Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Структура творческого процесса

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Сущность творческого процесса видят «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко), как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М.), как «создание с помощью действия нового продукта» (К. Роджерс) или как «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых».

В отдельных видах творчества структура творческого процесса обладает своими особенностями. Ограничимся рассмотрением её на примере научного и технического творчества.

Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и фор­мулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска ре­шения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Идеальное, как центральное звено творческого процесса, рождается под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.

Итак, структура творческого процесса является довольно сложной. Для характеристики этапов (или фаз) научного творчества приведем несколько близких друг к другу трактовок.

Д. Маккиннон выделяет пять этапов:

1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы;

2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование;

3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации;

4) озарение, или «инсайт»;

5) верифи­кация.

А.М. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, фор­мулирование цели и задач исследования;

2) сбор информации и выбор методологии исследования;

1) поиск путей разрешения научной про­блемы, «вынашивание» новой научной идеи;

2) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого уче­ным явления;

3) оформление полученных научных данных в логически стройную систему.

По мнению И. Тейлора творческий процесс имеет этапы:

1) формулирования проблемы;

2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т.д.;

3) внедрения и использования творческого продукта, т.е. преобразования какой-то части окружающей среды.

Что касается технического творчества, то оно имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировку технической задачи, выработку технической идеи, создание идеальной модели, материали­зацию идеального образа, отработку и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование.