Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Виды поведенческих установок и стереотипов

Людьми воспринимают друг друга с точки зрения сложившихся стереотипов. Мы не всегда понимаем поведение и взгляды других людей, обычно рассматриваем их с точки зрения своего мировоззрения, согласно принятыми нами традициями и нормами поведения. Непонимание чужого поведения, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному толкованию смысла их действий, и приводит к возникновению целого рядя негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате проявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного человека. Так постепенно складываются стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо человека, его поведения или его культуры. Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.

Данной проблемой занимается прикладная социология. Она описывает изучение взаимоотношений различных групп общества: этнических, политических, объединений по интересам и других, а также отношений между этими группами и социальными институтами: органами власти, ассоциациями, средствами массовой коммуникации и других. Так как мотивами массового поведения является различие интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих представлений, который не всегда принимает благоприятную социальную форму, необходимо предотвратить нежелательный конфликт в самом его начале. Получить подобные сведения можно благодаря различным методам социологического измерения установок тех групп населения, которые находятся в ситуации социального противоречия, напряжения, конфликта.

Наука различает социальную установку и социальный стереотип.

Социальная установка – это ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Понятие социальной установки было введено в научный контекст У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная установка – это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта». Установка - это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.

Поведенческие установки могут быть нескольких видов: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определённым образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую предварительную настройку индивида на совершение действия определёнными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Социальный стереотип выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; это составная часть установки. Стереотипы могут быть разных видов: положительные и отрицательные (образы и поведение); национальные (немецкое трудолюбие, японское качество); этнические (темнокожие – лучшие джазовые исполнители, французы – законодатели моды); ролевые (хорошие хозяйки выбирают …); относящиеся в пол (женщина за рулем – обезьяна с гранатой, женщина на корабле – быть беде); возрастные (горе от ума, в твоем возрасте пора бы знать); статусные (начальник всегда прав, я начальник – ты дурак); потребительские (дорогое – значит хорошее, доверяю только люксовым маркам косметики).

Термин "установка" в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д.Н. Узнадзе. По его мнению, установка - это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, «реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке[1]».

Современный российский психолог А.П. Назаретян, признавая устойчивость стереотипа, отмечает возможность его "переворачивания". Так, по его мнению, стереотипы, сформированные советской пропагандой, не смогли устоять перед потоками противоположной им информации, хлынувшей из средств массовой информации в период горбачевской "гласности" (вторая половина 1980-х годов). Однако, не поддаваясь разрушению, они перевернулись на противоположную сторону. В этот период популярными стали утверждения, что западный (особенно американский) капитализм и есть то идеальное общество, к которому следует стремиться.

Формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, то есть определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик.

Однако устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования. Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ. Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения.

По-моему, это неоднозначный вопрос. Человек живет и действует по принятым установкам и стереотипам, заложенным в него с детства. Однако в процессе жизни, человек сам вырабатывает свои оценочные суждения о своих личных установках и стереотипах. Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям. Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

Установки и стереотипы оказывают влияние на поведение человека в обществе. Так, например, в странах Ближнего Востока женщинам принято носить одежду, закрывающую тело и лицо, а в европейских странах принято носить открытую одежду и это считается нормой. Установки и стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира как отдельного человека, так и больших социальных и культурных общностей.

Несмотря на то, являются стереотипы обоснованными или необоснованными, истинными или ложными, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и контакты.

Стереотипы и установки помогают человеку составить свое мнение об окружающей действительности, составить мировоззрение. Человеку проще использовать уже устоявшиеся взгляды и мнения, чем каждый раз смотреть на вещи по-новому. Система стереотипов, прижившихся в том или ином обществе, служит основой его культуры, она составляет основу картины мира людей.

Вместе с тем, существование стереотипов носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой стороны – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

Формирование поведенческих установок и стереотипов - это ни плохо и ни хорошо, они несут объективно необходимую функцию, позволяют быстро и надежно упростить социальное окружение индивида.

Стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

Список использованной литературы и источников.

  1. Муштук О.З., Социология / Муштук О.З. - М.: Университет "Университет", 2015. - 252 с. (Серия "Легкий учебник") - ISBN 978-5-4257-0187-9 // Текст: электронный - ЭБС "Консультант студента" [сайт] // URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785425701879.html - режим доступа: по подписке.
  2. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии / Павленок П.Д., - 2-е изд. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 255 с. Интернет ресурс Библиотека малых словарей "ИНФРА-М" – электронный доступ: http://znanium.com/catalog/product/979141. – режим
  3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961, - 210 с.
  4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/ - режим доступа свободный.
  1. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961, - 121 с.