Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Нарушение личных неимущественных прав)

Содержание:

Введение

Известно, что объекты патентного права – полезные модели, изобретения, и промышленные образцы. В авторском праве (глава 70 ГК РФ) объектом охраны являются только произведения. Произведения - объект охраны только в сфере авторского права. Поэтому, когда мы употребляем термин «произведения» (англ. – works; нем. – werke; исп. – obras), то подразумеваем именно и только произведения как объекты, охраняемые авторским правом. В российском праве традиционно также указывается на то, что авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства.

Произведения, как и любой иной объект, состоят из формы и содержания. Современное российское авторское право не охраняет содержание произведения. Это положение прямо зафиксировано в п. 5 ст. 1259 ГК РФ: «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования».

Известно, что все произведения, охраняемые авторским правом, можно разделить на художественные и научные. К художественным произведениям относятся произведения изобразительных искусств (живопись, скульптура и т.п.), музыкальные произведения, художественные фильмы, художественная литература (в эту категорию включены и детективы, поскольку они также охраняются авторским правом). К научным произведениям относятся, прежде всего, произведения научной литературы, а также чертежи, схемы, научное кино, научные фотографии и т.п.

В художественных произведениях содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении, идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство. В этой связи никакой пересказ «Евгения Онегина» А.С.Пушкина прозой или иными стихами не заменит нам этого произведения. Действительно, важно не только то, что написала Татьяна в письме Онегину, но и как она это выразила. Это «как» и выражает существо художественного произведения. Более того, любой пересказ своими словами уничтожает художественное произведение целиком.

В произведениях науки ситуация иная. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. В научных произведениях основной смысл приходится на содержание, на те научные идеи, которые выражены в произведении. Конечно, и сама форма выражения научной идеи (мысли) имеет большое значение. Научная идея может быть выражена четко и ясно либо, наоборот, малопонятно и невнятно. Она может быть изложена ясно для широкого круга читателей или для узкого круга специалистов. Наконец, научная идея может быть сформулирована узко, применительно лишь к отдельному явлению либо она может быть сформулирована широко, применительно к целому ряду явлений. Кроме того, при изменении формы научного произведения это произведение не исчезает, оно сохраняет свою ценность. Иными словами, в научном произведении важно не только и не столько как это сказано, но и то, что именно сказано.

Основная часть

  1. Авторское право

АВТОРСКОЕ ПРАВО - это совокупность норм гражданского права (институт), который регулирует отношения по признанию авторства и охране имущественных и неимущественных прав авторов и правообладателей (в субъективном смысле - совокупность имущественных и неимущественных прав авторов и иных правообладателей).

Авторское право распространяется на научные произведения, произведения литературы, искусства, которые:

а) существуют в объективной форме;

б) являются результатом творческой деятельности.

К критериями творческой деятельности относятся самостоятельность, продуктивный характер. Любое произведение охраняется вне независимости от назначения и достоинства (положительных качеств). Действует презумпция творческого характера создания произведения. Под объективной формой понимается форма внешнего выражения идеальных образов, созданных автором. Ознакомиться с произведением можно в следующиех формах:

-устная (публичное произнесение);

-письменная;

-объемно-пространственная и т.п.

Охрана распространяется также на любую оригинальную часть произведения, которое охраняется как отдельное произведение.

Объектами Авторского права не являются:

-официальные документы;

-произведения народного творчества;

-сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер

-официальные переводы;

-государственные символы;

В любом произведении следует различать содержание и форму. В научной, технической и учебной литературе к элементам содержания относятся научные факты, гипотезы, теории. Форма такого произведения состоит в системе и последовательности изложения материала. Авторское право охраняет только форму произведения, а элементы содержания являются "юридически безразличными". Таким образом, авторское право не распространяется ни на сюжет романа, ни на тему рассказа, ни на научную гипотезу, а лишь на форму, в которой выражен роман, рассказ, научная статья. Как пишет В. Катаев в своем произведе­нии "Алмазный мой венец", он подарил "сво­ему другу и своему брату" сюжет и план книги "12 стульев", но, поскольку он не участвовал в создании формы этой книги, он не стал со­автором И. Ильфа и Е. Петрова. В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев заимствования (плагиата) решающее значение имеют буквальные (словесные) совпадения; для этого составляются таблицы совпадений.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения и не требует соблюдения каких-либо формальностей, хотя и не исключает возможность его официальной регистрации. После воплощения произведения в рукописи у автора возникает и авторское право, и право собственности на рукопись. Направление рукописи в издательство свидетельствует о согласии автора передать свое авторское право на издание произведения. Обладатель исключительных авторских прав вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обя­зательно состоит из трех элементов: латинской буквы "С" (начальная буква английского слова copyright — авторское право) в окружности ©; имени (наименования) обладателя исключительных автор­ских прав; года первого опубликования произведения.

C:\Users\Иван\Desktop\АВТОРСКОЕ ПРАВО.jpg

    1. Особенность авторского права

Авторских права складывается из двух составляющих:

-личные права автора

-имущественные права.

Такое разделение довольно новое, но в настоящее время характерно фактически всем системам права.

Такое разделение характерно и для российского авторского законодательства.

Рассмотрим каждый из блоков прав.

Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору вне зависимости от имущественных прав, иначе - личные права связаны с моральной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале XX века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».

Личные неимущественные права не зависимы от имущественных прав и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а т.ж. любому другому посягательству на произведение, способному нанести вред чести или репутации автора.

Итак, у личных неимущественных прав нет экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обеспечивает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав обуславливается и тем, что в случае нарушение личных прав нарушаются его имущественные права. Так, н-р, нарушение права авторства, скажем, путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Личные неимущественные права автора в отношении его произведения:

- право считаться автором произведения (право авторства);

-право использовать или позволять использовать произведение под настоящим именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

- право обнародовать или позволять обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого извращения или иного посягательства, имеющего цель нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

По закону имущественного Авторского Права автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом:

- исключительные имущественные права. Само определение таких прав как «исключительные» говорит о том, что автору принадлежат исключительно все права по распоряжению произведением.

- правообладатель исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом. Между тем «любая форма и способ» фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в п.2 ст.16 Закона.

- «право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием»

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир).

- сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

  1. Основные договоры в авторском праве

C:\Users\Иван\Desktop\Основные договоры в АП.gif

Одной из форм распоряжения исключительным правом на товарный знак и знак обслуживания является договор об отчуждении исключительного права В ранее действующем законодательстве аналогичный договор имел несколько иное название договор о передаче исключительного права на товарный знак (уступка товарного знака). Такой договор содержался, в частности, в ст. 25 Закона о товарных знаках.

Многие авторы в научных трудах указывают на неоп-равданность замены в названии данного договора термина -«уступка" на термин «отчуждение». Так. по мнению В.И. Еременко и В Н. Евдокимовой, термин -отчуждение» применим к вещному праву, когда объектом сделки выступает имущество, а не право При этом термин «уступка» широко используется в ГК РФ (ст.ст. 355. 250. 336. 993 ГК РФ). Кроме того, как указывают авторы, термин «уступка» являлся уже устоявшимся как в правоприменительной практике, так и в юридической литературе1.

Мы согласны с высказанной позицией, однако считаем не совсем правильным название договора в редакции Закона о товарных знаках. Объектом данного договора выступает не сам товарный знак или знак обслуживания, а исключительное право на него. Поэтому некорректно говорить об уступке товарного знака или знака обслуживания. Считаем необходимым переименовать договор об отчуждении исключительного права на рассматриваемые средства индивидуализации на договор об уступке исключительного права на товарный знак и знак обслуживания.

По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак и знак обслуживания одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак и знак обслуживания в отношении всех товаров или их части, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне - приобретателю исключительного права.

В отличие от договора об отчуждении авторского права, по которому исключительное право в полном объеме безоговорочно переходит к новому правообладателю, лицензионный договор предполагает предоставление автором (лицензиаром) права временного использования произведения другому лицу (лицензиату).

В ранее действовавшем законе об авторском праве и смежных правах присутствовали нормы об авторском договоре, который, по сути, имел природу лицензионного договора, хотя так официально не именовался. Лицензионные договоры были предусмотрены некоторыми законами в отношении ряда иных объектов интеллектуальной собственности, например Патентным законом - в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образов; Законом о товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров - в отношении товарных знаков и знаков обслуживания.

Новое регулирование включает в себя лицензионный договор, поименованный в части четвертой ГК РФ. Нормы об этом договоре делятся на общие и специальные. Общие нормы включают универсальное определение лицензионного договора и указание на виды лицензий, общие требования к его существенным условиям, форме и исполнению1, а также основные правила сублицензионного договора. Специальные нормы, которые имеют приоритетное значение перед общими нормами, содержатся в главе 70 ГК РФ «Авторское право». В силу авторского лицензионного договора одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ). Особенности такого договора как наиболее востребованного на практике нашли свое правовое выражение в специальных нормах статьи 1287 ГК РФ «Особые условия издательского лицензионного договора».

К лицензионным договорам применяются общие положения об обязательствах и договорах, а также иные общие положения ГК РФ и специальные нормы об интеллектуальной собственности. В этой многоуровневой системе норм существует правило, согласно которому общая норма действует только в случае, если она не отменена или не изменена специальной нормой.

Если издатель намерен использовать произведение, которое в будущем может потребовать определенных изменений, например научное произведение, то он включает условие, обязывающее автора по требованию лицензиата переработать произведение. Однако это условие привносит в лицензионный договор дополнительный элемент, который несет в себе существо авторского договора заказа. И этот элемент требует полноценного регулирования по правилам статьи 1288 ГК РФ. Прежде всего это условие о сроке исполнения, которое является существенным. То есть если в договоре срок, в течение которого автор должен представить новое переработанное произведение, не указан, то договор не считается заключенным. Следовательно, и условие. обязывающее автора переработать произведение, включенное в лицензионный договор, не имеет юридической силы. Да и другие условия, в том числе указание на размер вознаграждения за создание нового, переработанного произведения, условие о предоставлении права на использование этого произведения, способы его использования, размер вознаграждения за его использование и т. д„ в лицензионном договоре отсутствуют. На практике же издательский договор подразумевает, что условия, на которых предоставляется лицензия на первоначальное произведение, охватывают и новый объект интеллектуальной собственности. Такой подход дает основание усматривать стремление издателя за одну цену приобрести право на использование не одного, а двух или нескольких произведений автора - первоначального и переработанного.

В четвертом абзаце пункта 12 постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года N? 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 (далее -Постановление No 5/29) отмечено, что имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут выступать в качестве предмета залога при условии, что допустимо их отчуждение от правообладателя. Не могут выступать в качестве предмета залога личные неимущественные права. Не могут быть предметом залога право следования на произведения искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений, а также исключительное право на фирменное наименование и исключительное право на наименование места происхождения товара.

Возможность залога исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации позволяет привлечь оборотные средств (кредиты) для реализации инновационных ресурсоемких проектов и совершенствования или реструктуризации бизнеса.

Согласно существующему законодательству правообладатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, распоряжаться ими, а также запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Договор залога исключительных прав не лишает правообладателя-залогодателя возможности осуществлять указанные действия.

По общему правилу, в соответствии с пунктом 2 статьи 346 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога, залогодатель вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя.

Особенность залога исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в том. что правообладатель вправе совершать указанные действия без согласия залогодержателя, то есть в случае заключения договора о залоге исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель вправе в течение срока его действия использовать такой результат или такое средство и распоряжаться исключительным правом без согласия залогодержателя, если договором не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1233 ГК РФ).

  1. Виды нарушения авторских прав

C:\Users\Иван\Desktop\Видыьнарушения авторского права.jpg

Практика показывает, что на количество нарушений авторских прав влияют различные факторы. Напримет, правовая культура и степень развития гражданского общества. Конечно, ответственность, предусмотренная за нарушение авторских прав, наравне с возможностью их эффективной защиты также является своеобразным показателем количества деяемых нарушений.

В настоящее время законодательством РФ предусмотрены три типа ответственности за нарушение авторских прав:

1) уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусматривается статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) административная ответственность предусмотрена в статье 7.12 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) меры гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских прав закреплены в статьях 1250. 1252. 1301, 1311 и 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо начать именно с уголовной ответственности - вида ответственности, предполагающего наиболее суровые санкции.

Проблема, которая появляется при привлечении лиц, нарушивших авторские права, к уголовной ответственности - проблема, связанная с доказыванием причинения крупного ущерба правообладателю, а также проблема выявления крупного объема деяния. В этой связи необходимо отметить, что для привлечения к уголовной ответственности за плагиат нужно, чтобы деяния нарушителя причинили правообладателю крупный урон. При незаконном использовании объектов авторского права необходимо, чтобы это было осуществлено в крупном размере. Если речь идет о хранении, перевозке и приобретении контрафактных произведений, то, помимо крупного размера, обязательно наличие цели сбыта.

Актуальным в наше время в практике привлечения к гражданско-правовой ответственности также является вопрос об уголовной ответственности интернет провайдеров и интернет компаний. История возникновения этого вопроса связана с тем, что технические возможности многих интернет-ресурсов дают возможность пользователям беспрепятственно загружать произведения любого типа, делая их таким образом доступными неограниченному кругу лиц. В большинстве подобных случаев пользователи оказываются недоступными для правообладателя, и претензии предъявляются к интернет-компании. В качестве одной из подобных причин предъявления претензий к интернет-компаниям правообладатели указывают возможность таких компаний контролировать содержимое интернет-ресурсов и не допускать нарушение авторских прав, которая на практике не реализуется. Интернет-компании, напротив, ссылаются на то, что они не инициируют передачу информации и не влияют на ее целостность и, т.о, не осуществляют нарушение авторских прав.

    1. Нарушение исключительного права

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Способы защиты исключительных прав предусмотрены ст. 1252 ГК РФ. В частности, автор или иной правообладатель могут предъявлять требования:

- о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним (например, требование о прекращении размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет);

- о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

- об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5 ст. 1252 ГК РФ - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

- о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

К материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) и пресечение действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет (ст. 1250 ГК РФ).

В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается:

в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;

в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

    1. Нарушение личных неимущественных прав

По мнению некоторых исследователей, концепция личных неимущественных прав представляет собой некую универсальную правовую категорию, допустимую для всех отраслей частного права. Так. Т.М. Малькина в своей работе, в частности. утверждает, что «сопоставление российского и зарубежного опыта правового регулирования личных неимущественных отношений нормами гражданского и семенного права свидетельствует об универсальном характере личных неимущественных прав.

На наш взгляд, существенные отличия категории личных неимущественных прав в семейном и гражданском праве определяются по функциональному, содержательному и качественному критериям.

Согласно мнению, высказанному в учебной литературе, предметом семенного права в самом общем значении этого слова является совокупность (система) отношений, регулируемых соответствующей отраслью прав; (семейные отношения).

В свою очередь, комплекс семейных отношений составляют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с заключением и прекращением брака, в т.ч. признанием его недействительным; в связи с рождением ребенка и образованием семьи, в т.ч. и между другими родственниками; в связи с передачей ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью усыновителя (усыновителей), опекуна (попечителя), приемных родителей.

Нам известно, что выбор способа защиты нрава в случае его нарушения определяется существом нарушению права и характером противоправного деяния.

В комментируемой статье законодатель объединяет как способы защиты, так и меры ответственности за нарушение личных неимущественных прав. Законодатель определяет специальные способы защиты личных неимущественных прав, однако не все из них могут применяться при защите исключительных прав, а именно компенсация морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые могут испытывать лишь физические лица. В соответствии с абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсируют моральный вред в денежной форме. Размер компенсации определяется судом. Зависит он от степени причиненных потерпевшему физических и духовных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении объема компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК).

Методы защиты личных неимущественных прав, предусмотренные комментируемой статьей, применяются и к случаям нарушения отдельных прав, прямо предусмотренных в данной статье, а именно прав: — лица, организовавшего создание сложного объекта, указывать свое имя или наименование или требовать его указания (п. 4 ст. 1240 ГК); — издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК); — изготовителя аудиовизуального произведения при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК); — работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК); — производителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, а также на защиту фонограммы от искажения при ее использовании и на обнародование фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК); — изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК); — публикатора на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК). В качестве истцов, чьи права нарушены, в этих случаях могут выступать не только физические, но и юридические лица, за исключением публикатора, в качестве которого может выступать только гражданин. Нормы о защите личных неимущественных прав автора распространяются и на исполнителя физического лица, чьим творческим трудом осуществлено исполнение.

Согласно ст. 152 ГК РФ к способам защиты чести, достоинства и деловой репутации автора относятся: — опровержение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; — возмещение убытков; — компенсация морального вреда. Пример нарушения прав автора на вышеназванные блага предусмотрен п. 2 ст. 1266 ГК РФ, согласно которому извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти. Понятия чести, достоинства и деловой репутации традиционно определяются наукой гражданского права следующим образом: — честь — это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности; — достоинство — это морально-правовая категория позитивно-субъективного характера, определяющая оценку собственной личности; — репутация — это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, а деловая репутация — оценка профессиональных качеств. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Некоторые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Заключение

К сожалению, до сих пор не закрыт вопрос о воспроизведений произведения, в том числе в сети Интернет, в научных, учебных или культурных целях, отношении таких объектов авторских прав, как музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, литературные произведения, а также научные произведения (монографии, книги), не попадающие под исключения, перечисленные в ст. ст. 1274, 1275. Речь идет о различных электронных библиотеках, сайтах с собраниями классической музыки, иных научно-просветительских, культурных сообществах в сети Интернет. На торрентах встречаются прекрасные подборки дискографий, фильмографий, существованию которых порой благодарны и сами исполнители, актеры, режиссеры. Однако, формально юридически все подобные проекты являются не законными.

С другой стороны, конечно, нельзя давать полную свободу распространения объектов авторских прав даже без извлечения прибыли и в культурных или научных целях. Очевидно, что, к примеру, размещение кинофильма в сети Интернет до или во время его официального показа в кинотеатрах может принести огромные убытки представителям киноиндустрии и не позволит в дальнейшем заниматься данной деятельностью. Однако, как правило, после завершения показа создание кинофильма полностью окупается и приносит необходимую прибыль всем участникам процесса. Размещение же фильма спустя определенный период времени (например, через два года), не может принести существенные убытки и поставить под вопрос само создание кинопроизведений.

Возможно, стоит предусмотреть исключение в виде возможности воспроизведения объектов авторских прав в информационных, научных, учебных или культурных целях без извлечения прибыли в случае, если с момента создания таких объектов прошло более чем два года (срок условный, может быть и больше).

Список использованной литературы

  1. Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой гражданского права, деканом юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Сухановым // Законодательство. — 1998. — № 10.
  2. Закон российской федерации «Об авторском праве и смежных правах» От 09.07.1993 № 5351–1 (утратил силу).
  3. Тараненко Л. О. Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 883-885.
  4. Последние примеры таких предложений: Штенников В.Н., Беляева И.А. Форма произведения//Патенты и лицензии. 2008. № 11. С. 42; Кондрашкина Г.В. Содержание произведения и способ его охраны//Там же. 2009. № 7. С. 28.
  5. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 175.
  6. Серебровский В. И. Вопросы соетского авторского права. М., 1956.
  7. Арзуманян А. Б. К вопросу о классификации интеллектуальных прав в Гражданском кодексе РФ// Материалы научной конферернции ЮРГИ «Наука и образование: проблемы, поиски, решения». Ростов-на-Дону: Изд-во «Антей», 2010
  8. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2004