Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Имущественные авторские права. Личные неимущественные авторские права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Авторское право, как отдельный институт имеет свойственные ему индивидуальные и отличительные признаки, которые в свою очередь и являются той чертой, которая отличает институт авторского права от других институтов гражданского права. Данный институт не ориентирован на охрану только имущественных интересов авторов, он непосредственно затрагивает личные интересы творцов произведения. Правоотношения, охраняемые и регулируемые законодательством об авторском праве, распространяются далеко за пределы частногражданских отношений и в связи с их множественностью они приобретают специфический интерес. Социальный интерес, причиной того являются предъявляемые к нему требования культурного характера, и юридический интерес, о его наличии свидетельствует специфическая правовая конструкция. В период современного развития общества все большое значение во всем мире приобретает проблема в регулировании и охраны правоотношений возникающих непосредственно в сфере авторского права. Наряду с различными показателями развитости и цивилизованности общества во все года было и на данном этапе остается то, какого характера внимание в нем формированию и развитию культуры и науки. Актуальные экономические проблемы невозможно решать без использования сформированного должным образом потенциала общества. Гарантированному развитию культуры и науки способствует наличие необходимых условий и правовых предпосылок, а также способов защиты.

Объектом курсовой работы являются гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере авторского права.

Предметом курсовой работы являются основные теоретические вопросы касающееся данной темы, нормы авторского права и судебная практика в данной сфере, а также способы защиты авторского права.

Целью исследования исследование и анализ правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в области авторского права и защита этих отношений.

Для достижения указанных целей необходимо разрешить следующие основные задачи:

1. Выявить содержание авторского права;

2. Определить понятие и функции авторского права

3. Дать характеристику объекту и субъекту авторского права

4. Охарактеризовать имущественные и личные неимущественные авторские права

Методологической основой курсовой работы стали общечеловеческие приёмы мышления (анализ, синтез, сравнение, индукцию, дедукцию) и способы теоретического исследования.

Структура работы состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка использованных источников.

1. Общие положения авторского права

1.1 Понятие, источники и функции авторского права

Авторское право, как самостоятельный раздел гражданского законодательства был закреплен лишь в период проводившейся кодификации законодательства в 1960-х годах. После проведения реформ в России, сфера гражданско-правового регулирования отношений связанных с творческой деятельностью, была дополнена Законом “Об авторском праве и смежных правах” не действующим в настоящее время. С 1994 года был начат процесс создания и подготовки систематизированного законодательства об интеллектуальной собственности. В 1995 году в России вступает в силу первая часть базового нормативного акта - Гражданского кодекса.[1]

Главная работа по объединению норм посвященным средствам индивидуализации и результатам интеллектуальной деятельности, была начата в июне 2005 года и заключалась в создании проекта четвертой части Гражданского Кодекса. Данная часть была принята 24 ноября 2006 года, вступила в силу с 1 января 2008 года и сохраняет свое действие в России в настоящие время.

В объективном смысле авторское право – это совокупность норм гражданского права, которое регулируют отношения в сфере защиты прав авторов, охраны произведений литературы, науки, искусства, а также установлению режима по наделению авторов имущественными и личными неимущественными правами.

В субъективном смысле авторское право представляет из себя совокупность субъективных прав, которые возникли у автора в результате его интеллектуальной деятельности в связи с созданием произведений науки, литературы, искусства.

Термин авторского права, трактуется не только как право создателя, также оно может быть выражено, как право законного обладателя данного произведения, т.е. лица, не являющегося создателем данного произведения.

Основную задачу авторского права можно рассмотреть в двух аспектах. С одной стороны основная задача авторского права заключается в обеспечении интересов общества, а с другой стороны, в надлежащем обеспечении интересов авторов и их правопреемников.[2]

Сфера авторского права распространяется на произведения искусства, литературы, науки при необходимых условиях, свидетельствующих о том, что они: Существуют в какой-либо объективной форме и являются результатами творческой деятельности.

Понятие творчества не имеет законодательного закрепления. Общепринято считать, что творческой деятельностью является мыслительная и интеллектуальная деятельность, процесс которой завершается созданием самостоятельного результата искусства, науки, литературы. В мировой литературе закреплено, что показателем творческого характера произведения, служит оригинальность произведения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право имеет свое распространение только на оригинальные творческие работы.

Правовая охрана будет предоставлена произведению только при наличии такого критерия, как выраженность в объективной форме. Гражданский кодекс предусматривает некоторый перечень объективных форм произведения: письменная форма – это может быть как машинопись, так и рукопись, нотная запись; Звукозапись или видеозапись – оптическая, механическая, цифровая, магнитная; Устная – подразумевает публичное исполнение и произнесение; Объемно-пространственная форма – выражена в форме модели, макета, скульптуры, сооружений.

Данный список не является ограниченным, так как в связи с развитием искусства и науки может быть дополнен новыми формами.

Любой правовой институт, имеет определенную базу принципов и специальных функций, институт авторского права не является исключением.

Признание авторства и охрана произведений литературы, искусства и науки, является первой функцией авторского права. Гражданское законодательство закрепляет в своих нормах право признаваться автором произведений и устанавливает их охрану с момента фактического их создания – право авторства. Как и прежде на данном этапе развития гражданского законодательства, нет законно закрепленного понятия произведения. Имеет место лишь определение некоторых отдельных видов произведений. Примером является понятие так называемого “служебного произведения” закрепленного в Гражданском кодексе в ст.1295.

Наделение создателей интеллектуальными правами на произведения науки, искусства и литературы – является второй функцией. Содержание интеллектуальных прав включает: исключительное право на произведение, которое является правом имущественного характера, что позволяет создателю произведений или правообладателю произведения использовать свои произведения любым способом и в любой форме, на которые закон не устанавливает запретов. Личные неимущественные права выражаются в виде: право на обнародование произведений, право авторства, право на неприкосновенность произведений, право автора на имя. Иные права, могут включать в себя право доступа к произведениям искусства, право на получение награды за использование служебных произведений.

Установление того, кто и на каких полномочиях имеет право использовать охраняемые произведения, т.е. установление режима использования произведений – является третьей функцией авторского права. В соответствии со статьей 1229 ГК юридические лица и граждане, наделенные исключительным право на результат интеллектуальной деятельности, имеют полное право использовать его по своим соображениям различными способами которые не противоречат закону. Лицо обладающее исключительным правом может, разрешать и запрещать использование произведения другим лицам, исходя из собственного усмотрения. В данном случае отсутствие запрета, не свидетельствует о разрешении. Но некоторые нормы ГК закрепили использование произведений без согласии правообладателей, например воспроизведение некоторых программ для ЭВМ.[3] Авторское право не занимается регламентаций процедуры применения произведений на практике. Оно только занимается определением, что является, к примеру, исполнением воспроизведения или его воспроизведением, обнародованием и т.д. Как таковая регламентация охраняемых процессов практического использования произведений выходит за грань гражданского и авторского права.

Защита прав правообладателей и авторов – четвертая функция. Одним из важнейших условий осуществления юридическими лицами и гражданами своих прав, является наличие способов восстановления нарушенных прав и из защита в судебном порядке. Авторские права наравне с смежными правами по своей юридической природе, представляют из себя субъективные гражданские права, что свидетельствует о том, что их защита осуществляется способами, применяемыми при защите субъективных гражданских прав.

Ярким примером в осуществлении защиты прав правообладателей и авторов является судебная практика Заводского районного суда г. Орла, в процессе которой было рассмотрено в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Замятина Александра Георгиевича к обществу с ограниченной ответственностью научно-техническому центру “Истоки” о защите интеллектуальных прав, а именно о нарушении авторского права на его научно-проектную документацию. Данная научно-проектная документация была признана объектом интеллектуальной собственности – произведением науки, т.е. подлежащим охране результатом интеллектуальной деятельности, за которыми в соответствии с гражданским законодательством признаются интеллектуальные права, включающие исключительное право. В процессе судебного заседания функция защиты была реализована в полной мере, Замятин Александр Георгиевич был признан надлежащим автором научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, между истцом и ответчиком было заключено мировое соглашение, в следствии чего истец отказался от исковых требований в полном объеме. Текст данного мирового соглашения был подписан сторонами и в последующем приобщен к протоколу судебного заседания. Суд утвердил данное соглашение, так как он не противоречит закону, совершенно в интересах сторон, условия соглашения не нарушают права и интересы других лиц. [4]

Из ряда основополагающих нормативных актов, первым является Конституция РФ. Гарантия свободы художественного, литературного, научного, технического творчества, а также преподавания закреплены в статье 44 Конституции. Гражданское законодательство состоящее из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов определяют порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности. Четвертая часть Гражданского кодека упомянутая выше, накладывает сферу своего распространения только на те правоотношения, которые возникли после введения ее в действие. Наибольшая значимость заключается в федеральных законах, целью которых является конкретизация и развитие положений Гражданского кодекса. Часть норм касающихся авторского права содержаться в различных федеральных законах, таких как, ФЗ №149 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, отдельные нормы содержаться в ФЗ №38 “О рекламе”.

В сфере подзаконных нормативных актов могут играть большую роль указы Президента, например приказ бывшего Президента Бориса Николаевича Ельцина №1471 “О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или его звукозаписи”. Данные указы по своей природе, могут быть приняты по любым вопросам, которые входят в компетенцию Президента, за исключением случаев, когда правоотношения, могут быть урегулированы только федеральным законом.

Нормы авторского права могут содержаться в Постановлениях Правительства РФ, которые принимаются лишь для во исполнения актов более высокой юридической силы и на их основании, т.е. должны соответствовать в первую очередь Гражданскому кодексу, Федеральным законам, указам Президента. Нормы касающееся авторского права подробно изложены в Постановлении Правительства №285 “Об утверждении правил выплаты автору вознаграждений при публичной перепродаже оригиналов произведений авторских рукописей, изобразительного искусства, музыкальных и литературных произведений.[5]

Общие нормы права действуют в случаях противоречия постановления Правительства или указов Президента, Гражданскому кодексу или другому Федеральному закону, т.е. будет применены нормы Гражданского кодекса или соответствующий федеральный закон. Гражданское законодательство также устанавливает случаи и пределы, в рамках которых Федеральные органы исполнительной власти также имеют право на издание правовых актов содержащих нормы авторского права. Судебная и арбитражная практика не будет являться источником гражданского права, соответственно и авторского, причиной этого является то, что судебные учреждения не имеют в своей компетенции нормотворческие функции, следовательно не создают правовых норм, а только осуществляют толкование по их применению.[6]

Нормы международного права имеют особое значение для правоотношений в сфере авторства. На сегодняшний день Россия является участником таких международных договоров как: Всемирная конвенция об авторском праве; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав. Так же, Россия имеет такие двухсторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами как: Болгария, Чехия, Венгрия, Швеция, Австрия и другие. Наравне с нормами международного права и гражданского законодательства России, следует брать во внимание такое правило поведения, как обычай делового оборота, сфера действия которых распространяется на регулирование предпринимательской деятельности в таких сферах как искусство, литература, наука. [7]

Авторское право берет свое начало еще с времен дореволюционной России, являющееся сейчас в полной мере урегулированным и кодифицированным законодательством. В случае возникновения нестандартных ситуаций, как нарушение прав автора, которые нужно урегулировать нормами гражданского законодательства, мы обращаем внимание на роль авторского права. Этим самым авторское право способствует творческой деятельности, позволяя творческим деятелям защищать свои права, признавать их полномочия как авторов и получать различные денежные вознаграждения за свои труды.[8] Авторское право является одним из институтов гражданского права. Как самостоятельный институт решает глобальные задачи, такие как охрана имущественных и личных неимущественных законных интересов и прав авторов и их правопреемников. Личные имущественные и неимущественные отношения связаны с созданием произведений искусства, литературы, науки. Следует отметить, что авторское право обеспечивает граждан правовыми средствами и наиболее благоприятными условиями для создания произведений в области искусства и науки.

1.2 Субъект и объект авторского права

Автор является основным субъектом авторского права, так как именно он является создателем произведений искусства, науки, литературы, права на данные произведения переходят при жизни к его правопреемникам, а после смерти к наследникам.

Одним из основных принципов гражданского права, который закреплен в Гражданском кодексе, является положение о том, что исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. на произведения созданные творческим трудом, изначально возникает у автора. Другие лица в порядке правопреемства могут получить данное право от автора только по основаниям, установленным законом или по договору.[9]

В соответствии с гражданским законодательство, если результаты интеллектуальной деятельности граждан, не имеют личного творческого вклада, то данное лицо не признается его авторов, следовательно автор – это гражданин, творческим трудом которого и было создано произведение. Следует отметить, что термин “физическое лицо” не используется, вместо него по всему тексу четвертой части Гражданского кодекса используется термин “гражданин”. Следует уделить внимание норме пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса, суть которой заключается в том, что правила установленные гражданским законодательством, могут быть применены к отношениям с участием лиц без гражданства, иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, если иное не будет предусмотрено федеральными нормативными актами. Содержание данной нормы свидетельствует о том, что безосновательны опасения по поводу того, что права апатридов и иностранных граждан могут быть ущемлены.

Нормами гражданского законодательства установлено, что возможность иметь права авторов, литературы, науки, искусства, является составной частью правоспособности граждан, возникновение которой связанной с рождением, а прекращение с смертью. Особого внимание стоит обратить на то, что ни возраст лица, ни форма его дееспособности, не имеют значения для признания лица автором произведения. Недееспособные лица могут быть субъектами авторских прав, если в установленном порядке они были признаны недееспособными или же ограниченно дееспособными, то все сделки связанные с их произведениями за них будут совершать их законные опекуны.

Достижение определенного возраста требуется для осуществления авторского права, в случае когда автором произведения будет являться лицо не достигшее 14 лет, его право авторства могут осуществлять его законные представители. Если же лицо находится в возрасте от 14 до 18 лет, то данное лицо вправе лично, без согласия законных представителей осуществлять авторские права создателей произведений науки, искусства и литературы.[10]

В гражданском законодательстве имеет место презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения будет считаться лицо, которое указанно в качестве автора на оригинале или копиях произведения.[11] Данная презумпция распространяется на авторов, чье имя указанно в качестве псевдонима. Создание произведения – является юридическим фактом, которые требуется для возникновения авторского права. Следует отметить, что в отличии от патентного права, для осуществления, защиты и возникновения авторского права не является обязательной регистрации произведения или соблюдение различных формальностей. Соавторы – являются субъектами авторского права обладающими особой спецификой. В соответствии с нормой ст. 1258 ГК, граждане создавшее произведения, совместным творческим трудом, будут признаны соавторами в независимости от того, является ли это произведение неразрывным целым или же состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Авторы производных произведений также являются субъектами авторского права. Авторы производных произведений – имеют право на осуществленную переработку других оригинальных произведений. Авторами производного произведения, могут быть переводчики различных литературных текстов, драматурги, которые создают сценарии для фильмов из романов других авторов, а также другие переработчики.

Составители сборников, авторы составных произведений таких как, антологии, базы данных, энциклопедии, также приравнены к субъектам авторского права. Они обладаю правом авторства на составленные, подобранные ими лично материалы. Составитель или переводчик, могут осуществлять свои авторские права, при условии, что ими соблюдены права авторов тех произведений, которые они использовали для создания составного или производных произведений. Следует отметить авторов служебных произведений, как субъектов авторского права. Нормы гражданского законодательства устанавливают, что служебным является произведение литературы, науки или искусства, которое создано в тех пределах которые установлены для автора трудовых обязанностей. Среди субъектов авторского права, имеют особое место наследники и иные правопреемники, так как известно, что исключительные права на произведения могут быть переданы в порядке наследства, что свидетельствует о том, что правопреемник так же как и автор может защищать данное право. [12]

Яркий тому пример, случай из судебной практики Новгородского районного суда, гражданка Таяновская И.И. обратилась в суд с иском к Новгородской региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию она является обладателем исключительных прав на созданные наследодателем произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Ответчик без ее ведома и согласия на протяжении последних трех лет публикует произведения ее покойного супруга. По итогу разбирательства, суд вынес решение в пользу наследницы и взыскал с Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» в пользу Таяновской И.И. компенсацию в сумме 30 000 руб.[13]

Особенности результатов творчества выражены в том, что изначально права на них закрепляются и следуют за автором произведений. Большое количество субъектов которыми могут быть, как граждане так и юридические лица участвуют в отношениях, связанных с использованием, созданием, распоряжением авторскими правами.

Объектами авторского – являются те самые отношения связанные с результатами творческой деятельности, это различные научные работы, произведения искусства, литературы, при этом не играет роли их достоинство и назначение, и с помощью каких способов или в каких формах они выражены.[14]

Творческий труд, необходимо рассматривать как многоаспектный процесс, которые заключается в взаимоотношении между объектами творчества как единства преобразования и их авторами-создателями. Наиболее широкое определение термина творчество, которое содержится в различных энциклопедических словарях, представляет из себя следующие: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое что и отличает эти результаты от других работ, неповторимостью, общественно-исторической уникальностью, оригинальностью. В качестве результата творческого труда автора может выступать, как субъективно так и объективно новое произведение. Субъективность нового произведения выражена в том, что такой результат творческой деятельности автора, является новым преимущественно для его создателя, то есть автора, а объективность в свою очередь, говорит о том, что данные результат может быть известен окружающим. Новое произведение объективно представляет из себя, ту качественную новизну результата труда творческого деятеля, которое соответствует интересам общества, а также является субъективно новым для автора данного произведения. Следует отметить, что для того чтобы произведение литературы, науки или искусства получило статус объекта охраны, оно должно существовать в какой-либо объективной форме доступной для восприятия человеком. Особое внимание следует уделить основному перечню произведений, который был сформирован еще в XIX в. Данный перечень динамичен и корректируется с учет новых объектов появляющихся в данной сфере. Яркий тому пример, появление и распространение Интернета привело к появлению так называемых сетевых произведений – совокупности исполнений, произведений и других различных объектов интеллектуальной собственности, выраженных в цифровом формате, хранилищем которых является сервер компьютерной сети, а также Интернет, который предоставляет возможность интерактивного доступа к данным произведениям с помощью смартфонов, консолей, портативных компьютеров и так далее.[15] Свою сферу охраны авторское право распространяет, даже на те объекты, которые вообще не могут быть воспроизведены из-за отсутствия технических средств которые необходимы для воспроизведения данных произведений. С учетом данного, действующие гражданское законодательство не закрепляет возможность объекта быть воспроизведенным в качестве одного из критериев признания произведения объектом авторского права. В цивилистике существует множество споров по поводу необходимость объективной формы, суть споров заключается в том, что является объектом авторского права и его охрана, форма или же содержание произведений. Ряд исследователей считаю, что авторское право распространяет сферу своей защиты на созданные произведения лично, а также их содержание и форму. В свою очередь, существует ряд исследователей, которые считают иначе, а именно, что цель охраны авторского права, это охрана его формы произведения, а не его содержания. Гражданское законодательство закрепляет в своих нормах то, что объектами авторских являются произведения искусства, литературы, науки в независимости от достоинства произведения, его назначения, а также способов и форм их выражения. Гражданский кодекс в своих норма указывает на то, что авторские права распространяют сферу своего влияния, как на произведения обнародованные так и на необнародованные, выраженные в различных объективных формах, как в письменной так и в устной, например в виде публичных исполнений или произнесений, также в форме звукозаписи, фото, видеозаписи или в какой-либо объемно-пространственной форме. Норма ст. 1227 Гражданского Кодекса закрепляет, что интеллектуальные права не имеют никакой зависимости от права собственности на те материальные носители, в которых воплощены соответствующие результаты творческой деятельности. В связи с этим переход прав собственности на вещь, не несет в качестве последствий переход интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности, которые были воплощены в данной вещи. В качестве исключения следует отметить случай предусмотренный п.2 ст. 1291 Гражданского кодекса – В случае отчуждения оригинал произведения его собственником, который в отношении данного произведения обладает исключительным правом, но не является его автором, исключительное право будет переходить к лицу который будет приобретателем оригинал произведения, если в условиях их договора не будет предусмотрено другое. В тех случаях, когда к приобретателю оригинала не перешло исключительное право на данное произведение, у приобретателя возникает право без согласия автора и без каких-либо выплат ему же: воспроизводить оригиналы данного произведения на различных каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции; демонстрировать другим лицам приобретенное творение; передавать данные оригиналы творений другим лицам для организации различных выставок. В случае, когда собственник обладающий исключительным правом на данное творение, но не является его автором, отчуждает оригинал произведения, то исключительное право на произведение будет передано приобретателю оригинала произведения, если условия договора не установили иного. В соответствии с ст.1291 Гражданского кодекса, правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение, которые относятся к автору данного произведения, имею сферу распространения и на наследников автора произведения, а также их наследников и так далее до момента прекращения действия исключительного права на произведение.

Стоит обратить внимание на то, что нормы гражданского законодательства закрепляют за автором произведений изобразительного искусства право требовать от собственников оригиналов данных произведений предоставлять автору возможность по осуществлению права на воспроизведение своего творения. Но при этом автор не имеет права требовать доставки произведения от собственника.[16]

Перечень объектов авторских прав закреплен в статье 1259 Гражданского кодекса, в роли объектов выступают: драматические и музыкально- драматические произведения, литературные труды, сценарии произведений, музыкальные произведения как с текстом так и без него, комиксы, геологические и другие карты, проекты различных сооружений, фотографические произведения и так далее. Данный список является динамичным, содержит в себе наиболее распространенные объекты авторского права и не является исчерпывающим. Невозможно предугадать, что в будущем будет включено в данный перечень, так как технический прогресс способствует его глобальному расширению.

К объектам авторским прав относят:

Производные произведения – это произведения, выраженные в переработанной форме другого произведения, ими могут быть: сценарии кинофильмов по романам писателей, переводы различных литературных текстов и так далее. Авторы производного произведения имеют обязательство по соблюдению прав непосредственных авторов произведений, которые были подвергнуты переработке.

Составные произведения – являются результатом творческого труда возникшим в ходе подбора или расположения материалов других произведений. Авторское право принадлежит издателям на некоторые составные произведения, например, энциклопедические словари, журналы, и так далее. За автором сохраняется его право на использование своих произведений независимо от издания, но право на использование самого издания является прерогативой издателя. [17]

Авторское право распространяет сферу своего действия на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, которые выражены в различных объективных формах, таких как: письменная, устная, звукозапись, изображение, видеозапись, в объемной форме и так далее. Из этого следует, что не только творческий характер является признаком объекта авторского права, но и его выражение в различных объективных формах. Также моментом возникновения авторского права является не момента обнародования произведения, а момент его создания, например авторского право на эскиз свадебного платья возникает с момента создания эскиза данного платья, а не с момента когда данное платье будет пошито по эскизу или же с момента публикаций эскиза в каталоге свадебного салона. Данное положение устраняет возможность какой-либо организации или судебного органа требовать от автора или собственника обязательного выполнения формальностей, которые имеют отношение к созданию произведения. Авторские права могут быть распространены на какую-либо часть произведения, его название, персонажей рассказов, если они могут быть признаны как самостоятельный результат творческой деятельности, также он должен отвечать требованиям, предъявляемым к объекту авторского права.

Статья 1259 Гражданского кодекса, также содержит перечень произведений, которые не являются объектами авторского права – это различные документы государственных и местных органов, различные нормативно правовые акты, решения суда, документы международных организаций, официальные переводы; различные государственные символы и знаки, такие как гербы, флаги, денежные знаки, ордена; произведения народного творчества, которые не имеют конкретных авторов. Произведения народного творчества являются – произведения народного творчества, включая произведения народного декоративно-прикладного искусства. Невозможность определить авторов произведений народного творчества, является основной причинной из-за которой данные произведения не попадают под сферу охраны авторского права.

Сообщения о фактах и событиях, например новости, программы телепередач, которые несут в себе исключительно характер информационности, также не попадаю под охрану авторского права. Данные объекты исключены из перечня охраняемых, так как имею информационный характер, то есть данные произведения неоригинальны и выражены в форме простого, механического, изложения событий о происходящем.

Итак, авторское право охватывает отношения, причиной возникновения которых является использование или создание результатов интеллектуальной деятельности – по общему правилу это произведения литературы, искусства, науки. Сущность произведений также различна, они могут быть нематериальны или же иметь вещественную форму. Авторско-правовая охрана распространяется как нематериальное благо на произведения и не имеет зависимости от прав на те материальные носители, в которых результат творческой деятельности воплощен.

Объектом авторского права является произведение. Понятие “произведение” является категорией, выступающей в роли базисной основы авторского права. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме.

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо – это автор, который обретает статус создателя произведения в результате творческой деятельности. Автор – лицо указанное, как автор на оригинале произведения или его копиях. Автор которые создал составное произведения именуется составителем. Если произведение создано группой лиц, то они признается соавторами.

2. Содержание авторского права

2.1 Имущественные авторские права

На сегодняшний день действующие гражданское законодательство закрепляет за автором исключительное право на использование произведения которое он создал. Это свидетельствует о том, что автор правомочен не только на решение вопроса об обнародовании произведения, но он также имеет право определять, в каких формах, с какого момента, в каком объеме и пределах будет доступно его произведение для неопределенного круга лиц.

Следы личности автора накладываются отпечатком на творческие результаты его интеллектуальной деятельности. В связи с этим, первичное имущественное право использования, которое имеет своим основанием творческую деятельность, свидетельствует о наличии личности автора. Во многом это связанно с защитой интересов автора. Авторство имеет значение прежде всего как основная точка возникновения имущественных прав.

Имущественные исключительные авторские права имеют связь либо личность человека создавшего произведение или с непосредственным результатом деятельности, которые носит следы создателя. С этих случаях индивидуализация личность имеет место в авторстве. В этом и выражена одна из основных ролей авторского права. Определение автора служит основой имущественных права автора, так как имеет значение как основание возникновения и определения принадлежности имущественных прав к конкретному лицу.

Имущественные права автора имеют существенное отличие от неимущественных, о данном отличии свидетельствует возможность передачи имущественных прав другим лицам по праву наследования или на основе авторского договора, также имущественные права носят срочный характер, данные сроки ограничены законом. Все имущественные права автора имеют одно производное – это исключительное право автора на использование своего произведения любым способом, также в любой форме, которые не противоречат действующему законодательству. Признак исключительности имущественных авторских прав, свидетельствует о том, что они по праву могут принадлежать только лично автору произведений.

Следует отметить, что гражданское законодательство устанавливает свободу автора на использование произведения созданного им, но данная “свобода” фактически ограниченна законодателем, о данном ограничении свидетельствует установленный в законодательстве перечень правомочий автора.[18] Исключительные права на использование произведений выражены в разрешении и осуществлении следующих прав:

1. Право на воспроизведение – заключается в возможности изготавливать один или более экземпляров произведения, его частей различным способами и в различных материальных формах. Воспроизведение может быть совершенно в любой форме, не зависимо от замысла автора.

Законодательством закреплено, что возможно воспроизведение произведения без согласия автора. Правомерным считается обнародование произведения исключительно в личных целях. Следует отметить, что законодатель в данной сфере устанавливает ряд исключительных случаев, таких как:

1. Воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев установленных законом;

2. Воспроизведения архитектурных произведений в форме аналогичных произведений;

3. Полное репродуцирование книг и нотных текстов.

Также запись произведения на какой-либо электронный носитель, или же запись на память жесткого диска компьютера, также будет считаться воспроизведением, за исключением, когда такая запись имеет статус временной и необходима для технологического процесса, целю которого является правомерное использование записи или доведение произведения до всеобщего сведения различными правомерными способами.

2. Осуществление права на импорт в целях распространения экземпляров произведения, а также экземпляров изготовленных в соответствии с разрешением владельца авторского права. Право на импорт – фактически выражает разрешение на ввоз произведения из-за границы с целью его дальнейшего распространения. Спецификой данного права является то, что данное право распространяется только на экземпляры произведения, а также целью его осуществления является исключительно распространение созданного произведения. Следует отметить, произведение которое не попадает под охрану на территории какой-либо страны, может быть свободно использовано в данной стране, но если экземпляры данного произведения будут отправлены с целью распространения в государство на территории которого оно попадает под охрану авторского права, это будет уже нарушение авторского права.[19]

Также имеет место принцип исчерпания права. Сутью которого, является момент, когда оригинальное произведение или его экземпляры были правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации с помощью их продажи, то дальнейшее распространение данного произведения может быть осуществлено без согласия первоначального автора произведения и без соответствующих выплат ему вознаграждений, кроме случая с правом следования.

Следует учитывать, что принцип исчерпания права реализуется только при наличии определенных законодательством условий. Произведение должно быть опубликовано без нарушений норм закона и выпущено в гражданский оборот исключительно через продажу. Интересным является, что в определенных зарубежных странах, существует территориальные ограничения действия данного принципа. В большинстве случаев, данный принцип имеет место если первая продажа имела место на территории страны где соответствующий принцип закреплен в законе. В результате, в данном государстве будет считаться незаконной перепродажа даже изданных и приобретенных правомерно в России книг, дисков, картин и т.д.

3.Право на публичный показ и исполнение. Показом произведения является непосредственно демонстрация оригиналов или экземпляров произведения на телевиденье, с помощью видео кадров и других способов, включая демонстрацию отдельных аудио и видео фрагментов, без какой-либо последовательности.

Право на публичное исполнение – исключительное право на осуществление или разрешение на реализацию произведения как реальным, так и виртуальным исполнителями с помощью танцев, игр, пения, музыкальных и иных инструментов, технических средств в местах присутствия или возможного присутствия лиц, не являющихся обычным кругом семьи или близкими знакомыми семьи.[20]

Публичный показ и публичное исполнение имеют место лишь тогда, когда показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Демонстрация произведения перед специалистами или его исполнение для избранного круга близких друзей не образуют публичного показа и публичного исполнения и соответственно не влекут предусмотренных законом правовых последствий.

4. Право на передачу в эфир – это право является одним из способов, который дает возможность автору расширить свою публику с помощью сообщения произведения в эфир. Передача эфир – подразумеваем, что она будет осуществлена посредствам радио или телевещания. Также когда программа подается со станции на земле на спутник, а спутник принимает данный сигнал и передает его на приемные устройства на земле, весь этот процесс попадает под понятие теле- или радиотрансляции. При этом фактический прием публикой данного вещания не имеет значения для квалификации данного процесса как передачи в эфир.

5. Право на сообщение произведения по кабелю. Данное оповещение осуществляется с помощью различных проводов, оптико-волоконных материалов и других подобных средств. Аудитория которая является потребителями данного способа оповещения значительно меньше, чем аудитория потребителей эфирной передачи. В связи с этим в договорах между авторами и различным радио или телевещательными организациями эти два правомочия соединяют в одно.

6. Право на перевод – субъектом данного права является автор перевода, т.е. производного произведения, которое создано путем перевода оригинала произведения, при условии, что автор произведения дал свое согласие на осуществление перевода, иначе переводчик может понести юридическую ответственность. Следует отметить, что закон не предусматривает конкретных разрешений на создание переводов. Также, переводчик имеет исключительные права в отношении своего перевода, используя его по своему усмотрению любыми не противоречащими закону способами.[21]

7. Право на переработку – гражданское законодательство наделяет автора возможностью аранжировать, переделывать или иным способом перерабатывать произведение. Автор наделен правом по своему усмотрению переработать произведение в другую форму или жанр, также в его правомочия входит право на дачу разрешения переработать свое произведение другим лицам. Следует отметить, что при этом пользование произведений, которые были созданы в ходе переработки, осуществляется только с разрешения автора оригинала данного произведения. Результат переработки произведения имеет характерную черту, суть которой состоит в том, что в результате творческой переработки должны сохранится некоторые элементы первоначального произведения.

8. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского или садово-паркового проекта - законодатель наделил автора дизайнерского, архитектурного и садово-паркового проекта правом требования от заказчика своего проекта, участвовать в реализации своего проекта как при разработке первоначальных документов для строительства, так и при непосредственном строительстве сооружений, если иное не будет установлено условиями заключенного между ними договора.

Помимо перечня названных прав авторов, особое внимание стоит уделить еще одной специфическому праву – это право следования. Законодательство некоторых иностранных государств, а также Бернская конвенция одарила названием данное право – Право долевого участия.

Право следования – это право, которое дает возможность автору которые произвел лично произведения искусства таких как: картины, рисунки, ковры, скульптуры, получать определенный процент с той суммы которая была получена с продажи его творения. Данное право является имущественно-неотчуждаемым, что свидетельствует о том, что данное право переходит только к наследникам авторского права.

Право следования должно быть наделено определенной оригинальностью, а также определенной художественной и материальной ценностью. Срок данного права обычно длится 70 лет после смерти автора, как и в классическом авторском праве.

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, о том что в нашей стране признаются следующие имущественные права на: Переработку произведения, распространение произведения, воспроизведение, импорт произведения, публичный показ, теле- и радиовещание и т.д. Также имеют особое место исключительные авторские права на результаты интеллектуальной деятельности, основой которых являются нормы установленные международными договорами и законодательством Российской Федерации.

2.2 Личные неимущественные авторские права

Специфика неимущественных прав не относит их к экономическим правам, так как эти права личные. Выражением творческой деятельности автора является произведение, поэтому автор наделен правом требования защиты результатов своего творчества.[22]

Следует отметить, что личные неимущественные права по своей природе неотчуждаемы от автора, соответственно они являются бессрочными и не передаются другим лицам.

Гражданское законодательство закрепляет за автором следующие неимущественные права:

1) Право авторства - право признаваться автором произведения.

Право автора на имя – право которое дает возможность использовать или разрешать использование произведения под своим именем или же под вымышленным именем то есть псевдонимом или без указания имени, то есть анонимно. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Иными словами, право на имя является, ничем иным, как правом на способ указания имени создателя произведения при его использовании. Законодатель упоминает в гражданском кодексе о трех возможных способах указания имени. Первый способ – это указание подлинного имени. Если автор не давал указаний по поводу имени, то произведение персонифицируется его именем, фамилией, отчество или фамилией и инициалами.[23]

Второй способ – Реализовать свое право на имя автор может путем указания вымышленного имени, то есть псевдонима. Псевдоним всегда становится, как бы вторым именем автора. Раньше использования псевдонима было распространено в писательской среде, а сейчас псевдоним чаще всего встречаются в сфере шоу- бизнеса. Также псевдоним в дальнейшем может лишиться статуса второго имени и стать первым, так как гражданское законодательство предоставляет лицу возможность переменить свое имя в порядке установленном законом. Автор имеет право на наличие нескольких псевдонимов, он может использовать один псевдоним для одних произведений, а другие писать под своим настоящим именем. В случае соавторства, порядок указания имен при публикации произведения, определяется путем соглашения между соавторами.[24]

Закон не устанавливает ограничений при выборе псевдонима. Кроме случаев, когда выбранное имя совпадает с именем известного человека, что соответственно вводит публику в заблуждение относительно авторства, создателя произведения.

Третий способ – произведение может быть опубликовано без обозначения имени, то есть анонимно. Следует отметить, что в случае если подлинное имя автора произведения используемого под псевдонимом, стало известно другим лицам, то они не вправе без согласия автора раскрывать его подлинного имя. Способ устанавливания имени автора и условия соблюдения анонимности, как правило, устанавливаются в содержании договора, по которому автор приобрел права и обязанности под своем настоящим именем.

Абсолютный характер право авторства свидетельствует о предоставлении автору возможности требовать от третьих лиц признания того факта, что именно он является творцом соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

2) Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений. Данное право устанавливает запрет на осуществление некоторых действий:

- Не допускается вносить в произведения автора без его согласия какие-либо сокращения, изменения, добавлять иллюстрации и так далее. Если произведение используется после смерти автора, то лицо которое обладает исключительным правом на данное произведение правомочно давать разрешение на внесение различных изменений в произведение, только при том условии, что данные изменения и дополнения не искажают замысел автора, а также данные изменения не должны противоречить воле автора, если такова была выражена им в завещании, письмах, дневниках и так далее.

Искажение, изменение и извращение произведения, которое порочить честь и деловую репутацию автора произведения, а также посягательство на данные действия, наделяют автора возможностью потребовать защиты своей репутации в соответствии с гражданским законодательством.[25]

Следует отметить, что по требованию заинтересованных лиц, допускается защита репутации автора после его смерти.

3) Право на обнародование – это право которое дает возможность на осуществление действий или дать согласие на осуществление таких действий, которые впервые сделают произведение доступным для общества. Данные действия могут быть выражены в форме опубликования, публичного исполнения или показа, сообщения по кабелю или в эфир и так далее. Важно, что под опубликование понимается, выпуск экземпляров произведения в свет, путем копирования произведения в любой материальной форме, в том количестве, которого достаточно для удовлетворения интересов публики, с учетом характера произведения.

Особое значение имеет случай передачи произведения по договору для использования. Гражданское законодательство закрепляет, что если автором было передано произведение по договору другому лицу для использования, то данное действие свидетельствует о том, что автор дал согласие на обнародование данного произведения.[26]

Авторское право распространяет сферу своего действия на обнародованные произведения, а также на необнародованные, это свидетельствует о том, что для осуществления охраны произведений автора не обязательно обнародование произведений.[27]

Независимо от имущественных прав автора ему будут принадлежать его неимущественные права, также они будут сохранены за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование своего произведения.При жизни автора право на обнародование и защиту произведения принадлежат непосредственно автору произведения, а в случае его смерти уже передается его наследникам.

Право на имя имеет связь непосредственно с личность автора, в результате интеллектуального труда которого было создано произведение. Пользователи имеют обязанность указывать имя, фамилию, отчество автора, если же от него же не поступало соответствующих требований о том, что его работа в обязательном порядка должна быть использована под псевдонимом или же без указания имени, то есть анонимно. Важно, что в данном случае разрешение автора обязательно должно быть зафиксировано письменно в договоре, так как использовать произведение без волеизъявления автора анонимно категорически запрещается. При выдачи такого авторского разрешения, к нему может быть привязано условие по поводу выплаты пользователем, компенсации за использование произведения анонимно или же в качестве компенсации за убытки, которые может понести автор из-за того, что его имя не было указанно.

Данные договоры не имеют статус авторских, об этом свидетельствует тот факт, что передачи права здесь не происходит. Известно, что неимущественные авторские права сохраняются за автором произведения в случаях уступки исключительных имущественных прав на использование своего произведения. Также отсутствие имени автора является нечем иным, как нарушение личных неимущественных прав, данное нарушение предусматривает наличие ответственности.

Также если имя автора не было указанно при воспроизведение в печати созданного им постера, или при отсутствии табличек с его именем на выставках его картины, или, если вместо его имени было указанно иное – то все эти случаи являются нарушениями его неимущественного права на имя. Автор, чьи права были нарушены, имеет полное право на их восстановление путем обращение в судебные органы.[28]

Если право было нарушено, автор имеет возможность поставить вопрос о возмещение морального вреда. Следует отметить, что в соответствии с нормами гражданского кодекса компенсация морального вреда имеет выражение исключительно в денежной форме. Если же законом допускается использование данного произведения без разрешения автора и без выплаты каких-либо вознаграждений, закон устанавливает обязанность пользователя указать имя автора.

4) Право на отзыв – это право наделяет автора правомочием на изъятие произведения из оборота или запретить его использование кому-либо. Важным является тот факт, что автор сам также не вправе использовать отозванное произведение. Также, автор имеет право изъять за свой счет из обращения, раннее созданные экземпляры своего произведения. Гражданское законодательство накладывает на автора обязанность по публичному оповещению об отзыве своего произведения, через различные средства массовой информации. В случае, когда права на данное произведение были переданы автором третьим лицам, автор имеет обязанность по возмещению пользователям причиненных им убытков. Соответственно пользователь произведения имеет право требования по поводу возмещения убытков от автора произведения. Данное правило не затрагивает служебные произведения, также не применяется к программам для электронно-вычислительных машин и к результатам интеллектуальной деятельности входящим в сложный объект.

Сложным объектом – является произведение, которое включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, например кинофильмы или театральные зрелища. Лицо организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования на включенные в него произведения на основе договора об отчуждение исключительного права, заключенного с обладателем исключительного права на данное произведение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная работа по объединению норм посвященным средствам индивидуализации и результатам интеллектуальной деятельности, была начата в июне 2005 года и заключалась в создании проекта четвертой части Гражданского Кодекса. Данная часть была принята 24 ноября 2006 года, вступила в силу с 1 января 2008 года и сохраняет свое действие в России в настоящие время.

В объективном смысле авторское право – это совокупность норм гражданского права, регулирующих разнообразные отношения связанные с авторством, охранной произведений науки, искусства и литературы, а также наделению авторов имущественными и неимущественными правами, обеспечением защиты прав автор и правообладателей произведений. В субъективном смысле авторское право выраженно в имущественных и личных неимущественных правах принадлежащих создателям произведений.

Абсолютными правами являются смежные и авторские права. Данные права наделяют своих обладателей возможностью использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться на свое усмотрение, а также запрещать совершать определенные действия третьим лицам.

Субъектами авторского права являются как физические, так и юридические лица – авторы произведений искусства, литературы и науки, их правопреемники, а также другие лица приобретающие данное право по закону. Объектом авторского права является непосредственно произведение искусства, литературы, науки, в независимости от назначения произведения и его достоинства. Исключением являются официальные документы государственных и муниципальных органов, государственная символика, народный фольклор, а также сообщения СМИ о событиях и факт имеющих информационный характер.

Исходя из законодательного пояснения содержания понятий имущественных и неимущественных авторских прав, следует сделать вывод о том, что неимущественное право представляет собой нечто подобное праву владения или распоряжения, которые являются одними из необходимых элементов права собственности, а имущественное право, напротив, отражает в себе право пользования. Все же неимущественные права трудно сопоставлять с правами по распоряжению или владению. Право распоряжения той или иной вещью в гражданском праве предполагает юридически установленную способность субъекта права решать судьбу данной вещи – продавать, менять, дарить, завещать, уничтожать и т. д.

Право владения представляет собой категорию, сочетающую реальную физическую принадлежность какой-либо вещи субъекту и юридические основания для подобной принадлежности. Однако владелец вещи не всегда может быть ее собственником. Права владения и распоряжения в целом нельзя назвать крайне близкими по юридической природе с неимущественными авторскими правами, но все же нельзя отрицать и некоторое сходство между ними. Неимущественные авторские права, в отличие от права владения и распоряжения, включающиеся в право собственности, лишь устанавливают, говоря простым языком, принадлежность того или иного субъекта к объекту авторских правоотношений как его создателя, т. е. автора. Иными словами, неимущественные авторские права – это главным образом сама юридическая возможность являться автором какого-либо произведения, новшества (в науке, технике, искусстве и т. д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) – 2006г.

3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции от 18.07.2011)

4. "Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года" (Заключена в г. Париже 24.07.1971) (вместе с "Дополнительным протоколом N 1 к Всемирной конвенции об авторском праве, пересмотренной в Париже 24 июля 1971 года, касающийся применения настоящей Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев" (Подписан в г. Париже 24.07.1971) – 1971г.

Специальная литература

1. М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / М.: ИНФРА-М, 2016. - 560 с.

2. Юкша Я. А. Гражданское право: Учеб.пособие. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 400 с.

3. Суханов Е. А., Российское гражданское право. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права/ 4-е изд., стер. - М.: Статут, 2015. - 958 с.

4. Богданов Е.В., Богданова Е.Е. Гражданское право: Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: Монография / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 335 с.

5. Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник / И.А.Близнец, К.Б.Леонтьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 452с.

6. Попов Н.В. Юридическая защита интеллектуальной собственности и авторских прав: учеб. пособие. - М.: РХТУ, 2016. - 220с.

7. Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков 2016. - 224 c.

8.  Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.

9. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2014. - 238 c.

10. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 368 c.

11. Вавилин Е.В Осуществление и защита гражданских прав /2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 416 с.

12. Л.А. Новоселовой Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / М.: Статут, 2017. − 512 с.

13. И.А. Зенин. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды) / И.А. Зенин. – М.: Статут, 2015. – 525 с.

14. Моргунова, Е. А. Авторское право / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.

15. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. М 59 Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалав- ров. – М.: Статут, 2016. – 128 с.

16. Осуществление и защита гражданских прав / Вавилин Е.В., - 2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 416 с.

17. Учебник для бакалавров / Под ред. проф. И. К. Ларионова, доц. М. А. Гуреевой, проф. В. В. Овчинникова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с

18. Романова Е.Н., Шаповал О.В. Гражданское право. Общая часть: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 202 с.

19. Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицин- форм, 2013. — 560 с.

20. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть. Учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - М.: Юрайт, 2014. - 512 c.

Материалы судебной практики

1.Определение Заводского районного суда г. Орла от 06 сентября 2017 г. № 2-1822/2017 // URL: https://rospravosudie.com/court-zavodskoj-rajonnyj-sud-g-orla-orlovskaya-oblast-s/act-560948646/

2.Определение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 октября 2017 г. №2-4030/17//URL:https://rospravosudie.com/court-novgorodskij-rajonnyj-sud-novgorodskaya-oblast-s/act-559754886/

  1. Богданов Е.В., Богданова Е.Е. Гражданское право: Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: Монография / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 25 с.

  2. 2. М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / М.: ИНФРА-М, 2016. - 140 с.

  3. 3. Юкша Я. А. Гражданское право: Учеб.пособие. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 318 с.

  4. 4. Определение Заводского районного суда г. Орла от 06 сентября 2017 г. № 2-1822/2017 // URL: https://rospravosudie.com/court-zavodskoj-rajonnyj-sud-g-orla-orlovskaya-oblast-s/act-560948646/

  5. 5.Суханов Е. А., Российское гражданское право. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права/ 4-е изд., стер. - М.: Статут, 2015. - 112 с.

  6. 6. Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник / И.А.Близнец, К.Б.Леонтьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 156с.

  7. 7.Богданов Е.В., Богданова Е.Е. Гражданское право: Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: Монография / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 298 с.

  8. 8. Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицин- форм, 2013. — 560 с.

  9. 9. Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник / И.А.Близнец, К.Б.Леонтьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 154с.

  10. 10. Попов Н.В. Юридическая защита интеллектуальной собственности и авторских прав: учеб. пособие. - М.: РХТУ, 2016. - 95с.

  11. 11. Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков 2016. - 214 c.

  12. 12. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть. Учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - М.: Юрайт, 2014. - 512 c.

  13. 13.Определение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 октября 2017 г. №2-4030/17//URL:https://rospravosudie.com/court-novgorodskij-rajonnyj-sud-novgorodskaya-oblast-s/act-559754886/

  14. 14. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.

  15. 15. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 311 c.

  16. 16. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2014. - 122 c.

  17. 17. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2014. - 50 c.

  18. 18. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 84 c.

  19. 19. Вавилин Е.В Осуществление и защита гражданских прав /2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 161 с.

  20. 20. Л.А. Новоселовой Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / М.: Статут, 2017. − 225 с.

  21. 21. Вавилин Е.В Осуществление и защита гражданских прав /2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 161 с.

  22. 22. Моргунова, Е. А. Авторское право / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 37 c

  23. 23. Моргунова, Е. А. Авторское право / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 258 c

  24. 24. Моргунова, Е. А. Авторское право / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. – 263 с.

  25. 25. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. М 59 Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалав- ров. – М.: Статут, 2016.

  26. 26. Осуществление и защита гражданских прав / Вавилин Е.В., - 2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 371 с.

  27. 27. Учебник для бакалавров / Под ред. проф. И. К. Ларионова, доц. М. А. Гуреевой, проф. В. В. Овчинникова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с

  28. 28. Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицин- форм, 2013. — 560 с.