Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цели и ценности. Значение выбора цели на основе своих ценностей

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формировання, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Тахо- вой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что есть Искусственный интеллект”, Однако такие машины созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна и только деятельность человека целеполагающая. В религиозном мировоз­зрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания : лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные дня исполнения ее членами. Норма — это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логи­ческие и другие нормы.

Каждая норма формируется на основе опреде­ленных законов и включает 4 основных элемента:

1) содержание - дей­ствие, являющееся объектом регуляции (познание, практика);

2) харак­тер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;

3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;

4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Эго всевоз­можные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях; регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях.

Философ О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. “Ценность", пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положи­тельную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных н качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону тений общественного осознана (субъективные ценности, или ценно­сти сознания). К предметным ценностям О.Г. Дробницкий относит ес­тественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихий­ных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явле­ниях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в вике предметов богатст­ва современников; полезный эффект или теоретическое значение науч­ной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектах и произведениях искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императи­вы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям “отрицательных" значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечи­мой болезнью, сама эта болезнь есть “ценность". Мы полагаем, что прав философ А.М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не вся­кая значимость есть ценность. “Ценность, — отмечает он, - есть поло­жительны значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему”. Для индивида ценно то, что служит его интересам, развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определённой ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценностями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей человечески жизненного плана. По убеждению И.С.Нарского (нам оно представляется важным), материальные блага являются лишь средством дви­жения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

Частично этот вопрос был только что затронут, когда мы для пояснения понятия “ценность” коснулись предметных ценностей и ценносгей субъективных. Но данный вопрос не исчерпывается ответом только на существование отмеченных видов ценностей. Исследователи указывают ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от руга групп ценностей. В книге “Философия” под редакцией В.И. Кириллова выделены такие их группы: по содержанию — экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту — субьективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее (ежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности — ее, смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. “Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения.. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют “социальным характером".

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций. Одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал - этo образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически челове­ческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления". Прежде, чем говорить о моей системы ценности, и системе ценностей моих родителей, хотелось бы разобраться, что же из себя представляет эта система? Система ценностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе. Человек опирается на систему при сравнении и выборе решений.
Несмотря на согласие исследователей по вопросам определений, по поводу количества и набора ценностей в системах между психологами существуют глубокие расхождения, хотя некоторые и говорят об «универсальном» характере «базовых» ценностей.

Практический прорыв в изучении систем ценностей наступил, когда М. Рокич в своих работах 1968 и 1973 годов, используя ранее полученные результаты, разделил ценности на терминальные (также конечные, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни) и инструментальные (таланты, связанные с методами достижения целей). Например, по Рокичу любовь является конечной ценностью, а способность любить — инструментальной. Рокич постулировал, что внутри обоих поднаборов ценностей существует иерархия (ценности упорядочены), и, тем самым, система ценностей индивида представляет собой два упорядоченных списка. Рокич также провёл различие между ценностями и установками: ценность характеризует веру в общее понятие, которое может относится к нескольким конкретным объектам и ситуациям, в то время как установка — это набор верований, которые относятся к одному объекту или ситуации.
Что же касается моего мнения по этому поводу, то я считаю, что иерархия ценностей для каждого человека индивидуальна, и зависит от его воспитания и влияния со стороны общества. Для кого-то конечной целью является богатство, денежная достаточность, а для достижения своей цели, он будет считать скупость и неискренность нормальным поведением. Другие же главной целью ставят создание домашнего очага, счастливой семьи, воспитание здоровых умных детей. Для таких людей свойственна искренность, открытость, самоотдача. Так же, ценности имеют свойство меняться со временем, и то, что казалось нам правильным несколько лет назад, может со временем измениться и казаться неверным, ошибочным. Это происходит от изменения нашего характера, и опять из-за влияния различных людей и обществ.
Теперь о том, что касается лично меня и моих родителей. Начну с того, что мои родители получали совершенно разное воспитание, и системы ценностей у них очень отличаются. Мать воспитывалась в строгости. Ей с детства прививали уважение к старшим, правильные манеры, ответственность. С ранних лет для нее главной целью, а то бишь терминальной ценностью, было создание счастливой семьи, рождение и воспитание детей, забота о своем здоровье и здоровье своих близких. А инструментальными ценностями для нее являются честность, искренность, самоотдача, ответственность, сдержанность. Пожалуй, эти качества всегда сопровождать мою маму по жизни, и она очень ценит эти качества в других. Хочется сказать, что это самые главные ценности моей матери. Так же можно назвать и второстепенные ценности, которые тоже важны для нее, но с отсутствием которых она еще может мириться, в отличие от первых. Это такие ценности как уважение общества, веселье, интересная и активная жизнь, аккуратность. Я считаю, что воспитание и установки моей матери верны, и мне бы хотелось следовать им, но, как я уже высказала, ценности каждого индивидуальны, и мои ценности немного отличаются от ценностей моей мамы. Что касается отца, то могу сказать, что его ценности совершенно противоположны ценностям, которые я называла выше. Для него главными ценностями являются богатство, удовольствия, признание в обществе, лидерство. Для достижения же этих целей мой отец придерживается следующих качеств: лживость, неверность, тираничность, несдержанность. Не могу сказать, что такие ценности плохи, но, на мой взгляд, они не должны стоять на первом месте, тем более неверны такие способы и качества для достижения этих целей.
Что же касается меня, то, скорее всего я, как и многие дети, собирательный образ моих родителей, и мои ценности с ценностями родителей очень схожи. Для меня важнейшие ценности совпадают с ценностями матери, то есть для меня в первую очередь важно создание крепкой семьи, создание уютного домашнего очага, понимание и здоровье близких и родных. Так же для меня важны и отцовские ценности, это успех, признание в обществе, удовольствия, но для меня они являются второстепенными. Хочется сказать, что способы достижения моих второстепенных ценностей отличаются от отца. Для меня важно достижение этих целей не посредством обмана, принуждения, тиранства, а посредством труда, честности, искренности, понимания, уважения.
В заключение, хочется сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей, ценю их понимание жизни, их ценности, их качества. Но, как развивающаяся личность, я имею свои ценности и качества, которые на данный момент считаю правильными, в чем же опять хочется отдать должное родителям, за внушение этих ценностей и правил жизни. Возможно, в дальнейшем эти ценности и понимания будут изменяться, корректироваться, но это естественно для человека, живущего в современном обществе.