессе совместной деятельности всегда предполагается обучение участников в любой деловой игре. Между тем каждому участнику отводится своя функция и роль и именно на их основании они решают свою конкретную задачу.

В тоже время в деловых играх общение – это общение, которое воспроизводит, имитирует общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности, а вовсе не общение в процессе совместного усвоения знаний. В связи с этим все деловые игры предполагают обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества, а не просто совместное обучение.

Важно заметить, что в настоящее время имитационные и деловые игры активно используются в самых разнообразных сферах:

-история;

-городское планирование;

-образование;

-администрирование;

-экология;

-социология;

-политика;

-экономика

При этом в экономике и политики данные игры имеют самое широкое применение.

Если говорить об имитационных играх, то они применяются в следующих случаях:

-апробирование предполагаемых нововведений;

-прогноз;

-решение задач исследования;

-подготовка в соответствующих областях специалистов[2]

Более того имитационные игры рассматриваются в качестве особого языка будущего и даже способа коммуникации между специалистами разных областей.

Стоит отметить, что при описании данного метода можно встретить множество различных терминов, например:

1)Имитационная игра для сферы городского планирования и политики

2)Операционная, управленческая или деловая игра для экономической сферы

Обращаясь к Западу, можно определить, что единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет, но чаще всего они используют понятие «игровая игра» или «имитационная игра».

При этом с выделением существенных характеристик этого метода напрямую связано применение определения «имитационная игра».

Между тем характеристики данного термина можно рассмотреть с двух сторон.

1)На данный момент существуют такие игровые методы, где участники, желая достигнуть своих ролевых целей, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом и принимают на себя определенные роли

2)Замену непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения, в широком смысле трактуется как имитация[3]

Также машинная имитация, которая в той или иной исследуемой системы реализует формальную модель, получила широкое распространение в социальных науках

Все это говорит о том, что все два рассмотренных подхода объединяются «имитационной игрой» или «игровой имитацией». Более того она представляет собой динамическую модель упрощенной действительности, так как берет за основу конкретные ситуации, взятые из реальной жизни.

В связи с этим имитационная модель – это основа любой деловой игры, но только действия участников игры смогут реализовать данную модель. Это связано с тем, что участники выступают в роли политических деятелей или административных деятелей, которые в зависимости от содержания игры разыгрывают заданную ситуацию, которая может носить различный характер:

-политический;

-управленческий;

-хозяйственный

Вместе с тем стоит пояснить, что имитационные или деловые игры – это вовсе не отдых или развлечение. Данные игра – это «серьезные» игры для взрослых.

Кроме того нельзя путать методы социально-психологического тренинга и иные активные методы обучения с имитационными или деловыми играми. Все исследователи сходятся во мнение, что огромная путаница существует как раз в данном вопросе. Это связано с тем, что в одну компанию и под общим названием «деловая игра» попадают как сами деловые игры, так и другие методы:

-ролевая игра;

-групповая дискуссия

В тоже время сложность создают, такие моменты как:

1)Отсутствие теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию

2)Недостаточная теоретическая рефлексия данных эмпирически сложившихся методов

Как правило, все всем попыткам классификации присущ либо квазитеоретический, либо эмпирический характер. При этом сущность эмпирического характера заключается в перечислении различных методов в том порядке, в котором они сложились в разнообразных сферах практики и знаний.

На основе вышесказанного можно определить, что наличие имитационной модели – это отличительный признак любой имитационной или деловой игры. Дело в том, что имитационные модели не строятся ни в ролевых играх, ни организационно-деятельностных играх. Но все это непроизвольно наводит на два главных вопроса:

1)Определяет ли сущность игрового метода наличие имитационной модели?

2)Данный признак конституирующий момент метода или просто формальный?

В связи с этим в первую очередь следует за понятием имитационной модели стоит с психологической точки зрения, а также определить, какую в организации деятельности человека в игре, она играет роль.

Можно предположить, что как заданную в специфической материальной форме ориентировочную структуру воспроизводимой деятельности следует определять имитационную модель с точки зрения психологии.

Подобное предположение верное, так как огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность, проделывает именно создатель игры.

И поэтому разработчик сможет сконструировать деловую игру только после того как выявит скрытые пружины и механизмы, которые в той или иной деятельности определяют принципы развития и функционирования. Для этого разработчик должен в качестве самостоятельно функционирующей системы представить определенную проблему или область изучения.[4]

Как правило, разработчики проводят серьезную исследовательскую работу того чтобы создать имитационную модель. Между тем игра, которая образована данным способом, к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого.

1.2 Деловая игра как исследования в психологии

Необходимо заметить, что определенная политическая или экономическая ситуация и деятельность человека в ней, воспроизводимые в имитационных или деловых играх, имеет огромное значение для психологического исследования.

Как правило, исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным, позволяет игра, которая реализует ситуации, взятые из действительности.

Кроме того личность участников – это основной компонент в деловой игре. При этом в качестве ярких эмпирических фактов можно выделить:

-глубина переживаний и выраженность в ходе имитаций;

-наличие в разыгрываемой ситуации личностной вовлеченности участников

Вместе с тем большинство исследователей, изучая метод имитационной или деловой игры, отмечают следующие положения:

-возбужденный интерес к предмету изучения;

-повышенная мотивация обучения;

-эмоциональная напряженность;

-эмоциональная насыщенность

В связи с этим в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, всегда будет осуществляться воспроизводимая деятельность. При этом данная неопределенность в различных играх проявляется по-своему.

К примеру, выбор из имеющихся альтернатив решения, предполагает «жестокая» имитация. А вот случаи, когда участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях, наблюдаются в «свободных», которые к условиям реальной действительности воспроизводящих ее более целостно, более полно приближены.

Между тем в таких имитациях возможны два варианта развития:

1)Игровые ситуации дают большую свободу все игроком, благодаря чему они сами выбирают для себя и сами выбирают средства, согласно правилам данной игры

2)Игровая цель и способ выигрыша в игре участника четко задаются с самого начала

На основании этого в каждом конкретном случае специально предстоит решать, какой характер неопределенности игровых ситуаций.

Важно заметить, что искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно «загружают» решением конфликтов, проблем, а также ставят в неожиданные положения, следует трактовать в качестве деловых игр.

При этом в виду того, что игровые ситуации носят условный характер, неизбежны определенные последствия:

- в реальной жизни отсутствие последствий и санкции от игровых действий;

- со стороны социальных институтов невозможность наказать участников за их поведение

Кроме того тот факт, что деловая игра дает возможность уменьшить или снять сознательный контроль личности за своим поведением, можно рассматривать как психологическое следствие данных и иных особенностей таких игр. [5]

Если же сравнивать иные методы исследования личности с имитационной игрой, то можно установить, что в сравнение с исследованием личности в естественных условиях и даже лабораторными методами, именно деловые игры имеют ряд преимуществ.

В тоже время имитационные игры не ограничиваются результатами ретроспективного характера. Данные игры призваны наблюдать за сиюминутной жизнью и актуальными проявлениями личности.

Вместе с тем все игровые ситуации участники воспринимают как реальные жизненные ситуации или продолжение обычной жизни, а вовсе не как особые экспериментальные ситуации. Иными словами в процессе игры люди могут расслабиться и вести себя естественно, а чувствовать себя подопытными кроликами.

Таким образом, в психологическом исследовании к использованию деловой игры в настоящее время выделяются определенные подходы и приемы.

Рассмотрим данные подходы и приемы.

1)Игра – это модель, которая демонстрирует возможные ситуации из будущего

При этом в данном случае участниками будут являться группы испытуемых разных с психологической точки зрения. Указанные участники проходят специальное тестировании, в ходе которых:

- дается предварительный прогноз моделируемых событий в действительности;

- в формировании конкретных решений исследуется роль личностных факторов

2)Игра – это модель, которая демонстрирует реальные события и ситуации, где уже заранее известен исход

При такой игре различные группы испытуемых подбираются следующим образом:

-идет предварительное выявление психологических черт и качеств;

-в формировании реального решения идет исследование роли определенных психологических переменных

3)Личность изучается на основе того, что в процессе имитационной работы она подвергается воздействиям и различным изменениям

4)Игровая имитация дает возможность проверить валидность других «вербальных» тестов

Иными словами данная имитация является аналогом реального поведения. Однако определенная группа исследователей полагает, что данный метод стоит валидизировать

5)С советских времен деловые игры стали рассматривать в качестве метода исследования целостной деятельности

При этом многоуровневая и моделируемая сложноорганизованная деятельность человека будет в данном случае являться предметом такого анализа

1.3 История деловых игр

Стоит отметить, что в качестве средства активного обучения детей и взрослых игра использовалась всегда стихийно и с давних пор. Между тем военная игра, которая зародилась в 18 веке, считается самым близким предшественником деловых игр. Изначально деловая игра именовалась как «военные шахматы», а затем была переименована в «маневры на карты».

При этом в 19 веке военные игры были призваны решить две важнейшие задачи:

1)Уменьшить сложности, которые возникали в процессе обучения

2)Разбудить внимание молодых военнослужащих[6]

Например, игровой метод при обучении офицеров, в прошлые века использовал один прусский генерал.

Если говорить о России, то здесь применительно к производственно-хозяйственной деятельности впервые стал использоваться метод деловых игр. Первые игры были в данном случае сознаны как средство подготовки реальных управленческих решений, а потому брали за ориентир лишь учебные цели.

В связи с этим в Ленинградском инженерно-экономическом институте в 1932 году была проведена первая деловая игра. Ее автором стала Мария Мироновна Бирнштейн, которая назвала ее организационно-производственным испытанием. А сама игра была посвящена Перестройки производства вследствие резкого изменения производственной программы. В указанной игре принимали участие, как руководители предприятий, так и обычные студенты.

А вот деловые игры уже тридцатых годов прошлого века была направлена на отработку в лаборатории следующих новых форм:

-в аварийных ситуациях деятельность персонала электростанций;

-система диспетчерского управления;

-организация производства

Вместе с тем активное развитие деловых игр в нашей стране было резко прервано. Разные ученые предлагали свои причины, по которым произошла такая приостановка. В данном вопросе авторы условно разделились на два лагеря:

1)Режим тотальной регламентации был несовместим со свободными высказываниями участников, а также с многочисленными вариантами проблем, которые нарабатывались в процессе таких игр

2)Военное время привело к нехватке ресурсов

Однако после окончания Великой Отечественной Войны, а точнее в конце 50-х годов началось возрождение в России деловых игр. Данное возрождение было обусловлено Г.П. Щедровицкий лидером Московского методологического кружка. Именно методы и идеи данного ученого дали возможность его ученикам и сторонникам провести большую работу и по итогу провозгласить новую эпоху игр ОДИ (анизационно-деятельностные игры).[7]

При этом невиданные плоды дало сочетание сильнейшего давления на личность каждого участника и жестко структурированной деятельности. Между тем указанный метод стал активно использоваться в качества средства, которое решало сложные межпрофессиональные комплексные проблемы.

В тоже время нельзя не отметить школу «Деловые игры и их программное обеспечение», которая стала еще одним толчком для возрождения и активной пропаганде деловых игр. Данная школа была открыта по инициативе экономического факультета МГУ и Центрального экономического института АН СССР в Звенигороде в 1975 году.

Как правило, в советском «игростроении» именно школа «Деловые игры и их программное обеспечение» сыграло огромную роль. Дело в том, что теперь деловые игры стали более интенсивны в развитии, а сотрудники научных учреждений и различных вузов присоединились к ядру. Также помимо различных новых деловых игр стали появляться и теоретические игры, Более того имитационные игры стали охватывать различные сферы:

-архитектурная;

-медицинская;

-биологическая;

-экономическая

Важно заметить, что в качестве метода активного обучения деловые игры стали популярны в 70-е годы. Это связано с тем, что появилось большое количество добровольцев, которые стали пропагандировать, разрабатывать и внедрять игры.

Однако всплеск деловых игр, которые стали различаться по методу проведения и методологии произошел в начале 1980-х годов. В указанный период появились даже школы обучающих игр:

-педагогические деловые игры;

-ролевые игры в тренингах;

-Таллиннская школа В.К. Тарасова

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что 80-е годы для ролевых игр принесли следующие результаты:

1)Они стали более профессиональными, благодаря развитию разнообразных игровых культур, направленных на обучение руководящего состава

2)Деловые игры подверглись эскалации, что привело к тому, что:

-они стали тиражироваться в специальной методической литературе

-нашли применение в разных отраслях народного хозяйства

Кроме того игровой подход стал активно применяться во время проведения экономических реформ. Среди сфер применения, в которых данный метод использовался можно выделить: политическая; экологическая;

Экономическая.

Если говорить о зарубежных странах, то здесь США в 50-е годы впервые разработали и провели. В большинстве случаев они использовались для обучения следующих лиц:

-руководители организаций;

-студенты-экономисты

Вместе с тем именно американские учены первые пришли к идеи применять ЭВМ при разработке управленческой игры. В 1957 году был проведен с этой игрой первый эксперимент.

В настоящее время деловые игры имеют широкое практическое применение. В частности новаторами в методике преподавания деловых игр являются ВУЗы, так как деловые игры активно применяются именно в сфере высшего образования. При этом на сегодняшний момент можно выделять до 5000 тысяч игр, которые носят обучающий характер.[8]

В связи с этим было организована Международная ассоциация по имитационному моделированию и игра, также осуществляются следующие действия:

-проведение семинаров и школ;

-издание пособий, каталогов и справочников по деловым играм

2. Деловая игра как метод активного обучения

2.1 Основные виды деловых игр

Необходимо отметить, что современная литература предлагает большое количество классификаций и типологий деловых игр.

Рассмотрим самую известную типологию классификации деловых игр.

1)Оценка деятельности:

-отсутствует оценка того, как кто как работал;

-балловая или другая оценка того как работала команда или участник

2)Время проведения:

-игры со сжатыми сроками;

-игры, которые проходят в режиме реального времени;

-игры, которые ограничены по времени;

-игры, которые не имеют временных рамок

3)Конечная цель:

-поисковая, которая направлена на то чтобы выявить проблему и отыскать пути их решения;

-констатирующая, включающая в себя конкурсы профессионального мастерства;

-обучающая, которая направлена на закрепление навыков участников и появление новых знаний

4)Конечный результат:

-открытые, свободные игры

Как правило, в таких играх участники решают неструктурированные задачи, правила придумываются под каждую игру, а предварительных ответов заранее не имеется

-жесткие игры, в которых жесткие правила, а ответ известен с самого начала

5)Методология проведения

А)Ролевые игры

В таких играх каждый участник имеет либо определенную роль, либо специальное задание, с которым в процессе игры необходимо справиться

Б)Луночные игры

Такие игры имеют жесткие правила, результаты всегда отражаются в специальных бланках, а сама игра проводится на полях. Как правило, это всегда салонные игры.

Ярким примером является игра «Монополия»

В)Имитационные игры

Целью является создание представлений, как необходимо действовать в конкретных обстоятельствах

Г)Групповые дискуссии

В большинстве случаев данные игры преследуют следующие цели:

-приобретение навыков групповой игры;

-проведение совещаний

При этом существуют правила ведения дискуссии, а каждый участник получает свое задание

Д)Ансамблевые игры

Целью таких игр является формирование у участников управленческого мышления, которое методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб, решает проблемы организации[9]

Е)Инновационные игры, которые призваны:

-создавать по самоорганизации тренинги;

-отрабатывать идеальную, желаемую и реальную ситуацию;

-выдвигать в традиционной системе действий инновационные идеи;

-формировать инновационное мышление у всех участников

Ж)Организационно-деятельностные игры

Указанные игры направлены на решение междисциплинарных проблем. При этом у участников нет ролей, ввиду отсутствия жестких правил.

Однако именно за счет жесткого давления на личность осуществляется активизация работы участников

Важно заметить, что рассмотренная типология, хоть и старается выявить для анализа многокритериальную сетку, но, к сожалению, остается множество неточностей.

К примеру, как видно выше, что видом деловой игры считается салонная и ролевая игры. Данные неточности являются распространенными, так как типичны для многих классификаций.

В связи с этим выделяются определенные признаки, которые являются основой для классификации деловых учебных игр.

Выявим указанные признаки.

1)Отсутствие или наличие в сценарии конфликта, например:

-конфликтные ситуации, которые предполагают строгое соперничество;

-конфликтные ситуации, которые предполагают нестрогое соперничество;

-кооперативные ситуации

2)Уровень формализации процедуры:

-свободные игры;

-жесткие игры

3)Уровень в подготовке деловых игр студентов:

-игры с домашней подготовкой;

-игры, которым не требуется домашняя подготовка

4)Степень проблемности, где выделяется два уровня:

-поиск и постановка проблемы, которую при анализе конкретной игровой ситуации необходимо решить;

-вовлечение в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов и в соразмышление студентов

5)Характер ситуаций, которые будут смоделированы:

-игра-дренаж;

-игра с природой;

-игра с соперником

6)Временные длительность игры:

-игры на несколько дней;

-игры на несколько минут (мини-игры)

7)Характер процесса игры:

-игры без взаимодействия;

-игры, в которых участники взаимодействуют друг с другом

8)Динамика процессов, которые будут смоделированы:

-саморазвивающиеся игры;

-игры с неограниченным числом ходов;

-игры, которых ходы ограничены

9)Способы обработки и передачи информации:

-ЭВМ;

-использование текстов и т.п.

10)Тематика и характер проблем, которые подлежат решению:

-комплексные игры;

-функциональные игры;

-тематические игры[10]

2.2 Структура деловой игры

В связи с тем, что общепринятого представления о структуре игры не существует, так как о сущности деловой игры и методике ее конструирования до сих пор нет единого мнения.

Однако даже при разных подходах многие структурные элементы являются схожими или одинаковыми.

Дело в том, что все исследователи, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других ученых, всегда за основу берут здравый смысл и собственный эмпирический опыт.

Как правило, создание имитационной и игровой моделей всегда воспринимается как основа разработки деловых игр. При этом структуру деловой игры определяет тот факт, что данные модели должны органически накладываться друг на друга.

Далее рассмотрим все элементы этой структуры.

1)Игровая модель

Указанная модель – это способ, который задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов и помогает описать работу участников с имитационной моделью

2)Имитационная модель

В настоящее время указанная модель призвана отражать фрагмент реальной действительности, который был выбран.

Между тем задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе его также можно трактовать как объект имитации или прототип модели[11]

Отдельно стоит рассмотреть педагогические цели рассмотренных моделей, которые подразделяются два вида.

1)Воспитательные цели

- по отношению к формам и методам активного обучения преодоление психологического барьера;

- в процессе взаимодействия с людьми воспитание индивидуального стиля поведения;

- на практическое использование деловых игр выработка установки;

- побуждение людей к творческому мышлению

2)Дидактические цели

-развитие различных коммуникативных умений;

-усовершенствование навыков, которые помогают принять коллективные решения;

-обмен опытом создания деловых игр;

-по конструированию и методическому описанию игры выработка системных умений;

-в области конструирования деловых игр закрепление системы знаний

Кроме того необходимо выявить и игровые цели, которыми являются:

-показ приемов создания игрового контекста разработчикам;

-подбор различных вариантов для проектов деловых игр

В связи с этим предмет деятельности участников игры, который в специфической форме замещает предмет реальной профессиональной деятельности, следует определять в качестве предмета игры.

Между тем базовым элементом игровой процедуру уже будет являться сценарий. Как правило, именно в сценарии отражаются определенные принципы:

-проблемность;

-совместная деятельность;

-двуплановость[12]

При этом описание предметного содержания в словесной или графической форме, который выражается в характере и последовательности действий ведущих-преподавателей и действий игроков, трактуется как сценарий деловых игр.

Также сценарий деловой игры должен отражать общую последовательность игры, которая разбивается на блок-схемы, где представлены:

-шаги;

-операции;

-этапы[13]

В тоже время должностная картина фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре, должна адекватно отражаться в функциях и ролях участников.

Более того важным элементом, который отражает характеристики явлений и процессов, имеющих место в прототипах моделируемой действительности, считаются правила игры.

Кроме того они должны наглядно показать, что игра и ее модели – это упрощенная действительность.

2.3 Методика разработки деловой игры

Необходимо заметить, что определение цели и темы – это принципиальный момент при разработке деловой игры. К примеру, тема игры может отражать следующее:

-условия обстановки;

-состав инстанции;

-масштаб управления;

-характер деятельности

В связи с этим разработчик, прежде чем определить цели игры должен дать ответы на следующие вопросы:

1)Для какой цели будет проведена игра

2)Какова категория участников

3)Какие именно знания должна дать игра

4)Основные результаты по итогу

Если говорить об учебных целях, то ими могут являться:

1)Проверка в определенном виде производственной деятельности уровня подготовленности должностных лиц

2)Демонстрация комплекса инструментов, которые можно привлечь к решению определенной задачи, например:

- деловое общение специалистов различных профилей;

- телевидение;

- пресса;

- реклама[14]

Кроме того перед тем как задать цель необходимо определить границы между целями действий участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей, и учебными целями игры.

Вместе с тем крайне важна двуплановость игры. Это связано с тем, что целеполагание реализуется в реальном и условном плане в силу двуплановости игры как феномена.

Как правило, в условном плане используются игровые цели, а вот в реальном – воспитательные и дидактические цели. При этом, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист, то чисто игровые цели нужны не сами по себе.

Стоит отметить, что такие цели роль средства достижения педагогических целей или служебную роль. Иными словами они призваны:

-создавать эмоциональный фон;

-вырабатывать мотивацию к игре

В тоже время возможность, как указывалось выше, целеобразования самими студентами – это еще одна особенность деловых игр. Все это говорит о том, что деловым играм присуща сложная целевая система.

Как правило, на сегодняшний момент в конструировании деловых игр выделяются различные принципы.

Так, при ее конструировании и применении деловая игра использует определенные психолого-педагогические принципы, а именно:

- в игровой деятельности проблемность содержания имитационной модели и процесса его развертывания;

- двуплановость;

- диалогическое общение;

- совместная деятельность;

- игровое моделирование форм и содержания профессиональной деятельности;

- имитационное моделирование динамики и конкретных условий производства

Было установлено, что создание имитационной и игровой моделей всегда воспринимается как основа разработки деловых игр. При этом структуру деловой игры определяет тот факт, что данные модели должны органически накладываться друг на друга.

При этом игровая модель – это способ, который задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов и помогает описать работу участников с имитационной моделью. А вот имитационная модель призвана отражать фрагмент реальной действительности, который был выбран.

Более того задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе его также можно трактовать как объект имитации или прототип модели.

Нельзя не отметить, что залог успешной игры заключается в следующих действиях:

-грамотно выбранная тема;

-выделение проблемы и причин ее появления;

-правильно сформированные команды и службы;

- для самостоятельных заданий четкая разработка задания

- с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе выбор оппонентов

При этом творческий подход учащихся к решению поставленных задач помогает создать атмосферу соревнования

Однако при подготовке игры неправильно брать за основу только учебную литературу. В данном случае учебную литератур стоит совмещать с определенными действиями:

- проведение работ по сбору и анализу технико-экономических данных;

- изучение и выявление недостатков, как технологического процесса, так и действующего оборудования;

- проведение бесед и встреч с «коллегами» по должности;

- посещение производства[15]

Вместе с тем в подготовительный период крайне важна роль преподавателя, который выполняет такие действия как:

-дает направление работе учащихся;

-оказывает помощь при знакомстве с передовым опытом отрасли;

-оказывает помощь при выборе литературы;

-стоит во главе изготовления моделей, слайдов, плакатов и стендов, которые необходимы для организационно-технической базы игры

Также успех игры определяется рядом определенных факторов:

-технические;

-психологические;

-методические;

-организационные

Если говорить об обширном круге вопросов, которые влияют на результат и качество игры, то среди основных можно выделить:

1)Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель

2)Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе

3)Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе

4)Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации

5)Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты)

6)Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры

7)Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов

8)Разбор результатов игры, ее оценка

Кроме того серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическим вопросам всегда должна предшествовать проведению деловой игры. Между тем в качестве форм и методов обучения учащихся к деловой игре можно выделить:

- проведение предметных недель, встречи с передовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа;

- привлечение учащихся к рационализаторской работе;

- организация практических конференций и работы кружков технического творчества;

- продуманная организация производственной практики

Далее рассмотрим методику разработки деловой игры.

1)Тема игры

Как правило, здесь важно учитывать возможности учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. В связи с этим тема должна быть актуальной и проблемной

2)Состав играющих

Стоит заметить, что преподаватель при подготовке игры должен брать за основу как психологический климат в группе, так и уровень знаний учащихся

Между тем не правильно отстранять сразу слабо подготовленных учащихся, ставя на первый план сильных учащихся. В воспитательных целях каждый должен иметь место на службе и свою должность.

Кроме того бывают случаи, что учащиеся сами могут выбирать себе роль. И поэтому если преподавателя не удовлетворяет качественный состав группы, то он должен внести тактичные поправки. Более того высокое качество игры и дух соревнования обеспечивают психологическая совместимость участников и их взаимоотношения.

Таким образом, личные качества, организаторские способности и знания – это основа, по который производится подбор учащихся на должности[16]

3)Разработка и выдача задания

Как правило, руководитель выстраивает структурно – логическую схему, то есть производит примерную «наметку» служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры сразу после того как тема определена, глубоко изучена и выявлены ее дискуссионные возможности.

Данная схема призвана наладить четкую работу служб и контроль за ними. Благодаря этой схеме ученики знают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.

В настоящее время все задания стоятся во следующему образцу:

-выдача перечня вопросов для всех служб, участвующих в игре;

-сбор материалов службами по действующему процессу с выявлением недостатков;

-изучение вопроса по литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данному вопросу;

-анализ предлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическим обоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному

4)Подготовительный этап работы

Рабочий период всегда наступает в тот момент, когда определена тема, разработаны задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты, должности. Между тем руководитель ставит задачу выверить основные данные производства при подборе и обработке материалов по действующему производственному процессу.

Как правило, когда учащиеся полностью овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилие на более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по интересующему вопросу

5)Сценарий игры

В деловых играх сценарии стоятся в зависимости от ее формы. Однако, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии любая форма должна включать в себя выступление должностных лиц и их оппонентов.

При этом преподаватель распределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться[17]

6)Отработка игры

Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.

Если говорить о проведение игры, то она проходит в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками, а также обозначаются соответствующими табличками с названием служб. В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.

А вот уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают свое основательное решение учащиеся уже на расчетном этапе. Для этого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.

На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.[18]

Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.

Заключение:

Подводя итог можно сделать вывод, что в качестве средства активного обучения детей и взрослых игра использовалась всегда стихийно и с давних пор. Между тем военная игра, которая зародилась в 18 веке, считается самым близким предшественником деловых игр. Изначально деловая игра именовалась как «военные шахматы», а затем была переименована в «маневры на карты».

В настоящее время деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями являются наиболее эффективными формами подготовки специалистов. Это связано с тем как способ проверки знаний и умений применять их на практике, игра, как было выяснено, известна еще с древнейших времен.

Как правило, именно игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Также в работе были выявлены определенные признаки, которые являются основой для классификации деловых учебных игр.

1)Отсутствие или наличие в сценарии конфликта

2)Уровень формализации процедуры

3)Уровень в подготовке деловых игр студентов

4)Степень проблемности, где выделяется два уровня

5)Характер ситуаций, которые будут смоделированы

6)Временные длительность игры

7)Характер процесса игры

8)Динамика процессов, которые будут смоделированы

9)Способы обработки и передачи информации

10)Тематика и характер проблем, которые подлежат решению

В тоже время стоит обратить внимание на то, что определение цели и темы – это принципиальный момент при разработке деловой игры. Между тем при ее конструировании и применении деловая игра использует определенные психолого-педагогические принципы, а именно:

- в игровой деятельности проблемность содержания имитационной модели и процесса его развертывания;

- двуплановость;

- диалогическое общение;

- совместная деятельность;

- игровое моделирование форм и содержания профессиональной деятельности;

- имитационное моделирование динамики и конкретных условий производства

Таким образом, деловые игры современности, благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. И поэтому насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Деловые игры. Теория и организация/ Г.С. Абрамова.– М.: Дашков и К, 2017.- 244 с.

2. Атаманова Р.И. Сущность, методика конструирования и проведения деловых игр/ Р.И. Атаманова.- М.: Логос, 2016.- 341 с.

3. Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении/ В.Ф. Бабкин.- М.: Проспект, 2016.- 281 с.

4. Бельчиков Я.М. Деловые игры/ Я.М. Бельчиков.- М.: Дашков и К, 2016.- 306 с.

5. Беляцкий Н. А. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры/ Н.А. Беляцкий. - СПб: Питер, 2017.- 275 с.

6. Борисова Н.В. Методика конструирования деловой игры/ Н.В. Борисова.- М.: Логос, 2015.- 199 с.

7.Васин А.А. Понятие и история деловых игр/ А.А. Васин.- М.: Дашков и К, 2017.- 308 с.

8. Венгер А.А. Игра как вид деятельности: учебное пособие/ А.А. Венгер.- М.: Юрайт, 2016.- 203 с.

9. Ефимов В.М. Введение в управленческие имитационные игры/ В.М. Ефимов.- М.: Норма, 2016.- 218 с.

10. Матросова Л.Н. История создания деловых игр/ Л.Н. Матросова.- М.: Логос, 2015.- 246 с.

11. Платов В.Я. Разработка, организация и проведение деловых игр/ В.Я. Платов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 312 с.

12. Пугачев В.П. Классификация деловых игр/ В. П. Пугачев.- М.: Проспект, 2017.- 271 с.

13. Слободина Н.Д. Деловые игры/ Н.Д. Слободина.- М.: Дашков и К, 2017.- 219 с.

14. Смолкин А.М. Методы активного обучения/ А.М. Смолкин.- М.: Дашков и К, 2017.- 186 с.

15. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе/ В.А. Трайнев.- М.: Проспект, 2016.- 177 с.

16. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр/ Е.А. Хруцкий.- СПБ: Питер, 2015.- 233 с.

17. Шаронова С.А. Деловые игры: учебное пособие/ С.А. Шаронова.- М.: Юрайт, 2016.- 308 с.

18. Шеннон Р.Я. Имитационное моделирование систем/ Р.Я. Шеннон.- М.: Логос, 2016.- 134 с.

  1. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе/ В.А. Трайнев.- М.: Проспект, 2016.- 177 с.

  2. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр/ Е.А. Хруцкий.- СПБ: Питер, 2015.- 233 с.

  3. Бельчиков Я.М. Деловые игры/ Я.М. Бельчиков.- М.: Дашков и К, 2016.- 306 с.

  4. Венгер А.А. Игра как вид деятельности: учебное пособие/ А.А. Венгер.- М.: Юрайт, 2016.- 203 с.

  5. Шаронова С.А. Деловые игры: учебное пособие/ С.А. Шаронова.- М.: Юрайт, 2016.- 308 с.

  6. Атаманова Р.И. Сущность, методика конструирования и проведения деловых игр/ Р.И. Атаманова.- М.: Логос, 2016.- 341 с.

  7. Матросова Л.Н. История создания деловых игр/ Л.Н. Матросова.- М.: Логос, 2015.- 246 с.

  8. Слободина Н.Д. Деловые игры/ Н.Д. Слободина.- М.: Дашков и К, 2017.- 219 с.

  9. Абрамова Г.С. Деловые игры. Теория и организация/ Г.С. Абрамова.– М.: Дашков и К, 2017.- 244 с.

  10. Пугачев В.П. Классификация деловых игр/ В. П. Пугачев.- М.: Проспект, 2017.- 271 с.

  11. Шеннон Р.Я. Имитационное моделирование систем/ Р.Я. Шеннон.- М.: Логос, 2016.- 134 с.

  12. Васин А.А. Понятие и история деловых игр/ А.А. Васин.- М.: Дашков и К, 2017.- 308 с.

  13. Платов В.Я. Разработка, организация и проведение деловых игр/ В.Я. Платов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 312 с.

  14. Ефимов В.М. Введение в управленческие имитационные игры/ В.М. Ефимов.- М.: Норма, 2016.- 218 с.

  15. Борисова Н.В. Методика конструирования деловой игры/ Н.В. Борисова.- М.: Логос, 2015.- 199 с.

  16. Беляцкий Н. А. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры/ Н.А. Беляцкий. - СПб: Питер, 2017.- 275 с.

  17. Смолкин А.М. Методы активного обучения/ А.М. Смолкин.- М.: Дашков и К, 2017.- 186 с.

  18. Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении/ В.Ф. Бабкин.- М.: Проспект, 2016.- 281 с.