Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право и его место в системе гражданского права

Содержание:

Введение

Авторское право существовало и действовало (и действует по сей день) всегда для тех целей, чтобы разрешать человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений, ну и конечно же защищать созданные произведения. Объекты авторского, смежного и патентного права — это одна большая общая группа, с интересным названием "интеллектуальная собственность". Интеллектуальная собственность — право на плод человеческого творчества на духовную деятельность, на творческую деятельность. Более верный атрибут установлен в Гражданском кодексе РФ "Интеллектуальная собственность — это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполнения работы или услуг". Основной закон соблюдающий право на интеллектуальную собственность Конституция РФ, статья 44.

Актуальность данной курсовой работы. В нынешнее период общество, чьи высококлассные, креативные интересы лежат в сферы интеллектуального и духовного труда безусловно встречаются с данным видом права. Нередко возникают сложные ситуации, призывающие незамедлительного решения. В принятии решений сходных вопросов просто необходимо знать авторское право. Авторское право — это взаимосвязь с созданием и использованием произведений, и самое главное, законодательная защита права. Авторское право не самая обсуждаемая тема в гражданском праве, однако, данное право один из важнейших его разделов.

Предметом данной курсовой работы является авторское право и его понятие, содержание, его место в системе права, его объекты и субъекты, и авторский договор, и его понятие.

Цель данной курсовой работы: изучении авторского права и определении его места в системе гражданского права РФ.

Для того, чтобы были достигнуты данные цели, мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить суть авторского права и его развитие и место в гражданском праве в России
  2. Изучить и рассмотрение содержания и предмета авторского права
  3. Изучим субъектов и объектов авторского права
  4. Рассмотрим авторский договор, как основу гражданских правоотношений

Авторское право регулирует отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием творений науки, литературы и искусства, фонограмм, кабельного вещания и т.д. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из Закона РФ «об авторском праве и смежных правах», законодательства Российской Федерации, частью четвёртой гражданского кодекса, Конституция РФ, Гражданско-правовые нормы, Содержание авторского права состоит из объектов, субъектов и их прав, которые в дальнейшем будут рассмотрены.

Структура моей курсовой работы: введение, две главы, параграфы, заключение и список использованной литературы.

В своей курсовой работе мною использовались: международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, гражданский кодекс, федеральные законы, научно-учебные пособия, научные статьи и т.п.

Глава 1. Понятие авторского права и его место в системе гражданского права

​​​​​​​1.1 Авторское право и его тенденция развития в России

Термин "авторское право" постигается в двух смыслах:

а) в объективном смысле — это совокупность правовых норм, и эти нормы регулирует взаимоотношение, взаимосвязь, появляющиеся в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле – совокупность субъективных прав, появляющиеся у создателей-авторов в связи с созданием произведения конкретного труда или произведения литературы, науки и искусства и так далее.

Какое же основное существование авторского права? Авторское право позволяет человечеству иметь широкий доступ для человеческого развития т.к. любой, кто захочет, имеет открытый доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, возможность узнать информацию о самом авторе (а на современном этапе жизни, существуют творческие вечера, где автор демонстрирует свои новые или уже ранее написанные собственные произведения, это также хорошая возможность встретиться со своим кумиром). Также по законодательству, автор обладает возможностью быть вознагражден за свои личные способности за свой труд, и самое главное иметь возможность оберегать, защищать свои собственные авторские полномочия.

Объекты авторского, смежного и патентного права – это одна общая группа с наименованием "интеллектуальная собственность". Важно также отметить, что использование термина "собственность" в понятии "интеллектуальная собственность" является условным. Юристы считают, что права на интеллектуальную собственность никак не приравнять к правам вещной собственности. Предметы творческой деятельности принадлежат к объектам гражданских прав, и не являются объектами права собственности.

Охрана и защита прав на результаты творческой интеллектуальной деятельности была введена сравнительно недавно – где-то около 200 лет назад (в истории срок довольно маленький). Именно тогда и появилось авторское право, история развития которого, включает многогранные споры о литературной, художественной и научной деятельности. Процесс создания, формирования и охраны авторского права в разных странах развивался по разным схемам. Главным образом, в законодательстве выделялось два подхода:1) континентальный – это когда развитие происходило в направлении охраны прав авторов. Такой подход, в том числе, развивался в англоязычных странах;2) англо-американский – усиление охраны экономических прав издателей.

Российское авторское право в целом, принадлежит к семье европейского, континентального права. Тем не менее авторское право в России, отличается от авторских прав иных стран не только благодаря особенностями государственного характера, но и увы с запоздалыми своим появлениями в законодательстве. Но, прежде чем нам перейти к истории развития авторского права в России, хочется отметить некоторые, весьма значимые исторические аспекты права. Как только начались создаваться произведения, такие как искусство книгопечатание (на тот момент это хороший источник дохода), и соответственно возникла идея на защиту авторских произведений, защиту их прав, так как появились некоторые проблемы, связанные с защитой прав, не у авторов, но также и у издателей.

Первоначально для охраны авторских прав выдвигались привилегии и условия, которые предоставляли исключительное право издателю в обусловленное творение и запрещали иным издательствам издавать предоставленное творение. Первым законом по авторскому праву, именуемый "Статут королевы Анны", был принят в Англии в далёком 1710 году, и закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлён ещё на 14 лет.

В России урегулирование взаимоотношений, связанных с созданием, и распространением литературных творений, оно возникло не в целях защиты интересов издателей, и книготорговцев и тем более авторов. "Значимой характерной чертой российского авторского права считалась его тесная взаимосвязанность с цензурным законодательством". До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяло начало развития авторского права, считалось в России государственной монополистической деятельностью. В 1771 г. Впервые были введены привилегии в напечатание книжных произведений в Петербурге на иностранных языках и в то же время была введена цензура на иностранную литературу. А уже в 1816 году в российском государстве, был принят первый закон, защищающий права авторов.

22 апреля 1828 года в России появился первый прогрессивный акт, который содержал особые нормы и правила в сфере авторского права. Данный устав назывался Цензурным, который содержал главу "О сочинителях и издателях книг". Далее в 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей и в конечном итоге образовался более обширный круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился и охвативший музыкальные, художественные и прочие виды произведений. Самой главной и важной особенностью авторского права в России, заключилось в том, что в 1857 году, сроки защиты авторского права были увеличены до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были охвачены в Гражданском кодексе Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят автономный закон об авторском праве Российской империи. "До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода". Если расписывать в общих чертах, то закон 1911 г. обеспечивался адекватным уровнем защиты для существовавшего тогда состояния развития. Несмотря на противоречивый и довольно непростой путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

К наступление советского периода прогрессивный этап в развитии авторского права остановился и уже не был таким прогрессирующим и на момент падения Российской империи все законы были приостановлены и отменены. Скорее это самое противоречивое время становления авторских отношений, только потому, что на тот момент в связи с Октябрьской революцией 1917 г, сменой власти, гражданской войны, всё законодательство Российской империи, туда относился и Закон об авторском праве, был отменён и не было возможностей принимать какие-либо решения. Затем, в новой России, был ведён ряд декретов, которые были направлены на обеспечение свободного использования произведений, авторских прав, но при этом ввелась тщательная проверка произведений, т.к. запрещалось употреблять слово «Бог» или слова, связанные с религией, и автора либо заставляли заменить данные слова или не впускали в ход вообще.

Первым советским законом об авторском праве явились Основы авторского права 1925 г. Вскоре они были сменены Основами авторского права 1928 г., а также Законом РСФСР "Об авторском праве" 1929 г. Вытекающим значительным этапом в формировании авторского права нашей страны явилось принятие в 1961 г. Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик и вступление в силу с 1 октября 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР. Советское законодательство было слишком зарегламентировано и заключало значительные изъятия из сферы авторских прав, а это не очень хорошо отражалось на практике. Вместе с тем оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

Всё-таки со временем рыночные отношения потребовали нового правового регулирования в сфере авторского права, в итоге был принят Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.[1] который стал одним из первых законодательных актов в России, в этой области, построенных на основе общепризнанных международных стандартов. В 2004 г. был внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" Федеральным законом от 20 июля N 72-ФЗ, а именно: увеличение срока действия авторского права до 50 лет после смерти автора и более подробное рассмотрение вопросов, касающихся защиты авторских прав.

Новое законодательство открывает и новый этап для России и для Российского законодательства. Более того, по признанию ЮНЕСКО, российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности сегодня одно из лучших в мире. И наконец то был в 2008 году, законодательство подписали закон о внедрении 4 части в Гражданский кодекс Российской Федерации.[2] Этот закон является по сей день действующим и одним из главных законов, по авторскому праву, первый это конечно же Конституция РФ. Новое законодательство, впервые содержало развернутую правовую регламентацию охраны и защиты смежных прав, т.е. прав, примыкающих к авторским. Был употреблён безукоризненно новый подход к авторским договорам и на первом месте принят принцип свободы и автономии воли сторон. В современных законодательстве о авторских правах, перемены обращены на преобразование его в соответствие с международными договорами и соглашениями, в сферы авторского права и смежных прав. Также в новых законах был увеличен и срок защиты авторского права.

1.2 Предмет и содержание авторского права

Хотелось бы теперь разобраться, что же понимается под предметом авторского права – это вещи материального мира на которые обращены общественные отношения в сфере авторского права т.е. создание и использование различного рода произведения.

Аудиовизуальное произведение - это творение, которые заключаются из зафиксированных и объединённых между собой кадров, конечно, всё это предназначено для визуального и слухового восприятия с помощью современных соответствующих технических устройств; аудиовизуальные работы включают кинематографические работы, произведения, которые проявляются средством, похожим с кинематографическим, независимо от метода их регистрации; база данных – это объективная модель представления и организации совокупности данных, сгруппированных подобным способом, чтобы указанные сведения имели возможность быть обнаружены и обработаны с поддержкой электронной вычислительной машины (ЭВМ); запись - фиксирование звуков и (или) изображений с помощью технических, средств в какой-либо материальной форме, дозволяющей реализовывать их постоянное восприятие, воспроизведение или сообщение; изготовитель фонограммы физическое либо адвокатское человек, взявшее на себя инициативу и ответственность за первоначальную звуковую запись исполнения или иных звуков», а так же при нехватке доказательств прочего изготовителем фонограммы признаётся физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого отмечено в этой фонограмме и (либо) в содержащем её футляре обычным образом; исполнение - представление творений, фонограмм, исполнений, вокала, танца в живом исполнении или с содействием технических средств; возобновление кадров аудиовизуального произведения в их последовательности; исполнитель – киноартист, актер театра, певец, солист, композитор или иное лицо, что играет роль, читает, поёт, играет на музыкальном инструменте, туда также причисляется режиссер-постановщик спектакля и дирижер; опубликование творения осуществленное с согласия творца действие; предоставление в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, передач организаций эфирного или кабельного вещания с целью всеобщего сведения. При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир подразумевается приём сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых творения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи учреждений эфирного либо кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения; передача организации эфирного или кабельного вещания передача; показ произведения - демонстрация подлинника или непосредственно экземпляра; программа для ЭВМ - объективная модель понятия совокупности данных и распоряжений, специализированных для функционирования ЭВМ и иных компьютерных приборов с целью извлечения определенного эффекта, в том числе подготовительные материалы, приобретённые в процессе исследования программы для ЭВМ[3]; творение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесённое в предметы практического использования; публичный показ, публичное исполнение; режиссёр-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального или кукольного, или показ спектакля (представления)» , на этом список не закончен, в совей курсовой работе я, как мне кажется, указал основные предметы, хотя в законодательстве этот список довольно большой.

Содержание авторского права:

Перейдём к содержанию самого авторского права. Авторское право выполняет четыре важные функции:

1. признание авторства и охрана произведений науки, культуры, литературы и искусства. ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания [4];

2. установление режима использования произведений, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

3. Третья функция авторского права - наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства т.е. авторскими правами. Хочется отметить что интеллектуальные права включают в себя: А) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору, произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ[5] в любой форме и любым способом, не противоречащим закону; Б) личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность творения.[6]; В) иные права (например, право на отзыв).

4. защита данных прав авторов и защита произведения и труда.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ[7] и является, одним из существенных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав. В этих функциях и отражается охрана и защита авторских прав. Однако в законодательстве понятие "объект", отсутствует, но зато устанавливаются критерии охраноспособности объекта.

Так что же всё-таки такое произведение, несмотря на отсутствие данного понятия, в законодательных актах, многие цивилисты (юристы, основная деятельность заключается в гражданском праве) юридической литературе предлагают немало научных атрибутов произведения. В научных работах классиков - Г.Ф. Шершеневича, В.И. Серебровского, И.Г. Табашникова, и современников -А.П. Сергеева приводятся различные определения. В целом произведение анализируется «как последствие созидательной деятельности автора, выраженной в объективной форме».

Однако самым удачным и получившим наибольшее распространение стало определение произведения В.И. Серебровского[8]. «Произведение —совокупность идей, размышлений и образов, получивших в следствии творческой, деятельности автора свое формулирование в доступной для восприятия человеческими чувствами, эмоциями, в форме, допускающей возможность воспроизведения»[9].

Творческий процесс существует как необходимый, аспект признания труда и обусловливается сотворением самостоятельного результата науки, литературы и искусства, выделяющегося неповторимостью, оригинальностью, своеобразием и уникальностью. Закон предусматривает примерный перечень объективных форм творений: письменные (рукопись); устные (публичные произнесения); объёмно-пространственные (скульптура, макет) и другие виды. Для признания произведения объектом авторского права, не требуется завершенности работы — это может быть только планы, используемые для создания завершенного производства. Кроме того, авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Обнародование — это воплощение в жизнь творения, с согласия автора, которое впервые делает творение доступным для всеобщего познания.

Содержится ориентировочный перечень трудов, являющихся объектами авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, комиксы и т.д.; произведения архитектуры, садово-паркового искусства; творения декоративно-прикладного и сценографического искусства; географические, геологические планы, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Данный перечень охраняемых объектов авторского права не является полным.

Среди творений, отвечающих всеобщим признакам объекта авторского права, российское законодательство выделяет четыре категории произведений, не охраняемых авторским: а именно официальные документы (Российские законы); Государственные символы и знаки (флаги, гербы). Произведения народного творчества (фольклор); Сообщения о событиях и фактах. (ст. 8 ЗоАП)[10]. В связи с тем, что все эти произведения не охраняются в силу прямого указания в Законе, их можно использовать свободно при условии, что они не будут искажены.

​​​​​​​1.3 Субъекты и объекты авторского права

Хочется отметить, что субъектами могут быть любые участники правоотношений, которые создают произведение. Также, субъектами авторского права признаются правопреемники авторов – это граждане, к которым переходят права создателей (авторов) но наследству, закону или же договору, подписанному вместе с автором.

Субъекты авторского права – это творец – автор, физическое лицо, которые располагают субъективным правом автора на последствие своего труда, творения, но авторами может выступать также и юридическое лицо (газеты, журналы). Существую соавторы— это несколько граждан, создающие одно произведение (причем соавторы составляют договор, что они создают произведение все вместе). Но также помимо авторов и соавторов произведений, к субъектам относятся и правопреемники- физическое лицо, которому по закону (договору) или по наследству, перешло авторское право.

Правопреемниками являются:

1) физические лица, которые приобретают права авторов по наследству, хотя при этом правопреемникам не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники по законодательству, вправе только олицетворять в действительность защиту указанных прав;

2) юридические лица могут приобретать некоторые права автора в следующих условиях:

Во-первых, в случае создания какого-либо произведения, права на использование труда принадлежат лицу, нанявшему автора;

Во-вторых, в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов, то они заслуживают право применения творения в целом;

В-третьих, государство становится субъектом авторского права если юридическое лицо, обладающее авторскими правами, было ликвидировано, в этот момент государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Кто же всё-таки является автором права? Напомню, что это, конечно же, физическое лицо, которое создает творение, творческий человек, гражданин, кем было создано какое-либо произведение и юридическое лицо. Авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение. Обладателями авторского права могут быть любые граждане (создатели творения), граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, наследник, правопреемники (и всё это не зависит от состояния здоровья, расы, пола имущественного и материального положения, возраста, и т.д.).

Если произведение было создано трудом нескольких и более лиц (соавторство), то авторское право принадлежит всем тем, кто участвовал в создании чего-либо, и не важно, создаётся одно произведение или состоит из частей - эти авторы называются соавторами.

Законом выделяется два вида коллективных произведений — нераздельное и раздельное.

Нераздельное - это и есть авторство, когда два и более авторов создают одно произведение или статью, газету, журнал. А при раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, но при этом состоит из частей, обладающих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

После смерти автора, субъектом права становятся наследники, наследование происходит либо по закону т.е. подписывается авторский договор или по завещанию.

Авторские права наследников имеют ограничение и действуют в течение 50 лет после смерти автора, счёт начинается с 1 января года, следующего за годом смерти создателя произведения. Помимо наследников, права, могут переходить к другим правопреемникам: издательствам (юридические лица), театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключённых с авторами и наследниками авторских договоров.

Авторское право распространяется на объекты (творчество- которое ранее не было издано, какое-либо новое произведение или музыка, не похожая на ранее изданное), имеющиеся в любой объективной форме, это может быть письменная форма, звукозапись или видеозапись, фото, изображения, и многое другое, что относится к объектам авторского права. Часть произведения может употребляться самостоятельно и признаётся объектом авторского права. При этом авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. Произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Объектами авторского права, признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками права: а именно, творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Творчество — деятельность человека, порождающего нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Чтобы творческий результат приобрёл общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощён в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, и т.п.), изображения (рисунок, фотокадр и др.). Для возникновения, реализации охраны авторского права не требуется никакого обязательного регистрирования произведения.

А что касается объектов авторского права, к ним относятся произведения науки и литературы, и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, и всё это не зависит о от назначения и совершенства произведения. Существуют три большие области человеческой деятельности: области науки, литературы и искусства.

Автор создает произведение независимо от кого либо, создаёт из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому, когда, произведение «появляется на свет» творение сразу же обладает уникальностью и оригинальностью, т.е. отличается от другого подобного по сюжету или теме. Гражданский кодекс РФ указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения.

Также, мне хотелось бы отметить тот факт, что авторское право охраняет труд, творение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание т.е. идею, тему, сюжет произведения, закон не охраняет. Также не охраняются законом концепция, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Вместе с тем некоторые творчески вполне независимые произведения могут быть органически связаны с другими (например, переводы, обработки).

Также в законодательных актах, ничего не указывается о способах и критериях, пользуясь которыми можно было с лёгкостью определить, является ли данное творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно могло охраняется авторским правом. Какое-либо значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда появляется необходимость правовой охраны названий или заголовков, афоризмов, заключающихся из нескольких, а иногда из одного слова. В соответствии с сформировавшейся в России судебной практикой наименьшее творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует и, в соответствии с этим права не охраняются. Объективная форма произведения воплощается на различных материальных носителях, т.е. объекты права интеллектуальной собственности двуедины – они обладают идеальной формой и материальным отражением в виде объективной формы. Данными свойствами располагают любые информационные объекты.

В своей курсовой работе, я хотел перечислить приблизительный перечень объективных форм, охраняемых авторским правом:

1) письменная (рукописные записи, нотные запись и т.п.);

2) устная (публичное произнесение речи, выступление и т.п.);

3) звукозапись или видеозапись (запись сигнала в аналоговой или цифровой форме);

4) изображение (отражение сигнала в аналоговой или цифровой форме);

5) объемно-пространственная (статуи, скульптуры, модели, макеты, сооружение и т.п.);

6) электромагнитная (физические поля).

Как я уже писал ранее, Гражданский кодекс РФ нам, так и не дает конкретного определения понятия произведения, но при этом закрепляет открытый перечень трудов, которые следует считать объектами авторского права.

1. Литературные произведения. Как литературные произведения охраняются программы для ЭВМ, которые также относятся к объектам авторских прав. Произведениями литературы признаются художественные произведения, сформулированные в словесной конфигурации (например, лекции, книги и т.д.)[11].

2. Драматические и музыкально-драматические создания, сценарные произведения (т.е. драмы, трагедии, опера, мюзикл и т.д.);

– хореографические произведения – отображение жизни, мира, чувств при помощи танцевальных поз, движений и т.д.;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения;

– труды и творения живописи, скульптуры, графики и т.д.

3. Произведения народного творчества. Народное творчество всегда преобладало и по сей играет довольно важную роль, на таких творческих произведениях мы имеем представления о прошлом своего народа, и можем передать будущему поколение современное народное творчество, поэтому мне хотелось отдельно остановиться на произведениях народного творчества – фольклоре (в переводе с английского – "народная мудрость"), и это не удивительно, почему слово имеет такой перевод, как правило такое творчество было устным. Кто является автором фольклорных произведений, включая кустарные промыслы, и произведения народного декоративно-прикладного искусства, чаще всего, установить уже нет никакой возможности. В этом и заключаются основные причины того, почему творения народного творчества не охраняются авторским правом.

Фольклор охватывает существующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительное и декоративно прикладное искусство. Как правило фольклор является коллективным творчеством, деятельность народа, воплощенную в произведениях художественной словесности, музыки, танца, архитектуры, декоративно-прикладного искусства[12]. К фольклору как правило причисляют труды, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.). В случае, когда народные сказатели своеобразно пересказывают либо воссоздают сказания, былины и другие произведения народного творчества, они становятся авторами производных произведений (переработок и т.п.), и они приобретают авторское право, но на переработанное творение, и авторского права на сами произведения народного творчества они не приобретают.

1. Произведение изобразительного искусства. Характерная черта трудов изобразительного искусства, является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они олицетворены. Этим обусловлены особенности их правового режима (ст. 1292 и 1293 ГК РФ).

Подвожу итоги первой главы о понятиях, субъектах и объектах авторского права – авторское право может рассматриваться: Во-первых — это имущественные и не имущественные права; Во-вторых, это некая система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с его созданием и использованием произведений. В-третьих— это создание человеком того, что останется на века, создание, например, книги, это виденье одного или несколько человек, это чувства, в создание вкладывается, всё что человек видит и чувствует.

Авторское право существует только 200 лет, с точки зрения истории, срок не велик, но за все это время со дня создания и введения термина авторское право, данное определение обладает уже более отчётливыми правами, защитами, имеет уже более чёткое определение. Было создано много законов, кусающих этой темы и в конечном итоге, авторские права установились в 4 части Гражданского кодекса РФ.

Авторское право передаётся и действует на протяжении 50 лет после смерти автора какого-либо произведения, и действовать начинает это право у правопреемника 1 января следующего года после смерти автора. Правопреемниками становятся либо по наследству, либо по завещанию. Предметом права является – предметом или некой вещью материального мира в которой указаны общественные отношения в сфере данного права. Что качается содержания авторского права, в содержании содержится четыре функции, куда входит признание авторства и охраны науки, литературы и искусства; защита прав авторства; функция по установлению режима по использованию права, кто и как имеет право использовать охраняемое произведение; и четвёртая функция – это функция наделения авторов интеллектуальными правами.

Поговорим о субъектах и объектах. Субъекты — это физические лица, создающие то, что в последствии станет популярным, уникальным произведением, в последствие, которое будет защищено авторским правом, к субъектам относится автор, соавтор, правопреемник, также к субъектам относятся юридические лица, пример издание. Существует два вида коллективных произведений т.е. произведение нескольких людей, которые называются соавторами — нераздельный вид и раздельный вид. Нераздельное, когда несколько лиц, создают одно творение, ведут работы, например, работа над одним журналом. К объектам права относятся как раз то, что создает творец, а именно: рукописные произведения или нотные запись; устная речи – это публичные речи, или выступление; звукозапись или видеозапись; какое-либо изображение; статуи, скульптуры или макеты и т.п.

Глава 2. Авторский договор, как основа гражданских правоотношений

2.1 Понятие авторского договора

В данной главе мне хотелось бы раскрыть и проанализировать тему авторского договора – договор, т.е. это законное соглашение, которое подписывают авторы произведения для передачи другой стороне, другому пользователю имущественные права в установленный законом срок, со всеми согласованными сторонами, за любое вознаграждение или безвозмездно. Авторское право вообще действует как самостоятельный вид гражданско- правового договора. После смерти автора какого-либо творения – авторский договор подписывается с наследником умершего.

Характеристика нормативных прав авторского договора, абсолютно невозможна без соответствующей характеристики понятий, как «обеспечение права» и «защита права».

Два данных понятия, «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но и обладают общие чертами. Они сопоставляются, прежде всего, по объему, при этом, первое понятие намного шире, чем второе[13].

В авторском договоре должны предусматриваться:

способы как используется произведение (конкретные права, передаваемые по данному договору);

- предусматриваются сроки, на который передаются права;

- территория, где может быть осуществлено использование трудов автора;

- предусматривается размер вознаграждения или его порядок определения размера вознаграждения за использования произведения;

- и иные обстоятельства, которые стороны посчитают существенными для данного договора.

Под защитой авторских прав понимается использование юридических мер, которые направленны главным образом на признание или восстановление, защиту авторских прав.

К способам защиты можно отнести способы гражданско-правовой защиты (возмещать убытки, выплата компенсации), а также способы административно-правовой и уголовно-правовой защиты. Все данные способы применяются в том случае, когда права авторов и хи произведений либо оспариваются, либо нарушаются.

Рассмотрим понятие «обеспечение авторских прав», то, как я уже писал ранее, это понятие гораздо шире понятия защиты, так как в содержание входят средства восстановительного характера, которые применяются в случае нарушения авторских прав (средства защиты), также сюда входит средства, которые применяются, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также право-стимулирующие средства, то есть, такие средства направлены на побуждение пользователей к законопослушному поведению, основывающие распорядок благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Что касается охраны – это установленные законом правовые режимы, которые основываются на правомерной деятельности. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда нарушаются или оспариваются авторские права. Обеспечение прав содержит в себе средства охраны, защиты и право стимулирующие средства.

Есть национальные средства защиты, а это прежде всего существует как средство, для совершенствование авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее формирование не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ряда подзаконных актов в рассматриваемой области, сюда входят меры договорного обеспечения авторских прав – это и есть авторский договор.

В законе четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации термин «авторский договор» отсутствуют, а это, по моему мнению, является недостатком нормативного акта. Как я думаю, в законе пункт по передача авторских прав по договору должна быть урегулирована надлежащим образом, а также это касается добавления и закрепления четкого и понятного определения авторского договора.[14]

Всё это зависит от того, насколько подробно и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Соответствующее согласование предоставленных соглашений является результативным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора иметь в распоряжении возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем и обеспечение своих прав[15].

К средствам обеспечения авторских прав причисляется увеличение авторско-правовой культуры. Но к сожалению, на сегодняшний день, в связи с большим количеством программистов или хакеров, с целью извлечения прибыли, эти граждане допускают незаконное использование авторских прав для получения регулярного дохода.

Сейчас я веду речь о всем известном авторском пиратстве, борьба с которым продолжается на протяжении довольно длительного времени и по сей день решается такая проблема (неоднократно закрывались сайты и источники где простые граждане ищут и скачивают информацию о произведениях и сами произведения, а также информацию об авторе произведения), но оптимального решения пока что не найдено, т.к. простому гражданину, из-за высоких цен на какое-либо искусство, приходится скачивать из интернета. С целью увеличения авторско-правовой культуры и уменьшения уровня правонарушений в системе авторских прав необходимы улучшенные мероприятия, профилактического характера, а именно, проводить особые семинары в образовательных учреждениях по вопросам обеспечения авторских прав. И как уже можно подметить, важную роль в увеличении авторско-правовой культуры играют средства массовой информации, в которых излагаются указанные проблемы и предлагаются пути решения данных ситуаций.

Хочется немного раскрыть тему прекращения авторского договора. Вот следующие основания, условия и последствия прекращения права:

  1. При истечении сроков действия авторских договоров;
  2. В связи с отказом дальнейшего пользования авторского права, по законодательным актам это также называется «досрочное прекращение договора»
  3. Если в договор невозможно запустить процесс его использования, т.е. появляются обстоятельства, за которые никто не отвечает, это может быть, например, военным действие или же, стихийные бедствия.
  4. Как уже говорилось смерть автора, или же уничтожение юридического лица, которые выступали в качестве сторон авторского договора.
  5. Или же прекращение договора, по соглашению всех сторон, участвующих ранее в подписании договора.
  6. И последний пункт, договор прекращает все действия, если по законодательству будут найдены серьезные нарушения.

Но основным и общим последствием на прекращение авторских прав является, конечно же, прекращение всех прав и обязанностей всех сторон.

2.2 Классификация авторских договоров

Авторский договор представляется особенным видом гражданско-правовой системы. Данный договор подразделяется на множество раздельных видов, которые в своем распоряжении имеют свои характерные черты и признаки. Есть немало причин, согласно которым допускается классифицировать авторские договоры.

Есть достаточно много критериев, опираясь на которые допускается выполнить классификацию имеющихся авторских договоров.

Договоры классифицируются на многообразные основы, а собственно:

  1. По способу использования произведения: а) Договоры издания; б) постановочный договор (постановка); в) сценарный договор.

Согласно ст. 1287 ГК РФ о предоставлении полномочия употребления творения согласно договору, заключенному автором - творцом или другим правообладателем с издателем, необходимо употреблять творение не позднее установленного срока, поставленного в договоре. Постановочный договор формируется, когда творение употребляется в области общественного исполнения. Предметы договора - музыкальные, драматические работы, которые употребляют зрелищные организации.

И третий пункт, это сценарные договоры, которые регулируют отношения в сфере кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.). На сегодняшнем этапе, жизнедеятельность близко сплочена с такими объектами авторского права, равно как программы для ЭВМ, без которых на сегодняшний день не существует ни одна редакция газет либо журналов, и сами автора, в современной жизни любят писать, создавать в ЭВМ, а также это очень удобно, можно не перепечатывать целые страницы, можно сохранять информацию в базе ЭВМ. Лично с фигуры формулирования, программы для ЭВМ рассматриваются в равной мере как творения литературы или науки. Но при этом важно, чтобы они проявлялись как итог творческой работы творца. Те авторы, которые обладают компьютерами, встречаются с заключением специального вида договора о передаче авторских прав на программу ЭВМ. Данные договоры называются лицензиями, потому что эта лицензия заключаются в конклюдентных действиях, т.е. та сторона, выказавшая желание принимать участвует в сделках, которые проявляют согласие не в письменной и не устной форме, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ имеется на запечатанной прозрачной упаковке (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).[16]

2) По передаче исключительных и неисключительных авторских прав:

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель делается фактическим владельцем трудов.[17] Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязывается передать относящееся ему исключительное право на творение, но при этом автор или любой другой, правообладатель может оставить долю этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом за автором творения, всегда сохраняются личные неимущественные права, которые обязаны относиться только лишь автору творения.

3) По виду лицензии: а) простая лицензия; б) неисключительная лицензия; в) исключительная лицензия.

При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром оберегается право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. ст. 1236, 1286 ГК РФ).

4) в зависимости от определенности формы произведения: 1. авторский договор на уже существующее произведение; 2. договор авторского заказа (ст. 1288).

Подведя итоги второй главы, моей курсовой работы, хочется отметить следующий анализ авторского договора: Авторский договор, т.е. это некое соглашение, которое подписывают авторы произведения (кто создаёт) для передачи другой стороне, другому пользователю имущественные права в установленный законом срок, со всеми согласованными сторонами, за любое вознаграждение или безвозмездно.

Существует характеристика нормативных прав авторского договора, «обеспечение права» и «защита права». Два данных понятия, «обеспечение права» и «защита права», являются разными, но при этом, они обладают общими, характерными чертами. Они сопоставляются, прежде всего, по объему, при этом, первое понятие намного шире, чем второе. В авторском договоре должны предусматриваться: способы как используется произведение (конкретные права, передаваемые по данному договору); - предусматриваются сроки, по которым учитывается момент передачи права; - территория, где может быть осуществлено использование и соответственно разрешено законодательством использовать его; - предусматривается размер вознаграждения или его порядок определения размера вознаграждения за использования произведения; - и иные обстоятельства, которые стороны посчитают уместными и существенными для данного договора.

Хочу указать классификацию(виды) авторского договора, а собственно:

  1. По способу использования произведения;
  2. Исключительные и неисключительные права и их передача;
  3. Вид лицензионного договора;
  4. И конечно форма произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итоги своей курсовой работы мне хотелось бы отметить основные аспекты, которые я выделил в написании своей курсовой работе, я раскрыл и проанализировал, что такое авторское право и его сопоставляющие и авторский договор.

В своей курсовой работе мною использовались: международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, гражданский кодекс, федеральные законы, научно-учебные пособия, научные статьи и т.п.

Во-первых, что же такое авторское право – это право, которое регулирует отношения, появляющиеся в связи с сотворением и использованием произведений науки, литературы и искусства.

По моему мнению субъектом этого права является автор (создатель произведения, музыки, статьи и т.д.) – физическое лицо, которое является основным созидателем творческого труда, создатель произведения, а также юридическое лицо, например, издательство, с которым автор заключает договор или передает по завещанию свои труды. Авторске право изливается на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся плодом, творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения.

Указанное право воплощает в жизнь самые существенные функции признания на то, кто же является автором создаваемой творческой работы, определения их правового режима; материальная и моральная защита прав их авторов.

Авторское право — это правовые, законодательные нормы, и эти и нормы регулирует взаимосвязь с созданием и использованием произведений (творений) искусства.

Субъективные права, образуются у создателей-авторов в связи с сотворением определенного произведения труда.

Авторское право - широкий доступ для человеческого развития т.к. любой имеет открытый доступ к интересующей его произведению искусства, а на современном этапе чаще всего для этого используют ЭВМ.

Также по законодательству есть возможное вознаграждение за творческие, личные способности. И самое главное законом обеспечивается защита авторских прав т.е. автор имеет законную возможность защищать права на свою интеллектуальную собственность. Охрана и защита на результаты трудов творческой и индивидуальной, деятельности были введены, по историческим меркам, очень недавно, около 200 лет назад и до настоящего времени не стояла на месте и развивалась.

Первый закон авторского права, который был принят в Англии в далёком 1710 году. В него входило: закрепление за собой личное право и право на охрану произведения на 14 лет, и еще 14 лет давали после истечении данного срока, при жизни создателя, но не более. А в Российском государстве закон, который имел возможность, именно защищать права, принят в только 1816 году, а в 1828 году вход пошёл акт, содержавший нормы и правила авторского права.В 1917 году всё законодательство и пошло «ко дну», с приходом новой власти и в связи с октябрьской революцией, гражданской войной и других государственных, и политических переворотах, никаких законов, решений по поводу авторского права не принимались, а наоборот, всё отменялось. Потом конечно в 1925-1928 годах, авторское право было свободным, но при этом ввелось тщательное наблюдение, за тем что печаталось и как печаталось. После этого были еще законы, но 9 июля 1993 года вели закон, «об авторском праве и смежных правах» это и был первый законодательный документ об авторском праве уже в Российской Федерации, и он был создан на основных общепризнанных международных актах и стандартов, где были введены многие права, способы защиты и т.д., которые впоследствии были введены и в ГК РФ.

И уже, наконец-то в 2008 году была ведена 4 часть Гражданского кодекса РФ, где, на данном этапе современной жизни, указываются основные правила по охране права, его понятия, содержания, предмет, субъекты и объекты.

Предмет права – вещи материального общества, мира, где идеи развиваются как общественные отношения т.е. создание и использование различного рода произведений: наука, литература, фонограмма, постановки и тому подобное. Содержание прав. К содержанию относятся четыре функции: а) признание, что ты являешься автором, и охрана творческого произведения; б) Установление режима пользования произведением; в) наделение авторов и их творений интеллектуальными правами; г) и конечно же, что я считаю основной функцией, защита прав.Теперь хочу подвести итог, которые касаются субъектов и объектов авторского права.

Субъект — это творец-гражданин, т.е. автором может быть любой гражданин РФ, либо лицо без гражданства, иностранные граждане, независимо от возраста автора, его дееспособности или материальных ценностей, одним словом это гражданин- творец, который создает произведение искусства, науки и т.д.,, также к субъектам относятся юридические лица (издательство), а есть правопреемник- физическое лицо, гражданин которому по наследству перешли какие-либо права на труды автора, которые он обязан защищать, беречь, охранять, но в конечном итоге главным субъектом является автор- создатель творения, без его трудов не было какого-либо развития.

Существует несколько типов коллективных произведений-нераздельные и раздельные. Т.е. нераздельные, когда двое и более авторов, создают один труд, одно творение не раздельно, все вместе трудятся над одной книгой, над каждой странице. А раздельное, когда сколько же авторов создают один труд, но каждый работает над своей главой или статье, но в итоге это получается, например, одна книга. А вот, что касается объектов права, то к ним относятся, то, что автор создавал, творил, а именно наука, искусство, литература, а эти три понятия являются самыми набольшими областями творческой жизнедеятельности.

Хочется отметить, на современном этапе, основной помощник для автора является электронно-вычислительная машина или ЭВМ, потому что в основном каждый создатель использует его для напечатания произведения, для его сохранения, или что бы не перепечатывать по много раз ( как это было еще лет сто назад, когда в случает одной ошибки перепечатывали или переписывали всю страницу, взять например Льва Толстого и его жену Софью Толстую, которая семь раз переписывала его работу, добавляя или убирая предложения или даже слова) то сейчас всё проще, в ЭВМ, если не нравится предложение или оно некорректно написано, удалил, проверил грамматику, так же есть интернет ресурсы, в которых можно проверить понятие, определение, что то узнать новое, что способствует для создания более яркого произведения. А также, на мой взгляд на современном этапе в ЭВМ находят аспекты для вдохновения, а в дальнейшем и создания произведения.

Но отмечу, что какое-либо творение создается независимо от-кого либо, создается на основе видения творца. А вот в гражданском кодексе РФ, нам так и не разъяснили таких понятий, как литературные произведения, драматические или музыкальные произведения и конечно же произведения народного творчества, хотя я бы народному творчеству уделил особое внимания т.к. на основе этих творений мы более-менее знаем свое прошлое и свои традиции. И благодаря народному творчеству будет что передать будущему поколению, например, возьмём фольклор – народная мудрость, это творчество как раз является коллективным, но так как кто является автором, как правил никто не может, поэтому данному творчеству нет возможности по законодательству защитить своё творчество.

И конечно же, хочу подвести итоги второй главы, данной курсовой работы, а именно авторскому договору – основной, законодательный документ, некое соглашение, по которым автор творения-произведения передает свое творение, труд другому лицу. Отмечу, что понятие авторского договора, как такового, в Гражданском договоре отсутствует.

Характер нормативных прав договора не в коем случае, не может существовать без понятий «обеспечение прав» и такого понятия «защита прав» оно и понятно, закон должен обеспечивать нас правами, которые соблюдаются и защита созданного творчества. В договоре предусмотрены следующие аспекты: а.) Сроки (на сколько предусмотрено действие законодательных документов); б.) Территория (где будет осуществляться такое право); в.) Размер денежных средств; г.) Иные характеристики и обстоятельства, не нарушающие законодательства.

Способы защиты прав - первая защита это гражданско- правовая; административная, уголовно-правовая. Но все эти правовые нормы используется при любых нарушениях, которые касаются авторского права и договора. Намереваюсь указать классификацию(виды) авторского договора, а собственно: а) По способу использования произведения; б) Исключительные и неисключительные права и их передача; в) Вид лицензионного договора; г) Форма произведения.

Подведя итоги, хочу отметить, что авторское право нам крайне необходимо, конечно основные субъекты, для которых оно нужнее это создатели и их произведения, а авторское право дает возможность для автора, сохранить в безопасности свои творческие идеи.

Список использованной литературы

  1. .Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  3. в ред. от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г. Об авторском праве и смежных правах - утратил силу
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)
  5. Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" – утратил силу.
  6. Серебровский Владимир Иванович (14 ноября 1887г. - 28 ноября 1971г.) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.
  7. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав//Закон. 2007.- № 10.- с. 23-29.
  8. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 125.
  9. Гаврилов Э. П. Авторское право и фольклор // Советское государство и право. 1985. № 5. С. 88.
  10. .Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11.
  11. Иванкин В. Н., Гражданское право: Конспект лекций.- 3-е ищд. Испр. И доп..- М.: Юрайт – Издат, 2009.- 223с.
  12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве, М, 1972.
  13. Макагонова Н.В. Авторское право. М.: Изд-во "Юридическая литература", 2007.
  14. Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. - 239с.
  1. в ред. от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г. Об авторском праве и смежных правах

  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

  3. Часть 4 Гражданского Кодекса РФ Статья 1261. Программы для ЭВМ

  4. Часть 4 Статья 1265 Гражданского кодекса РФ. Право авторства и право автора на имя

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

    ГК РФ Статья 1229. Исключительное право

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации " от 18.12.2006 N 230-ФЗ ГК РФ Статья 1255. Авторские права

  7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

    ГК РФ Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

  8. Серебровский Владимир Иванович (14 ноября 1887г. - 28 ноября 1971г.) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.

  9. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав//Закон. 2007.- № 10.- с. 23-29.

  10. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу

  11. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 125.

  12. .: Гаврилов Э. П. Авторское право и фольклор // Советское государство и право. 1985. № 5. С. 88.

  13. Иванкин В. Н., Гражданское право: Конспект лекций.- 3-е ищд. Испр. И доп..- М.: Юрайт – Издат, 2009.- 223с.

  14. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве, М, 1972.

  15. Макагонова Н.В. Авторское право. М.: Изд-во "Юридическая литература", 2007.

  16. Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. - 239с.

  17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

    ГК РФ Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение