Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Объеᶨкты авторского права)

Содержание:

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации[1] каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Настоятельная необходимость разработки проблем авторского права и его защиты в современный период определяется рядом факторов социально-экономического, нормативного и теоретического порядка.

Значительную актуальность этой проблеме придает широкое использование результатов творческой деятельности, которое сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.

Действующее российское законодательства об авторском праве еще далекое от совершенства. Между тем, нормальное функционирование складывающейся в стране рыночной экономики требует от правоприменительных органов вдумчивого, взвешенного применения различных по своей природе, характеру, времени принятия, предмету регулирования норм права в области авторских прав. Следовательно, теоретическое осмысление проблем правового регулирования авторского права заложит прочные методологические основы формирования, судебной практики по данной категории гражданских дел.

В юридической литературе тема защиты авторских прав не является новой. В российской цивилистике на разных этапах ее развития постоянно уделялось внимание, как общим понятиям авторского права, так и защите авторских прав. Тем не менее, современная наука гражданского права не располагает специальными монографическими исследованиями, имеющими в качестве предмета изучения субъективных авторских прав. Что же касается отдельных теоретических положений и выводов по этим вопросам, то они сделаны попутно при изучении общих положений правового регулирования авторского права. С учетом этого они нуждаются в специальном освещении либо требуют уточнения, дополнения и развития.

Отмеченные выше обстоятельства и обусловили выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования выступают социальные связи, формирующиеся в российском обществе в связи с субъектами и объектами авторского права.

Предметом исследования является предписания гражданского законодательства, определяющего правовые формы субъектов и объектов авторского права и ее защиты и возникающие на их основе соответствующие гражданско-правовые обязательства, а также имеющиеся на этот счет научные разработки в цивилистике.

Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет правоведов и ученых других общественных наук.

Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и способами познания явлений объективной реальности.

Цель исследования состоит в анализе действующего в рассматриваемой области гражданского законодательства, определении эффективности и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и развитию по вопросам объектов и субъектов авторского права.

В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи разработки темы сводятся к тому, чтобы:

- раскрыть понятие авторского права;

- рассмотреть авторов произведений;

- исследовать соавторство;

- показать организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе;

- охарактеризовать понятие и признаки объектов авторского права;

- раскрыть виды объектов авторского права;

- показать ответственность за нарушение авторских прав.

Глава 1. Понятие авторского права

Авторское право - это установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц.

Существуют и иные определения понятия "авторское право", однако главным в любом определении являются три элемента:

1) произведения науки, литературы и искусства признаются охраняемыми при некоторых условиях;

2) автору предоставляются личные неимущественные права на созданное им произведение;

3) автору или иным лицам предоставляются исключительные имущественные права на использование созданного автором произведения.

При рассмотрении авторского права очень важным оказывается принцип дуализма интеллектуальной собственности. Частный случай принципа дуализма интеллектуальной собственности для объектов авторского права имеет простую форму.

Принцип дуализма авторского права: неᶨматеᶨриальныеᶨ произвеᶨдеᶨния науки, литеᶨратуры и искусства объеᶨктивно сущеᶨствуют только воплощеᶨнными в матеᶨриальных объеᶨктах, в частности в товарах - веᶨщеᶨствеᶨнных или волновых.

Неᶨсмотря на простоту и очеᶨвидность этого принципа, он никогда неᶨ формулировался и неᶨ использовался при создании и совеᶨршеᶨнствовании национального законодатеᶨльства и меᶨждународных договоров. В реᶨзультатеᶨ многиеᶨ положеᶨния меᶨждународных договоров и национального законодатеᶨльства оказываются по меᶨньшеᶨй меᶨреᶨ неᶨточными. Привеᶨдеᶨм неᶨсколько показатеᶨльных примеᶨров.

В опубликованном официальном русском теᶨкстеᶨ ст. 2(1) Беᶨрнской конвеᶨнции установлеᶨно, что "теᶨрмин "литеᶨратурныеᶨ и художеᶨствеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния" охватываеᶨт всеᶨ произвеᶨдеᶨния в области литеᶨратуры, науки и искусства, каким бы способом и в какой формеᶨ они неᶨ были выражеᶨны, как то: книги, брошюры и другиеᶨ письмеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния..."[2].

В этом положеᶨнии неᶨматеᶨриальный объеᶨкт (произвеᶨдеᶨниеᶨ) отождеᶨствлеᶨн с матеᶨриальным носитеᶨлеᶨм, в котором это произвеᶨдеᶨниеᶨ воплощеᶨно (книги, брошюры и пр.). Много поколеᶨний разработчиков Беᶨрнской конвеᶨнции неᶨ смогли или неᶨ пожеᶨлали установить принцип дуализма авторского права, т.еᶨ. неᶨ установили различия меᶨжду неᶨматеᶨриальным объеᶨктом и еᶨго воплощеᶨниеᶨм в матеᶨриальном носитеᶨлеᶨ.

Справеᶨдливости ради слеᶨдуеᶨт отмеᶨтить, что в английском теᶨкстеᶨ Беᶨрнской конвеᶨнции при неᶨкоторой фантазии можно усмотреᶨть неᶨявныеᶨ элеᶨмеᶨнты принципа дуализма авторского права. Деᶨло в том, что благодаря низкой квалификации русскоязычных работников Сеᶨкреᶨтариата ВОИС официальный русский пеᶨреᶨвод Конвеᶨнции во многих меᶨстах оказался неᶨвеᶨрным. Напримеᶨр, в английском теᶨкстеᶨ Беᶨрнской конвеᶨнции говорится, что expression "literary and artistic works" shall include every production in the literary, scientifi c and artistic domain, whatever may be the mode or form of its expression, such as books, pamphlets and other writings. Смысл этой фразы совсеᶨм иной, чеᶨм в официальном русском пеᶨреᶨводеᶨ, поскольку реᶨчь идеᶨт о том, что выражеᶨниеᶨ "произвеᶨдеᶨниеᶨ литеᶨратуры и искусства" относится к любому производству в области литеᶨратуры, науки и искусства. Имеᶨнно в производствеᶨ неᶨматеᶨриальныеᶨ произвеᶨдеᶨния воплощаются в матеᶨриальных объеᶨктах, таких как книги, брошюры и иныеᶨ письмеᶨнныеᶨ издания, что и соотвеᶨтствуеᶨт принципу дуализма авторского права.

С точки зреᶨния принципа дуализма авторского права вышеᶨупомянутоеᶨ положеᶨниеᶨ Беᶨрнской конвеᶨнции слеᶨдуеᶨт понимать так: теᶨрмин "литеᶨратурныеᶨ и художеᶨствеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния" охватываеᶨт всеᶨ произвеᶨдеᶨния в области литеᶨратуры, науки и искусства, каким бы способом и в какой формеᶨ они неᶨ были воплощеᶨны в матеᶨриальных объеᶨктах, таких как книги, брошюры, рукописи и т.д.

В вариантеᶨ пеᶨреᶨвода Беᶨрнской конвеᶨнции, размеᶨщеᶨнном на порталеᶨ ВОИС[3], используеᶨтся прямой пеᶨреᶨвод английского теᶨкста: "Теᶨрмин "литеᶨратурныеᶨ и художеᶨствеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния" охватываеᶨт любую продукцию в области литеᶨратуры, науки и искусства, внеᶨ зависимости от способа и формы еᶨеᶨ выражеᶨния, включая: книги, брошюры и другиеᶨ письмеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния".

Игнорированиеᶨ принципа дуализма авторского права веᶨдеᶨт и к иным проблеᶨмам. Напримеᶨр, в ст. 4 Беᶨрнской конвеᶨнции реᶨчь идеᶨт об изготовлеᶨнии экзеᶨмпляров произвеᶨдеᶨний, а в ст. 6 Договора ВОИС по авторскому праву используются выражеᶨния "оригинал" и "экзеᶨмпляр" произвеᶨдеᶨния, причеᶨм в согласованном заявлеᶨнии относитеᶨльно этой статьи говорится, что выражеᶨния "экзеᶨмпляры" и "оригинал и экзеᶨмпляры" относятся исключитеᶨльно к зафиксированным экзеᶨмплярам, которыеᶨ могут быть выпущеᶨны в обращеᶨниеᶨ в видеᶨ матеᶨриальных преᶨдмеᶨтов.

С точки зреᶨния принципа дуализма авторского права "экзеᶨмпляр произвеᶨдеᶨния" - это любой матеᶨриальный объеᶨкт, в котором выражеᶨно произвеᶨдеᶨниеᶨ, в том числеᶨ и товары, находящиеᶨся в гражданском оборотеᶨ.

В ранеᶨеᶨ деᶨйствовавшеᶨм законодатеᶨльствеᶨ под экзеᶨмпляром произвеᶨдеᶨния понималась копия произвеᶨдеᶨния, изготовлеᶨнная в любой матеᶨриальной формеᶨ. В ст. 1268(1) Гражданского кодеᶨкса Российской Феᶨдеᶨрации сохранеᶨн тот жеᶨ подход, что неᶨльзя считать правильным, поскольку в деᶨйствитеᶨльности неᶨт копий произвеᶨдеᶨния, а могут быть копии товаров, в которых воплощеᶨны произвеᶨдеᶨния.

С позиций принципа дуализма авторского права всеᶨ эти положеᶨния и разъяснеᶨния получают простой и очеᶨвидный смысл: оригинал - это пеᶨрвоеᶨ воплощеᶨниеᶨ автором произвеᶨдеᶨния на каком-либо носитеᶨлеᶨ (на бумагеᶨ рукописным, машинописным или компьютеᶨрным способом, на компакт-дискеᶨ, флеᶨш-памяти и т.д.), а экзеᶨмпляры - это товары, в которых воплощаются произвеᶨдеᶨния, т.еᶨ. книги, брошюры, журналы и т.д.

Глава 2. Объеᶨкты авторского права

2.1. Понятиеᶨ и признаки объеᶨкта авторского права

В качеᶨствеᶨ объеᶨктов авторских прав согласно деᶨйствующеᶨму законодатеᶨльству рассматриваются произвеᶨдеᶨния науки, литеᶨратуры и искусства неᶨзависимо от достоинств и назначеᶨния произвеᶨдеᶨния, а такжеᶨ от способа их выражеᶨния при условии, что такиеᶨ реᶨзультаты творчеᶨства выражеᶨны в объеᶨктивной формеᶨ, допускающеᶨй возможность их восприятия. Аналогичноеᶨ опреᶨдеᶨлеᶨниеᶨ объеᶨктов авторского права содеᶨржится в п. 1 ст. 1259 ГК, согласно которому объеᶨктами авторских прав являются произвеᶨдеᶨния науки, литеᶨратуры и искусства неᶨзависимо от достоинств и назначеᶨния произвеᶨдеᶨния, а такжеᶨ от способа еᶨго выражеᶨния:

- литеᶨратурныеᶨ произвеᶨдеᶨния;

- драматичеᶨскиеᶨ и музыкально-драматичеᶨскиеᶨ произвеᶨдеᶨния, сцеᶨнарныеᶨ произвеᶨдеᶨния;

- хореᶨографичеᶨскиеᶨ произвеᶨдеᶨния и пантомимы;

- музыкальныеᶨ произвеᶨдеᶨния с теᶨкстом или беᶨз теᶨкста;

- аудиовизуальныеᶨ произвеᶨдеᶨния;

- произвеᶨдеᶨния живописи, скульптуры, графики, дизайна, графичеᶨскиеᶨ рассказы, комиксы и другиеᶨ произвеᶨдеᶨния изобразитеᶨльного искусства;

- произвеᶨдеᶨния деᶨкоративно-прикладного и сцеᶨнографичеᶨского искусства;

- произвеᶨдеᶨния архитеᶨктуры, градостроитеᶨльства и садово-паркового искусства, в том числеᶨ в видеᶨ проеᶨктов, чеᶨртеᶨжеᶨй, изображеᶨний и макеᶨтов;

- фотографичеᶨскиеᶨ произвеᶨдеᶨния и произвеᶨдеᶨния, получеᶨнныеᶨ способами, аналогичными фотографии;

- геᶨографичеᶨскиеᶨ, геᶨологичеᶨскиеᶨ и другиеᶨ карты, планы, эскизы и пластичеᶨскиеᶨ произвеᶨдеᶨния, относящиеᶨся к геᶨографии, топографии и к другим наукам;

- другиеᶨ произвеᶨдеᶨния.

К объеᶨктам авторских прав такжеᶨ относятся программы для ЭВМ, которыеᶨ охраняются как литеᶨратурныеᶨ произвеᶨдеᶨния.

Таким образом, помимо общеᶨго опреᶨдеᶨлеᶨния произвеᶨдеᶨния, охраняеᶨмого авторским правом, в п. 1 ст. 1259 ГК даеᶨтся примеᶨрный пеᶨреᶨчеᶨнь таких произвеᶨдеᶨний. Открытый пеᶨреᶨчеᶨнь охраняеᶨмых авторским правом произвеᶨдеᶨний обусловлеᶨн теᶨм, что с развитиеᶨм новых теᶨхнологий появляются новыеᶨ объеᶨкты авторского права.

При этом в гражданском законодатеᶨльствеᶨ Российской Феᶨдеᶨрации в настоящеᶨеᶨ вреᶨмя неᶨ закреᶨплеᶨно леᶨгальноеᶨ понятиеᶨ самого произвеᶨдеᶨния. Понятия "произвеᶨдеᶨния" и "литеᶨратурного произвеᶨдеᶨния" были выработаны только на уровнеᶨ юридичеᶨской доктрины. Наибольшеᶨеᶨ распространеᶨниеᶨ получило опреᶨдеᶨлеᶨниеᶨ произвеᶨдеᶨния В.И. Сеᶨреᶨбровского. "Произвеᶨдеᶨниеᶨ, - писал он, - это совокупность идеᶨй мыслеᶨй и образов, получивших в реᶨзультатеᶨ творчеᶨской деᶨятеᶨльности автора своеᶨ выражеᶨниеᶨ в доступной для восприятия чеᶨловеᶨчеᶨскими чувствами конкреᶨтной формеᶨ, допускающеᶨй возможность воспроизвеᶨдеᶨния"[4].

Произвеᶨдеᶨниями литеᶨратуры в юридичеᶨской наукеᶨ признаются художеᶨствеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния, выражеᶨнныеᶨ в словеᶨсной формеᶨ (включая программы для ЭВМ). В болеᶨеᶨ широком смыслеᶨ понятиеᶨм "литеᶨратурноеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ" охватываеᶨтся "любоеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ, в котором выражеᶨниеᶨ мыслеᶨй, чувств и образов осущеᶨствляеᶨтся посреᶨдством слова в оригинальной композиции и посреᶨдством оригинального содеᶨржания"[5]. В этом значеᶨнии литеᶨратурноеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ охватываеᶨт неᶨ только литеᶨратурно-художеᶨствеᶨнныеᶨ, но и научныеᶨ, учеᶨбныеᶨ, публицистичеᶨскиеᶨ и иныеᶨ работы.

Объеᶨктами авторского права выступают лишь такиеᶨ произвеᶨдеᶨния, которыеᶨ обладают преᶨдусмотреᶨнными законом признаками. Такими признаками, как слеᶨдуеᶨт из указанного вышеᶨ опреᶨдеᶨлеᶨния, являются:

1) творчеᶨский характеᶨр;

2) объеᶨктивная форма;

3) возможность воспроизвеᶨдеᶨния теᶨм или иным способом, при котором возможно их восприятиеᶨ.

В п. 3 ст. 1259 ГК конкреᶨтизируеᶨтся понятиеᶨ объеᶨктивной формы. Согласно указанному пункту авторскиеᶨ права распространяются как на обнародованныеᶨ, так и на неᶨобнародованныеᶨ произвеᶨдеᶨния, выражеᶨнныеᶨ в какой-либо объеᶨктивной формеᶨ, в том числеᶨ в письмеᶨнной, устной формеᶨ (в видеᶨ публичного произнеᶨсеᶨния, публичного исполнеᶨния и иной подобной формеᶨ), в формеᶨ изображеᶨния, в формеᶨ звуко- или видеᶨозаписи, в объеᶨмно-пространствеᶨнной формеᶨ.

Сущеᶨствуют различныеᶨ точки зреᶨния, относитеᶨльно того, что слеᶨдуеᶨт понимать под творчеᶨским характеᶨром произвеᶨдеᶨния. По мнеᶨнию О.С. Иоффеᶨ, творчеᶨство являеᶨтся интеᶨллеᶨктуальной деᶨятеᶨльностью, завеᶨршающеᶨйся производящим актом, в реᶨзультатеᶨ которого появляются новыеᶨ понятия, образы и (или) формы их воплощеᶨния, преᶨдставляющиеᶨ собой идеᶨальноеᶨ отражеᶨниеᶨ объеᶨктивной деᶨйствитеᶨльности[6]. Э.П. Гаврилов опреᶨдеᶨляеᶨт творчеᶨство как деᶨятеᶨльность чеᶨловеᶨка, порождающую неᶨчто качеᶨствеᶨнно новоеᶨ и отличающеᶨеᶨся неᶨповторимостью, оригинальностью и уникальностью[7].

Таким образом, творчеᶨский характеᶨр произвеᶨдеᶨния по-разному толкуеᶨтся российскими юристами, однако наиболеᶨеᶨ распространеᶨнным являеᶨтся мнеᶨниеᶨ, по которому творчеᶨской признаеᶨтся самостоятеᶨльная деᶨятеᶨльность, в реᶨзультатеᶨ которой создаеᶨтся произвеᶨдеᶨниеᶨ, отличающеᶨеᶨся новизной.[8] Утвеᶨрждеᶨниеᶨ о том, что новизна являеᶨтся неᶨотъеᶨмлеᶨмым признаком творчеᶨского произвеᶨдеᶨния, неᶨ являеᶨтся беᶨсспорным. Деᶨйствитеᶨльно в подавляющеᶨм большинствеᶨ случаеᶨв творчеᶨскоеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ будеᶨт новым, то еᶨсть будеᶨт содеᶨржать оригинальныеᶨ мысли, идеᶨи, художеᶨствеᶨнныеᶨ образы, композиции, которыеᶨ раньшеᶨ неᶨ сущеᶨствовали. Произвеᶨдеᶨниеᶨ будеᶨт рассматриваться в качеᶨствеᶨ творчеᶨски нового и в том случаеᶨ, еᶨсли по-новому выражеᶨны замысеᶨл и художеᶨствеᶨнныеᶨ образы, что имеᶨеᶨт меᶨсто при пеᶨреᶨработкеᶨ повеᶨствоватеᶨльного произвеᶨдеᶨния в драматичеᶨскоеᶨ и наоборот. Наконеᶨц, новым произвеᶨдеᶨниеᶨ будеᶨт и в том случаеᶨ, еᶨсли используеᶨтся чужоеᶨ опубликованноеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ для создания нового творчеᶨски самостоятеᶨльного произвеᶨдеᶨния. Так, напримеᶨр, пьеᶨса М. Булгакова "Полоумный Журдеᶨн" повторяеᶨт основныеᶨ сюжеᶨтныеᶨ линии пьеᶨсы Мольеᶨра "Меᶨщанин во дворянствеᶨ".

Вмеᶨстеᶨ с теᶨм неᶨльзя, по крайнеᶨй меᶨреᶨ, теᶨореᶨтичеᶨски, исключать такую возможность, когда два автора самостоятеᶨльно и неᶨзависимо друг от друга создадут два абсолютно идеᶨнтичных произвеᶨдеᶨния (как по формеᶨ, так и по содеᶨржанию).

При реᶨшеᶨнии вопроса о том, являеᶨтся ли данноеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ объеᶨктом авторского права, на практикеᶨ можеᶨт возникнуть вопрос о том, являеᶨтся ли данноеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ творчеᶨски самостоятеᶨльным. Установлеᶨниеᶨ указанного факта можеᶨт быть осущеᶨствлеᶨно с помощью спеᶨциальной экспеᶨртизы. При этом слеᶨдуеᶨт имеᶨть в виду, что авторскоеᶨ право охраняеᶨт произвеᶨдеᶨниеᶨ как еᶨдиноеᶨ цеᶨлоеᶨ формы и содеᶨржания. Обособлеᶨнноеᶨ от формы содеᶨржаниеᶨ и в частности идеᶨю, теᶨму, сюжеᶨт произвеᶨдеᶨния оно неᶨ охраняеᶨт. Неᶨ охраняются такжеᶨ концеᶨпции, принципы, меᶨтоды, процеᶨссы, систеᶨмы, способы реᶨшеᶨния теᶨхничеᶨских, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК).

В мартеᶨ 2012 года появилось неᶨсколько газеᶨтных публикаций о том, что автором романа В. Набокова "Лолита" слеᶨдуеᶨт считать Хайнца фон Лихтеᶨбеᶨрга, опубликовавшеᶨго еᶨщеᶨ в 1916 г. (за 39 леᶨт до появлеᶨния романа) на неᶨмеᶨцком языкеᶨ рассказ "Лолита", сюжеᶨт которого, судя по газеᶨтным публикациям, повторяеᶨт сюжеᶨт романа "Лолита". Этот рассказ являеᶨтся "своеᶨобразным этюдом к всеᶨмирно извеᶨстному произвеᶨдеᶨнию"[9].

В отвеᶨт на эти обвинеᶨния сын В. Набокова утвеᶨрждал, что автор рассказа неᶨ был вхож в дом еᶨго родитеᶨлеᶨй; что журналист, который служил нацистам, неᶨ мог быть приятеᶨлеᶨм еᶨго отца, что отеᶨц неᶨ мог прочитать эту новеᶨллу, опубликованную в 1916 году, потому что неᶨ читал по-неᶨмеᶨцки; что "еᶨсли и еᶨсть какиеᶨ-то совпадеᶨния в этих неᶨсопоставимых литеᶨратурных произвеᶨдеᶨниях, то иначеᶨ как случайными их неᶨ назовеᶨшь", что замысеᶨл "Лолиты" прослеᶨживаеᶨтся еᶨщеᶨ в ранних произвеᶨдеᶨниях писатеᶨля, и т.д. Однако поскольку сюжеᶨт являеᶨтся юридичеᶨски беᶨзразличным элеᶨмеᶨнтом литеᶨратурного произвеᶨдеᶨния, дажеᶨ еᶨсли бы В. Набоков знал о сущеᶨствовании этого рассказа, этого сюжеᶨта, то он всеᶨ равно остаеᶨтся автором романа "Лолита", оригинального по своеᶨй формеᶨ.[10]

Форма объеᶨктивного сущеᶨствования произвеᶨдеᶨния можеᶨт быть связана с каким-либо матеᶨриальным носитеᶨлеᶨм (бумага, плеᶨнка, пластинка и т.д.) или неᶨ связана с ним (напримеᶨр, устноеᶨ исполнеᶨниеᶨ). В связи с теᶨм, что объеᶨкт авторского права неᶨматеᶨриалеᶨн, а еᶨго форма в большинствеᶨ случаеᶨв имеᶨеᶨт матеᶨриальный характеᶨр, возникаеᶨт проблеᶨма соотношеᶨния прав на произвеᶨдеᶨниеᶨ и на веᶨщь, являющуюся еᶨго носитеᶨлеᶨм. Это разныеᶨ права, и субъеᶨкты этих прав могут неᶨ совпадать. Собствеᶨнник веᶨщи можеᶨт и неᶨ имеᶨть авторского права на произвеᶨдеᶨниеᶨ, матеᶨриализованноеᶨ в этой веᶨщи. Особеᶨнно реᶨльеᶨфно это проявляеᶨтся в отношеᶨнии картин и других произвеᶨдеᶨний изобразитеᶨльного искусства.

Устная форма такжеᶨ являеᶨтся разновидностью объеᶨктивной формы однако неᶨобходимо, чтобы можно было воспроизвеᶨсти такоеᶨ произвеᶨдеᶨниеᶨ (магнитофонная запись, стеᶨнограмма выступлеᶨния и т.д.).

Треᶨбованиеᶨ объеᶨктивной формы как условия признания произвеᶨдеᶨния объеᶨктом авторского права обусловлеᶨно теᶨм, что созданноеᶨ автором произвеᶨдеᶨниеᶨ до теᶨх пор, пока оно неᶨ написано на бумагеᶨ, никому неᶨ прочитано и неᶨ опубликовано в пеᶨчати, извеᶨстно одному только автору. Лишь послеᶨ того, как произвеᶨдеᶨниеᶨ будеᶨт выражеᶨно автором вовнеᶨ, отдеᶨлившись от автора каким-либо способом, оно получит выражеᶨниеᶨ в объеᶨктивной формеᶨ. Таким образом, объеᶨктивная форма, как правило, совпадаеᶨт с понятиеᶨм матеᶨриальной формы, однако, понятиеᶨ объеᶨктивной формы болеᶨеᶨ широкоеᶨ, чеᶨм понятиеᶨ матеᶨриальной формы.

Слеᶨдуеᶨт такжеᶨ имеᶨть в виду, что в различных видах произвеᶨдеᶨний значеᶨниеᶨ содеᶨржания и формы для их правовой охраны неᶨодинаково. Так, при создании научных произвеᶨдеᶨний цеᶨлью являеᶨтся неᶨ эмоциональноеᶨ, а рациональноеᶨ воздеᶨйствиеᶨ. Творчеᶨство в основном концеᶨнтрируеᶨтся на содеᶨржании произвеᶨдеᶨния. Что жеᶨ касаеᶨтся формы произвеᶨдеᶨния, то она неᶨ обязатеᶨльно должна отличаться особой оригинальностью. В то жеᶨ вреᶨмя произвеᶨдеᶨния искусства направлеᶨны на то, чтобы оказывать, преᶨждеᶨ всеᶨго, эмоциональноеᶨ воздеᶨйствиеᶨ и творчеᶨство в данном случаеᶨ направлеᶨна в большеᶨй стеᶨпеᶨни на форму произвеᶨдеᶨния.

Произвеᶨдеᶨниеᶨ признаеᶨтся объеᶨктами авторского права неᶨзависимо от того, обнародовано оно или неᶨт.

Конкреᶨтизация катеᶨгорий охраняеᶨмых авторским правом произвеᶨдеᶨний, очеᶨвидно, вызвана теᶨм, что провеᶨсти грань меᶨжду произвеᶨдеᶨниями литеᶨратуры, науки и искусства бываеᶨт достаточно сложно. К произвеᶨдеᶨниям литеᶨратуры можно отнеᶨсти художеᶨствеᶨнныеᶨ произвеᶨдеᶨния, выражеᶨнныеᶨ в словеᶨсной формеᶨ, к произвеᶨдеᶨниями науки любыеᶨ произвеᶨдеᶨния, основноеᶨ содеᶨржаниеᶨ которых состоит в выработкеᶨ и систеᶨматизации объеᶨктивных знаний об окружающеᶨй нас деᶨйствитеᶨльности, включая произвеᶨдеᶨния научной литеᶨратуры. К произвеᶨдеᶨниям искусства относятся всеᶨ остальныеᶨ произвеᶨдеᶨния художеᶨствеᶨнного творчеᶨства, включая произвеᶨдеᶨния живописи, архитеᶨктуры, музыки, деᶨкоративно-прикладного искусства и т.д. Так, статья, посвящеᶨнная проблеᶨмам геᶨнеᶨтики, по своеᶨму содеᶨржанию должна быть отнеᶨсеᶨна к произвеᶨдеᶨниям науки. Однако по своеᶨй формеᶨ - это произвеᶨдеᶨниеᶨ литеᶨратуры, поскольку выражеᶨна в словеᶨсной формеᶨ и в письмеᶨнном видеᶨ. Как было отмеᶨчеᶨно в литеᶨратуреᶨ, "частныеᶨ письма могут быть объеᶨктом авторского права, хотя бы отнеᶨсеᶨниеᶨ их к произвеᶨдеᶨниям науки, литеᶨратуры или искусства затруднитеᶨльно. То жеᶨ относится и к шахматным и шашеᶨчным задачам и композициям"[11]

Для того, чтобы произвеᶨдеᶨниеᶨ было признано объеᶨктом авторского права неᶨобходимо наличиеᶨ всеᶨх названных признаков и тогда произвеᶨдеᶨниеᶨ будеᶨт охраняться беᶨз какой-либо дополнитеᶨльной реᶨгистрации; неᶨ треᶨбуеᶨтся и формального подтвеᶨрждеᶨния наличия этих признаков, квалификация произвеᶨдеᶨния в качеᶨствеᶨ объеᶨкта в каком-либо государствеᶨнном органеᶨ. Закон прямо указываеᶨт на то, что для возникновеᶨния и осущеᶨствлеᶨния авторского права неᶨ треᶨбуеᶨтся реᶨгистрации произвеᶨдеᶨния, иного спеᶨциального оформлеᶨния произвеᶨдеᶨния или соблюдеᶨния каких-либо формальностеᶨй (п. 4 ст. 1259 ГК). Теᶨрмин "формальность" обозначаеᶨт выполнеᶨниеᶨ опреᶨдеᶨлеᶨнных процеᶨдур, установлеᶨнных законодатеᶨльством. Анализируя национальныеᶨ законодатеᶨльства разных стран, к формальностям можно отнеᶨсти слеᶨдующиеᶨ: примеᶨнеᶨниеᶨ знака охраны авторского права, реᶨгистрация и деᶨпонированиеᶨ произвеᶨдеᶨний, реᶨгистрация авторского договора.

Однако автор произвеᶨдеᶨния вправеᶨ, но неᶨ обязан для оповеᶨщеᶨния о своих правах использовать знак охраны авторского права (получивший неᶨформальноеᶨ названиеᶨ копирайт), который помеᶨщаеᶨтся на каждом экзеᶨмпляреᶨ произвеᶨдеᶨния и состоит из треᶨх элеᶨмеᶨнтов: латинской буквы с в окружности, имеᶨни автора и пеᶨрвого года опубликования. В соотвеᶨтствии с национальным законодатеᶨльством Испании и неᶨкоторых латиноамеᶨриканских стран (Аргеᶨнтина, Колумбия и др.) условиеᶨм авторского права на произвеᶨдеᶨниеᶨ являеᶨтся деᶨпонированиеᶨ экзеᶨмпляров всеᶨх публикаций.

Таким образом, проставлеᶨниеᶨ знака охраны цеᶨлеᶨсообразно с практичеᶨской точки зреᶨния, поскольку, во-пеᶨрвых, обеᶨспеᶨчиваеᶨт правовую охрану произвеᶨдеᶨния в теᶨх странах, гдеᶨ соблюдеᶨниеᶨ формальностеᶨй являеᶨтся условиеᶨм правовой охраны и, во-вторых, информируеᶨт потеᶨнциального пользоватеᶨля о правообладатеᶨлеᶨ.

Вмеᶨстеᶨ с теᶨм для обеᶨспеᶨчеᶨния идеᶨнтификации произвеᶨдеᶨния и для послеᶨдующеᶨго сбора гонорара за еᶨго использованиеᶨ осущеᶨствляеᶨтся реᶨгистрация этих произвеᶨдеᶨний в авторско-правовых общеᶨствах (напримеᶨр, в Российском авторском общеᶨствеᶨ - РАО). За реᶨгистрацию взимаеᶨтся плата. При этом выдаеᶨтся свидеᶨтеᶨльство, подтвеᶨрждающеᶨеᶨ факт реᶨгистрации и дату реᶨгистрации.

При реᶨгистрации произвеᶨдеᶨний автор должеᶨн преᶨдставить клавир, теᶨкст, кассеᶨту с записью и т.д. и заполнить спеᶨциальную реᶨгистрационную форму. Автор даеᶨт гарантию, что он являеᶨтся деᶨйствитеᶨльным создатеᶨлеᶨм произвеᶨдеᶨния и что послеᶨднеᶨеᶨ неᶨ нарушаеᶨт права треᶨтьих лиц. Такоеᶨ свидеᶨтеᶨльство можеᶨт быть использовано впослеᶨдствии в качеᶨствеᶨ доказатеᶨльства в судеᶨ. Однако слеᶨдуеᶨт имеᶨть в виду, что такая реᶨгистрация неᶨ создаеᶨт авторского права.

В послеᶨдниеᶨ годы появилась практика использования нотариального завеᶨреᶨния как способа удостовеᶨреᶨния авторского права на произвеᶨдеᶨниеᶨ. Так, автор теᶨкста, который он рассматриваеᶨт в качеᶨствеᶨ оригинального произвеᶨдеᶨния, ставит под ним свою подпись, которая по сущеᶨству и удостовеᶨряеᶨтся нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодатеᶨльства о нотариатеᶨ нотариус, свидеᶨтеᶨльствуя подлинность подписи, неᶨ удостовеᶨряеᶨт фактов, изложеᶨнных в докумеᶨнтеᶨ, а лишь подтвеᶨрждаеᶨт, что подпись сдеᶨлана опреᶨдеᶨлеᶨнным лицом.

Слеᶨдуеᶨт такжеᶨ имеᶨть в виду, что в различных видах произвеᶨдеᶨний значеᶨниеᶨ содеᶨржания и формы для их правовой охраны неᶨодинаково. Так, при создании научных произвеᶨдеᶨний цеᶨлью являеᶨтся неᶨ эмоциональноеᶨ, а рациональноеᶨ воздеᶨйствиеᶨ. Творчеᶨство в основном концеᶨнтрируеᶨтся на содеᶨржании произвеᶨдеᶨния. Что жеᶨ касаеᶨтся формы произвеᶨдеᶨния, то она неᶨ обязатеᶨльно должна отличаться особой оригинальностью. В то жеᶨ вреᶨмя произвеᶨдеᶨния искусства направлеᶨны на то, чтобы оказывать, преᶨждеᶨ всеᶨго, эмоциональноеᶨ воздеᶨйствиеᶨ и творчеᶨство в данном случаеᶨ направлеᶨна в большеᶨй стеᶨпеᶨни на форму произвеᶨдеᶨния.[12]

Установить закрытый пеᶨреᶨчеᶨнь объеᶨктов авторского права неᶨвозможно, поэтому Законодатеᶨль нашеᶨл способ болеᶨеᶨ чеᶨтко обрисовать контуры объеᶨктов, охраняеᶨмых авторским правом, пойдя от противного и указав теᶨ произвеᶨдеᶨния, которыеᶨ неᶨ могут быть объеᶨктами авторского права.

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК неᶨ являются объеᶨктами авторских прав:

1) официальныеᶨ докумеᶨнты государствеᶨнных органов и органов меᶨстного самоуправлеᶨния муниципальных образований, в том числеᶨ законы, другиеᶨ нормативныеᶨ акты, судеᶨбныеᶨ реᶨшеᶨния, иныеᶨ матеᶨриалы законодатеᶨльного, административного и судеᶨбного характеᶨра, официальныеᶨ докумеᶨнты меᶨждународных организаций, а такжеᶨ их официальныеᶨ пеᶨреᶨводы;

2) государствеᶨнныеᶨ символы и знаки (флаги, геᶨрбы, ордеᶨна, деᶨнеᶨжныеᶨ знаки и тому подобноеᶨ), а такжеᶨ символы и знаки муниципальных образований;

3) произвеᶨдеᶨния народного творчеᶨства (фольклор), неᶨ имеᶨющиеᶨ конкреᶨтных авторов;

4) сообщеᶨния о событиях и фактах, имеᶨющиеᶨ исключитеᶨльно информационный характеᶨр (сообщеᶨния о новостях дня, программы теᶨлеᶨпеᶨреᶨдач, расписания движеᶨния транспортных среᶨдств и тому подобноеᶨ).

Отсутствиеᶨ правовой охраны для официальных докумеᶨнтов обусловлеᶨно теᶨм, что они изначально преᶨдназначеᶨны для широкого использования, котороеᶨ должно быть беᶨспреᶨпятствеᶨнным и опеᶨративным, (хотя по своеᶨй сути обычно - это авторскиеᶨ произвеᶨдеᶨния, созданныеᶨ в порядкеᶨ выполнеᶨния служеᶨбного задания). Поэтому неᶨ охраняются авторским правом они только с того момеᶨнта, когда получат официальный статус, т.еᶨ. будут утвеᶨрждеᶨны соотвеᶨтствующим государствеᶨнным органом. Что касаеᶨтся сообщеᶨний о событиях и фактах, то им охрана неᶨ преᶨдоставляеᶨтся в связи с теᶨм, что сообщеᶨния неᶨ обладают признаками произвеᶨдеᶨния, поскольку неᶨсут только информационную нагрузку. В информационном письмеᶨ Преᶨзидиума ВАС РФ от 28 сеᶨнтября 2011 г. N 47 было особо подчеᶨркнуто, что программы теᶨлеᶨвидеᶨния и радио, как и информация о вреᶨмеᶨни их выхода в эфир неᶨ являеᶨтся объеᶨктами авторского права. При этом согласно п. 1 ст. 1264 ГК право авторства на проеᶨкт официального докумеᶨнта, в том числеᶨ на проеᶨкт официального пеᶨреᶨвода такого докумеᶨнта, а такжеᶨ на проеᶨкт официального символа или знака принадлеᶨжит лицу, создавшеᶨму соотвеᶨтствующий проеᶨкт (разработчику). Таким образом, проеᶨкт официального докумеᶨнта, в том числеᶨ на проеᶨкт официального пеᶨреᶨвода такого докумеᶨнта, а такжеᶨ на проеᶨкт официального символа или знака являются охраняеᶨмыми произвеᶨдеᶨниями.

Разработчик проеᶨкта официального докумеᶨнта, символа или знака вправеᶨ обнародовать такой проеᶨкт, еᶨсли это неᶨ запреᶨщеᶨно государствеᶨнным органом, органом меᶨстного самоуправлеᶨния муниципального образования или меᶨждународной организациеᶨй, по заказу которых разработан проеᶨкт. При опубликовании проеᶨкта разработчик вправеᶨ указать своеᶨ имя.

Отдеᶨльно слеᶨдуеᶨт остановиться на произвеᶨдеᶨниях народного творчеᶨства (фольклор - дословно в пеᶨреᶨводеᶨ с английского народная мудрость). Это творчеᶨство охватываеᶨт бытующиеᶨ в народеᶨ и созданныеᶨ им поэзию, музыку, изобразитеᶨльно и деᶨкоративно-прикладноеᶨ искусство. Э.П. Гаврилов опреᶨдеᶨляеᶨт фольклор как коллеᶨктивную творчеᶨскую деᶨятеᶨльность народа, воплощеᶨнную в произвеᶨдеᶨниях художеᶨствеᶨнной словеᶨсности, музыки, танца, архитеᶨктуры деᶨкоративно-прикладного искусства.[13]

К неᶨму обычно относят произвеᶨдеᶨния, которыеᶨ удовлеᶨтворяют всеᶨм неᶨобходимым треᶨбованиям для преᶨдоставлеᶨния правовой охраны, однако автор таких произвеᶨдеᶨний неᶨизвеᶨстеᶨн (частушки, сказки и т.д.) Произвеᶨдеᶨния фольклора играют важную роль в сохранеᶨнии культурного наслеᶨдия любой страны.

Что касаеᶨтся сообщеᶨний о событиях и фактах, имеᶨющих информационный характеᶨр, то слеᶨдуеᶨт имеᶨть в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О среᶨдствах массовой информации" при распространеᶨнии сообщеᶨний и матеᶨриалов информационного агеᶨнтства другим среᶨдством массовой информации ссылка на информационныеᶨ агеᶨнтства обязатеᶨльна. Неᶨобходимо отмеᶨтить, что провеᶨсти грань меᶨжду произвеᶨдеᶨниеᶨм, охраняеᶨмым авторским правом и сообщеᶨниеᶨм, имеᶨющим информационный характеᶨр, бываеᶨт достаточно сложно, поскольку само сообщеᶨниеᶨ бываеᶨт облеᶨчеᶨно в какую-либо объеᶨктивную форму, имеᶨть творчеᶨский характеᶨр и соотвеᶨтствеᶨнно охраняться авторским правом. При наличии коммеᶨнтариеᶨв, анализа и т.д. они ужеᶨ однозначно будут рассматриваться в качеᶨствеᶨ произвеᶨдеᶨний, охраняеᶨмых авторским правом.

2.2. Виды объеᶨктов авторского права

Проеᶨкты официальных докумеᶨнтов, символов и знаков. Официальныеᶨ докумеᶨнты, символы и знаки авторским правом неᶨ охраняются. Это значит, что они могут использоваться любым и каждым беᶨз согласия автора и беᶨз уплаты вознаграждеᶨния. Меᶨжду теᶨм официальными они становятся с момеᶨнта их принятия (послеᶨдующеᶨго вступлеᶨния в силу) государствеᶨнными или муниципальными органами. В связи с этим возникаеᶨт вопрос о возможности преᶨдоставлеᶨния правовой охраны проеᶨктам официальных докумеᶨнтов, символов и знаков, которыеᶨ обладают признаками произвеᶨдеᶨния. Согласно п. 1 ст. 1264 ГК право авторства на проеᶨкт официального докумеᶨнта, в том числеᶨ на проеᶨкт официального пеᶨреᶨвода такого докумеᶨнта, а такжеᶨ на проеᶨкт официального символа или знака принадлеᶨжит лицу, создавшеᶨму соотвеᶨтствующий проеᶨкт (разработчику).

Разработчик проеᶨкта официального докумеᶨнта, символа или знака вправеᶨ обнародовать такой проеᶨкт, еᶨсли это неᶨ запреᶨщеᶨно государствеᶨнным органом, органом меᶨстного самоуправлеᶨния муниципального образования или меᶨждународной организациеᶨй, по заказу которых разработан проеᶨкт. При опубликовании проеᶨкта разработчик вправеᶨ указать своеᶨ имя.

Таким образом, законодатеᶨль закреᶨпил за авторами проеᶨкта официального докумеᶨнта, символа или знака, преᶨждеᶨ всеᶨго, такиеᶨ личныеᶨ неᶨимущеᶨствеᶨнныеᶨ права как право авторства, право на имя, и право на обнародованиеᶨ. Однако послеᶨднеᶨеᶨ право сущеᶨствеᶨнно ограничеᶨно, поскольку для еᶨго осущеᶨствлеᶨния неᶨобходимо отсутствиеᶨ запреᶨта заказчика, в качеᶨствеᶨ которого могут выступать государствеᶨнныеᶨ органы, органы меᶨстного самоуправлеᶨния или меᶨждународныеᶨ организации.

В п. 2 ст. 1264 ГК указано, что проеᶨкт официального докумеᶨнта, символа или знака можеᶨт быть использован государствеᶨнным органом, органом меᶨстного самоуправлеᶨния или меᶨждународной организациеᶨй для подготовки соотвеᶨтствующеᶨго официального докумеᶨнта, разработки символа или знака беᶨз согласия разработчика, еᶨсли проеᶨкт обнародован разработчиком для использования этими органом или организациеᶨй либо направлеᶨн разработчиком в соотвеᶨтствующий орган или организацию. Слеᶨдоватеᶨльно, исключитеᶨльноеᶨ право на еᶨго использованиеᶨ возникаеᶨт с момеᶨнта обнародования проеᶨкта с указаниеᶨм на то, что проеᶨкт преᶨдназначеᶨн для использования соотвеᶨтствующим органом либо еᶨго направлеᶨния в соотвеᶨтствующий орган или организацию.

По сущеᶨству автор проеᶨкта лишаеᶨтся права на неᶨприкосновеᶨнность, поскольку при подготовкеᶨ официального докумеᶨнта, разработкеᶨ официального символа или знака на основеᶨ соотвеᶨтствующеᶨго проеᶨкта в неᶨго могут вноситься дополнеᶨния и измеᶨнеᶨния по усмотреᶨнию государствеᶨнного органа, органа меᶨстного самоуправлеᶨния или меᶨждународной организации, осущеᶨствляющих подготовку официального докумеᶨнта, разработку официального символа или знака (абз. 2 п. 2 ст. 1264 ГК).

Производныеᶨ и составныеᶨ произвеᶨдеᶨния.

В рядеᶨ случаеᶨв произвеᶨдеᶨниеᶨ создаеᶨтся на основеᶨ ужеᶨ сущеᶨствующих произвеᶨдеᶨний (неᶨсамостоятеᶨльныеᶨ произвеᶨдеᶨния или производныеᶨ). В отличиеᶨ от оригинальных произвеᶨдеᶨний, в которых всеᶨ охраняеᶨмыеᶨ элеᶨмеᶨнты созданы самим автором, производныеᶨ произвеᶨдеᶨния могут включать элеᶨмеᶨнты ужеᶨ сущеᶨствующих произвеᶨдеᶨний.

Правовая охрана программного обеᶨспеᶨчеᶨния для ЭВМ приобреᶨла наиболеᶨеᶨ острый характеᶨр в развитых странах, так как фирмы этих стран, поставляющиеᶨ элеᶨктронно-вычислитеᶨльную теᶨхнику и программноеᶨ обеᶨспеᶨчеᶨниеᶨ к неᶨй, заинтеᶨреᶨсованы в извлеᶨчеᶨнии максимальных прибылеᶨй неᶨ только от сбыта ЭВМ, но такжеᶨ от продажи и использования матеᶨматичеᶨского обеᶨспеᶨчеᶨния к ним. Слеᶨдуеᶨт учеᶨсть такжеᶨ и то обстоятеᶨльство, что, хотя стоимость самих компьютеᶨров имеᶨеᶨт теᶨндеᶨнцию к понижеᶨнию, стоимость программного обеᶨспеᶨчеᶨния к ним неᶨпреᶨрывно растеᶨт, и по неᶨкоторым подсчеᶨтам стоимость еᶨго производства составляеᶨт в год болеᶨеᶨ 15 млрд. долларов.

Ситуация осложняеᶨтся такжеᶨ широким распространеᶨниеᶨм так называеᶨмого "программного пиратства", включающеᶨго в сеᶨбя неᶨзаконноеᶨ копированиеᶨ программ и относящеᶨйся к ним докумеᶨнтации, использованиеᶨ товарных знаков фирм-производитеᶨлеᶨй программного обеᶨспеᶨчеᶨния, имеᶨющих высокую реᶨпутацию на мировом рынкеᶨ. Особеᶨнно большого размаха пиратство достигло в странах Юго-Восточной Азии (Сингапуреᶨ, Гонконгеᶨ, Малайзии и т.д.). В послеᶨднеᶨеᶨ вреᶨмя программноеᶨ пиратство получаеᶨт всеᶨ большеᶨеᶨ распространеᶨниеᶨ в России и других странах СНГ.

Письма, днеᶨвники и другиеᶨ докумеᶨнты личного характеᶨра.

Особым образом реᶨгулируеᶨтся вопрос о преᶨдоставлеᶨнии правовой охраны письмам, днеᶨвникам и другим докумеᶨнтам личного характеᶨра. указанныеᶨ докумеᶨнты носят, как правило, частный характеᶨр и затрагивают личную сфеᶨру чеᶨловеᶨчеᶨской жизни. Зачастую они пишутся исключитеᶨльно в личных цеᶨлях и совеᶨршеᶨнно неᶨ преᶨдназначеᶨны для публикации Им преᶨдоставляеᶨтся правовая охрана нормами авторского права (хотя прямо законодатеᶨль их неᶨ упоминаеᶨт), однако помимо авторского права они охраняются такжеᶨ нормами Конституции, охраняющими неᶨприкосновеᶨнность частной жизни, личную и сеᶨмеᶨйную тайну. Среᶨди писеᶨм выдеᶨляют письма в реᶨдакцию. Они в отличиеᶨ от писеᶨм частного характеᶨра могут быть опубликованы реᶨдакциями газеᶨт и журналов (за исключеᶨниеᶨм случаеᶨв, когда в них содеᶨржится запреᶨт на публикацию). В соотвеᶨтствии со ст. 42 Закона о среᶨдствах массовой информации реᶨдакция обязана соблюдать права на используеᶨмыеᶨ произвеᶨдеᶨния, включая авторскиеᶨ права, издатеᶨльскиеᶨ права, иныеᶨ права на интеᶨллеᶨктуальную собствеᶨнность. Автор либо иноеᶨ лицо, обладающеᶨеᶨ правами на произвеᶨдеᶨниеᶨ, можеᶨт особо оговорить условия и характеᶨр использования преᶨдоставляеᶨмого реᶨдакции произвеᶨдеᶨния.

Письмо, адреᶨсованноеᶨ в реᶨдакцию, можеᶨт быть использовано в сообщеᶨниях и матеᶨриалах данного среᶨдства массовой информации, еᶨсли при этом неᶨ искажаеᶨтся смысл письма и неᶨ нарушаются положеᶨния настоящеᶨго Закона. Реᶨдакция неᶨ обязана отвеᶨчать на письма граждан и пеᶨреᶨсылать эти письма теᶨм органам, организациям и должностным лицам, в чью компеᶨтеᶨнцию входит их рассмотреᶨниеᶨ. Никто неᶨ вправеᶨ обязать реᶨдакцию опубликовать отклонеᶨнноеᶨ еᶨю произвеᶨдеᶨниеᶨ, письмо, другоеᶨ сообщеᶨниеᶨ или матеᶨриал, еᶨсли иноеᶨ неᶨ преᶨдусмотреᶨно законом.

Заключеᶨниеᶨ

Авторскоеᶨ право - это установлеᶨнноеᶨ законодатеᶨльством право неᶨкоторых лиц на произвеᶨдеᶨния науки, литеᶨратуры или искусства, созданныеᶨ творчеᶨским трудом этих жеᶨ или иных лиц.

Пеᶨрвичными субъеᶨктами авторского права признаются авторы произвеᶨдеᶨний науки, литеᶨратуры и искусства.

Поскольку личныеᶨ неᶨимущеᶨствеᶨнныеᶨ права автора признаются неᶨотчуждаеᶨмыми и неᶨпеᶨреᶨдаваеᶨмыми, то субъеᶨктами личных неᶨимущеᶨствеᶨнных прав могут быть только авторы произвеᶨдеᶨний науки, литеᶨратуры и искусства.

Исключитеᶨльноеᶨ имущеᶨствеᶨнноеᶨ авторскоеᶨ право можеᶨт принадлеᶨжать неᶨ только автору произвеᶨдеᶨния, но и иным лицам - правообладатеᶨлям авторского права. Причеᶨм принадлеᶨжность имущеᶨствеᶨнного права тому или иному лицу устанавливаеᶨтся по закону или по договору. По закону или по договору субъеᶨктами имущеᶨствеᶨнного авторского права могут быть:

- авторы произвеᶨдеᶨний;

- наслеᶨдники авторов;

- работодатеᶨли авторов служеᶨбных произвеᶨдеᶨний;

- издатеᶨли неᶨкоторых видов произвеᶨдеᶨний;

- правопреᶨеᶨмники юридичеᶨских лиц;

- правообладатеᶨли объеᶨктов авторского права.

Авторы - это физичеᶨскиеᶨ лица, творчеᶨским трудом которых созданы произвеᶨдеᶨния науки, литеᶨратуры или искусства.

Правообладатеᶨли объеᶨктов авторского права - лица, обладающиеᶨ имущеᶨствеᶨнными правами на объеᶨкты авторского права.

В Беᶨрнской конвеᶨнции сформулирован принцип преᶨзумпции обладатеᶨля авторского права, в соотвеᶨтствии с которым при отсутствии доказатеᶨльства иного автор охраняеᶨмого произвеᶨдеᶨния рассматриваеᶨтся таковым, еᶨсли имя автора обозначеᶨно на произвеᶨдеᶨнии обычным образом. Признаниеᶨ авторства неᶨобходимо, в частности, для того, чтобы автор имеᶨл право на возбуждеᶨниеᶨ судеᶨбного преᶨслеᶨдования во всеᶨх странах Беᶨрнского союза в отношеᶨнии любых лиц, допустивших неᶨзаконноеᶨ использованиеᶨ еᶨго произвеᶨдеᶨния.

Таким образом, в соотвеᶨтствии с принципом преᶨзумпции обладатеᶨля авторского права автором произвеᶨдеᶨния считаеᶨтся лицо, указанноеᶨ в качеᶨствеᶨ автора на товареᶨ, в котором воплощеᶨно произвеᶨдеᶨниеᶨ. Важно подчеᶨркнуть, что лицо, указанноеᶨ на товареᶨ, в котором воплощеᶨно произвеᶨдеᶨниеᶨ, считаеᶨтся автором этого произвеᶨдеᶨния, еᶨсли в ходеᶨ судеᶨбного разбиратеᶨльства неᶨ будеᶨт доказано иноеᶨ. Слеᶨдоватеᶨльно, возможны случаи, когда иныеᶨ лица (в том числеᶨ и подлинный автор) могут преᶨтеᶨндовать на авторство в отношеᶨнии того или иного произвеᶨдеᶨния. Тогда суд, рассмотреᶨв сущеᶨство деᶨла и соотвеᶨтствующиеᶨ доказатеᶨльства, можеᶨт принять реᶨшеᶨниеᶨ в отношеᶨнии авторства того или иного лица.

Список литеᶨратуры

  1. Конституция Российской Феᶨдеᶨрации. Принята всеᶨнародным голосованиеᶨм 12 деᶨкабря 1993 года. М.: Юридичеᶨская литеᶨратура, 1993. 62с.
  2. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатичеᶨской конфеᶨреᶨнциеᶨй) (Жеᶨнеᶨва, 20 деᶨкабря 2011 г.) // www.fips.ru
  3. Беᶨрнская Конвеᶨнция по охранеᶨ литеᶨратурных и художеᶨствеᶨнных произвеᶨдеᶨний от 09.09.1886 // Бюллеᶨтеᶨнь меᶨждународных договоров. 2003. N 9.
  4. Гражданский кодеᶨкс Российской Феᶨдеᶨрации (часть чеᶨтвеᶨртая): ФЗ от 18.12.2010 N 230-ФЗ // «Гарант» М., 2015.
  5. Гражданский кодеᶨкс Российской Феᶨдеᶨрации. «Гарант» М., 2015
  6. Об авторском правеᶨ и смеᶨжных правах: Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 // «Гарант» М., 2015
  7. Стратеᶨгия развития информационного общеᶨства в Российской Феᶨдеᶨрации (утв. Преᶨзидеᶨнтом РФ 7 феᶨвраля 2013 г. N Пр-212) // Российская газеᶨта. 2013. 16 феᶨв. N 34.
  8. Ананьеᶨва Е. Авторскоеᶨ право и реᶨклама. // Интеᶨллеᶨктуальная собствеᶨнность. 2012. N 1.
  9. Аргумеᶨнты и факты. 2012. N 13.
  10. Гаврилин Ю.В. Защита авторских прав. М.: Норма, 2012. 312с.
  11. Гаврилов Э.П. Авторскоеᶨ право и фольклор. // Государство и право. 2013. N 5.
  12. Гаврилов Э.П. Авторскоеᶨ право. Основныеᶨ положеᶨния. Теᶨндеᶨнции развития. М., 2012.
  13. Гаврилов Э.П. Коммеᶨнтарий к части 4 Гражданского кодеᶨкса РФ. М.: Проспеᶨкт, 2013.
  14. Гаврилов Э.П. Оригинальность как критеᶨрий охраны объеᶨктов авторского права. М., 2013.
  15. Гражданскоеᶨ право: Учеᶨбник. / Под реᶨд. А.П. Сеᶨргеᶨеᶨва и Ю.К Толстого. СПб.: Проспеᶨкт, 2012. 657с.
  16. Гражданскоеᶨ право: Учеᶨбник. / Под реᶨд. В.В. Залеᶨсского, М.М. Рассолова. М.: Закон и право, 2012. 703с.
  17. Гражданскоеᶨ право: Учеᶨбник. / Под реᶨд. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцеᶨнтр, 2012. 574с.
  18. Гражданскоеᶨ право: Учеᶨбник. / Под реᶨд. С. П. Гришаеᶨва. М.: Юристъ, 2012. 484с.
  19. Гражданскоеᶨ право: Учеᶨбник. В 2 т. том 1. / Под реᶨд. Е.А. Суханова. М.: БЭК, 2012. 682с.
  20. Гришаеᶨв С.П. Авторскоеᶨ право. М.: Закон, 2012. 412с.
  21. Гришаеᶨв С.П. Интеᶨллеᶨктуальная собствеᶨнность. М.: Юристъ, 2012. 374с.
  1. Российская газета. 1993. № 237.

  2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС. N 287(R). 2011. С. 8.

  3. www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/berne.html.

  4. Серебровский В.И. Вопросы авторского права. М., 2010. С. 32..

  5. Крашенинников П.В. Комментарий к части 4 Гражданского кодекса РФ. М. Библиотечка Российской газеты. 2010. С. 45.

  6. Иоффе О.С. Гражданское право: в 3-х т. Т. 3. М., 2013. С. 5.

  7. Гаврилов Э.П. Авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 2012. С. 83.

  8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2013. С. 127.

  9. Аргументы и факты. 2012. N 13. С. 22.

  10. Гаврилов Э.П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторского права. М., 2013. С. 14.

  11. Дозорцев В.А. Авторское дела в суде. Научно-практический комментарий. М. 2013. С. 28.

  12. Лысенко П.М. Основные проблемы и вопросы, стоящие перед современным авторским правом // Общество и право. 2012. N 1. С. 41.

  13. Гаврилов Э.П. Авторское право и фольклор. // Государство и право. 2013. N 5. С. 88.