Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение.

В нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом «Искусство принадлежит народу!». Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании.

Понятию и содержанию авторского посвящались и посвящаются многочисленные исследования. Это исследования таких авторов, как Э.П. Гаврилова, А.П. Сергеева, И.А. Близнеца, С.С. Алексеева, Н.Д. Эриашвили, М.А. Рожкова, Г. Ф. Шершеневича и др.

Актуальность темы позволили определить объект, предмет, цель, и структуру данного исследования.

Объектом данного исследования является авторское право.

Предмет исследования составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс, многочисленные исследования ученых цивилистов гражданского законодательства в области гражданско-правовой охраны авторских прав.

Целью данной работы является теоретический анализ гражданско-правовой охраны авторских прав.

Исходя из указанной цели исследования, определены его основные задачи:

- раскрыть понятие и виды авторских прав;

- рассмотреть объекты авторских прав как предпосылка эффективности их защиты;

- дать общую характеристику механизма охраны и защиты авторских прав;

- проанализировать особенности гражданско-правовой защиты авторских прав в Российской Федерации.

В работе были использованы такие методы, как: изучение литературы по теме исследования; сбор информации; ее направленное преобразование и обобщение; формулировка выводов.

Работа состоит из введения, двух глав объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

1.1 Понятие и виды авторских прав

Содержание авторских прав - это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

Данные права традиционно называют исключительными. Само понятие исключительности подразумевает, что такое право принадлежит одному лицу и никому другому.

Теория исключительности авторских прав, разработанная в отечественной юридической науке, впервые получила закрепление в Положении об авторском праве Российской империи от 1911 г. По мнению большинства дореволюционных цивилистов (например, Г.Ф. Шершеневича)[1], конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период произошла переоценка исключительности авторских прав, которая стала трактоваться как неотчуждаемость авторских прав от личности автора, недопустимость передачи авторских прав другому лицу. При этом сам термин исчез из отечественного законодательства. Возвращение конструкции исключительных прав в законодательство связано с экономическими и политическими преобразованиями в стране. При этом исключительные права понимались в том же смысле, в каком они существовали в дореволюционной правовой науке и авторском законе России 1911 года, т.е. как признание того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения[2].

Таким образом, исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам создатель произведения или его правопреемник решает, как использовать произведение.

Исключительный характер имеют не только права, принадлежащие авторам, но и права, перешедшие по наследству, по договору. Нужно, однако, учитывать, что некоторые авторские правомочия, например право на авторство и право на имя, неотделимы от личности автора

Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой - произведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: на имущественные и личные неимущественные права. Последние в англоязычных странах называют моральными (moral rights). Эта классификация, как отмечают многие авторы, носит условный характер, так как часто выделить среди авторских прав права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно[3]. Тем не менее в большинстве научных работ такая классификация проводится. Такое же разделение проводится и в российском авторском законодательстве. Гражданский кодекс прямо не указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. Однако соответствующую классификацию легко построить, проанализировав положения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)[4] (далее ГК РФ).

К личным неимущественным правам авторов можно отнести: право авторства, право автора на имя; право на обнародование, право на неприкосновенность произведения (ст. 1255 ГК РФ). Личными неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародование, и право доступа к произведениям изобразительного искусства.

К имущественным правам авторов следует отнести прежде всего исключительное право на произведение, право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1270 ГК РФ). Кроме того, имущественный характер носят право на вознаграждение за использование служебного произведения и право следования.

Использование произведения предполагает доведение его для восприятия другими людьми. Восприятие произведения может быть разным - это и передача в эфир, и сообщение в прессе, и публичное выступление, и организация выставки, и т.д.

Исключительное право на произведение состоит из следующих правомочий:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение произведения;

3) публичный показ произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) сообщение в эфир;

8) сообщение по кабелю;

9) перевод или другая переработка произведения;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения;

12) право на иное использование произведения.

Значение деления авторских прав на личные неимущественные

и имущественные состоит в том, что личные неимущественные права принадлежат только автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется (п. 17 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»)[5].

Независимо от имущественных прав автора и даже после их уступки автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению и изменению своего произведения, способному нанести ущерб чести и репутации автора.

В отличие от имущественных прав личные неимущественные права, а именно такие, как право авторства, право на имя, право на защиту репутации, охраняются бессрочно. Такие права могут защищаться не только автором, наследником, но и любым заинтересованным лицом.

Особенность авторских прав, как и вообще прав интеллектуальной собственности, заключается в их территориальном характере, т.е., возникая на территории одного государства, эти права ограничены его правовой защитой. Для преодоления территориального принципа авторского права заключаются международные соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

1.2 Объекты авторских прав как предпосылка эффективности их защиты

Эффективная защита нарушенных или оспоренных авторских прав достигается при точном определении в законодательстве и понимании признаков и видов данных прав.

Общеизвестно, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения». Произведения науки, литературы и искусства являются одними из самых распространенных объектов авторских прав. Важно отметить, что действующее законодательство не определяет понятие «произведения» и это, видимо, вообще трудно сделать. В свое время Г.Ф. Шершеневич, на наш взгляд, справедливо отмечал, что «...установление точного, объективного понятия о литературном произведении представляет значительную трудность для юриста»[6]. Видимо поэтому и в юридической науке до сих пор не дано единого понятия категории «произведения».

В советское время М.Я. Кириллова отмечала, что «под произведением всегда понимается объективный результат»[7].

По мнению А.И. Ваксберга, «...авторское право распространяется на всякое произведение науки, искусства и литературы, если оно отвечает следующим трем признакам: 1) имеет элемент самостоятельности (иначе - является результатом творческой работы), 2) облечено в какую-либо объективную форму (любую, позволяющую воспринять произведение в отрыве от непосредственного творческого акта»[8].

В настоящее время заслуживают упоминания лишь два признака, поскольку, на наш взгляд, третий признак, названный А.И. Ваксбергом в своей работе, не соответствует духу времени в условиях рыночной экономики.

Статья 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, на наш взгляд, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав.

Представляется, что конкретизированный перечень охраняемых объектов авторского права, определенный статьей 1259 ГК РФ, бесполезен с точки зрения правовой охраны. И в этой связи не случайно, что, например, в соответствии с пунктом «а» § 102 Закона об авторском праве США авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии[9].

Перечень охраняемых объектов авторских прав, аналогичный содержащемуся в статье 1259 ГК РФ, предусмотрен не только в пункте «a» статьи 102 Закона США об авторском праве, но и в пункте viii статьи 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности[10], а также в законодательстве Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, в том числе в статье 3 французского Закона от 11 марта 1957 г. N 57-298 об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, в статье 10 (1) Закона Японии от 6 мая 1970 г. N 48 и в британском Законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах (СБРЛ), вступившем в действие с 1 августа 1989 г.[11].

Таким образом, как по действующему российскому законодательству, так и по законодательству зарубежных стран к объектам авторских прав относится весьма широкий круг произведений науки, литературы и искусства. Тем более, если учитывать, что, к примеру, только к литературным произведениям можно отнести романы, детективы, фантастику, повести, стихи, статьи, научные рецензии, тексты песен к музыкальным произведениям, опубликованные и неопубликованные речи.

Представляет интерес также вопрос о юридической природе авторских прав на частные письма, дневники, заметки. Можно ли отнести их к объектам авторских прав и защищать права на них традиционными гражданско-правовыми способами?

М.В. Гордон, отвечая на этот вопрос, писал, что закон «не упоминает в качестве объектов авторского права частные письма и дневники. Думается, что для исключения их из числа объектов авторских прав нет оснований»[12].

Представляется, если частные письма, дневники и заметки являются результатом творческого труда в том смысле, какой придает этому труду часть четвертая ГК РФ, то они, на наш взгляд, вполне могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям науки, литературы и искусства, и права на них также должны защищаться гражданско-правовыми способами, традиционно используемыми для защиты авторских прав.

К объектам авторских прав могут относиться фотографические, аудиовизуальные и составные произведения, а к произведениям искусства - не только традиционные картины или рисунки, но даже макияж как лицевой грим, запечатленный в образе на фотографии, если этот макияж создан в результате творческой деятельности. Данные объекты должны охраняться авторским правом, а права их создателей защищаться гражданско-правовыми способами.

В настоящее время весьма актуальной является также защита авторских прав на такое составное произведение, как сайт в сети Интернет. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 06.07.2016)[13] сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет. Интернет-сайт обычно состоит из материалов (дизайна, текстов, рисунков, фотографий, чертежей, аудиовизуальных произведений) в электронной форме. Естественно, не любое содержание интернет-сайта в целом и отдельных материалов может быть объектом авторских прав, а только то, что создано в процессе творческой деятельности. Однако большинство элементов интернет-сайтов как программ для ЭВМ создаются в результате творческой деятельности по подбору и расположению материалов, которые должны охраняться авторским правом, а права их создателей защищаться гражданско-правовыми способами.

Анализ законодательства зарубежных государств, международных конвенций, в том числе положений статьи 1 протокола Договора о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 г. (г. Астана), вступившего в силу с 1 января 2015 г.[14], свидетельствует о том, что каждое государство самостоятельно определяет в своих правовых актах перечень объектов авторских прав, подлежащих охране на его территории. При этом данные перечни могут полностью или частично совпадать в государствах, являющихся участниками международных актов и принимающих на себя обязательства по обеспечению правовой охраны произведений и защите прав на них на своих территориях.

Однако полного единообразия как национального, так и международного законодательства это не обеспечивает. Например, в отличие от пункта 6 статьи 1259 ГК РФ, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее - Конвенция) не исключает возможности предоставления правовой охраны официальным текстам законодательного, административного и судебного характера и официальным переводам таких текстов (пункт 4 статьи 2 Конвенции).

Вместе с тем в Конвенции указан ряд видов произведений, которые не пользуются правовой охраной, либо таких, которые могут быть изъяты из охраны национальным законодательством государств-участников. В частности, в ней полностью исключается авторская охрана такой категории произведений, как «сообщения о новостях дня или сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации»[15].

Важно и еще одно совпадение: в соответствии с пунктом 5 статьи 1259 ГК РФ «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования».

Аналогичным образом согласно пункту «б» § 102 Закона США об авторском праве «авторско-правовая охрана оригинального произведения не распространяется на какую-либо идею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы их описания, объяснения, иллюстрирования или изображения в таком произведении»[16].

В соответствии с пунктом 3 статьи 1259 ГК РФ «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Сложнее дело обстоит со вторым критерием - творческим характером деятельности по созданию произведения, поскольку действующее законодательство не определяет понятия творчества и это, видимо, и трудно сделать.

Возможно, в действующем законодательстве это понятие не определено по той причине, что правоприменителям все равно пришлось бы выходить за рамки юридического определения и оперировать общефилософскими категориями.

По мнению В.Я. Ионаса, творческой является продуктивная деятельность. Именно она порождает авторские права на произведение. В отличие от нее, существует не порождающая авторских прав репродуктивная деятельность, выражающаяся в воспроизведении готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам[17]. Однако, конкретизируя показатели продуктивной деятельности, В.Я. Ионас включает в их число несвойственный авторскому праву критерий новизны.

В советском энциклопедическом словаре дано такое определение: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью...»[18]. Но если это так, тогда надо вводить на авторские произведения экспертизу на новизну и (или) оригинальность, что представляется не только абсурдным, но и практически нереальным (неосуществимым) вследствие неповторимости интеллектуальных свойств любой человеческой личности и результатов его умственного труда.

В этой связи представляется обоснованным мнение И.А. Зенина о том, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, «творческим следует считать любой умственный (духовный, мыслительный, интеллектуальный) труд, а его результат - объектом авторских прав, если: 1) не доказано незаконное присвоение результата умственного труда другого лица, то есть плагиат; 2) данный результат в установленном законом порядке не признан изобретением или другим результатом интеллектуальной деятельности, например содержанием базы данных либо средством индивидуализации; 3) на результат его обладателем не введен режим коммерческой тайны или другой подобный режим, и он не является ноу-хау; 4) этот результат, например закон, судебное решение, другой официальный документ, флаг, герб, другой государственный символ или знак, произведение народного творчества (фольклор), не имеющие конкретного автора, де-юре (в настоящее время в силу пункта 6 статьи 1259 ГК РФ) вообще не является объектом интеллектуальных прав; 5) данный вид умственной деятельности не признан в законе (например, в абзаце 2 пункта 1 статьи 1228 ГК РФ) оказанием автору результата интеллектуальной деятельности «только технического, консультационного, организационного или материального содействия или помощи» либо только «способствованием оформлению прав на такой результат или его использованию», а также «осуществлением контроля за выполнением соответствующих работ»[19]. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в статье 1257 ГК РФ, согласно которой «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное». Другими словами, закон презюмирует, что любая самостоятельная умственная деятельность по созданию произведения является творческой, поскольку она приводит к признанию субъекта этой деятельности автором произведения.

При этом творческим следует считать не любой умственный труд, так как умственный труд не является творческим, если он сопутствует физическому труду и приводит к созданию вещи как объекта вещных прав. Напротив, умственный труд является творческим, если он сопряжен с физическим трудом, лишь способствующим приданию результату умственного труда объективной формы, поэтому, на наш взгляд, необходимо пункт 1 статьи 1228 ГК РФ дополнить соответствующими изменениями.

В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторских прав. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

Хотя и создаются, бесспорно, творческим (умственным) трудом, но не являются в силу прямого указания пункта 6 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы[20];

По мнению А.П. Сергеева, данный подпункт пункта сформулирован неудачно. Защитой не пользуются любые официальные документы с даты придания им соответствующего статуса, например, уставы, правила страхования, должностные инструкции и регламенты и т.п.[21]. Соглашаясь с А.П. Сергеевым, для устранения неясности в законодательстве считаю необходимым внести соответствующие изменения в подпункт 1 пункта 6 статьи 1259 ГК РФ.

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное), если сообщение сопровождается авторским комментарием, иллюстрацией, то оно приобретает режим объекта авторского права[22].

К сказанному следует добавить, что к числу творческих (то есть умственных), но не порождающих авторских прав следует отнести также действия согласно норме абзаца 2 пункта 1 статьи 1228 ГК РФ по оказанию автору результата интеллектуальной деятельности только технического, консультационного, организационного или материального содействия или помощи либо только по способствованию оформлению прав на такой результат или его использованию, а также по контролю за выполнением соответствующих работ.

Важно и еще одно обстоятельство: в создании объектов интеллектуальных прав участвует не только умственный (то есть априори творческий), но и «физический труд (рук писателей, художников, скульпторов, музыкантов, изобретателей, иных лиц с использованием компьютеров, музыкальных и других инструментов, голосовых связок певцов-исполнителей, телодвижений артистов балета и т.п. физических средств). Однако всегда в создании любых объектов интеллектуальных прав (в отличие от создания вещей) определяющим (правосозидающим, правообразующим) является труд умственный (интеллектуальный, духовный, мыслительный, творческий). Физический же труд целиком сопряжен с приданием охраняемому идеальному результату умственного труда объективной формы (устной, письменной, изобразительной, объемно-пространственной, машиночитаемой и т.п.)»[23].

В связи с очевидной важностью выработки легального определения категории творчества (творческого труда, творческой, умственной и т.п. деятельности) как критерия охраноспособности любого результата интеллектуальной деятельности (в том числе объекта авторских прав) в целях оптимизации защиты авторских прав гражданско-правовыми способами следует, в частности, поддержать редакцию предлагаемых в литературе рекомендаций по совершенствованию действующего ГК РФ.

В связи с тем, что защите подлежат только признанные гражданским законодательством объекты авторских прав и в целях устранения неясности в гражданском законодательстве считаем целесообразным внести соответствующие изменения.

Подпункт 1 пункта 6 статьи 1259 ГК РФ изложить в следующей редакции: «официальные документы государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, в том числе законы, другие нормативные и ненормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы с даты придания им соответствующего статуса».

ГЛАВА 2. ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1 Общая характеристика механизма охраны и защиты авторских прав

Не секрет, что интересы авторов и исполнителей противопоставляются желанию общества, как можно более свободно использовать результаты их творческой деятельности, а также интересам различных физических и юридических лиц, которым авторы и исполнители передают свои права. Согласно статистике многих международных организаций (к примеру, International Data Corporation), пиратство в отношении программного обеспечения в России не превышает среднеевропейского уровня, и уже много лет подряд Россия указывается среди стран, наиболее успешно борющихся с пиратством. Несмотря на это в нашей стране далеко не каждого человека удается убедить приобрести легальную программу для своего персонального компьютера (либо купить лицензионный фильм или новый музыкальный альбом его любимой группы на диске). Таким людям (в особенности малоимущим) проще купить нелегальные копии таких продуктов на рынке по гораздо меньшей цене либо вообще скачать их бесплатно через Интернет. Поэтому неудивительно, что зачастую у многих создателей результатов творческой деятельности пропадают желание и дальнейшие перспективы создания своих работ в будущем.

Такая ситуация является на сегодня серьезной проблемой, решить которую, на наш взгляд, можно только с помощью дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

В условиях информационного общества возрастает экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: если они не будут должным образом защищаться на государственном уровне, то экономика нашей страны будет неконкурентоспособна, что, несомненно, представляет собой препятствие для развития нашего государства. При этом возможность получения больших доходов от их неконтролируемого использования приводит к увеличению числа нарушений в этой сфере. Такое положение требует особых способов охраны интеллектуальных прав[24].

В соответствии с Всемирной декларацией по интеллектуальной собственности[25], интеллектуальная собственность признается одним из основополагающих и необходимых элементов прогресса и развития для человечества в целом. Особенно подчеркивается ее ведущая роль, которую она играет при решении проблем в сфере образования, охраны окружающей среды, здравоохранения.

Конституция РФ[26] прямо указывает нам на то, что каждому из нас гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества. Правовая норма о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом, устанавливается Конституцией РФ. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», гражданское законодательство регулирует в том числе «другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на автономии воли, равенстве, и имущественной самостоятельности участников»[27].

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2008 года, комплексно объединила в себе все нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения, связанные с объектами интеллектуальной собственности и приравненными к ним средствами индивидуализации (результат интеллектуальной деятельности). В этой же части Гражданского кодекса отечественным законодателем установлен комплекс мер принудительного характера, направленных на предотвращение и устранение нарушений прав владельцев интеллектуальной собственности, наиболее значимыми из которых, по нашему мнению, являются объекты авторских (глава 70) и смежных с ними прав (глава 71).

Право, как известно, выполняет две основополагающие функции, а именно: регулятивную и охранительную. Хотя права на интеллектуальную собственность и охраняются различными отраслями российского права, необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь способы защиты владельцев нарушенных авторских и смежных прав предусмотрены нормами гражданского права. Это связано с тем, что уголовная и административная ответственность установлена далеко не за все виды правонарушений в области авторских и смежных прав (соответствующие нормы содержатся в ст. 146 УК РФ[28] и в ст. 7.12 КоАП РФ[29]. К тому же следует учитывать то неоспоримое обстоятельство, что право интеллектуальной собственности исторически является составной частью гражданского права.

Именно поэтому наибольшее практическое значение имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, обеспечиваемая при помощи применения надлежащей формы, средств и способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Подавляющее большинство ученых-правоведов (Э.П. Гаврилов, А.П. Сергеев, И.А. Близнец, С.С. Алексеев, Н.Д. Эриашвили, М.А. Рожкова и др.) считают, что понятия «охрана прав» и «защита прав» не являются равнозначными и отличаются друг от друга. В юридической литературе под охраной прав понимается установленный общеправовой режим, включающий в себя определенные законом правила, которые помогают обеспечивать нормальное и беспрепятственное осуществление правообладателями своих авторских, смежных прав и охраняемых законом интересов. Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений до наступления нарушения, например посредством патентования изобретений. В свою очередь, защита права - это комплекс мер, которые направлены на восстановление или признание авторских и смежных прав их владельцев (например, в судебном процессе) в случае их нарушения или оспаривания. Иными словами, охрана прав осуществляется постоянно, это начальная, превентивная стадия, а защита возникает только в случае их нарушения - это завершающая стадия.

Важно также не забывать и о том, что охрана авторского права наступает с момента создания автором произведения, в то время как охрана объектов патентного права наступает с момента их регистрации уполномоченным государством органом.

2.2 Особенности гражданско-правовой защиты авторских прав в Российской Федерации

В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает по общему правилу исковое заявление. В нем истец должен указать его цену в твердой сумме, в соответствии с которой будет определяться размер государственной пошлины. От истца требуется предоставление доказательств, подтверждающих заявленное требование. В соответствии с законодательством Российской Федерации под доказательствами понимаются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела[30]. Притом доказательства, которые были получены с нарушением законодательства, во-первых, не будут иметь юридической силы, а во-вторых, не смогут быть положены в основу судейского решения (ст. 55 ГПК РФ).

В отдельных случаях средством судебной защиты является заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, например, при обращении в Конституционный Суд РФ. Судебный порядок защиты применяется в большинстве случаев, кроме тех, которые прямо предусмотрены в законе[31].

Для защиты нарушенных личных неимущественных прав лица, как правило, обращаются в суд. К таким лицам принято относить: авторов и исполнителей, их представителей, наследников, исполнителей завещания, специально уполномоченных автором или исполнителем после их смерти лиц (душеприказчики); а при отсутствии вышеназванных лиц - специально уполномоченные на то государственные органы.

Право авторства, право на имя, обнародование и на защиту репутации являются личными неимущественными правами. Поэтому исковая давность не распространяется на требования о защите таких прав (ст. 208 ГК РФ). К исковым требованиям имущественного характера применяется общий срок исковой давности, например, в случае взыскания гонорара по договору автора с пользователем (ст. 196 ГК РФ)[32].

Защита неимущественных прав осуществляется, в соответствии со ст. 1251 ГК РФ, следующими способами.

1. Признание права. Оно применяется в тех случаях, когда принадлежность объектов интеллектуальных прав у лиц отрицается, оспаривается либо так или иначе ставится под сомнение.

Дела о признании объектов интеллектуальной собственности рассматриваются судом в порядке особого производства, ввиду того что они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 ГПК РФ). Поэтому при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу, проведение которой может быть поручено судебно-экспертному учреждению, эксперту либо нескольким экспертам (ст. 79 ГПК РФ). После окончания экспертизы эксперт, обладающий специальными знаниями, составляет соответствующее заключение, по результатам которого судьи выносят решение о признании прав на результаты интеллектуальной деятельности у тех или иных лиц. В связи с этим разумным было бы предложение о признании в качестве источника доказательств консультации специалиста; признать специалиста, участвующего в исследовании доказательств, субъектом судебного доказывания; установить ответственность специалиста за дачу ложных консультаций и отказ от дачи консультаций.

Помимо этого, важной процессуальной процедурой в данном случае является обеспечение доказательств. Данный процессуальный институт только развивается в российской правовой системе, и, к сожалению, судьями далеко не всегда оценивается важность принятия соответствующих обеспечительных мер в отношении доказательств. Это в дальнейшем приводит к серьезным нарушениям прав пострадавшей стороны и затрудняет осуществление представления доказательства, и как следствие - установления факта принадлежности объектов интеллектуальной собственности в отношении тех или иных лиц.

Требование о признании прав зачастую является необходимой предпосылкой для применения других способов защиты. К примеру, для того чтобы взыскать убытки, возникшие в связи с несанкционированным использованием произведения, истцу необходимо доказать, что именно он и является его создателем или правообладателем.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Такой способ защиты применим тогда, когда имеется возможность восстановления нарушенных прав путем ликвидации результатов такого правонарушения, к примеру, путем изъятия из оборота контрафактного товара[33]. Контрафакт есть не что иное, как несанкционированно используемые изделия, к числу которых будут относиться и экземпляры фонограмм, изготовление и распространение которых неизбежно нарушает авторские и смежные права и, как следствие, влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Помимо этого, к числу контрафактных экземпляров будут отнесены еще те объекты авторских и смежных прав, в составе которых наряду с законными объектами используются также нелегально воспроизведенные объекты. При этом правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории РФ, также будут являться контрафактными при распространении их на территории РФ[34].

3. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Применяется как самостоятельно (например, запрет обнародования авторского произведения без согласия на то его создателя или правообладателя), так и в комбинации с другими способами (признание авторства и запрет обнародования произведения автора без его согласия).

4. Компенсация морального вреда. Осуществляется в соответствии со статьями 152, 1099 - 1101 ГК РФ при причинении гражданину морального вреда, под которым подразумеваются физические или нравственные страдания, совмещенные с действиями (или бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может обязать нарушителя выплатить денежную компенсацию такого вреда.

Суд оценивает характер физических и нравственных страданий потерпевшего с учетом его индивидуальных особенностей и фактических обстоятельств, в соответствии с которыми был причинен моральный вред.

Для того чтобы доказать факт наличия морального вреда, необходимо установить надлежащие юридические факты: 1) имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, а также время их совершения; 2) какие личные неимущественные права истца были нарушены такими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают; 3) в чем конкретно проявлялись физические и нравственные страдания истца, связанные с его индивидуальными особенностями; 4) степень вины лица, причинившего вред (в случаях, когда вина является основанием возмещения морального вреда)[35].

Компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме. При определении ее размера должны быть учтены требования разумности и справедливости, при этом такая компенсация не зависит от подлежащего возмещению имущественного вреда и может применяться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно[36].

5. Публикация решения суда о допущенном нарушении.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными в ст. 152 ГК РФ, согласно которой истец имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если ответчик, распространивший такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же самым способом, которым были распространены сведения о гражданине для неопределенного круга лиц, либо другим аналогичным способом, например редакция обязана в предусмотренный срок бесплатно опубликовать вступившее в законную силу решение суда, которое содержит в себе требование об опубликовании такого решения [37].

При извращении, искажении или ином незаконном изменении произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, в равной мере как и посягательства на такие действия, нарушающие право на неприкосновенность авторского произведения, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации (п. 2 ст. 1266 ГК РФ). По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, действие исковой давности не распространяется (ст. 208 ГК РФ).

Помимо прочего, в главы ГК РФ об авторском праве и о смежных правах (гл. 70, 71) по авторским договорам предусмотрена ограниченная ответственность автора (ст. 1290). В соответствии со ст. 1287 на издателя возлагается обязанность начать использовать произведение не позднее определенного установленного договором срока, при этом неисполнение этой обязанности повлечет по инициативе автора возможность расторжения договора в одностороннем порядке без возмещения издателю причиненных этим затрат, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме.

Подводя итог вышесказанному, есть основания полагать, что многие из существовавших до принятия четвертой части ГК РФ противоречий в правоприменительной практике будут устранены, а неизбежные ранее споры справедливо разрешены благодаря положениям, которые содержатся в главах 70 и 71 об авторском и смежных правах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание авторских прав - это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом. Данные права традиционно называют исключительными. Само понятие исключительности подразумевает, что такое право принадлежит одному лицу и никому другому.

Статья 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, на наш взгляд, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав.

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2008 года, комплексно объединила в себе все нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения, связанные с объектами интеллектуальной собственности и приравненными к ним средствами индивидуализации (результат интеллектуальной деятельности). В этой же части Гражданского кодекса отечественным законодателем установлен комплекс мер принудительного характера, направленных на предотвращение и устранение нарушений прав владельцев интеллектуальной собственности, наиболее значимыми из которых, по нашему мнению, являются объекты авторских (глава 70) и смежных с ними прав (глава 71).

Право, как известно, выполняет две основополагающие функции, а именно: регулятивную и охранительную. Хотя права на интеллектуальную собственность и охраняются различными отраслями российского права, необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь способы защиты владельцев нарушенных авторских и смежных прав предусмотрены нормами гражданского права. Это связано с тем, что уголовная и административная ответственность установлена далеко не за все виды правонарушений в области авторских и смежных прав (соответствующие нормы содержатся в ст. 146 УК РФ[38] и в ст. 7.12 КоАП РФ[39]. К тому же следует учитывать то неоспоримое обстоятельство, что право интеллектуальной собственности исторически является составной частью гражданского права.

Именно поэтому наибольшее практическое значение имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, обеспечиваемая при помощи применения надлежащей формы, средств и способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений до наступления нарушения, например посредством патентования изобретений. В свою очередь, защита права - это комплекс мер, которые направлены на восстановление или признание авторских и смежных прав их владельцев (например, в судебном процессе) в случае их нарушения или оспаривания. Иными словами, охрана прав осуществляется постоянно, это начальная, превентивная стадия, а защита возникает только в случае их нарушения - это завершающая стадия.

Подводя итог вышесказанному, есть основания полагать, что многие из существовавших до принятия четвертой части ГК РФ противоречий в правоприменительной практике будут устранены, а неизбежные ранее споры справедливо разрешены благодаря положениям, которые содержатся в главах 70 и 71 об авторском и смежных правах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Российская газета.- 1993.- 25 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 29.07.2018 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  3. Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1).- Ст. 1; Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I) Ст. 5091.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). - Ст. 5496. Собрание законодательства РФ. – 2018. - №22. - Ст. 304; Российская газета.-2017.-№ 172.
  5. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5497.
  6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 19.07.2018)// Собрание законодательства РФ-. 2006.- № 31 (1 ч.),- Ст. 3448; Собрание законодательства РФ.- 2018.- №30.- Ст. 4546.
  7. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №7. - Ст. 300; Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 6.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 №15 О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 8.
  10. Договор о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 г. (г. Астана), вступившего в силу с 1 января 2015 г // Российская газета. - 2014. – от 8 октября.
  11. Авторское право и смежные права: Учебник/под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2011- 230с.
  12. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Советское государство и право. - 1954. - №8. - С.42-46.
  13. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. - М., 2011. Т. 3. – 650с.
  14. Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. - М.: Норма, 2010. – 886с.
  15. Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие. 13-е изд. - М., 2013. – 390с.
  16. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. 16-е изд. - М., 2014. – 467с.
  17. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Право интеллектуальной собственности. - 2013. - №3. - С.10.
  18. Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных авторских прав // Право интеллектуальной собственности. - 2012. - №4. - С.8-11.
  19. Зенин И.А. Творческий труд как универсальная предпосылка специального юридического инструментария в сфере интеллектуальной собственности и ноу-хау // Право интеллектуальной собственности. - 2014. - №3. - С.167-170.
  20. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права: Учебное пособие / Науч. ред. О.А. Красавчиков. - Свердловск, 1982. – 220с.
  21. Пантелеева З.Ю. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 3; СПС КонсультантПлюс (18 декабря 2015 г.).
  22. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. - 958 с.
  23. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. - М., 1990. -1385с.
  24. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). - М.: СПАРК, 1995. - 556 с.
  1. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: СПАРК, 1995. С. 291.

  2. Шершеневич Г.Ф. Указ соч.

  3. Авторское право и смежные права: Учебник/под ред. И.А. Близнеца. Проспект. 2011

  4. Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496; Собрание законодательства РФ. 2018. №22. Ст. 3040.

  5. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 6.

  6. Шершеневич. Указ соч.

  7. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права: Учебное пособие / Науч. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1982. С.11.

  8. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Советское государство и право. М., 1954. № 8. С.42.

  9. Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие. 13-е изд. М., 2013. С.178.

  10. Конвенция вступила в силу 26 апреля 1970 г. СССР подписал Конвенцию 12 октября 1967 г., ратифицировал с заявлением (Указ Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. N 3104-УП). Конвенция вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.

  11. Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие. 13-е изд. М., 2013.С.179.

  12. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2011. Т. 3 (автор главы - А.П. Сергеев).

  13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 19.07.2018)// Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.), Ст. 3448; Собрание законодательства РФ. 2018. №30. Ст. 4546.

  14. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Документ ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском Экономическом Союзе" // Российская газета. 2014. 8 октября.

  15. Пантелеева З.Ю. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав // Международное публичное и частное право. 2008. № 3; СПС "КонсультантПлюс" (18 декабря 2015 г.).

  16. . Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2011. Т. 3 (автор главы - А.П. Сергеев). С.28.

  17. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С.9

  18. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. М., 1990. С.1325

  19. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. 16-е изд. М., 2014. С.16.

  20. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2011. Т. 3 (автор главы - А.П. Сергеев).

  21. Зенин И.А. Творческий труд как универсальная предпосылка специального юридического инструментария в сфере интеллектуальной собственности и ноу-хау // Право интеллектуальной собственности. 2014. № 3. С.167.

  22. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2011. Т. 3. С. 168 (автор главы - А.П. Сергеев).

  23. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Право интеллектуальной собственности. 2013. № 3. С.10.

  24. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 958 с.

  25. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности. (Принята 26.06.2000) // http://www.rupto.ru/docs/interdocs/worldwide_declaration.

  26. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Российская газета. 1993. 25 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

  27. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497.

  28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 29.07.2018 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

  29. Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1; Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I) Ст. 5091.

  30. Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. М.: Норма, 2010. С.86.

  31. Шевчук Д.А. Гражданское право. М.: Эксмо, 2009.

  32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 №15 О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

  33. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010. 368 с.

  34. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.; Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. С 231.

  35. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009.

  36. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (в ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 1995. от 8 февраля. № 29.

  37. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 24.11.2014) "О средствах массовой информации" (ст. 35).

  38. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 29.07.2018 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

  39. Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1; Собрание законодательства РФ. -2018. № 32 (часть I) Ст. 5091.