Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воля и самоорганизация

Введение

В современном обществе, где отсутствуют единые эталоны и стандарты деятельности и поведения человека, существует большое количество способов и подходов к анализу и оценке ситуаций, к выбору альтернативных решений, резко увеличивается роль индивидуального выбора. Социальная ситуация современного общества ставит нас перед необходимостью привлечения во все виды деятельности большего количества активных волевых личностей, умеющих организовывать свою работу и себя, способных проявлять инициативу, демонстрировать лидерские качества и самостоятельно преодолевать трудности. Особенности сложившихся общественных отношений определяют потребность в новых, неординарных и нередко комплексных и сложных решениях. Перед человеком встают особые задачи по развитию его личностного потенциала. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение поставленной пели. Осознавая необходимость действовать и принимать решения, человек далеко не всегда переходит к его действенной реализации. Как объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже сильных и эмоционально переживаемых интересов, а предпочитают оставаться в стороне, являясь лишь наблюдателями. А другие, наоборот, действуют с удвоенной энергией. Как удается больному и ослабленному человеку, у которого болят суставы и каждое лишнее движение вызывает сильную боль заставить себя встать с кровати, с трудом взять в руку стакан с водой, поднести его ко рту, наклонить стакан, сделать движение ртом, т. е. выполнить целый ряд действий, объединенных одной целью -- утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек, поднявшись с кровати, пьет воду. - Эти явления часто связывают с проявлениями воли, а усилия для проявления действий часто называют волевой регуляцией.

Воля как сознательная организация и саморегуляции деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,-- это, прежде всего контроль над собой, над своими чувствами и действиями. Общеизвестно, что у разных людей этот контроль обладает разной степенью выраженности. Сознание фиксирует многочисленный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном конце как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели; при этом обнаруживает такие волевые качества, как мужество, смелость, выносливость, настойчивость и другие. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, терпеливости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение понятия воли и структуры действий волевого саморегулирования.

1 Воля

1.1 Понятие и характеристика воли

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [13].

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Воля позволяет ставить цели и добиваться их. Можно сказать, что “становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.С этим утверждением солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, умение владеть своим поведением -- важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением»[2], и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования”[24].

“Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. ”[19].

В толковом словаре Ожегова воля трактуется, как «способность осуществлять поставленные перед собой цели». Понятие воли прошло много ступеней изучения, как в истории философии, так и психологии.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия -- съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека [13]. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление” [16]. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Во времена средневековья проблема воли также не трактовалась как самостоятельная проблема. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. А понятие воли связывалось с некими высшими силами. Это было обусловлено тем, что «общество отрицало возможность самостоятельного, независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек считался простейшим элементом общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки, и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом -- человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником -- человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д." [13].

В эпоху Возрождения, преобладало мнение о том, личностью мог стать человек, выделившийся из общей массы людей. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. И это было не случайно. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может делать выбор в том, как ему поступать в жизни и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма -- «философии существования». Это течение, представителями которого являлись М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др., рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, не может быть связан с обществом никакими нравственными обязательствами или ответственностью. «Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли» [13]. В сегодняшнее время такая трактовка противоречит современному представлению о человеке и его социальной роли в обществе.

Более позднее представление о воле расширилось за счет добавления к этому понятию новых характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа” [22] фактически указал на то, что человеку присуще осознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты происходят осознанно, волеизъявление предшествует действию. Воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

Наши отечественные ученые также занимались изучением воли. И.П.Павлов рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, -- писал он, -- всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» [14]. Но если принять данную трактовку воли за истинную, то получается, что воля человека зависит от внешних условий, и значит, волевой акт не в полной мере зависит от человека. Что не совсем правильно.

Позднее, исследования в области физиологии, проведенные Н.А.Бернштейном и П.К. Анохиным, сформировали концепцию, по которой воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

В современной психологии существует множество значений понятия воля. В целом, большинство современных психологов, трактуют понятие воля, как способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.

А волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

1.2 Волевые действия

По каким признакам можно распознать волевое действие и как отделить его от остальных? Одним из существенных признаков волевого акта является то, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Другой признак волевого характера действия или деятельности, регулируемые волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие -…сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [19].

Всякое волевое действие предполагает сумму действий, сложенную в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы. Это можно бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Но иногда недостаточно существования одного лишь намерения для выполнения действия, даже если оно самого искреннее и благородное. Для осуществления волевой цели, необходимо наметить план, пункты которого, и приведут к его выполнению. Человек, приступая к исполнению принятого решения, и подходя к этому серьезно, пытается детально спланировать каждый свой шаг; но в другой ситуации, он может ограничиться лишь общей схемой, в которой будут присутствовать лишь основные этапы. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или более неопределенно намечаются дальнейшие цели.

Воля, как и план, взаимосвязаны и влияют друг на друга. Один человек ставит план во главу всех своих действий и такой план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. Исполнение плана становится самоцелью, превращаясь в застывшую неизменную схему. «Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, - это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, идущей к поставленной цели, не побоится изменить предварительный план действий, добавить в него дополнительные пункты, если это будет необходимо в силу обнаружившихся обстоятельств... Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир [19].

Воля также предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять желания и импульсы, непосредственно возникающие в какой-либо ситуации.

Следующим существенным признаком волевого действия является усиленное внимание к такому действию, а также отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак» [6].

Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, например, когда человек хочет утолить голод, он выполняет последовательные действия, начиная с выбора продуктов в холодильнике до их приготовления, нарезки, использования вкусовых добавок, подготовки нужной для этого посуды, до самого процесса поедания, когда необходимо поднести пищу ко рту, пережевать и проглотить ее, - таким образом, волевое поведение включает в себя отдельные менее сложные волевые действия. Существуют и более сложные волевые действия. Например, путешественник, решивший преодолеть океан на плоту, начинает свою подготовку задолго до плавания. Это и ежедневные тренировки на выносливость, подготовка снаряжения, проверка прочности плота, выбор маршрута и многое другое. А главные трудности ждут путешественника впереди, когда он отправится в настоящее плавание. Причиной усложнения действий является невозможность достигнуть поставленной цели сразу, как только мы ее запланировали, и требуется выполнение еще ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия -- внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть в компьютерные игры, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, лень, безответственность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, привлечение новизной компьютерной игрушки, отсутствие информации о школьном задании или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Но не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, на которого наставлено дуло пистолета, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, дабы избежать смертельной пули, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, осознание необходимости достичь ее. Чем важнее цель для человека, тем больше препятствий он способен преодолеть. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно человек более или менее четко осознает цель, ради которой он совершает то или иное действие. Но бывает и так, что человек понимает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это случается, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться, достичь чего-то, либо избежать неприятностей, связано с нашими чувствами. То, что для человека является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Но чувства не являются единственным источником наших действий, т.к. случаются моменты потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

2 Саморегуляция

Саморегуляция волевых актов

Понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным, многозначным, часто «интуитивно-очевидным», несмотря на развитие других понятий с приставкой «само» - самооценки, самоотношения, самопознания [9]. Отмечается, что «в психологии до сих пор не сформированы четко основные понятия теории саморегуляции, уровни и компоненты ее психологической системы, не определена схема ее психологического анализа и конкретные пути его проведения» [4].

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Даже в раннем возрасте можно встретить высокое развитие воли. При этом уровень развитости воли выше там, где развиты творческие навыки. Например, у детей, увлеченных каким-либо творческим делом, у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая концентрацией внимания, упорством в достижении результата, систематической работой (рисованием, танцами, музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и распространяющихся на другие сферы жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Это, прежде всего, целеустремленность родителей, готовых дать ребенку всестороннее развитие, но при этом предъявляющих к нему достаточно высокие требования. Исследования показывают, что в таких семьях у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. «У каждого ребенка, даже грудного, уже есть...свободная воля…Если вы приказным тоном руководите ребенком, он теряет свободную волю. Вы живете его жизнью, вы забираете его мысли себе, вы отучаете его мыслить, вы отучаете его от свободы выбора, и это страшно. Как он будет жить дальше?» [15]. Если родители стремятся все время угождать ребенку, выполняют каждое его желание и не предъявляют ему требования, которые должны безоговорочно выполняться ребенком, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития. Важным моментом воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Роль родителей здесь очень высока, поскольку развитие у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения в обществе, но и формирует его внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности сдерживать и контролировать желания, сопоставлять их с возможностью реального воплощения в деятельности.

С другой стороны, несмотря на все старания родителей воспитать в ребенке волевые качества, может появиться проблема, описанная Ролло Мэй [18] - проблема отсутствия воли. По его мнению, эта проблема - нечто много большее, чем просто этическая проблема: современный человек слишком часто убежден, что даже если он действительно станет напрягать свою волю - или то, что он подразумевает под этим - его действия все равно ни к чему хорошему не приведут. Именно внутреннее ощущение бессилия, разлад в самой воле и составляет нашу опасную проблему. Ролло Мэй говорит о кризисе воли и ее обратной стороне - протесте. «Когда я спрашивал у некоторых преподавателей, каково отношение студентов в их учебных заведениях к войне во Вьетнаме, они отвечали, что разделение, скорее, было не на тех, кто "за" и кто "против" в отношении войны, а на протестующих, с одной стороны, и протестующих против тех, кто протестует - с другой. Протест является отчасти конструктивным, так как сохраняет некое подобие воли, утверждая ее через отрицание, - я знаю против чего я, даже если я и не могу конкретно сказать за что я». Известна способность ребенка двух-трех лет занимать отрицательную позицию относительно своих родителей, и это важный показатель начала формирования воли. Но если воля остается сугубо протестующей, она сохраняет свою зависимость от того, против чего она протестует. «Протест - это наполовину развившаяся воля. Зависимый, как ребенок от родителей, он черпает свою силу у своего врага. Это постепенно лишает волю ее сути; вы всегда остаетесь тенью вашего противника, ожидая, когда он сделает ход, чтобы сделать ход самому. Рано или поздно ваша воля опустошится, и тогда, возможно, вы будете вынуждены отступить к другой линии защиты» [18]. Поэтому следует внимательно подходить к воспитанию волевых качеств у ребенка в семье, внимательно наблюдать за реакцией ребенка.

Школа также выполняет важную функцию в воспитании волевых качеств ребенка. Сам процесс школьного обучения направлен на формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен научиться сидеть за партой определенное время, отведенное на урок и не может встать с места без разрешения учителя; должен уметь сдерживать желание поговорить с соседом по парте; не выкрикивать во время урока, пока не спросят; он должен систематически выполнять дома заданные уроки и т. д. Все это требует от ребенка довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив. Нередко, яркая личность педагога вызывает у ученика стремление подражать поведению учителя. И, если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников. Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Там, где существует атмосфера высокой требовательности, у ребенка с большей вероятностью сформируются соответствующие качества личности.

С возрастом, формирование волевых характеристик не прекращается; они развиваются в ходе самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, весь процесс воспитания человека определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности. И можно утверждать, что становление воли - это становление субъекта, способного к самоопределению.

Самодостаточная личность, обладающая помимо прочих личностных характеристик, развитой волей, это организм, которому под силу контролировать самого себя и свои поступки, ведь «воля на высших своих ступенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует, поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им» [19].

2.2 Волевые качества личности

Как добиться умения контролировать себя, свои эмоции и желания и делать правильный выбор? Перед каждым действием, человеку необходимо принять решение. Это решение означает дальнейшие изменения событий вокруг. Осознание того, что от последствий его поступка окружающий мир может измениться, а также понимание зависимости того, что может произойти от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Сила воли - это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Волевой человек не имеет слабых мест. «Его нельзя обидеть, нельзя ущемить, нельзя возмутить, потому что человек силен и может перенести любую враждебную энергию, подавив ее, расщепив ее, превратив в ничто в своем сердце, либо закрыв свое сердце от чужой атаки» [15].

Волевые качества -- это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [7].

Так как воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических качеств, то, говоря о саморегуляции волевыми актами, индивиду необходимо развивать эти качества в совокупности. Чаще всего рядом с волей стоят такие качества личности, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. Сюда также можно добавить критичность, исполнительность и уверенность.

Развитие каждого качества в отдельности и в целом зависит от отдельно взятого индивида, его психофизиологических характеристик, темперамента, воспитанности и т.д.

Одним из важных качеств для выработки умения владеть своими чувствами и волей, можно выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному желанию, не дожидаясь указаний извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играют интенсивность и яркость побуждений; но и огромное значение имеют личностные интеллектуальные данные. Человек с богатой фантазией, яркими представлениями, умеющий строить увлекательные планы и привлекать идеями, которые его инициатива, соединенная с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, может воплотить в жизнь, не побоится проявиться в любой среде, куда бы ни попал. Такой человек постоянно собирает вокруг себя единомышленников, озадаченных новой идеей и дает новые импульсы другим людям.

С другой стороныинертная натура. Такой человек с трудом сделает и первый шаг. Хотя инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать начатое дело. Они не в состоянии сами что-то затеять, предпринять по собственной инициативе.

Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения, в умении не поддаваться влиянию препятствий, возникающих при достижении поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия поправки, основанные на советах более опытных людей. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, где человек сам усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе. Например, уже в 3-4 года некоторые дети сами пытаются одеться, завязать шнурки на ботинках, при этом путаются в завязках, кряхтят, но отказываются от помощи взрослого, показывая тем самым свою состоятельность как человека, умеющего самому исполнить желаемое.

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся при самом принятии решения. Решительность выражается в уверенности, и быстром темпе, «в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов» [13] с которым принимается решение. Здесь также важно отметить наличие твердости в проведении решения. У нерешительного человека принятие решения похоже на колебания маятника то в одну, то в другую сторону. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

С другой стороны, некоторые люди, кажущиеся решительными по поступкам привносят большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они словно выкладывают всю свою энергию в первый рывок действия, но и очень быстро отступают назад, не имея сил продолжить натиск. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налета и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, невелика. Поэтому ее должна сопровождать целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности [13]. Очень часто, рядом с понятием целеустремленности стоит настойчивостьДанное понятие практически идентично понятию целеустремленности; оно характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Различают целеустремленность стратегическую, т. е. применение определенных принципов и идеалов в течение всей своей жизнедеятельности, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить четкие цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

Настойчивость или целеустремленность наряду с решительностью являются особенно существенными свойствами воли. Чаще всего, когда говорят, в общем, о сильной воле, то имеют в виду именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то есть, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду, прежде всего, неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Обычно такую нерешительность или ненастойчивость проявляют те, кто не способен жить общим делом, либо легко возбуждающиеся в порыве что-то сделать, но быстро остывающие. Таких людей мало, что интересует длительный период времени, они начинают дело, но не заканчивают его. Ребенок с неразвитой волей и настойчивостью под влиянием родителей может за год сменить десяток секций по интересам и так ничему и не научиться за этот период. И родители не поймут, почему же такой «талантливый ребенок» ничего не добивается в жизни. Для выработки сильной воли необходимо всегда доводить начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить несколько срывов, раз за разом не доводя начатое дело до конца. «Настойчивость - это ценнейшее качество сильной воли - заключается именно в том, чтобы неуклонно, невзирая на препятствия, доводить начатое дело до конца, добиваясь осуществления своей цели. Ее нужно воспитывать на практике, на деле» [19].

От настойчивости следует отличать упрямство. Чаще всего упрямство выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководствуясь не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. Упрямство вызывается еще страхом за себя. Мы боимся заболеть, боимся беды, неожиданностей, обстоятельств - и поэтому упрямо стараемся защититься. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность его действий. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого, сформированного самим человеком, принципа, которому он подчиняет все второстепенное.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, важными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. Они выражаются в умении сдерживать и контролировать свои чувства, когда это требуется, в недопущении внезапных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманный поступок, а также воздерживаться от желания сделать то, что представляется нерациональным или неправильным. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над второстепенными. То, каким будет самоконтроль, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек потеряет уверенность в себе, будет сомневаться в каждом совершаемом им шаге. И в этом случае стремление человека к достижению поставленной цели будет постепенно угасать и то, что стояло в плане, уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности, берется за непосильное дело и не справляется с ним, остановившись на полпути. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и исправлять свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Некоторые психологи добавляют к волевым качествам такой признак, как храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность